История неизвестной

Автор:
Наталья Швец
История неизвестной
Аннотация:
История написания картины Ивана Крамского "Портрет неизвестной". Сделаан попытка рассказать о том, кто мог послужить моделью при написании картины.
Текст:
Когда в 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской выставил портрет неизвестной на 11-й выставке Товарищества передвижников, разгорелся скандал. Возмущение вызвал факт появления дамы без имени среди прочих «своих» портретов выставки...


Картина "Неизвестная" Ивана Крамского известна практически всем и никого не оставляет равнодушным. Лично я в детстве была просто восхищена красавицей и мечтала хотя бы немного быть на нее похожей. Больше всего интересовало - кто она? Моя мама считала, что на картине изображена Анна Каренина. А так как внешность толстовской героини была списана с дочери Пушкина Марии Гартунг, следовательно, как вариант - это могла быть она.

Став постарше и полюбив поэзию Блока стала думать, что это иллюстрация к ее знаменитой "Незнакомке". К слову, так думают многие.

Официальных версий, кто изображен на картине, существует несколько. По одной, самой распространенной версии, на ней изображена курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

По другой, император Александр II заказал портрет своей возлюбленной Екатерины Долгорукой. Доподлино установлено, факт имел место быть. Долгорукая позировала Крамскому урывками. Художник вынужден был приглашать других натурщиц. Работа тянулась долго. Крамской искал обобщения, и портрет отдалялся от оригинала все дальше.

После смерти заказчика про портрет никто и не вспомнил. Известно, что портрет, в итоге, не был востребован, и остался в собственности художника. Прошло еще два года, прежде чем художник решился выставить портрет «Неизвестной» для обозрения. Про княгиню давно забыли, но богатый предприниматель, известный коллекционер и меценат Павел Третьяков, купивший картину для коллекции, еще долго держал ее в запасниках. Зачем рисковать, вдруг кто-нибудь узнает неизвестную?

Однако в противовес этой легенде, выставляется иная. Согласно неё на портрете изображена дочь самого художника Софья.

Отцовская любимица Софья Крамская родилась предположительно в 1866 (по другим сведениям в 1867 году). Она училась в обычной гимназии. Рано стала проявлять интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал её первым учителем.

В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы, на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами.

Крамской, несмотря на простое происхождение (он был сыном писаря из городка Острогожска), был принят при дворе и даже стал там своим человеком. Не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно - талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Увидев талант дочери, он стал серьёзно заниматься и с ней.

После смерти Ивана Крамского в 1887 году София брала уроки Александра Литовченко и Александра Соколова, пользовалась советами Архипа Куинджи. В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг отца скульптор Марк Антокольский.

Как продолжательница традиций отца, она стала много заниматься портретами, причем ее буквально засыпали заказами. Но не только портретами прославилась художница: известны ее миниатюры, натюрморты, жанровые картины мелодраматического сюжета. Активно участвовала в различных выставках.

Софья Ивановна стала настолько знаменитой, что в 1890 — 1900-е годы была приглашена для написания портретов царской семьи: она исполнила серию акварельных портретов императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея, великих князей и княжон.

Софья Крамская неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровня - в Академии художеств, в Обществе живописцев-аквалеристов, в художественном отделе Всероссийской ярмарки в Нижнем Новгороде и др. Была она известна и как книжный иллюстратор, оформляя, например, издания к юбилею Пушкина. Замечательными были и её жанровые картины. Однако судьба многих работ осталась неизвестной.

После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована... Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды - революция, Гражданская война, смерть матери в 1919 году...

Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни. С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать "Историю религии" в издательстве "Атеист".

Свою веру Софья Ивановна особо не скрывала, как и не скрывала христианское желание помочь ближнему. Дочь художника помогала многим своим прежними друзьям устроиться на работу, чтобы как-то выжить. Всё это и вменили пожилой женщине в вину. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде.

Все, проходившие по делу, говорили о религиозности художницы, что усложняло её положение. Крамская-Юнкер была приговорена как «чуждый элемент» к 3 годам ссылки в Сибирь, но из-за нервного потрясения у неё случился инсульт. С тяжёлым параличом она была отправлена в тюремную больницу ДПЗ.

15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы написала письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь политзаключённым. Софья Ивановна рассказала о тяжёлой болезни, о перенесённых во время ссылки двух операциях. Она пыталась доказать, что приносит пользу, несмотря на состояние здоровья. В Иркутске работала как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – как фотограф и ретушёр в местной газете.

В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Её просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой в Ленинград, то пусть её хотя бы оставят в Красноярске до поправки здоровья и обязательно предоставят работу. Ведь правая рука действует, не разбита параличом.

28 февраля 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности». 25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград и написала благодарственное письмо Екатерине Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы.

В 1933 году художница скончалась при странных обстоятельствах. Якобы, она уколола палец, когда чистила селёдку, и, по словам брата, "умерла от рыбьего яда". Реабилитировали её за отсутствием состава преступления только в 1989 году.

Так кто же все-так запечатлён на картине "Неизвестная"? Ни в письмах, ни в дневниках художник не оставил упоминаний о личности молодой женщины. Остаётся только предполагать кто она, красавица, изображённая на картине Крамского....

Репродукция картины Ивана Крамского "Неизвестная" 
+4
09:22
525
20:13
Спасибо, Наталья! Очень хорошая работа: интересно, познавательно, легко читается.
Но, скорее всего, она относится к блогам.
12:16
+1
Добрый день, Светлана! спасибо за ваш комментарий. Как ни странно, но все, что публикую, получается не в струю. Как говорили классики: «Будем искать»…
Всё в струю! Просто переместите из произведений в блоги.
15:10 (отредактировано)
Спасибо за совет! Сделал, как высказали, и верно, дело пошло. Правда, этот пост не стала перемещать
Загрузка...
Алексей Ханыкин

Другие публикации