Пробуждение. Экскурс в историю. Польские черкессы

Автор:
Нефер Митанни
Пробуждение. Экскурс в историю. Польские черкессы
Аннотация:
Дорогие мои читатели! Предлагаю всем, кому интересно, совершить экскурс в реальную историю рода моей героини. Если же кому-то скучны такие моменты, можно смело пропустить эту справку и просто ожидать следующей главы.Вот та, весьма скудная информация, которую мне удалось найти в Сети об этом эпизоде в истории Кавказа. Иллюстрации тоже взяты из сети. Буду рада и благодарна, если мои читатели дополнят мой рассказ.
Текст:

Между реками Терек и Кубань есть древняя земля Пятигорье (самоназвание - Bgiytxw, «Пять гор»), по-татарски звучит как Бештау. В наши дни это земли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, части Ставропольского края. Народ, населявший эти места, отличался необычайным свободолюбием, многие сильные мира пытались его покорить, но даже принимая то или иное подданство, черкесы продолжали жить по своим законам и обычаям.

Народ этот известен с незапамятных времён, 2500 лет назад их описывали древние греки. Названий у народа было множество, но общеплеменное – адыги. На протяжении тысячелетней эпохи - с V по XV век - древнеадыгское население Северо-Западного Кавказа было объединено в рамках единой страны – Зихии, названной так иноземцами по названию одного из адыгских племен эпохи античности, но со временем это племя выступило ведущей силой в объединении всей адыгской страны и для античных (греко-римских) и затем византийских авторов данное название служило основным наименованием для народа и страны Северо-Западного Кавказа. Прокопий Кесарийский в середине VI в. отмечает независимость Зихии от Византийской империи. Константин Багрянородный, император и историк, в середине X в. также констатирует независимость Зихии, отмечая ее весьма внушительные границы от Таманского полуострова до Абазгии на протяжении 300 миль. Арабский ученый-энциклопедист ал-Масуди также в середине X в. отмечает независимый статус страны Кашак (арабо-персидский этноним для обозначения зихов), ее высокий социально-экономический уровень, интенсивность морских торговых коммуникаций с Трапезундом, крупнейшим византийским морским портом на южном берегу Черного моря. В VIII-X вв. в Зихии чеканилась собственная монета.

Одновременно с использованием в западных источниках этнонима зих (и название страны - Зихия), в восточных исторических и географических трактатах в качестве синонима данного этнонима использовалось название кашак (в арабо-персидских источниках), касог - в русских летописях, гашк - в армянских географических и исторических сочинениях; каса - в еврейских документах. Фактически, термины зих и кашак являются полностью синонимичными понятиями.
Начиная с середины XIII столетия в восточной этногеографической номенклатуре названий термин кашак (касог) вытесняется на новое обозначение адыгов - этноним черкес и соответственно наименование страны, населенной черкесами - Черкесия. При этом, в русском произношении господствует форма черкас, в арабско-персидском - джаркас и шаркас. На протяжении XIII-XVII вв. термины зих и черкес используются синхронно и как полные синонимы. В западных источниках XIII-XVI веков используются и термин зих (Зихия), и термин черкес (Черкесия). Одно и то же лицо в рамках одного документа может именоваться, то зихом, то черкесом. Путешественники, посетившие страну адыгов, подчеркивали, что тот народ, который на Западе называют зихами, турки, русские и татары именуют черкесами.
Длительное время самоназвание зихов-черкесов - эндоэтноним «адыгэ» - оставался в тени внешних этнонимов. Причина этого явления проста: адыги, как и очень многие другие этносы Европы и Ближнего Востока, оставались народом без собственной письменности. Самоназвание «адыгэ» неизбежно должно было проявиться по мере возрастания интеллектуальной среды на Западе, учащения межкультурных контактов, интенсивности посещения страны адыгов образованными купцами, дипломатами и церковниками. Закономерно, что впервые термин «адыгэ» употребляется в подробном этнографическом описании Черкесии-Зихии, предпринятом итальянским путешественником Джорджио Интериано в конце XV в. Сочинение Интериано под названием «Быт и страна зихов, именуемыых черкесами» вышло в свет в Венеции в 1503 г. В начале этого описания Интериано констатирует следующее важнейшее для понимания системы словоупотребления обстоятельство: «Зихи - называемые так на языках: греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига».

Австрийский посол в Москве Сигизмунд Герберштейн в 1527 г. выпустил книгу «Записки о Московитских делах», получившую широкую известность в Европе. О черкесах он сообщал: «… Русские утверждают, что это христиане, что они живут независимо по своим законам, а церковную службу выполняют по греческому обряду на славянском языке, которым они пользуются главным образом в жизни». Свое сочинение С. Герберштейн снабдил картой, где он вполне определенно очертил границы расселения донских черкасов, а также древнего Пятигорского Княжества на Северном Кавказе. Он даже указал крест, стоящий на самой высокой вершине Пятигорья, то есть на горе Бештау.


Известны и другие географические карты той эпохи. Например, самая подробная на тот момент карта областей, практически недоступных до того момента для европейцев. Составил карту английский диплломат, первый полномочный посол Британии в России, крупный деятель английской «Московской компании», который четырежды пересек Россию от Белого моря до Астрахани в 1557-1562 гг., Энтони Дженкинсон.Составлена эта карта была для практических торговых нужд (не по преданиям), поэтому она максимально достоверна. Карта абсолютно не метрична, и топология многих ее частей, особенно на Урало–Сибирском Востоке, далека от действительности. Некоторые объекты являются плодами неверных рассказов: в частности, «Китайское озеро» на реке Обь или какая-то мифическая «Казакия» к востоку от Оби. Однако на этой карте на Северном Кавказе мы обнаруживаем Пятигорских черкасов. 

 В XIV-XV вв. происходит весьма значительный территориальный рост страны адыгов - Черкесии. Адыги выходят далеко за пределы тех границ, в которых их страна существовала в домонгольский период своей истории. Под руководством своих князей адыги заселяют обширные территории в Центральном Предкавказье. Таким образом, на политической карте Кавказа появляется Кабарда или Восточная Черкесия. В северо-западном направлении адыгские поселения тянутся вдоль восточного побережья Азовского моря вплоть до устья Дона. На черноморском побережье адыгская граница в конце XIII - XIV вв. продвигается от Туапсе до Адлера. На протяжении эпохи позднего средневековья и нового времени - XIV-XVIII вв. - Черкесия является наиболее крупной страной Кавказа. При этом, совокупный военный потенциал адыгских князей далеко превосходит любую другую военную силу в регионе. Перед нами протяженная эпоха военно-политического могущества Черкесии. Адыгские поселения начинаются на Таманском полуострове и заканчиваются в устье Терека на берегу Каспийского моря.

Черкесские княжества постепенно включают в свой состав значительные районы с неадыгским населением:
северокавказские абазины-шкарауа входят в состав княжества Бесленей, северокавказские абазины-тапанта, карачаевцы, балкарцы и часть северокавказских осетин - в состав Большой Кабарды; часть осетин, ингушей и чеченцев - в состав двух княжеств Малой Кабарды - Джиляхстаней и Татлостаней. Таким образом, в этническом отношении Черкесия становится многонациональной страной. На собственно адыгских землях на протяжении всего этого периода появляются и основывают постоянные национальные общины евреи, греки, армяне. И, если адыгские евреи ассимилировались в адыгской среде полностью к XVIII веку, то адыгские греки - адыгэ урымхэр - и адыгские армяне - адыгэ ермэлхэр - сохраняли определенные черты культурной самобытности вплоть до XIX в. Важной составной частью адыгского политического пространства начиная с XVII века становятся отдельные субэтнические подразделения ногайцев, преимущественно представители Малой Ногайской орды. Ногайское население Черкесии в культурном отношении очень сильно сблизилось с коренным адыгским населением, переняв у него местные стандарты жилищно-поселенческого комплекса, одежду, вооружение и, что крайне важно, став двуязычной - тюрко-адыгской - этнографической группой.
Название страны - Черкесия (часто в виде Черкессия) - использовалось во всех видах источников - исторических, этнографических, географических и статистических описаниях, а также в официальных государственных документах России, Великобритании, Франции, Польши, Османской империи, Грузии, Сефевидского Ирана, Крымского ханства. Использовалось еще и такое синонимичное понятие как «земля Адыгов». Им пользуется, в частности, высшее руководство Кубанского казачьего войска в своих обращениях к императору Александру II.

Черкесия состояла из более, чем десятка княжеств - Хатукай, Хамышей, Черченей, Темиргой, Бесленей, Татлостаней, Джиляхстаней, Большая Кабарда, Большой и Малый Жане, Хегайк, Махош, Адами. Часть этих княжеств могла дробиться на крупные феодальные владения, отличавшиеся стабильностью политического статуса. Такие владения могли принадлежать отдельным ветвям княжеских домов. Например, Алегукова Кабарда, Ходождукова Кабарда в XVII в. Крупные феодальные владения могли иметь во главе не только князя, но и первостепенного дворянина (тлекотлеша). Таким владением в XVII в. являлась так называемая Анзорова Кабарда, то есть полусамостоятельная часть Большой Кабарды, которая принадлежала фамилии тлекотлешей Анзоровых. Горные районы Западной Черкесии были поделены на три больших субэтнических области - Большой и Малый Шапсуг, Натухадж и Абдзах. В русской этнографической традиции эти названия передаются как Шапсугия, Натухай и Абадзехия соответственно. В рамках этих территорий существовали многочисленные феодальные владения князей (пши) и орков. Но их феодальные прерогативы на этих территориях были серьезно стеснены так называемыми соприсяжными братствами - политическими объединениями свободных горцев - мелких землевладельцев. Соприсяжные братства к началу XIX века подчинили своему влиянию аристократические фамилии - настолько, что последние на равных условиях вошли в состав соприсяжных объединений рядовых горцев.

Несмотря на кажущуюся раздробленность, адыгская страна обладала внутренним структурным единством.
Черкесия являлась конфедерацией княжеств и горских соприсяжных объединений. Это единство осознавалось на протяжении всех веков существования адыгской страны. Человек Черкесии очень четко идентифицировал себя как житель страны - Черкесии. На родном языке он отвечал, что является адыгом, а представляясь за рубежом говорил, что он черкес, уроженец Черкесии.

Польские черкесы

Черкессия или Кабарда в XV и XVI веках с одной стороны граничила с крымскими татарами, а с другой стороны – с кланами Темрюка. Независимая Кабарда также имела близкие связи с крымскими татарами, которые часто использовали кабардинских воинов в войнах против своих соседей. В 1555-1560 годах Черкессия перешла под правление России.
Как же появились пятигорцы на территории Речи Посполитой? Информация довольно запутанная. Как пишет в своей статье «ЧЕРКЕССКИЕ КНЯЗЬЯ В ПОЛЬШЕ» польский автор М. Крушиский, главная роль в появлении черкесов на территории ВКЛ принадлежит Дмитрию Ивановичу Вешнивецкому, Создателю Запорожской Сечи, активному участнику украинского казачества.

Дмитрий Вишнивецкий в 1558 году переходит на службу к Ивану Грозному, с целью более активного участия в борьбе с татарами. В том же году, Вишнивецкий вместе со своими казаками отправляется по приказу Ивана Грозного в поход на Кабарду. Где в тот момент были сильны процарские позиции. Дмитрий Вишнивецкий стал воеводой кабардинским (наместником, губернатором русского царя в регионе), вместе с кабардинцами, совершил поход на ногайцев и два похода на Дагестан. В среде местного населения «пятигорцев» Дмитрий Вишнивецкий, как и среди казаков получил признание, многим из местных князей поддерживали Дмитрия. Но, все изменилось после начала Ливонской войны царя Ивана Грозного с Польско-Литовским княжеством (Короной Польской), Ливонским орденом, Швецией. В 1563 году войска Ивана Грозного захватили Полоцк. В этом же году (по иным источникам в 1561 году) Дмитрий Вишнивецкий вернулся на свою родину, в пределы Речи Посполитой, то есть отказался поддерживать русского царя в войне против своей родной страны. Это разозлило Ивана Грозного, который якобы сказал: «Димитро пришел к нам, как собака, и ушел так же». В конечном счете, князя Вишневецкого взяли в плен в Молдове в 1563 году и послали в Стамбул, где он был казнен за свои нападения на татар.
Через несколько месяцев группа черкесских князей, у которых сложились дружественные личные отношения с Дмитрием Вишневецким и которые были против правления России в Кабарде, послали некоторое количество воинов в Польшу попросить о помощи. Эти князья были приговорены к смерти Иваном Грозным. В августе 1561 года польский король разрешил всем воинам Пятигорья, кто желал того, приехать в Польшу.
В 1562 году пять кабардинских князей оставили свои дома на Кавказе и нашли спасение в Польше вместе с семьями и воинами, там было порядка трёх сотен воинов. Польский король радушно принял их с множеством почестей и подарков. В Польшу перешли, следующие кабардинские князья со своими кланами:
Касим Камбулатович (Черкасский),
Гаврила Камбулатович (Черкасский);
Онышко/Александр Кудадек (Черкасский), сын очень важного Западно-Черкесского князя Сибок Васул Консаукович. Темрюк Жумкович был знаком с Сибок и членами его клана;
Солтан Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка,
Темрюк Жумкович (Черкасский), сын Жумека Темрюка.

Русский царь понял, что отдал много очень хороших воинов своему врагу – Польше. Это, еще сильнее разозлило его. Он послал свое доверенное лицо, Алексея Клобукова, в Польшу получить князей обратно, но «Пятигорские» князья оказали ему холодный прием. Большинство черкесских переселенцев уже были ортодоксальными христианами, но некоторые еще оставались язычниками. Позже потомки воинов стали украинскими православными, тогда как те, кто принадлежал к высшему сословию, приняли польское католичество.
Солтан и Темрюк стали командирами особых полков пятигорских казаков в польской армии. Именно Темрюк показал лучшие качества черкесского командира. О героизме говорит множество документов. Например, 13 апреля 1572 года, когда мощная турецкая армия атаковала польские силы в Молдове, все польские части покинули поле боя в панике, и только Темрюк со своим пятигорским полком остался и дрался до тех пор, пока польские части оправились и верну­лись остановить турок.

Его храбрые подвиги не остались без награды. Польский сейм и король не раз выделяли его среди рядов польской аристократии. Ему были пожалованы большие поместья в латвийской, киевской и подольской частях страны. Со временем пять черкесских князей стали более могущественными и богатыми. Позднее новые черкесские воины прибывали в Польшу, чтобы вступить в особые полки пятигорских казаков. Через несколько лет эти полки стали основной составной частью польской армии, вплоть до 1795 года, когда Польша была оккупирована и разделена Россией, Пруссией и Австрией.

После смерти черкесских князей, основателей этих полков – и после потери Польшей независимости, общее количество черкесов сократилось и распределилось между польскими, украинскими и татарскими воинами. Однако полки сохранили свою черкесскую внешность и характерные черты: обычаи, оружие, тактику боя. Основное отличие от других формирований, наличие на вооружение короткого копья рогатины. Сегодня польские историки признают огромное влияние тех пяти князей на эволюцию польской армии. Пятигорская лёгкая конница считалась одной из лучших армий в Европе, даже когда пополнялась уже не только выходцами из Черкессии.

Потомки черкесских князей влились в польское общество. 

+1
11:47
1061
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Владимир Чернявский