Серебряная нить

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
ЛюбовьТк
Серебряная нить
Аннотация:
Чудеса на Рождество
Текст:

Рассказ я этот услышал на постоялом дворе, от одного мужичка. Дело было зимой под самое Рождество. Ехал я по торговым делам в город Н-ск. В дороге началась метель  − пришлось пережидать непогоду на небольшом подворье. Люд там собрался разный и простые людишки, и военные, да такие как я, торговые. От скуки принялись рассказывать друг другу байки. Вот тогда-то эту историю я и услышал, а после записал. Вот она.

***

Всё это случилось со мной лет эдак десять назад в сочельник. Возвращался я по лесной тропке до дома, а лес в наших местах густой, да всё елки и сосны растут. И шёл я, стало быть, насквозь его по самой короткой дороге в свою деревню. Сызмальства мне та тропка знакома − по ней ещё с батюшкой, царство ему небесное, ходил из деревни в город на заработки. Летом-то мы всё в поле батрачили, а зимой что? Хозяева на подворье своем сами справляются, ну а такие как мы, безземельные, те в городе приработок ищут, чтоб как-то позднюю осень, да зиму пережить. Так и ходили мы с родителем кажный год с октября да по март, из деревни своей в городок Зареченск на заработок. Батюшка то мой хорошо ножи точил и станочек имел в хозяйстве точильный. Ну вот с этим-то станочком мы по дворам и ходили. А когда батюшка помер, стал ужо я один ходить. На неделю в город, на воскресенье домой − денег матушке принесть, да еды какой, которой в деревне нашей не достать.

В тот год хотел я под Рождество особо её порадовать, подарков покраше прикупить, да сладостей − матушка моя очень конфетки любила. Значится иду тропкой-то лесной в деревню свою Залесово, а дело ужо шло к вечеру. Я раньше то завсегда в субботу часиков в шесть домой пойду, а по восьми и добираюсь, матушка моя к тому времени баньку истопит − попарюсь я, переночую. Ну, а в воскресенье, с утра, на службу в церковь идём с родительницей. Потом, что по дому ей помогу, и в понедельник ранёхонько в город возвращаюсь. По дороге меня кто на санях довезет, а когда сам, пешочком.

Ну вот, на тот день припозднившись, вышел я из города по восьми вечера. Как будто бес попутал, в такой час в дорогу пуститься. Иду, стало быть, лесом, снег-то деревенским людом притоптанный, идти легко. Но, однако ужо солнышко за деревья зашло и темень наступила. Оно конечно, я мужик здоровый, да что с того, страшно идти: я один, а лес, он в это время совсем не такой, чем то − утром, или днём. Ночью в лесу нечисть богопротивная гостей непрошеных не любит, и те, кто ей не по нраву, то, сколько бы ты не ходил раньше, как бы дорогу не знал, а заманит тебя она в самую глушь лесную и выберешься ли, то один Господь ведает. Идёшь, и знаешь себе только молишься Богу чтоб, стало быть, он на дорогу выбраться помог. В этот миг все свои прегрешения вспомнишь, во всём покаешься, и чего только Богу не пообещаешь, чтоб вывел тебя.

Перед праздником православным, в самый канун, святочная нечисть злющая, как аспид, вот и заплутала она меня − вроде, дорога, она та же, да не та. По времени давно я должен был к деревне то выйти, а на деле чаща всё кучнее да кучнее. Понятно тогда стало − водят меня кулешата. Бреду и чую − с дороги сбился совсем, а у нас-то не только леса, но ещё и болота торфяные. Зимой снегом всё припорошит, а под ним трясина не промёрзлая. Это оно потому так, что снег да торф − они тепло держат и замерзнуть болоту не дают. А сверху и не видно, что ты близёхонько к краю подошёл и ещё один шажочек, и кончина твоя наступит.

Я болота те хорошо знаю, но, это оно когда сам, знакомыми тропками подходишь, и ориентиры, своею рукой поставленные, видишь. А тут затянули меня бесенята в самую гущу, только лишь им одним ведомую, а я, как телок на заклании, стою и головой кручу в разные стороны, и шагу ступить боюсь. Видеть не вижу, только чую что снег под ногами не такой, вроде как слишком оно мягко подо мною. Душа-то и трепещет, ощущает, что погибель близко, в любой момент смерть за ногу схватит и в недра болотные унесёт. Страх ужо такой в сердце подкрался, что почти рассудка меня лишил. Тогда поднял я голову, вперился в кромешную тьму ночную, и давай молитву шептать:

− Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешного!

Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Господи, Исусе Христе, помилуй мя!

Господи, помилуй.

Стою так, в небо смотрю и знай себе, шепчу не умолкая, и вдруг надо мной звезда засверкала, а краем-то глаза вижу − внизу серебром блеснуло. Глаза опускаю, нет ничего. Я опять в небо вперился и шепчу, шепчу неистово, зову Отца Небесного, спасти душу мою православную. Опять замечаю серебрится под ногами что-то. И прожгла меня мысль − то Господь, Отец мой Небесный и Матерь Божия, мне путь указуют. Не стал я ужо вниз смотреть, лишь на звезду гляжу, шепчу Исусову молитву, а ногами-то перебираю. Так и иду стало быть − глаза ввысь, на устах молитва, а ноги сами по себе по нити небесной серебряной. И сколько так шёл, одному Богу известно, а я как в беспамятстве лишь на Него Благого уповал, душу ему отдав на спасение её и тела моего всегрешного.

Но тут вдруг чувствую − изменилось что-то, и нить серебряная исчезла. Я голову опустил − перед глазами изба отеческая, а на пороге матушка со свечою. И молвит родительница: «Мне, − говорит, − сынок, голос был: Иди мать на порог, зажги свечу, дитя твоё пропадает, молись за него и дорогу ему укажи». Вот так, люди православные, Господь с Царицей Небесной и с моею родительницей, на праздник великий спасли меня. И по ноне, с того случая, я, перед тем как в лес по надобности войти, молюсь о пути моем и благополучном возвращении.

***

Вот такая история была мною услышана под самое Рождество Христово. Думается мне – не соврал мужичок о том случае. А что думать вам, сами решайте.

+10
08:35
1144
23:19 (отредактировано)
+2
Стилизация под старину. Этакий бесхитростный рассказик. Так-то оно бы вроде и ничего, но есть непонятное место. Касательно тропки через лес. «Сызмальства мне та тропка знакома», «иду тропкой-то лесной» — так у автора. Тропка, то есть тропинка, это место, где ходит не так много людей. Иначе она называется торной дорогой. Однако в другом месте уже «снег-то деревенским людом притоптанный, идти легко» — стало быть, немало народу туда-сюда шастает? И вообще, «в понедельник ранёхонько в город возвращаюсь. По дороге меня кто на санях довезет» — это как, по узенькой лесной тропочке в санях? Ага, на троечке да с колокольчиком… Или же герой возвращался другой дорогой – но об этом в тексте ни слова. Да и к чему тогда тропка, если дорога есть?
Ещё одно. Коли описывается набожный человек, то и молитвы он должен читать по церковному канону. Если «мя» (что правильно), а не по-современному «меня», то церковнославянский язык требует иных окончаний: «молитв ради Пречистыя Твоея Матери» (иногда Матере), а не так, как в тексте. Для воцерковленного православного это важно.
07:12 (отредактировано)
+1
Спасибо, Дмитрий Федорович! Да, за дорогу согласна, надо бы исправить, видела что накосячила, но исправлять уже не стала, решила поправить уже после прожарки))) за молитву подумаю, меня на мя поменять недолго. rose
Согласна с Дмитрием. На ум приходит Бажов и Гоголь. А там, где страху бы нагнать и напрячь читателя, слишком много места отведено странной набожности героя. В целом неплохо.
07:16
+1
Спасибо Евгения Владимировна, история святочная, соответственный и акцент. Деревенский житель, человек набожный, тем более в дореволюционной России. rose
01:12
+2
«Батюшка (дефис) то мой хорошо ножи точил и станочек имел в хозяйстве точильный».
" Я раньше (дефис) то завсегда в субботу часиков в шесть домой пойду, а по восьми и добираюсь, матушка моя к тому времени баньку истопит − попарюсь я, переночую".
«По времени давно я должен был к деревне (дефис) то выйти, а на деле чаща всё кучнее да кучнее».
«Зимой снегом всё припорошит, а под ним трясина не промёрзлая (слитно)».
История понравилась. Написано своеобразно. Хорошая работа!
Автору спасибо!
07:17
+1
Светлана, благодарю, все поправлю))) rose
07:18 (отредактировано)
+2
Мне кажется, первый абзац неоправданно растянут, сократить бы раза в два.
Да и последний нужен ли вообще?
Есть огрехи по говору, Дмитрий Федорович уже указал на очень важные.
На мой взгляд чересчур простенько и незатейливо, лично мне не хватило интриги.
07:20
+2
Спасибо вам! rose
08:53
+2
Вполне годная стилизация. Речь бойкая, живая, но из-за этого много пунктуационных ошибок.
матушка моя очень конфетки любила

Вот насколько я помню, еще у Чехова в ходу было “конфекты”. Современная норма установилась веке так в двадцатом.
часиков в шесть домой пойду, а по восьми и добираюсь

У нищего крестьянина едва ли были собственные часы, да и определять время по стрелкам умели далеко не все. Ориентировались по солнцу и церковным службам.
дело ужо шло к вечеру… вышел я из города по восьми

Зимой, тем более под Рождество, закат очень ранний. Какой уж тут вечер? Кроме того, регулярно ходить через ночной лес — огромный риск, а в рассказе это подано как нечто обыденное.
Советовала бы добавить пояснение, почему ГГ припозднился в тот день. Пока первая мысль: бухал где-нибудь — соответственно, все чудеса коту под хвост.
Текст от слушателя, который дается курсивом в начале и конце, добавляет истории порядочно скептицизма. Нужно ли это святочному рассказу?
09:26
+2
Спасибо, Ксения! Про конфетки не знала, благодарю, ценная информация. За время… не думаю что крестьяне совсем не знали часов, все же не глубокая старина, конец девятнадцатого. В городе всегда есть большие часы на площади, а дома уж ходики то найдутся, не калика перехожий же г.г. Ходить через лес в деревню из города вынужденная мера если деревня за лесом. Единственное — тропку на дорогу поменяю, и залегендирую как мужик с нее свернул. А почему припозднился… много причин, заработался, на другом конце города задержался, одним словом черт попутал, все же ночь перед Рождеством. rose
13:53
+2
Можно и тропку оставить — короткую, через лес; и дорогу — объездную, для телег. Когда читала, именно так представила.
А насчёт речи ГГ думаю, что всё допустимо. Это же не исторический документ, а художественное произведение. smile
10:07
+2
Про конфеты:

Достоевский. Бедные люди
10:20
+2
Раз у Достоевского — конфеты, значит можно и конфетки оставить. Спасибо rose
Это современная редакция. Первая — в моем комменте ниже.
10:32 (отредактировано)
+3
Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». 1855-1858
Мы повели гостей в капитанскую каюту: там дали им наливки, чаю, конфект.

Чехов А.П. Из Сибири. Остров Сахалин. 1889-1894
… я вышел из лавочки, унося с собою уверенность в его полной невинности и фунт простых мужицких конфект, за которые он, однако, содрал с меня полтинник.

Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб.: Тип. Э. Праца, 1846. С. 1—166.

В сборник включена первая прижизненная публикация дебютного романа «Бедные люди»
.
image
Третья строка снизу.
10:36
+1
ох, уж и не знаю… pardonконфекты хорошо вписываются в стилизацию, хотя конфетки хорошо подходят для отношения мужичка к матери (нежность).
Буду решать к чему склониться
У стилизации должны быть разумные пределы) К тому же четких маркеров времени в истории нет, такой мужичок мог и в начале двадцатого века жить.
10:45 (отредактировано)
+2
вобщем — да… но конфекты ваши хорошы thumbsupмне понравилось. И как предложение для рассказа, и как информация, еще раз спасибо!
13:06
+3
Симпатичный рассказ, приятно читается thumbsup
Про огрехи вроде всё сказали до меня. Добавлю только: многовато «ужо».
17:57
Елена, благодарю! rose
13:55
+1
Не переживайте! все просто замечательно написано! На всех, как говорится, не угодишь. Я в подобных случаях обычно говорю: не нравится — не читайте!
21:23
+3
Я в подобных случаях обычно говорю: не нравится — не читайте!

Странная и неверная позиция. Если автор выставился на сковородку, значит, ему не безразлично мнение читателей. А критика как раз и предназначена для того, чтобы сделать рассказ лучше.
21:48
+1
О чем переживать? О том, что сами положили на Сковородку?
11:56
Есть критика по существу, из которйо следует сделать выводы. Есть критика ради критики, а есть и просто критика от зависти. Думаю, что вы прекрасно меня поняли.
12:08
+1
То есть, есть три рода критики?))) Простите, я думаю, это дело автора, как относиться к комментариям. А уж про третий вариант, просто удивили. Хотя, мне и второй не до конца ясен.
Опять же, перед тем, как выкладывать публикацию, надо читать правила раздела и понимать, если доступ публичный, то и вывод из этого соответственный.
Опять же, при ранимой натуре, всегда можно закрыть комментарии. Но напоминаю, мы на Сковородке. Очень надеюсь, что мой коммент ниже, не будет отнесен вами в третий вариант критики по вашей сортировке.)
17:55
+1
Спасибо, Наталья! Вы правы — на всех действительно не угодишь))) Хотя сковородка это прекрасная возможность взглянуть на свой текст со стороны. Я пропускаю комменты в которых нет продуктивной критики, но с радостью вылавливаю жемчужины которые мне попадаются))) Текст замыливается, когда долго с ним работаешь и зачастую слоны проходят мимо, но критики не спят, за что я им безмерно благодарна))) А такие отзывы как ваш вселяют уверенность, что я не зря пишу rose
19:15
+1
Надеюсь, что я вас понял. И реакция у меня такая же, как у Виктории. Кстати, а мои замечания вы к какому разделу относите?
19:38
Вы, Дмитрий Федорович, вдумчивый и серьезный критик, ваша строгость ко мне льстит, смею надеяться, это потому, что тексты неплохие, соответсвенно и критика жесткая. И конечно в ваших комментах достаточно жемчуга inlove
19:42
К тому же мои преподаватели профессиональныйе писатели, потому у меня нет болезненного самолюбия и неуверенности в себе.
21:47
+3
Стилизация вполне себе. По сюжету:
Часть курсивом, это что? Это от лица кого? Я могу предположить, что это цикл рассказов, но отдельно непонятно, кто и что кому рассказывает, а для читателя пересказывает. В рамках самостоятельного рассказа эта часть абсолютно не нужна.
По манере повествования: большая куча объяснялок. Такое впечатление, что автор пытается заранее предвосхитить вопросы читателя, а какие тропинки зимой, кто протоптал, а почему болота не замерзли, и так все время. А происходит это от неуверенности автора в своей задумке. Те же тропинки. Да кто их будет всей деревней через лес топтать? Не верю я в эту детализацию. Вам нужна Рождественская история. Ну чего вы героя за дровами не послали? К чему эти хождения на заработки точильщика? И вот много этого всего. А самое существенное — чудо Рождественское — в два абзаца собрали. Что главнее тогда? За деревьями лес потерялся) И можно было лютую нечисть подробнее показать. В общем, язык есть, это да. А остальное, увы. Я б переделала.
17:56 (отредактировано)
+1
Виктория, спасибо большое! rose
19:49
Любовь, вы взяли на себя очень сложную задачу: рассказать о чудесах Ночи перед Рождеством, и при этом не свалиться в мистику. Судя по тому, что к сюжету у критиков особых претензий нет, можно сказать, что с основной задачей вы справились блестяще.

И пара советов. У литераторов есть такое выражение: БОЯЗНЬ ЧИСТОГО ЛИСТА. Потому что с одной стороны чистый лист — это неопределенность, а с другой — масса возможностей. И это очень важно, ибо если вы с первой строчки зацепите читателя, то, скорее всего, он дочитает и до того момента, который является основным в рассказе.

С другой стороны, окончание рассказа тоже имеет важное значение, ибо неудачное окончание может напрочь смазать положительное впечатление от всего рассказа.

Поэтому, как ни хочется проработать только основу рассказа, необходимо уделять внимание и началу и концу. Но, как говорится, мы все учимся. Так что у вас всё впереди.

Успехов вам!
19:59 (отредактировано)
+1
Вы абсолютно правы! Начало и конец действительно важны, стараюсь с ними работать. В этом рассказе мне хотелось отразить атмосферу в которой была рассказана история, поэтому я оформила рассказ таким образом. Возможно не совсем удачно, буду думать над этим. Спасибо вам большое rose
Загрузка...
Андрей Лакро