Пепел

  • Кандидат в Самородки
  • Жаренные
Автор:
Savinkov
Пепел
Аннотация:
"Самое печальное - Люди? Да нет давно людей.
Жечь ведьм - самый простой способ обелить себя.
Вот потому ангелы беспомощны - кого тут спасать?"
Алина Данилова.
Текст:

Мне есть имя Огнея.

Как разгорятся дрова смоленые в печи, 

так разжигаю во всяком человеке сердце.

/из старинного заговора/

Стук засова, тяжёлый стол - к двери, хоть на какое-то время их остановит.

- Приди, вызываю тебя, приди, вызываю тебя…

Нитка агатовых бусин, раньше пёстрая, а теперь почти вся чёрная, ковшик с кровью.

- Именами Трёх Предстоящих, шепчущих и стоящих…

- Открывай, сучье отродье!

- Ведьмачка!

- Тварь!

Удары в дверь и крики, кто-то застучал в ставни, пытаясь выломать тяжёлые доски.

- Призываю тебя, именем Камня, именем Огня...

Больше ничего нет, но уже ничего и не нужно – сдёргиваю с пальца бабушкино кольцо и кладу его в кровь.

- Приди.

Поднимаю голову и вижу твой смеющийся взгляд в зеркале.

- Мне кажется, у тебя большие проблемы. Там снаружи половина деревни собралась.

- Я знаю.

- Чего же ты хочешь? Кровь, кольцо.

Я застыла, смотря в твоё нечеловечески красивое лицо, представила себе, как ты выглядишь по эту сторону зеркала.

- Быстрее, дева.

Снаружи выстрел, и лай Мухтарзема оборвался.

- Внутри она!

Это Яков, кто же ещё. И Теня кричит, как ушибленный поросёнок.
Закрываю глаза и сосредотачиваюсь.

- Ветром Северным, убивцем и помором, Ветром западным...

Ты прижался к стеклу со своей стороны, смешно распахнул глаза, начавшие отсвечивать красным.

- Обойдите мой дом сиротский, обойдите сени пустые...

Звук толпы снаружи затих, я слышу только твои утробные вздохи и скрежет острых ногтей по стеклу.

- Я ваша до скончания веков.

Глухой удар в дверь. Какая-то далёкая возня за стенами.
Ты наклонил голову, словно к чему-то прислушиваясь, в комнате заметно потеплело.

- Как имя твоё, дева?

Солнце, бабушкина поляна в глубине леса. Запах трав и жёлтые с синим бабочки.

- Я помру, а ты сама лечить станешь, добро людям делать.

Ночь. Громкий разговор.

- Ну, приворожи её, что тебе стоит?!

- Да и не проси, нехристь! Ишь, удумал!

- Ведьма!

Глухой удар и бабушкин крик.
Пьяный Яков, шатаясь, опрокидывает кадушку с водой и выбегает в сени.

Дождь. Свежая могила. И шёпот за спиной

- Бесовка.

Бесовка. Ведьмачка. Шишига. Отродье.
Шёпот, окрики. И Василь, смотрящий мимо, пытающийся скрыть смущение.

- Да с тобой по деревне пройти стыдно, что люди скажут?

Люди.

Люди днём шептались за спиной, по ночам носили мне деньги за то, что пряталось в Чёрной тетради.
А сейчас собираются сжечь меня заживо в собственном доме.

- Подпаливай! - Сорочихин голос. 

Что-то бьётся о стены, ставни, падает на крышу.

- Полина.

Ты утробно вздыхаешь. По зеркалу змеится трещина.

Люди.

Запах дыма из-под двери.
Кровь в ковшике загорелась, зеркало с натужным звоном лопнуло и выплеснулось на пол осколками, по которым ты вышел из рамы.

- Дай руку, дева,- ты расправляешь широкие плечи и тянешь ко мне свою ладонь.

Дороги назад нет. Кровь догорает на полу, дым заполняет комнату.
Наши ладони соединились, и ты грубо прижал меня к себе. 

- Ты моя теперь. 

Твои руки, как железные скобы. Пальцы с когтями, я почувствовала, как по спине потекла кровь.
Моя кровь.
Твои губы растянулись в улыбке, обнажая заострённые зубы.

- Это только начало.

И тотчас ты вспыхнул. Огонь ударил в лицо и ослепил.
И меня накрыла боль. Я сама стала болью. Болью и твоим шёпотом.

- Я просто сгораю от желания.

Боль. Боль. Наверное, я пыталась кричать.
Как можно описать ощущения от отваливающейся плоти?
Зрение вернулось резко, как по команде.
Я вижу твоё изменившееся лицо, сложенное из синего огня, вижу горящие стены моего дома.
Я разеваю рот, как пойманная рыба, изумляясь тому, что ещё жива, что продолжаю терпеть.
Из моего рта вместо крика показалось жёлтое пламя. Ты ловишь его своим ртом, смеясь.

- Терпи. Это плата. Плата и твоя новая жизнь.

Ты обхватил меня ещё крепче и приник к моему раскрытому в безмолвном крике рту.
Синий огонь течёт в меня, добавляя страданий, я бьюсь, силясь вырваться, и ощущаю, что тело моё уже ничего не весит.
Ничего не осталось, кроме огня.
Сцепившись в объятиях, мы взлетели вверх, потолок и крыша, уже объятые огнём, разлетелись, как от взрыва.
Снизу кто-то истошно вопит, а я, прижатая к тебе, вижу толпу перед своим домом.
Разинутые рты, вытаращенные глаза. За спинами людей, ставших серыми, маячат сверкающие белые фигуры, сбившиеся в кучу. 

Какие-то бегающие огоньки внутри марева, застившего всё. 

Ты обманул меня?

- С чего ты взяла?

Они до сих пор целы и невредимы.

Ты, наконец, оторвался от моего лица тоже ставшего пламенем.

- Сделай это сама,- сказал и отбросил меня от себя, а я, неуклюже взмахнув руками, упала прямо в толпу.

Столб огня взметнулся вверх.
Крики боли. Я сама кричу, но их крики заглушают мои, проходя сквозь меня розовыми вспышками, на секунду гася мои страдания. Поднимаюсь, мгновение смотрю на свой развороченный дом,
а потом колесом жёлтого огня бросаюсь на остальных.

Что же ты натворила, Полюшка.

Те, кто на месте остался, в землю врос от страха – как спички вспыхивают, когда я сквозь них пробегаю, перепрыгиваю.
Кто-то бежать принялся, да разве от огня убежишь, когда ему в спину злоба ветром дует?
Кому в спину плюю, кому ноги сбиваю. По плечам охаживаю, по волосам глажу.
Прямо мне под ноги свалился Яков, прикрывая обожжёнными руками глаза.
Э, нет, милый, с тобой мы ещё поиграем. Обошла его кругом, пощипала за ноги, за руки.

- Полина!

Оторвалась. Кто, интересно, теперь имя моё припомнил?
Василь.
Лицо в синяках, руки в кровь, а за спиной испуганной дугой Белый застыл,
последний, наверное, в деревне, кто не бросил своего человека, посверкивает на меня своими гляделками. 

- Полина.

Где же ты был раньше, друг мой ласковый? До сего дня, когда тебя отец с братьями в подпол засадили да меня жечь отправились? Почему не упредил?

Белый колеблется, но не отступает, знает, что пока рядом стоит, я не подойду.
Перевела взгляд на корчащегося Якова. Вытянула руку в хлыст и принялась охаживать его поперек груди, живота.

- Полина, хватит! Это же люди!

Ах, люди.

Провожу Якова по волосам и купаюсь в его пурпурном крике, как в роднике.

- Тварь! Отойди от него!

Вот и приехали. Белого прочь отнесло от Василя крика, а я в один шаг рядом со своим милым.
Не слышит он ничего, только рёв моего жёлтого огня, не чует, что стал разом таким же серым, как остальные, что ненависть его прямо к смерти толкнула.
Да и не надо.
Прижимаюсь к нему и целую в губы, разом всё лицо его красивое спекая в один сплошной ожог.

Люди.

Белые сиротливо жмутся по краю выгоревшей деревни.
Ты хохочешь сверху, полыхая ультрамарином, зачем-то показывая им средний палец на правой руке.
Нет больше людей здесь. Одно марево серое, и когда меня над землёй подняло и начало засасывать в раскрывшуюся воронку, только пепел меня проводил.

Другие работы автора:
+10
350
17:32
+3
Ух, ты! Здорово написано! Динамично, эмоционально! Героиня завораживает! Автору аплодисменты! bravo
19:29
+2
Спасибо, Светлана, я очень рад, что вам понравилось rose
17:00
+4
Написано классно, но…
Несколько раз прочёл и нихрена не понял:
С чего толпа ГГ жгла?
Бабка ж вроде лечить должна была научить, а не демонов вызывать?
" — Чего же ты хочешь? Кровь, кольцо." — пять раз пробежал текст, прежде чем врубиться. Был бы предлог «за», хватило б одного.
«Белого прочь отнесло от Василя крика» — кто такой белый? Персонаж? А дальше:
«Белые сиротливо жмутся по краю выгоревшей деревни» — тут совсем запутался.
С самого начала нет экспозиции — без повторного чтения ничего не понять. Много недосказанности. Как художественный приём сработал бы, если бы к концу ниточки соединялись и замыкались. Пример:

«Что-то бьётся о стены, ставни, падает на крышу.

— Полина.» — бессвязно, если не помнить, что несколько абзацев (!) назад демон спрашивал имя ГГ. А учитывая — без экспозиции в голове и так чехорда, ещё больше путает. Или в отрезе от контекста может показаться, что это Полина бьётся о стены и ставни)
Но текст классный thumbsup
21:09
+2
Доброго времени суток…
Толпа пошла жечь ГГ потому что:«Люди днём шептались за спиной, по ночам носили мне деньги за то, что пряталось в Чёрной Тетради.
А сейчас собираются сжечь меня заживо в собственном доме.»
А по поводу нарратива — я попробовал отказаться от конкретного в этом тексте. Чтобы был ни акториальный, ни аукториальный, а свой смешанный.
Вероятно, решение спорное, утяжеляет восприятие, но раз вы, например, хвалите по итогу, то значит что-то из задуманного, но получилось_)

21:47
+1
кто такая Алина Данилова?
дрова смоленые в печи а кто смолил дрова?
в ты можно запутаться, какого они пола и сколько их?
что-то времена как-то скачут
оторвался от моего лица зпт
отбросил меня от себя
eyesнепонятно нихрена
что за Белые?
23:51
Алина Данилова — автор, которому принадлежит цитата взятая для аннотации.

По дровам — видимо, природа смолила. Опять же цитирование — Марина Власова «Новая Абевега
русских суеверий» Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1995.

Белые — это условные ангелы-хранители, условные, потому что текст принципиально не соответствует библейским канонам, а демонологии в Православии, как известно, нет.

За запятую — спасибо.
09:10
+3
По дровам — видимо, природа смолила
мож «смоляные», не?

О, ну коль запятые…
«Снаружи выстрел,_ и лай Мухтарзема оборвался» — сюда. Чо за имечко у собакена непривышное?
«Звук толпы снаружи затих, я слышу только твои утробные вздохи(,) и скрежет острых ногтей по стеклу» — сюда не.

«Кровь в ковшике загорелась, зеркало с натужным звоном лопнуло и выплеснулось на пол осколками, давя которые, ты вышел из рамы.» Ой. Чота корявстенько «давя которые ты вышел»…

«Синий огонь течёт в меня, добавляя страданий, я бьюсь, силясь вырваться, и ощущаю,_ что тело моё уже ничего не весит.» — эту нада.

«Ничего не осталось,_ кроме огня.
Сцепившись в объятиях, мы взлетели вверх, потолок и крыша, уже объятые огнём,_ разлетелись, как от взрыва.» — и эти.
«Какие-то бегающие огоньки внутри марева,_ застившего всё» — эту тоже.

«Кто-то бежать принялся...» — э-мбэ… а так можно?

" Кто,_ интересно,_ теперь имя моё припомнил?" — сюда два штуки.

«До сего дня, когда тебя отец с братьями в подпол засадили(,) да меня жечь отправились?» — эту не надо, бо «да» здесь в значении «и», а не в значении «но».

Все плохие, sorryкроме разве што бабули. Фу такими быть. devilИ Полька нихарошая sad
16:05
+1
смолистые еще пойдет — смоленые, подразумевает смоление. Марина Власова может никуда дальше Питера носа не высовывала и дров в жизни не видала
21:19
-1
Это очень смешно, что вы не глядя раздаёте характеристики учёным-фольклористам и лично разрешаете использование некоторых слов из русского языка, но что будет, если привести в тексте, например, такую цитату:«Она будет умывать, пеленами утирать, все его болезни унимать от ведьмовищу»?)
Вы не одобрите?
21:29
Спасибо за исправления — мне кажется иногда, что реально нельзя просто взять и расставить правильно все знаки препинания в русском языке.

«Кто-то бежать принялся...» — э-мбэ… а так можно?

можно.

Чо за имечко у собакена непривышное?

услышал в чувашской деревне, в Самарской области.
21:39
-1
а что, ученые-фольклористы стали высшим авторитетом? они не могут, как и все ошибаться? чужды тщеславия? не ищут финансирования? не учитывают конъюнктуру? не получают зарплату? не какают?
21:46
Фольклористы на то и фольклористы, что выезжают в экспедиции и записывают так, как передаётся в этом самом фольклоре.
В вашем исполнении это, конечно, выглядело бы так:
— Ну, давай, бабуль, я фиксирую.
— Ну, значится, кутырялась через ножи и становилась ведьмой. Превращалася в колесо, в собаку.
— Бабуль, нет такого слова — кутырялась, и говорить надо — превращалась.
— А ещё мялки были, какими прядево мяли. Вот она и скинулась мялкой.
— Превратилась.
— Чего, милок?
— Превратилась, говорю, что за слово — скинулась?
— Милок, иди на хер.
21:51
-1
вижу, кроме хамства у Вас аргументов нет
на сем дискуссию прекращаю
21:53
вижу, что кроме провокаций и пустых набросов, у вас в арсенале ничего нет.
Поддерживаю.
22:18
+2
да сплошь в деревне все так и произносят — «смоленЫе», вместо смолянЫе". Имея в виду как раз смолистые. А не смолЁные, это как раз было бы да, про смоление.
У нас в деревне, по крайней мере.
16:55
-1
Фольклористы на то и фольклористы, что выезжают в экспедиции и записывают так, как передаётся в этом самом фольклоре. В вашем исполнении это, конечно, выглядело бы так: — Ну, давай, бабуль, я фиксирую. — Ну, значится, кутырялась через ножи и становилась ведьмой. Превращалася в колесо, в собаку. — Бабуль, нет такого слова — кутырялась, и говорить надо — превращалась. — А ещё мялки были, какими прядево мяли. Вот она и скинулась мялкой. — Превратилась. — Чего, милок? — Превратилась, говорю, что за слово — скинулась? — Милок, иди на хер.
и ты милок, — бабушка повернулась к защитнику фольклористов, — ступай ту да же, нечего людей всякой херней отвлекать. У меня еще корова не доена и свиньи не кормлены, а тут ты со своим дегтем вместо вазелина…
17:13
Мне показалось, что вы сами закрыли дискуссию, или нет? glass
21:58
+2
Перечитала ещё раз. Хорошо написано. Всё понятно. Единственное, что смутило — это средний палец. Вроде бы события несегодняшние, а палец — уж очень современно.
23:59
+1
Спасибо ещё раз, Светлана.
В данной ситуации — «Всё понятно» — для меня самое ценное.

По поводу среднего пальца — самое смешное, что он был оставлен в тексте, как намёк на современность, но потом выяснилось, что жест этот очень древний, средние пальцы ещё древние греки друг другу демонстрировали в дохристианские времена, так что противоречия на «стародавние времена» тут тоже нет.
00:20 (отредактировано)
+3
Вопрос не в том, является ли этот жест современным или нет, а в том, каким его воспринимает читатель.
22:35
Я уже говорил, что это намёк на происходящее в относительной современности).
23:42
+3
Мне понравилось) Круто, что ведьма поджарила толпу дегенератов)))) Это порадовало) Я сторонник именно таких авторских решений. Меня дико подбешивает, когда в аналогичных ситуациях жертвы мученически все терпят, пока к ним не прискачет неожиданное спасение) Единственный моментик бросился в глаза. Героиню несколько раз в тексте назвали ведьмачкой) Данное обстоятельство вызвало сильную ассоциацию с Цири из Ведьмака, которая приемная дочь главного героя)Они характером, кстати, тоже похожи) Цирилла, в такой же ситуации, спалила бы всю деревню не думая)
00:09
+1
Крыса, загнанная в угол, искусает и кота, кажется так звучит).
Наверное, все мы хоть раз, да испытывали чувство, когда хочется отомстить любой ценой.

А пана Анджея — нет, ввиду не имелось, у него своя собственная мифология,
подогнанная под его Мир. В великорусских поверьях — ведьмак — это же не наёмный убийца чудовищ, а ведьмачка — одно из наименований именно злой ведьмы.
00:24
+2
Да не имел ввиду я ничего плохого) Речь об ассоциациях) Это вопрос психологии больше, а не литературы)
21:38 (отредактировано)
Да я тоже ничего плохого не имел ввиду.
Я бы сам с Кэрри сравнил, которая от Стивена Кинга.
11:09
+2
Исполнено хорошо. Уж на сколько я привередлив — дочитал до конца. Так что к стилю, к манере изложения претензий нет. Пафосу бы поменьше, но это так — чисто субъективно.
С сюжетом сложнее. Уж сколько раз твердили миру, что:
— ведьма или старая уродина или юная красавица;
— что она(в случае красавицы — особенно) вся такая добрая-предобрая, а вокруг все такие злые-презлые;
— что рано или поздно ведьму несправедливо обвинят;
— что потом её не утопят, не камнями побьют, не повесят на осине — непременно сожгут…
Концовка так вообще — натуральный эпизод из «Кошмаров на улице Вязов». Эдакий Ф, Крюгер в женском обличье да сельского разлива получился.
В общем повторение писанного — переписанного. Зачем? Видно ведь — автор способен на большее.
22:29
+1
Тут дело вот в чём — как начинаешь читать сборники быличек, или слушать рассказы людей, выросших (живущих) в деревнях, так понимаешь, что до недавних пор (а местами и сейчас) в сельской местности ведьмами просто можно печки топить, как их на самом деле много.
И учитывая общее поверье, что подозреваемую в колдовстве надобно хотя бы ударить наотмашь, то счёт искалеченных женщин просто невозможен.
Есть занимательная книга (её можно найти в сети) — «Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков» Наталии Будур — там описываются эпизоды с расправами на «ведьмами» по простому окрику:«Бей колдунью!».
Скажу больше — мою прабабку, в конце двадцатых годов, на Смоленщине, обвинили в порче скота, в итоге прапрадеду пришлось отослать её к дальним родственникам в Вязьму.
Мне всегда было интересно — а что было бы, если бы хоть одна из обвинённых женщин реально умела бы колдовать?

По поводу сюжета — я постараюсь в дальнейшем не обмануть аванса похвалы —
спасибо вам за отзыв, всегда приятно встретить знакомого.
12:21 (отредактировано)
+1
Поднимаю голову и вижу твой смеющийся взгляд в зеркале.
— Здесь нужно двоеточие.
Чего же ты хочешь? Кровь, кольцо.
— Почему здесь нет вопросительного знака?
Сделала из руки хлыст
— некрасиво не образно написано…
Ты хохочешь сверху, полыхая ультрамарином, зачем-то показывая им средний палец на правой руке.
— вообще не к месту.
Текст. Местами красивый местами так заляпан, что выпадаешь из сюжета.
Сюжет. Ведьма призывает дьявола (предполагаю, правда красота его очень сомнительна) для того чтобы отомстить людям, которые собираются её сжечь. Не раскрыта тема почему же люди её жгут. Ведь
Люди днём шептались за спиной, по ночам носили мне деньги за то, что пряталось в Чёрной тетради.
Всё-таки ходили к ней, значит она им нужна была, кстати тут после запятой должно быть либо «А» либо «НО» То что она кому-то там нравилась и отказывала не повод… И кто такая Сорочиха имя звучит, а образа нет — пустота…
Конечно, здесь абсолютная противоположность героини Куприна, там она вызывает сочувствие, а здесь что? Сочувствия нет, уважения нет, страха нет, любви героиня тоже не вызывает, какая-то она не «объемная». В этом направлении надо поработать. В первую очередь создать образ героини. Здесь он есть, но не яркий… Все остальные картинки: огня, зеркало, демона, затмевают её образ, она теряется за этой голливудчиной…
То что написано мазками-образами мимолётными, это интересно, но эти образы не всегда дорисованы, есть ощущение нехватки штрихов… При такой подачи рассказа нужно и дорисовать и не переборщить, найти баланс — это непросто…
Удачи!
22:43 (отредактировано)
+1
Благодарю вас за развёрнутый отзыв.
Признаюсь, хотелось стилизовать текст с одной стороны под быличку — устный рассказ о нечистой силе, фольклор, с другой — повернуть повествование так, чтобы оно было хоть мало-мальски литературным. И ещё, была попытка уйти от глубокой проработки персонажей — оставить только действие-фабулу, с минимально допустимыми описаниями,
ведь, по сути — толпа-обвинённая в ведьмовстве-бабушка-демон — это уже штампы штампованные, брать читателя на таком поле можно только подачей, а навыков не хватило,
хотя я лично доволен — раз получил разные оценки и повод подискутировать.
Ещё раз спасибо.
Про палец — добавлю только то, что он оставлен намеренно.
Я уже писал выше (на этот момент обратили внимание), что жест был оставлен в тексте, как намёк на современность, но потом выяснилось, что жест этот очень древний, средние пальцы ещё древние греки друг другу демонстрировали в дохристианские времена, так что противоречия на «стародавние времена» тут тоже нет.
14:26
+2
Завораживающий рассказ. Читаешь, понимаешь, что мало что понимаешь, но оторваться от чтения невозможно. Потом, по ходу рассказа, отдельными мазками идет объяснение ситуации. Все более-менее стало понятным. Но кто такие Белые так и не поняла. Может, вы уже давали объяснение в комментариях…
22:48
+2
«Ангелы». Или «светлые сущности», кому как больше нравится)
Спасибо за отзыв.
14:40
+2
В общем читается хорошо. И смысл есть thumbsup(Плюсую, потому что цепляет wink
Если очень объективно, то как для самостоятельного рассказа «фундамент» хлипковат — в этом смысле в комментарии Се очень чётко всё сформулировано.
Немного сумбурно получилось там, где происходящее сейчас и воспоминания ГГ — переходы смазаны. Думаю, это может сбить читателя. И то, что курсивом, может лучше дать прямой речью в кавычках — это же тоже мысли ГГ.
Разинутые рты, вытаращенные глаза. За спинами людей, ставших серыми, маячат сверкающие белые фигуры, сбившиеся в кучу.

Лучше разделить, а то непонятно.
22:59
+1
Спасибо rose
Я на самом деле очень счастлив — получить отзыв — уже хорошо, а мне насыпали целый букет исправлений и мнений, по которым можно работать и работать.
А по мне, так написано вполне прилично. Настолько прилично, что поставил плюс (редко это делаю на сковородке). Некоторая рваность изложения вполне может сойти за авторский приём. «Белых», которые у многих вызывают вопросы, воспринял и идентифицировал сразу и однозначно. Всё же понятно становится, если внимательно читать эпиграф. Единственно, что выбросил бы всё же средний палец. Даже несмотря на каких-то оправдательных греков: про них мало кто знает, а современное значения пальца воспринимают все.
Со знаками препинания работу уже провели, спасибо предшественникам.
Автору — удачных сюжетов и хорошего их исполнения.
22:38
Огромное спасибо, Дмитрий.
18:09
+1
Оригинально и прикольно
22:35
Спасибо.
11:10
Ничего не поняла. А финал и восе убил. Как можно хохотать ультрамарином?! Как говорится, смешались кони, люди…
19:41
Простите за потраченные 30 секунд вашего времени, когда читателю непонятно — вина автора присутствует. Хотя вы полностью правы — хохотать ультрамарином действительно нельзя.
18:31
+1
Хорошо написано. Образы яркие, динамично… Героиню жаль. История понравилась. smile
20:24
Спасибо большое!
Загрузка...
Надежда Мамаева №1

Другие публикации