Пускатель

  • Жаренные
Автор:
Се
Пускатель
Текст:
Что там за жизнью?
Теплый свет,
Иль тьма,
Когда мурашки топчутся по коже?
Мы все получим на вопрос ответ,
Но дай нам Бог,
Немного позже.



Иду на работу по февральскому снегу, точнее, льду, который хрустит под ногами, как битое стекло. Солнце сейчас где-то на востоке, карабкается через уральские горы, а я скольжу ботинками по тёмной улочке маленького городка. Семь часов утра, ни одного горящего фонаря, их светлая душа потухла, они все умерли стоя, опустив свои большие вытянутые головы. Из редких окон двухэтажных домов сквозь шторы пробиваются лучи света, указывая мне направление. Там, наверно, тоже кто-то собирается на работу, пьёт чай или кофе, спасибо вам добрые люди, что вы зажгли свет в своих квартирах.
Вот и проходная. Роюсь в карманах в поисках пропуска. Он, как обычно, провалился за подкладку куртки. «Надо бы зашить», - в очередной раз говорю себе. Охранник, увидев меня, нажимает ногой педаль. Кручу вертушку турникета, как рулетку, прохожу и оставляю пропуск около окошка охранника. Обычная процедура. Вот уже почти месяц я прохожу её перед работой, но до сих пор не привык, вот и сейчас оглядываюсь назад. Вертушка делает два оборота и резко останавливается – охранник убрал ногу с педали. Она замерла, не докрутив пол оборота, и обойти её не составляет труда, но это не поломка сложного аппарата это обычное состояние.
Прохожу проходную. Справа ворота второго цеха, слева здание гальваники и кузни, впереди высокое и длинное здание первого цеха. Это сварочный цех. Даже сейчас, когда там уже горит свет, большие окна еле-еле светятся бледно-желтым светом. Это налёт от сварочного дыма, но мне странно другое: почему номер этого цеха первый, когда по расположению от входа он второй. Загадка остаётся неразрешимой, и я сворачиваю направо, по направлению к длинному одноэтажному зданию – отделу главного энергетика.
Вхожу в мастерскую и чувствую знакомый запах, Петрович уже сидит в своём кресле, прикрыв глаза. От него, как обычно по понедельникам, несёт самогоном.
- Здорово Петрович!
Он приоткрывает один глаз:
- Здорово практикант.
Его бас звучит необычно громко, так, что рыбки в аквариуме с которым он сидит рядом, шарахаются в противоположную сторону.
- Я уже почти месяц, как не практикант.
Петрович открывает второй глаз:
- Вот когда получишь зарплату, проставишься коллективу, вот тогда и перестанешь быть практикантом.
Голос его уже не такой громкий, а с каждым словом он становится всё тише и тише. С последними словами Петрович закрывает глаза и начинает дремать. Переодеваюсь. Присаживаюсь на стул, вытягиваю ноги. И бренные мысли лезут мне в голову: «Хорошо! Вот мой дружок Витя, тоже электрик, пошел работать в частную фирму. Так там его каждую смену заставляют писать отчет о проделанной работе, ни минуты не сидит, то лампочки меняет, то светильники ремонтирует, а то и вообще грузчиком заставляют работать. Платят, конечно, больше, но стоит ли продавать себя в рабство».
Потягиваюсь и оглядываю мастерскую. Петрович сидит справа от меня, широко расставив ноги, закинув седую голову, словно смотрит в потолок, но глаза его закрыты. Длинные, черные, еще не успевшие поседеть брови, топорщатся, как щетина какого-нибудь огромного паука. Крючкообразный нос загибается и упирается в густые, уже начинающие седеть усы. Их длинные жесткие волосы закручиваются над верхней тонкой губой и заворачиваются прямо в рот. Рот приоткрыт, из него раздаётся шипяще-скрипящий звук и распространяется запах перегара.
Рядом с Петровичем аквариум с мутным стеклом, пластиковыми бледно-зелёными водорослями и десятком мелких пестрых рыбок, которые крутятся вокруг кормушки, наверно, он насыпал им корма. Веки мои начинают тяжелеть. Я перевожу взгляд на рабочие столы, чего здесь только нет: разобранные пускатели, прямоугольные дроссели, реле в пластиковых прозрачных корпусах, большой недоделанный светильник с матовой лампой и многое-многое другое. Все это надо ремонтировать, но Петрович спит сладким сном. Взгляд мой мутнеет, он падает на стеллажи рядом со мной, упирается в экран лампового телевизора «Рекорд» на верхней полке, и тухнет.
- Электрики! Черт вас дери! – слышу сквозь сон и вскакиваю, как ошпаренный. Передо мной стоит главный энергетик Евгений Анатольевич с широко открытыми глазами.
- Хорош спать! ДИП пятьсот не запускается во втором цехе!
- Чего орешь, Анатольич, ну, не запускается – запустим, куда он денется, – возмущается Петрович и проводит мозолистой рукой по рту.
- А где Смирнов? – не успокаивается энергетик.
- В отпуске с понедельника, – говорю я.
- Петрович, тогда берешь Емельянова, - он кивает в мою сторону, - и идёте вдвоём ремонтировать станок. А ты Сергей, начинай уже сам соображать чего да как…
- Сделаем, Анатольич! – Петрович встаёт и оказывается лицом к лицу с начальством.
- Опять бухал?
- Выпивал, - спокойно отвечает напарник, - не на работе, дома!
- Ладно, - махает рукой энергетик, - идите, через полчаса зайду, проверю.
Дверь жалобно хлопает за его спиной.
Петрович берет металлический сундучок с инструментом:
- Пошли, что ли, посмотрим, что там случилось.
Надеваю шапку, что связала мне мать и молча, идём во второй цех. Уже рассвело. У самого входа я спрашиваю:
- А что за станок такой ДИП, дизельный что ли?
Петрович останавливается и высокомерно смотрит на меня:
- Эх, молодежь, ДИП, это значит: «Догоним и перегоним».
- Кого догоним?
- Америку.
- А…

Входим во второй цех. Запах масла, эмульсии, металла, горячей, стружки, всё слилось в один неповторимый аромат производства.
- Где ДИП-то? – интересуюсь я.
- Вон, с левой стороны видишь большую переднюю бабку?
- Какую бабку?
- Переднюю, зелёного цвета.
Чешу затылок.
- Иди за мной, практикант.
Мы идём мимо токарных и фрезерных станков. Синяя стружка вьётся живой змейкой у токарей, а у фрезеровщиков разлетается осколками. В центре цеха мой напарник останавливается:
- Вот ДИП пятьсот. Это передняя бабка, это задняя, - показывает он рукой.
Оглядываю станок. Он отличается от своих соседей токарных станков огромными размерами, длина его не менее пяти метров. То, что Петрович назвал передней бабкой, представляет собой массивную прямоугольную, железную коробку, высотой выше половины человеческого роста. Обхожу её и вижу спереди множество металлических рычагов с пластиковыми набалдашниками. Среди них виднеется алюминиевая пластинка, приклепанная к корпусу бабки. В самом верху на ней красуется герб СССР, чуть ниже написано: «Рязанский станкостроительный завод». Далее идёт таблица из римских и арабских цифр. Внизу стоит год выпуска: тысяча девятьсот семьдесят третий.
- Петрович, этот станок старше меня в два раза, ему на пенсию уже пора.
Напарник не спеша подходит ко мне:
- Он будет еще работать до твоей пенсии, сынок, если, конечно, наш завод не купит какой-нибудь олигарх, не снесёт всё это, и не построит здесь склады для хранения товаров из Китая. Бери лучше ключ и иди, открывай силовой щит, вон он, возле задней бабки.
Направляюсь к металлическому шкафу, перепрыгиваю через заготовки, трубы и прутки металла разного диаметра, открываю широкую дверь щита и слышу Петровича:
- У тебя индикатор есть?
- Нет, только отвертка! - отвечаю я и вытягиваю из кармана инструмент, принесенный из дома.
- Ясно! Жди здесь, схожу за индикатором, заодно и прибор возьму. – Петрович медленно направляется к выходу.
В открытом щите стоит множество электрических устройств: пускатели разной величины, пакетный переключатель, трансформатор и множество реле. Решаю выполнить указание главного энергетика и начинаю «соображать чего да как».
Первым делом осматриваю пускатели – катушки вроде бы целы, никакого нагара на них нет, трансформатор тоже не сгорел, и тут вдруг замечаю, что на самом большом пускателе один из питающих проводов каким-то образом выскочил из-под прижимного винта. Достаю отвёртку и смело тыкаю её в винт…
Ярко красная искра, как кобра втыкается в кончик отвёртки, вонзается в руку, ползет внутри, извивается, добирается до лёгких, рвёт их своим кривым телом, проходит сквозь сердце, стекает вниз и через левую ногу прячется в землю.

Взлетаю вверх к самому потолку и вижу своё тело, которое сначала сгибается, а потом безвольно падает на сложенные рядом заготовки. Весь цех как на ладони. Токари и фрезеровщики работают на станках, заместитель начальника цеха Залоедов, вальяжно прогуливается по проходу, и вдруг среди шума слышу звонкий голос:
- Электрика током убило! – контролёр Света замечает моё тело.
Лицо Залоедова напрягается, он ускоряет шаг и его массивная туша на коротких ногах начинает подпрыгивать, как мячик. Два токаря на соседних станках с любопытством смотрят в сторону Светланы.
А я покачиваюсь наверху. Странные чувства наполняют меня. Но как они могут меня наполнять – органов чувств у меня нет! Сказать, что испытываю легкость - не сказать ничего! Как сахар растворяется в воде, так и я растворился в воздухе, но при этом ясно всё понимаю. Я не утратил свою личность, помню все до мелочей, работает мозг, которого нет, ощущаю тепло воздуха, только непонятно чем.
Внизу вокруг моего тела собирается народ:
- Пульс есть! - говорит Бабай, прикладывая руку к шее.
Бабай это кличка, фамилия - Шумилин Коля, здоровяк, гроза местных хулиганов. Живёт недалеко от моего дома, бывший десантник вряд ли он ошибается.
«Фу!» - выдыхаю я с облегчением и тут же лечу вверх сквозь перекрытия, крышу и чердак. Улица обдает меня холодом. «Что за дела, неужели небеса призывают?»– смотрю в небо, ни яркого света, ни коридора. «А может…», - проскакивает мысль, и я с силой втягиваю воздух, чем втягиваю, остаётся загадкой, но снова пролетаю чердак и крышу только уже в обратном направлении– я в цеху, под потолком на том же самом месте. «Значит, всё не так уж плохо», - радуюсь я.
Внизу Бабай шлёпает меня по щекам. Залаедов переминается с ноги на ногу. «Почему бы и не попробовать», - проносится в голове, и я лечу к заместителю начальника цеха, прямо в грудь, но не пролетаю сквозь него, как было с крышей, а останавливаюсь внутри, и вдруг отчетливо слышу:
- Только этого мне не хватало, вся ответственность теперь на мне, а Петя в Таиланде балдеет.
«Что это? Мысли Залаедова и кто такой Петя?» – озарение сходит на меня перышком ангела, Петя это Петр Михайлович Пышкин, начальник цеха.
Мне не терпеться проверить свою догадку, и я говорю уверенным голосом:
- Хотя бы тело перенесли на ровное место, изверги, а то лежит парень на заготовках.
И вдруг слышу командный голос:
- Ну, что вы там-то его в чувства приводите, Шумилин, выносите его сюда, на проход.
«Ага, - радуюсь я, - значит, меня слышат, значит, я теперь внутренний голос самого Залоедова а может просто совпадение?»
Тем временем Бабай и вернувшийся Петрович поднимают меня и несут к проходу, но несут, черт их дери, вперед ногами.
- Эй, - кричу я, - только не вперед ногами!
Залоедов послушно повторяет:
- Чего вы делаете, головой вперед несите!
«Нет, не совпадение, а реально работает!»
И тут вкрадчиво говорю руководству:
- А ведь мог разбиться при падении парень. Ударился бы головой вон о край той здоровой трубы и всё, а кто виноват – замначальника, не следит за складированием материалов.
- Уследишь тут, - слышу вдруг недовольный голос, - да и кто складировать будет, на это время надо, а токари работают, деньги зарабатывают.
«Это что он, - думаю, - препираться значит, будем с собственным внутренним голосом, можно даже сказать голосом свыше», - и тихонечко, не навязчиво так, говорю:
- А ты человечка возьми в штат, пусть он этим и занимается.
- Зарплату кто ему платить будет?
- Ну, тогда сидеть тебе Залоедов на нарах, вместе с Петей!
И тут замечаю, Света, присела рядом со мной и на лоб мокрый платочек прикладывает. Взгляд у неё ласковый, ручки нежные, а сама красивая, словно мадонна с картины Рафаэля. И возникает у меня желание мысли её прочитать, но одно дело Залоедов, а другое дело Светлана…
Выбираюсь из начальника и осторожно-осторожно лечу к девушке.
- Бедный мальчик, - слышу её мысли. - Симпатичный, молоденький, жаль, правда, что лет на пять меня младше.
- Ну и что, что младше, - возмущаюсь я, - тоже мне аргумент!
- Нет, мужчина должен быть старше женщины.
- Предрассудки это, он тебе нравится?
- Да, симпатичный, волосы кудрявые, брови красивые, а какие длинные ресницы и ямочка на подбородке, но он совсем же мальчик.
- И мальчики становятся мужчинами, когда с ними настоящие женщины.
- Ой, - слышу её взволнованный голос, - он совсем бледный стал, умирает!
И действительно, лицо моё побледнело, под глазами проступила траурная синева. Залоедов пухлой рукою вытирает пот, Шумилин подозрительно ко мне наклоняется.
«Что-то задержался я, - думаю, - пора возвращаться».

От работы меня отстранили, и весь оставшийся день я просидел в мастерской. Смотрел на рыбок через мутное стекло и думал о материальности мира. Петровичу в помощники, вместо меня, дали механика Халтурцева. Когда у моего напарника появлялось свободное время, и он возвращался в мастерскую, то уже не прогонял меня со своего кресла, как раньше, а только косился на мою неподвижную фигуру возле аквариума. В конце дня выходя с завода, я заметил объявление о том, что во второй цех требуется такелажник.
«Что же это было, - думаю по дороге домой, - неужели я действительно покинул своё тело, и смог внушить Залоедову взять нового работника. Вот бы так полететь к президенту всей страны и рассказать ему, как люди живут у нас здесь, он наверно ведь, даже и не знает».
День близится к вечеру. Сумерки снова опускаются на поникшие головы мертвых фонарей. Редкие прохожие торопятся домой, к свету. По привычке смотрю на второй этаж обложенного кирпичом барака. Свет горит в комнате Витьки. Поднимаюсь. Скрипучие ступени, деревянный потрескавшийся поручень и дверь обитая темным дерматином.
- Привет, - говорит Витёк и кивком головы приглашает войти, - только что чай закипел, будешь?
- Буду.
Вешаю куртку, снимаю сапоги, левый носок промок. Знакомая квартира, маленький коридор с пятнистыми обоями, желтая бра перед пыльным зеркалом. Прохожу в тесную кухню и сажусь на синий самодельный табурет.
- С чем будешь с сахаром или вареньем?
- Витя, ты веришь в существование души?
- Хотелось бы, Серега, но что-то не верится, всё говорит о том, что душа умирает вместе с телом.
- Нет, Витя не умирает! – встаю, достаю из кармана два, заранее приготовленных гвоздя, и уверенно вставляю их в розетку…
+4
234
Комментарий удален
23:12 (отредактировано)
+1
Извините, но язык произведения — жуть. Какие-то словесные нагромождения, всё куда-то торопится и наскакивает, лезет друг на друга… Особенно в начале. А про знаки(тире и запятые) и говорить не хочется.
23:21
Пример в студию пожалуйста.
23:29
«Иду на работу по февральскому снегу, точнее, льду, который хрустит под ногами, как битое стекло.» Перед как запятая не нужна.
«Семь часов утра, ни одного горящего фонаря, их светлая душа потухла, они все умерли стоя, опустив свои большие вытянутые головы. Из редких окон двухэтажных домов сквозь шторы пробиваются лучи света, указывая мне направление. Там, наверно, тоже кто-то собирается на работу, пьёт чай или кофе, спасибо вам добрые люди, что вы зажгли свет в своих квартирах.» Нереальное нагромождение синтаксических конструкций в трех предложениях.
«Вот и проходная. Роюсь в карманах в поисках пропуска. Он, как обычно, провалился за подкладку куртки.» Здесь же, наоборот, язык нисходит до коротких, рубленых фраз. Чем обусловлен такой переход от нагромождений к рубленым, толчковым фразам? И это только начало Вашего произведения.
02:22 (отредактировано)
+2
ну с запятыми-то оно да, есть такая беда…
А про фонарей вот — мну понра: )

Но с электриков Серого гнать надо, сто пудов. И воще к розеткам не подпускать, бо токнуло его, видимо, ой неслабо jokingly
08:40
Там, наверно, тоже кто-то собирается на работу, пьёт чай или кофе, спасибо вам добрые люди, что вы зажгли свет в своих квартирах.» Нереальное нагромождение синтаксических конструкций в трех предложениях.

Для кого «нереальное»? И плевать на синтаксические конструкции — я не конструирую — рисую! Не убивайте юношеский романтизм моего героя синтаксической конструкцией. Он идёт фантазирует и ему без разницы какие правила вбивала стальными гвоздями в запястья школа. Школа кончилась — он идет на работу, он свободен в своих мыслях и может думать как ему взбредёт в голову, а автор бежит за ним на носочках с записной книжкой и пытается ничего не пропустить…

Чем обусловлен такой переход от нагромождений к рубленым, толчковым фразам?

Человек идёт на работу рано утром. Он еще не отошёл от сна, мыслит образами картинками и тут он достигает проходной, производства, а на производстве свои правила, свои законы — приходи вовремя, выполняй приказы руководства… Поэтому такой переход — от романтики к быту…

А на это
всё куда-то торопится и наскакивает, лезет друг на друга…
та и не получил ответ — аргументируйте кто на кого лезет где…
02:18
Мне тоже про фанари понравилось
06:16
точнее, льду, который хруститЯЩЕМУ под ногами, как битое стекло. гоните к черту которизмы, они лишают тексты жизни
Семь часов утра, ни одного горящего фонаря, их светлая душа потухла у фонарей одна душа на всех?
они все умерли стоя, опустив свои большие вытянутые головы. могли опустить чужие?
спасибо вам добрые люди, что вы зажгли свет в своих квартирах. могли зажечь в чужих?
но это не поломка сложного аппарата зпт
очему номер этого цеха первый, когда по расположению от входа он второй. а причем тут расположение от входа?
этозмов много
Вхожу в мастерскую и чувствую знакомый запах, Петрович уже сидит в своём кресле, прикрыв глаза.
своизмы рискуют перерасти в острую стадию
— Здорово Петрович! зпт пропущена
— Здорово практикант. аналогично
то рыбки в аквариуме с которым он сидит рядом коряво+ очередной который. там несколько аквариумов?
И бренные мысли лезут мне в голову: «Хорошо! могут лезть мне?
Вот мой дружок Витя, тоже электрик
но Петрович спит сладким сном. Взгляд мой мутнеет, он падает на стеллажи рядом со мной, Петрович падает?
— Петрович, тогда берешь Емельянова, — он кивает в мою сторону,
Надеваю шапку, что связала мне матьСВЯЗАННУЮ МАТЕРЬЮ и молча
«Рязанский станкостроительный завод» разве ДИП-500 не на «Красном пролетарии» делали?
низу стоит год выпуска: тысяча девятьсот семьдесят третий. wonderнеужели ДИП-ы до 73 года выпускали?
перепрыгиваю через заготовки, трубы и прутки металла разного диаметра а что прутки металла делают возле такого мощного станка?
Ярко красная дефис
а что, отвертка с неизолированной рукоятью? такие еще бывают?
зпт много пропущенных
Пульс есть! — говорит Бабай, прикладывая руку к шее.
Бабай это кличка, фамилия — Шумилин Коля, здоровяк, гроза местных хулиганов. Живёт недалеко от моего дома, бывший десантник вряд ли он ошибается.
при чем здесь десантник и пульс?
Лицо Залоедова Залаедов так какая фамилия???
желтая бра бра вроде среднего рада?
достаю из кармана два, заранее приготовленных гвоздя а где он взял гвозди???
ну и что это все было? тема секса не раскрыта…
финал слит
предложения громооздкие
работать и работать
а током меня било еще в детстве…
09:33
точнее, льду, который хруститЯЩЕМУ под ногами, как битое стекло. гоните к черту которизмы, они лишают тексты жизни

Вы прямо ненавистник «которого» дать вам топор в руки вообще бы зарубили его в русском языке… Ничего страшного не вижу если иногда, «который» выглядывает из-за угла…
Семь часов утра, ни одного горящего фонаря, их светлая душа потухла у фонарей одна душа на всех?
— естественно! — экономия электричества.
они все умерли стоя, опустив свои большие вытянутые головы. могли опустить чужие?
— можно убрать, а можно оставить большего греха нет…
спасибо вам добрые люди, что вы зажгли свет в своих квартирах. могли зажечь в чужих?
— могли почему нет? — разве нельзя снять чужую квартиру и включать свет?
очему номер этого цеха первый, когда по расположению от входа он второй. а причем тут расположение от входа?
— Это мысли ГГ он как хочет так и думает, а логика простая: раз первый от входа, значит и номер должен быть первый — чего не понятно?
Вхожу в мастерскую и чувствую знакомый запах, Петрович уже сидит в своём кресле, прикрыв глаза. своизмы рискуют перерасти в острую стадию
Кресло именно его и ничьё другое… Охота за «своизмами» грозит перерасти в маниакальность
Вот мой дружок Витя, тоже электрик
_ не надо ничего черкать тут все верно — не ваш же дружок, а мой…
Взгляд мой мутнеет, он падает на стеллажи рядом со мной, Петрович падает?
— Не фантазируйте. Петрович остался в другом предложении.
— Петрович, тогда берешь Емельянова, — он кивает в мою сторону,

Если убрать «он» — можно пойти по вашим отпечаткам следов и спросить: Емельянов кивает? Так что здесь всё верно и ваши отравленные стрелы мимо летят…
Надеваю шапку, что связала мне матьСВЯЗАННУЮ МАТЕРЬЮ и молча
— Почему нельзя оставить, как автор написал? — Зачем на этой мелочи вырывать у него из рук карандаш и вписывать своё?
Рязанский станкостроительный завод» разве ДИП-500 не на «Красном пролетарии» делали?
Может и делали, но мой ДИП на рязанском…
низу стоит год выпуска: тысяча девятьсот семьдесят третий. wonderнеужели ДИП-ы до 73 года выпускали?
Почему глаза вылезли? да, выпускали…
перепрыгиваю через заготовки, трубы и прутки металла разного диаметра а что прутки металла делают возле такого мощного станка?
Лежат! Если бы вы хоть раз были на производстве не задавали бы такие бессмысленные вопросы…
Пульс есть! — говорит Бабай, прикладывая руку к шее. Бабай это кличка, фамилия — Шумилин Коля, здоровяк, гроза местных хулиганов. Живёт недалеко от моего дома, бывший десантник вряд ли он ошибается. при чем здесь десантник и пульс?
— Десантник это характеристика, описание попавшего в кадр человека и десантники не только с парашютом прыгают, но и пульс могут пощупать, как впрочем и любой человек…
Лицо Залоедова Залаедов так какая фамилия???
— Вот это самое важное замечание — нашли опечатку — бинго!
желтая бра бра вроде среднего рада?
Безусловно согласен!
достаю из кармана два, заранее приготовленных гвоздя а где он взял гвозди???
— Разве существует проблема где взять гвозди? Или нужно рассказать об этом целую историю?
Подытожим. 90% замечаний — надуманы и ранят моё кровоточащее сердце тем, что пришлось тратить на них время. 10% — имеют право быть и будут отражены (внесены и исправлены) в рассказе.
За эти 10% спасибо!
В дальнейшей дискуссии по вашим замечаниям к этому рассказу участия принимать не буду — не тратьте своё время…

неужели ДИП-ы до 73 года выпускали?

Даже в восьмидесятые ( см. www.prostanki.com/tokarnyiy-stanok-dip-500.html). Цитирую: "Токарный станок ДИП 500 (1М65) РМЦ 3000.Токарный станок ДИП 500 (1М65)РМЦ 3000.1982 год выпуска.Рязанский станкостроительный завод. Стоимость — 450000 руб. Торг при осмотре."
14:55
Правильный подход!
так все-таки 1М65 или ДИП?
21:17
)))))))))))))))))))))))))))))))))
08:26
Ну вот Влад выше вам всё по полочкам разобрал. А вообще, мне понравилось. Вам точно надо писать! thumbsup
08:48
+1
Сейчас всё что он разобрал буду обратно складывать…
10:53 (отредактировано)
+2
Гм, нетрадиционно для меня, сначала критикам, потом автору.

Уважаемые господа критики! Как Вы относитесь к сверхдлинным периодам Льва Николаевича, не побоюсь этого слова, Толстого, на «от полстраницы мелким шрифтом», да ещё и на французском языке?

А стиль речи героев Достоевского поправить — желания не? А Курта Воннегута, который сам называл свой стиль «шизофренически-телеграфическим»?

Или всё же признаем право за автором «цитировать внутреннюю и внешнюю речь героя», причём цитировать так, чтобы его речь оказывалась его характеристикой — и само-характеристикой, и «взглядом извне», взглядом повествователя на самого героя?

Да-да, я знаю, что это — спусковой крючок той безумной бездны, которая называется «бахтиниана», но… Но «видеть явление и не признавать его существования» — не суть ли путь к самообману?

Просьба, «урежьте осетра», «отделите мух от котлет», если, как у автора текста, Се, оно стилистически ровненько и закономерно — признавайте существование речи в текстах в достаточной мере характеристически-«корявой», пока степень корявости не превосходит «Левшу», ага?

Автору

В принципе, последний пассаж в предыдущей части ответа относится и к Вам, Се. Стремясь быть максимально правдоподобным(ной?) в героеписательстве, Вы в речевой части уже ходите на грани. Так что «урежьте осетра» — и к Вам пожелание, не забывайте, что текст произносит всё же повествователь, а не герой, и повествователь этот, по определению, должен быть «окультуренным». Ведь «я трах, а оно бах, потом хлюп, шлёп, брямс и ваще трахтибидохтвоюведь» — это может быть герой, но вовсе не тот повествователь, которого Вы будете «слушать» несколько страниц добровольно, Вы согласны? smile

Второе. ИМХО, важное. Правдоподобие.

Я о последнем элементе сюжета Вашего рассказа. Про два гвоздя в розетку.

Вам когда-нибудь приходилось получать хотя бы 220 через тело? Не обязательно «рука-нога», хотя бы через две руки, так, чтобы по сердечку? И как ощущения — есть желание повторить?

Мой первый опыт знакомства с 220 — это было в 6, кажется, лет, когда я болел воспалением лёгких, а по телевизору шёл первый показ «Красной Палатки» — с Визбором, итальянцами и т.п. По сюжету, у невольных зимовщиков сломалась рация, лопнули резисторы. И герой Визбора пристаёт к радисту «а что такое резистор», и, добившись ответа «это просто кусок графита» с радостным криком «вот тебе резистор» рисует карандашом по бумаге. Ну и у 6-летнего ребёнка «сложилось с выводом»: если в грифеле графит, а без графита нету радио… Два карандаша разломаны до грифеля, два грифеля в разных руках в розетку — и через долю секунды ребёнок в слезах и в соплях спиной на диване в другом конце комнаты! Правда, воспаление лёгких быстро прошло, но ощущений «послушать радио» хватило для того, чтобы увлечься радиоделом, стать электриком, КИП-овцем, в конце концов программистом, системным администратором и ИБ-шником, и всегда — ВСЕГДА!!! — перед тем как лезть даже в обесточенное оборудование, сначала изучать правила техники безопасности по работе с этим оборудованием…

Так что «два гвоздя в розетку» — это или мазохист плюс психически больной человек плюс ни разу не электрик, или мотивируйте! Мотивируйте целями и задачами героя!

А вот как только появится мотивировка, то Ваш «открытый финал» потеряет очень много в своей привлекательности! Самый цимес рассказа потеряется!

Так что, хоть и не Станиславский, а только Станислав, но «не верю!!!!» smile

PS: А плюс за рассказ — заслуженный!
11:43
На такой монолог я не могу не ответить. Напряжение (220В) берёт за душу )
Вам когда-нибудь приходилось получать хотя бы 220 через тело? Не обязательно «рука-нога», хотя бы через две руки, так, чтобы по сердечку? И как ощущения — есть желание повторить?

Поддержу вас как пострадавшего от тяги к электричеству, чтобы не было одиноко на поприще любопытства и случайностей. Представляете, да! Я как и вы страдал от этого изобретения человечества. И не один раз, но не привязывайте это к рассказу, который подгорает на сковородке.
Должен сказать, что напряжение здесь не причем… Ток — вот источник неприятных ощущений. Сопротивление человеческого тела порядка 1000 ом, хотя сопротивление кожи пальцев на порядок выше, но тем не менее этого недостаточно и ток таки прокладывает себе дорогу вводя наше тело в замешательство.
Теперь:
Так что «два гвоздя в розетку» — это или мазохист плюс психически больной человек плюс ни разу не электрик, или мотивируйте! Мотивируйте целями и задачами героя!

Признаюсь обделён судьбой — ни разу не видел мазохиста… Что касается мотивации. Да вот же она рядышком здесь:
— Витя, ты веришь в существование души? — Хотелось бы, Серега, но что-то не верится, всё говорит о том, что душа умирает вместе с телом. — Нет, Витя не умирает!

Стоит только раздвинуть шторы окончания… ГГ покинет тело (как уже было) влетит в друга и поговорит с ним, таким образом докажет свою правоту… Почему не мотивация? Она и есть — безумству храбрых поём мы песню… ))
За плюс — благодарствую )
11:54
Стоит только раздвинуть шторы окончания… ГГ покинет тело (как уже было) влетит в друга и поговорит с ним, таким образом докажет свою правоту… Почему не мотивация? Она и есть — безумству храбрых поём мы песню… ))


А вот не «выстрелило»! У меня — не выстрелило!!!
12:00
Осечка значит ))
11:11
+2
Читается с трудом.
11:44
Спасибо за тяжёлый труд…
11:38
+1
Я ХЗ: противоречиво. Действительно многовато себяшек: текст не красят. А в остальном работа будто разделена на две части. Утренний трагизм (бездушные фонари и проч) ну никак не сочетается с производственным расп… раздолбайством. Диссонанс настроения.
Потом, напрашивается бытовой злободневный юмор. Но где он? Две шутки в середине и в конце((

Финал прикольный, но вот подводка к нему режет без ножа. Жизнь и смерть гипотетического Гамлета, что гвоздями шурудил в розетке. Оксюморон получается. Вот и выходит две части: неуместный трагизм (который ещё и выполнен заметно хуже) и бытовщина, что вполне себе (тут прям и стиль крепкий и повествование и диалоги… в большинстве).
Знаю, хреновый из меня критик, но как-то так)
11:52
+2
Знаю, хреновый из меня критик, но как-то так)

Не наговаривайте себя лишнего — у нас у всех здесь нет фамилий ни Белинского ни Добролюбова, ни Писарева и должен вам сказать — слава Богу…
12:32
Интересно читать. Но, как в прутках, путаешься в запятых или неправильно поставленных знаках препинания, и это тормозит чтение, заставляя вдумываться в каждую фразу. Интерес к тексту поэтому слабеет. Всё-таки, грамотно написанный текст вызывает больше доверия.
— бывший десантник вряд ли он ошибается---или «он» убрать, или знак препинания перед «вряд ли».
---смотрю в небо, ни яркого света, ни коридора---просится: или- вместо первой запятой, так как последующие слова раскрывают смысл первой части фразы.
---я с силой втягиваю воздух, чем втягиваю, остаётся загадкой, ...----первую запятую заменить бы точечкой или вот этим; смысл проследить трудновато без подсказывающих знаков препинания. Одни запятые подряд уравнивают все части отрывка;
---Я не утратил свою личность, помню все до мелочей, работает мозг, которого нет, ощущаю тепло воздуха, только непонятно чем.----в этом и других случаях тоже. ---Я не утратил свою личность (дальше уточняется, почему считает, что не утратил. Поэтому, по правилам пунктуации, просится двоеточие, скобки или -)
---… значит, меня слышат, значит, я теперь внутренний голос самого Залоедова (запятая) а может просто совпадение?---нам читалось бы легче без потери смысла, если бы вот так, например:… значит, меня слышат! Значит, я теперь внутренний голос самого Залоедова… или просто совпадение? ---как вариант.
---неужели я действительно покинул своё тело, и смог внушить Залоедову взять нового работника---- а тут запятая не нужна)).
и т.п. по всему тексту.
Если откорректировать рассказ с т.зр. пунктуации, а также чуть подвычитать немного, то будет гораздо более гладко и с увлечением читаться. Автору успехов!
Ну что, многое уже разжевали. Добавлю чуток своего.
Семь часов утра, ни одного горящего фонаря, их светлая душа потухла, они все умерли стоя, опустив свои большие вытянутые головы. Кажется мне, в феврале в семь часов ещё темно? Вроде бы фонари должны гореть… Впрочем, не знаю. Уральцы, подскажите – как у вас с рассветом? И почему головы фонарей опущены? Какая-то новая конструкция?
И ещё. Очень нехорошо, когда однокоренные слова рядом расположены. Вот примеры: "Прохожу проходную", «длинное здание первого цеха. Это сварочный цех», «там уже горит свет, большие окна еле-еле светятся бледно-желтым светом».
Категорически не приемлю финала. Конечно, я понимаю, что удар током мог повлиять на умственные способности ГГ, но чтоб настолько! Никакая, повторяю, НИКАКАЯ мотивация меня не заставит поверить, что человек добровольно может рваться на тот свет. Это запрет на уровне инстинкта.
15:17
+1
Это запрет на уровне инстинкта.
Самоубийцы? Камикадзе? Матросовы?
Или я как-то не так вашу мысль понял?
16:03
Категорически не приемлю финала. Конечно, я понимаю, что удар током мог повлиять на умственные способности ГГ, но чтоб настолько! Никакая, повторяю, НИКАКАЯ мотивация меня не заставит поверить, что человек добровольно может рваться на тот свет.

Кто сказал, что ГГ туда стремиться? Автор? — вырвете его грешный карандаш из рук за пропаганду смерти! Здесь совсем иное… ГГ научился покидать тело и возвращаться в него. Он открыл новое в жизни, он открыл дверь свободы и ещё не понимает, что это такое и был ТАМ всего один раз, это его влечет новыми ощущениями и гвозди (ключи) он приготовил, значит решил ( целый день сидел без работы — думал) еще раз открыть эту дверь заглянуть туда… Получилось вернуться один раз — почему не получится второй, третий...?
Всему живому присущ инстинкт самосохранения. Это аксиома. Поэтому человек, специально хватающийся за электрические контакты, невозможен — если он более-менее нормален. Я бы понял такое поведение, если бы была гарантия выхода из тела без риска смерти, но тут этим и не пахнет.
Самоубийцы-камикадзе-матросовы — это, конечно, сильный аргумент. Но не очень. Так как с психикой у таковых явный перекос. Кто бы что ни говорил. Само по себе суицидальное решение уже ставит человека одной ногой в могилу. И на этом свете его уже мало что держит. Это и есть надлом психики. В рассказе же ГГ явно рассчитывает пожить и попользоваться открывшимся даром. То есть жизнь для него представляет несомненную ценность. И ей рисковать? Увольте.
Получилось вернуться один раз — почему не получится второй, третий

Да неужели? Если вы, идя по улице, найдёте рубль — это не гарантия того, что завтра и послезавтра будет так же.
16:47
Ответьте на вопрос: чем отличается вероятность от закономерности?
17:00
Да, психика играет огромную роль. И процент непосредственных психических отклонений среди самоубийц весьма велик. Но объяснять абсолютно все случаи добровольной смерти исключительно ими — это слишком категорично. И вот почему.
Всему живому присущ инстинкт самосохранения.
Безусловно. Но человек отличается от животного в том числе тем, что подавляет свои инстинкты разумом и логикой. И логика в том числе подсказывает человеку умереть, когда последствия иного решения будут несопоставимы.
Помните у Азимова нулевой закон робототехники?
0. Робот не может нанести вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был нанесён вред.

И соответственно, в первый закон, казалось бы незыблемый, добавлялась формулировка «если это не противоречит нулевому закону».
Вот это оно самое. Вещи более приоритетные, чем личное благополучие. Да, я готов допустить, что для матросовского подвига нужен определенный склад ума. Ибо для среднего человека понятия родины и однополчан довольно абстрактны. Но если человека вынуждают отдать жизнь за собственного ребенка, то психическим отклонением будет как раз обратное решение.

17:09
Вот здесь в точку! Место подвигу всегда будет и очень часто это добровольное пожертвование и не только собственным благополучием, но и жизнью… И это не такое уж редкое явление.
Если бы здесь возникла закономерность, я бы и рта не раскрывал. Пусть хотя бы три-четыре раза удалось — тогда да, на пятый я бы согласился: метод работает. У вас же именно случайность. Откуда тогда уверенность ("уверенно вставляю их") в удаче?
18:16
А как получится
три-четыре раза
если второго не будет? ))
Откуда тогда уверенность
В молодости! Только в этом возрасте безрассудство ходит рядом и соблазняет возможностями…
18:16 (отредактировано)
Когда идёт речь о жизни ребёнка, возникает совершенно другая ситуация. Это инстинкт на инстинкт: самосохранение против сохранения биологического вида. Конечно, моя позиция выглядит утрированно упрощённой, это я вижу. Этакий упёртый баран — так выгляжу? Конечно, случаи разные бывают, и как себя поведёт человек точно не скажет никто. Но тут, в рассказе, мотивации явно мало: рисковать жизнью с надеждой «а вдруг получится»? Не-а. Не верю. "Место подвигу всегда будет и очень часто это добровольное пожертвование" — да в чём подвиг-то? Сыграть в русскую рулетку? Не самое умное поведение.
p.s. А рассказ, кстати, неплох сам по себе. Исключая финал — но это моё мнение, к которому автор вправе не прислушиваться.
18:25
Автор-то вправе, но ему ведь интересна реакция ))
18:27
Обсуждение конкретно концовки рассказа — это весьма отдельная история. Тут уже моя беда — я постоянно ухожу от частностей к весьма абстрактным материям. Люблю масштабы)
В целом же я с вами соглашусь. Рассказ хороший, а концовка субъективна. Лично мне зашла, но это и правда имхо на имхо.
18:58 (отредактировано)
+1
В молодости! Только в этом возрасте безрассудство ходит рядом и соблазняет возможностями…
"Лавра Федотовича это затруднение наконец утомило, и прервавши оратора, он произнес только одно слово:
— Неубедительно
."
А. и Б. Стругацкие, «Сказка о тройке» ©
15:25
+1
А мне понравилось! Именно по сюжету/мысли.
Вопрос — почему он ради того, чтобы убиться, пошел к Витьку?
Вопрос — почему он уверен, что его душа будет стабильна достаточно долгое время, чтобы долететь до президента, чтобы ему внушить? Так-то вполне ясно, что герой он этом явно просто не задумывался. Но пусть будет заметкой на полях.
А вроде и нет больше вопросов. Языка я намеренно не касался. Тут уже многие отписали, а слушать их или нет — дело ваше. В целом же — вполне себе.
15:51
Ветер тучи разгоняет )))
15:52
Иногда и такое случается, да)
17:29
+1
Мне понравился рассказ. Забавный. Немного непонятен конец, скорее от недоговоренности, чем от неприятия. На мой взгляд, хочется немного облегчить первую половину рассказа. Но не скажу как ибо не знаю. Мне понравилось все что там было описано, но при прочтении есть какое-то напряжение. Как будто я читаю учебный материал, и не могу пропустить предложения, слова.
И есть ощущение достоверности!
Автору удачи!
17:34
Спасибо за отзыв!
Мне понравилось все что там было описано, но при прочтении есть какое-то напряжение.

Напряжение и должно быть так задумывалось ))
19:05
+2
Признаюсь, подглядел в предыдущие комментарии, поэтому вначале хотелось бы высказаться в защиту автора (учитывая непрекращающуюся моду в русскоязычной сетературе а-ля постмодерн):
никем не запрещено использование сложносочинённых, сложноподчинённых предложений и даже предложений с разными видами связи.
Смена стиля-ритма текста и переход от сложных предложений к парцелляции — остаются на совести автора, и дело тут больше в субъективном восприятии читателя (критика), порой такие переходы смотрятся как набор черновиков, или свидетельство длительного написания текста — когда автор возвращался к нему спустя длительное время и не один раз.

Что может напрячь в тексте по-настоящему, так это отсутствие пробелов в диалогах, абзацев и цельное монолитное выкладывание текста.
Уважаемый автор_), пожалейте читателей, читающих с монитора (с телефона текст вообще отображается сплошь), поле портала узкое, текст достаточно объёмный, воспринимается эдаким кирпичиком.

Ну, и второй момент, который скомкал восприятие — главный эпизод с выходом в астрал.
Поскольку основа рассказа — реализм, развивается на большей части он по законам реализма, то и внимание к реалистичной части стоит уделить большее:
1) отвёртки с металлической рукоятью (то есть без изоляции) видеть доводилось — в советское время — но чтобы электрик, пусть даже совсем зелёный полез такой отвёрткой в сеть под напряжением — верится очень слабо. Даже если он совсем идиот — пластик ток не проводит.
2) промышленное напряжение в России — 220/230 — 380/400 В. Удар током, приведший к коме… маловероятен на оборудовании — на щите в трансформаторе, на подстанции, между рогов троллейбуса, в любом месте, где нет предохранителей — да, на токарном станке — ну, не сырой же был электрик?)
3) если удар током всё-таки привёл к коме, то человек может очнуться в этот же день, но только в реанимации, с нарушенной памятью(!), ожогами (в данном случае, рук) и жуткой болью.
Никуда его врачи уже не выпустят.
4) даже если предположить, что начальство решилось на сокрытие такого (что маловероятно, особенно в условиях заводов, где есть специальные люди), то последствия из предыдущего пункта никто не отменит, я не поверю, что ГГ именно в этот же день решится на повторение эксперимента.

В общем и целом — идея с астральным путешествием, хоть и не нова, органично реализована, идейная составляющая в принципе получилась, но вот реализация подкачала.
Я бы рискнул посоветовать переработать эпизод с поражением током и финальную часть.

Удачи.

02:35
+1
Ну, что я могу сказать? Пропущенные знаки препинания я замечаю, не все, когечно, но, обычно об этом не пишу. Есть более грамотные.
Начала читать. Скучно. Как производственное собрание. Нет, думаю, раз начала, надо дочитать.
А потом… Потом так захватило! И я поняла, для чего такое долгое начало! Чтобы подготовить читателя к удару током. Честное слово, так все неожиданно и лихо двинулось после этого удара. Мне понравился рассказ. И с тем, что ГГ готов к самоубийству я не согласна. Он хочет вновь испытать полет…
08:35
+1
У меня, как читателя, самый главный критерий один: интересно или нет.
На этот раз ответ нет.
Ни новой мысли, оригинальной идеи, ни логически обоснованной концовки не увиделось. Единственное, что приходит на ум: здорово героя приложило, малость «поехал».
Все это субъективно. Но, понимаете, Ваш рассказ прочитал и сразу забыл. В отличие от некоторых на этом сайте, нелепых, но интересных.
Однако, словом Вы владеете, мне, в отличие от некоторых критиков, понравились поникшие фонари.
Нужен хороший сюжет.
Успехов!

12:27
+1
А мне рассказ понравился. Образец социалистического неореализма. И не надо придираться к языку — рассказ от первого лица, а кто у нас рассказчик — рабочий парень, синий воротничок. Стильно!
21:31
+1
Спасибо всем за комментарии!
Загрузка...
Валентина Савенко №1