Сказки забытого леса. Глава 1. Кирюха

  • Жаренные
Автор:
stas
Сказки забытого леса. Глава 1. Кирюха
Текст:

СКАЗКИ Глава 1. КИРЮХА

Заброшенный хутор в зимнем лесу уснул, и только в моем окошке огонёк, одиноким маячком на многие километры вокруг. Дрема одолевает меня. Расслабленный теплом и дневными хлопотами, то проваливаюсь в сон, то, потревоженный непонятным скрипом на чердаке, с трудом цепляю реальность. Но картины сна гораздо реальнее, и уже не могу определить где я…
Беспокойный сегодня Кирюха, все шуршит и стучит. Это он специально, показывает, кто хозяин. Да я и не спорю, обидчивый он сильно — напакостит, если не по его. Я его не сразу признал — дом старый, и пока мне достался, долго нежилым стоял, лет десять. Вот и захирел, ослаб Кирюха, никак ему без людей нельзя. Он уж и уходить собрался, да жалко дом бросить, хорош больно, столько в нем уютных потаённых местечек — и на чердаке, и в кладовке, и в мастерской, где шкафчики да полочки. Раздолье! Кирюха — домовой строгий, мышей в страхе держал, чтобы в комнаты ни-ни! Из подполу не выпускал. Да ослаб от тоски и одиночества — мыши и распустились, в комнаты забегать стали. А как вселился я, ожил Кирюха , все за мной следом ходил, одобрительно половицами поскрипывал, да не замечал я его. «Какие домовые? Сказки все!» — так думал, услышав скрип и потрескивания непонятные.
В хлопотах мы все, мыслями заняты, потому и не видим ничего. А Кирюха не обиделся, счастливым стал, жильцы у него, — и он гордо посматривал на соседний дом, где жила старенькая одинокая больная соседка. Тамошний домовой исстрадался весь, за неё переживая. «А мой, вон какой — шустрый!» — бормотал довольный Кирюха, с трудом успевая за мной. А я все в хлопотах обустройства по дому что-то чинил, а то и выбрасывал под неодобрительным взглядом Кирюхи. Не понимал он моего расточительного легкомыслия — столько выбрасывать! А когда я топором старый дубовый платяной шкаф ликвидировал, Кирюха обиделся, но ненадолго. Я люблю столярничать — сделал кровати-топчаны из досок высохших на чердаке, постелил матрасы, и, опробовав их пружины, Кирюха растаял, подобрел и взял привычку кувыркаться на них, скукоживая покрывала. А я все никак не замечал его!
Дни шли, месяц за месяцем, и как-то зимой, когда вечера долгие и дел почти никаких — печку топить да снег убирать, ритм озабоченности городской покинул меня, мысли уже не толкались, мешая друг другу, почувствовал его. 
 Печку  как раз топил, а холод жуткий стоял, звенел морозом. А он на печке сидит, на меня смотрит и рожи смешные строит. Человек — не человек, и зверь — не зверь . Описать никак не смогу! Он как-бы в дымке весь, как будто фокус не навёл и нечёткий весь. Но глаза… Ох, и пройдошистые! Они не пугали, нет. Они смеялись! Он понял, что я его вижу, — и рожицу мне страшненькую! А глаза-то добрые, весёлые! «Кто ты?» — спросил. "Кирюха, ― говорит. -  Живу я здесь!». Так и познакомились .
Видел его редко — мешают мысли, хлопоты. Только расслабившись и мысли отпустив, начинаешь видеть его — и то только нечётко. А хорошенько — только дремая. Глаза хоть и закрыты, а его видишь. Смешной он оказался — похож на Карлсона, только без пропеллера. «А зачем мне пропеллер? — удивился Кирюха. — Я и так — куда хочу!» И в то же мгновение уже скрипел чем-то на чердаке. Обидчивый. Да… Подшутить над ним нельзя! Как-то пробовал, так он валенки спрятал! Еле упросил вернуть! Только я один знаю о нем, мои приезжают — он прячется, и никак его не вытащить. Когда один остаюсь — он выходит и бродит за мной, поскрипывая. Чую его, и покойно слышать скрип его — успокаивает , все же не один я. 
Опять заскрипел, затрещал чем-то! Да что же это с ним сегодня? Давно уж спит в это время. Опять скрипит. И ветер на дворе поднялся, ставнями окон стучать начал, воет как-то жалобно, просяще. В соседнем доме собака прям выть начала. «Что-то неладно, — подумалось мне, — может зверь к дому подошёл, бродит?». А собачий лай уже в жалобное повизгивание. А ветер все отчаяннее! Страшновато, однако, леса вокруг, глушь. И Кирюха, прям сам не свой, не отзывается и все скрипт сердито.

И отчего ему тревожиться подумал, спускаясь с печки. Пошлепал босыми ногами по холодном полу. С тёплой печки оно и даже в удовольствие. Посмотрел в окно, белым бело водоворот крутит ветер: "кого там носит?“ Но напрасно всматривался. Может чего и есть там, но выходить из дому в метель смысла нет, да и что я там увижу.

— Ну и долго ты там скрипеть будешь — сердитым голосом шуганул Кирюху, обращаясь к потолку.

Притих. Молчит. А метель с новой силой взвыла охрипшим ветром и закашлялась хлопьями снега в окно. Ставни и вовсе на дробь перешли. "Не сорвало бы," — подумал. И как бы услышав меня, Кирюха отозвался:

— Гость непрошенный к нам просится, не пускаю, нечего ему тут делать, пускай к себе в лес заворачивает.

— Да что же за гость такой, — удивился я, — в такую-то погоду, да и ночь на дворе, кто бродить может?

— Этого вам людям знать не положено, наши дела это, — Заважничал Кирюха, — но тебе скажу. Леший к нам ломится, а я не пускаю. Тут моя сила. Пущай он в своем лесу за порядком следит, вон звери распустились, по селам курей воруют, людей беспокоят.

— Да что же ему надо от меня? — Спросил, все ещё не веря в такую чертовщину.

— Да ты ему без надобности, — говорит Кирюха, — переживает он. Измаялся весь. Со мной вот хочет посидеть. За лес потолковать. А я гоню, его это дела, сам пускай и управляется в своем лесу.

— Да ладно тебе, Кирюха, не жлобничай, может ему нужно поговорить с кем, поделиться чем, тебя не убудет. Да и замерз видать твой Леший, вон как метель завывает.

— Ну да, замерзает он, — рассердился Кирюха — это он её крутит. Ветра нагнал. Снег переворошил до земли самой. Деревья скоро ломать начнёт, как не по его выйдет, все просится. Он ко мне раньше заходил часто, так я тогда без хозяев тосковал, вот и опять он по привычке, а я-то при хозяине нынче, при тебе стало быть, — уточнил Кирюха, — и не пристало мне из дому проходной двор устраивать. Да и надоел он мне своими жалобами: то зверь его не уважает, то лесники любимую рощицу вырубили. А мне оно к чему? Мне дом в порядке держать надо.

— Жлоб ты, Кирюха, пускай погреется твой Леший, пугать-то меня он не будет? Страшный он?

— Так это если он сам захочет, то и увидишь его, а не захочет, то хоть глаза высмотри, сам он решает каким ему быть, хошь птицей, хошь зверем каким, а то и вовсе кустом прикинется, а сейчас он с ветром гуляет, а в виде каком , никто не знает.

— Так мне дверь ему открыть, или как? — Заволновался я.

— Не беспокойся, — захихикал Кирюха, — это же Леший. Ему любая щелка за ворота станет. Ну раз ты, хозяин, разрешаешь, то так и быть, впущу. Мне не жалко, да и любопытно, на что в этот раз жаловаться будет. Это же надо, силой такой наделён, любого зверя в дрожь вгонит, деревья вырывает с корнем, а туда же, жаловаться, — бормотал довольный Кирюха.

И правда, утих ветер в тот же миг. И тише стало, так играючи ставни поскрипывали.

"Ну вот, — подумал я, — зашёл видать, шепчутся, похоже, с Кирюхой."

"Шорох на крыше живее стал. "Во чудеса. А может дурит меня Кирюха, и нету никакого Лешего. Это в его духе. Иногда любит вот так насочинять и потом важничать. Завтра небось хихикать будет, как мол, развёл меня, напугал"

Но ветер же утих, как зашёл он, — засомневался я. Да что тут гадать, завтра Кирюха расскажет, он любит поболтать, не удержится. Полезу-ка я на печку, там никаких Лёших и Кирюх, хватит мне впечатлений." Печка встретила теплом и уютом. Камень приятно надавил на косточки и задремал я….

  • Достойный внимания
+8
251
11:21
+3
Ой, как хорошо! Задушевно, сказочно. Не люблю я новомодных героев, то ли дело наш домовой — добрый, смешливый, хозяйственный!
Замечательная сказка!
Рекомендую в достойные внимания за хороший стиль, за возвращение к старым сказочным корням, за добрые, теплые отношения между героями.
Комментарий удален
23:42
Спасибо большое, Светлана.
16:30
+2
ну эта… запятушков не хватае, и пробельчики перед препинаками лишние убрать бы.
Ещё «дремая» — кажись, нету такого слова, «чего делая» — дремля.
"… как-бы в дымке" — «как бы» раздельно.
"… не отзывается и все скрипт сердито..." — «скрипит».

Проду читнуть нада smile
Комментарий удален
23:41
Спасибо.
20:39
+1
Добрая сказка. И написана хорошим, сказочным языкам… Читала и слышала голос дедушки, который в детстве часто сказками баловал…
Спасибо за это воспоминание. И за сказку спасибо.
23:41
Спаибо Марина.
Комментарий удален
Teo
14:47
+2
Приятно и уютно написано, ни к чему нет желания придираться. Создаётся ощущение, будто перед нами писатель, который живёт тихонько в своём доме, окружённый своими художественными образами, вдохновляемыми в его голове почти всем, что находится вокруг него. Живёт себе тихо и спокойно в своём домике, который у другого человека, возможно, не вызвал бы никакого интереса. Ну, дом и дом. Но не для творческого человека.
21:15
Спасибо, Тео.
21:49 (отредактировано)
+2
«Дрема одолевает меня, расслабленный теплом и дневными хлопотами, то проваливаюсь в сон, то (запятая кмк) потревоженный непонятным скрипом на чердаке, с трудом цепляю реальность».
" «Кирюха, – говорит. (тире) Живу я здесь!».
»Только расслабившись, (лишняя запятая) и мысли отпустив, начинаешь видеть его — и то, (лишняя запятая) только нечётко".
«А зачем мне пропеллер? — удивился Кирюха, (точка) — я Я и так — куда хочу!»
«Только я один знаю о нем, мои приезжают — он прячется (запятая) и никак его не вытащить».
«И отчего ему тревожиться подумал (запятая) спускаясь с печки».
Неладно — слитно.
«Может чего и есть там (запятая) но выходить из дому в метель смысла нет, да и что я там увижу».
«Он ко мне раньше заходил часто, так я тогда без хозяев тосковал, вот и опять он по привычке (запятая) а я (дефис) то при хозяине нынче, при тебе стало быть, — уточнил Кирюха (запятая) — и не пристало мне из дому проходной двор устраивать».
"— Жлоб ты (запятая) Кирюха, пускай погреется твой Леший, пугать (дефис) то меня он не будет?"
"— Так это если он сам захочет (запятая) то и увидишь его (запятая) а не захочет (запятая) то хоть глаза высмотри, сам он решает каким ему быть, хошь птицей, хошь зверем каким (запятая) а то и вовсе кустом прикинется (запятая) а сейчас он с ветром гуляет (запятая) а в виде каком, никто не знает".
«Ну раз ты (запятая) хозяин (запятая) разрешаешь, то так и быть, впущу».
«Мне не жалко (запятая) да и любопытно, на что в этот раз жаловаться будет».
«Это же надо, силой такой наделён, любого зверя в дрожь вгонит, деревья вырывает с корнем; а туда же, жаловаться (запятая) — бормотал довольный Кирюха».
«Ну вот (запятая) — подумал я, — зашёл видать, шепчутся (запятая) похоже (запятая) с Кирюхой.»
«А может дурит меня Кирюха (запятая) и нету никакого Лешего».
С запятыми — беда, хотя в некоторых случаях я сомневаюсь. Прямая речь хромает. Обращение выделяется запятыми всегда.
23:38
+1
Спасибо большое, Светлана. Вы мой спаситель. Ну никак пока не справляюсь с пунктуацией.
Но позитивные сдвиги есть!
23:13 (отредактировано)
+1
Если опустить аспект грамотности (тут Светлана Пожар уже порезвилась), то история получается достаточно занятная. Мягкая, ровная, немного монотонная (но в приятном ключе) манера изложения – кажется мне, получилось удачно. Нет резких поворотов сюжета – это может быть как плюсом, так и минусом, всё зависит от того, как автор собирается оформить всё произведение в целом.
Логических проколов не увидел. Чтение расслабляет, поэтому – может, кто и найдёт, но я не заметил. Неплохо, короче. Удачи в дальнейшем развитии фабулы!
Кстати, о привычках нечистой силы можно почитать в книге Сергея Максимова «Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила». Рекомендую, кто не знаком!

23:40
+1
Спасибо Дмитрий Федорович. Максимова не читал, интересно будет ознакомиться, нравится мне писать о мифологии.
01:27
+2
Сказка очень милая, замечательная. Только как уже тут сказали — проблемы с пунктуацией. И еще иногда с выбором слов: «А хорошенько — только дремая». Такого слова «дремая» я не знаю. Можно написать «только когда дремлешь», «только в полусне» или «придрёмывая». Впрочем автору виднее. В остальном — строй предложений чуть странноватый, но впечатление приятное, как неторопливая деревенская побасенка.

— Так мне дверь ему открыть, или как, — заволновался я. (лучше поставить знак вопроса после «как»)
— Да что же ему надо от меня, — спросил (тоже нужен знак вопроса).

Рекомендую перечитать еще раз обращая внимание на пунктуацию и общее ощущение. И будет хорошо;
01:33
+1
Спасибо Соня. Согласен со знаками вопроса. Пунктуацию стараюсь. Но это медленно, мне ещё долго учиться.
05:01
+1
У меня тоже про Домового много…

Понравилось, Автор.
00:45
Спасибо.
21:30
+1
Милая добрая сказка! Прямо тепло на душе стало)))
00:46
Спасибо. Мне приятно, что вы читаете.
22:39
+1
Леший и домовой, старинный дом — все обещает быть интересным.
Есть определенный стиль — и это круто, по нему вас могут узнавать.
Ритмика выбрана удачно, действительно кажется, что окунулся в иной мир, наполненной этакой нечистью.
И все же вставлю свои пять копеек (а может и не пять — там видно будет). Просто такие произведения с «русским духом», хотелось бы, чтобы дошли до широкого читателя, но так как читатель у нас… в большинстве своем капризный, то и приходится авторам лавировать между тем, что хотелось, и тем, что было бы «съедобно». Например, те же самые распространенные, загруженные причастными или иными уточняющими конструкциями предложения. Сама их люблю, каюсь, но… Их особенность в том, что нужно внимательно смотреть, где они стоят. В идеале, чтобы рядом с тем словом, к которому они относятся, иначе читатель может запутаться. Но даже если вы поставите его правильно, читатель все равно запутается, если неправильно поставит в предложении логическое ударение. В результате этой «путаницы», читатель застревает, пытаясь понять смысл прочитанного. И мне частенько приходилось слышать, что это для многих является веской причиной, чтобы закрыть книгу и не открывать ее больше. Так что… думайте сами, решайте сами использовать их или нет)
А вообще проверяется все это просто: можно дать знакомым текст (главное, чтобы они его до этого не видели) и попросить его прочитать. Тогда все недочеты будут видны.
В принципе, распространенные предложения хороши тем, что их можно варьировать, ими можно играть. Иногда от просто перестановки слов, смены формы можно получить иной результат.
Например, у вас предложение:
Заброшенный хутор в зимнем лесу уснул, и только в моем окошке огонёк, одиноким маячком на многие километры вокруг.

На уточняющей конструкции лично я «зависла», причина — у вас пропущено «светит». В результате читатель тратит время (пусть это время — доли секунды) на то, чтобы это слово восстановить.
Решается все это просто:
…и только в моем окошке огонёк светит одиноким маячком на многие километры вокруг.
Или
… и только в моем окошке огонёк одинокий маячок на многие километры вокруг.
Можно подобрать и другие варианты, которые бы сохранили и нужный вам ритм, и в то же время не нагружали читателя этакой игры в квест там, где это не совсем уместно.

Идем дальше…

Дрема одолевает меня, расслабленный теплом и дневными хлопотами, то проваливаюсь в сон, то потревоженный непонятным скрипом на чердаке, с трудом цепляю реальность.

Тут после «меня» просто просится точка. Так улучшается ритм рассказа. Вообще чередование коротких и длинных предложений – хороший ход, поэкспериментируйте с этим и увидите, как заиграет ваш текст, при этом не потеряв своей самобытности…
А еще подумайте над знаками препинания. Не всегда запятые дают паузу нужной длины. Не бойтесь тире и двоеточий. Они позволят вам управлять читательским восприятием.

Беспокойный сегодня Кирюха, все шуршит и стучит.


Вот здесь вопросик: вы специально с первых строк не выводите, кто такой Кирюха?
Потому что до информации про старый дом, он мне представлялся и крысом, и котом, и… да… фантазия может увести в такие дебри...)

Да я и не спорю, обидчивый он сильно — напакостит, если не по его. Я его не сразу признал — дом старый, и пока мне достался, долго нежилым стоял, лет десять.


Хм… вот тут что-то внутренне не нравится, а что – не могу понять. То ли обилие местоимений (взять хотя бы «не по его. Я его»), либо слова… Например, смущает «достался». Так как в тексте не указано, как достался и от кого, то может просто не загружать читателя лишней информацией, а оставить: Я его не сразу признал — дом старый и долго нежилым стоял, лет десять, пока я не стал хозяином. (или пока не стал моим)?

Кстати, вы частенько используете союз «да». Посмотрите, всегда ли он уместен?

«Какие домовые? Сказки все!» — так думал, услышав скрип и потрескивания непонятные.
В хлопотах мы все, мыслями заняты, потому и не видим ничего.


Какие «мы»? Если это посыл читателям, то не самое уместное место. У нас есть домовой и герой, который говорит о «я», поэтому появившееся «мы» несколько режет слух.

А я все в хлопотах обустройства по дому что-то чинил, а то и выбрасывал под неодобрительным взглядом Кирюхи.


Вот тут не совсем ясно. Если герой не замечал домового, то как он мог знать, что тот бросал неодобрительные взгляды?
А я все никак не замечал его!

До этого вы пишите, что Кирюха обиделся. Но как герой это понял? Если вы передаете события через восприятие героя, то выкидывайте из текста все, что герой не мог видеть. Иначе… ну я даже не знаю, как это назвать)

Дни шли, месяц за месяцем, и как-то зимой, когда вечера долгие и дел почти никаких — печку топить да снег убирать, ритм озабоченности городской покинул меня, мысли уже не толкались, мешая друг другу, почувствовал его. 
Печку  как раз топил, а холод жуткий стоял, звенел морозом.


Вы предложением выше обозначили уже печку. Есть ли смысл говорить о ней еще раз, при этом с тем же самым действием?

А он на печке сидит, на меня смотрит и рожи смешные строит. Человек — не человек, и зверь — не зверь. Описать никак не смогу! Он как-бы в дымке весь, как будто фокус не навёл и нечёткий весь. Но глаза… Ох, и пройдошистые! Они не пугали, нет. Они смеялись! Он понял, что я его вижу, — и рожицу мне страшненькую! А глаза-то добрые, весёлые!


Опять повторы и прыжки. Про рожицы – начало абзаца. Далее про глаза… Потом опять зачем-то вернулись к рожицам, и опять к глазам.

Видел его редко — мешают мысли, хлопоты.


Все же лучше глаголы привести к одному времени.

Только я один знаю о нем, мои приезжают — он прячется и никак его не вытащить.

Смотрите: вы весь абзац посвятили Кирюхе. Он был главным действующим лицом конкретно этого отрывка. Так ли надо в этом предложении выпячивать «я» героя? Как вариант: от других он таится. Только кто-то придет – он сразу шмыг на чердак и молчит.

Чую его, и покойно слышать скрип его — успокаивает, все же не один я. 

Тут бы подчиненное предложение напрашивается: успокаивает, что не один я. 

Опять заскрипел, затрещал чем-то! Да что же это с ним сегодня?

Вот тут несколько резкий переход. Вы знакомили читателя с Кирюхой (этаких флэшбек, посвященный, как герои «встретились), и вдруг уже рассказываете о том, что происходит сейчас. Пожалуйста, дайте читателю подсказку. Как вариант: можно предложение с обозначением «сегодня» вытащить в начало абзаца, чтобы читатель переключился.

Давно уж спит в это время. Опять скрипит.

Вот тут не поняла. Если Кирюха спит (н.вр.), то как он может еще и скрипеть (н.в.) или он делает это одновременно?

В соседнем доме собака прям выть начала.

«Прям» — прям так нужно здесь?)

А вот вторая часть, где пошел диалог и начало действие — супер! Взгляд не спотыкается, герои говорят в соответствии со своими особенностями. Так что ждем продолжения)

00:42
Спасибо большое. Вы так грамотно все по полочкам, я так пока не умею. Но ваши замечания очень важны для меня, я на них учусь. И если в этом рассказе не смогу так, как вы пишете, то в последующих ― постараюсь.
14:07
Я рада, если хоть что-то из написанного мною вам пригодиться! У вас добрые и, я бы сказала, нежные рассказы. И это большая редкость, но и большая отвественность (да, во мне вдруг проснулся педагог eyes)))
Загрузка...
Илона Левина №1

Другие публикации