В защиту глагольной рифмы

Автор:
сергей ш.
В защиту глагольной рифмы
Текст:

Уже не в первый раз случается сталкиваться с нападками на глагольную рифму. Одни объявляют её абсолютным злом и призывают забыть о её существовании( как, например, здесь http://www.rapforce.net/blog/slovarik_rifmy_v_2_0/2012-03-20-45 

другие наставляют использовать её как можно реже, третьи советуют рифмовать глаголы на другие части речи. Если с последним указанием можно бесспорно согласиться, то крестовому походу против глагольной рифмы, объявленному горячими головами с лёгкой подачи развившегося за последнее столетие авангарда, необходимо решительно противостоять. И противостоять не с той целью, чтобы твердолобо охранять старые приёмы рифмовки глаголов, а с той целью, чтобы в современных условиях развития поэтической техники найти новые приёмы.

Глагольные рифмы выступают в поэзии, пожалуй, в той же роли, что и сказуемое в предложении, - отвечают за подвижность, живость и направление мыслей. Лишая стихотворение глагольной рифмы, мы обездвиживаем его, текст кажется застывшим. Содержательная сторона вопроса в полной мере изложена в статье А.Всегдара "О глагольной рифме, и не только" (http://samlib.ru/a/aleksej_w/bs02.shtml) : "Глагол создает движение в стихе, глагол – динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов, эта нежность будет созерцательна, одинока. И лишь глагол способен заставить читателя выйти из состояния созерцания, ощутить прикосновение".

Но я остановлюсь на технической стороне вопроса, так как уже долгое время распространена глубоко ошибочная мысль, что рифмованные глаголы "банальны" по причине бедности их словообразовательного состава.
Оглянемся во времена господства классической рифмы, критерием которой было простое совпадение окончаний - ударной гласной и следующих за ней звуков: ж(ил) - б(ил) и т.п. В основном, друг к другу подбирали одни и те же части речи, в одних и тех же формах. С возникновением неклассической рифмы окончанию уделяют всё меньше внимания, ориентируясь на корни слов и ударные слоги. Глагольную рифму отодвигают в сторону, а потом и вовсе обрушиваются на неё как на старый хлам. Очень часто теперь в различных теоретических писаниях то тут то там повторяют мантру "Избегайте глагольный рифм!", аргументируя тем, что словообразование глаголов не позволяет создавать богатую и точную рифму. Здесь я наглядно покажу, что это заблуждение.

Во времена классики, когда рифма образовывалась ударным гласным звуком и следующими за ним, созвучия глаголов были действительно простыми: сказ(ал) - дыш(ал), говор(ит) - пал(ит), возьм(ёт) - качн(ёт) и т.п.
Особая ситуация, пожалуй, имеется у глаголов в первом лице в настоящем и будущем временах; для рифмы здесь требуется хотя бы один предударный согласный звук, так как после ударного гласного обычно ничего нет: и(ду) - ве(ду), ска(жу) - вскру(жу) и т.п. Глубина же рифмы в этом случае достигается наибольшим совпадением предударных звуков: ко(нчал) - ве(нчал) - бр(енчал).
Также могут быть созвучны корневые звенья слов: простыл - растил, долил - удалил, скрыться - искрится и т.п. , а то и глаголы целиком, с чередованием согласных: приду - бреду, слил - злил, преть - добреть, спешит - сбежит, мажет - машет, перечь - беречь и т.п. :

Уж на острове смеркалось.
Небо дождиком сморкалось.

Работник нехотя площадку озирает;
благая мысль его лица не озаряет. (С.Шамов)

Случаются прекрасные созвучия и среди глаголов в разных грамматических формах:

Пусть остальным это только претит
Мы сможем заново вдвоем с тобой взять и прийти (Песочные Люди, "Новый Мир")

Прекрасно подходит также и ранее упомянутый приём "слово в слове": петь - терпеть, ждать - утруждать, рожать - дорожать, тлеть - светлеть, читать - причитать, рдеет - твердеет, хает - благоухает, снится - лоснится, мнит - темнит, бдит - снабдит, пнуть - шепнуть и т.п. :

Запутаться в действительном и ложном
нетрудно, если не умеешь ждать.
Как любим мы о часто невозможном
как о вполне возможном рассуждать. (С.Шамов)

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет (М.Лермонтов)

Дрянь пока что мало поредела.
Дела много — только поспевать.
Надо жизнь сначала переделать,
переделав — можно воспевать. (В.Маяковский)

Нечасты, но встречаются и случаи омонимии: добрею - добрею (добреть, брить) и т.п.
Как видно, нападки на глагольную рифму совершенно несостоятельны; более того - неклассическая рифма не только не похоронила её, но, благодаря как раз своей технике, дала глаголам новую жизнь.

0
62
Юта Грим №1