Чемпион
- Это крайне важные для нас соревнования. Нужна только победа.
- Да, господин Президент! – Роберт согласно кивает, показывая, что осознаёт, насколько всё серьёзно. – Эта задача мне по плечу.
Со всех сторон на собеседников пялятся телекамеры, и глава государства продолжает, вкладывая в слова какой-то особый смысл:
- Там, где нагрузки запредельны, обычным людям не место.
В зрачках Президента загорается сигнал «шутка». Роберт в ответ понимающе подмигивает.
***
Тридцатка лучших лыжников выстроилась на старте. В общем забеге фора у тех, кто в топе. Они заняли самые удобные места, и Роберт в их числе. Его равнодушный взгляд скользит по соперникам. Норвежец, как обычно, прокручивает в голове всю гонку. Это видно по сосредоточенному выражению его лица. Латыш изо всех сил пытается разжечь в себе злость, свой главный внутренний двигатель. Есть в строю именитых спортсменов и «тёмные лошадки». Например, красивый высокий брюнет с синими глазами, в которых искрится сумасшедший кураж. Ладное тело – словно пружина или натянутая тетива. Да, этот парень даст жару…
Выстрел стартёра, и вся лавина лыжников устремляется вперёд, но уже через несколько мгновений она обретает форму странного существа с хвостом, туловищем и головой. Роберт идёт вторым. Он отлично готов, потому мог бы вести «караван» за собой, однако ему нравится подурачить публику – изобразить настырного неудачника, а потом перед финишем легко обойти «без пяти минут чемпиона».
Весь смысл бытия Роберта – тренировки и соревнования, его семья – наставник. Сейчас тренер стоит в первом ряду за ограждением для болельщиков. Роберт переводит взгляд со зрителей на спину лидера, того самого «новичка», который привлёк его внимание на старте. Ничего, скоро они поменяются с ним местами.
Вдруг среди шума на трибунах, который складывается из выкриков, звуков гуделок и трещоток, выделился один голос. Красивый и мелодичный:
- Дэнни! Дэнни! Дэнни!
Роберт повернул голову. Ослепительно красивая девушка (счастливая, разрумянившаяся, в смешной вязаной шапочке и пёстрой куртке) подпрыгивала, прихлопывала в ладоши и азартно подбадривала его соперника. Тот, услышав клич, прибавил хода, но Роберт рванулся вперёд и легко обошёл новичка.
На втором круге, проносясь мимо знакомой группы зрителей, Бобби вновь взглядом выцепил из толпы своего тренера и поклонницу «Дэнни». Расстроенная, она ждала появления на горизонте своего «фаворита», который шёл вторым, без малейшей надежды вырваться вперёд. Наставник рванулся к Роберту и проорал: «Сбавь обороты!»
В голове спортсмена закрутились мысли, обрывки воспоминаний, картинки. Вот всплыла в памяти сценка: тренер любуется фотографией, где он изображён в обнимку с красивой девушкой. «Дочь», - с гордостью отца-везунчика поясняет мужчина. Сейчас Роберт должен найти решение дилеммы. С одной стороны, он не имеет права ослушаться старшего, а с другой - обязан победить во что бы то ни стало.
***
Красиво проносясь мимо трибуны с болельщиками, атлет допустил неосторожное движение и на спуске потерял контроль над своим телом. Пролетев по воздуху несколько метров, он врезался в опору ограждения.
Через минуту над Робертом склонилось полное тревоги милое лицо девушки. Лыжник, как бы с трудом приходя в сознание, посмотрел ей в глаза, стараясь считать всю информацию об объекте, но тот внезапно зарделся и потупил очи.
- Как вы? – скорее выдохнула, чем сказала красотка. Во взоре читалось: «Симпатичный. Талантливый. Не повезло ему, бедному. А ведь должен был победить!» Глаза наполнились слезами сочувствия. Но Роберт уже не видел этого, он перевёл взгляд на тренера. Тот помог подняться и спросил: «Добежишь?». Лыжник утвердительно кивнул и потихоньку тронулся с места, медленно набирая ход, как тяжёлый железнодорожный состав. Выйдя из поля зрения людей на трибуне, Роберт понёсся что есть духу к финишу, даже не замечая промелькивающих по пути соперников, будто оставляя их ждать на перроне пассажирский поезд.
***
Роберт первым пересёк финишную черту и победно вскинул руки. К нему бросились обнимать, брать интервью, укутывать пледом. Шёл тренер, уже издалека протягивая воспитаннику телефон.
- Да, господин президент.
- Что это было?!
- Всего лишь финт, необходимый для победы.
- Люди несовершенны, - после небольшой паузы уверенно заключил собеседник.
В последней фразе главы государства не было интонации шутки, и Роберт вывел для себя новое правило: «В приоритете подчинение старшему по званию… роботу. Любой человек – это капризный ребёнок, который не умеет расставлять приоритеты».
Краем глаза Роберт заметил нервные попытки дочери тренера привлечь к себе его внимание и отвернулся.
Стилистика текста немного подкачала.
«Он отлично готов, потому мог бы вести «караван» за собой, однако ему нравится подурачить публику – изобразить настырного неудачника, а потом перед финишем легко обойти «без пяти минут чемпиона».» — Возможно «Он отлично подготовлен». Он же не котлета, что бы быть отлично готовым. В лыжных гонках, вело и мотоспорте, не караван, а пелотон. Караван это что то медленное, в данном контексте звучит не очень. А вообще, предложение кривое и перегруженное.
"(счастливая, разрумянившаяся, в смешной вязаной шапочке и пёстрой куртке)" — Зачем вам в тексте скобки, если они не нужны?
«Вдруг среди шума на трибунах, который складывается из выкриков, звуков гуделок и трещоток, выделился один голос.» — Куча канцеляризмов и лишних слов, «Выделился один голос» — вообще странно звучит. Хотя-бы: (Вдруг среди шума гудков и трещеток, Роберт расслышал выкрик. -Дэнни! Дэнни! — Кричал (подбадривал) красивый и мелодичны, женский голос.)
«Выйдя из поля зрения людей на трибуне, Роберт понёсся что есть духу к финишу, даже не замечая промелькивающих по пути соперников, будто оставляя их ждать на перроне пассажирский поезд.» -В одно предложение, умудрились засунуть два деепричастия и причастие. Можно все это облегчить и написать по человеческий.
В общем и целом — сыровато.
Стиль произведения довольно ровный, но замечательным назвать не могу — ошибок нет, но и красоты, легкости не чувствуется.
Например, «отлично готов, потому мог бы» правильнее бы звучало «отлично подготовлен — так, что мог бы», на мой взгляд.
Зарисовка оставила скорее приятное впечатление: стиль изложения достаточно легкий, нет ошибок, текст читается с интересом. Отдельно отмечу, что вам удались описания лыжной гонки: эмоции участников, которые замечает главный герой, отдельные детали забега, напряжение публики и т.д.
Из менее удачных моментов: мне показалась излишней вся идея относительно роботов. Перед героем и так встает дилемма: выполнить приказ и выиграть (тем более, что победа важна, видимо, и для него самого) или уступить победу сопернику, который, как я понял, по совместительству еще и парень дочери тренера. Пусть бы он ее и решал, на мой взгляд. Сомневался, тем более, что девушка, видимо, ему приглянулась, переживал… Потом вылетел бы в ограждение, и тут же и понял, что победа важнее. Например, так.
Иначе в действиях героев нет логики. Зачем нужно было влетать в ограждение? Это спланированный трюк или оплошность, случайность?
К травмированному спортсмену в первую очередь подбегут врачи, а не девушка из зрителей.
Тренер сначала просит сбавить обороты (кстати, неужели он не в курсе президентского приказа?), а потом спрашивает, сможет ли Роберт продолжить гонку. Кстати, непонятно, зачем тренеру-то победа парня дочери? Любовь любовью, но тут и его имя как тренера на кону, репутация и все дела.
Словом, чуть не хватило обоснуя и логики в поведении героев, а в целом приятная зарисовка, доработать — будет красота.
Замышлялся рассказ о роботе-романтике. Но что-то во мне воспротивилось этой идее, и Роберт трансформировался в сволочь, которая готова «шагать по трупам».
Спасибо за отзыв.
Можно возразить: формированием мировоззрения (т.е. программированием реакций на внешнюю среду) робота занимался человек, поэтому резкого отличия быть не может: запрограммированы именно человеческие реакции. Но программа обычно отличается схожестью реакций на однотипные раздражители – теоретически ведь так? А наш герой Роберт совершенно по-разному реагирует на дочь тренера во время и после гонки. Конечно, мои рассуждения легко раскритиковать, я это прекрасно понимаю. Но всё равно в рассказе лично я чувствую некую неполноту логики, от этого чтение становится вязким и тяжеловатым.
Сама идея рассказа, однако, интересна и злободневна. Я мог бы отделаться традиционным «текст нужно немного доработать», но вот в чём закавыка – я не могу посоветовать, в чём и как именно доработать! Ну не общался я с роботами! Поэтому просто пожелаю автору удачных работ и признания читателей.
Спасибо за резонные замечания и пожелания!
Изложение эти вопросы не раскрывает — в рассказе нет объяснения почему что-то происходит так, а не иначе. При этом, контекст рассказа не позволяет сделать выводы о художественной реальности, в которой тренировки, эмоции для робота и проч. будут непротиворечиво объяснены.
Маленькое дополнение. В 1967 году вышел советский фильм об андроиде «Его звали Роберт». Там появлялись похожие вопросы, но нужность эмоций для роботов рассматривалась в более общем «противостоянии» между «физиками» и «лириками». Эта «битва», мне кажется, давно отзвенела (разговоры про ИИ сейчас — это другая битва).
Лучше бы писали про прыжки с трамплина. Прыгнул робот в начале рассказа и летит, девушек рассматривает. В конце рассказа приземлится за стадионом, врезавшись в забор. Море непаханое для виртуоза слова с буйной фантазией. Или биатлон. Тут и хоррор возможен.
За матчасть по лыжам — крепкий кол (по стобалльной шкале).
За художественность — ноль.
Стою на трибуне в лыжи обутый…
То ли лыжи не едут, то ли я робонутый))
Из дырок: Дэни, девушка на трибуне, тренер, дочь тренера, киборги. Сместить акценты на сами соревнования, получилась бы какая-нить спортивная история.
Наверно.
И последнее:
Видят ли роботы на лыжах сны о красивых звонкоголосых девах?..
Спасибо всем поварам. «Чемпион» готов.
И для чего был нужен президент?