Пираты Драконьих гор. Энциклопедия Жемчужины.

Пираты Драконьих гор. Энциклопедия Жемчужины.
Аннотация:
Маленький отрывок из энциклопедии мира Жемчужины. Только то, что связано с событиями первого романа цикла - "Пираты Драконьих гор". Рекомендую читать, если возникнут вопросы о том, что представляет собой Жемчужина: планетография, основные государства и союзы, система мер и измерений, денежная система и прочее.
Текст:

Звезда по имени Сол.

Звезда главной последовательности спектрального класса А8 (желтовато-белая). Масса в 2 раза превышает Солнечную. Светимость превышает Солнечную в 11 раз.

Расположена в средней части рукава Ориона нашей Галактики. Вследствие этого ночное небо над планетой наполнено яркими звездами и несколькими туманностями.

Планета Жемчужина.

Экваториальный радиус – 7,6 тысяч километров (1,2 Земного).

Масса – 1,03х1025 кг (1,7 Земной)

Ускорение свободного падения (гравитация) - 1,2 Земной.

Плотность атмосферы у поверхности земли - 13,2 кг/м3 (11 Земной).

Планета движется по орбите с величиной большой полуоси в 475 миллионов километров. Период обращения 1428 дней. Вокруг оси оборачивается за 24,7 Земных часа. То есть продолжительность Периода (местное название года) около 4 Земных лет.

Эксцентриситет орбиты Жемчужины – 0,034, таким образом расстояние в апогеи в расстояние до светила 1,07 раза больше перигея. Ось планеты наклонена на 19 градусов от перпендикуляра к плоскости орбиты. Точка перигея почти совпадает с максимальным наклоном северного полюса в сторону Сола. Соответственно в апогее планета обращена к Солу южным полюсом.

Все это приводит к тому, что Зима в северном полушарии более холодная, а лето более теплое, чем в южном. То есть климат в северном полушарии изменяется в течение Периода резче, чем в южном.

Планета имеет 3 спутника.

Синь – большая полуось орбиты 137 тысяч километров (0,35 Лунной), диаметр – 1249 километров (0,72 Луны), видимый диаметр – 1,05 градуса (2 Лунных). Период обращения (синодический) – 4,33 местных суток. Очень яркая (светимость в 9 раз превосходит Лунную), бело-голубая.

Янтарь - большая полуось орбиты 494 тысячи километров (1,3 Лунной), диаметр – 2256 километров (1,3 Луны), видимый диаметр – 0,5 градуса (такой же, как у Земной Луны). Период обращения (синодический) – 30,1 местных суток. Немного ярче Луны (1,2 раза), светло-желтая.

Змеиный глаз - большая полуось орбиты 738 тысячи километров (1,9 Лунной), диаметр – 142 тысяч километров (0,16 Луны), видимый диаметр – 0,045 градуса (0,09 Луны). Период обращения (синодический) – 56 местных суток. Светимость в 130 раз меньше Лунной. Зеленоватая, с темным пятном посередине.

Название планеты происходит из космогонии Дельты. Там считают, что мир вокруг нас – океан. В нем медленно-медленно плавают рыбы – звезды. Сол это раковина из чистого света, которая родила Жемчужину. Глаз змеи – действительно глаз гигантской змеи, которая кружит над жемчужиной, охраняя ее. Змея то засыпает, прикрывая глаз, то смотрит им внимательно на Жемчужину. Луна Янтарь – действительно кусок янтаря. И янтаринки, которые иногда находят на берегу океана – ее осколки. Луна Синь – это ворота в Мир синего света. Загробный мир. Ворота то открываются, то закрываются. И плохо тем, кто умирает, когда ворота закрыты. Им приходится перерождаться снова в этом мире.

Основные особенности планеты Жемчужина.

Звезда Сол и планета Жемчужина значительно моложе Земли (2,9 миллиарда Земных лет).

Состав атмосферы отличается от Земного – гораздо больше инертных газов, в том числе и гелия, благодаря чему его достаточно просто выделять из воздуха. В настоящее время он как наполнитель баллонов воздушных кораблей практически заменил водород.

Благодаря особенностям атмосферы, более молодому возрасту планеты и большей силе гравитации плотность атмосферы значительно превышает Земную (у поверхности в 11 раз).

Это приводит к тому, что, с одной стороны, подъемная сила одного и того же объема гелия или водорода в 11 раз превышает Земную, делаея возможным и рентабельным строительство воздушных кораблей.

С другой стороны, гораздо большее сопротивление воздуха приводит к тому, что даже небольшие по скорости ветры создают очень сильное давление. Так ветер в 5 метров в секунду (Земных) классифицируется как «крепкий» и по давлению соответствует нашему ветру в 17 метров в секунду. К счастью, атмосфера Жемчужина в районе северного континента очень спокойная и сильные ураганы случаются лишь в некоторых регионах, и в определенное время периода.

Другое следствие более плотной атмосферы – сильное сопротивление воздуха особенно при больших скоростях. Если тяжелые арбалетные стрелы со сравнительно небольшой начальной скоростью теряют свою энергию не так быстро (дальность прямого выстрела порядка 30 метров, а эффективная дальность порядка 80), то высокоскоростные пули буквально вязнут в воздухе. Так пуля с начальной скоростью в 600 метров в секунду уже через 0,1 секунды тормозится в 2 раза, в 4 раза уменьшая свою энергию. И практически полностью теряет свою убойную силу через 100 метров. Это накладывает особенности на системы вооружения и тактику боевых действий.

Ну, и, конечно же, влияние плотной атмосферы на транспорт. Крейсерская скорость воздушных судов обычно составляет порядка 25 километров в час (20 лиг в час). Разумеется у поверхности. Чем выше, тем меньше сопротивление воздуха и больше скорость. Но меньше подъемная сила, поэтому приходится постоянно поддерживать баланс между этими параметрами и выбирать оптимальную высоту полета. Разумеется, скоростные корабли особенно на форсаже могут разгоняться значительно быстрее. Так «Серый ястреб» поднявшись на максимальную для себя высоту смог разогнаться почти до 37 километров в час (30,5 лиг в час). Но, вообще, Жемчужина это мир неспешных скоростей.

Другая важная особенность – полезные ископаемые. Из-за особенностей протопланетного облака, из которого образовалась Жемчужина в химическом составе ее поверхности крайне мало железа. Его месторождения встречаются очень редко. Это привело к тому, что стоимость железа в 2 раза превышает стоимость серебра и в 300 раз меди. Поэтому стальные клинки или ружья могут позволить себе либо очень богатые люди, либо аристократы. А в металлургии царствует бронза. Многие-многие десятки видов, с самыми различными свойствами. Но, хоть стоимость меди на Жемчужине немного меньше, чем на Земле, все равно она достаточно большая (в Арлидаре порядка 60 «сол» за тонну). Поэтому металл используют очень экономно.

Ну и третья важнейшая особенность. На северном континенте пока что не обнаружены богатые и близкие к поверхности месторождения нефти. Она известна, но серьезной добычи не ведется и, как следствие, двигателей внутреннего сгорания нет. Зато очень богатые и часто встречающиеся месторождения угля делают его в настоящий момент единственным источником энергии (кроме некоторых экзотических, о которых в этой книге не упоминается).

Все перечисленные особенности планеты Жемчужина делают неизбежным очень длительную эпоху стимпанка. Во время, когда мы ведем свое повествование, эта эпоха в самом расцвете. Огромное количество воздушных кораблей, в море пароходы соперничают с парусниками, на суше первые локомобили и паровозы на очень редких линиях медных (на самом деле бронзовых) дорог. Эпоха пара, соседства метательного и огнестрельного оружия, сложных механизмов, и самого начала электрической эры (как раз во время действия «Пиратов Драконьих гор» проводятся первые опыты с радиотелеграфом).

Жемчужеграфия

(маргаритография – если переводить на древнегреческий)

Северный континент.

В обиходном языке называется просто – «Мир».

Огромный материк подковой охватывающий полярную шапку. Размеры приблизительно 6 на 8,5 тысяч лиг (7 на 10 тысяч километров). По площади он сопоставим с Земной Евразией. Южное побережье расположено на широте в 60 градусов по исчислению Жемчужины (55 градусов по Земной шкале).

Он разделен на две почти равные по площади части длинным и узким Дышащим морем – образовавшимся на месте разлома континентальных плит водоемом, постоянно обогреваемым многочисленными термическими выходами и подводными вулканами. На юге из Дышащего моря вытекает Великая река, и, проходя через узкое ущелье между горными кряжами, разлившись гигантской дельтой, впадает в Океан.

В настоящее время на Северном континенте существует 53 государства, не считая горных районов, в которых проживает множество племен и племенных союзов. Общее население на 01.01.В.998 - 332 миллиона человек. То есть плотность населения сопоставима с Землей начала девятнадцатого века.

Самые крупные государства:

Федерация независимых территорий - 102 миллиона человек – конфедерация управляемых чем-то средним между кланами и мафиозными организациями практически независимых государств. Расположена на западном краю материка

Государства востока – общее население 95 миллионов человек. 41 государство различных размеров и форм правления от пролетарской Республики Мышиных Нор до олигархического Виловодска или социально-технократического графства города-государства Котелок. Все эти страны образовались при распаде Восточной Приморской Империи. Расположены к юго-востоку от Дышащего моря и Великой реки.

Святая Белая Империя – население 42 миллиона человек – клерикальная монархия – Император и аристократия одновременно являются высшими иерархами триединой церкви. Расположена к северу от Государств Востока, вблизи полярной шапки.

Зеленый Каганат – огромные степи, по которым кочуют племенные союзы, объединенные в Каганат – общая численность около 18 миллионов человек. Расположен к западу от Дышащего моря и Великой реки.

Деревни-государства Дельты – в просторечии просто Дельта – население 41 миллион человек. Множество поселений расположенных в дельте Великой реки объединенных очень сложными религиозными, кастовыми и политическими связями.

Карапатрасцкая пустыня – население 5 миллионов человек Гигантский полуостров, уходящий далеко на юг до 50 градуса северной широты (45 градусов в Земном исчислении). Каменистая и песчаная пустыня с редкими поселениями вдоль побережья и в оазисах. Централизованная власть номинальная. На местах широчайшее самоуправление.

Ледяной Дол – население 10 миллионов человек. Деспотия. Расположена на самом востоке материка.

Более мелкие государства, связанные с нашим повествованием:

Арлидар – население 2,4 миллиона человек – парламентская республика к юго-востоку от ФНТ.

Центр Мира – население 4,5 миллиона человек торгово-олигархическое государство. Расположено действительно в центре Мира. На побережье, на равном удалении от ФНТ и Государств Востока.

Южное полушарие.

Совершенно неизученная часть планеты Жемчужина (до осени 995 периода). Из-за особенностей планеты и ее расположения в системе Сола, температура воздуха в экваториальном поясе колеблется от 50 до 90 градусов. Ее саму по себе очень трудно пережить. Но, такие высокие температуры и широчайшая полоса Океана приводят к постоянному зарождению в экваториальной области непрерывной череды тайфунов. Экваториальный пояс называют «кипящим» именно по этой причине, а не из-за собственно кипения воды, которая при такой температуре еще не происходит. Все это привело к тому, что до настоящего времени ни одной экспедиции (по крайней мере, достоверно) не удалось проникнуть в южное полушарие и вернуться оттуда. Однако в мифах древнейших цивилизаций Дельты упоминается загадочный Южный континент, который располагается где-то в районе Южного полюса.

Календарь и счет времени.

На планете принят общий календарь и счет времени.

Период – аналог земного года. Продолжительность 1428 местных дней (1470 Земных суток – почти 4 Земных года). Начало года отмечается в день весеннего равноденствия. Служит для исторической датировки. В календаре отсчет ведется от дня основания Воронберга – бывшей столицы Восточной Приморской Империи. На начало повествования идет 994 Период.

Сезон – ¼ Периода – 357 суток. Начала сезонов совпадает с днями весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Периоды называются Весна, Лето, Осень и Зима, хотя климатически не совсем совпадают с аналогичными временами года на Земле. Сезоны принято использовать для определения возраста. Говорят «ему 18 сезонов», а не «4 Периода и 2 Сезона». Это практически совпадает с возрастом в Земных годах, а также, практически совпадает с биологическим возрастом.

Месяц – 30 (29) дней. По величине близок к синодическому периоду (от новолуния к новолунию) средней луны Янтарь. Каждый Сезон разделен на 12 месяцев, первые 3 по 29 дней – остальные по 30. В разных странах приняты различные названия месяцев, но обычно просто называют порядковый номер.

Сутки состоят из 25 часов, продолжительностью чуть-чуть меньшей Земного часа. Начало отсчета приходится на астрономическую полночь. Разделены на 5 пятичасий. Поздняя ночь, утро, день, вечер, ранняя ночь. Счет времени ведется от 1 до 25 часов.

Час состоит из 50 минут (равен 0,988 Земного часа).

Минута состоит из 50 секунд (равна 1,185 Земных минут).

Секунда равна 1,42 Земных секунд.

Таким образом, дата записывается в формате:

День.Месяц.Сезон.Период (например: 27.11.Л.994 – 27-го числа, 11-го месяца, лета, 994 периода)

В большинстве государств месяц делится на 3 декады. Две первые по 10 дней. Последняя, в первые три месяца сезона – 9 дней, в остальные месяцы – по 10.

Системы счета и мер.

На всем северном континенте принята 10-тичная система счисления.

За исключением ФНТ, где, наряду с общепланетной десятичной системой используют традиционную – семеричную.

Кроме того практически повсеместно используются стандартные системы единиц.

Основой единицей длины служит лига - 1/40000 длины нулевого меридиана – проходящего через Воронберг.

Надо сказать, что круг делится не как принято у нас на 360 градусов, а на 400. Таким образом, лига равна 1/100 углового градуса.

В земных единицах:

Лига = 1,194 километра.

Метр (1/1000 лиги) = 1,194 земного метра.

1 м3 (местный) = 1,7 м3 Земного.

Шлов = 1,7 литра.

Четверть шлова (пинта) = 0,425 литра.

Фунт (вес пинты воды) = 0,51 кг (с учетом в 1,2 раза большей гравитации)

Гросс (аналог земной тонны – вес воды в одном местном кубическом метре) = 2,04 Земных тонн.

Вообще, совпадения с Земными названиями происходят из-за перевода. Звучат в местном языке они совершенно иначе, но для удобства переводчики брали наиболее подходящие по смыслу Земные понятия, оставляя местные названия мер в случае, если они сильно отличались от Земных.

Но, читателю следует помнить, что упоминаемые в книгах «метры» и «секунды» вовсе не такие как на Земле.

Например, 1 метр в секунду (Жемчужины) = 1,19 метра в секунду (Земных).

Деньги.

Не будем приводить подробно денежную систему основных государств, дадим лишь основные сведения о золотых монетах, которые упоминаются в тексте.

Арлидарский «Сол» – золотые монеты номиналом 1, 5, 20. Покупательную способность 1 сола можно очень грубо оценить как приблизительно 3000 современных Российских рублей за сол. Разумеется, за разные товары это соотношение будет совершенно различным.

«Целый» ФНТ – золотые монеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50. Меньшие по весу и покупательной способности, чем Арлидарские солы. Соотношение приблизительно как 1/2,1.

«Глобус» Центра Мира – золотые монеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50. Более крупные, чем солы монеты с большой покупательной способностью. Соотношение приблизительно 1,8/1. Называется так, потому что на реверсе отчеканен северный континент в такой проекции, что Центр Мира находится в центре изображения.

Таким образом, воздушный корабль класса «Серого ястреба» стоит приблизительно 7 000 сол, или 15 000 целых, или 3 900 глобусов.

Еще, для общих сведений можно сообщить, что практически во всех государствах принята трехуровневая денежная система – медные (или бронзовые) монеты, серебряные, золотые. Номиналы и соотношения между ними различные в разных странах. А в Котелке есть и четвертый уровень – «Крейсеры» номиналов 25 и 50 изготовлены из особой стали. Покупательная способность монеты в 50 стальных крейсеров – 180 Арлидарских солов.

Животные, упоминаемые в книге

(данные в Земных единицах веса):

Горные попрыгайцы. Среднего размера млекопитающие (вес около 10-15 кг) среднее между земными кенгуру и обезьянами. Сумчатые. Сильные задние лапы позволяют далеко прыгать. Достаточно развитые передние – хвататься за каменные уступы. Очень плотный и теплый мех. Обитают в Драконьих горах. Живут небольшими стадами, травоядные.

Арни. Крупные травоядные млекопитающие. Вес порядка 100-150 килограммов. Немного напоминают горных яков. Но, как и все звери, западнее Дышащего моря, не являются копытными. Передвигаются на мозолистых коротких лапах. Покрыты длинной густой шерстью. Поддаются приручению и используются как мясной и молочный скот, а также как вьючные животные. Обитают в поясе альпийских лугов.

Скалопрыг – общее название нескольких видов травоядных млекопитающих разного размера от 20 до 100 килограмм, обитающих в Драконьих горах. Все они напоминают одновременно горных козлов и кошачьих. Кошачьих - механикой перемещения и сильными длинными лапами. Козлов - общим видом, рогами и тем, что являются травоядными. Обитают в скальном поясе Драконьих гор, иногда спускаются к альпийским лугам. Живут большими семьями.

Горные кошки – очень многочисленное семейство млекопитающих, обитающих в Драконьих горах. К нему относятся практически все виды хищников, обитающих в этом регионе, от небольших – 3-5 кг охотников за грызунами и птицами, до очень крупных – до 80 кг – хищников. Сильно похожи на Земных кошачьих, хотя некоторые из них сумчатые, а некоторые несколько напоминают попрыгайцев. Несколько видов поддались приручению и используются для борьбы с грызунами, охоты и охраны стад арни.

Коровы (кони). Очень распространенный по всему Северному континенту класс животных. Существует множество его разновидностей от горных арни до пустынных коров или скаковых боевых коров (лошадей) Зеленого Каганата. Внешне напоминают Земных представителей этого класса, но с одним серьезным отличием – они не копытные. У всех видов коров ноги оканчиваются лапами – начиная от небольших мозолистых у горных видов и до очень широких у пустынных. Путаница с названием коров лошадьми в Зеленом Каганате произошла оттого, что перебравшись с востока через Великую реку, предки народа степи встретили здесь диких коров похожих внешне на лошадей с их старой родины (к востоку от Дышащего моря встречаются копытные виды животных). Так и повелось, что кочевники Зеленого Каганата называют своих коров лошадьми, что вызывает насмешки у жителей Восточных государств.

Классификация воздушных кораблей.

Разумеется, всевозможных типов и видов воздушных судов существует огромное множество. Они имеют самые разные названия на множестве языков Жемчужины. Но, чтобы не путать читателей мы условно применяем линейку названий, имеющую отдаленную аналогию с парусными судами Земли. Эта аналогия очень условна. Наверняка можно было подобрать и другие названия, но мы решили применить «авторский произвол» и сделать именно так.

Классификация произведена по единственному параметру – грузоподъемности, в случае с воздушными судами этот параметр прямо пропорционален объему баллона.

Кстати о «баллонах», гондолах, и прочих конструктивных элементах воздушных кораблей. Подавляющее большинство воздушных судов имеет сходные конструкции. Опишем их.

Баллон – каплеобразный воздушный «шар» различной степени вытянутости, напоминающий форму земных дирижаблей. Имеет многослойную, пропитанную специальными смолами а, иногда и армированную, тканевую оболочку. Для скоростных судов передняя часть дополнительно укреплена слоями ткани и ребрами жесткости.Внутри имеется горизонтальная воздухонепроницаемая перегородка. В верхней части баллона располагается гелий под избыточным давлением, в нижней - воздух. Поднятие судна осуществляется стравливанием воздуха из нижней части баллона. Опускание - закачкой воздуха. В самом экстренном случае, возможно выпустить часть гелия. Но запас его на корабле ограничен и предназначен для восполнения в случае пробоин. Поэтому стравливание гелия применяется лишь в критических ситуациях, когда надо очень быстро опуститься.

Гондола – собственно воздушный корабль. На большинстве малых и средних судов состоит из плоского досчатого настила на несущих балках. Стены и потолок обычно из прочной ткани натянутой на ребра жесткости. Более крупные суда или пассажирские лайнеры имеют досчатые стены и потолок, и несколько палуб. Открытые палубы встречаются только у самых маленьких и тихоходных судов, потому, что даже на крейсерской скорости поток встречного воздуха так силен, что просто сдувает людей, выбравшихся из помещения без страховки.

Обычная компоновка судна – переднюю часть занимает оперативный (командный) зал – с обзорным окном в передней части, навигационной аппаратурой, приводами орудий и прочими элементами управления. За ним следуют жилые и бытовые помещения. В центре обычно располагается машинный зал с паровым котлом (котлами) и прочими механизмами. Заднюю часть обычно занимает грузовой отсек. Иногда машинный зал размещают в хвостовой части гондолы. Пропеллеры воздушных винтов чаще всего вынесены на фермах в стороны от гондолы. Иногда винты располагают и сзади судна. Очень часто гондолы окантовывают по бортам узкими открытыми галереями с леерным ограждением.

От днища гондолы вдоль ее стен поднимается «Сетка» - переплетение такелажа, удерживающего баллон.

Итак, вернемся к классификации.

Чтобы упростить восприятие, параметры даем в земных мерах:

Лодка – маленькое 1-3-х местное судно, с объемом баллона 30 - 100 кубометров и подъемной силой до 1 тонны. Самые маленькие с баллоном диаметром в 3 метра и длиной в 6. Имеет совсем низкий потолок (не больше 1 км, небольшую скорость до 10 км в час, и дальность полета до 200 км.

Баркас – объем баллона 100 - 500 кубометров. Подъемная сила до 5 тонн. Скорость 10-15 км в час. Обычно используется для переброски небольших грузов. Или нескольких человек.

Шлюп – баллон 500 – 1500 кубометров. Промежуточное судно между баркасом и шхуной. Все еще с открытой палубой.

Шхуна – баллон от 1500 до 5000 кубометров. Размер ориентировочно 10 метров в диаметре и 50 в длину. Самое маленькое из собственно судов. Начиная с этого класса все суда имеют закрытую палубу. Подъемная сила до 50 тонн, а грузоподъемность до 25. Эффективный потолок до 3 километров, максимальная скорость до 25 км в час, крейсерская около 15. Максимальная дальность беспосадочного перелета – 800 км, с дозаправкой воды – 2000 км. Кстати сказать, такие параметры дальности полета выдерживаются для всех стандартных грузовых судов вне зависимости от размера. Именно так построены сети «заправочных» станций в большинстве государств. Расстояние между станциями выдерживается около 500 - 700 километров.

Бригантина – объем 5 000 -15 000 кубометров. Более крупное судно, но в той же категории, что и шхуна. Обычно эти малые суда используют для доставки небольших грузов или сравнительно небольшой группы пассажиров. Изредка их используют пираты для нападения на небольшие корабли на отдаленных маршрутах.

Бриг – относится уже к кораблям среднего класса. Объем 15 000 -50 000 кубометров. Баллон приблизительно 20 метров в диаметре и 120 в длину. Способен перевозить до 300 тонн груза. Имеет эффективный потолок до 4 километров, но может подниматься и до 7. Очень распространенный класс кораблей. Существует много модификаций судов такого размера, от тихоходных торговцев с большим радиусом полета до скоростных клиперов, как гражданских, так и военных. Кроме того – это самый любимый тип кораблей у пиратов. Особенно скоростные модификации, развивающие до 40 километров в час.

Барк – следующее судно среднего класса. Объем 50 000 – 150 000 кубометров. Почти в полтора раза крупнее брига, с грузоподъемностью до 1000 тонн. Один из наиболее массовых кораблей у торговцев. Чаще всего достаточно тихоходные суда с большой грузоподъемностью, или пассажирские суда для перевозки пассажиров на основных маршрутах - в разной модификации берут на борт от 100 до 300 человек. Кроме того основной класс мощных военных кораблей.

Последний класс кораблей – галеоны. Они бывают различной величины от малых – 150 000 кубометров до супергалеонов в 2 000 000 кубометров (80 метров в диаметре и 500 в длину) Грузоподъемность таких гигантов до 15 000 тонн. Обычно эти суда используются для перевозки массивных грузов (зерно, уголь, руда…) на большие расстояния. В мире Жемчужины они заменяют железнодорожный транспорт Земли. Кроме того пассажирские модификации таких судов служат для перевозки очень большого количества пассажиров или как круизные лайнеры. В военных целях их используют для массированных десантных операций или перевозки техники и боеприпасов. Кроме того в 995 периоде на верфях ФНТ были построены дальние экспедиционные корабли для трансконтинентальных перелетов. Благодаря им стала возможной экспедиция в южное полушарие и облет Северного континента.

0
11:47
648
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Андрей Лакро

Другие публикации

Мавка
Becon 1 час назад 0
СПАникулы 8
V_K 1 час назад 0