Кто в конце тоннеля?

  • Жаренные
Автор:
Саша Дель
Кто в конце тоннеля?
Текст:

«Давно ли, недавно ли случилась эта история, никто не знает, - мать нараспев начинает неторопливый рассказ. Коленька закрывает глаза и весь превращается в слух. – На высоком берегу реки Бирюсинка стоял город Крутояр. Люди там жили мирно и счастливо. Но однажды начался страшный мор. Неведомая болезнь выкашивала народ, как траву, и изобильный край превращался в пустыню.

В ту пору в Крутояре подрастал и набирался сил добрый молодец по имени Никита. Как-то ночью привиделась ему во сне Богоматерь, которая сказала: «Пойди в Красные горы, в святую обитель, отыщи там мою икону и помолись перед ней». Утром юноша попросил благословение у родителей да отправился в дорогу. Но только в монастыре того образа не было, и никто даже не слышал о нём. Опечаленный, собрался паломник в обратный путь не солоно хлебавши. По счастью, уходя, разговорился он со старым служителем, а тот поведал ему, что в юности любил осматривать пещеры здешних мест. Над входом в одну из них видел древнюю икону. Не она ли это?»

Голос матери стал далёким-далёким, и Коленька крепко уснул.

***

Мальчик пробудился среди ночи. Подушка почему-то была влажной. «Мамочка», - прошептал Коля, и по щеке его покатилась слеза. Какой ужасный сон! Снилось ему, что всей семьёй Пронины куда-то ехали по над краем обрыва. Вдруг на полном ходу родные вытолкнули его из повозки, и он полетел в пропасть.

Коля ещё не отошёл от наваждения, так разволновал его сон. Он приподнял голову, пытаясь понять, где находится. В комнате было темно и тихо, только тикали часы. Обстановка едва различима. Ах да, это квартира дяди, брата отца. Коля живёт у него около месяца. Вот на столе белеют страницы раскрытой книги. Намедни учитель предложил решить головоломку про Ахилла и черепаху из этого задачника. Мальчик произнёс слово «математика» по слогам, удивляясь, как нежно оно звучит. Это похоже на склонение по падежам: «мать – мате – мати», а ещё на название жёлтенького подснежника, который первым выстреливает из чуть прогретой земли навстречу ласковому солнцу…

Глаза мальчика вновь наполнились слезами: «Моя милая красивая мамочка…». Он поднёс образок к губам и поцеловал его. Тут думы Коли обратились ко вчерашнему Рождеству. На таком многолюдном празднике недавний житель столицы оказался впервые. Ель упиралась верхушкой в потолок и распространяла хвойный запах на всю огромную залу. Разноцветные свечи вспыхивали одна за другой от бегущего по пороховой нитке огонька. Как это было восхитительно!

Средоточием всех веселых развлечений была красивая нарядная девочка, дочь хозяина дома. Вот её отец, наклоняясь к разрумянившейся проказнице, спросил:

- Весело тебе, Верочка?

Златовласый ангелочек царственно кивнул и случайно встретился взглядом с Колей. А он, зачарованный увиденным, стоял, будто столб. К жизни вернул его громкий шёпот двух дам, оказавшихся поблизости:

- Несчастный ребёнок. Отец был в Персии с дипломатической миссией. Случилась эпидемия холеры, и вся семья умерла. Выжил только мальчик. Говорят, мать надела ему старинный образок с целительными свойствами.

- Любовь и молитва творят чудеса…

Коля заметил, что Верочка тоже это слышала. Её прелестное лицо омрачилось. Она поспешила к отцу и что-то сказала ему на ухо.

***

Весной дядя сообщил Коле, что тот приглашён погостить на летней даче отца Верочки. И вот мальчик уже в дороге. Скромно расположился с краю, стараясь занимать в карете как можно меньше места. По липовой аллее конный экипаж мчит к большому дому со множеством колонн и бельведером на верху. У парадного входа - каменные изваяния львов. Вера повела было гостя внутрь здания, но вскоре передумала, и они пошли в парк.

Античные статуи, беседки, грот, горбатый мостик над ручьём; зелёные, освещённые солнцем лужайки. Верочка нигде не останавливалась, спускаясь по террасам к реке. Прибежав на берег, дети плюхнулись на скамейку в тени дерева и залюбовались грациозно уплывающим от них ужом. Потом Верочке пришло в голову нарвать цветов, и они с Колей, стараясь опередить друг друга, кинулись за одуванчиками. Из букета озорница ловко сплела венок, нарекла его короной и водрузила себе на макушку. Товарища по игре она заставила встать на колено, положила ему на плечо руку и торжественно произнесла: «Я изволю, чтобы вы были моим рыцарем и выполняли любые желания своей госпожи. Итак, сейчас мы на лодке отправимся на тот берег, чтобы открыть новую землю».

За рекой возвышалось идеально ровное плато, казавшееся вулканическим островом. Оно напоминало гигантский пень спиленного мирового древа. По стенам его виднелись пещеры и каменные столбы.

- Что это? – спросил Коля, указывая на величественное урочище.

- Меловые горы. А на ближнем к нам мысе плато был в древности алатырь. И дикари приносили на нём людей и животных в жертву богам.

Для высадки ребята выбрали бухту, где вверх от берега шла узкая тропка. Склон здесь был относительно пологий. В начале подъёма громоздились две каменные глыбы. На одной из них, очевидно, рукой какого-то шутника была сделана надпись:

Заповедник «Белогорье»

Правила:

- ходить только по тропе;

- не собирать когти и зубы дракона;

- не рвать одолень-траву.

Дети на секунду заколебались, затем взялись за руки и шагнули в проход между скалами. Идти было трудно. Известняковая порода осыпалась под ногами, а подъём становился всё круче. Но как божественно благоухало разнотравье! Ребятам попадались цветы, которых они никогда прежде не видели. Коля и Вера останавливались, рассматривали их, поражаясь, как удаётся растениям выживать на бедной, каменистой почве. Наконец, путешественники взобрались на плато и присели отдохнуть.

Перед ними простирался первозданный мир. Владение птах, насекомых и зверей. Место казалось заколдованным. Вдалеке мальчик и девочка заприметили зубчатые останцы и пошли в ту сторону. Это была огромная меловая скала, напоминающая причудливый готический замок. К его основанию вели выдолбленные в горной породе ступени.

Верочка заметила в траве изумрудно-зелёную ящерку, бросилась за ней и едва не сошла с тропы. Коля крепче схватил подружку за руку и потянул за собой. «Бог его знает, чем грозит нарушение правил», - подумал он.

По крутой лестнице дети спустились на ровную площадку и увидели вход, закрытый дубовой, окованной железом дверью. Над ним в глубокой нише виднелась икона. Коля снял с шеи свой образок и показал Верочке, она взглянула и, потрясённая сходством двух изображений, покачала головой:

- Чудеса, да и только… С таким оберегом ничего не страшно.

- А если там внутри заточён дракон?

- Ну тогда он сидит на цепи, - улыбнулась в ответ девочка.

…Это был пещерный храм. Сквозь выбитые в скале отверстия-оконца просачивался свет.

- Как здесь холодно и влажно, - отметил Коля и провёл рукой по стене. - Сырая. Фу!

Свод поддерживали шесть массивных колонн, а само помещение напоминало по форме ковчег. В юго-западном углу ребята увидели вход в узкий тёмный тоннель. Любопытство толкнуло их туда. Они прошли пять поворотов и впереди замаячил свет. Дети вынырнули наружу уже в северо-восточной части подземной церкви.

- Коридор длинный, саженей семьдесят будет, - прикинул Коля. – Давай ещё раз пройдём и посчитаем шаги.

- Может, отправимся с разных концов и встретимся посерёдке, - предложила Вера.

…Мальчик миновал уже третий поворот. «Где же она? Здесь невозможно разойтись. Наверное, струсила идти в одиночку по тёмной галерее». Коля прибавил ходу и выскочил из тоннеля под просторные своды церкви. Верочки нигде не было.

Он вышел наружу, позвал подругу, но никто не откликнулся. Вокруг изменилось что-то, да и сам Николай тоже. Хотя почему Николай?! Ведь его имя Никодим. И он вспомнил зачем оказался здесь, что должен сделать и поспешил к пещере.

В глубокой нише на вершине скалы Никодим разглядел святой образ и тотчас узнал в нём явившуюся ему во сне Богоматерь с младенцем на коленях и белыми лилиями в руках. Он достал икону, рискуя сорваться вниз, и отнес находку в Крутояр. Там в церкви отслужили молебен, совершили крестный ход, и мор прекратился.

***

После чудесного избавления людей от страшного поветрия прошло несколько лет. Никодим вступил в тот возраст, когда пора и жениться. Все девушки в Крутояре хороши, но, видно, суженая ещё не родилась на свет. Опечалился парень и надумал было пойти мир посмотреть, но тут вдруг приключилась в городке большая беда.

Стал с некоторого времени у людей скот пропадать. Поведёт пастух стадо коз в Красные горы, а назад возвращается один. Решили крутоярцы выследить похитителя и начали караулить по очереди. Дошла она и до Никодима. Всю ночь молодец глаз не сомкнул, а на рассвете увидел летящего дракона. Звенела от взмахов крыльев чешуя чудища, будто пели песнь нежные колокольчики. Побежали козы следом, блея в такт волшебной музыке, к самому краю обрыва, да всем стадом полетели вниз на острые камни. Изверглось из пасти дракона огненное пламя, изжарило несчастных, а чудище насытилось мясом и улетело.

В Крутояре, как услышали рассказ Никодима, послали в стольный город гонца с просьбой о помощи. Вскоре прибыло подкрепление – служилые люди во главе с воеводой. Приехали они с семьями и со всем своим домашним скарбом, потому как велел государь им здесь обосноваться надолго. Но в первую же ночь исчезла у воеводы дочь любимая.

На утренней зорьке пошло ополчение в Красные горы, чтобы сразиться с драконом и спасти девушку. А Никодима взяли воины в провожатые. Дала ему матушка на прощанье мешочек с золой из очага и наказала: «Встретишь врага лютого, кинь ему горсть в глаза, тем и спасёшься».

Пещер в Красных горах не счесть, утомились люди к вечеру, разбили лагерь и легли отдыхать. А Никодиму не спится, о девушке думает. Жива ли, здорова? Решил молодец в одиночку поиски продолжить. Как только стихло вокруг, услышал он звук, похожий на бренчание колокольчиков, и отправился в ту сторону, откуда тот раздавался. Прибавил юноша ходу и спустя время вышел к глухой балке, куда ещё ни разу не добиралась ни одна живая душа. В большой скале на верху склона оврага зияло тёмное отверстие входа.

Внутри пещеры разливался радужный свет. Это отблеск луны пробивался через щель и отражался от чешуек дракона, устраивая в гроте огненное представление. Чудовище лежало, вытянувшись во весь огромный рост. Прямо напротив змеиной головы стояла девушка и закрывала лицо руками. Подобрался Никодим поближе к ней, достал горсть золы из материнского мешочка и окликнул врага. Дракон обернулся на шум да тут же взвыл от боли – пыль ему глаза обожгла. А богатырь рубанул ящера топором по шее и полилась чёрная река крови. Пыхнуло из пасти в последний раз пламя и осушило поток, а на его месте появилось несколько слитков благородного металла.

Подобрал удалец один из них, положил себе в карман, а потом вывел спасённую им пленницу из пещеры и пошли они в город. Дочку воеводы звали Варей. Рассказывала она о себе Никодиму всё без утайки, но лишнего не болтала. Голос у неё мягкий, бархатный, лицо милое, фигурка ладная. «Вот о такой я и мечтал», - подумал юноша.

Дома выковал Никодим из слитка два колечка да отправил к воеводе сватов с подарочком. Обручились молодые, сговорились о свадьбе. Но взбрело жениху в голову сходить к тому месту, где когда-то он икону нашёл. Солнце палило, как жаровня, и, дойдя до места, решил Никодим немного охладиться в пещерном храме. Вошёл он внутрь, дай, думает, пройду крестным ходом по подземной галерее, да и шагнул в неё. Темно, хоть глаз выколи. Идёт парень, за стенку рукой держится. Вдруг нащупал проём. Это от галереи боковой коридор и ведёт он куда-то вниз. Взяло любопытство над осторожностью верх. Шагнул Никодим в коридор. А пол скользкий, с крутым уклоном, не удержался молодец на ногах, да и покатился вниз, как с ледяной горки. На какое-то мгновение он потерял сознание, пришёл в себя в огромной пещере.

Что за странная картинка промелькнула у него перед глазами? Привиделось иное место – уютная детская спальня и молодая женщина, нежно целующая сынишку на ночь. Прикосновение её губ дракон ощутил на своём лбу. Он поднял крылья (при этом твёрдые чешуйки весело звякнули) и взмыл вверх к большому проёму в стене пещеры.

***

Коля пробудился ночью от вспышки яркого света. Пригрезилось? В пламени весёлого огня, танцуя, сгорал феникс. Беззвучная и короткая картинка. «Сейчас я закрою глаза и досмотрю её до конца», - подумал мальчик и погрузился в сон.

Утром, подойдя к окну, Коля увидел в траве поблёскивавший на солнце слиток серебристого металла.

***

Прошли годы. Молодой профессор Николай Пронин случайно обнаружил, что в крови есть железо, и решил провести эксперимент. Причём на себе самом. Небольшими порциями он ежедневно выпускал свою кровь и химическим путем выделял железо. В итоге ему удалось выплавить крошечный слиток размером с булавочную головку. Ничтожный результат тем не менее потряс учёного. Он открыл шкатулку, где с детства хранил своё сокровище – самородок благородного металла. Сомнений в идентичности двух слитков не было. Николай похолодел от пришедшей ему в голову мысли. В этой игре под названием «жизнь» оказывается имеется ничтожное количество кубиков. Но у каждого из них несколько граней. Всё зависит от броска. Варианты можно просчитать. Но тут учёный почувствовал сильное головокружение и упал без чувств. Чуть живого профессора привезли в больницу.

"Теперь хорошо бы куда-нибудь махнуть развеяться", - загадал желание "воскресший". Тут, как по заказу, позвонил приятель по университетской кафедре и уговорил Николая составить ему компанию в поездке на дачу.

После спартанских условий студенческого общежития и съёмной квартиры Пронин растерялся, увидев роскошный дом, куда привёз его товарищ.

- Да это царские хоромы, брат. Я изнежусь здесь у тебя, а меня, ты не представляешь, какая серьёзная работа ждёт. Поеду-ка я назад, в город.

Однако приятель легонько подтолкнул Николая в спину.

- Не валяй дурака, пошли. У нас по-простому. Да и дома только сестра, а она свой человек.

Без особой охоты Пронин подчинился, и «наследный принц» повёл его показывать свой дворец. По мраморной лестнице они поднялись наверх. Откуда-то из дальних комнат послышалось пение. Приятный женский голос исполнял довольно сложную оперную партию. Николай вопросительно взглянул на друга.

- Сестра музицирует, - расплываясь в горделивой улыбке, произнёс тот и повёл гостя к себе в кабинет. На стенах висели картины. В основном, портреты. Пробежав по ним глазами, Николай выцепил взглядом один, откуда смотрела на него божественно прелестная девушка с букетом белых лилий в руках. Очаровательное создание относилось именно к тому женскому типу, который безумно нравился молодому человеку. Только прежде такого точного попадания в идеал он ещё не встречал.

- Кто это? – вырвалось у Николая из самой груди.

Хозяин махнул рукой по направлению внезапно затихших звуков:

- Вера.

В дверном проёме показалась девушка с портрета. Воздуха стало вдруг не хватать, сердце замерло испуганным зверьком, который, казалось, никогда уже не очнётся от обморока. Но взгляд Веры был приветлив и ласков.

Пронин взял её руку и склонился, чтобы поцеловать. На безымянном пальце переливалось всеми цветами радуги старинное колечко из серебристого металла.

Другие работы автора:
+2
19:35
1103
00:22
+6
Ух… Очень сложно. Пришлось перечитать несколько раз с перерывами, и то я не совсем уверена, что все поняла.

То ли главный герой у нас попаданец по жизни, то ли дело в реинкарнациях и бесконечном повторении судеб, бросков кубиков, пока наконец-то не выпадет нужная комбинация и главные герои будут счастливы, то ли еще что… Ладно, оставим сюжет в сторону, так как я не разобралась в нем до конца, то права судить не имею. Есть несколько замечаний по форме.

Во-первых, решительно непонятно, в каком времени происходят события — кроме тех, что о Никифоре, разумеется, хотя и там автор, должна сказать, дает маху: наблюдается попытка стилизации под былинную речь, в общем, неплохая, и тут же ни с того ни с сего используются слова «мелодия», «иллюминация» и иже с ними, которых здесь в принципе быть не могло.

Далее, история Верочки и Коленьки. Карабахское ханство просуществовало до 1822 года, то есть, предположим, на дворе восемнадцатый век, максимум начало девятнадцатого. Но как герои разговаривают! Под предыдущей публикацией рассказа кто-то заметил, что дети слишком по-взрослому говорят. Ерунда! Вот как разговаривали дети первой половины девятнадцатого века:

"— Ну, пожалуйста… отчего ты не хочешь сделать нам этого удовольствия? — приставали к нему девочки. — Ты будешь Charles, или Ernest, или отец — как хочешь? — говорила Катенька, стараясь за рукав курточки приподнять его с земли.
— Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
— Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, — сквозь слезы выговорила Любочка.
Она была страшная плакса.
— Ну, пойдемте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!"
(Л.Н. Толстой, «Детство»)

В плане «взрослости» с детьми здесь все в порядке, но язык-то совершенно современный. Ну, скажем, вот: "- Коридор длинный, метров сто, — прикинул Коля."

«Метрическая система мер была допущена к применению в России (в необязательном порядке) законом от 4 июня 1899 года, проект которого разработал Д. И. Менделеев. Введена она в качестве обязательной декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года, а для СССР – постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года» (А.П. Кондрашов, «Новейшая книга фактов. Том 3»).

Пример стилистики разговора примерно тех времен можно посмотреть выше. Здесь же создается впечатление, что Верочка и Коленька проживали примерно во второй половине двадцатого века, в Советском союзе.

Где, видимо, проживал Никита Прохоров: здесь появляются такие слова, как «общежитие» и «сотрудники». А между тем — «Да-с», как раз для СССР не очень характерное. Но допустим, тут я придралась, конечно. У меня куда больше вопросов к Николаю Пронину.

Наличие в крови железа открыл в 1747 году итальянский химик Винченцо Антонио Менгини. В каком году происходит финал рассказа, я затрудняюсь даже предположить, потому что тут у нас случайное открытие железа в крови соседствует с университетской кафедрой и, опять, общежитием. Если это все еще первая половина девятнадцатого века, то (забудем о внезапном открытии железа в крови, почти век как известном, в особенности профессорам) то Николай не может жить в общежитии, тут либо бурса (для духовных лиц), либо пансион, либо просто при учебном заведении (допустим, как Ф.Н. Достоевский, который жил в Инженерном замке, когда учился в Главном инженерном училище).

Это я все к чему. Если эти перемещения во времени играют существенную роль в истории, необходимо и читателя достоверно переносить из одного времени в другое. Читатели не дурачки. Они подвох видят сразу.

Ну, и еще немного о повествовании. Во-первых, скачет не только время действия, но и время глаголов. И это, ей-Богу, ужасно мешает при чтении. Надо бы как-то все привести к одному знаменателю, хотя бы на одних временных отрезках.

Во-вторых, один раз скакнул еще и фокал. Когда Коля вспоминает о прошедшем празднике, мы, читатели, смотрящие на события его глазами, неожиданно перемещаемся в голову Верочки и слышим ее мысли, начиная смотреть на происходящее с ее точки зрения, причем непохоже, что это домыслы Коли. То есть! Мы в воспоминаниях Коли, и тут — бац! — Коля превращается в зачарованно глядящего незнакомого мальчика, а мы уже в голове Веры. Я бы назвала это «небрежное повествование», потому что здесь не чувствуется хоть какой-то заботы о читателях и продуманности, как это будет ими восприниматься, как они будут идти по тексту.

Что радует: написано достаточно грамотно. Прежде я воспринимала это как гигиенический фактор, теперь, некоторое время посидев в сообществах начинающих писателей — как достоинство, удручающе редко встречающееся.

С колечком в конце красивый, приятный ход, мне очень понравился. Еще, если я правильно поняла, в какой-то момент (или в какой-то параллельной вселенной?) герой перевоплощается в того самого дракона (когда Никита в поисках сурков попадает в пещеру). Повторюсь, если я поняла правильно, то вот это очень хорошо, потрясающе красиво. То есть герой настолько зацикливается в этой истории, настолько она определяет его жизнь, что он «побывал» в практически каждом из участников. Ммм… даже подумала, не написать ли самой что-то по этому поводу…

В общем, потенциал определенно есть, просто нужно немного покорпеть над матчастью. Но кто говорил, что литература — это просто? Это титанический труд. И я, в общем, ни на чем не настаиваю, просто предлагаю, к чему конкретно, на мой взгляд, стоит приложить усилия. В конце концов, со мной всегда можно не согласиться.

Как-то так вот.
19:24 (отредактировано)
+1
Спасибо огромное за отзыв. Но один момент в нём, по-моему, спорный. Если перед автором не стоит задача воссоздать историческую эпоху, то кое-чем можно пренебречь. Например, стилистикой разговора. Не доходя до абсурда, конечно. Тем более, что временные периоды в рассказе условные.
И да, Коля, Никифор, Никита, дракон — это один «зверь». Чтобы встретить судьбу, ему понадобились миллионы лет)
Ещё раз спасибо за критику. Нет предела моей признательности.
20:42
+2
С колечком в конце красивый, приятный ход

по этому поводу можно почитать thequestion.ru/questions/323543/skolko-zheleza-prikhoditsya-na-litr-krovi-mozhno-li-sdelat-zheleznoe-kolco-iz-krovi
00:12 (отредактировано)
+2
Хорошо пишите, но для меня сложно. У Вас есть свой читатель наверняка, а я читал, читал и запутался.
Удачи Вам и творческих успехов
10:04 (отредактировано)
+3
Неумелая сказочка о переселении душ. Смешались в кучу кони, люди – то есть, тьфу, компьютеры, драконы, Коли и Никифоры… И всё это совершенно не впечатляет. Потому что описываемый автором мир совершенно недостоверен. Да и техника изложения не на высоте. К примеру, некрасив переход: «конный экипаж мчит», и тут же «Вера погладила каждого из них по гриве». Нелогично рушится динамика действия.
«Река течёт с запада на восток, а не как обычно с севера на юг. Странно» — а ничего странного тут нет. Так бывает.
«По притоку лодка добралась до самого плоскогорья» — горные реки быстры и опасны. Вряд ли по ним реальна лодочная навигация. Дети – спортсмены-сплавщики?
Идём дальше. «— Коридор длинный, саженей семьдесят будет, — прикинул Коля. – Давай ещё раз пройдём и посчитаем шаги» — совершенно нетипичное для детей поведение! И тут же: «Может, отправимся с разных концов, встретимся посерёдке и напугаем друг друга, — предложила Вера» — как же они могут пойти с разных концов, когда находятся рядом? «Поведёт пастух стадо коз в Красные горы» — других пастбищ не было? Ведь там же «Идти было трудно. Известняковая порода осыпалась под ногами, а подъём становился всё круче»! Да и нежно звучащий дракон (хи-хи!) вызывает сомнения. С какого перепугу скотина должна за ним бежать, позабыв страх смерти? Ах да, он же волшебный… Да и принцип «я так вижу» никто не отменял.
«В первую же ночь исчезла у воеводы дочь любимая. На утренней зорьке пошло ополчение в Красные горы, чтобы сразиться с драконом и спасти девушку» — а откуда сведения, что её украл именно дракон? Может, она просто сбежала от папочки – хоть с тем же Никифором?
«Решил молодец в одиночку поиски продолжить» – опять-таки глупость. Похоже на примитивный фильм ужасов.
«Как только стихло вокруг, услышал он звук, похожий на бренчание колокольчиков» – а больше никто не слышал?
«В глухой балке, куда ещё ни разу не добиралась ни одна живая душа» — точно не добиралась? Или это Никифор так думает? Ведь «Прямо напротив змеиной головы стояла девушка» — это не живая душа?
«слитков металла серебристого цвета. Подобрал удалец один из самородков» — слиток и самородок – разные вещи.
«подземная галерея с двумя входами» — а как же ранее описанный «вход, закрытый дубовой, окованной железом дверью»? Так две двери или одна?
Неоправданное смешение времён: слова «казённый счёт» и словоерик «» (адрессивное окончание) настраивают на дореволюционный период (где-то XIX век), а понятия «аномальные зоны» и «места силы» (по Кастанеде) появились несколько позже.
Чтобы избежать несуразностей, полезно отложить текст на такой период, чтобы он немного подзабылся, а потом перечитать свежим взглядом. Многое захочется исправить. Удачи в этом направлении!
12:02 (отредактировано)
+3
Написано неплохо.
Очень неплохо.
А вот сам сюжет… Как-то все дергано и чрезвычайно путано, эти наслоения эпох, эти перемещения.
Перемудрили, мне кажется.
18:44
+2
извините жарю: недосказка, недофэнтези, недофантастика. Бурда. 3-4 маленьких хороших рассказов вы слепили в кучу. Зачем? pardon
22:15 (отредактировано)
+1
недосказка, недофэнтези, недофантастика

Без -до-
Это сугубо реализм.
16:07
+1
Рассказ чем-то импонирует до глубины души. Чисто по-читательски — несомненный плюс, чтение затягивает, интригует.

Есть, конечно, и вопросы — их немало — и по стилистике, и по сюжетно-фабульным компонентам, и не все их можно «простить переводом с исторически-верного на современно-нубский», но придираться не буду. Думаю, по фактажу, по стилю, по лексике (а тем паче, по синтаксису — я за ним не следил, но думаю, что кто-то какой-нибудь препинак обязательно отыщет) найдутся специалисты лучше меня.

Задам единственный, мне до конца непонятный вопрос — напластование, «круговерть времён» — случайная? Я не вижу пока прямой символьно-сюжетной сцепки разных пластов, того, что из одного пласта «цепляло и вытягивало» бы пласт другой.

И это не круг, это более сложная фигура — а в этом случае хорошо бы «по закону детектива» все «символьные штучки» где-то как-то объяснить — как у вас объясняется, но не обосновывается кровь. И роль «кольца из крови дракона» не только для Него, но и для Неё?

Возможно, Вы видите эту вещь законченной, завершённой (принципиально стараюсь не читать чужих комментов, пока не напишу свой, скорее всего, этот вопрос Вам уже кто-то задавал — уж очень он «на кончике языка»), мне же видится…

Мне видится, что это звено в цепи. Ну или изумруд в ожерельи. Это потенциально как сонет в венке сонетов, сам по себе хорош (вернее, может быть хорош — проясните для себя смысл всех фигур переплетения пластов, смысл всех «цепляющих пласты» предметов и событий, возможно, при этом захочется и текст выправить), но «в венке», в ряду подобных — будет ещё краше.

И, да. Спасибо за рассказ — впечатлил.
18:59
Спасибо Вам большое.
Почему-то вспомнились рассказы и повести Лидии Чарской. Манера письма, вероятно…
20:10 (отредактировано)
+2
Для начала об орфографии и пунктуации. Да, оформлять прямую речь можно и с помощью тире, и с помощью кавычек. Но если используется и то и другое, то обычно кавычками обозначают мысли персонажа. Так что
«Мамочка», — прошептал Коля, и по щеке его покатилась слеза.

здесь лучше слова мальчика написать с абзаца после тире.
Дальше в тексте так же в кавычках почему-то несколько раз передана речь девочки. Это нужно исправить.
Никаких следов подруги. да к тому же что-то изменилось вокруг. В ландшафте.

Здесь путаница с точками. Лучше — «Никаких следов подруги, да к тому же что-то изменилсь — и вокруг, и в самом Николае». Слова «в ландшафте» не очень уместны для передачи восприятия мальчика.
В нескольких местах пропущены пробелы, но в целом очень грамотно написанный текст.
Хотя есть лишние слова. К примеру:
— Места силы? – тут Сергей задумчиво посмотрел на студента, что-то прикинул в уме, а затем продолжил:

Предлог «тут» лишний. Без него лучше.
В целом первая половина рассказа представляет собой удачную стилизацию под рассказы начала 20 в. с элементами сказки.
В конце стилистика меняется и не к лучему, об этом я отдельно напишу, но сначала отмечу несколько смысловых ошибок.
Праздник показан как воспоминание мальчика. И вдруг мы видим события уже глазами девочки. Переход не особо царапает, но всё же…
Встречались ли Вера с Колей после праздника? При встрече летом он назван ее приятелем. Но если они виделись всего один раз до этого, то приятелями едва ли успели стать.
Вызывает некоторые сомнения, что детям можно брать лодку без взрослых. Сколько им лет? Едва ли отец отпустил свою любимицу в такое плаванье одну.
Переход от одного имени героя к другому не слишком понятный. Если он вспомнил настоящее имя, нужно тут же это имя и написать. Иначе приходится перечитывать абзац, недоумевая, что это за Никифор, откуда он тут взялся?

Во втором случае реинкарнация уже легче воспринимается. А вот дальше начинается свистопляска тел и времен. Оно бы и неплохо, но теряется смысл. Изначально рассказ подавался как неспешная сказка, сюжет был завязан на икону, и вдруг всё смешалось, и смысл потерялся. Как я поняла, юноша и девушка искали и теряли друг друга множество раз? Но почему рассказ заканчивается на очередной встрече? Почему она последняя? Перерождения заканчиваются этой встречей? Но в чем причина? Или герой в очередной раз умрет/заснет/впадет в кому? В общем, финал смят.
Мой совет — еще немного поработать над сюжетом и стилем. Потому что потенциал у рассказа хороший, если убрать спешку и доработать в изначально заданном ритме, получится красивое фэнтези.
20:27
Да вы Критик! Очень крутой разбор! Спасибо!
18:21 (отредактировано)
+2
текст не буду критиковать, без меня хватает, а вот сюжет… всё в кучу и перемешано и места силы и иконы и богатыри… впрочем, это уже вопрос не литературы, Но желательно писать о том. что известно автору.
Комментарий удален
20:48
+3
вы в кучу собрали язычество и христианство и мистику немного, коктейль такой смешной получился, если в суть всматриваться, а кого вы там душили, это не интересно.
13:16
+1
Фольклор породил искусство, а язычество — религию. Коктейль уже был-есть. Всё из жизни.
За отзыв спасибо.
17:48
+1
точно, почти все посетители храмов в той или иной степени язычники jokingly
02:50 (отредактировано)
+4
«Все проблемы из-за баб и сурков».
Николай Дроздов


Оценки читательской аудитории клуба “Пощады не будет”

Трэш – 0
Угар – 1
Юмор – 1
Внезапные повороты – 2
Ересь – 1
Тлен – 2
Безысходность – 0
Розовые сопли – 2
Информативность – 2
Коты – 1 шт
Кровавые самородки — 2 шт
Сурки — 1 шт
Соотношение потенциальных/реализованных оргий – 2/0

Как хорошо, что это не конкурсный рассказ, иначе за подобную сказочность отправилась бы на красногорские рудники слитки собирать. И в очередной раз метод несчастных мальчиков спасает рассказ от провала. Страдающий сирота всегда пару баллов в карму да накинет. Накапаю в бочку ещё пару капель мёда, прежде чем плеснуть туда ушат фекалий.

Информативность приятно удивила, хороший закос под старину, хоть кто-то знает, как правильно писать фразу “Не сола нахлебавшись”

Внезапные повороты в виде превращения Николая в Никифора и Никиты в Цыганского Дракона по настоящему внезапны и логичный одновременно. Так что приёмчик тисну себе в коллекцию.

Мелких косяков не так много и тебе уже их раскидали, но почему-то никто не написал, как их исправить.

Коля обиженно приподнял брови. Вдруг на его лице появилось выражение недоумения. Он посмотрел на воду, перевёл взгляд в сторону солнца и поделился с подругой наблюдением:
— Река течёт с запада на восток, а не как обычно с севера на юг. Странно здесь всё.
Вера в ответ молча кивнула.


Вера молча кивнула, потому что толку нет объяснять дурачку географию, если его родители ничего не добились. Чтобы рассосать ляп, надо было Коле обратить внимание, что вокруг красногорского плато река делает крутой поворот в распадке, но течёт не по нему, а вверх и возвращается опять в русло. Место силы, всё такое. Что, кстати, с драйвовым юмором?

Коля обиженно приподнял брови. Вдруг на его лице появилось выражение недоумения. Он посмотрел на воду, перевёл взгляд в сторону солнца и поделился с подругой наблюдением:
— Странные у вас караси водятся, с руками.

Вера резко побледнела и сняла с плеча огнемёт
— Это не караси. Ондатры Перуна учуяли твою ауру! Отступаем к пещерам, сурки Богоматери нас прикроют!

Звенела чешуя чудища от взмахов крыльев, будто нежные колокольчики. Побежали козы следом, блея в такт волшебной музыке и неотступно держась за вожаком, а потом всё стадо сорвалось с обрыва вниз на камни. Изверглось из пасти дракона огненное пламя да изжарило несчастных. А чудище насытилось мясом и улетело.

Какой гуманный дракон. Убивает животных, чтобы не жечь их заживо, хотя на самом деле быстрее их жарить прямо на бегу. Только чудовищным усилием мозга находишь объяснение, что в рептилии осталось сознание Никиты, любителя флоры и фауны. И симпатичных девушек. Молодой человек в теле уродливой звенящей твари увидел Варвару и резко захотел продолжить свой род через совокупление, но хрен там плавал.

Приехали они с семьями и со всем своим домашним скарбом, потому как велел государь им здесь надолго обосноваться. В первую же ночь исчезла у воеводы дочь любимая.
На утренней зорьке пошло ополчение в Красные горы, чтобы сразиться с драконом и спасти девушку.


Нет никаких оснований подозревать дракона в похищении лялястой красотки, когда в Крутояре столько ночных кабаре, куда она могла сбежать на тусу. Поэтому необходимо, чтобы дракон рассыпал немного блестящей чешуи в качестве улики.

Пыхнуло из пасти в последний раз пламя и осушило поток, а на его месте появилось несколько слитков металла серебристого цвета.

Чистое железо — очень реактивный металл. К тому времени, как оно остыло, покрылось бы бурым слоем оксида железа. Да и кольца из него ты заколебёшься каждый день чистить от окислов. Я рекомендую тебе либо обнаружить в крови не просто железо, а сплав железа с углеродом, где углерода не менее 2.14% (чугуний), либо же сплав железа с никелем (нержавений)

Любитель всяческой живности, Никита загорелся мыслью посмотреть сурков.

Нет, ляпа тут нет, просто очень интересное по восприятию предложение. Накину балл за спонтанную шутку. Любительница всяческих модных гаджетов, Алёна настолько загорелась мыслью заиметь новый айфон, что рот открылся самопроизвольно.

Теперь по поводу логических нестыковок:

1. Коля превратился в Никифора, который убил дракона, в которого превратился Никита. Но сам Никифор куда-то исчез. Куда?

2. Из-за того, что первый Коля исчез, следует, что существует ещё один, увидевший горящего феникса, который смутно связан с драконом Никифором. Николай Пронин влюбляется в ту самую Веру, которая примелькалась в рассказе. Как связан Николай Пронин с остальными событиями рассказа?

На эти вопросы нет ответа, что вводит читателей в замешательство, но не ссы, почётный член литературного клуба сейчас всё разрулит.

Куда исчез Никифор? Он превратился в того самого жирного сурка, который заманил Никиту в пещеру.

Какова связь Николая Пронина с событиями рассказа? Николай и Вера поженились. У них родился наследник Никита, который как раз и превратился в дракона. Поэтому фамилия у Никиты тоже была Пронин. Всё, тайны раскрыты, истории связаны, осталось вплести недостающие части в полотно рассказа и принимать от восторженных поклонников дары и айфоны последней модели.

Подведу итог. Как сказка – нормуль, но требуется доработка. А если добавишь шуток, кровавого мочилова и Веру сделаешь вампиршей-биороботом, я даже попрошу поставить афтограф у меня на левой груди. Между подписью Джеки Чана и Николая Дроздова.

А, да. Картинка не в тему. Я тебе нашёл более подходящую к названию.

Критика)
Зверь в конце тоннеля
09:55
+1
Я ржаль, как сурдопереводчик :)))
Спасибо за отзыв. Беспощадно все переделаю.
15:26
+2
Беспощадник, кота к оценке терь приплюсуй, да? wink
08:18
+3
Исправлено )
Загрузка...
Владимир Чернявский

Другие публикации