Музей истории XXI века

Автор:
Илия Майко
Музей истории XXI века
Аннотация:
Музей будущего: какой смысл показывать вещи из столетия, в котором главной ценностью является информация? Этот музей больше похож на компьютерный магазин, разве что уровень развития техники разнится от полки к полке.
Очередная группа школьников приходит на экскурсию и одновременно сдаёт экзамен. Вот только положительные оценки почему-то дарятся за малейший интерес, а минимум гарантирован каждому, кто просто поприсутствовал.
Текст:

Одноэтажное здание со стеклянными витринами открыло двери, впустив старшеклассников. Просторный зал был наполнен узкими длинными столами: они состояли из трёх ярусов и были заставлены компьютерами разных лет, начиная с пятикилограммовых ноутбуков – ещё громоздких, но уже переносных – и заканчивая прозрачными планшетами размером с ладонь.

– Моя бабушка таким пользуется, – фыркнул заводила Гошан, показывая на прозрачный планшет в крайнем ряду.

Все расхохотались, а старичок-гид, дремавший на стуле в углу, подскочил и подошёл к гостям.

– Так, молодые люди, – с улыбкой начал он, мгновенно проснувшись. – Решили познакомиться с историей?

– Ага, щас… – опять первым встрял Гошан.

– Экзамен сдаём… – со вздохом пояснила раскрашенная во все цвета радуги Алёна.

– Тоже хорошо, – кивнул улыбчивый старик. – А где ваш руководитель?

Ответом ему был возмущённый хор:

– Мы девятый класс! Электронное сопровождение!

– Здравствуйте, Валерий Семёнович, – раздался молодой женский голос из всех динамиков на часах ребят. – Конференцсвязь, как обычно.

– Здравствуйте, Аллочка, – узнал старик и скомандовал ребятам: – Так, братцы. Переведите часы в режим приёма файлов.

Нестройным гулом школьники произнесли:

– Режим приёма файлов! – и все часы на руках замелькали голубым светом, безошибочно уловив в этом хоре голос хозяина.

– Итак… – Валерий Семёнович махнул рукой в сторону крайнего левого ряда, приглашая туда ребят. Все нехотя подошли. – Как говорил великий философ Виксон, развивая мысль не менее великого Еврипида, «покажи мне свой планшет, и я скажу тебе, кто ты». Но начнём мы с человека, который пользовался ещё вот таким старинным ноутбуком.

Хранитель музейных ценностей вручную включил огромного чёрного монстра с довиртуальной клавиатурой.

– Знакомьтесь! – представил он, когда экран, наконец, включился. – Марк Азовский! Вероятно, на уроках литературы вы скачивали его роман «Зелёный снег».

– Вероятно, – хохотнул Гошан.

– Да, учительница нам рассказывала, что это про двадцатые годы прошлого века, – блеснула Даша – гордость школы. Над часами у неё тут же появилась голограмма с надписью «+1», и она с вызовом посмотрела на остальных.

– Совершенно верно. Азовский умер в две тысячи тридцать втором году, так что, как видите, компьютер его годится в прапрадеды вашим часам. Тем не менее, как и современные системы, он хранит всю информацию о своём хозяине: все его мысли, работу, хобби, письма, общение с другими людьми… Я вам отправил только что архив со всеми файлами Азовского. И если на досуге вы их посмотрите, - (Алёна фыркнула на этих словах), - то увидите, что «Зелёный снег», который вы скачивали на уроке литературы, это седьмая версия романа! Кстати, там есть и менее известное его произведение: «По лезвию». Вы знаете, что оно дописывалось компьютером уже в конце двадцать первого века? Азовский умер, не успев завершить последнюю главу. Долгое время роман лежал забытый, пока Виталий Тулов – мы с ним ещё познакомимся во втором ряду – не изобрёл психологическое прогнозирование. И за две минуты работы программы компьютер проанализировал все тексты Азовского, включая романы, рассказы, личные письма и статьи в прессе, изучил его стиль, сравнил финалы его сюжетов – и выдал нам последнюю главу! Такой, какой её с вероятностью девяносто четыре процента написал бы Азовский!

– Слушайте, а мы не можем всё это из сети скачать?.. – протянула Алёна.

– Нет, милая девушка, – улыбнулся экскурсовод. – Все экспонаты охраняются авторским правом. Вы и сейчас получаете файлы только для личного пользования, без права передачи.

– Да ладно! – хмыкнул Гошан, переглянулся с длинноволосым парнем и скомандовал: – Последний архив. Передача Тимофееву. – Часы замелькали красным, и он добавил: – Запусти «Пилот». – Экран опять выдал красный свет, но сдаваться не хотелось, и он продолжил: – «Карп»! …Ладно. «Торпеда»!

Валерий Семёнович с улыбкой смотрел на его попытки и, наконец, сказал:

– Даже американские спецслужбы не могут взломать наш код. Что уж вашим хакерским программкам… – затем он похлопал парня по плечу и добавил: – Но я ценю Ваш интерес к программированию, молодой человек. Вы сообщите учителю информатики, Аллочка. Я думаю, это «плюс балл».

– Да, конечно, Валерий Семёнович, – согласился женский голос по конференцсвязи.

– Красава! – сам себя похвалил Гошан. Ещё один балл он получил два месяца назад, так что по информатике в этой четверти получалась пятёрка.

Старик тем временем подошёл к следующему компьютеру: тоже громоздкий и со старинной клавиатурой, но всё-таки поменьше: от силы полтора килограмма. Включался тот также вручную и загружался с полминуты.

– Ну, а это, – торжественно произнёс гид, – Всеслав Фусаков!

– Я знаю, знаю! – быстро закричала Даша. – Картина «Сон в небесах».

– «Сон в облаках», – поправил старик, но улыбнулся: – Видели картину?

– Нет, – девочка пожала плечами. – Но мы её скачивали.

Тем не менее, на часах у неё поменялась голограмма, и теперь значилось: «+2».

– Да, художник середины двадцать первого века, Всеслав Фусаков. Сейчас вы получили архив с его файлами – там есть исходники всех 3D картин. …И сразу включу его соседа, – Валерий Семёнович лёгким касанием по экрану запустил более современный аппарат – это уже был небольшой планшет с сенсорным экраном. – Дмитрий Канов! Самый известный подражатель Фусакова. Кто-нибудь скажет, что он делал?

– Он же, вроде, тоже художник… – неуверенно протянула Даша.

– Нет, милая девушка. Подражатель! …Ну что – никто? – старик обвёл всех взглядом и рассказал сам: – Он скачивал исходники Фусакова – те самые исходники, которые вы получили сейчас со всеми его файлами – и изменял в них отдельные слои по своему вкусу. В итоге искусствоведы массово признавали, что его вариант намного лучше прототипа. Но… всё-таки это лишь подражатель. Ведь идеи картин принадлежат Фусакову.

– Блин… зачем нам всё это надо, а?.. – недовольно прошептала Алёна, накручивая на палец сине-зелёную прядь волос.

Но старик её услышал и ласково пожурил:

– Это всё история вашей страны. Взгляните на эти компьютеры. Каждый из них хранит то, чем люди жили и дышали каждый день. Всё прошлое столетие глазами тех, кто его создавал. А кто делает историю, а?

– Люди, – ответила Даша.

– Мы! – бодро вставил Гошан.

– Личности! – старик показал пальцем на ноутбук Фусакова. – Отдельные личности, которые создают, а не только потребляют. Учёные, политики, бизнесмены, писатели, поэты, художники, композиторы… К сожалению, не все готовы завещать свой компьютер музею, ведь там есть и личные файлы. А многие стирают половину, прежде чем передать нам. У политиков и бизнесменов достать компьютер вообще почти невозможно. А с каким трудом мы выкупили ноутбук у потомков Азовского! Сейчас у нас порядка двух тысяч экспонатов. Тем не менее, это вся история двадцать первого века, показанная разными людьми.

– Когда мы сдавали историю прошлых веков и ходили в краеведческий музей, то там хоть посмотреть было на что, – буркнула Алёна.

– Верно. Если вы зайдёте в дом-музей известного человека, жившего до двадцать первого века, то увидите что? Вещи! Вещи, которые окружали его при жизни. Но посудите сами: уже почти век вещи делаются максимум на год, потом выбрасываются, и на компьютере проектируются новые. Так какой же смысл нам смотреть на последнюю обстановку Фусакова? Информация, мысли, творчество – вот что нам интересно в его жизни! Как он реагировал на конфликт с Австралией в сорок восьмом году? Что написал, когда были египетские беспорядки в пятидесятых? Каким он видел будущее своих потомков? Вот что важно!

– Ну давайте хотя бы скачаем это всё поскорее! – капризно надула губки Алёна.

Старик развёл руками и подошёл к следующему планшету.

– Раз уж вы хотели что-нибудь посмотреть… – хитро улыбнулся он, активируя экран, но ребята хором взвыли:

– Не-е-ет!!!

– Тебе больше всех надо было, да? – процедил Алёне Гошан.

– Мы тут до ночи будем торчать? – разочарованно протянула Даша. – Кстати, по закону об образовании смотреть первоисточники мы не обязаны! Это уровень Академии!

Экскурсовод вздохнул, а Аллочка прокомментировала:

– Даша, плюс балл я передам учителю по праву. А сейчас, ребята, следуйте экскурсии. Валерий Семёнович может проводить её, как считает нужным. Он сотрудник музея, а не ваш учитель.

Школьники взвыли, а старичок-гид примирительно замахал руками:

– Всего одна скульптура – вам понравится! Итак, представляю следующего героя… – он показал на небольшой светло-серый планшет. – Степан Бронзин! Скульптор, хотя в архиве, который вы сейчас получили, вы можете найти и картины: он неплохо проектировал в 3D. А это… – экскурсовод нажал на экран планшета, и над столом появилась голограмма: двое мужчин в старинных костюмах, пожимающих руки, – …проекция знаменитого памятника Трампу и Путину после заключения Давосского торгового соглашения двадцать второго года. Заметьте: в Нью-Йорке стоит другой вариант памятника: в файлах вы можете найти его под номером девять. Фотограф случайно поймал момент, когда Путин нахмурился и вжал плечи – и американцы, конечно, не преминули воспользоваться этим. Теперь в их версии это Россия пошла на уступки улыбающемуся Трампу. …Но настоящий вариант, конечно, стоит в Москве, и всё наоборот: это хмурый Трамп смиряется с участью проигравшего, а рядом Путин с улыбкой победителя. В файлах Брозина это вариант под номером двенадцать. Именно его скульптор отправил на материализацию памятника в Москве.

– И откуда у американцев другой вариант? – прищурился Гошан.

– От Брозина, – развёл руками старик. – Вы можете прочитать всё это в его переписке. Он спроектировал сразу два памятника и продал обеим странам. Свобода торговли! – он усмехнулся и прошёл к следующему планшету.

Подумав, Гошан открыл на своих часах последний полученный архив – над рукой возникла голограмма с файлами, он пролистал вариации памятников и толкнул в плечо длинноволосого приятеля:

– Димас!

Тот взглянул, и оба расхохотались:

– Да у них любые лица можно было поймать.

На часах у обоих парней возникли голограммы с цифрами «+1», они хлопнули по ладоням с криком «Красава!», а Даша обиженно протянула:

– Ничего себе! Я-то на вопросы ответила!

– Знакомство с первоисточниками. Молодцы, ребята, – похвалила Аллочка.

Валерий Семёнович тем временем загрузил очередной планшет и представил:

– А это журналист Андрей Скорзенин. Перекидываю вам уникальный архив, который может заменить весь этот музей. Он работал журналистом восемьдесят лет! Почти весь двадцать первый век! Вы сейчас получили полное собрание всех его статей, включая черновики, а также подборку из разных СМИ, которую он в постоянном режиме собирал для себя. И обязательно посмотрите его переписку с западными коллегами в соц.сетях – это просто живая история!

Гошан подмигнул приятелю (тот отмахнулся: «Да отвали! Мне и четвёрки хватит!») и открыл архив. Над часами возникла голограмма с файлами, парень пролистал рабочие папки, зевнул, заглянул в соседние и закричал:

– О, да он любитель порно! Что ж вы сразу не сказали? …Эй, а почему я не могу зайти в папку?

Старичок-гид посмеялся:

– Заблокирована до совершеннолетия. А вы как думали?

Но часы Гошана всё равно показали «+2», а Даша, заглянув ему через плечо, философски добавила:

– Что ж, по крайней мере, человеку, который хранил порно в папке «Мои документы – Видео – Порно» определённо нечего скрывать.

Экскурсовод прошёл во второй ряд – ребята потянулись следом. Здесь всё тоже начиналось с громоздких ноутбуков начала века и заканчивалось прозрачными планшетами.

– А это компьютеры учёных. Здесь создавались формулы, лекарства, новые устройства… Что ж вам показать?..

– А может, домой?.. – вздохнула Алёна, и класс радостно закивал.

– Вот на этой старинной машине были спроектированы ваши часы! Верите? – Валерий Семёнович включил громоздкий планшет: с сенсорным экраном, но даже без реакции на голос. – Все компьютеры, которые лежат с середины этой полки, созданы здесь! Сначала ещё большие, медленные, потом всё более компактные – пока не превратились в то, что вы носите на руке.

Взглянув на уставшие лица школьников, старик перекинул им архив с файлами и сразу перешёл к последнему ряду.

– Здесь у нас компьютеры политиков, бизнесменов, экономистов… Как я уже говорил, это коллекция небольшая. Но вот наша гордость: планшет президента Вязова! Такой может попасть к нам не раньше, чем через пятьдесят лет после окончания срока президента, и потом ещё двадцать лет информация засекречена и выдаётся лишь чиновникам и историкам, под подписку о неразглашении. Так что приходите через три года – перекину и этот архив!

– Ага, обязательно, – буркнула Алёна, а остальные закатили глаза.

– Ну что ж, – старичок-гид развёл руками и ещё раз улыбнулся. – Кто хочет – может задержаться и скопировать любые открытые файлы. А минимум я вам дал. Для экзамена хватит, Аллочка?

– Да. Спасибо, Валерий Семёнович, – прозвучал голос по связи. – Залогова Даша и Михайлов Гоша – пять, Тимофеев Дима – четыре, остальные – три.

– Красава! – снова похвалил себя Гошан и приобнял Алёну: – держись меня, детка, и у тебя тоже всё будет в шоколаде.

Та презрительно фыркнула:

– Буду я ради пятёрки париться!..

– Ребята, на сегодня все свободны, – добавила Аллочка и отключила связь.

С радостными криками школьники вывалились наружу и помчались к ближайшему автомату с напитками.

…Молодая учительница сидела на диване, ела попкорн и смотрела сериал на экране во всю стену.

– Отчёт! – скомандовала она часам, не отрываясь от фильма. – Стопроцентная успеваемость. Отправить: директору и в министерство образования, – продиктовала девушка и расслабленно откинулась на подушку: вот теперь можно и отдохнуть, не отвлекаясь от сериала.

…Старик-экскурсовод за стеклянной стеной музея грустно посмотрел на разбредающихся в разные стороны ребят, затем покосился на часы на руке и добавил:

– Это был экзамен по истории у девятого класса лучшей московской гимназии. Две тысячи сто шестнадцатый год, второе июня. Конец записи.

Красная лампочка, горевшая на его часах всё это время, погасла. Он положил часы на давно приготовленное для них место с краю дальнего стола, сел на свой стул и снова задремал. 

  

2 июня 2016

+1
19:30
304
10:55
+1
к тому и идёт, что их не будет интересовать реальность…
11:23
+1
И учиться перестают. Лечиться у врача младше 40 уже опасно для жизни.
(Извиняюсь перед самородками: конечно, они есть и будут во все времена. Речь лишь об общей статистике.)
Загрузка...
Анна Неделина №2

Другие публикации