Спираль

Автор:
Irynne
Спираль
Текст:

Дверь оказалась незапертой. Я чуть приоткрыл её и на секунду замер, пытаясь предугадать, заскрипят ли ржавые петли. Но, похоже, их всё-таки иногда смазывали, и я бесшумно проскользнул внутрь скромного жилища.

Через ничем не занавешенные окна в небольшую комнату лился холодный лунный свет. Стоявшая на столе кружка отбрасывала вытянутую тень. Казалось, из-под неё растекалась лужа густого тёмного напитка и, просочившись сквозь доски, из которых был сколочен стол, лилась на пол.

Я шагнул вглубь комнаты и остановился у неширокой кровати. На ней, раскинув руки, безмятежно спал юноша, почти мальчик. Похоже, сон просто свалил его, сбил с ног, и он упал прямо поверх одеяла, не снимая одежды, в рубахе и штанах. Давно нестриженые волосы разметались по подушке. Я не знал, какого цвета его глаза, но мне почему-то казалось, что они должны быть светлыми.

Помедлив ещё минуту, я запустил руку в складки плаща и достал нож. Аккуратным коротким ударом вонзил его в грудь юноши. Ровное дыхание сменилось судорожным хрипом, его глаза распахнулись, но было ясно, что умер он мгновенно. Я не стал вынимать нож из раны. Ещё секунду постояв у неподвижного тела, я развернулся и шагнул в сторону окна. Там, на деревянном мольберте, стояла картина, укрытая сверху куском светлой ткани. Не снимая ткань, я забрал картину с мольберта и, не оглядываясь, вышел в холод ночи.

Первые заморозки прихватили по-летнему зелёную траву, и она слегка похрустывала под ногами, когда я, стараясь ни о чём не думать, шёл в сторону рощи, где привязал своего коня.

Два дня пути по размытым дождями дорогам под низким осенним небом. Два мрачных и тяжёлых дня до встречи с Магом. Я застал его сидящим у стола, заваленного книгами и картами. Картина тяжело упала на стол перед ним. Я опустился в кресло рядом и устало вытянул ноги. Только теперь Маг поднял взгляд от книги, лежащей перед ним, взглянул на меня, поднялся, налил вина в высокий бокал и молча протянул мне.

Я проглотил вино залпом и сам наполнил бокал до краёв заново. Маг опустился в кресло напротив.

- Ему было не больше 17! – наконец глухо сказал я.

Маг хранил молчание.

- Ты послал меня убить спящего мальчишку! Ты не мог эту картину просто купить у него? Он был беден!

Маг откинулся на спинку кресла и наконец произнёс:

- Он написал бы другую.

- Тебе так важно, чтобы картина у тебя на стене существовала в единственном экземпляре? Давно ли ты начал коллекционировать предметы искусства? – я чувствовал, что холодная злость на моего старого друга вот-вот вырвется и обрушится на него, но Маг смотрел мне в лицо, не отводя глаз.

- Я не коллекционирую картины. И тебе это прекрасно известно.

- Я никогда не задавал тебе лишних вопросов. Ты просил помочь – я помогал. Не задумываясь, зачем тебе это нужно. И мне не раз приходилось убивать. Но не беззащитных!

Маг поднялся и шагнул к столу, где так и лежала картина, завёрнутая в ткань, изрядно испачкавшуюся за время пути. Он, едва касаясь, провёл пальцами по ткани и обернулся ко мне:

- Я ведь когда-то рассказывал тебе, что мир людской похож на раковину? Распили её пополам – и ты увидишь спираль, витки которой становятся всё крупнее и крупнее, но спираль по-прежнему остаётся раковиной. Это значит, что всё повторяется. Не полностью, не дословно, конечно. Но то, что происходит в мире сейчас, когда-то уже было…

Маг снова замолчал. Я не понимал, почему именно сейчас он заговорил об устройстве мира, но, хорошо зная своего друга, всё же слушал, чувствуя, как волна вины и злости оседает внутри меня.

- Мы думаем, что это эпоха рождает художников, поэтов, музыкантов, - продолжил он негромко, - но на самом деле люди, наделённые даром творить, влияют на мир не меньше. Сегодня скульптор создал статую, повторяя что-то, подсмотренное в прошлых эпохах, но добавил в неё что-то своё, что-то новое. И его творение восхитило современников, её установили во дворце или даже на главной городской площади. Вокруг статуи появились цветы или фонтан, люди стали задерживаться на площади, торговцы открыли новые лавки, город вырос… Что произойдёт дальше? Город будет процветать, и в нём родится следующий творец, который вознесёт искусство скульптуры на недосягаемые высоты? Или, возможно, на город, завидуя его богатствам, нападут и разграбят? По-разному может сложиться, но всё началось с того, что гениальный мастер создал своё творение. Бывает и наоборот: уродливая статуя, кому-то показавшаяся красивой, может изменить наше будущее, породив целое направление в искусстве. И это направление повлияет на наше отношение к миру. Мастера создают эпоху за эпохой. Спираль закручивается, новые витки вырастают из старых…

Маг взял со стола тёмную чашу, всегда стоявшую перед ним, и протянул её мне:

- Смотри.

Я посмотрел в чашу, в которой, казалось, была налита простая вода. Вдруг по поверхности воды пробежала лёгкая рябь, и, словно поднимаясь со дна чаши, передо мной открылась картина мира, такого знакомого мне, но всё же такого пугающе чужого, что я с трудом узнавал его: одиноко торчащие обгоревшие стволы деревьев, разрушенные до основания дома, серое от кружащегося в воздухе пепла небо.

Маг решительно взял картину и швырнул её в огонь камина. Как только огонь лизнул и проглотил остатки холста, вода в чаше вздрогнула. Чёрную гарь сменили яркие краски осени, низкое небо было серым не от пепла, а от облаков, наполненных осенними дождями.

Я взглянул на Мага. Меня осенила догадка.

- Картина была так ужасна?

- Я не видел ничего прекраснее, - ответил мне мой друг и разбросал кочергой по камину остатки пепла.

+3
126
11:32
+1
интересно, как цепь случайностей приводит к неожиданному результату
11:50
+2
идея не нова blush«Эффект бабочки». Меня больше другое почему-то заставило задуматься: всегда считалось, что эпоха влияет на искусство. Но мне кажется, что влияние взаимно. и иногда именно искусство порождает эпоху.
11:54
цепь взаимных влияний трудно проследить порой, а тем более предугадать.
13:15
+1
Только магам подвластно))
13:01
+1
А звали юношу Адольфом.
13:14
Картины Адольфа были весьма посредственны))
13:18
+1
Ну, во-первых, посредственны в хорошем смысле этого слова, я бы сказал, а во-вторых, откуда мы знаем, что там Маг видел, а чего не видел? Может, он слаще морковки ничего не пробовал.
13:20
Ну, с такой же долей вероятности можно предположить, что морковку он поглощал тоннами. Если вероятность одинакова, аргумент в расчёт не принимается
13:27
+1
Я не пытаюсь ничего доказать, тем более автору. Только показываю забавный выворот мысли.
13:51
+1
К сожалению, нет, да и нашли бы они кого-то другого, это же для них был коммерческий проект, а гер Шикльгрубер просто подвернулся под руку
13:55
+1
Ну, про то, чей он там был коммерческий проект, не подскажу, а вот то, что вместо него что-то другое похожее всплыло бы — однозначно.
Вот куда оно после этого повело бы — другой вопрос.
Но, боюсь, это выходит за рамки обсуждения рассказа.
13:58
+1
да чей, как раз не вопрос, кто денег дал на всё это, тех и был.
14:38
+1
Хорошая история. Мрачная такая. Рад, что оставили финал открытым — пусть наёмник и маг живут дальше.
Интересная мысль — взаимное влияние искусства и эпох. Искусство — лицо той или иной эпохи. Или не лицо даже — но сердце точно. Трудно согласиться, чтобы искусство порождало среду, в которой оно и должно только возникнуть. Но и обратное утверждение, что искусство — продукт эпохи, оно тоже неудачно (не неверно, а скорее именно неудачно для вывода).
Можно глубже уйти — сказать, что и то, и другое довольно условно. Однако и то, и другое порождает человек. Корень у них один то есть. Человек, будь он великий художник или посредственный портной — он ведь и порождаем эпохой, и порождает её. Интересная вещь, короче. За рассказ спасибо.
14:46
Спасибо за отзыв и размышления! Да, у меня похожие мысли были, но вы дальше пошли. Интересно: человек — и корень всему, и продолжение всего.
15:23
Идеи витают в воздухе. Так что Творец появляется как ответ на запрос времени. И у каждого художника есть сколько угодно дублёров. Если один не выстрелит, это сделает другой. В общем, я думаю, что роль личности в истории сильно преувеличена.
15:26
На эту тему много спорят. Но к единому мнению не пришли smile
Ну если б было иначе, то не возникали бы художественные направления. Тот же ренессанс, например.
15:43
+1
Вот тут как раз большой вопрос по эпохам и направлениям. Каждая эпоха и направления искусства перемежаются эпохами так называемого «постмодерна», межсезонья в искусстве. Межсезонье характеризуется цитированием творений предыдущей эпохи и отсутствием гениев. А вот новое направление, новая эпоха зажигаются с появления гения. Или нескольких гениев. Вдруг один человек рождает что-то новое. Или несколько человек, но в разных точках земли.
Это не моя идея, не мои мысли. Вполне себе научная теория. Эпоха гениев (тот же Ренессанс) — эпоха упадка. Рождение гения — толчок новой эпохи. Спираль.
15:44
Неясно выразилась))) Эпоха гениев (тот же Ренессанс) — затем эпоха упадка. Рождение гения — толчок новой эпохи.
Очень интересно. Снимаю шляпу.
17:46
Про эпохи и гениев не я придумала blushНо мне эта мысль очень интересна.
Если вы нашли эту мысль, значит, вы её искали. Это заслуживает уважения rose
17:51
+1
Иногда мысли нас сами находят))) Чудесным образом smile
16:17
+1
— Ты послал меня убить спящего мальчишку!

Маг настаивал именно на том, что надо убить спящего?
Скорее всего, нет. Во всяком случае об этом нигде не сказано. Поэтому не стоит вменять магу в вину, что мальчик спал.
Хорошо, что не все картины успели таким образом уничтожить
Wed
18:03
Как все дешево(((
Первый раз подобное пишу.
Сначала Фобия достала, а это уже добило.
18:49
Совет автору: избавляйтесь от частицы «не». Многочисленные совершенно лишние отрицания портят текст. «Незапертой», не занавешенные", «небольшую», «неширокой» — это мелочи, которые легко исправить.
18:51
Спасибо, понаблюдаю за собой smile
Загрузка...
Анна Голубенкова №1