В защиту теории взрыва вселенной

Автор:
ostrow72
В защиту теории взрыва вселенной
Текст:

Считается, что гипотеза образования вселенной посредством взрыва заявила о себе только в двадцатом веке, но уже античные мудрецы Гесиод, Парменид, Эмпедокл прощупывали схожее мировоззрение, когда жизнь зарождалась через смерть, через катастрофу. Религиозным невежам и противникам этой теории стоит напомнить примелькавшуюся фразу из Евангелия: КТО СТАНЕТ СБЕРЕГАТЬ ДУШУ СВОЮ, ТОТ ПОГУБИТ ЕЕ; А КТО ПОГУБИТ ЕЕ, ТОТ ОЖИВИТ ЕЕ(Лука 17:33). Что говорит русское слово «взрыв», если привести однокоренные вариации: нарыв, разрыв, прорыв, порыв в смысле рывка, вдохновения, воодушевления? Как похоже это слово на побег, если не из евангельской апокалиптической катастрофы(Матфей 24:16,20), то на побег семени, росток, начало жизни! Немецкое слово Ausbruch и означает «начало» помимо прочих своих смыслов: взрыв, вспышка, извержение и побег тоже, хотя в словаре есть примечание, что это побег из тюрьмы, но ведь и тело, которое нами изжито, истрёпано до обездвиженности, до маразма разве не тюрьма? Особенно мне нравится как аналог взрыва украинское слово «выбух». Да, оно тоже сопровождается страданиями и при рождении младенца женщиной, и при проклёвывании семени, констатирующим его смерть, и в болезненном пробуждении весны, и в утренней заре, обещающей вспышку и взрыв света. Конечно, многие такие явления выбуха происходят в замедленном темпе, но если их прокрутить быстрее, необязательно они будут пугалом. Вот хаос революции, но это опять же какая-никакая, а может, даже восторженная жизнь. А непримечательный бутон, распускающийся в яркий цветок! А взрыв аплодисментов и крики «бис», подстёгивающие певца на продолжение концерта! А долгожданный гол с триумфом трибун, свидетельствующий, что взрыв — победа! А семейный конфликт ведь тоже взрыв, происходящий по причине, когда противоположности занивелировали свои потенциалы, и вместо согласия вынуждены быть ненужными, отдаляться, а отдалившись, опять притягиваются. А разрыв плотины, сулящий гибель ниже по течению, и он происходит по простой причине: сколько не сжимай пружину, она обязательно взорвётся, освободится. А стратификация семени, давление на него неблагоприятными погодными условиями, - оно непременно проклюнется, зачирикает, когда почувствует согревшуюся почву. Да такова и оппозиция, угнетаемая властями, - она уверена в грядущем взрыве.

Я пояндексил антоним к слову «взрыв», и получилось, что «спад». Скорее, он относится к экономике, и мне, как любителю обобщений термин не совсем понравился. Что же тогда - «вбух»? Но вроде такого слова нет даже в украинском языке, хотя бухать могут и в России, и в Украине. Втык! После втыка и женщина благоухает, и подчинённый благодаря начальнической вздрючке и наставлению горы может сдвинуть. Впрочем, кому не нравится это скабрезное слово, можно сосредоточится на сингулярности, - этот термин пасётся во многих науках и переводится с латыни как единственный, особый, тогда как взрыв предполагает разорванную множественность, как бы инфляцию. Сингулярность — точка, которая стремится к нулю, но эта точка, совокупность всего мироздания под философским названием Универсум. Нуль — это фактически чёрная дыра, которая сужает и втягивает вселенную, а что за чёрной дырой, наука предполагать не может. Но я обращу внимание читателя на знаменательницу-луну, когда она в ущербе достигает тривиального нуля и становится невидимой. Так что же после этой невидимости? Взрыв, вспышка света, называемая новолунием. Точка сингулярности до того сдавливается и становится плотной и термоядерно горячей, что происходит взрыв. Свет нарастает до полноты, и это центробежная мужская сила, которая в ущербе опять засасывается чёрной женской центростремительной дырой. То есть тайны здесь никакой нет — обычный новый круговорот жизни. Конечно, в марьяжной постели это происходит безболезненно: женская дыра не всего мужчину затягивает, а только его семенную жидкость. Но если слишком зацикливаться на сексе, возможно, что и душа почернеет от такого соседства. Не зря же Соломон назвал женщину смертью(Екклесиаст 7:26).

Страстью к девам полногрудым неустанно не гори:

Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри -

Ведь избыток удовольствий безразличием чреват,

Избегай соитий лишних, будешь сам тому не рад,

Обнаружив слишком поздно, что недугами полна,

В щелки женщин провалилась жизни светлая весна.

(Шейх Нефзауи, Сад благоуханный)

Тем не менее у пророка Иеремии написано, что жена спасёт посредством чёрной дыры энтропированного и болезного мужа(Иеремия 31:22), - так написано в синодальном переводе, а в других переводах — взыщет, защитит, окружит, то есть охомутает. И действительно, стоит появиться новолунию, у тьмы уже есть светлый партнёр, и в других фазах продолжается это единство и борьба противоположностей, хотя рост назван прямым путём, а ущерб — кривым, потому что ширится и преобладает тьма: ПОСТАВЬ СЕБЕ ПУТЕВЫЕ КАМНИ, УСТАНОВИ ВЕХИ, ОБРАТИ СВОЁ СЕРДЦЕ НА ПУТЬ ПРЯМОЙ, ПО КОТОРОМУ ШЛА ТЫ ПРЕЖДЕ! ВЕРНИСЬ, О ДЕВА ИЗРАИЛЕВА, ВЕРНИСЬ В ГОРОДА СВОИ! ДОКОЛЕ БУДЕШЬ МЕТАТЬСЯ, О ДОЧЬ-ОТСТУПНИЦА?!(Иеремия 31:21-22, перевод с древнееврейского Л.В. Маневича) Камни, по-библейски означают семёрки, то есть фазы луны, ведь древние жили по лунному календарю.

Но можно отследить суть чёрной дыры во вселенной и по дереву. Корни это сужающиеся центростремительные силы, а ветви — расширяющиеся центробежные. Между ними бревно, с одной стороны которого «вбух», с другой выбух. Но в спирали вселенной перемычку между охвостьями, одним из которых служит Млечный путь, астрономы назвали не бревном и стволом, а баром. Чёрная эта дыра - тесный путь из подземной тьмы в жизнь(Матфей 7:13). Впрочем, Христос, олицетворяющий Путь, предлагает извлекать из себя не только изжитые сучья-охвостья, но и трухлявое бревно(Лука 6:42), ведь отпавшие семена с дерева обещают рождение новых обителей(Иоанн 14:2).

Можно отследить суть сингулярности и чёрной дыры по морю-океану. Множество потоков несут больные воды, которые мы безуспешно пытаемся качественно улучшить посредством очистных сооружений, но испарения с моря-океана возвращают истинную родниковую чистоту в родники, и испарения тоже своего рода взрыв.

Я вступаю в возраст скверных предчувствий,
верных предвидений, отсеянной чепухи;
то, что было потоком, становится тихим устьем,
расползается вширь,
лениво дробится на ручейки.

Время писать покаянки оставленным жёнам:
бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле — в пах!).
Отражать облака. Быть самому отражённым
в этих непроницаемых облаках.

"Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю.
Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."

Русло мелеет, мельчает, а я по капле впадаю
во что-то большое, солёное, древнее...
Видимо, в океан.

(Геннадий Акимов, Океан)

А динамика между женским циклоном и мужским антициклоном очищает воздух в регионах земли, и ветры — это тоже взрывы. Можно привести ещё много примеров из природы, по которым можно разгадать суть сингулярности, но нельзя утомлять читателя. Достаточно сказать, что сингулярность или «черная» дыра помимо астрономии бытует в философии, математике, биологии, технологии, экономике, общественных отношениях…

Эмпедокл вместо элипсовидной перемычки центром мироздания провидит огненный шар опять же с охвостьями. Этот Сферос образован четырьмя первоэлементами, главный из которых огонь, его Эмпедокл называет лучезарным Зевсом, трём другим стихиям он тоже присваивает имена греческих божеств: земля — животворящая Гера, воздух — Гадес, вода — слезами текущая в смертных источниках Нестис. Первоэлементы — вовсе не наивные конструкции античных мудрецов косной, неодушевлённой материи, это душевные, а, может, даже духовные стержни. Эмпедокл считает, что нервы образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти состоят из нервов, которые охлаждаются под действием воздуха. Кости содержат две части воды, две части земли и четыре части огня. Увы, я от мудрости древнегреческого учёного далёк, но всё же понимаю, что восходящие весна, восток, социализм благоденствуют под эгидой воздуха; приземлённые осень, запад, феодализм подвержены власти земли; властные лето, юг, рабовладельческий строй — порядки мужского огня; коварные зима, север, капитализм - женские заморочки разных состояний воды от пара до льда. Всё-всё можно рассортировать по первоэлементам, даже масштабные циклы: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Или совсем крошечные: яйцо, личинка, куколка, крылатая особь. А власти, они ведь тоже цикличны: Ленин(земля, осень), Сталин(вода, зима), Хрущев(воздух, весна), Брежнев(огонь, лето), Горбачёв(земля, снова осень и конец социализма).

Движущими силами первоэлементов у Эмпедокла являются Любовь и Вражда. Любовь притягивает первоэлементы и с ними все существа в центре, в то время как Вражда курирует края Сфероса. Есть русская пословица: вместе тесно, а врозь скучно. Действительно, в любви такая спаянность и монолитность, что даже до потери качеств первоэлементов. Например, в едином евнухоиде, как впрочем и в весне, мужские и женские качества так сошлись, что даже это выглядит уродством. Но Бог уверяет апостола Павла, когда тот просит у него силы, - сила в слабости!(2 коринфянам 12:7-10) А ведь Всевышний себя в пример подаёт, в буддизме, например, такие термины, как Ничто, и Пустота говорят о Боге. Да и Христос напоминает, что унижение выше всего(Лука 14:11). Гермафродит с полновесными мужскими и женскими качествами, как и осень, является промежуточной стадией, когда главные ипостаси Ян и Инь находятся во вражде. В апокрифической ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА вскользь описываются щадящие качества стихий в Любви и их категоричная нетолерантность при Вражде(Премудрости Соломона 16:17-29). Но вообще Любовь и Вражда, равно как Свет и Тьма, присутствующие в знаменательнице-луне, это навсегда во вселенском мироздании. В иудаизме об этом Соломон заявляет(Екклесиаст 3:1-8), в Евангелии - Христос, взявшийся за меч(Матфей 10:34), в индуизме роль динамичного женского начала вселенной выполняет один из божеств триады — Шива-разрушитель. Смерть дважды наступает в витке вселенской спирали: при «вбухе», когда первоэлементы соединяются, и при «выбухе», когда стихии разбегаются. В первом случает умирает индивидуализм, во втором — единство. Но я бы убрал слово «смерть» из своей статьи: смерти нет, есть метаморфозы.

Далее я помещаю сохранившиеся отрывки из поэмы Эмпедокла «О природе». Но кто считает это античной галиматьей, можно не читать: я кратенько уже разжевал мировоззрение Эмпедокла, как своё.

1. Ты же послушай, Павсаний, разумного, сыне, Анхита!

    2. Скудные средства познания нашим дарованы членам,
    Множество скверн и напастей смущает пытливые думы.
    Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной,
    Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,
    5 Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило
    В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать:
    Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
    Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью,
    Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает.
    3. ... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . ..
    4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню,
    Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги!
    Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
    Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице,
    5 Благоговейное слово неся краткодневным созданьям.
    [663]
    Нет, не заставит меня обольщение чести и славы
    В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы
    Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть.
    Нет, но исследовать должен ты всячески, где что открыто,
    10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,
    Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову;
    Ни остальных твоих членов, только путь есть познанью,
    Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.
    5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить.
    Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,
    В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать.
    6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной:
    Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес,
    Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис,
    7. ... Непроизводные...
    8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
    Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
    Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что-смешалось,
    Что и зовут неразумно рождением темные люди.
    9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или птица,
    Дикий ли зверь или куст, – всё равно неразумные люди
    То происшедшим зовут; когда ж разрешится на части
    Тленная тварь, то губительной смертью они прозывают,
    Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.
    10. ... Мстительную смерть ...
    11. Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,
    Будто, действительно, раньше не бывшее может возникнуть,
    Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.
    [664]
    12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,
    Также и сущее чтобы прешло, – ни на деле, ни в мысли
    Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы.
    13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.

    14. Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?

    15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит.
    Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен
    Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть сотворилась,
    Были все люди – ничто, и в ничто они вновь разрешатся.
    16. Ибо как были они искони, так и будут – две вместе:
    Думаю, их несказанное время вовек не лишится.
    17. Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
    Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве.
    Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
    Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,
    То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит.
    Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:
    То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
    То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
    <Так, поскольку единство рождается без перерыва>
    В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
    Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
    Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.
    Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
    Выслушай слово мое: возращает учение разум.
    [665]
    15 Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
    Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
    Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве,
    Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
    Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
    20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
    К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
    Смертные членам своим врожденной ее почитают,
    В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
    Радостью и Афродитой богиней ее величая.
    25 Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
    Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
    Все они равны и все одинаково древнего рода,
    Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
    Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
    30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
    Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
    Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
    Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
    Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
    35 В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.
    18. ... Любовь...
    19. ... Единящею Любовью ...
    20. Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных:
    То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
    Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;
    То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый порознь
    5 В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.
    Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
    Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных.
    [666]
    21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,
    Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.
    Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
    Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
    5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага,
    Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
    Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,
    Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
    Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет:
    10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,
    Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
    Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
    Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
    В видах различных являются: столько их смесь изменяет
    22. Все они – солнце, земля, необъятное небо и море, –
    Все стремятся равно к единению всеми частями,
    Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи
    Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
    5 Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты.
    Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят
    Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:
    Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
    Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
    23. Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство,
    Дар многоцветный бессмертным богам принести собираясь,
    Краски различные в руки берут и потом, соразмерно
    Смешивать их начиная – одних и других понемногу,
    5 Образы схожие всяких предметов из них производят:
    То вырастают деревья, то мужи выходят и жены,
    Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы
    Даже и боги, почетом отличные, долгие днями;
    Так да ума твоего не коснется обман заблужденья,
    10 Будто иной есть источник безмерно-великой вселенной,
    Но убедись, что он в них, божественным внявши глаголам.
    [667]
    24. ... Нагромождая одно заглавие на другое, не доводить
    до конца одной стези повествования ...
    25. ... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать ...
    26. Властвуют поочередно они во вращении круга,
    Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой соблюдая.
    Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
    Образ людей и животных различных пород принимают.
    5 То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок,
    То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга,
    Чтобы в единое целое снова затем погрузиться.
    Так, поскольку единство рождается без перерыва
    В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
    10 Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
    Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, –
    Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
    27. Там ни быстрых лучей Гелибса узреть невозможно,
    Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
    Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился
    Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
    27а. Ни непристойной борьбы, ни ссоры нет в его членах.
    28. Равный то был отовсюду и всяких лишенный пределов,
    Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
    29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,
    Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных:
    Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
    30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди членов,
    К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,
    Клятвой великою им предреченное порознь обоим…
    [668]
    31. Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.
    32. ... Сочленение связывает два...
    33. Как смоковничный сок молоко заставляет сседаться ...
    34. . . . Склеив ячменную муку с водою ...
    35. Но, обратившися вспять, пойду по пути песнопений,
    Раньше избранному мной, из глагола глагол извлекая.
    После того как Раздор в глубочайшие недра пучины
    Путь свой направил, в центре же вихря Любовь воцарилась,
    5 Все они* там воедино сливаются, мало-помалу
    С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
    Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
    Часть их,** однако, большая, черёд соблюдая с другими,
    Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором.
    10 Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
    Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
    Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
    Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
    Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
    15 Жизненный путь изменивши, из чистого ставши нечистым.
    Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
    В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
    36. К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи.
    37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает
    38. Скажем о первых и равных по древности мира основах,
    ________________________
    * Стихии.
    ** Стихий.
    [669]
    В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во вселенной:
    Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух,
    Также эфирный Титан, облекающий вкруг мирозданье.
    39. Если земли глубина и эфир беспредельно-велики,
    Как то гласят празднословные многих людей утвержденья,
    Малый узревших удел из всего, что открыто познаныо ...
    40. С кротким ликом луна и разящее стрелами солнце ...
    41. Солнце, собравшися в диск, обтекает великое небо.
    42. .......... лучи у него затмевает,
    Прямо под ним протекая и тень полагая на землю
    Тех же размеров, какие луне светлоокой присущи.
    43. Солнечный свет, отражаясь в широкой луне круговидной...
    44. Солнце бестрепетным ликом к Олимпу свой свет отражает.
    45. Чуждый свет круговидный вокруг обтекает всю землю.
    46. Втулка так в колеснице вращается, столб огибая...
    47. В лик священный владыки глядит предлежащий пред нею...
    48. Ночь же земля производит, лучи преграждая собою.
    49. ... Пустынной и слепоокой ночи ...
    50. С моря приносит Ирида дождь проливной или ветер.
    51. ... Быстро вверх ...
    52. ... Под землею горит много огней...
    [670]
    53. Двигался именно так он в то время, но часто иначе . .
    54. Длинными в землю корнями, внедрившись, эфир проникает.
    55. ... Море – пот земли …
    56. Быстрыми солнца лучами стесненная соль отвердела
    57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,
    Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко
    Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.
    58 . . Блуждали одночленные органы ...
    59. Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось,
    Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало,
    Множество также других прирождался к ним беспрерывно.
    60. ... С волочащимися ногами, с неразделенными конечностями...
    61. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,
    Твари бычачьей породы с лицом человека являлись,
    Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов:
    Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.
    62. Выслушай ныне о том, как огонь, выделяясь, ко свету
    Вывел в ночи сокровенные отпрыски многострадальных
    Мужей и жен; ибо речь та не будет пуста, ни бесцельна.
    Цельноприродные чада земли выникали сначала,
    5 Равный удел получившие воздуха теплого с влагой.
    Огнь их выталкивал вверх, сочетаться желая с подобным,
    Вовсе еще не имевших ни стройной гармонии тела,
    Ни человеческой речи, ни мужам присущего члена.
    63. Надвое членов природа разорвана: часть из мужчины..
    [671]
    64. Брачные узы чрез очи связующий следует Потос ...
    65. В чистое место вливается: с холодом там повстречавшись,
    В образе жен выникает ...
    66. ... Расколотые нивы Афродиты ...
    67. В более теплых частях самец зарождается в чреве.
    Вот почему все мужчины смуглее и мужеством краше
    И волосатее жен …
    68. В месяц восьмой в день десятый сок появляется белый.
    69. ... Двоякорождающие..
    70. . Кровяная чаша . . .
    71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья,
    Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца
    Образы все и цвета преходящих возникли созданий, –
    Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук Афродиты...
    72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские...
    73. Землю Киприда, дождем оросив и согревши дыханьем
    Теплым, огню предала закалить ее пламенем быстрым.
    74. Рыб обильно-семянных ведя неразумное племя...
    75. Внутренность тела плотна, но рыхлы наружные части:
    Свойство такое они получили из дланей Киприды,
    76. Так то бывает у тварей морских, скорлупой отягченных, –
    У черепах, у улиток, закованных в каменный панцырь:
    Там ты увидишь повсюду над кожей лежащую землю.
    [672]
    77. ... Вечнозеленый ...
    78. ......... сообразно
    С воздухом, круглый весь год процветают плодов изобильем.
    79 Маслина прежде всех прочих деревьев плоды порождает
    80. Позднего сбора гранаты и яблоки с сочным наливом
    81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве влага
    82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах
    Плотный покров чешуи – из одной происходят основы
    83. Спину ежей покрывает колючая грива щетиной.
    84. Так путешественник, в бурную ночь собираясь в дорогу,
    В ярко горящем огне очага зажигает светильник,
    Пламя от ветра порывов вокруг фонарем ограждая:
    Тщетно бушующих ветров дыхание окрест ярится,
    5 Свет же, поскольку он тоньше, наружу проходит, лучами
    Яркими путь от порога вперед освещать начиная: –
    Так и огонь изначальный, – что в глаза покровах и тканях
    Тонких, искусно насквозь пробуравленных в виде воронок,
    Замкнут, – за круглым зрачком с той поры стал скрываться,
    10 Ткани удерживать стали наплыв обтекающей влаги,
    Доступ огню открывая наружу, поскольку он тоньше
    85. Кроткое пламя в глазу с частичкой земли сочеталось
    86 Отдыха чуждые очи из них создала Афродита
    87. Крепкими узами страсти снабдившая их Афродита.
    88. ...Из обоих происходит одно зрение.
    [673]
    89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят.
    90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться,
    Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась.
    91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом.
    92. ... Медь, смешанная с оловом ...
    93. ... К полотну примешивается багрец светлого самбука...
    94. Мрак, покрывающий дно у реки и царящий под сводом
    Гротов пещерообразных, всегда происходит от тени.
    95. Купно срастаться глаза под дланями стали Киприды.
    96. Но земля преблагая в своих мощногрудых горнилах
    Два из уделов восьми получила от светлой Нестиды,
    Дважды же два от Гефеста; из них стали белые кости,
    Связями дивной Гармонии купно с собой сочетавшись.
    97. ...Хребет...
    98. После того как земля в совершенную гавань Киприды
    Якорь забросила, – равными там сочеталась частями
    С светлым эфиром, Гефестом и влагой, дождем нисходящей,
    Разве лишь малой частицей то больше, то меньше бывая.
    Смесь же их кровь породила и прочие виды все плоти.
    99. ... Колокольчик ... Мясистый отросток ...
    100. Вот как дыхание тварей живых происходит: из плоти
    Трубки, лишенные крови, к поверхности тела проходят,
    В устьях которых наружные кожи покровы сквозными
    Мелкими щелями густо усеяны, так что для крови
    5 Доступа нет, но эфир проникает легко чрез отверстья:
    [674]
    Всякий раз как оттуда нежная кровь отливает,
    Бурной волною эфир устремляется внутрь с клокотаньем;
    Но лишь только она возвратится, он вновь вылетает.
    Так водяными часами из меди блестящей играет
    10 Девочка; ибо когда, всё отверстие трубки зажавши
    Ручкой изящною, в мягкую массу воды серебристой
    Их погружает, то влага в сосуд не проходит, давленьем
    Воздуха сжатого там у отверстий теснимая частых.
    Но лишь только сгущенному воздуху доступ откроет,
    15 Тотчас давление слабнет, и влага в сосуд проникает.
    Точно так же, когда весь сосуд наполняет водою
    Девочка, ручкой своею зажавши отверстие трубки, –
    Внутрь устремляясь извне, эфир оттесняет к проходу
    Узкому, глухо-шумящему влагу, сам верх занимая.
    20 Но, с удаленьем руки, обратное прежнему зрится:
    Воздух во-внутрь устремляется, влага же прочь вытекает
    Так, – всякий раз, когда нежная кровь, разлитая по членам,
    Вспять обращаясь, во-внутрь отливает, – теченье эфира
    Тотчас же, бурной волною вздымаясь, ей вслед проникает;
    25 Но, с возвращеньем ее, он вновь вылетает обратно.
    101. Пес, чутьем находя частицы животного тела,
    Те, что на пастбище сочном от ног остаются у дичи...
    102. Так у всего, что живет, обоняние есть и дыханье.
    103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.
    104. И, поскольку тончайшие тельца столкнулись в паденьи ...
    105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце;
    В нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем:
    Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает.
    106. Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.
    [675]
    107. Ибо из них всё, что есть, сочеталося в стройный порядок,
    Ими же думают люди и чувствуют радость и скорби.
    108. За день поскольку свою изменяют все люди природу,
    Ночью постольку различные грезы их ум посещают.
    109. Землю землею мы зрим и воду мы видим водою,
    Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный,
    Также любовью любовь и раздор ядовитым раздором.
    110. Если, в мои поученья уверовав сердцем, ты станешь
    Чистою мыслию их созерцать с благосклонным вниманьем,
    То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой,
    Множество также других обретешь из них ценных стяжаний;
    5 Ибо они вытекают одно из другого согласно
    С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,
    В чем бесконечных скорбей и душевного мрака источник, –
    Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
    К милому лону природы родной возвратиться желая.
    10 Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.
    111. Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют;
    Только тебе одному я открыть это всё собираюсь.
    Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
    Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;
    5 Если ж захочешь, – обратное вновь их воздвигнешь
    дыханье. Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,
    В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень:
    Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
    Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида.
+3
97
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Светлана Ледовская №1