Чародей по имени Тео. Глава III
- И всё-таки, какую вы слушаете музыку? - спросил лукаво голос, который мы целых два дня надеялись услышать.
бордовые шторы на окнах сегодня совсем не удручали. Наш учитель и
чародей с его неизменной шляпой, одетый в чёрно-белое цирковое трико,
стоял, смеясь, посреди комнаты. Он тоже рад был нас видеть.
инструмента целый хор величественных, громоздких звуков, от которых
мурашки побежали по спине.
пальцы пробежали по клавишам, и в комнате словно заплакал кто-то. -
Людвиг Ван Бетховен. Есть радостные, как Имре Кальман, - и пианино чуть
ли не пустилось в пляс под россыпь игривых нот. - Есть энергичные, как
Николай Римский-Корсаков, - и послышалось беспокойное жужжание
прозрачных крыльев.
лучше, - согласился Тео. - Чтобы играть классику в полную силу, нужен
целый симфонический оркестр. Это сложно, но зато фантастически красиво и
мощно звучит.
партия. Как в хоре, когда мужские и женские голоса поют разные ноты, а
вместе получается созвучие.
нас проходили, держа в руках нотные листы и тетради, люди в камзолах и
пиджаках, в париках и без, молодые и не очень. Одни композиторы смотрели
строго, другие что-то беззаботно напевали, третьи приветливо улыбались
нам, кто-то шёл под руку с дамой, а кто-то и сам был ею. Из неведомого
далёка сыпались на нас ноты, а в какой-то миг мы увидели огромный зал,
маленького дирижёра, размахивающего палочкой, и множество музыкантов.
То, что они играли, похоже было на высокую морскую волну, которая
вот-вот захлестнёт тебя с головой.
заиграл песню с чётким, слегка развязным ритмом, прыгающую и лёгкую. -
Эта музыка немыслима без импровизации. Чтобы петь джаз, нужен сильный,
особенный голос, как у тромбона или Луи Армстронга, - Тео учтиво
поклонился возникшему в окне красивому шоколадному человеку с широкой
белозубой улыбкой.
весёлую трубную мелодию. Вступил саксофон, голоса инструментов и людей
зазвучали каждый по-своему, а громче всех было пение Армстронга,
глубокое, как эхо самого себя.
- маг поскакал по клавишам пальцами - то через одну, то подряд, и тем
же манером возвратился обратно. Получилось что-то смутно знакомое и
очень заводное.
- продолжал Тео. - Три, четыре, а то и пять друзей-музыкантов, которые
работают вместе.
разной лохматости и приветственно махали руками. Одни играли на
гитарах, другие - на пианино или синтезаторах, третьи стучали в
барабаны, и почти все они пели.
представил Тео ребят в костюмах и галстуках, с одинаковыми стрижками. -
Их ещё называют ливерпульской четвёркой.
слушает "Аквариум", просто жить без него не может, а мне больше нравится
"Наутилус". Я хоть понимаю, о чём Бутусов поёт!
другие - нет, и тут уж ничего не поделаешь, - пожала плечами Аните. -
Нельзя ведь дружить со всеми.
всех, кто не пасует перед трудностями, но вместе идёт вперёд, не
изменяя мечте и веря в дружбу:
англичане поют, они больше стараются, и получается гораздо понятней,
хоть тексты на слух записывай, - поделился Мишка. - "Скорпионы",
казалось бы, немцы, а настолько разборчиво всё!
Но играть её без инструментов невозможно! - воскликнул наш учитель. -
Не знаю, как вам, а мне одного фортепиано маловато будет. Подойдите
поближе, ребята, мы отправляемся!
пианино и заиграл быстро-быстро, а потом резко крутанулся на стуле.
Клавиши продолжали нажиматься сами собой. Мелодия, похожая на солнечный и
свежий май, семью морскими волнами залила комнату и через минуту не
оставила от неё и следа.
концертами все музыкальные инструменты мира, - объявил Тео. - Я собрал
их здесь, по одному каждого вида, а вы можете рассмотреть, взять любой
из них в руки и, конечно, что-нибудь сыграть.
помостах, а то и прямо на полу стояли дудельные, стучальные, бренчальные
и даже не поймёшь какие инструменты. Тео быстрым шагом вёл нас между
ними и рассказывал по дороге:
скрипка, альт, кеманча, виолончель, а этот вот здоровяк - контрабас.
Рядом на стене его электрическая дочка, бас-гитара, у неё такой же
низкий голос, только без усилителя он почти не слышен. Щипковых здесь
целая плеяда: вот и моя испанская гитара, с двойными струнами, на таких в
средние века играли многие трубадуры. Это были поэты и музыканты,
которые странствовали между городами, веселя людей своими песнями. А
здесь цыганская семиструнная гитара, гавайская укулеле о четырёх струнах
и шестиструнка-эстрадник.
вытеснила семиструнную, когда рок-н-ролл вытеснил романсы. Вот эта леди с
хищным силуэтом - соло-гитара, звук её, как и у баса, выводится через
усилитель на колонки. Вы, конечно, узнали донну арфу с её длинными
струнами, но вряд ли видели её африканскую сестру кору. Рядом -
итальянская мандолина, американское банджо, украинская бандура, домра и
гусли, знакомые вам по русским народным сказкам.
Тео. - Идёмте дальше, к духовым инструментам. На этой стене висят всех
калибров трубы, тромбон, саксофон, блочные и поперечные флейты, гобой,
горн, волынка, вистлы и прочие дудочки. Окарина или губная гармошка
легко умещаются в кармане или в ладони музыканта, зато в басе-геликоне
легко умещается сам музыкант - если, конечно, вовремя не подкрепится.
барабаны всех размеров, с твердыми и мягкими палочками, тарелки, гонг,
треугольник, тамбурин, шаманский бубен и ксилофон.
Мишка. - Бабушка всё равно не знает, куда их девать. Говорит, невкусные,
так и сохнут на антресоли с прошлой осени. Стали лёгкие, как пенопласт.
передними зубами, и я впервые заметила, какая она красивая. - А тыковки
не крупноваты будут?
струнные - рояль, фортепиано, клавесин, а вот совсем младенцы -
электропиано и синтезатор. Рядом присоседились клавишные язычковые -
баян и гармоника. Органный зал сегодня, к сожалению, закрыт - там
начищают трубы. Мы осмотрели один уголок моей коллекции, на самом деле
инструментов гораздо больше.
больше всех. Каждый стоящий музыкант - немного волшебник, а каждый
уважающий себя волшебник - непременно музыкант. А сейчас выберите себе
по инструменту, кому какой нравится, и откроем наш концерт!
учитель. - К музыке нельзя никого приковать насильно, даже цепями! Иначе
её возненавидишь, а это очень грустно. Родители хотели привить тебе
любовь к искусству, но забыли...
пальцами по клавишам. К тому же этот треклятый ящик всё время
расстраивается, а настроить его сама я не могу.
необычные инструменты, они заколдованы так, чтобы любой человек мог с
ними совладать.
Задумай мелодию, возьми в правую руку смычок и без опаски проведи им по
струнам. Скрипка отзовётся!
десятью струнами, которая давала такие переливы, что захватывало дух,
Макс - пёстро раскрашенную балалайку, а Леха взял тромбон и принялся
дудеть в него изо всех сил.
присоединятся! - предложил он. - "Пластилиновая ворона" годится для
начала?
не сказку - сначала медленно, потом - живо и бойко, вступили контрабас и
тамтам. Остальные тоже принялись подыгрывать, изо всех сил вспоминая
песню, и вскоре у нас начало получаться! Инструменты были что надо:
стоило только подумать о звуке, который хочешь услышать, как они тут же
подсказывали тебе, какую клавишу нажать или за какую струну дёрнуть, а
если ты запаздывал или ошибался, сами исправляли твои ошибки.
дюжина музыкантов и ни одного дирижёра - где такое видано? Оказалось,
что, если постараться, можно играть и петь одновременно. Те, кто играл
стоя, даже умудрялись танцевать.
"Двенадцати стульев", "Айвенго", "Труффальдино из Бергамо", "Мэри
Поппинс, до свидания!" и много откуда ещё. Когда добрались до песни про
ветер перемен, у меня на глаза набежали слёзы, но тут же высохли. Руки
Тео плясали по роялю, он пел вместе с нами, помогал, если мы забывали
слова, и дурачился вовсю.
импровизацию. Это с их лёгкой руки мы смешали главные темы из "Звёздных
войн", "Властелина Колец" и "Пиратов Карибского моря", мне бы такое и в
голову не пришло.
разом замолчали. Только рояль и скрипка продолжали петь о том, как
прекрасен наш мир, да мерно постукивал барабан-бочка.
кабинета музыки, волшебник начал ту шуструю мелодию, которая перенесла
нас сюда. Тяжело вздыхая, мы положили инструменты на место, и Женя -
последней.
тёмными шторами на окнах. Свечи уже почти догорели. Тео оборвал свою
песню и со стуком захлопнул крышку фортепиано.
возразил чародей. - Я и трёх минут на месте усидеть не могу! Но не
волнуйтесь, когда я надумаю уходить, обязательно попрощаюсь. А покуда -
до встречи!