Чародей по имени Тео. Глава III

Чародей по имени Тео.  Глава III
Аннотация:
Урок хорошей музыки. Кого можно увидеть в окне. Где отдыхают все инструменты. К чему цепями не прикуёшь. Самый странный оркестр.
(Художник: Светлана Родионова)
Текст:

- И всё-таки, какую вы слушаете музыку? - спросил лукаво голос, который мы целых два дня надеялись услышать.

- Тео! Ты вернулся! Гип-гип-ура!
В музыкальном кабинете горело множество свечей, даже тяжёлые

бордовые шторы на окнах сегодня совсем не удручали. Наш учитель и

чародей с его неизменной шляпой, одетый в чёрно-белое цирковое трико,

стоял, смеясь, посреди комнаты. Он тоже рад был нас видеть.

- Я, к примеру, предпочитаю музыку со смыслом и настроением, - продолжал Тео. - Например, классическую.
Он снял треуголку, присел за фортепиано и сыграл на нём несколько летящих, шутливых строчек.
- Иоганн Штраус, - объявил он.
- А что-нибудь погромче и посолидней можешь? - попросил Влад.
- Вот это может тебе понравиться, - Тео исторг из

инструмента целый хор величественных, громоздких звуков, от которых

мурашки побежали по спине.

- Угадал! А эту мелодию кто написал?
- Себастьян Бах. Есть композиторы надрывно-печальные, - его

пальцы пробежали по клавишам, и в комнате словно заплакал кто-то. -

Людвиг Ван Бетховен. Есть радостные, как Имре Кальман, - и пианино чуть

ли не пустилось в пляс под россыпь игривых нот. - Есть энергичные, как

Николай Римский-Корсаков, - и послышалось беспокойное жужжание

прозрачных крыльев.

- "Полёт шмеля", - узнала Женя. - Но мне бы и в голову не могло прийти, что такое можно сыграть на фортепиано.
- Твоя правда, для этой вещи деликатная скрипка подошла бы

лучше, - согласился Тео. - Чтобы играть классику в полную силу, нужен

целый симфонический оркестр. Это сложно, но зато фантастически красиво и

мощно звучит.

- За счёт того, что инструменты играют хором одно и то же? - спросила Соня.
- Не совсем, - улыбнулась Женя. - У каждого из них своя

партия. Как в хоре, когда мужские и женские голоса поют разные ноты, а

вместе получается созвучие.

- Поглядите-ка в окно! - велел Тео.
Тёмные шторы выцвели добела и превратились в киноэкран. Мимо

нас проходили, держа в руках нотные листы и тетради, люди в камзолах и

пиджаках, в париках и без, молодые и не очень. Одни композиторы смотрели

строго, другие что-то беззаботно напевали, третьи приветливо улыбались

нам, кто-то шёл под руку с дамой, а кто-то и сам был ею. Из неведомого

далёка сыпались на нас ноты, а в какой-то миг мы увидели огромный зал,

маленького дирижёра, размахивающего палочкой, и множество музыкантов.

То, что они играли, похоже было на высокую морскую волну, которая

вот-вот захлестнёт тебя с головой.

- Впечатляет, - оценила Янка. - А что-нибудь из современных стилей?
- С удовольствием! Для начала дадим джазу, - и чародей

заиграл песню с чётким, слегка развязным ритмом, прыгающую и лёгкую. -

Эта музыка немыслима без импровизации. Чтобы петь джаз, нужен сильный,

особенный голос, как у тромбона или Луи Армстронга, - Тео учтиво

поклонился возникшему в окне красивому шоколадному человеку с широкой

белозубой улыбкой.

Тот воскликнул что-то, и музыканты за его спиной завели

весёлую трубную мелодию. Вступил саксофон, голоса инструментов и людей

зазвучали каждый по-своему, а громче всех было пение Армстронга,

глубокое, как эхо самого себя.

- Ещё я горячо люблю рок-н-ролл, - признался Тео. - Это английское слово, и означает оно...
- Качайся и крутись. Рок-н-ролл танцуют, - Аните подмигнула Шурику и показала пару движений.
- Ещё как! Вот самый распространённый проигрыш, или дорожка,

- маг поскакал по клавишам пальцами - то через одну, то подряд, и тем

же манером возвратился обратно. Получилось что-то смутно знакомое и

очень заводное.

- Для того, чтобы играть эту свободную музыку, нужна группа,

- продолжал Тео. - Три, четыре, а то и пять друзей-музыкантов, которые

работают вместе.

- А больше пяти бывает?
- Бывает, но редко. Да вот же они!
За окном, одни за другими, показывались весёлые молодые люди

разной лохматости и приветственно махали руками. Одни играли на

гитарах, другие - на пианино или синтезаторах, третьи стучали в

барабаны, и почти все они пели.

- Британский коллектив "Биттлз", то есть "Жуки", -

представил Тео ребят в костюмах и галстуках, с одинаковыми стрижками. -

Их ещё называют ливерпульской четвёркой.

- У битлов есть песня, под которую хорошо маршировать, - вспомнил Влад. - Там-парам там-парарам-пам парам...
- Мы живём на жёлтой субмарине,
жёлтой субмарине,
жёлтой субмарине, - немедленно сыграл и спел Тео.
- На чём они живут? - не понял Лёха.
- Субмарина - это подводная лодка по-английски, - объяснил Влад. - Рок и море неразделимы!
- Кстати о море, - заговорила Инга. - Мой брат запоем

слушает "Аквариум", просто жить без него не может, а мне больше нравится

"Наутилус". Я хоть понимаю, о чём Бутусов поёт!

- Музыканты тоже люди. Одни тебе нравятся и интересны,

другие - нет, и тут уж ничего не поделаешь, - пожала плечами Аните. -

Нельзя ведь дружить со всеми.

- Но если хорошо поискать, непременно кого-нибудь найдёшь себе по вкусу, - добавил Тео.
- А певец без голоса всегда найдёт себе фанатов без слуха, - выдал Макс. - Чего смеётесь, правда же!
Люди в окне всё мелькали. В какой-то миг показался шумный стадион, и хор из тысячи голосов запел вместе.
- Мы эту песню знаем, это же футбольный гимн! - воскликнул Мишка.
- Она не только про футбол, - улыбнулся Тео. - Эта песня для

всех, кто не пасует перед трудностями, но вместе идёт вперёд, не

изменяя мечте и веря в дружбу:

Мы чемпионы, друзья!
Мы будем бороться до конца;
Мы чемпионы, мы чемпионы!
Не время для трусов,
Ведь мы чемпионы всей Земли!
- Янка наверняка помнит, чья это песня. Вон как стучит по крышке фортепиано!
- Конечно, помню. Английской группы "Куин", что значит "Королева".
За окном показался летящий поезд, на котором играли и пели, улыбаясь ветру, четверо бесстрашных музыкантов.
- Вот я заметил одну странную вещь. Когда по-английски не

англичане поют, они больше стараются, и получается гораздо понятней,

хоть тексты на слух записывай, - поделился Мишка. - "Скорпионы",

казалось бы, немцы, а настолько разборчиво всё!

- Мир музыки огромен, сегодня мы услышали лишь малую толику.

Но играть её без инструментов невозможно! - воскликнул наш учитель. -

Не знаю, как вам, а мне одного фортепиано маловато будет. Подойдите

поближе, ребята, мы отправляемся!

Тео надел свою потрёпанную треуголку, положил руки на

пианино и заиграл быстро-быстро, а потом резко крутанулся на стуле.

Клавиши продолжали нажиматься сами собой. Мелодия, похожая на солнечный и

свежий май, семью морскими волнами залила комнату и через минуту не

оставила от неё и следа.

- Мы с вами угодили туда, где отдыхают в перерывах между

концертами все музыкальные инструменты мира, - объявил Тео. - Я собрал

их здесь, по одному каждого вида, а вы можете рассмотреть, взять любой

из них в руки и, конечно, что-нибудь сыграть.

Вокруг был огромный зал. На стенах висели, на низких

помостах, а то и прямо на полу стояли дудельные, стучальные, бренчальные

и даже не поймёшь какие инструменты. Тео быстрым шагом вёл нас между

ними и рассказывал по дороге:

- Обратите внимание на семейство смычковых: годулка,

скрипка, альт, кеманча, виолончель, а этот вот здоровяк - контрабас.

Рядом на стене его электрическая дочка, бас-гитара, у неё такой же

низкий голос, только без усилителя он почти не слышен. Щипковых здесь

целая плеяда: вот и моя испанская гитара, с двойными струнами, на таких в

средние века играли многие трубадуры. Это были поэты и музыканты,

которые странствовали между городами, веселя людей своими песнями. А

здесь цыганская семиструнная гитара, гавайская укулеле о четырёх струнах

и шестиструнка-эстрадник.

- У нас такая дома есть.
- И у нас!
- Да, шестиструнная гитара сейчас в моде, она почти совсем

вытеснила семиструнную, когда рок-н-ролл вытеснил романсы. Вот эта леди с

хищным силуэтом - соло-гитара, звук её, как и у баса, выводится через

усилитель на колонки. Вы, конечно, узнали донну арфу с её длинными

струнами, но вряд ли видели её африканскую сестру кору. Рядом -

итальянская мандолина, американское банджо, украинская бандура, домра и

гусли, знакомые вам по русским народным сказкам.

- На них, должно быть, играть неудобно, это доска какая-то со струнами, - сказал Шурик.
- Если положить их на колени, что-нибудь получится, - заверил его Мишка. - Садко помнишь?
- Смотрите, балалайка! - обрадовался Макс. - И она здесь!
- Ну разумеется! Можешь сыграть на ней плясовую, - разрешил

Тео. - Идёмте дальше, к духовым инструментам. На этой стене висят всех

калибров трубы, тромбон, саксофон, блочные и поперечные флейты, гобой,

горн, волынка, вистлы и прочие дудочки. Окарина или губная гармошка

легко умещаются в кармане или в ладони музыканта, зато в басе-геликоне

легко умещается сам музыкант - если, конечно, вовремя не подкрепится.

- Ударные и перкуссия! - воскликнула Янка в восторге. - Так много, что я даже не знаю, с чего начать!
- Выбирай, что душе угодно. У меня есть тамтамы, конго,

барабаны всех размеров, с твердыми и мягкими палочками, тарелки, гонг,

треугольник, тамбурин, шаманский бубен и ксилофон.

- Шейкер я знаю, а вот эти яркие погремушки, наверное, африканские?
- Нет, их придумали индейцы таино. Называются маракас, они сделаны из сушёных плодов горлянкового дерева.
Янка взвесила мараку в руке, потрясла. Взяла вторую.
- Хочешь, я тебе из тыквы такие сделаю? - вдруг предложил

Мишка. - Бабушка всё равно не знает, куда их девать. Говорит, невкусные,

так и сохнут на антресоли с прошлой осени. Стали лёгкие, как пенопласт.

- Конечно, хочу! Вот спасибо! - Янка сверкнула большими

передними зубами, и я впервые заметила, какая она красивая. - А тыковки

не крупноваты будут?

- В самый раз, они маленькие, бутылочные. В зелёную полоску, как арбуз.
- Только, чур, вместе делать будем, у меня целый стакан морского песка с лета остался.
- Договорились, - Мишка взъерошил волосы на затылке то ли от смущения, то ли от довольства. Мальчишек не разберёшь.
- Идём дальше, - сказал Тео. - Посреди зала стоят клавишные

струнные - рояль, фортепиано, клавесин, а вот совсем младенцы -

электропиано и синтезатор. Рядом присоседились клавишные язычковые -

баян и гармоника. Органный зал сегодня, к сожалению, закрыт - там

начищают трубы. Мы осмотрели один уголок моей коллекции, на самом деле

инструментов гораздо больше.

- И ты умеешь играть на всех? - у меня просто глаза на лоб полезли.
- Учусь потихоньку, но рояль, фортепиано и гитару люблю

больше всех. Каждый стоящий музыкант - немного волшебник, а каждый

уважающий себя волшебник - непременно музыкант. А сейчас выберите себе

по инструменту, кому какой нравится, и откроем наш концерт!

- Извини, но мы совсем не умеем с ними обращаться, - призналась Соня. - Одна только Женя занимается в музыкальной школе.
- Да, я учусь играть на фортепиано, - подтвердила она. - Правда, мне это совсем не нравится.
- Нет? А привели тебя туда, надо полагать, твои родители? - Тео заглянул Жене в глаза.
- Почти угадал, - грустно улыбнулась она. - Бабушка всегда хотела, чтоб в семье был пианист, а они и не спорили.
- Твои родные знают, что ты не хочешь заниматься музыкой? - спросил он, нахмурившись.
- Меня никто об этом не спрашивал, Тео, - вздохнула Женя. - Мне было тогда пять лет, а сейчас я занимаюсь по привычке.
- Но послушайте, это же ужасная ошибка! - воскликнул

учитель. - К музыке нельзя никого приковать насильно, даже цепями! Иначе

её возненавидишь, а это очень грустно. Родители хотели привить тебе

любовь к искусству, но забыли...

- Что любовь - не прививка от оспы?
- Именно! Да, слух и пальцы крепнут от тренировок, но зарождается музыка в сердце. Что велит тебе твоё сердце, Жень?
- Я люблю музыку, Тео, но терпеть не могу бесконечно бить

пальцами по клавишам. К тому же этот треклятый ящик всё время

расстраивается, а настроить его сама я не могу.

- Значит, пианино - не твой инструмент. Осмотрись вокруг и выбери другой.
- Ты советуешь?
- Просто выбери наугад и попробуй сыграть что-нибудь. Это

необычные инструменты, они заколдованы так, чтобы любой человек мог с

ними совладать.

Женя прошлась вдоль одной из стен, потом остановилась и, взглянув на Тео, сняла с неё изящную скрипку.
- Теперь приложи её к плечу, вот так, левую руку - на гриф.

Задумай мелодию, возьми в правую руку смычок и без опаски проведи им по

струнам. Скрипка отзовётся!

Женя постояла с минуту, прислушиваясь к инструменту, а потом заиграла, и это был весёлый, неожиданно сложный мотив.
- Скрипка понимает меня! Я чувствую, что играю! - обрадовалась она.
Пальцы её левой руки нащупали пульс скрипки, правой она легко взмахивала смычком, и от этого рождалась живая музыка.
- Я тоже так хочу! Можно взять контрабас? - Влад подбежал к бокастому инструменту выше него ростом.
- Можно! - разрешил Тео. - Я по традиции сажусь за рояль!
- Чур, я - за барабаны! - объявила Янка.
- Никто и не претендует! - смеялась Женя.
- Мне домру! - крикнула Аните.
- А мне - флейту! - отозвалась Инга.
Все разбежались в разные стороны. Я выбрала себе гитару с

десятью струнами, которая давала такие переливы, что захватывало дух,

Макс - пёстро раскрашенную балалайку, а Леха взял тромбон и принялся

дудеть в него изо всех сил.

Зал наполнился дикой смесью звуков, невозможно было понять, кто что играет и на чём. Наконец надо всем поднялся голос Тео:
- Послушайте! То, что получается у нас сейчас, называется какофония - первозданный хаос. Создадим из него что-нибудь вместе!
- Что, Тео? Что мы будем играть?
Волшебник сидел за роялем вполоборота, пальцы его рассеянно шевелили чёрные и белые клавиши.
- Давайте я начну, ритм-секция подхватит, а остальные

присоединятся! - предложил он. - "Пластилиновая ворона" годится для

начала?

Он принялся играть и петь про одну простую сказку, а может, и

не сказку - сначала медленно, потом - живо и бойко, вступили контрабас и

тамтам. Остальные тоже принялись подыгрывать, изо всех сил вспоминая

песню, и вскоре у нас начало получаться! Инструменты были что надо:

стоило только подумать о звуке, который хочешь услышать, как они тут же

подсказывали тебе, какую клавишу нажать или за какую струну дёрнуть, а

если ты запаздывал или ошибался, сами исправляли твои ошибки.

Из нас получился самый странный оркестр на свете. Чёртова

дюжина музыкантов и ни одного дирижёра - где такое видано? Оказалось,

что, если постараться, можно играть и петь одновременно. Те, кто играл

стоя, даже умудрялись танцевать.

Мы вспомнили песенки из "Электроника", "Трёх мушкетёров",

"Двенадцати стульев", "Айвенго", "Труффальдино из Бергамо", "Мэри

Поппинс, до свидания!" и много откуда ещё. Когда добрались до песни про

ветер перемен, у меня на глаза набежали слёзы, но тут же высохли. Руки

Тео плясали по роялю, он пел вместе с нами, помогал, если мы забывали

слова, и дурачился вовсю.

- Жень! Это не партия скрипки, а чистой воды хулиганство! - раздавался то и дело голос Янки.
- Спасибо за комплимент! - смеялась та.
Девчонки были озорнее всех, их постоянно уносило в

импровизацию. Это с их лёгкой руки мы смешали главные темы из "Звёздных

войн", "Властелина Колец" и "Пиратов Карибского моря", мне бы такое и в

голову не пришло.

Но вот все музыкальные инструменты отказались слушаться нас и

разом замолчали. Только рояль и скрипка продолжали петь о том, как

прекрасен наш мир, да мерно постукивал барабан-бочка.

- Хорошенького понемножку, - сказал Тео, поднимаясь и надевая треуголку. - Обитателям моего музея полагается отдых.
Пересев из-за огромного рояля за маленькое пианино из

кабинета музыки, волшебник начал ту шуструю мелодию, которая перенесла

нас сюда. Тяжело вздыхая, мы положили инструменты на место, и Женя -

последней.

Вот мы снова вернулись в школу номер 116, в пыльную комнату с

тёмными шторами на окнах. Свечи уже почти догорели. Тео оборвал свою

песню и со стуком захлопнул крышку фортепиано.

- Ступайте на урок физкультуры, мой дорогой седьмой "А", - сказал он тепло.
- Тео, ты ведь навсегда останешься с нами?
- Навсегда - слишком долгое слово для меня, Соня, - шутливо

возразил чародей. - Я и трёх минут на месте усидеть не могу! Но не

волнуйтесь, когда я надумаю уходить, обязательно попрощаюсь. А покуда -

до встречи!

Он волчком завертелся на стуле, придерживая шляпу, а через минуту табурет уже крутился пустой.
0
00:00
750
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие публикации