Осенний папа

  • Жаренные
Автор:
Teo
Осенний папа
Текст:

Прислонившись лбом к оконному стеклу, девчонка лет семи смотрела на пустой чёрно-белый двор между башен мрачного спального района, и представляла себя принцессой, заточённой в кащеевой крепости - на самом верхнем пятнадцатом этаже.

Король-чародей заколдовал весь мир, наполнил сонливостью, смертью и осенней хандрой. Грустные бормочущие лица заунывно кружились вокруг Даши - соседи, прохожие, приятельницы, одноклассники. Листья уносил ветер, время сдувало людей. 

Чуть-чуть на уроке, немного в очереди, в больнице - пара минут, потом сорок, несколько дней, и вновь можно остаться наедине с собой. Без умных речей, скрипящих как старые двери, без тупых шуток и мудрых советов, о которых не просили.

В запотевшем от дыхания стекле отражалось серьёзное личико - строгие серые папины глаза, серебристые волосы до плеч, мамины пухлые щёки и яркие губы.

Даша вздохнула, закрыла глаза. Дождь сыпал с низкого светло-серого неба и блестящие прозрачные капельки медленно скатывались по пухлым щечкам.

Кто-то легонько постучал пальцем в стекло с другой стороны.

- Даша, открой. Это папа.

Встрепенувшись, девочка повернула ручку окна и впустила осенний ветер в комнату. Папа вытер слёзы шершавыми пальцами и крепко обнял, бережно прижимая к своей широкой и тёплой груди.

Другие работы автора:
+14
558
23:17
+1
Тео, сложно очень
01:07
+1
Спасибо за внимание, друг. Воспринимайте как настроение, если не нашли смысла. Понравилось — хорошо. Не понравилось — да и бог с ним.
01:32
-1
Тео, однозначно понравилось. Я сам поклонник коротких рассказов-впечатлений. Редко пишу сложные сюжеты. Твоя миниатюра это картинка — впечатление, передача эмоции девочки, её одиночества в большом городе, её ощущение города как чужого для неё. Она тоскует за отцом, которого нет рядом. И ветер её утешает. Очень тепло. И вместе с тем тоскливо от одиночества ребёнка.
02:33
+1
Всё, как в жизни. Боль и теплота. И сам выбираешь, восприятию чего отдать приоритет. И нет неправильного выбора.
Как грустно и как страшно(( И ничего уже не исправить((( И девочка еще́ такая маленькая((
12:38
Благодарю вас за понимание. И за отзыв.
01:00
+2
«Прислонившись лбом к оконному стеклу, девчонка лет семи смотрела на пустой чёрно-белый двор между башен мрачного спального района, (лишняя запятая) и представляла себя принцессой, заточённой в кащеевой крепости — (лишний дефис) на самом верхнем пятнадцатом этаже».
Чёта тут везде дефисы, не иначе как с телефона текст.
Смысл не уловила, а настроение — да, хорошо передано.
08:33
+1
Простите, но болезнь «лишних дефисов» в руслит со времён Максима Горького, вспомните «обоснование самым задним числом», уже после того, как мода «по-горьковски ставить дефисы» проникла в плоть письма, то есть «вместо пропущенного <<есть>>» smile

И, каюсь, сам грешен «дефисизацией», может, поэтому не считаю сию «авторскую прымху» (русские переводы тут неполны, от «причуды» до «придури» не передают всей безумной бесполезности «прымхы») ошибкой… Просто особенностью авторской речи: дефисы par excellence создают динамику мысли в повествовании, как бы «перескакивают» через ряды последовательностей логических выводов мысли…
Светлана, только это тире. Я вот тоже грешен: люблю) Все же они помогают расставить акценты и паузы в предложении.
12:37
+1
Господа stk0 и Владислав всё сказали, добавить нечего. :)
04:49
+4
Настроение возникает, но этого мало. Смысла бы, как вы сами уже указали (если не нашли смысла — ваши слова), побольше!
Не совсем верно, на мой взгляд, передано возрастное восприятие: если ассоциация с кощеевым замком вполне в духе семилетнего ребёнка, то дальнейший абзац [Чуть-чуть на уроке… о которых не просили] излишне взрослый, что ли. Да и отсылки ко времени "пара минут, потом сорок, несколько дней" я не понял. Кстати, девочкам в таком возрасте более свойственно общение, а не желание «остаться наедине с собой». Но это моя субъектиная оценка, не претендующая на истину.
Если принять точку зрения Стаса («и ветер её утешает», т.е. папа = ветер), то несколько противоречиво смотрится его «широкая и тёплая» грудь — дело-то осенью происходит, дождит — какая тут теплота? Так что папа, скорее всего, реальный, и постучал в балконное стекло со стороны квартиры. Так что для Даши не всё потеряно в жизни при таком любящем и заботливом отце :))
09:14 (отредактировано)
+3
Аллаверды и «почему ни плюс, ни минус». Просто тупо по структуре повествования.

Мода на «производить впечатление» возникала в литературе и, шире, искусстве слова, многажды ранее, ещё со времён эллинистической поэзии, даже «поэт-попрошайка» Гиппонанкт был своеобразной реакцией, «антитезисом» для выродившейся во «впечатлительную» элегию традиции Сапфо. И как возникала, так и пропадала, когда «эпоха морального разложения» и декаданса сменялась чем-то позитивным, созидательным. Ну и воспринималась что в предшествующих, что в последующих эпохах знаком «дурного тона», что-то вроде «бабьей истерики во время проведения спасработ в шахте».

Но «допустимой нормой» стала именно в конце 19 — начале 20 веков, вслед за импрессионизмом в живописи: только в русской поэзии есть и «имажинизм», и «имажизм», произрастающие из импрессионизма как ветви декаданса. Из имажистов разве что профессионалы вспомнят, что Есенин входил в юности в их круг. И был тогда «не очень славен». Кто «самый известный импрессионист в декадансе» русского Серебряного Века? Надсон. Кто его продолжатель? Северянин. Что из их много-десятко-томного наследия сейчас на слуху у непрофессионалов, у не-филологов, не-краеведов, не-библиофилов и не-литераторов? Ну, максимум «ананасы в шампанском» и «как хороши, как свежи были розы», и то не факт, что помнят, чьё где, или что «розы» не с большой буквы, не имя собственное… smile

А вот теперь импрессионизм в прозе начала века двадцать первого… Не в «эмоциональной поэзии», в «мыслящей прозе» (пересмешничая Наполеона, утверждавшего, что для войны нужны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги, Пушкин писал, что для прозы нужны мысли, мысли и мысли), что само по себе даже не странно, а страшно… Проза безмыслия не суть ли смерть прозы, как логика наркомана суть смерть логического мышления?

Но что делает автор: создав «вЧеПятлительную картинку» (не опечатка, так написано преднамеренно!), он завершает её «сквозящим финалом», вместо положенного по законам прозы «ментального вброса» он «вбрасывает»… Другой эмоциональный образ, другое впечатление! Которое не «разъясняет и ставит всё на места», но дополняет, задавая, тем самым, ещё боьше вопросов!

Опять каюсь, я сам так люблю, вспомните «какое отношение имеет моль к съеденной ей шубе» в «Нация и шуба» на этом ресурсе! Другое дело, что у меня этот приём «набрасывает» все предшествующие размышления и логические построения как бы «неубиенным» аргументом на бесплодных и бесполезных пожирателей, трутней национальной идеи и культурного наследия, то есть «с точностью до наоборот»: самим «набрасыванием» абсолютно рационального, логического, я формирую эмоциональную, эстетическую и этическую оценку. Против которой ни здесь, на этом ресурсе, ни в других местах, где «вбрасывал», никто ничего толком возразить не смог. Разве что своим «эмоциональным несогласием» самовскрывались именно эти «трутни культуры и моль нации», но это было неожиданным для меня следствием. Хоть и полезным — «врага нужно знать в лицо».

У автора же — иначе. Автор напрочь убрал социальный, коллективный контекст, автор попытался «набросить» не «рацио», а «импрессио». И что в результате?

А попробуйте вернуться, вспомнить этот текст через сутки, через неделю! Вспомните, о чём речь шла, запишите, а потом сравните с «исходным» текстом, сколько процентов «совпадения»? Два-три, не больше, остальное — собственные читательские измышлизмы? Прав я или нет?

Вот это тот эффект, тот грех импрессионизма, который ещё Эмиль Золя заметил в литературе французского импрессионизма. В поэзии — а с прозой всё ещё печальнее!

А если литература не оставляет ничего (2-3% вполне можно считать погрешностью измерения), кроме читательского самовозбуждения и самоудовлетворения, то… То — цель существования таких её текстов? Я — не вижу такой цели. И, смею заверить, в историко-литературном процессе не видят чаще, дольше и большее количество профессионалов.

«Обесцелив» литературу в этом своём тексте (впрочем, не он один, впрочем, здесь таковых, «стекающих жидкой краской по незастывшему маслу» текстов появляется много ), автор тем самым прежде всего лишил смысла деятельности самого себя — смысл писать, если «до реципиента не доходит нифига из написанного»? Хотя бы из этих соображений «плюса» ставить не за что, максимум, минус.

Теперь почему не минус. Хотя бы потому, что «сам грешен такими приёмами», и велика вероятность, что именно у меня автор «научился плохому и грешному». Во-вторых, потому что, имхо, БумСлон — это прежде всего школа, хорошая и жёсткая школа по отучению от женско-детских соплей, игриво-бесполого отношения к своему писательскому труду, то есть школа ремесла и мастерства. А в школе ошибаться — возможно. Лишь бы ошибки не стали «нормой творчества».

Вот как этап, как урок, как «умелый синтез кавказской чеканки, архангелогородской резьбы по дереву и гжельской росписи, реализованной на внутренней стороне ободка унитаза» — таки да! Умело! Выверенный слог! Грамотное «вычёркивание» — ни одного лишнего смысла в повествовании! Динамичная речь! Совсем хорошо, если не задавать сакраментального вопроса, не положенного ученическим работам, — «нафига»…

Так что ни плюс, ни минус, но мимо пройти не смог…
12:36
+1
Спасибо за столь вдумчивое прочтение! И за что, что потратили время на подобный отзыв. Буду работать над собой.
12:36
Благодарю вас за прочтение, отзыв и критику!
12:50
+2
Просто не забывайте, что мысли для прозы то же самое, что деньги для войны. Вообще «хорошим тоном» у большинства прозаиков было возвращаться и «править, добавляя мысли», даже быстрее всех писавший Пушкин (максимум две-три правки поэзии), начиная с «Евгения Онегина» до издания вносил до восьми правок в эпическое, даже если написано стихами (например, к «Полтаве», к разным местам, было от пяти до семи правок, «Повести Белкина» — не меньше шести каждого элемента текста, каждой повести), и каждая правка — суть углубление смысла, расширение, добавление мысли… Эпизод с «заячьим полушубком» в «Капитанской Дочке» помните? Вот от первоначального текста до издания неизменным осталась только оказия с ним, все остальные мысли, желания, слова, поступки правились неоднократно…

Нет, я понимаю, что 60% концентрат воды в спирте всё же более популярен, чем 100% вода, но проза — совсем не вода, её «концентрировать в спирт» как-то не очень съедобно получается! wink
05:51
+1
Да… Сильна литературная наука! Без пол-литры не поймёшь.
09:13 (отредактировано)
+2
Вряд ли у девочек семи лет есть приятельницы. В их лексиконе и слова то такого-«приятельница» нет. Либо подружка, либо никто. И еще «очередь» в списке ежедневных дел ребенка… Что за очередь из первоклашек между уроком и больницей? Оговорка по Фрейду?
Но настроение есть и впечатление поймала…
12:34
+1
Ого, не ожидал, что заглянете.

Благодарю вас за отзыв.
1. На мой взгляд, абсолютно не подходящая иллюстрация! Просто безвкусица!
2. «Король-чародей заколдовал весь мир, наполнил сонливостью, смертью и осенней хандрой. Грустные бормочущие лица заунывно кружились вокруг Даши — соседи, прохожие, приятельницы, одноклассники. Листья уносил ветер, время сдувало людей» — так можно описывать чувства взрослого человека, но не ребенка!
3. Не люблю суицидальных рассказов! Девочка выбросилась из окна, верно ведь?

Тем не менее слог у рассказа хороший и автор явно перспективен.
12:33
Благодарю за отзыв и критику.
12:18 (отредактировано)
+6
Короче, для тех, кто не понял и понял, но не совсем. Излагаю свою версию.
Если что-то напутал, автор поправит.
Отец маленькой девочки был болен, лежал в больнице. Потому и маршрут такой: школа-магазин-больница.
Потом отец умер. Потому и сорок, и хоровод лиц. И люди, которые лезут с ненужными словами: зудят назойливо как осенние мухи. Но это ничему не поможет и ничего не исправит. Поэтому лучше бы их не видеть и не слышать. Маме не до дочки: мама горюет. Девочка тоскует, плачет. И папа приходит. Через окно на 15 этаже. Приходит те́плым осенним ветром. Почему те́плым? Потому, что это папа.

И еще́ вариант — для реалистов: болела и умерла мама, а папа — промышленный альпинист, который не живе́т с семье́й. Все́ остальное — то же самое)
12:32
+1
!!!

Спасибо!
15:57
+2
О, сколько расшифровок! А почему автор скромно молчит? Выбирает?
18:11 (отредактировано)
+3
Есть ещё и третий вариант.
Все живы, а вот девочка больна. Кто-то сочувствует, кто-то советует, кто-то насмехается (Грустные бормочущие лица, умные речи, тупые шутки и и мудрые советы, о которых не просили).
Состояние её постепенно ухудшается (в больнице — пара минут, потом сорок, несколько дней) и вот она уже заперта дома, как принцесса в башне: сонливость, смерть и осенняя хандра. Был бы папа — большой и сильный — он бы спас, освободил. Но его нет рядом. Возможно, и не было никогда. Возможно, где-то в квартире висит «портрет героя-(лётчика, полярника, офицера)» Но ведь это так несправедливо: у каждой девочки должен быть папа!
И папа приходит. Пусть даже только в её воображении…
И папа её спасёт! Не зря же папа — герой!
Такой финал нравится мне больше всего)
18:24
+2
Мне такой финал тоже импонирует. :)
18:24
+1
Версия два просто шикарна!
Так на то и реалисты, чтобы автор не дремал)))
19:25
+3
Ты знаешь, я люблю истории. Тебе давно пора работать над своими набросками, выращивать до рассказа. Мы же оба знаем, что это заметка на полях. Просто пиши, не срывайся. Это все хорошо. Не стоит беспокоиться, стоит выписывать, прописывать и дописывать, становиться рассказчиком.
20:30 (отредактировано)
+2
Спасибо, друг.

Но это не заметка на полях. Это рассказ в придуманном мною жанре (названия для него не придумал). В этом жанре рассказ пишется в соавторстве с читателями. И восприниматься должен именно вместе с комментариями, а не отдельно от них.

В моём профиле уже несколько таких рассказов.
20:39
+2
ок. ты автор -твои правила
20:43 (отредактировано)
+4
Извините, я минусанул случайно
20:44
+3
я ни-ког-да этого не забуду
20:49
+4
Как мне исправить свою оплошность?
уже исправлено)
20:54
+1
Я исправил. :)
20:55
+1
Эй!)) Меня опередили буквально на секунду)
20:57
+2
Спасибо обоим! А то я уж начал седину в висках щупать.
22:50
+1
20:53
+1
Почему так грустно?

Совсем не нравится это?
20:55
+1
нет, тебе показалось) все хорошо
20:56
+1
Если честно, он и сам по себе хорош) Без комментариев. Как картина. Мы можем только догадываться о том, что было до, и о том, что будет после. Да это и не важно. Важно то, что происходит в настоящий момент.
А иначе получится что-то типа школьного сочинения: о чем думал художник?))) Но об этом может знать только он)
22:49
+1
Хорошо, если так. :)

Нет, школьные сочинения пишут дети. И по приказу, по сути. А тут взрослые и для собственного удовольствия.

Так-то, каждый читатель дописывает за писателем. Буквы каждый превращает в что-то живое в своей голове. Это как когда смотришь на что-то. Глаз дрожит, картинка попадает в зрительный нерв отдельными кадрами, так что в итоге должен получиться расплывчатый стробоскоп. Но мозг доделывает, создавая иллюзию, которая называется реальностью.

Так же с любым текстом.

Если интересно, то оживляешь. Если не интересно, если изначально настроен скептически, технически, а не творчески, то левое полушарие мозга отведёт тебя на страницу сайта, где будут висеть не особо скреплённые друг с другом буковки, там сюжета нет, здесь связи, тут чувств и логики.

Правое полушарие мозга приведёт в комнату, где плачет девочка, скучающая по отцу. Туда, где ветер зовёт по имени.
05:14
Что за халтура? Рассказывайте, ищите, что сказать, нечего сказать, ждите, работайте. Это ижехерувимы Якина сейчас.
07:29
+1
следующий
08:32
+1
Отчисления, за использование материала — берешь?
09:07
+1
А как же, бессмертными душами. Да вот читают, цитируют, живая классика, пока ещё....)))
09:34
живая классика

Скромность Вам к лицу
Спасибо, что живой ))) (живая)
12:06
+2
Великим всегда к лицу скромность
12:12
+3
Боюсь, что Ваша оценка несколько занижена. Виктория — величайший писатель, легенда. Каждый её рассказ достоин быть вписан золотыми буквами в историю литературы.
15:43
+1
Подпишусь под каждым словом.
06:18
+3
Даже не знаю, что написать, я не психиатр, олтя как сказка, или фентези, вполне, даже с чувствами
15:43
И слава богу.

Благодарю вас за прочтение.
10:28 (отредактировано)
+2
Ну, Владислав, имхо, абсолютно прав в первой версии. Собственно, с самого начала там столько вешек, от смерти и людей, уносимых временем, в первом абзаце до сакральной цифры сорок (подумал на длительность урока, но там же 45 вродькак). Кольнуло глаз заунывное кружение. Прилагательное, как правило, используется к музыке, песне, вою. Но мона и так)
15:42
+1
Заунывное кружение это образ, который должен в вашей голове кружение лиц объединить с заунывным воем ветра. Прекрасный коммент, спасибо.
12:04 (отредактировано)
+2
Автор старался. Вкладывал душу, свою. Причём в прямом смысле этого слова. Именно поэтому слепилось в кучу несовместимое — ребёнок и совершенно неподходящие ему мысли.
Да ещё эта картинка. Вот честно, она плюс текст сразу рисуют реальный образ человека из той породы, что всё сводят к одному — жизнь тлен. Подозреваю, что автор любит вносить во многие свои произведения тематику смерти, хм…
Дополню: завуалировать происходящую ситуацию у вас получилось. Кто-то представил, что это девочка выбросилась из окна. Я же больше склоняюсь к мысли, что ребёнок пережил смерть одного из родителей, папы, и теперь сильно скучает. До такой степени, что даже в звуках ветра слышит его голос.
15:39
Плюс за прозорливость.

Благодарю за отличный комментарий.
Как сильно. Это лучшее, что я здесь читал.
15:38
+1
Эделев!

!!!

Спасибо!
06:04 (отредактировано)
+2
Эстетическую эмоцию у читателя несомненно создать получилось. И это я считаю главным продуктом автора. Данный рассказ — это внутренняя вселенная девочки. Поэтому реалистам там делать нечего, и со своими «нестыковками» они выглядят как «грустные бормочущие лица заунывно кружащиеся вокруг Даши».
Как отец дочери 16-ти лет, хочу заявить, что мысли, образы, переживания девочки вполне соответствуют её возрасту. Единственное отличие от более старших детей состоит в том, что не все восьмилетние их могут сформулировать.
15:50
Благодарю от всего сердца.
19:00
+1
Тёплые отношения отцов и дочек всегда умиляют. Ещё одна папина дочка. Здорово!
19:03
20:39
+1
Почему эту миниатюру надо жарить? Всё отлично для такого короткого жанра! Лаконично и много мыслей вызывает у читателя! Хорошая зарисовка маленькой, интуитивной сценки ожидания ребёнка. Мне понравилось.
Загрузка...
Анна Неделина