В черно-белых тонах

  • Жаренные
Автор:
Ketrin
В черно-белых тонах
Аннотация:
Девочка-подросток у кабинета психолога.
Текст:

2004 г.

Саша, девочка тринадцати лет, и ее мама Вера сидели у кабинета психолога, дожидаясь своего часа приема. Коридор офисного здания в вечернее время опустел, и происходящее напоминало Саше черно-белый фильм нуар: давящие стены, холодная атмосфера разочарования и недоверия. К себе, к окружению, ко всему… Вместе с тем, это было словно не наяву. «До чего же я докатилась?», - мрачно думала она, тоскливо глядя на дверь кабинета перед собой.

Саша всегда отличалась от других детей закрытостью и сообразительностью. Поздно заговорив, она начала сразу выдавать мудрые не по годам предложения и легко запоминала стихи. Девочка занялась творчеством, выдумывая новые миры и представляя в них себя смелой и независимой героиней. Сочинять истории Саша начала еще до того, как научилась писать. Играла куклами, как актерами в театре, продумывая для них реплики и сюжет.

Всё это не мешало ей в жизни до поры до времени и не бросалось другим в глаза. У Саши были подруги, она была примерной и послушной ученицей, держалась в твердых «хорошистках». Реальный мир казался ей волшебным и добрым, как в ее сказках. Молчаливой она была в папу, но вскоре сверстники и некоторые взрослые начали говорить Саше, что она «странная», и этого объяснения стало недостаточно. Девочка не могла унять воображение и между уроками нередко «выпадала» из реальности, сама того не замечая. Всё чаще слышала от детей в свой адрес «чуднаˊя», наблюдала в глазах родных вопросы и подозрения, и быть не такой, как все, перестало нравиться Саше. Из-за страха превратиться в изгоя, из-за переживаний, нормальная ли она, девочка сильно нервничала и училась прятать свои эмоции под маской безразличия и презрения. Но страх никуда не ушел.

Больше всего она боялась, что и вправду ненормальная.

- Может, тебе не писать пока рассказы? – предложила мама в коридоре.

Она пожала плечами: творчество было частью ее жизни. Саша не представляла, как можно «отключить» творчество. А что останется? Пустая реальность?..

- Они мешают учебе.

Саша промолчала: ей ничто не мешало в учебе. Она уставилась на свои ботинки, покрытые серой застывшей грязью.

- Влияют на психику… Ты как будто не здесь. Всегда.

Саша бессильно злилась – она знала это и ничего не могла поделать. И никто не сможет, никакой психолог…

Ее мама Вера была человеком, который не даст себя и близких в обиду, а если нужно, то и сквозь стены пройдет, но своего добьется. Практичная, инициативная, общительная женщина удивлялась, почему обе ее дочери характером пошли не в нее. Умницы, красавицы, но молчаливы, особенно младшая Саша. Старшая девочка уже покинула родительское гнездо, с успехом поступила в вуз и все-таки не замыкалась от людей, как сестра или папа. Пышущая энергией Вера устала от пассивного мужа, который ворчал по поводу и без, запрещал приводить гостей и ревновал, если она куда-то ходила без него. С отъездом старшей дочери мама и папа развелись. Дети не были против, он давно не проводил с ними много времени. Когда-то они ходили в лесные походы, ночевали в палатках, но в последние годы папа либо лежал у телевизора, либо торчал у себя в гараже.

Саша много думала о сходстве их с папой характеров. И ей не нравились эти черты – застенчивости, малоэмоциональности, тревожности. Ей хотелось быть легкой на подъем, как мама, которая советовала «бороться с собой». Но этот совет не давал ничего, кроме ненависти к себе. Саша надеялась, что однажды страхи сами пройдут, и она станет, как все.

В семье почти не обсуждали ее странности, трудности в общении, благодаря чему поддерживалась иллюзия благополучия. Но, когда они остались с мамой вдвоем, иллюзия рассыпалась. Стоило Вере предложить Саше сходить к психологу, как дочь согласилась, не уточняя, зачем - им обеим это было ясно без слов.

Иногда Саше нравилось быть другой, она ощущала себя особенной и умнее ровесников. Пока мальчики бегали во дворах и играли в «войнушку», девочки наряжали кукол и мечтали о принцах, она рассуждала о жизни и смерти, о Боге, о том, почему распалась Римская империя, сочувствовала крепостным на Руси. Зачитывалась Чеховым и Есениным и считала, что большая часть ее одноклассников (гимназистов, кстати) – сплошные недоросли. Мечтала открыть приют для животных и занималась музыкой. И уж совершенно точно никто не писал сочинений лучше нее. Но все это не прибавляло ей друзей, а вопросы «почему ты так странно смотришь?» не делали Сашу увереннее. Школьные успехи и чувство превосходства не позволяли ей быть счастливой.

Перед встречей с психологом Саша храбрилась и думала, что будет интересно, разгадает ли её специалист. Но весь азарт исчез, когда худая женщина, наконец, пригласила её войти. Саша привычно оглянулась на маму: но нет, здесь придётся отвечать самой.

Отвечать у доски она могла уверенно, так как знала, что говорить, чего от нее ждут. В незнакомом кабинете девочка закусила губу и затеребила пальцы с черным лаком на ногтях, уставившись в пол. Некрасивый красный ковер казался более занимательным, чем смотреть в глаза психологу.

- Расскажешь о семье?

Саша не отвечала. Порой она применяла такую тактику: если промолчит – забудут о своем вопросе и уйдут. Но здесь это не пройдет.

- О маме.

От волнения у Саши взмокли ладони.

Психолог протянула ей заполнить бумажные тесты. Саша догадывалась, какие ответы - «норма», но все же постаралась отвечать честно. Но не настолько, чтобы загреметь в «психушку».

Что же дальше? Она боялась новых вопросов, но их не последовало. Психолог пригласила на её место маму, а Саше пришлось дожидаться в коридоре, холодном и мрачном.

У неё замерзли ладони, стало зябко. В любую погоду девочка куталась, несмотря на то, что у нее часто потели руки. Она накинула на плечи куртку и засмотрелась на трещины в шпаклевке унылых голубых стен.

Саша услышала стук, затем увидела в конце коридора девочку в инвалидной коляске. Она самостоятельно управлялась коляской. Саша отвернулась – она жалела инвалидов, в самом деле особенных людей, но не знала, как себя с ними вести. Надеялась, что девочка не к этому кабинету и не обратит на нее внимания. Но она подкатилась и остановилась возле Саши.

- Привет, ты туда?

Саша посмотрела на нее оценивающе. На вид ей было лет десять, и не ответить ребенку с добрыми глазами было бы неправильно.

- Нет, жду.

- А-а. Я уже в третий раз иду. Лиза, - представилась она и протянула руку.

Как магически на нас действуют рукопожатие и имена - Саша отмерла и назвала свое имя, неловко пожимая худую ладошку.

- Они думают, я в унынии, - она произнесла последнее слово по слогам. - А чего мне унывать?

Саша повела плечом: а что на это возразить?

- Ты… давно такая? Что… случилось?

- Авария год назад. Я знаю, что больше не встану, - Лиза говорила легко и непринужденно. – А если встану, то чудом. Ну и что? Я же могу учиться, рисовать, дышать.

Саша подивилась оптимизму Лизы, и собственные проблемы чуть отошли в сторону.

- Тебе не страшно?

- Мне уже нечего бояться, - просто улыбнулась Лиза.

Из кабинета доносились голоса. Саша нервно вскинула голову.

- Подслушай, - подсказала ей Лиза.

Саша не нарушала правил, но идея была своевременной – неизвестность ее добивала. И Саша припала к двери.

- Да, это определенно не шизофрения, как я сначала подумала, - вещала психолог, - и не аутизм. Во всяком случае, для постановки точного диагноза требуется другая диагностика, но я не думаю, что это нужно. Тестовые показатели в норме.

- Так что с ней?

- Повышенная тревожность, ярко выраженная интроверсия – это есть. Больше внимания, меньше давления.

Саша отпрянула от двери. Выдохнула: неужто она не ненормальная? Обернулась на Лизу, та помахала ей шарфиком насыщенного зеленого цвета. Саша облегченно улыбнулась.

Вышла мама, встревоженная больше, чем обычно. При виде дочери она выпрямилась и вернула себе уверенность. Они взялись под руки и ушли, оставив грязно-белое здание позади.

+7
274
Все хорошо, но вот конец как-то смазался… Такое ощущение, что автор писал, писал, а потом надоело и он решил быстренько закончить (ИМХО) pardon
05:53
+1
Спасибо! Над финалом додумаю)
22:02
+3
Когда читаешь, есть ощущение чего-то теплого и светлого.
Насчет девочки инвалида. Непонятный оптимизм на фоне смирения. Я вижу противоречие.
В молодости я год работал в газете для инвалидов и параллельно был волонтером в детском хосписе, издавал для них газету и часто общался. Даже безнадежные дети мечтают о выздоровлении, они психологически не могут принять неизбежное. Впрочем, это мое личное мнение. Дети бывают разные.
Что касается концовки, полностью согласен с предыдущим комментарием. Как будто автор растерял все тепло, вложенное в произведение, и в конце вдохновение ушло. Эта незаконченность просто разочаровывает. Обломилось предвкушение изюминки)
05:51
Дети бывают разные и противоречивые в том числе. Спасибо, что поделились мнением из своей практики, это всегда ценно! С концовкой действительно пока трудно, буду думать)
09:13
+1
Вам спасибо за то, что адекватно воспринимаете критику)
22:05
+1
не наяву.

не на яву… Если бы было наяву, тогда слитно) А тут… всё во сне, как понимаю, как будто бы… кажется героине
Реальный мир казался ей волшебным и добрым, как в ее сказках.

Я не верю в это, как психолог, как человек со стороны, как наблюдатель за людьми, особенно после выше прочитанного… Учитывая тот момент, что героиня, интроверт… со своим миром…
Ей, по описаниям, не должно быть волшебно в реале…
Что далее и написалось автором…
Без комментов дальнейших, плюшка от меня. Плюсанула ли я при первом прочтении в конкурсных работах, не помню. Кста, не уверена, что я там читала))) Если да, то теперь — две плюшки) Пишите исчо!

22:56
+3
Не наяву написано правильно.
23:02
+1
Чот, я не уверена… Точно?
00:24
+1
Точно.
00:31
+2
drinkТочно, так точно!
05:52 (отредактировано)
+1
Насчет реального мира и сказки — добавила слово «раньше» казался, замечание нужное. Спасибо за отзыв!
22:37 (отредактировано)
+1
идёт действие, вот что-то меняется с появлением девочки инвалида, Саша просыпается немного и всё, мама вышла, рассказ окончен… а дальше? зачем вообще появлялась девочка в коляске и зачем подслушивать было, если всё закончилось?
05:53
+2
Благодарю! Согласна, доработаю
01:46
+2
Отличная история про девочку-гения.
Воспринимает, видит, просчитывает ходы и варианты поведения (и варианты в тесте), эх — не разбирается в людях и сомневается в своих способностях и себе.
Ведётся на мнения сверстников, которые… вообще никогда так не смогут.
Саша — уникум. Создатель от природы. Мама — человек обычный.
Саша!!! — хочется крикнуть прямо туда, в текст, пошли ты в ж… пу всех этих сверстников, взрослых и особенно психологов! Дорогая, посмотри, как для твоего окружения будет… приемлемо то, как ты выглядишь и как себя ведёшь, чуть скорректируй, немного… и просто продолжай творить — записывай свои истории, моделируй. Иногда будь в контакте со сверстниками, но не напрягайся от их этих… — Какая ты странная, Саша!
Они, Саша, странные на самом деле. )))
Постоянно работай — пиши. А если будут спрашивать, что ты делаешь, просто говори — делаю уроки. И всё.
Лиза — оптимист. Я думаю, она может ещё выбраться. Надеюсь.
Саша увидела после встречи с Лизой, что… не так уж и плохо у неё-то всё.
Раскатала партию с тестом.
Психолог (!) посоветовала маме (!)… больше внимания, меньше давления. Это анриал, конечно. Таблетки прописать должна была. Но! Поскольку в этот раз свезло, больше туда ни ногой! Никогда! Иначе талант будет похоронен.
Помочь от этого «сложного заболевания» может лишь одно — писать!
Нагнали Вы, автор, на меня тревогу за судьбу вашего ГГ )))
Спасибо! )))
05:56 (отредактировано)
+1
Спасибо, очень эмоциональный, развернутый и полезный отзыв)) Таблетки выписывает все-таки психотерапевт или психиатр, поэтому тут точно повезло) Есть намеки, что с героиней дальше будет более-менее нормально, тут она лишь в самом начале своего пути.
10:44
+2
Обходите психологов стороной.
Они первое звено в этой цепи.
(Не спорте с дедом)…
Концовка.
Весь рассказ о том, как решить «проблему», навязанную Саше её сверстниками. Концовка тут есть. Проблему решать не надо. Она «уладила» психолога через ответы в тесте. Всё. Жизнь начинается. Что тут добавлять? Дальше — новая история. А это уже другой рассказ.
Тут есть концовка.
11:01
Даже если я буду добавлять в конец, то буквально одно предложение, с намеком на дальнейшую историю) Спасибо!
16:24
+1
Вам успехов! Хорошая, симпатична ГГ.
Творите! :)
Это все́ — болезни роста.
А еще́ — гиперинформированность.… Именно она порождает тревожность и ипохондрию. Короче, меньше знаешь — крепче спишь.
Совет психолога из разряда «не навреди». Так что маме нужно набраться терпения и пережить пубертатный период дочери. Со временем все́ наладится))
20:43
+1
Ну вот, реальная история из дневника практикующего психоаналитика. А чёрный лак на ногтях может сказать о многом. Девочка не так проста.
03:55
Спасибо за отзыв! Да, не проста — это точно)
09:22
+1
Да все хорошо персонаж раскрыт, читается легко и есть какая-то интрига. Но финал скудный как уже писали.
Загрузка...
Максим Суворов №2