Уж

Автор:
Папкова Мария
Уж
Аннотация:
Вы любите Осееву? "Синие листья", "Печенье" и тому подобные рассказы? Если не любите, вы этот цикл не читайте. Вам не понравится.
Текст:

«Уж»

Жили два друга-первоклассника в одном дворе. Коля был серьёзный парень, в обиду себя никому не давал. А Витя был мальчик жалостливый, тихий. Разные были эти мальчики. Но дружили крепко до одного случая, надолго рассорившего их.

Шли по тропинке у реки Коля и Витя как-то летним июльским днём. Собирались они сходить домой за велосипедами и покататься вдоль речки. Вдруг поперек дороги проползла змея.

- Это гадюка! - закричал Коля, схватил палку и ударил её изо всех сил. Змея дёрнулась и застыла неподвижно. Мальчики подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два желтых пятнышка.

– Это не гадюка, - тихо сказал Витя.- Это уж. Нам в садике картинку показывали, у гадюки голова чёрная.

- Всё равно – змея, значит, вредная, - запальчиво сказал Коля. А Витя стоял рядом с мёртвым ужом и хлюпал носом. Потом он отвернулся от Коли и пошёл совсем в другую сторону.

- Постой, а как же велосипеды? – растерянно крикнул ему вслед Коля и побежал догонять Витю. Но Витя на его крик не оборачивался и только ускорял шаг.

У двора они встретили Колину бабушку Екатерину Николаевнуи Витину маму Свету. Те оживлённо о чём-то беседовали, но увидев расстроенных мальчиков, сразу забеспокоились и забыли про свои разговоры.

- Что случилось, внучок? – ласково спросила бабушка Колю. Тот расстроено помотал головой.

- Я змею у реки палкой стукнул, боялся, что она нас с Витькой покусает. А ему, оказывается, змея дороже, чем друг!

- Это был уж, а никакая не змея, - уткнувшись в мамин живот, почти плакал Витя. - И он ничего плохого не сделал!

- Ужа-то, конечно, Коля зря ударил. Уж – змея полезная, хоть и боюсь я их. А всё-таки ты, Витя, не расстраивайся так-то из-за змеи. Друг-то дороже, - сказала Вите Екатерина Николаевна, погладила по голове расстроенного Колю и увела его домой. А Витя поднял на маму заплаканные глаза.

- Мама, как Коля мог? Уж просто полз мимо! Даже если бы он был гадюка, он не трогал же нас! А Коля его палкой… - сбивчиво пожаловался Витя маме.

- Конечно, Витя. Никогда не надо бить змей, даже гадюк. Коля просто испугался, - грустно объяснила мама Вите, обняла его и домой увела.

Так Витя с Колей и не дружат больше. Вите того ужа до сих пор жалко.

Другие работы автора:
+3
144
14:03
+1
хороший мальчик, душа добрая rose
15:46
Очень добрый рассказ в плане понимания добра и сочувствия к живым существам! Спасибо Вам, Мария! thumbsupbravo
И ещё: очень люблю творчество Осеевой и помню её рассказы, они тоже о добре и взаимопонимании. В детстве и юности, если попадались её книги в библиотеке, обязательно брала. Залпом прочитала в 10 лет её книгу «Динка». А недавно посоветовала прочитать её своим внукам :))
19:43
+1
Динка у старшего не зашла. младшие ещё за неё не брались. А вот «рыцари с берёзовой улицы», «В ожидании козы», «Вася капиталист», истории про Таиску и Алёнку Воронковой, «Республику Шкид» слушают и любят. Казалось бы, не должны вообще понимать, про что речь идёт, но нравится. А вот Даше вчера читала сказку Элиз Беркоу (по аннотации, одна из лучших писательниц мира, сравнивали с Астрид Линдгрен" — такая ересь, ужасно. Не читайте «Как Троллиха стирала королю бельё». Лучше Осееву!
18:24
+1
Вот так и погибла дружба.
И ведь кажется, что нет выхода из ситуации… И не знают, как быть дальше ни дети, ни взрослые…
19:45
+1
Спасибо за интерес к рассказу. У меня их целая книга, называется «Невидимый петух». Собираюсь выложить все, так что сильно уж не ругайте за однообразие.
19:57
+1
Миледи, так а всё же… можно ли дружбу спасти? (Извините за вопрос). Или литература не ставит целью решение этой задачи? :))
10:35
Не зхнаю. Я считаю, нет. этих детей изначально воспитывали по-разному. С другой стороны, опять же, возвращаясь к весьма спорному произведению «Муми-папа и море» Туве Янссон. Там малышка Мю, усыновленная семьей муми-троллей, уничтожает керосином кусачих муравьев на полянке, которая нравится муми-троллю. Тот, домашнее любимое дитя, на неё очень зол, но на полянке-то себе устраивает убежище. Я в этой серии рассказов не ставила целью прочитать мораль. Там нет ответа, как правильно. Бабочек толстых ночных давить правильно? Я их боюсь до ужаса. Давить не давлю, но визжу и в ступор впадаю. Здесь мальчик ужа-то убил с перепугу. Не столько он виноват, сколько его фобии. Можно ли в 7 лет противостоять фобии, ужасу, отчаянию? А в 25? А когда можно? Дети хрупкие создания. Их надо беречь. В том числе, и от зрелища убийства ужа. Тут у мамы не получилось уберечь. И она тоже не виновата. Никто не виноват, уж мёртв. И так тоже бывает.
14:50
Я почему спросил. Я думаю — можно. Вам про то говорю, потому что пишете для детей. За это не всякий возьмётся, ибо это ответственность. Но у Вас получается хорошо. ))

Идея такая:
А что, если не концентрироваться на случившемся, а пытаться найти решение — как исправить будущее этих двух пацанов: Коли и Вити?
Ведь, что случилось на самом деле? Дети и их родители так и не вышли из ситуации. Коля — практик, среагировал и решил вопрос. И не важно, испугался он там или что-то ещё. Качество — хорошее для жизни.
Витя — чувствительный к окружающему живому миру. И очень против смерти (назовём это так).
Пацаны могли бы сделать очень много полезного, действуя сообща…
Оба пошли на принцип и совместная деятельность и польза — невозможны. И вот этот разрыв отношений усиливает конфликт и заставляет каждого принимать какие-то принципы (оправдывающие их позицию), которые в будущем навредят обоим (Коле — быть ещё жёстче, Вите — ещё больше быть «обоснованно бездейственным», ведь действие (и жизнь) — это больно)
Что делать?
А что, если бы Коля предпринял некоторые действия: изучил данные о змеях, к примеру, понял бы, что да — с ужиком вышло опрометчиво и (!) решил бы… исправить причинённый вред к примеру так: построил бы скворечники, посадил бы деревья, поучаствовал бы в уборке мусора (в парке каком- нибудь) и т.д. Кто бы ему мог подсказать это — я не знаю. Тут вопрос. Но с точки зрения исправления ситуации (а ведь он человек действия), по-моему это вариант. Фантастический конечно, но тем не менее. А потом бы, сделав всё вот это, он пришёл бы к Вите и рассказал, что, мол, вот так всё обстоит и пригласил бы его на мероприятие: — Мы там, в парке, скворечники будем вешать в субботу… Витя, как человек разумный, понял бы, что… Коля-то молодец. И, глядишь, как-то быть может тоже бы в деятельность втянулся. Потому, что его это сопереживание и восприятие боли и несправедливости мира… Тоже ведь могут до добра не довести в будущем… Ведь действовать надо, чтобы жизнь продолжалась, а не плакать над уже погибшим ужиком, хороня и себя и дружбу и будущее и не только своё, но и будущее всех прочих птичек- ужиков, которых ему так и не удастся спасти (пока он там будет сидеть и плакать).

Это просто мои мысли.
Вам, как автору, которого читают дети.
Что скажете? )
16:51
Мне нравится. Я, наверное, продолжение напишу. изменю финал на более открытый и снова столкну ребят со змеями. И постараюсь вывести в нем мысль, что на Земле всем есть место.
17:07
Хорошо. :)
Спасибо, что поняли мою мысль.
Дети действительно иногда теряются и не знают, что делать. Если бы в детстве мы знали, что практически всё можно исправить… Ну или хотя бы действительно восполнить, возместить ущерб… И делали правильные действия…
Как думаете, может быть вся система наказаний тогда могла бы отмереть за ненадобностью? :)
04:39
+1
Гроссмейстер прав. Рассказ непонятен посылом к читателю. Детские рассказы должны давать урок детям. Здесь просто констатация факта. Вот был случай и все тут. Нет жизненного урока. Вернее он есть, но как-то вскользь. Его бы усилить и ценность рассказа выростет на порядок. Я имею ввиду слова о том, что даже если это опасная змея, то убивать её только при прямом нападении, а такое бывает редко, у нас на хуторе змеи часто попадаются и я их просто обхожу стороной или жду пока уползут.
И ещё неплохо бы добавить мысль, что земля и их территория тоже.
10:44
вас абсолютно правильно воспитывали. И меня тоже. Если есть живое существо, оно зачем-то, и у него нельзя отнимать жизнь. А отнимая, неси за это ответственность. Поставил мышеловку — убери трупик мыши. Ты повинен в её смерти. Просто я считаю, что мораль прямым текстом бесполезна для современных детей. Я по своим сужу. И по себе, наверное. Есть поучительный рассказ Толстого про сливу. Помните его? Почему мальчику нельзя врать, а папе можно? Он ведь соврал мальчику, спровоцировав его сознаться в том, что тот съел сливу. Потому что это воспитательный приём. Допустим ли такой приём? Каждый родитель решает для себя сам. А почему соврал Гагарин? Он говорил «Чувствую себя нормально!» А на деле его плющило в кресле страшная давилка, как в мясорубке. Почему ему можно врать, а ребёнку дома нельзя сказать маме «Всё нормально», если он двойку получил? На самом деле это всё дебри. Я пишу длинные комментарии, потому что мне нравится общаться, если вас они раздражают, я не буду. Рассказ «УЖ» из сборника не самый лучший. И написаны они были на заказ для экологического сайта. Так что это не та литература, которой я так уж могла бы гордиться. Но мнение читателей порой с моим не совпадает. Вон, гусеничка моя на голосовании в лучших публикациях недели — я в шоке вообще. Совершенно проходная вечерняя история. А выстраданную песню «Беги» почти не читал никто, а она куда как сильнее. дело случая. Может, и «Уж» кому по душе придётся.
11:22
Намерения автора и действительность в рассказе разошлись в противоположные стороны.
Самая сильная фраза в тексте — «ему, оказывается, змея дороже, чем друг!» Но автор убеждает, что это-то как раз нормально. А вот история говорит об обратном. Коля, рискуя жизнью, бросился защищать товарища от гадюки. Концовка — «Вите того ужа до сих пор жалко» — на фоне самоотверженного поступка Коли выглядит аморально.

16:47
Это хорошо. У меня нет в этом цикле плохих детей и отрицательных персонажей, в этом была задумка. Вообще расписать этот рассказ в серьёзное размышление о жизни это интересная мысль. Однако боюсь, что он может от этого стать хуже. Мои представления о добре и зле могут сыграть тут со мной злую шутку. И так получилось, оказывается, сложнее, чем надо. Рассказы-то писались для экологического сайта. Картинка «ребята! Кто, по вашему мнению, правильно ведёт себя в лесу?» и ссылка на рассказ «Муравейник», плакат «Разделяйте мусор!» и ссылка на рассказ про цветные контейнеры, конкурс детского рисунка «первоцветы» и ссылка на рассказ «Подарок маме». В любом случае, теперь мне думается, что хотя бы авторское мнение о недопустимости убийства ужей надо в рассказ вставить. А то выходит, что я оставила читателям выбор, и так, мол, правильно, и этак.
Загрузка...
Светлана Ледовская №1