Развязка

  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
  • Хвалёные
Автор:
Водопад
Развязка
Аннотация:
Когда очень хочешь, то получится. Нужно только сильно-сильно захотеть...
Текст:

Утро приходит…

Солнце досиня моет

Небо туманом.

– Доброе утро, Паки!

Паки улыбается и машет рукой. Приятный Паки! Как хорошо, когда кто-то улыбается тебе, когда ты бежишь утром за водой, и машет рукой.

– Пеу-пеу, – и вёдра, раскачиваясь, скрипят уже не уныло и тягостно и даже не просто так, а радостно, словно ждут не дождутся, когда смогут наконец вдоволь напиться студёной речной водицы.

«И кто это придумал строить деревню на горе?» – эта мысль не даёт мне покоя каждое утро. В самом деле, ну почему и зачем было строить деревню на этой дурацкой горе, когда река течёт в каком-то невообразимом низу? И приходится ходить за водой через всю деревню. Зато!

Зато по пути можно поздороваться со всеми-всеми. И спросить, как дела, и похвастать свежими снами. Да и тропинка не будет зарастать.

– Доброе утро, Нану-сан! Как ваши дела? – спрашиваю, хотя и знаю, что не ответит.

Обаа-сан Нану из тех бабушек, что не отвечают. Потому что для неё есть более важные занятия, чем отвечать. Например, торчать в огороде. Солнце только встало, а она уже торчит в огороде, опираясь на мотыгу. И торчит, похоже, давно – вон вьюн уже нацелился ногу обвить. Зачем она там торчит? Ладно бы что-нибудь делала, а то всё вокруг заросло сорняками, скоро её саму видно не будет. А торчит… Даже птицы её больше не боятся. Не удивлюсь, если они построят гнездо у неё на голове.

А вот Мурасака не улыбается. Конечно, сегодня вторник. Мурасака не улыбается по вторникам и пятницам. И иногда ещё по воскресеньям, но только если пасмурно. Я знаю, что когда Мурасака не улыбается, он любит слушать про грустное. Я останавливаюсь и рассказываю ему грустный сегодняшний сон про печальную рыбу Суну, что утонула в самой-пресамой тёмной глубине океана и никогда не видит солнца. Мурасака слушает печально и не перебивая. Потухшая трубка не пускает дым в растопорщенные усы.

– Пеу-пеу, – имейте, вёдра, терпение, не такая уж и большая наша деревня.

Близнецы Гая и Гоя никогда не расстаются, потому что связаны одной нитью. Они прячутся в пустом курятнике, но я знаю, где их искать. Ножки-щепочки, глазки-пуговки. Близнецы Гая и Гоя смотрят не моргая и слушают, затаив дыхание, мой сон про цветистую долину высоко в горах за невесёлыми облаками. И чтобы попасть в эту долину, нужно пройти сквозь эти облака. Но не радует цветистая долина тех, кто проходит сквозь хмурые облака, потому что отнимают они радость и веселье, отнимают, надеясь стать веселее, но веселья и радости всего мира не хватит, чтобы развеселить эти бесконечно унылые облака.

Близнецы Гая и Гоя слушают и не веселятся, словно сами уже проходили сквозь невесёлые облака вот этими ножками-щепочками и смотрели на цветистую долину вот этими своими глазками-пуговками.

Дедушка Такеши не знает, где прячутся близнецы, поэтому ищет их во дворе. А я не говорю – знаю, что им там хорошо, в перьях и вместе, размышлять про унылые облака.

– Доброе утро, одии-сан! – машу дедушке рукой, но он не отвечает – ищет близнецов.

А я ищу нитки. Где взять нитки, чтобы вязать? Завязать нетрудно, гораздо сложнее довязать. Ищу нитки в доме, пока одии-сан Такеши ищет близнецов. Ниток нет. Ничего, завтра поищу в другом доме, не может же быть, чтобы во всей деревне не осталось ниток.

Скользкая тропа. Вечная тренировка к дороге жизни.

Но вот и речка! Смешной лопоухий Надои уже здесь. Сидит с удочкой, клюёт носом. Но не клюёт. Ни разу не бывало, чтоб ему хоть малейшая рыбка попалась, но Надои это не смущает. Я не стану рассказывать ему сон про ленивую птицу, которая свила гнездо на солнце, чтобы не высиживать яйца, и что из этого вышло, потому что знаю – зашипит, зашикает, замашет нетерпеливо рукой – не мешай, мол, рыбу распугаешь. Однако замечаю, что он немного распустился. Совсем немного, но мне хватит. А нечего было на меня рукой своей махать!

– Кую, кую, – полные вёдра раскачиваются медленно, скрипят натужно, но удовлетворённо.

Дома на горе. О чём они мечтают? Стать птицами.

И кто только додумался деревню на горе построить?..

Бабушка, как обычно, вяжет. Она просто бабушка, собо, и это благодаря ей я завязала.

– Аяно-тян, – помню, говорила мне бабушка, – ты теперь за меня остаёшься. Помни – не ввязывайся в авантюры, не связывайся с теми, кто лыко не вяжет, и, главное, следи, чтобы никто не распустился!

Я хорошо запомнила эти слова. Поэтому каждый день обхожу деревню. И поэтому мне нужны нитки.

Как обычно, готовлю завтрак, хотя знаю, что бабушка всё равно не притронется к еде. Но велика сила привычки! Ставлю на холодную плиту воду в розовой кастрюльке, шебуршу бумажными пакетами из-под крупы. Рис давно закончился, теперь я готовлю завтрак из песка. Иллюзия деятельности, иллюзия нормальной жизни, что привычно и нормально в этой деревне, нормальной лишь с виду.

Я знаю, чем мы займёмся после обеда. Но сначала надо довязать мяч. Готово! Что-то давненько мы не играли в мяч. Так и совсем заскучать недолго.

Вытаскиваю всех, кого могу, на старую площадку, где всё ещё висит ржавое баскетбольное кольцо. Разбиваемся на две команды. Паки улыбается, Мурасака нет – сегодня вторник. Близнецы в перьях не отходят друг от друга. Ещё я притащила оба-тян Саки – от неё толку мало, она горбатая, но зато можно, пользуясь случаем, поискать в её доме нитки. А за одзи-сан Тороги и ходить не пришлось, он давно уже тут на лавочке ошивается, кепку надвинул на самые глаза, чтобы солнце не слепило.

Сначала всё шло хорошо. Мы выигрывали. Было весело, Мурасака даже чуть не забыл, что вторник. Но потом дедушка Такеши забрался в кольцо – и как это только ему удалось? И всё, удача кончилась. Зато я нашла нитки! Красные и зелёные, как Мурасака.

В общем, день прошёл не зря. Да, не забыть ещё дедушку вытащить из кольца.

Лёгкие сны –

Словно мутные картинки

Далёкой жизни.

Иногда мне кажется, что это во сне я не сплю. Иначе откуда я могу видеть вещи, о существовании которых даже не догадывалась? Я знала, что бывают города, но видела их только во снах. Точно клыки чёрной собаки, зубцы высотных зданий стремятся ухватиться за небо и сомкнуться за горизонтом. Город поглощает простор, жадно чавкая и изрыгая облака вонючего смога.

Сегодня можно не ходить за водой. Дождь. Я подставила вёдра под водосточную трубу. Труба побулькивает и похрипывает, словно кто-то прочищает горло, прежде чем сыграть на ней грустную дождливую мелодию.

Облака низко-низко, деревья теряются в туманной сырости и похожи на колонны, подпирающие небо.

Но сегодня среда, и Мурасака хочет услышать какой-нибудь весёлый сон. Превратить печального Мурасаку в весёлого проще простого – достаточно перевернуть улыбку. Уголки губ смотрят вверх – весело, вниз – печально. Интересно, что если перевернуть Мурасаку, он не станет весёлым, хоть и будут эти его уголки задраны кверху. Улыбка – странная вещь.

Вьюн совсем распоясался – уже добрался почти до колена бабушки Нану. Издали показываю ему кулак. Надеюсь, он поймёт, что я не шучу.

Сегодня можно не ходить за водой. Можно проиграть Паки в го, чтобы он стал ещё веселее. Можно навестить близнецов Гаю и Гою и отметить, что им давно уже пора подрасти. А потом можно повспоминать. Но сначала покормить бабушку.

Бабушка не стала есть кашу из песка. Сидит, вяжет и не замечает, что крыша прохудилась и дождь капает за шиворот. Я срываю лист лопуха и прикрываю бабушку от дождя.

Воспоминания…

Как птицы, взлетают ввысь

Кусочки жизни.

Иногда они меня пугают. Воспоминания. Я уже начинаю путаться, где я, а где не я. Как будто это не я и не не-я, а я-не-я. Это я-не-я приехала из города за бабушкой. Приехала, когда города ещё существовали. Но уехать уже не смогла.

Вот бабушка учит меня вязать. Нет, это было позже. Это точно я. Пальцы у меня толстые, непослушные. Способные справиться со спицами, но не с иголкой. Поэтому вязать, а не шить.

– Самое главное – захотеть, и тогда сможешь! – говорит бабушка раньше, а не-я не слушаю, не верю, не хочу, не могу.

Одна надежда у меня оставалась – на бабушку. Ведь недаром её за глаза называли ямаубой, даже дедушка Такеши, который и жив-то был ещё только благодаря ей. Тогда ещё жив.

Но настало время, когда мне стало всё равно.

– Я хочу, чтобы ты жила! – исступлённо шептала бабушка и жгла какие-то свои колдовские травы, и шептала непонятные заклинания. – Живи, Аяно! Живи!

И я живу. Только теперь это уже я, а не не-я. И всё-таки, наверное, одного желания мало. Нужно умение. Вот вязать я умею не хуже бабушки, а оживлять – нет…

Радуга в небе. Потому что мир счастлив. Улыбка солнца.

Гая и Гоя заметно выросли, пока шёл дождь. У них теперь нормальные ноги, а не щепочки. Зелёные у Гаи и красные у Гои. Дедушка Такеши промок до нитки, пока искал близнецов во дворе, и теперь от него идёт пар. Сохнет.

Я просто так спустилась к реке. Не за водой – вёдра, отдохните. Просто захотелось посидеть на бережку, пошвырать камушки в прозрачные воды, стремящиеся к близкому теперь океану. Поразмышлять, пытаясь привести мысли в порядок. И можно не обращать внимания на Надои и не бояться, что он замашет недовольно рукой – нечем. Зато у нас есть мяч.

Ива склонилась и спит.

И, кажется мне, соловей на ветке…

Это ее душа.

А есть ли душа у меня?

– Когда снятся сны – это душа путешествует по свету, – объясняла бабушка.

Значит, есть. Я вижу во снах то, что могла бы увидеть, путешествуя по свету. Горькие сны, сладкие сны. Я знаю, потому что не-я помню, что такое горечь и сладость. Но бывают и такие сны, которые хочется забыть навсегда…

Выжженные взрывами мёртвые города, большая часть которых сокрыта под толщей злорадно вздыбившегося океана. Не-я знаю, что произошло. Не-я умная, умела читать, даже была учёной. Эти сны – то, что не-я боюсь увидеть наяву.

А я не знаю другого места, кроме деревни, где родилась… появилась. Я не глупая… пожалуй, не-я авторитетно заявила бы, что я наивная. И сны, которые вижу я – это то, что хотела бы увидеть, если бы могла путешествовать по свету. Возможно, этого нет на самом деле, но я это видела, значит, оно есть.

– Бултых, – камень немного не долетел до середины реки.

Камню хорошо. Ни о чём не думает. Ничего не помнит. А я-не-я помню многое. Многое из того, что хотела бы забыть.

Зачем мне помнить лица людей, которых нет? И звуки музыки, которую некому играть. Или вкус. Вкус пищи, которую никто не приготовит, вкус поцелуя, который… ну неважно.

Я знаю только пару десятков людей из моей деревни. Это всё, что мне нужно. Я хочу забыть всё остальное, особенно то, что не-я работала в военной лаборатории и что не-я тоже виновата в том, что последние из оставшихся в живых, убежавшие в дикие пустынные края или спрятавшиеся в глубоких подземных бункерах, больны и не способны иметь детей, и скоро на всей Земле не останется ни одного живого человека.

Но останется деревня на горе. И речка под. Стрекоза вон останется на травинке. И те останутся, кто в этой деревне. Не-я помогла уничтожить весь мир, а я спасла ту его часть, что всего мне ближе. Главное – верить. Я верю, собо. И я забуду всё, что не хочу помнить…

– Чпок-чпок, – ныряют в воду мелкие камешки.

Но что дальше? Ничто не вечно под луной, даже камни превращаются в песок, а я и не из камня. Когда-то и я рассыплюсь в прах. И спасённый мною клочок мира тоже. Что же делать? Должен же быть какой-то выход…

– Пеу-пеу, – по утрам вёдра особенно нетерпеливы.

– Доброе утро, Паки!

Паки улыбается и машет. Кажется, улыбка его стала бледнее, но это дело поправимое.

Вьюн не испугался моих угроз. Ну и пусть! Обвитая бабушка Нану выглядит даже красивее.

Подросшие близнецы таращатся из полумрака курятника. Таращатся тремя глазами – красноногий растяпа Гоя где-то потерял один. Ладно, глаз-то я как-нибудь отыщу, а вот нитки… Нет, дети, сегодня я вам ничего не расскажу. Почему? Потому что сегодняшний сон, он… очень личный. Волнующий. Я должна его тщательно и со всех сторон обдумать.

– Ниток нет, – сообщаю я бабушке за завтраком.

Я обошла всю деревню, обшарила каждый закуток – ниток больше нет. Бабушка вяжет, не поднимая глаз. А я думаю о том, что мне приснилось.

Клубок ниток – это моя глина. Я могу связать из них что угодно. Бабушка же научила. Сначала я связала бабушку. Потом близнецов – тогда у меня кончились нитки. Потом я нашла нитки и связала остальных.

Но бабушка не научила главному – оживлять. А она умела. И пусть не-я не верила. Не-я учёная, ей нельзя верить во всякое ненаучное колдовство. Однако кто как не не-я прибежал к бабушке, когда больше ничего не оставалось? А я верю, потому что я существую. Я живу.

– Главное – верить, – говорила бабушка.

– Бабушка, я верю…

Я верю, что все эти вязаные люди, что я разместила в деревне, – живые. Это не куклы в натуральную величину, как сказала бы не-я. Пусть они не двигаются, не разговаривают – всё равно они для меня живые, настоящие. Такие, какими я их запомнила.

– Главное – захотеть, – я как будто слышу голос бабушки.

И я хочу… Сегодня ночью я поняла, чего хочу. Мне приснилось, что я связала ребёнка. Девочку. Это мусумэ – моя дочь. У неё такие тоненькие вязаные пальчики! Совсем как у меня, только маленькие. И глазки такие чёрненькие, блестящие! Она улыбалась мне, а потом сказала… сказала «мама». Она живая, она умеет говорить! Так же, как я – не раскрывая рта.

Теперь я знаю, где у меня душа. Вот здесь, в груди. Там, где стало так тепло и защемило так сладостно от этого слова, что слёзы… нет, это мне почудилось. Почудилось, что слёзы полились из пуговичных глаз. Но проснулась я абсолютно счастливая и с полной уверенностью, что слёзы катятся по вязаным щекам.

Если бы умела, я бы заплакала сейчас. Ведь ниток нет… Да и оживлять я не умею. Бабушка вяжет, не поднимая головы. Нет, не вяжет. В руках у неё клубок ниток, а ноги, что были спрятаны под столиком-котацу и обуты в старые облупившиеся гэта… В общем, нет их, ног. Бабушка… Строго-настрого наказывала мне следить, чтобы никто не распустился, а сама…

– Аригато, собо! Я ведь верила, что ты живая!

Теперь Мурасака улыбается каждый день. Потому что мне больше не хочется переворачивать ему улыбку, или потому что теперь я хожу за водой не одна? Мусумэ Кэйко цепко держится за мой подол и удивлённо таращится на мир чёрными бусинками.

– Пеу-пеу, – не терпится вёдрам.

Близнецы Гая и Гоя выбрались наконец из курятника, но готовы снова спрятаться, чтобы не получить нагоняй от рассерженного одии-сана Такеши.

Обаа-сан Нану справилась и с вьюном, и с другими сорняками, и теперь птицы испуганно шарахаются от её мотыги.

– Доброе утро, Аяно-сан, привет, Кэй-тян! – Паки машет в ответ и улыбается ярко, как и раньше.

– Чпок-чпок, – летят в речку камешки.

– Кэй-тян, хочешь, я поймаю тебе рыбку? – удивительно, но и Надои тоже улыбается и вовсе не сердится из-за того, что мы шумим.

– Мама, хочу лыбку!

Главное – хотеть и верить! Верить и хотеть.

/В рассказе использовано одно из хокку Басё./

+20
04:10
851
07:15
+4
Так оптимистично начиналось, печальная, рыба Суну. И такая печальная развязка. Вспомнила советский мультик про бабушку, которая себе обстановку дома связала, а котенок распустил. И ещё один, про то, как пришла война и разбитые статуи с большими головами везде были. Я очень боялась этих мультфильмов в детстве
16:41
+1
Не помню таких мультиков. Но таких, которых боялись, было много. Калиф-аист, например.
А что печального в развязке?
19:47
+2
Ну, сначала-то я просто думала, девочка сказочница идёт за водой по деревне, со всеми разговаривает. А оказалось, все, кроме неё, не живые вещи и предметы. Такая грустная стала сказка. Ещё был мультфильм про девочку, которая за волшебным цветком шла. С песенкой может там, за крутым перевалом… Или «рукавичка», вот ещё вспомнила. Но у той прям хеппи энд, мама собачку побежала покупать… Все это очень качественные мультиппликационеые фильмы, просто от них остаётся в душе печаль. И от этой истории тоже.
03:44
+1
Да, причина печали понятна.
Действительно, что-то щемит… sorry
10:04 (отредактировано)
+1
Как грустно! Печально, тоскливо и безнадёжно. sorry
16:43
+1
Такой же вопрос, почему печально?
На мой взгляд, наоборот оптимистично закончилось.
Сначала да, кажется, что всё хорошо, но когда доходишь до конца, понимаешь, что это в начала было плохо, а закончилось хорошо.
Героиня окончательно свихнулась, и все её вязаные игрушки ожили. Хде позитив?
17:01
+1
Ну так ожили же!
Кстати, очень многие считают героиню свихнувшейся. Мне кажется, потому что про психов модно. И про наркоманов. Возьмите культовые фильмы: «Реквием по мечте», «Бойцовский клуб». «Криминальное чтиво». Сплошь про отморозков да психов.
И писать про психов модно. И читателю легче: чуть что странное — герой псих.
Но мне интересно, что другие читатели скажут.
Надеюсь, кто-нибудь ещё появится.
Ну то, что она не в себе была — это без вариантов, кмк. А в конце могу предложить, что она умерла и там, за чертой встретила тех, кого знала раньше.
17:12
+1
А ребёнок откуда взялся?
19:54
+1
Ну, вот в мультфильме бабушка себе сначала обстановку вязала, потом лицо молодое, и ниточка осталась торчать и живой котенок весь её мир иллюзии распустил. А тут девочка сшила себе дочку и сама научилась тому, чему бабушка не учила, оживлять своей любовью неживое. И понятно, в этом оптимизм. Но даже после перечитывания все равно какое-то щемящее в груди ощущение.
19:54
+1
Это у автора надо спросить.
03:41
Мария, вы меня прям заинтриговали этим мультфильмом. А название помните?
Спасибо за полное понимание авторской задумки!
Здесь четыре сюжетных поворота, но большая часть читателей останавливается на третьем. В принципе, я не против любой трактовки, хотя специально ничего не зашифровывал. Возможно, некоторые читатели привыкли к ребусам и выискивают их даже там, где их нет. В этом тексте, я считаю, достаточно намёков, чтобы понять суть. Даже прямым текстом говорится. Нужно только внимательно читать.
03:42
А автор уже ответил. В тексте jokingly
Нужно только обратить внимание на детали.
Впрочем, я совсем не против своего читательского толкования смысла. Так даже интереснее!
10:27
Клубок, 1986 год
05:14
Вот это?

Но там другая совершенно мораль, не жадничай, и кота нет.
17:11
+2
Волшебный, необычный рассказ об одиночестве и надежде, о том, что мы сами создаём мир вокруг себя. Очень понравилось!
Единственное, что резануло: «Дедушка Такеши промок до нитки, пока искал близнецов во дворе, и теперь от него идёт пар. Сохнет.» Выходит, что пар сохнет, а не дедушка.
17:33
+1
Волшебный — это точно. Здесь именно волшебство — доброе колдовство, магия. Иначе как объяснить?
Спасибо за понимание!
И за замечание! Я специально так написал, мне важен был стиль, ритм повествования. А читатель не дурак. Но формально — да, косячок. Вы внимательны. thumbsup
02:54
+1
Ах как… Трогательно, что ли. И печально, не без этого. Вязаный мир. Рукотворный мир. Иногда и оживлять не надо, и так хорошо
03:20
Трогательно и печально — это в самую точку!
Спасибо! thumbsup
Ладана
14:11
+1
Очень понравился рассказ, как, впрочем, и все остальные, которые успела прочитать. Человечество уничтожено, вязаный мир, печально…
02:35
Спасибо!
Рад, что не зря стараюсь.
11:13
Не зря, пишите ещё, а то уже всё прочитала
05:33 (отредактировано)
+1
Хорошие люди сделали озвучку одного из самых моих любимых собственных рассказов — этого.
vk.com/wall-59369564_219
Или так:
yadi.sk/d/bAFj7XrkkRP9HQ
Автор озвучки рекомендует слушать в наушниках.
Приятного прослушивания!
07:32
+1
Игорь, озвучка удивительно красивая! Этот резонируюший без эмоций голос создаёт нужную атмосферу. С большим удовольствием прослушала. Мне и в прочтении рассказ очень нравится. Тебе лучше написать блог и разместить ссылку, так больше людей обратит внимание.
Кстати, у меня первая ссылка не открывалась. Минута ознакомительного чтения — и все.
07:42
Я пока сам ещё не прочувствовал всей прелести голоса. Поначалу он показался мне несколько малоэмоциональным. Многие фразы звучат не так, как слышались мне.
Но в конце я даже расчувствовался. Видать, проняло.
Надо будет ещё послушать, и ещё.
Возможно, нужно быть зарегистрированным в контакте, чтобы была доступна полная версия. У меня нормально открылась. Но для таких случаев вторая ссылка и дана.
Для блога, думаю, слишком скромная новость.
07:44
+1
Вот голос идеально подобран. Я тоже читала в другой интонации, но тут — в яблочко
07:55
Так-то героиня не совсем человек. Или совсем не человек. И, наверное, не нужно ожидать от неё прямо человеческих эмоций. Тогда некая странность голоса выглядит естественной.
Но в конце вроде и эмоции появились. Это тоже логично, ведь героиня изменилась.
Выходит, чтец прочувствовал рассказ лучше автора.
А вот тут моя не поняль. Героиня не человек? eyes
А хто?
10:35
+2
Оживленная вязаная кукла, надо полагать )
10:49
+2
Да!
Но очень многие видят здесь свихнуашуюся девочку.
Ну и пусть. Я привык.
10:56
+2
Ну это как обычно: читатель пишет свою историю ))
Вона как! Не человек! Но всё равно печально. Люди умерли. Все.
Не, ну афтар, мог бы намекнуть для непонятливых.
11:12 (отредактировано)
+1
Там ваще-то прямо буквами написано laugh
Почудилось, что слёзы полились из пуговичных глаз. Но проснулась я абсолютно счастливая и с полной уверенностью, что слёзы катятся по вязаным щекам.
Да, я нашла этот момент, но его тоже можно двояко трактовать: ей почудилось.
14:58
Да, я не против.
Читателю так привычнее.
Но если понять задумку, тогда рассказ приобретает другую окраску.
20:45
+2
Любую аудио книгу лучше слушать в наушниках. И да, женский голос для рассказа подошёл как нельзя лучше.
Чем понравился рассказ: сразу — хайку (хокку), дальше по тексту ещё несколько. Отлично! Подозрения насчёт чего-то необычного закрались после появления на сцене близнецов с их ножками-щепочками.
А вообще, я себе представил всё так: постапокалиптический мир, чудом сохранившаяся деревня, и единственный выживший там человек. Скорее всего, слегка «сбрендившая»: изготовила макеты знакомых ей ранее людей и делает вид, что жизнь если и изменилась, то не столь катастрофически. Полное одиночество. Вязаный малыш это одиночество усилил ещё больше. Настоящего завести не с кем…
06:08
+1
Можно и так трактовать сюжет.
Я не против.
Главное — чтобы понравилось.
Спасибо!
10:48
Девочку? Я думал, это девушка laugh
10:50
Я вообще во всём склонен усматривать грядущий апокалипсис. Даже там, где это неуместно.
06:09 (отредактировано)
+3
Какая интересная рубрика! Не знал о такой, пока не пришло приглашение написать отзыв. Одобряю Вашу идею, полностью и абсолютно! Отзыв сейчас напишу, только пальцы отогрею.
06:15
+3
Я уже оставляла комментарий к этому рассказу, но ещё раз не помешает. Рассказ волшебный, проникаешься ввязанным миром на сто процентов.
06:20
+4
Хороший рассказ, читается легко, глаза «не вязнут» в тексте. Я бы сократил, очень значительно, многое оставив недосказанным, но это потому, что у меня другой подход, а не потому, что без значительного сокращения станет объективно лучше. Станет иначе.

Негатива не ощутил в рассказе, а даже наоборот, позитив, лёгкость. Дело в том, что я постоянно вижу негатив и разного рода ужасы вокруг себя. Здесь они тоже есть, потому что литература это отражение реального мира, но в данном рассказе позитивный и мягкий взгляд на кошмарные последствия ядерной войны…

Тем более, человек продолжает жить, даже будучи глубоко больным. И не без позитива. В жизни этого человека есть и тепло. И забота. И радость…
15:17
+1
Спасибо за добрый отзыв!
Теперь я автоматически делю читателей на тех, кто понял до конца и тех, кто не до конца.
Но это чисто для статистики, потому что «не до конца» тоже имеет право на существование.
09:19
+2
Охохонюшки, прямо почувствовал всё это вживую, сильно написано bravoа в голове засела мысль, что не так уж и далеко может оказаться это… рассказ затянул и не отпускал до самого конца, поэтому автору огромная сердечная благодарность thumbsuprose
15:14
+1
Премного благодарен за столь эмоциональный отклик!
Мне очень важно было, чтобы читателя проняло. Чтобы вот это — прочувствовал читатель, и мысль у него засела.
И тогда автор щаслив!
Дык если «табуретка» значит надо хвалить. А в коментах сплошнаяя печалька unknown
Однако Водопад писать умеет bravoа то что у гг-ине «крыша потекла» — со всеми случается от одиночества. Не самый худший сценарий после апокалипсиса thumbsup
15:19
+2
Не, мне всё комменты здесь звучат как похвала.
Если читатель видит печаль, то испытывает эмоции. Другой видит надежду — тоже эмоции.
И всем нравится.
Спасибо за отзыв!
09:25 (отредактировано)
+2
а как сюда попасть? чтобы и меня тока хвалили?
09:26
+3
Вам вот сюда записаться
litclubbs.ru/pan/6-zapis-na-taburetku.html
от Вашего всевидящего ока нифига не спрячешься — Саурон! thumbsup
09:34 (отредактировано)
+1
Рассказ получился таким, каким и должен был стать. Достаточно тоскливо и грустно. Интересно выписаны действующие лица, они нам близки и понятны. Мы же тоже постоянно «вывязываем» кайму своего полотна жизни, потому что верим. А это главное. Пока есть те, кто верит — ничто не пропадет зря.
15:11
Спасибо за добрые слова!
Мне кажется, вы поняли смысл по-своему, но здесь это неважно. Рассказ вмещает не один смысл, каждый читатель выбирает близкий для себя.
10:52
+2
Первые мысли были о Хиросиме. Оказалось, ещё хуже, весь мир погиб. Но героиня связала свой мир, добрый, мягкий, шерстяной.
Всё равно печально.
Но рассказ понравился. Цельный, с картинками и звуками (вёдра — класс!!!), многослойный. Замечательно вплетено стихотворение Басё (не в нём ли главный смысл?). Читаешь, задумываешься, открываешь что-то новое.
Автору спасибо и аплодисменты! bravo
15:08
Спасибо, Светлана!
Рад, что рассказ понравился.
Значит, не зря я считал его недооценённым.
12:30
+3
А мне рассказ почему-то напомнил мультфильм «Девять». Тоже постап, тоже куклы, только там куклы — души «ушедших» людей, и они пытаются понять, откуда взялись и почему живут, а тут герой сам вяжет куклы и пытается их оживить. Странно, но сначала рассказ не воспринимается, как ужасный постапокалипсис. Наоборот, кажется, что читаешь сказку, но… внезапно понимаешь, что все вокруг умерло, кроме этих вот кукол и ГГ, что пытается изо всех сил их оживить, а потом — что и героиня кукла… Знаете, необычный посыл: мол, мир умер, но не до конца. До конца ничто не умирает, он продолжает жить в вязаных куклах, где поселились души прежних хозяев, с которыми была знакома душа ГГ.
Чарующий рассказ. Спасибо.
15:03
+1
Вы меня поразили в самое сердце тем что поняли всё именно так, как я задумывал.
Спасибо вам огромное, признателен со слезами на глазах.
Именно это я хотел показать. Человечество как раса исчезло, но как цивилизация осталась в виде оживших, обретших души вязаных кукол.
Вы просто в самую тютельку попали!
И отголоски «Девяти» здесь, конечно, есть.
15:31
+1
Интересная интерпретация человеческой памяти и восприятия реальности через связывание потока сознания в узелки. Реальный мир и его отражение внутри не едины, отличаются. Верно подмечено, что в реальности необходимо знать и действовать, а не хотеть и верить. Постоянное стремление героини к эскапизму настораживает, хочется, чтобы человек ценил «вязанные» образы прошлого, но при этом находил себя в объективной реальности, а не углублялся в поиск ниток, в бесконечную гонку с «распусканием». Мне концовка видится очень грустной. Вопрос, который мучает и свербит: зачем понадобилось вязать мусуме Кэйко? Неужели этот ребёнок никогда не вырастет? Или никогда не родится?.. Хочу пожелать героине проснуться однажды счастливой с настоящими, а не связанными пальцами.
16:03
+2
Увы, героиня такой и останется. Но разве это может помешать ей стать счастливой?
Разве лучше не быть, чем быть куклой? Это рассказ о том, что жизнь чудесна в любом виде, что если по-другому нельзя, то можно так.
Спасибо за мысли!
16:14
+1
Люди отличаются тем, что созидают то, чего ещё не было никогда. Вязать из памяти отражения прошлого, отражения своих давних надежд на будущее без привязки к реальности и стремления к развитию… Да это жесточайшая пытка! Это словно лишиться в катастрофе части мозга, стать овощем и сохранить память, что когда-то мог думать нормально, а теперь даже примитивное мышление словно ворочанье тяжёлых камней. Это страшно — не помнить себя. Ещё страшнее, когда помнишь, что был целым, а теперь сломан.
17:42
У вас очень образное мышление!
Поэтому Ваше видение рассказа поражает.
Вы чувствуете несколько иначе, чем я, и мне очень интересно познакомиться с иной точкой зрения.
А самое главное, что я её разделяю.
16:52
+1
Второй раз читаю этот рассказ и признаюсь честно, прошлый раз, не дочитал до конца— и, как оказалось, зря. История написана как медленное погружение в особую постапокалиптическую реальность, наполненную снами и вновь зарождающимся сознанием. Я так понял, что бабушка успела связать куклу, оживила и научила ее вязать, но оживлять — нет. И вот что мне понравилось: кукла жила, видела сны и главное — эмоционально воспринимала мир, она пыталась настроить свою жизнь по подобию того, утерянного, погибшего мира, и потому создавала ( вязала) вокруг себя знакомые образы людей, в итоге стремясь создать новую жизнь. Очень понравился прием автора с ее снами, где она видела мир до его гибели, и чувствовала себя в том мире как внучку бабушки, работавшей в военной лаборатории. Я так понял, что и она погибла, погибли все, но каким-то волшебным образом, сознание(душа) внучки продолжала жить в кукле. И как любое проявление жизни не ограничивается только желанием выжить, но и стремлением воссоздать заново, продлить, зачать новую жизнь! Вот это очень сильная идея рассказа. Эта идея о возрождении жизни дает главное читателю — Надежду, о том что жизнь никогда не закончится при любых катаклизмах. И потому возле нашей героини появилась маленькая дочка и потому вдруг начали оживать персонажи ее вязаного мира. Это прекрасная, оптимистическая концовка!
Что еще мне понравилось?
Да, хороший, образный язык, он рисует нам богатую картинку:
" Я знала, что бывают города, но видела их только во снах. Точно клыки чёрной собаки, зубцы высотных зданий стремятся ухватиться за небо и сомкнуться за горизонтом. Город поглощает простор, жадно чавкая и изрыгая облака вонючего смога."
Вот как в этом отрывке — образ города передан великолепно!
17:39
+2
Тронут…
Всё совершенно точно! Браво! Так и было, до мелочей.
Это значит, что вы — читатель увидели все мои подсказки и поняли их так, как я задумывал.
Это ли не величайшая награда для автора?
16:54
+1
Жизнеутверждающее начало: утро, солнце, хочется идти по деревне вместе с героиней, от лица которой всё написано, общаться с жителями, улыбаться, пусть даже некоторые из них улыбаются по расписанию. А дальше больше. Мир метаморфоз и иллюзии. Написано в лучших традициях философских веяний страны Восходящего Солнца. И, наконец, это образное выражение которое я встретила впервые и прониклась «Скользкая тропа. Вечная тренировка к дороге жизни». Хорошо хвалить то, что действительно великолепно!
17:36
О, спасибо!
Как обычно говорят — атмосферно. Да?
Я люблю разного рода стилизации. На самом деле, практически любой текст — стилизация. Автор выбирает тот стиль, который кажется ему предпочтительным, и старается не отходить от него. Получается по-разному.
Здесь мне было интересно стилизировать текст под Восток. Поэтому не обошлось без хокку.
Рад, что какие-то из них получились удачными.
Очень обидный комментарий в стиле «героиня сбрендила». Такой себе стереотип от тех, кто сам оперирует лишь стереотипами. В воздухе огромными буквами висит: «А вот я не такой/ая, я лучше, я умнее!». Подумаешь, девчонка умеет видеть то, чего в её мире давно нет, — те самые, которые лучше, этого не видят, значит, такого просто не может быть. Ну и ладно, пускай не может. А в мире этой девочки может и есть. И пускай она сама вязаная, главное, что она живая, она чувствует, радуется, грустит, созидает новый мир взамен того, который угробили нетакие.
Не знаю, насколько это похвала или нет. Рассказ действительно грустный и самый что ни на есть современный. Тот, кто сейчас его не поймёт, обречён на вырождение.
06:12
Нормальная похвала, спасибо!
Для меня лучшей похвалой является понимание читателем авторской задумки.
Но я не против, если видят сумасшедшую девочку. Вряд ли это приведёт к вырождению читателя. no
А рассказ не столько грустный, сколько обнадёживающий. Ведь не всё ещё потеряно.
06:47
+4
Трясутся над клавой руки
Капает кровь в остывший соке
Но надо хвалить


Оценки подписчиц журнала «Бурда-моден»

Трэш – 1
Угар – 0
Юмор – 0
Внезапные повороты – 2
Ересь – 0
Тлен – 256
Безысходность – 1024
Розовые сопли – 2048
Информативность – 0
Коты – 0 шт
Стрекозы – 1 шт
Соотношение потенциальных/реализованных оргий – 1/0
Использовано ниток при создании чучел – 23 километра

Я пинком распахнул трухлявую дверь хибары. Вариант тихориться не вариант — вязальщица полностью контролирует территорию через зарытые в почву нейронити. Она знала, что рано или поздно найдут её логово и будет биться до последнего. Я машинально поправил висящий на боку центробежный насос вакууматора.

Пол был усеян костями мелких животных. Осколки больно впивались в ступни, но другого выхода не было. Тварь легко брала под контроль трикотаж и, поначалу, морской десант гиб целыми ротами, когда тельняшки начинали внезапно их душить или тактические трусы ломали в труху тазовые кости. Пришлось раздеться догола и сбрить волосы на голове и плечах, чтобы у мутантки не было шансов сломить меня на подходе.

Слева раздалось грозное шуршание. Отточенные рефлексы не подвели, я успел пригнуться и рубануть по диагонали штык-ножом, распоров летящую в меня наволочку. Подушка упала на пол и безмолвно задёргалась в конвульсиях, фантанируя лебяжьим пухом их развороченного нутра.
— Коничуа, ублюдина-сан! — я пнул её ногой прямиком в ржавое баскетбольное кольцо, криво прибитое к стене. Трёхочковый! А ведь точно такая же подушка задушила моего лучшего друга прямо в казарме в ночь с четверга на пятницу.

Из спальни слышалось мерное стрекотание металла. Я стволом вакууматора приоткрыл дверь и обмер: штучный паркет закрывали трупы, десятки выпотрошенных дел, вымазанных сгустками крови. Они были навалены в большую кучу около засаленного окна, а верхом на куче, словно королева на троне, сидела вязальщица — текстильный мутант из подполий оборонных секретных заводов по пошиву новой униформы. Пальцы, сжимающие спицы из обогащённого палладия, замерли над кровавым полотном. Блеснули в полумраке глаза-пуговицы. Она издала утробный смешок и кинула в меня рукоделие.

Карамба, так вот зачем ей нужны все эти трупы! Восстающий с пола приталенный комбинезон был соткан из человеческих сухожилий. Горловина оскалилась выбитыми зубами и бросилась на меня. В голове мелькнула запоздалая мысль: «Жаль не прихватил с собой именной огнемёт».

+++

Я сидел на крыльце, посасывая Айкос, выпуская колечки сизого, со вкусом яблока, вейпа в низкие серые тучи. Рядом шевелилась в кевларовом вакуумном пакете ужатая в шесть с половиной раз вязальщица. Очень хотелось сжечь её вместе с избушкой, дьявольски хохоча и наблюдая, как бывшая когда-то подопытная японская ткачиха Аяно, корчится в объятиях пламени. Но приказ доставить её живой для дальнейших экспериментов останавливал меня от мести за погибших товарищей.

Да, отпуск выдался насыщенным, пора было возвращаться домой, а то конкурс НФ2021 пройдёт без меня и я не успею поставить пару заслуженных плюсов. Шучу. В этот раз пощады никому не будет. Но раз рассказ надо похвалить, сейчас попробую.

Текст написал без ошибок. Молодец. Это всё его плюсы. Зато во всём остальном наблюдается отрицательный рост. Как говорил мой хороший друг, японец Харуко: я не японец, я таджик. И он в чём-то прав.

– Аяно-тян, – помню, говорила мне бабушка, – ты теперь за меня остаёшься. Помни – не ввязывайся в авантюры, не связывайся с теми, кто лыко не вяжет, и, главное, следи, чтобы никто не распустился!

Попытка скаламбурить оправдана, но что делает посреди чисто японского антуража славянская присказка. Это сбивает весь настрой. К тому же, стилистически возраст героини прыгает от маленькой девочки с простыми мыслями до взрослой тётки-лаборантки. Так до конца и не понятно, тян это или сан.

А я ищу нитки. Где взять нитки, чтобы вязать? Завязать нетрудно, гораздо сложнее довязать. Ищу нитки в доме, пока одии-сан Такеши ищет близнецов. Ниток нет. Ничего, завтра поищу в другом доме, не может же быть, чтобы во всей деревне не осталось ниток.

Почему ты упорно избегаешь слово Пряжа? Ладно, нитками тоже вязать можно, но это такой геморрой распускать на нитки простыню, потом их связывать и сматывать в клубки. К тому же, если бабуля профессионально вяжет, у неё запасов должно быть на три года, и клубков, и пряжи отдельно, и все антресоли носками забиты. С бабкой тоже всё непросто.

– Я хочу, чтобы ты жила! – исступлённо шептала бабушка и жгла какие-то свои колдовские травы, и шептала непонятные заклинания. – Живи, Аяно! Живи!

То есть, случился апокалипсис, в деревне погибли все, кроме бабули, которой хватило времени связать внучку, оживить её, а потом собрать все трупы и захоронить их, а самой аннигилироваться. Ведь в деревне нет ни одного покойника.

Но бабушка не научила главному – оживлять. А она умела.

Этот факт преподносится постфактум. Ранее никак не показано, что она могла оживлять, даже парой штрихов. Мне показалось, или из кустов выглянул рояль?

Иногда они меня пугают. Воспоминания. Я уже начинаю путаться, где я, а где не я. Как будто это не я и не не-я, а я-не-я. Это я-не-я приехала из города за бабушкой. Приехала, когда города ещё существовали. Но уехать уже не смогла.

Очень удачное разделение сознаний неё, не-неё и неё-не-неё, так держать!

Я знаю, чем мы займёмся после обеда. Но сначала надо довязать мяч. Готово! Что-то давненько мы не играли в мяч. Так и совсем заскучать недолго.
Вытаскиваю всех, кого могу, на старую площадку, где всё ещё висит ржавое баскетбольное кольцо. Разбиваемся на две команды.


Понимаю, что в Японии баскетбол очень популярен. Но тюфяк, набитый соломой никак не вяжется со скоростными дриблингами. Почему это не футбол или гандбол?

Я останавливаюсь и рассказываю ему грустный сегодняшний сон про печальную рыбу Суну, что утонула в самой-пресамой тёмной глубине океана и никогда не видит солнца.

Близнецы Гая и Гоя смотрят не моргая и слушают, затаив дыхание, мой сон про цветистую долину высоко в горах за невесёлыми облаками.

Я не стану рассказывать ему сон про ленивую птицу, которая свила гнездо на солнце, чтобы не высиживать яйца,


Что, прямо три сна в одну ночь? Не многовато ли? Или она любит приврать?
И самая главная твоя ошибка — эти сны просто так. Если по тех.заданию внучка вспоминает во снах свою предыдущую жизнь, надо было их использовать, раскрывая через сны детали апокалипсиса. Например, сон про горностая, который принял Луну за яйцо и украл его (военные нечайно столкнули Луну с орбиты и она стала приближаться к земле). Потом огромная камбала Суну всплыла со дна океана (из-за выросших приливных сил гигантские цунами затопили всё к херам). Таким образом ты расскажешь две истории одновременно и переход к разрушению мира военными станет более плавным и понятным.

Я хочу забыть всё остальное, особенно то, что не-я работала в военной лаборатории и что не-я тоже виновата в том, что последние из оставшихся в живых, убежавшие в дикие пустынные края или спрятавшиеся в глубоких подземных бункерах, больны и не способны иметь детей, и скоро на всей Земле не останется ни одного живого человека.

И тут она себе вяжет дочку. Мощный удар по женской половине читателей и маааленький плюсик в копилку. Детишки – всегда беспроигрышный вариант. Хотя, можно было бы устроить небольшую оргию перед сотворением дочери. Аяно загуляла с пододеяльником из соседнего дома и принесла в вязаном подоле Мусумэ. Логично и правдоподобно. Учись.

Бабушка, как обычно, вяжет. Она просто бабушка, собо, и это благодаря ей я завязала.

Внучка завязала, и ты, автор, завязывай с такими унылыми рассказами. Даже закрыв глаза на то, что это сказка, она максимально угнетает. Потому что пройдёт два сезона – и нитки сгниют. Аяно будет смотреть, как разрушается её дочь, как медленно разваливаются те, кто был ей дорог, и ничего не сможет с этим поделать. Не ожидал я от тебя такой жестокости. Лучше бы бабуля лепила из пластелина.

Итого. Вяло, уныло и безысходно. Есть хорошие внезапные повороты в виде вязаной девочки и более-менее передана атмосфера японского баскетбола. Но сам сюжет можно было связать намного лучше и сделать более цельным. И вообще, мужику писать слезливые истории — зашквар. Ни юмора, ни драк, ни котов. Смело лови минус. И это я тебя ещё похвалил.

Критика)

/В комментарии использовано одно из хокку Джигурды./
06:59
+1
Ты мастер похвалы, спасибо!
Не ожидал даже такого щастя.
Вообще — реально круто и по делу.
09:29
+1
Похвала, однако.
11:14
Мне стало грустно
12:43
+1
Хм. Я сейчас пролистал комментарии, и тоже, наравне с вами, искренне удивляюсь, почему некоторые считают рассказ печальным. Нет, если вдумываться в смысл — может быть. Но честно говоря, не хочется. У вас вышел рассказ-настроение. И настроение это совсем не грустное.
Что мне действительно понравилось — шикарная игра со звуками и словами. Рассказ держит во многом за счёт этого. Хотя… признаться честно, в середине я немного заскучал. Чудится мне, что можно бы рассказ немного сократить. Но скука продлилась недолго. Я снова погрузился в повествование и внезапно обнаружил, что рассказ закончился. Было даже немного жалко.
Так что — безусловно, отличная проза. Пусть и на любителя, поскольку такие тексты-настроения воспринимают не все, но отличная. Спасибо!
16:24
+1
Хорошо похвалил, спасибо!
Да, вот получилось под настроение. Я люблю писать по-разному, здесь так.
Затянутость? Вполне возможно. Я не был ограничен в объеме и мог подробно показать мир героини.
Этот текст практически все воспринимают на эмоциях, даже если не всё понимают. И поэтому почти никто не замечает недостатков.
А давайте сделаем вид, что их нет? Ведь на самом деле чертовски приятно, когда хвалят твой рассказ!
16:28
+1
А давайте сделаем вид, что их нет
Я так и сделал jokingly
16:36
+1
Очень кстати подвернулась Табуретка!
Вот и лишнее подтверждение поднятой темы про завал. Я был уверен, что рассказ попадёт в кандидаты в самородки, но его просто завалили. И лишь теперь, на Табуретке, прочитали те, кто пропустил ранее. И вроде не пожалели.
23:23
+1
Мне понравилось. Интерестно. Только концовку немного не понял.
03:10
Рад, что понравилось!
Спасибо!
Не понял — ничего страшного. Понравилось же.
AY
19:54
+1
Четко и связно.
И вообще затягивает… и стиль.
Комментарий удален
Анастасия Шадрина