Часы.

  • Опубликовано на Дзен
Часы.
Аннотация:
Маленький мальчик искренне верил, что жизнь покидает человека в тот момент, когда ломаются его часы...
Текст:

Его мама умерла, когда остановились часы. По крайней мере, он так думал. На деле их остановил его отец, но мальчик свято верил, что мама умерла только потому, что не следила за своими часами, позволила им остановиться.

С того дня он внимательно следил за своими часами, за тем, чтобы они исправно шли, не ломались, не останавливались. Одна только мысль, что при их поломке его сердце тоже перестанет биться, сковывала душу страхом.

Отец мальчика, часовых дел мастер, каждый день принимает в своей мастерской клиентов, продает им новый товар или чинит старый. Он подарил сыну на его пятилетие его собственные часы, золотые, на цепочке, с красивой гравировкой – гордым львом, вокруг которого кольцами обвивается змея. Отец хотел сказать этим, что сила – в здоровье, но мальчик был уверен, что злая змея хочет убить льва, ведь он такой сильный зверь и так важно задирает нос.

Его покойной матери принадлежали каминные часы, что всегда стояли в гостиной на каминной полке. Отец не разрешал никому их трогать, кроме своей жены. Их нельзя было никуда переносить, пока мама является хранительницей очага, сердцем семьи. После ее смерти отец унес часы, и мальчик больше никогда их не видел. Когда он спросил отца, куда они делись, тот ответил, что они лежат в ее могиле.

Мальчик подумал: «А что если снова их завести? Если часы вернутся на каминную полку и снова пойдут, то мама тоже оживет, и все будет, как раньше».

Той же ночью он взял в амбаре лопату и пошел на кладбище. Едва нога мальчика ступила на священную землю, как сердце его пронзил страх. Так много старых и новых могил окружили его со всех сторон, сбили с толку, напугали своей мрачной тишиной, древним холодом и запахом смерти! Как любой другой ребенок, мальчик должен был бросить свою глупую затею, поддаться власти страха и убежать, но память о маминой улыбке, ее задорном смехе, грела его душу, прогоняла страх, заставляла идти только вперед. Сильнее сцепив пальцы на лопате, маленький герой направился вглубь кладбища, к большому скрюченному дереву и одинокой могиле под ним. Еще на похоронах мальчик думал, что нехорошо закапывать маму под такой страшной корягой, но теперь был даже рад, что у захоронения есть такой хороший отличительный знак. Вскоре мальчик нашел нужное дерево. Как же больно сжалось его маленькое сердечко, когда он вновь увидел мамину могилу, где лежали уже засохшие цветы, венки и потухшие свечки. От одной только мысли, что буквально вчера эта добрая, нежная, чуткая женщина веселилась и смеялась со всеми, а сейчас одна лежит под землей, замерзшая и грустная, доброму ребенку хотелось плакать горькими слезами. Но не время отдаваться горю! Он сюда пришел не за этим! Откинув подальше ненужные ему дары памяти, мальчик вонзил лопату в землю и стал копать.

Но лопата оказалась слишком большой и тяжелой для него. Мальчику пришлось приложить много усилий, чтобы выкопать первую горстку земли. Он понял, что таким образом только теряет силы и время, потому откинул бесполезный инструмент в сторону и стал рыть землю руками. Почва пачкала ему лицо, руки, одежду, пробиралась под ногти, окружала его со всех сторон, кажется, даже начала скрипеть на зубах. Но мамины часы все не появлялись и не появлялись.

«Неужели, настолько глубоко?», - удивился мальчик, но тут чья-то большая, сильная рука схватила его за шкирку и вытащила из ямки, которую тот уже успел вырыть.

- Ах-ты, маленький расхититель гробниц! – закричал ему в лицо грозный, высокий, коренастый мужчина с густыми усами и длинной бородой. Незнакомец отвернулся и крикнул куда-то в сторону. – Господин, кажется, я нашел вашего сына.

Там, куда смотрел страшный человек, мальчик увидел огонек света, блуждавший где-то за оградой кладбища. Услышав крик, огонек остановился, развернулся и поплыл в их сторону. Вскоре мальчик увидел, что это был его отец, держащий в руке фонарь.

- Что ты наделал? – воскликнул отец. – Зачем ты убежал? Зачем ты раскопал ее могилу?

Лицо родителя было искажено гримасой ужаса и боли, мальчик решил, что отец тоже переживает из-за смерти мамы и тоже хочет ее вернуть. И ребенок рассказал ему про часы, что виновны в ее скорой кончине, про свою идею снова их завести и поставить на каминную полку, чтобы мама ожила и вернулась домой.

Тогда отец впервые в жизни выпорол своего сына. Он порол и кричал, порол и кричал, что все это – бред, глупости, сумасшествие, что мама никогда не вернется, и часы в ее смерти никак не виноваты. Да он сам их остановил!

Мальчик проплакал всю ночь. В одно мгновение он осознал, что его папа – зло. Он убил маму – поломал ее часы; побил его самого за то, что он просто хотел вернуть эту милую, ласковую женщину на Божий свет. Неужели его отец такой плохой? Да, ведь он может так легко распоряжаться чужими жизнями (и жизнью бедного ребенка тоже), может так легко отбирать и ломать чужие часы, лишая кого-то сестры, брата, друга, соседа, родителя, ребенка. И вот теперь он лишил его мамы.

«Но ведь он создает и новые часы, чинит старые, значит, он хороший», - прокралась в его голову добрая, полная света и надежды мысль. Но мальчик тут же поспешил прогнать ее, только вспомнив, как больно отец порол его, как громко кричал, как безжалостно поступил с его мамой.

«Такой человек, как он, не может быть хорошим, его надо наказать. Надо поступить с ним так же, как он поступает с другими. Надо поломать его часы!»

Мальчик помнил, что отец особенно старательно следил за большими часами в столовой, которые всегда так раздражающе тикали и иногда будили его ночью своим жутким биением. Но его родителю действительно нравились эти старинные и величественные хранители времени. Отец часто сравнивал их с собой: «Я такой же высокий, и мне всегда приходится смотреть на семью сверху вниз. Но это лишний раз доказывает, что я главный, я хозяин семьи».

Это воспоминание навело мальчика на мысль, что его папа чем-то похож на гордого льва, который выгравирован на его подарке.

«Отец тоже слишком высоко задирает нос, слишком важничает. Должен появиться кто-то, кто спустит его с небес на землю».

А кто на карманных часах стремится урезонить важного зверя? Змея. И хотя мальчик всегда считал эту гадину злым, подлым животным, сейчас он думал, что она является положительным героем в этой истории, не дает льву потерять голову от собственного величия, от охватившей его гордыни, из-за которой он может причинить вред другим животным. Мальчик решил взять на себя роль змеи-спасительницы. Он напомнит своему отцу-льву, что тот – не центр Вселенной, и уж тем более не хозяин его, мальчика, судьбы. Змея должна наказать льва. Она должна сломать его часы.

Мальчик частенько наблюдал за работой отца и знал, что если шестеренки не крутятся, если между ними лежит какой-то посторонний предмет, то механизм не работает, и часы не идут. Конечно, ребенок мог остановить их подобным образом, но ведь любую вещь можно легко достать, и тогда часы снова пойдут, и отец оживет. Значит, нужно испортить механизм так, чтобы его невозможно было починить. Помнится, отец что-то говорил про вредную для часов «козоррию» (или «коррозию»?) и воду, из-за которой она появляется. И как удачно, что в столовой стоит полный графин воды, который всегда оставляет на ночь тетушка!

Дождавшись, пока все в доме уснут, мальчик тихонько вышел из комнаты и медленно, осторожно, на цыпочках, пошел в столовую. Графин ожидаемо стоял на столе. Нужно было действовать быстро, пока кто-нибудь не проснулся.

Взяв в руки сосуд и забравшись на журнальный столик, мальчик открыл дверку на задней стороне часов. Здесь скрывался механизм, отвечающий за их работу, являющийся их сердцем, сердцем его отца.

«Да, его сердце тоже механизм, тоже безостановочно работающий, слаженный, совершенный механизм. И такой же безжизненный, металлический, бездушный».

Мальчик поднес графин к открытой дверке. Одно движение – и злодей будет наказан. Но вдруг…

БОМ! БОМ! БОМ!

Часы пробили три раза.

Мальчик чудом не вскрикнул, не выронил графин, не упал со стола. Этот звук был таким неожиданным, громким и жутким, что ребенок испугался, не разбудит ли оно остальных домочадцев, особенно его отца. Но в доме витала тишина. Мальчик облегченно вздохнул и, поднеся графин с водой к открытой дверке, вылил все содержимое сосуда на механизм.

Первые секунды, казалось, ничего не происходит, маленький проказник даже успел расстроиться, что все его старания прошли даром, и эти проклятые часы уже никогда не остановятся. Но потом дитя заметило, что шестеренки, медленно, но верно, замедляют свое движение, тиканье становится реже, а после и вовсе замолкает.

Часы остановились… Часы остановились!

Мальчик возликовал. У него получилось! Он смог совершить задуманное, он смог наказать отца, смог решить его судьбу.

С трудом сдержав крик ликования, мальчик осторожно слез со стола и покинул столовую.

Медленно и важно возвращался ребенок в свою комнату. Теперь, когда сердце отца остановилось, хозяином дома станет он. Теперь он будет властелином чужих судеб, часовых дел мастером!

Краем уха мальчик услышал, что кто-то спускается по лестнице. На секунду забывшись, лишь на мгновение из важного властителя чужого времени превратившись в маленького, напуганного чужими шагами проказника, ребенок юркнул в первую попавшуюся комнату, которая, на удачу, оказалась кладовой. Там он вспомнил, что хозяева не прячутся от своих слуг в кладовках, но перед тем, как выйти, все же решил перестраховаться и прислонился к замочной скважине.

И там он увидел его. Он сонной, ленивой походкой шел в сторону уборной, как будто несколько минут назад ничего не произошло, как будто его часы и не останавливались.

У мальчика отнялись ноги. Как так? Почему? Почему отец все еще жив? Он же сломал его время! Что пошло не так?

Но постойте! Его отец ведь мастер часовых дел, а это значит, что все часы, которые он сделал своими руками, которые стоят в этом доме, принадлежат ему! Неужели придется сломать их всех, чтобы остановить злодея? Да, придется. Он ведь хочет наказать своего родителя, наказать за все плохое, сотворенное им. За всех тех, кто пострадал из-за него: за маму, за себя, за бедных людей, кому он делал часы, кто терял из-за него семью, друзей, даже собственную жизнь.

С огромным трудом мальчик дождался, когда отец выйдет из уборной и вернется в свою комнату. Тихо, стараясь не скрипеть дверью, мальчик вышел из кладовой. Сколько часов ему нужно разбить? Два - в прихожей. Одни - в комнате тетушки, столько же в комнате отца. Кажется, еще одни висели на кухне. И уж точно больше десяти штук находятся в мастерской.

Это будет долгая ночь…

***

Последние часы показывали шесть утра, когда летели вниз, на пол амбара, где потом мгновенно разбились.

Больше в доме не осталось ничего, что может тикать, отбивать время, вести счет жизни. Теперь отец точно наказан! Как же он, мальчик, хорошо придумал – собрать все часы в одном месте и разбить их там, а если учесть, что в доме не слышно ничего из того, что творится в амбаре, – лучше места для наказания не найти!

Самой сложной задачей оказалось перенести все часы сюда: в комнатах тетушки и отца приходилось двигаться тише дуновения ветерка, а в мастерской было так много стражников времени, что выносить их пришлось до самого рассвета.

А после началась самая веселая часть наказания! На часы падали стулья и садовые принадлежности, их спускали с лестниц и шкафчиков, в них вонзались лопаты, грабли и какие-то странные, незнакомые ребенку острые предметы.

И, наконец, дело было сделано. Отец наказан! Теперь можно спокойно идти спать. Мальчик уже предвкушал, как по пробуждению его будут хвалить и благодарить остальные домочадцы. Он освободил их от гнета злодея, уничтожил властелина чужих судеб!

Уж брезжил рассвет. Солнце спешило занять свое место на небосводе, прогнать луну, а в этом доме теперь мальчик будет солнцем, а луна – отец - ушла, оставив свое место более яркому, светлому созданию!

Постель показалась ребенку такой большой, такой мягкой после долгой, утомительной ночи.

«Мамочка, спи спокойно под землей, ты отмщена, но смотри, не заспись, ведь скоро твой сын придет и достанет тебя на Божий свет, возьмет в руки твои часы и заведет их».

***

Ему снилось небо, чистое, безоблачное небо. А под ним – он и мама. Они гуляют по цветочному полю, смеются, танцуют, плетут венки. В их руках – часы, карманные и каминные, что идут ровно, безостановочно, вечно. Они никогда не остановятся, ведь за ними внимательно следят мать и сын. Эту семейную идиллию никому больше не прервать, даже отцу, которому не дано снова стать частью семьи, ведь он наказан, вечно наказан. И мальчик с мамой могут быть вместе. Всегда…

***

Кто-то резко выдернул мальчика из кровати. Кто-то держал его на руках и кричал на него. За что? Что он такого сделал?

- Ты, маленький, мерзкий, глупый мальчишка! Зачем ты уничтожил все часы? Я ведь знаю, это ты сделал! Что ты хотел этим доказать? Отвечай!

Отец. Он все еще жив. Но что на этот раз пошло не так? Мальчик ведь сломал все в этом доме, что сделано руками отца. Тогда почему?...

Погодите! О, нет. Не все часы были уничтожены.

- Что ты молчишь? – продолжал кричать родитель, тряся сына за грудки. – Отвечать не хочешь? Раз так, я запру тебя в этой комнате! Навсегда!

А мальчику только это и нужно было. Если он останется здесь, в комнате, в полном одиночестве, никто не сможет помешать ему уничтожить последние часы, сделанные его отцом. Его собственные, мальчика, часы.

***

Тетушка всегда питала к этому милому ребенку теплые, почти материнские чувства. После неожиданной кончины мужа, это дитя скрасило ее глубокое горе, научило жить, заставило снова улыбаться утреннему солнцу. А после того, как родная мать мальчика умерла от чахотки, добрая женщина еще больше полюбила это нежное, ангельское создание.

Сегодня, проснувшись ближе к обеду, тетушка узнала, что хозяин дома оставил своего сына в полном одиночестве, заперев в комнате за то, что кто-то разбил все часы в доме (но мальчик не мог этого сделать, он ведь крепко спал!). Добрая женщина мигом взяла связку ключей и поспешила к бедному ребенку, чтобы утешить его (он, должно быть, сейчас горько плачет!) и успокоить.

- Дитя мое, мой хороший, добрый мальчик, ну же, не плачь, - приговаривала она, отпирая дверь. - Папочка, должно быть, с ума сходит от горя, вот и обвинил тебя, почем зря. Я знаю, это сделал не ты.

Дверь открылась. И дикий, полный ужаса крик сотряс дом.

Мальчик лежал на полу, раскинув руки в стороны, устремившись пустыми глазами в потолок. А рядом лежали его карманные часы, уничтоженные небольшим перочинным ножиком.

***

Ему снилось небо, чистое, безоблачное небо. А под ним – он и мама. Они гуляют по цветочному полю, смеются, танцуют, плетут венки. В их руках – часы, карманные и каминные, что идут ровно, безостановочно, вечно. Они никогда не остановятся, ведь за ними внимательно следят мать и сын. Эту семейную идиллию никому больше не прервать, даже отцу, которому не дано снова стать частью семьи, ведь он наказан, вечно наказан. И мальчик с мамой могут быть вместе. Всегда…

Другие работы автора:
0
23:25
605
Гость
14:30
+1
Очень хорошая идея. Мне понравилось. Отлично сделанный конец. Но. Из описания мальчика и его чувств можно понять, что он очень добрый, милый и никому не желает зла. Но, по развитии сюжета он проявляется как холодный и жестокий мальчик, готовый убить своего отца. Допустим, он хотел отомстить за мать. Тогда, эту его жестокость можно было бы объяснить, но он говорил о том, что когда не станет отца — главным станет он. У маленьких мальчиком такие амбиции можно встретить очень редко.
В самом начале рассказа и еще в некоторых местах не хватает раскрытия. То есть это, местами, похоже на заготовку, а не на законченное произведение. Мне кажется, что было бы еще эффектней, если бы Вы по-больше раскрыли некоторые из данных Вами образов и ситуаций.
Опять-таки, очень понравился конец, но, он, как я поняла, говорит о том, что убеждения мальчика были верными и что действительно человека можно убить, остановив его часы. Но ведь это не так.Если же вы хотите именно так это оставить, ведь в этом заключается изюминка, то мне кажется, что это надо бы как-то по-лучше обыграть.
Мне лично понравилась идея, она весьма необычна и оригинальна. Читать Ваш рассказ было интересно Спасибо Вам, за доставленное удовольствие.
10:10
Спасибо за Ваш комментарий! Я очень рада, что Вам понравилось! Спасибо, что указали слабые стороны работы и дали совет, как рассказ улучшить.
По поводу «амбиций» мальчика в плане: папа умрет — главным стану я. Это не сколько амбиции, столько… мимолетная мысль. Как догадки: король умер — принц стал королем, хозяин дома умер — хозяином стал его сын. Это не было основной причиной мальчика, чтобы убить отца. Он как раз таки мстил за мать.
А то что вначале он был милым, добрым и пушистым, а под конец стал как раз таки наоборот… Герои должны меняться по ходу повествования, в худшую или лучшую сторону. Так или иначе они должны развиваться. Какому-то герою потребуется для этого сорок глав, какому-то пара абзацев. У меня же получилось то, что получилось.
Еще раз благодарю за Ваше мнение! Оно мне очень важно.
Загрузка...
Ольга Силаева

Другие публикации