Котел

  • Жаренные
Автор:
Черепушка
Котел
Аннотация:
Классика про ведьм с небольшим введением в металлургию )
Текст:

В клубах сизого дыма, слоями стоящего в кухне, отчаянно чихали и кашляли три существа: рыжий кот, белое привидение и черноволосая ведьма.

— Катерина! Ты уморить меня хочешь? Апчхи! — сгусток потусторонней энергии активно дрыгался, пытаясь избавиться от тигрового окраса.

— Тебя?! Тебя уморишь, пожалуй, ты уже мёртвый, а я живой! И эта реинкарнация меня устраивает! — кот торопливо открыл окна, и темный туман незамедлительно туда устремился.

— Ну чего раскудахтались, как в первый раз? Подумаешь, эксперимент провалился! — ведьма приглаживала вставшие дыбом волосы.

— А может не надо было класть столько корня лопуха? А ведь я говорил? - въедливо и занудно интересовалось привидение.

— Тебя послушать, так мне вообще борщи варить нужно.

— Нееет — замахал лапами кот — борщи нельзя, ты же перетравишь всех и себя тоже.

— Ах ты неблагодарный, шерстяной мешок! На моих, между прочим, харчах тебя с того света вытащили!

— Вопреки всему!

— Полно вам ругаться, давайте порядок наводить! - призрак привычно играл роль миротворца. Живые ссорились, мертвые были выше этого.

Дым окончательно рассеялся, и на столе обнаружился развалившийся на две половинки большой, чугунный котел. Ведьма тут же неожиданно разрыдалась: это был её любимый котел. Неожиданно для всех, кроме её компаньонов. Кот занялся своими прямыми обязанностями, на время оставив человеческие слова, замурчал и начал ластиться. А призрак внимательно исследовал место катастрофы.

— Варево должно было выйти отменное! Тут дело в другом. А ну-ка, изнутри гляну. — он с лёгким свистом всосался в поры чугуна.

Не было его долго, и, если, Катерина начала переживать, то кот, подметая пол от осколков, находился в полной уверенности, что его неплотный друг попросту отлынивает от уборки. И он уже даже начал ворчать по этому поводу, призывать хозяйку потрясти остатки котла, чтобы призвать обратно этого лентяя. Но не пришлось, привидение быстро материализовалось из недр посуды с возмущённым заявлением.

— Это кто же такой сосуд для приворотного зелья догадался взять? Лучше б кастрюлю, ей-богу.

— Между прочим, это наш потомственный котел, и мне огромных трудов стоило вытащить его из той лавки. — Катерина аж задохнулась от несправедливости.

— Ой, да рассказывай о трудах. Продавец-то, тот паренек симпатичный, труды твои оценил? А, Кать? - кот игриво ткнул пушистой лапой хозяйку.

— Шпионил за мной?

— Не шпионил, а контролировал! Кто ещё, как не я?

— Ты сейчас на бабушку мою похож.

— Да хоть на дедушку. Тебя без присмотра оставлять нельзя, то всю деревню против себя настроишь, то вот. — он указал на прожжённый насквозь стол. — взрыв.

— Напомните мне кто-нибудь, зачем я тебя разговаривать научила?

— Чтобы было о чем поговорить, вы, кстати, меня совсем не слушаете! - привидение обратило на себя внимание.

— Ой, прости, продолжай.

— То-то же. Так вот, там сплав из меди, алюминия и ещё чего-то - не распознал. А теперь вспоминаем раздел взаимодействие с металлами, ну?

— Точно! - Катерина хлопнула себя по лбу — отвар папоротника, конечно же!

— То есть вы хотите сказать, что если бы чуть больше положили, то моя душа сейчас вовсю неслась бы навстречу новому миру? — кот онемел.

— А мы тебе предлагали в подполе отсидеться! - хором заявили они

— Ага! И пропустить все самое интересное? Дудки!

— Так что ж ты тогда ноешь?

— А это из природной вредности и чтобы в тонусе вас держать.

— Вот в следующий раз пойдёшь в подпол!

— И пойду! Катерина, не пора ли наколдовать порядок?

— С ума сошёл? Тут сейчас такая концентрация, что любое колдовство обернётся не ясно как. Бурундуков помнишь?

— Конечно! Славная была охота! — кот плотоядно облизнулся.

— Да и все запасы погрызли. Нет уж, давайте по старинке приберемся.

Незадачливые чудотворцы споро принялись наводить марафет на развороченной кухне, заодно обсуждая вопрос, где же теперь взять новый котел. Сомнений в том, что приворотное зелье сварить совершенно необходимо, не возникло. Недовольство местных жителей соседством с ведьмой, пусть и не очень опытной, снималось только регулярными поставками любовного эликсира. Ни призванные дожди, ни уничтожение паразитов, за благо не шло, считалось, что это сама природа помогла, а вот дела сердечные, совершенно другой коленкор. Давеча Агриппина наведывалась, с пожеланием по новой приворожить местного конюха. Тому, правда, дама без надобности, уж слишком поглощен был работой. Но, даже такую целеустремленность, зелье Катерины перебило, аж на три недели.

Уходить с насиженного места ой как не хотелось. Да и куда? В город снова, в скучное управление, следить за миграцией себе подобных? Нет уж, увольте. Проще деревенским женщинам дать желаемое.

На красивые ухаживания местные мужички сильны не были, но под действием зелья вытворяли невероятные вещи. От целиком выкопанной огромной ели, пересаженной из лесу по одной лишь случайно оброненной фразе "хорошо бы ёлку во дворе, на новый год удобно", до утренних завтраков, экая невидаль, прямиком в постель. Ну и к тому же, колдовская троица чётко знала все сплетни деревни, кто у кого засел в сердце. Спасибо привидению, то правда бесконечно бухтело, что-то про гвозди и микроскоп. Да никто за уши не тянул, не заставлял, исключительно его личная инициатива. Вреда никому не чинили, благо по истечению действия все возвращалось на круги своя, оставляя лишь приятное послевкусие. А тут на пути к всеобщей гармонии встал какой-то котел!

Кузнец на сто верст в округе имелся один, к ведьмам относился строго категорично отрицательно, исправно ходил в церковь, и свято веровал, что против нечисти нет лучшего оружия кроме как железо и священный огонь. А так как у Катерины интересов в части кузнечного дела не было абсолютно никаких, то и вовсе пребывал в уверенности, что та и шагу за порог его дома, обшитого листом стали, не сделает.

Придётся скоро развенчать и этот миф в пух и прах. Они долго спорили кого посылать парламентером, доводы о том, что говорящие коты и бесплотные привидения не самый лучший ключ к сердцу кузнеца, отмелись как непригодные даже к обсуждению. Но здравый смысл взял вверх, и они начали, словно заправские модельеры, собирать лучший наряд для такого мероприятия.

Остроносые, кожаные ботиночки резво печатали шаг по пыльной дороге. Полосатые гетры мелькали под короткой юбкой, намного, чем позволяли приличия, выше колен. Драная кофта - сетка, напоминающая путину, трепыхалась под порывами ветра, а длинные рукава все норовили запутаться вокруг метлы. Венчал образ классический колпак. Костюм этот был вытащен из сундука, где хранились вещи из прошлой жизни, и в своё время имел бешеный успех на вечеринке в честь хэллоуина. Сбоку гордо шёл кот, чуть позади летело привидение, и, вскоре, вся экспедиция прибыла к кузнице.

— Ну, что теперь? — Катерина поправила сбившийся носок.

— С каких пор ты не знаешь как начать разговор с человеком? Я кот, и то знаю.

— А чего вы меня накрутили? Взяли бы отвару и дело в шляпе.

— В книге написано красным по желтому: сосуд должен быть изготовлен по доброй воле и собственному желанию! Сосуды, изготовленные по принуждению, свойств своих не содержат. Тебе ещё одна кастрюля в дом нужна? - привидение наставительно грозило пальцем и поправляло призрачные очки на невидимой переносице.

— Фигляр!

— Неумёха!

— Вы оба дураки, нашли время спорить. — кот многозначительно кивал на оторопевшего кузнеца.

Виталий на своём веку много повидал, считал себя человеком стойким, ответственным и разумным. Клоунада за забором его не то чтобы взволновала, скорее рассмешила, уж больно потешно выглядит та, которую опасается и обсуждает вся деревня от мала до велика, включая отца Мафина. Хотя, казалось бы, святой человек, не по рангу ему эти кумушкины страсти. Но, все ж таки, он решил придерживаться своей линии, а потому нахмурился, покрепче перехватил топор и грозно спросил.

— Чего надобно, ведьма?

— И тебе доброго дня, Виталий — не обращая ровным счётом никакого внимания, ни на грозный вид, ни на топор, сказало это чудо, с копной чёрных кудрей. — Дело к тебе есть.

— Здрассти — вежливо поздоровался кот, и, надо отдать должное выдержке кузнеца - тот в ответ просто кивнул.

— Нет у меня с тобой никаких дел. Я тебя не трогаю, ты меня не трогаешь. Чем тебе такая жизнь не по нраву была?!

— Налицо игнорирование раздражающих факторов, политика страуса! — завел бубнеж призрак.

— Что? — Виталий обозначил этим изречением все своё отношение к происходящему и невольно вышел на диалог.

— Котел мне нужен, не буду ходить вокруг да около. Заплачу! Хочешь деньгами, а хочешь ещё чем? — и Катерина задорно улыбнулась, бесстыдно глядя прямо ему в глаза.

— Вот ведь бесовское отродье, сказал же - нет! — ещё ерепенился кузнец, на этот тайм был проигран в пух и прах, зацепила плутовка.

— Значит не деньгами. И что же ты хочешь? Приворот или отворот? Может быть власть какую надобно или умение хитрое? Хочешь, секрет златоустовских мастеров открою, а? Ковать ножи будешь лучше всех! — и по блеску в глазах поняла - в яблочко.

— Проходи, обсудим, только у меня тут оберег, в избу не пройдешь, в саду поговорим. — он не успел сказать что-то ещё, как Катерина абсолютно спокойно переступила порог и с видом победителя взглянула на этого закостенелого старовера.

Виталий вздохнул и пошёл вслед, пропустив вперёд себя кота, привидение просочилось самостоятельно и без приглашения. Изба была под стать своему владельцу: светлая, скромная и добротная. На деревянном столе красовались карандашные наброски в большом количестве, а по остаткам сгоревших лучин не надо было быть сыщиком, чтобы догадаться, что поиск правильного решения ведётся уже не одну ночь. Виталий торопливо сгреб ворох бумаги и зло забросил в топку, то ли от расстройства, что внезапные гости застали его врасплох, то ли от безысходности и тщетности этой затеи. Бросил чайник на печку, достал колотый сахар и сушки, подумав немного, налил в блюдце молока и поставил перед котом. Катерина прыснула в кулак, а после и вовсе расхохоталась над оскорбленным выражением морды.

— Давно меня так не потчевали! — протянул пушистый.

— А как вас понять, с виду кот котом. А коты из мисок едят, иль ты молоко не любишь?

— Молоко люблю, только в кружку налей — смилостивился кот.

— Ну, рассказывайте, чего надобно? - кузнец могучими руками осторожно наливал из хрупкого кувшина молоко в кружку и Катерина откровенно им залюбовалась, тут же, правда, себя одернув.

— Котел, чугунный котел, без примесей. Литров на пять.

— Это как без примесей?

— Чтобы чистый был. - продолжала гнуть свою линию ведьма.

— Катерина, вот ведь за тобой по деревне слух идёт, что умна ты не по годам, да не по-бабьи, а говоришь мне глупости какие!

— Ты кузнец! Ты и должен в железках разбираться, а моё дело совсем другое и тебе тоже неведомое. - ведьма возмущённо махнула колпаком.

— Хорошо - хорошо. Скажите хоть — он в бессилии обратился к коту с привидением — чего именно не должно быть в сплаве?

— Медь нельзя.

— Уже легче, только я в литье не силён, по правде. Дедовские записи старые могу найти, он баловался, но сам я чугун не лил. — сказал и сразу стал вспоминать, где эти самые записи лежат.

Кот многозначительно переглянулся с привидением. Все вышло как нельзя лучше. Взяли интересом, кто бы мог подумать, чурбан верующий, а так загорелся.

Весь следующий месяц Виталий трудился как чёрт. То по утру вырубает размеченную делянку с крепкими берёзами, то в холме норы роет в загадочном порядке. “Вчерась чего удумал!” — шушукались местные — “Избу на болоте рубит, только не вверх, а вниз. Точно околдовала его эта!” Эта, к слову, стала завсегдатаем и верным помощником во всех подготовительных мероприятиях. Больше, конечно, мешая, чем помогая, но кузнец отчего-то не гнал её с глаз долой, а наоборот очень воодушевился.

Питомцы Катерины на новое увлечение металлообработкой смотрели без одобрения и скептично. Но, котел был действительно нужен, и они берегли весь свой сарказм и злобные шуточки на потом. Забота о хозяйстве легла целиком на их плечи, хозяйка-то целыми днями пропадала чёрт знает где, являясь ночевать глубоко за полночь и легкомысленно напевая песенки. Так же утром, проглатывая завтрак, заботливо приготовленный кошачьими лапами, вновь уносилась "плавить котел".

Прошла неделя, вторая и вот наступил тот самый день Создания. Кузнец с Катериной чумазые с ног до головы загружали в холм, что служил домной, чёрный уголь. Кот с призраком заняли места в первом ряду и внимательно наблюдали, неудовлетворительно подмечая то, как успели сблизиться эти два шахтера.

— Ох, не к добру, не к добру — недобро щуря зелёные глаза шипел кот.

— Прошляпили мы, уважаемый, пойди ей теперь что докажи — соглашалось привидение.

— Ничего, котел заполучим, и все вернётся на круги своя

— Скорее бы.

— Но ты смотри какой рукастый-головастый. Может пригодится?

— Типун тебе на язык! — кот аж выгнулся дугой — с тобой-то еле ужились, только третьего нам и не хватало!

— Ой, ты смотри, он ей зверобой подарил, вот балбес, у нас весь чердак им занавешен.

День медленно и верно перевалил глубоко за середину, в сумерках багрово гудела печь, усердно плавя металл для будущего сосуда колдовства. Странная троица засобиралась домой.

— Так оставайтесь, на сеновале места полно — смущённо сминая в руках кепку, сказал кузнец.

— Спасибо за предложение, но нам пора, дела, знаешь ли, сами себя не сделают! — кот сходу отмел предложение и бросил предупредительный взгляд на растаявшую Катерину.

Через пару дней Виталий появился на пороге, торжественно неся пузатый чёрный котелок, заполненный незабудками, и вручил его Катерине.

— Какова плата? Выбрал? — привидение сходу перешло к делу.

— Да не надо ничего, пользуйтесь.

— Так не пойдёт! Должно быть уплачено, таков закон.

— Тогда беру временем — отчаянно смело заявил кузнец. — на неделю Катерину ко мне на хозяйство.

— Да ты офонарел, дружок? — призрак потемнел и стал увеличиваться в размерах, совсем отдалённо уже напоминая то миролюбивое облачко, коим пребывал в обычное время.

— А вы Катерину позовите, пусть сама решает! — не сдавался тот.

— Совсем сбрендил, ведьма она, ведьма! Куда ты лезешь? — кот тоже несколько изменился, облез, вытянулся, куски кожи повисли на скелете, а глаза затуманились сменив зелёный цвет.

— Врёшь! Не запугаешь!

— Ступай — на пороге появилась старая скрюченная бабка, совершенно отвратительного вида — на кой я тебе сдалась?

— А вот сдалась! Ты мне тут прекращай свои колдовские штучки. — кузнец с перепугу растерял последние остатки разума и попер, как в последний раз, напролом.

— Безумный — еле слышным шепотом произнесла Катерина, выпустила воздух сквозь сжатые губы, и наваждение развеялось.

На частоколе мирно наводил марафет пушистый рыжий кот, воздушное облачко привидение наворачивало круги вокруг новенького котла, кудрявая ведьма жизнерадостно улыбалась ровными белыми зубами.

— Награда выбрана, сделка завершена — торжественно и громко изрекла Катерина, и легкомысленно подцепила под локоток Виталия.

— Вот и сам дурак, наплачешься, а я предупреждал! - кот, потеряв всякий интерес, спрыгнул вниз и покачивая хвостом удалился в дом.

— Глупый, глупый ты, бывай, точнее до встречи! — призрак утащил котелок.

Виталий наконец-то выдохнул, заулыбался, приобнял свою зазнобу за плечи и крепко сжал так, что она аж охнула.

В лунном свете котел, стоящий по центру стола, было видно очень хорошо. И незабудки, почерневшие и иссохшие в нем, казалось дунь, и разлетятся прахом, тоже.

Еще про Катерину 

http://litclubbs.ru/articles/24747-katerina-i-rysi...

http://litclubbs.ru/articles/24734-bulochki-s-kori...

************

ЗЫ тут даю ссылку, чтобы было понятно для чего это )

33заданияОтГусеницы

Другие работы автора:
+8
315
11:23 (отредактировано)
+1
:)))
Мне понравилось, как Вы это… показали намерения персонажей через оттенки эмоций в диалогах. :)
11:06
Ееее! ))) Спасибо
11:30
«НА этот тайм был проигран» возможно НО. а так одна фраза показалась нестройной, но это я вредничаю blush
12:53
+2
Браво! bravoСлавная сказочка получилась! Яркая, сочная! Спасибо! rose
11:07
+1
Чорт, я надеялась на запятые, но спасибо, очень лестно!
Запятые — это такая штука, где угодно можно поставить и сказать «авторские».
Сейчас посмотрю, к чему можно придраться.
Вот вроде и кузнец простой, но с женщинами умеет jokinglythumbsup
Хорошая сказочка rose
11:07
Благодарю )
21:37
Очень хорошая сказка, но есть опечаточки, надо почистить thumbsupbravo
11:07
Покажешь?)
Спасибо
22:06
Здоровский рассказ) Читать приятно, и увлекает) Персонажи живые)) Автор молодчина! bravo
11:08
+1
мне так приятно, так приятно) спасибо
03:29 (отредактировано)
Первый прокол:
А разве кузнецы плавят метал? Кузнец только обрабатывает ковкой готовое железо и к металлургии никаким боком.
Второй прокол:
Выполнить просьбу ведьмы кузнец не мог никаким образом, поскольку чугун — метал очень хрупкий и ковке не поддается.
Третий прокол:
Медь в составе чугуна быть не может, ну разве что в микронных долях как примесь. Ну так там вся таблица Менделеева. Я понимаю что это сказка но основа то ее наша реальность. Назовите чугун каким нибудь пуларием и вопросов нет. Ну и плавить металл в кустарных деревенских условиях никак не получится, даже в такой шуточной сказке.
Ну и главное. Я так и не понял что это? Пародия на сказку которую я не знаю?
Судя по стилю автор пишет в виде шутки, как пародию. Наверное можно и так. Автору удачи и вдохновения.
Чего то на слоне все перешли на шуточный тон.
05:54
+2
Не согласен. До появления промышленных доменных печей человечество каким-то «непостижимым» способом научилось плавить, лить и обрабатывать железо. Чаще всего это делали «специально обученные люди»
Не согласен ещё: хрупкий чугун — это белый. В его составе находится очень много углерода, он в металле расположен чуть ли не пластами.
Серый чугун — в железе находится углерод, небольшими пластинками что увеличивает прочность по сравнению с белым.
Ещё одна разновидность чугуна: ковкий. Углерод в таком расположен в виде хлопьев, равномерно распределен по всему объему. Намного прочнее серого чугуна
Высокопрочный чугун: как вы можете догадаться из названия — этот вид чугуна Вам так просто не сломать. Очень хорошее качество, которое обеспечивается расположением углерода в кристаллической решетки в виде шариков, равномерно распределённых по всему объему. Из такого чугуна делают ответственные детали, например коленчатые валы в двигатели автомобилей.
06:37
Ничего насчёт добавления меди в железо сказать не могу — это уже не мой уровень знаний. Однако ничего сложного для обмеднения я не вижу: обычный гальванический процесс, в результате которого стальной меч будет сверкать медью, хромом, золотом или платиной в лучах заходящего солнца на поле боя. Правда этот фокус в средние века повторить было невозможно в виду отсутствия электричества как постоянного так и переменного тока.
Обратный процесс: добавление другого металла в медь. Именно таким способом можно получить латунь, бронзу и ещё чёртову тучу различных других, менее известных сплавов в зависимости от процентного соотношения ингредиентов
10:09
Так же как и сруб из ольхи) вы, я смотрю, специалист во всех областях)
10:29 (отредактировано)
+1
Нет не во всех, я по специальности металлург и занимался выплавкой металла. Так что рекомендации мои от специалиста в данном вопросе. Ваше дело принимать мои рекомендации или нет. Но из вежливости могли бы меня и поблагодарить, но это по желанию, понимаю что не все благодарят за помощь.
10:58
+2
Это вы из википедии столь глубокие знания добыли? Это видно. Чем отличается чугун от стали я знаю не из интернета, сам лично занимался выплавкой высокопрочного чугуна. Да, в доисторические времена, когда не было городов, так и было, железо пывлавляли из руды кустарным способом, но об этом в рассказе ни слова. И к вашему сведению котлы из чугуна можно получить только методом литья, но это отдельная история. И если в рассказе использовать металлургическую тему то надо бы хоть элементарные понятия применить. В рассказе же кузнец получает чугун из древесного угля, что не верно, древесный уголь мог быть только топливом для создания необходимой температуры в сыродутных кустарных печах и древние люди смешивали его с железной рудой и получали так называемое железо где углерод составлял до 0,3%, и подвергали его последующей ковке в кузнице. Медь в добавить в него нельзя при таком производстве. Об омеднении в рассказе тоже ни слова.
Что касается высокопрочного чугуна то его можно получить только в современных печах за счет специальных добавок или путем термообработки в современных термопечах, которую так же не могли делать кустарно. Так что если бы в рассказе была упомянута железная руда то и вопросов не было бы, и для читателя знакомого с металлургией в частности.
И потом, это сковородка и тут работы не для хвалебных од а для поисков недостатков в интересах автора, так что ваше возмущение как минимум странное. Автору надо помогать исправлять проколы а не слепо хвалить.
11:06 (отредактировано)
У нас новый председатель © )
Стас, но Вы же буквально в каждом произведении доковыриваетесь до «атомной решетки», я не против критики, естественно, но Ваша так похожа на провокацию.
11:21
+3
Как минимум введите в рассказ железную руду и уберите медь для чугуна и все станет на свои места. У вас стпанная реакция на помощь, это сковородка и сюда идут за недостатками, чтобы совершенствоваться. А вы прям в штыки. Без критики вы как автор расти не будете и благожелательная похвальба при явных проколах — для вас медвежья услуга. История о домах из ольхи из той же оперы, дома из этой древесины не делают и я вам писал по какой причине.
Поймите, матчасть это достоверность ваших рассказов. Когда мне делают подобные замечания я всегда этому рад. Ну а вам может не стоит на сковородку с вашим отношением к критике.
11:30 (отредактировано)
Ну Вы, конечно, предположили — Википедия. Два семестра материаловедения в колледже и два Теории машин и механизмов в ВУЗе Вам ни о чём не намекают?..
Вы ещё предложили бы примерно такие строки:
Кузнец ещё раз сверился с таблицей состояния Fe-Fe3C и заодумчиво почесал бороду. По всему выходило, что концентрация углерода была выше нормы…
Это рассказ, в конце концов, а не методичка
11:46 (отредактировано)
Давайте тогда ещё добавим устройство доменной печи для правдоподобности. Нет, ну а что это автор решил вдруг заняться алхимией вместо благородной металлургии? Непорядок!
Нужно ещё обязательно привести испытания образцов. А вдруг показатели будут отличаться от эталонных? Ведь это же беда! Несчастный котёл ведь разорвет как предыдущий!
12:33
+3
Ну а я факультет физико-технологический, по специальности литейное производство черных и цветных металлов. Это металлургия. Вам тоже должно о чем то говорить. Да, систему железо-углерод автору знать не обязательно, даже отличие стали от чугуна тоже, достаточно просто железо. Но если на лошадях ездят наездники то кузнецы куют готовый металл, вы как изучавший столь подробно материаловедение должны различать эти понятия. На заводах машиностроительных бывали и наверняка знаете чем кузнечный цех отличается от литейного. Но лаже там в литейном только переплавляют металл но не получают оный из руды, для этого созданы металлургические комбинаты. И автору как минимум надо называть вещи своими именами, а для этого не нужно знать основ металлургии, а поскольку автор даже в названии упоминает это понятие то как минимум надо соблюдать. А так согласно жанру сказки они могли оный металл получить и из воды, а раз сказано металлургия то элементарные знания на уровне школьной программы нужно знать.
12:38
+1
Да, и еще одно замечание, вашу посудину назвать котлом нельзя и судя из контекста скорее это или котелок или самое верное чугунок которыми и пользовались на Руси в старые времена, котелки скорее походная утварь, уху варить. Котлы понятие более масштабное и для пяти литров никак не подходит. А вот чугунок в самый раз, не зря он так назван, производное от слова чугун, вам прям в тему.
13:06
+1
Видимо, с технической точки зрения, автору придется всё-таки внести изменения. Или ограничиваться более общими словами: дескать, кузнец всё сделал по чертежам, долго работал и всё в таком духе…
13:26
+4
Ну уж это решать автору. Мы только советом помочь можем а исправлять или нет, он сам решит. Вам спасибо за конструктивный диалог и замечания под Купалой, там все по делу. В любом жанре, хоть сказка хоть рассказ на реальных событиях, мелочей не бывает, все имеет значение и все эти несоответствия замеченные и вами и мной очень важны и показывают как мы авторы уважаем своего читателя, если относимся к мелочам снисходительно, на авось, то и читатель нас читать не будет. Помните «Аэропорт» или «Отель» Артура Хейли? Он на технических деталях создал потрясающие бестселлеры, ими в 80-х зачитывался весь мир. А почему? Да потому, что вместе с потрясающе интересным сюжетом он открывал нам подноготную этих видов бизнеса и так увлекательно, что читалось на одном дыхании. Если не читали — рекомендую.
13:30
+2
Кстати, Стас, а поры у чугуна бывают? Мне сдаётся, это просто литейный брак — оттого посудину и разорвало.
13:35 (отредактировано)
+2
Да, Федорович, как раз в чугуне часто, по причине неправильно просчитанной литейной формы в которую и заливается чугуг, при остыванию жидкий металл дает усадку и если в изделии есть утолщения то там он застывает в последнюю очередь и если не компенсировать литником то будет раковина, будущий концентратор напряжений при перемене температуры и вполне может лопнуть.
Металл должен остывать последним в литнике или бобышке а не в изделии.
13:43
+1
В любом жанре, хоть сказка хоть рассказ на реальных событиях, мелочей не бывает, все имеет значение

С этим совершенно согласен. Матчасть прежде всего! От себя тоже добавлю придирку: Мафин — вроде бы не церковное имя, священнику такое не полагается. Если я не прав, поправьте.
15:23 (отредактировано)
Обязательно прочту. Спасибо большое. И жду Ваших строгих замечаний к своему Оборотню
09:01
А разве кузнецы плавят метал? Кузнец только обрабатывает ковкой готовое железо

Технологические схемы майкопской металлообработки (майкопская культура конца IV — первой половины III тыс. до н.э.)

Схемы Технологические параметры
I Литьё
II Литьё + холодная ковка
III Литьё + ковка с отжигами при 400 °С + холодная ковка
IV Литьё + ковка с отжигами при 600 °С + холодная ковка
V Литьё + ковка с отжигами при 700-750 °С + холодная ковка
VI Литьё + ковка с отжигами при 400 °С
VII Литьё + ковка с отжигами при 600 °С
VIII Литьё + ковка с отжигами при 600 °С + сварка при 600 °С
IX Литьё + ковка с отжигами при 600 °С + сварка при 400 °С
X Горячая ковка при 700-750 °С + холодная ковка
XI Литьё + ковка с отжигами при 700-750 °С + отжиг старения (отпуск) при 600 °С

Судя по комплексному характеру технологических схем, специалисты по обработке металла были универсалами, владевшими многосторонними технологическими знаниями. В их руках находились все литейные, кузнечные и термические операции, связанные с изготовлением различных по назначению изделий.


Это к вопросам, чем занимались кузнецы, например, очень давно, а что что-то мне обидно стало за высказывания о том, что они якобы не плавили металлы. Жирный шрифт мой.

По чугуну надо гуглить ютуб, там где-то были ролики практических археологов, которые аутентично воспроизводят древние технологии, может, что-то будет и про чугун. Но у меня беда с интернетом :C поэтому ссылок не дам.
Если вопрос принципиальный, могу спросить напрямую.

А вообще на художественную ценность рассказа технологические изыски не оказывают ну никакого влияния. Пусть он хоть из мифрила ей котел льет в горне из лунного света, рассказ не станет ни хуже, ни лучше.
05:30
Отличный рассказ, мне понравилось всё!
11:08
+1
Мне тоже понравилось в этом отзыве все!)
Спасибо)
11:22 (отредактировано)
" А может (вводное слово отделяется запятой) не надо было класть столько корня лопуха?"
"Не-е-е-ет (запятая) — замахал лапами кот (запятая) — борщи нельзя, ты же перетравишь всех и себя тоже".
«Дым окончательно рассеялся, и на столе обнаружился развалившийся на две половинки большой, (лишняя запятая) чугунный котел».
«Варево должно было выйти отменное! Тут дело в другом. А ну-ка, изнутри гляну (запятая) — он с лёгким свистом всосался в поры чугуна». В прямой речи перед словами автора вместо точки ставится запятая.
«Не было его долго, и, (лишняя запятая) если, (лишняя запятая) Катерина начала переживать, то кот, подметая пол от осколков, находился в полной уверенности, что его неплотный друг попросту отлынивает от уборки».
«Да хоть на дедушку. Тебя без присмотра оставлять нельзя, то всю деревню против себя настроишь, то вот (запятая) — он указал на прожжённый насквозь стол. — Взрыв».
«Точно! — Катерина хлопнула себя по лбу (точка) — Отвар папоротника, конечно же!»
«А мы тебе предлагали в подполе отсидеться! — хором заявили они (точка
«Ни призванные дожди, ни уничтожение паразитов, (лишняя запятая) за благо не шло, считалось, что это сама природа помогла, а вот дела сердечные (тире) совершенно другой коленкор».
«Но, даже такую целеустремленность, зелье Катерины перебило, аж на три недели». Здесь все запятые лишние, но можно и оставить для пауз.
«Кузнец на сто верст в округе имелся один, к ведьмам относился строго (запятая) категорично (запятая) отрицательно, исправно ходил в церковь, (лишняя запятая) и свято веровал, что против нечисти нет лучшего оружия (запятая) кроме как железо и священный огонь».
«Остроносые, (лишняя запятая здесь нет перечисления) кожаные ботиночки резво печатали шаг по пыльной дороге».
«Сбоку гордо шёл кот, чуть позади летело привидение, и, (лишняя запятая) вскоре, (лишняя запятая) вся экспедиция прибыла к кузнице».
" И тебе доброго дня, Виталий (запятая) — не обращая ровным счётом никакого внимания, (лишняя запятая) ни на грозный вид, ни на топор, сказало это чудо, (лишняя запятая) с копной чёрных кудрей".
AY
15:11
+1
Рассказ хороший. Диалоги можно подковать.
18:45
+2
Лёгкая забавная сказочка. Для своего жанра сойдёт.
Это, пожалуй, всё о достоинствах рассказа.
Теперь о недостатках.
Кто ЦА этого текста? Понятно, что не дети. И понятно, что не металлурги, они бы тут со смеху умерли. Вероятно, этот рассказ для широкого круга читателей, предпочитающих читать и не задумываться, и чтобы всё хорошо кончалось.
То есть не для меня, хотя я тоже люблю, чтобы всё хорошо кончалось. Просто… вот что этот рассказ дал мне? Ничего. Я хотел бы, но не смог симпатизировать героям, потому что… Но давайте по-порядку.
Во-первых, место действия. Да это сказка, но в любой сказке любое тридевятое царство на раз-два ассоциируется с определённой страной и эпохой. Для этого служат детали.
Героиня — ведьма Катерина. Пока что-то неопределённое — ни имя, ни род занятий не дают подсказки. Дальше упоминается Агриппина. Отлично! Имя исконно русское и весьма устаревшее. Кузнец Виталий? Странно… Не стыкуется Виталий с Агриппиной. Ну ладно. С натягом.
И вдруг упоминается отец Мафин, который просто заставляет сделать вот такое лицо wonderЭто что вообще?! Откуда, зачем?
Ладно, допустим, это некая сказочная страна, просто страна, без определённого места жительства. Но эпоха-то не вызывает сомнений. Не средневековье, но и промышленностью не пахнет. Хотя тоже, конечно, вёрсты, литры и хэллоуин в одном флаконе. Но тут автор зачем-то полез в материаловедение и совсем запутался.
Чугунный котёл оказался из сплава алюминия! с медью! wonderЯ не поверил, прочитал ещё раз. wonderЭтот смайлик можно после каждого абзаца ставить.
И ладно, может, автор не знал, что алюминий в 19 веке стоил дороже золота, но изготовление посуды из дюралюминия (сплав алюминия с медью) стало возможным только с развитием промышленности. Что никак не стыкуется ни с чем.
Покажите мне человека, который спутает алюминий с чугуном. Ну меру-то в фантазиях надо знать. Кроме того, котёл-то оказался потомственным, значит, изготовленным ещё раньше. И тут автор снова сам себе противоречит: если он потомственный, значит, в нём не один раз варили всевозможные зелья. И как он до этого не взрывался?
Но тут не совсем понятно. Что-то про продавца, очевидно, намёк на другую историю. Если читать книгу, то наверное будет понятно, что за продавец, что за бурундуки, чё это было за кольцо и чё за порошок, и почему твоя мамаша назвала меня «сынок»… Но здесь, в рассказе, выставленном на обсуждение, эти намёки бесят.
Но продолжу. Итак, в некотором неопределённом царстве в непонятное время происходят странные вещи… Заметьте что ничуть не подвергаю сомнению колдовские способности ведьмы, существование признака и странной реакции зелья с медью. Это вполне допустимый фантдопуск, без которого не было бы сказки. Но дело в том, что любая, даже самая фантастическая история, должна быть правдоподобной в деталях. Здесь этого нет.
И не надо было углубляться в материаловедение, показывая своё невежество. Если бы я писал о чём-то, о чём не имею представления, например, о медицине, то любой врач тоже поднял бы меня на смех. Поэтому я не пишу.
Но в этом рассказе полно и обычных логических нестыковок.
Меня тоже удивило, почему героиня обратилась к кузнецу. Кузнец не плавит металл. Но удивило не только это. Автор отправил героиню к кузнецу, чтобы получилась история. Если бы героиня пошла на рынок, как и должна была, сказки бы не было. Но зачем ради встречи героев придумывать столько нелепиц?
Бедный Виталик ради хитрой ведьмочки умудрился соорудить целую доменную печь из холма! Ни фига себе! И ничего, что температура плавления чугуна 1200 градусов. Это фигня. Сказка же. Может, там всё не так и люди ходят на головах. Да и кто проверять будет.
И ничего, что ради одного котла (который, напомню, можно было купить на рынке) пришлось строить целый завод, где-то добывать руду, игнорировать законы физики и здравый смысл, главное, что сказка сказывается.
Наверное, я зря придираюсь к тексту, который, как я сказал вначале, создан для развлечения читателей. Возможно… но на самом деле просто не стоит мешать тёплое с мягким. Подробности, объяснения, в которых автор ни в зуб ногой, здесь совершенно не нужны. История о ведьме и кузнеце, а не о металлах и сплавах. Сказка и лекция — совершенно разные жанры.
Хорошо, бывает ещё так, что написано хорошо и тогда не очень важно, о чём.
Да, написано хорошо. В целом.
Герои симпатичные, ситуации забавные, конец, как и полагается, хэппи.
Но давайте вчитаемся…
Меня насторожила уже первая фраза. Дым стоял слоями. Сразу нет.
Дальше по-всякому. Удачные забавные моменты соседствуют с ляпами и корявыми фразами. То герои говорят нормально, то вдруг начинают канцелярить, как по бумажке читают. Я не имею в виду, когда нарочно, а когда штампы и канцеляриты вдруг выскакивают в речи героев или в словах автора. Но это всё субъективно, не буду заострять внимание. Есть и от обычной невнимательности ошибки. Мне не очень удобно выискивать с телефона. Хотя бы вот: «Изба была под стать своему владельцу: светлая, скромная и добротная». Выходит, кузнец был светлый и добротный.
Важный момент — сказка затянута и от этого перестаёт быть лёгкой. Повествование местами буксует. Ничего не происходит, а количество знаков растёт. Пустые разговоры, ненужные подробности. Да хотя бы псевдонаучную часть выкинуть — уже легче станет и восприятие текста существенно улучшится.
Отдельно скажу про ошибки. Светлана уже постаралась, повыискивала запятые, но будет ли толк? Дело в том, что текст-то грамотный. Причастные и деепричастные обороты в плпядке, даже «не то чтобы» без запятой пишется. И тем более странно видеть в таком тексте простейшие ошибки, которые можно систематизировать.
Оформление прямой речи. Автор, не поленитесь заглянуть в правила.
Запятые между неоднородными членами (большой чугунный и т.п.). Запятая не нужна, если определения относятся к разным признакам предмета (материал и размер, форма и цвет и пр.).
«Но», «всё-таки» «вскоре» и ещё кое-что водными словами не являются и запятыми не выделяются.
Перед «да» в значении «и» запятая не ставится, в тех же случаях, что и перед «и».
Ну и невнимательность. Повторы, неудачное использование местоимений. Немного, но попадалось. Где-то опечатка смешная, сейчас не найду. В общем, много, но по мелочи. На самом деле довольно прилично написанный текст. Но вот с металлами нужно что-то делать.
Ну их нафиг, эти металлы!
16:21
Ну как же! Кузнец, сеновал — тут ассоциации очевидны.
23:41 (отредактировано)
+1
Продолжим.
«Ну, рассказывайте, чего надобно? — кузнец могучими руками осторожно наливал из хрупкого кувшина молоко в кружку (запятая) и Катерина откровенно им залюбовалась, тут же, правда, себя одернув».
«Кузнец с Катериной (запятая) чумазые с ног до головы (запятая) загружали в холм, что служил домной, чёрный уголь».
" Ох, не к добру, не к добру (запятая) — недобро щуря зелёные глаза (запятая) шипел кот".
«Но ты смотри (запятая) какой рукастый-головастый».
«Совсем сбрендил, ведьма она, ведьма! Куда ты лезешь? — кот тоже несколько изменился, облез, вытянулся, куски кожи повисли на скелете, а глаза затуманились (запятая) сменив зелёный цвет».
«Ступай (запятая) — на пороге появилась старая скрюченная бабка, (лишняя запятая) совершенно отвратительного вида (точка) — На кой я тебе сдалась?'
»Награда выбрана, сделка завершена (запятая) — торжественно и громко изрекла Катерина, (лишняя запятая) и легкомысленно подцепила под локоток Виталия".
«Вот и сам дурак, наплачешься, а я предупреждал! — кот, потеряв всякий интерес, спрыгнул вниз и (запятая) покачивая хвостом (запятая) удалился в дом».
В основном прямая речь и деепричастные обороты.
10:03
Недавно поднимали тему мужских и женских текстов, так вот, это плохой пример типичного «мужского» текста. Да, у женщин этот недуг тоже встречается, и с удручающей частотой.

В самом начале нет описания ведьмы, нет описания места, где происходит начальный диалог, а это, блин, важно. Обстановка жилища так-то играет на персонажа.
Я понимаю, что вы попытались показать персонажей действием и диалогами, это хорошая идея, но без описаний оно все равно не заработает: шутка ли дело, весь рассказ – практически сплошной диалог!
В итоге ведьма скучная и практически ниочемная. Немного бедовая и легкомысленная, судя по отсылкам о предыдущих история, это интересные черты, но особого развития они не получили. Ее единственное описание вы размещаете практически посередине рассказа, и мне от него охота морфировать в бабку с лавкой и орать вслед «Праститутка!!».
Вы честно попытались показать отдельные характеры у кота и привидения. Это благостно.
Вместе с тем, во время разговоров ваши персонажи по минимуму обходятся невербальным языком, то есть, жесты, различные телодвижения, мимика и все прочее, а это могло бы их показать хоть в какой-то мере.
Процесс изготовления котла затянут и хаотичен. Возьмите один кусок технологического процесса и покажите, как герои себя ведут друг с другом. Возьмите два куса и покажите прогресс их отношений, но, ради бога, не пользуйтесь заместителями по типу «Весь следующий месяц Виталий трудился как чёрт», «Прошла неделя, вторая…», «Через пару дней Виталий появился на пороге…» и прочее. Там, где можно было бы показать, как кузнец не доверяет ведьме, побаивается ее, как он меняет свое мнение, вы выкладываете анализ через кота и привидение, причем в виде скучного пересказа: «Питомцы Катерины на новое увлечение металлообработкой смотрели без одобрения и скептично», и потом еще диалог, и потом еще чисто их реакции. Зачем? Это что, история про бесформенное привидение и рыжего кота? Да, есть такое дело – показывать события через тз левого второстепенного персонажа, но он, как минимум, должен быть интересным и объемным.

По логике повествования – почему котел развалился именно сейчас, если она просто в промышленных объемах гнала любовное зелье? Почему привидение говорит, что лучше бы кастрюлю взяла и что котел был негодным? Раньше был нормальным, а потом оказалось, что негодный?
10:37
Очень понравилось. Легко, с юмором, очень интересная легкая вещица, бальзам для сердца на фоне грусти и уныния.
А незначительные недостатки уже отражены в предыдущих комментариях.
Большой и жирный плюс.
16:00 (отредактировано)
Клубы, стоящие слоями — это не слишком сложный образ? Теория реинкарнации допускает существование призраков? Ведьма тут же неожиданно разрыдалась: это был её любимый котел. Неожиданно для всех, кроме её компаньонов — там вроде больше никого не было. Не надо давеча Агриппину, Катерины для древнерусского антуража за глаза хватает, с учётом призрака и реинкарнации, винегрет получается уже. свято веровал в топку! Отец Мафин? И кузнец Виталий? С именами что-то, на мой взгляд, не так. Упоминается, что привидение — питомец, тогда должно объясняться, почему. надобно и зазнобу тоже в топку. А то получается как в анекдоте на «о» стиль. Обозревая окрестности Онежского озера отец Онуфрий обнаружил обнажённую Ольгу. — Отдайся, Ольга, окликнул Ольгу отец Онуфрий. — Отвяжись, окаянный, о то оторву охальный отросток. Ну, зачем вам такой стиль? Сказка добрая, но подчистить нужно, многажды потеряны запятые.
23:24
+1
Минутка вивисекции…
Ведьма тут же неожиданно разрыдалась: это был её любимый котел.

Если она может вот так на ровном месте разрыдаться, то никакой неожиданности в этих возрыданиях не будет. Товарищи её не первый день знают же, что там неожиданного для них?
А если это и впрямь первый раз, то эту тему надо хоть как-то обыграть! Вот так с нихрена взяла и разревелась? А до этого об неё лом гнули, да? Как минимум повод спросить «что это с тобой?».
Тебя без присмотра оставлять нельзя, то всю деревню против себя настроишь, то вот. — он указал на прожжённый насквозь стол. — взрыв.

Тут со знаками и заглавными буквами много чего не так. Возможно об этом другие критики уже сказали, но я уж буду писать всё, что заметил — некогда читать все комментарии.
А ну-ка, изнутри гляну. — он с лёгким свистом всосался в поры чугуна.

Либо запятая, либо «он» с заглавной буквы.
Не было его долго, и, если, Катерина начала переживать, то кот, подметая пол от осколков, находился в полной уверенности, что его неплотный друг попросту отлынивает от уборки.

Лучше разбить на два предложения. А то и на три.
Напомните мне кто-нибудь, зачем я тебя разговаривать научила?

Она к кому обращается? К «кем-нибудь» или к коту? Если к «кем-нибудь» то «зачем я ЕГО разговаривать научила».
Чтобы было о чем поговорить, вы, кстати, меня совсем не слушаете! — привидение обратило на себя внимание.

Но как по мне, то не айс. Мне кажется, если предложение-монолог длинное, то надо вставлять авторскую речь между, а не после.
– Чтобы было о чем поговорить! – фыркнуло привидение и обиженно добавило. – Вы меня совсем не слушаете!
То-то же. (воскл)

— А мы тебе предлагали в подполе отсидеться! — хором заявили они

Противопоставления «кот» и «они» до этого не было. В данном случае «они» это как раз все трое. Лучше найди другое обобщающее слово или просто перечислить.
Кузнец на сто верст в округе имелся один, к ведьмам относился строго категорично отрицательно, исправно ходил в церковь, и свято веровал, что против нечисти нет лучшего оружия кроме как железо и священный огонь.

Длинно. Это надо разбить на более короткие. Про кузнеца ещё обсудим, чуть ниже.
за порог его дома, обшитого листом стали

Одним листом стали?
Лист стали сам кузнец ковал? Не утомился? Это, мягко говоря, непростой процесс для одинокого кустаря.
А главное — зачем? В смысле — нахрена?
Или всё-таки листом стали обшит порог? Из предложения так сразу и не поймёшь…
— Ну, что теперь? — Катерина поправила сбившийся носок.

Не понял, что означает «сбившийся носок»? Не замечание, а так, внимание обращаю.
На деревянном столе красовались карандашные наброски в большом количестве, а по остаткам сгоревших лучин не надо было быть сыщиком, чтобы догадаться, что поиск правильного решения ведётся уже не одну ночь.

Наброски чего? Ножей? Он точно ножи разрабатывал, а не летучий корабль или хрустальный мост?

Несколько слов про кузнеца.

Почему Виталий – крепкий и успешный мужик в расцвете сил – до сих пор не женат? М?
Ладно, подружек нет, потому что религиозный. Но где жена? Он ведь не монах! А у него и невесты нет.
Странный какой-то бобыль. Даже по нашим временам странный. А уж тогда…
В глазах односельчан этот тип должен быть куда более странным, чем понятная во всех отношениях распутница-ведьма.
Но никто в нём ничего необычного не видит. Странная деревня…

Или он такой юный, что ещё не обзавёлся? Тогда где его отец с матерью? Раньше большими семьями жили, чего это он сам по себе, мальчик, свой собственный? Опять-таки «много на своём веку повидал». Нет, не юный.

В общем, предельно странный бобыль. Я уже подумал было, что он такой потому, что сам колдун. Ведь в древности кузнецов на селе считали колдунами… Даже представил себе эпичную дуэль двух магов, завершающуюся страстным сексом на руинах деревни, посреди забрызганных магией трёхголовых коров и матерящихся ёлок.
Но нет. Не колдун.

Верующий? Хм…
С первых же абзацев он сливается перед ведьмой — ВЕДЬМОЙ, КАРЛ КАТЕРИНА! — Верующий! Как вода в унитазе…
«Виталий считал себя человеком стойким». Зря считал! Заляпанная в чёрную магию девчушка в короткой юбочке пообещала ножики научить делать и всё – куда вся вера, мораль и стойкость подевались?

Не стойкий в вере, одинокий взрослый мужик. ХЗ, что за персонаж, одни противоречия.

То ли дело кузнец Вакула у Гоголя. Цельный, понятный и кстати очень верующий человек, по которому чётко видно, что он даже заключив сделку с нечистью, себе не изменил.
И любовь там показана вполне.

Кстати, о любви.

И опять-таки, непонятно, откуда любовь взялась? Сначала имеем яркий негатив друг к другу, потом короткую деловую беседу, завершённую сделкой. А потом… ЛУБОФФ.
Откуда? С чего бы? Никаких предпосылок не было для этого!

Сюжет чем-то похож на фильм «укрощение строптивого» с Адриано Челентано. Но там героиня «укрощала строптивого» весь фильм! В рассказе же большую часть времени нам описывают забавную возню двух чудаков и одной чудилы, а когда дело подходит к «укрощению», то «строптивый» сам тает, аки мороженное летом на свежеуложенном асфальте.

Виталий купился на технологию изготовления ножей. Но как он купился на саму Катерину? С чего это он ею «воодушевился»? Вот ничего же об этом нет!

Короче, дыра в сюжете. Нелогичный персонаж кузнеца. Нет развития отношений, нет даже простого «они любили друг друга давно, а теперь вот перестали это скрывать».

И напоследок о Катерине
Ведьма получилась лучше. Но и тут, что мы о ней знаем? Только то, что она может разрыдаться внезапно, гуляет по мужикам и выглядит как чучело. Этакая развратная Пепилотта на минималках. Для вторичного персонажа, ведьма получилась замечательной, запоминающейся. Но для главной героини остро не хватает собственно героини. Если кузнец просто «эй вы трое, оба ко мне, я тебя узнал», то ведьма вполне себе цельная, но её очень мало.

Также есть вопросы к стилистике. Но это не смертельно, а я и так уже простыню накатал.
Спокойной ночи!
00:19
Тут я встала и зааплодировала. Реально лучший отзыв!
Спасибо.
05:19
Я был абсолютно уверен, что весь дом кузнеца обшит одним листом железа. Думал, смысловой ляп.
Оказалось — стилистический.
Загрузка...
Илона Левина №1

Другие публикации