Оборотень. Full version
Оборотень
Старый дом был не похож на другие сельские строения: простые бревенчатые стены, крыша из потемневшего от времени шифера, окна в деревянных рамах. Среди аккуратных рядов современных коттеджей, соревнующихся друг с другом в красоте и дизайне, эта избушка каким-то образом не казалась страшным или уродливым строением: напротив, сюда тянуло каждого прохожего обещанием уюта и дружелюбного тепла.
День за днём, в любую погоду, ватага ребятни собиралась на лавочке возле забора: большие и маленькие, парни и девушки, в разной одежде и достатка лишь для того, чтобы перекинуться парой слов с хозяином - дедом Федором. Никто не знал, сколько ему лет, но родители каждого из этих детей и подростков сами могли бы поклясться на чем угодно, что во времена их детства дядя Федя был точно таким же: седым, подвижным стариком, в котором сочетались доброта и строгость. Некоторые из предков сами нет-нет, да и приходили сюда вспомнить молодость, другие относились к таким посиделкам достаточно нейтрально: они говорили, что старый хрыч безобиден, хоть и с некоторыми заскоками. Третья (и самая меньшая) часть родителей считали хозяина дома настоящим психом. Этому мнению поспособствовал недавний рассказ старика в летних сумерках у костра о том, что он верит в оборотней и однажды одного из них лично убил своим топором для колки дров. С тех самых пор дед рубит только осиновые поленья чтобы древесина сточила всю кровь оборотня, якобы впитавшуюся в металл.
Тот вечер был уже далёк и неспешно приближалась осень, разукрашивая всё вокруг яркими красками, звуками и запахами: великолепные, шуршащие ковры расстилились под стволами деревьев, чинно роняющих листву от малейшего дуновения всё ещё тёплого ветерка; где-то в садах доспевали на ветках разноцветные плоды поздних сортов яблок и ягод, распространяя вокруг тот самый неповторимый аромат с небольшой кислинкой. День за днём прохлада всё больше остужала землю и воду, белила по утрам траву, нехотя отступая под лучами всё ещё изредка ярких лучей солнца. Пройдёт ещё немного времени и темная громада леса, неожиданно неприветливого и враждебного, окружит каждое село и деревню в мрачном кольце своей неприступности.
** ** **
= Вот они, помощнички, - ворчал старик, весьма бодро раскалывая разнокалиберные поленья тяжёлым колуном. Движения были выверенными, экономными, но беспрерывными, словно у многофункционального робота-автомата на конвейере с той лишь разницей, что ни один механизм во время работы вам не улыбнётся и не пошутит:
= Один рубит, семь - в кулак трубят! Ну-ка, сколько вас тут богатырей? - дед Фёдор поставил очередное полено на колоду, поднял топор и окинул насмешливым взглядом завороженных и притихших ребят: - Таак, шесть принцев и пятнадцать красавиц. Итого, двадцать один? Я прав? - на этих словах он опустил колун. На горку лежащих на земле дров с тихим стуком упали две половинки.
= Дядя Федя, может быть, Вам помочь? - спросил ломающимся голосом один из юнцов. Кирилл, кажется. Этот парень в будущем мог превратиться во весьма крупного мужчину: уже сейчас он отличался среди своих сверстников шириной плеч, высоким ростом и прорисовывающейся мускулатуре через одетую явно не по погоде футболку.
Старик улыбнулся юноше:
= Ну конечно, голуба душа, тебе давно пора погреться. Опять куртку подруге отдал? Зубами ещё чечётку не выбиваешь? Смотри, а то в старости обзаведешься полным ртом серебра - в подтверждение своих слов дед Фёдор улыбнулся пошире. Упомянутые им кусалки умудрились сверкнуть благородным металлом в скудном свете дня.
Кирилл попытался войти во двор и замер в нерешительности — никак не мог найти вход. Штакетник забора казался сплошным безо всякого намёка на дверь или калитку.
= Ну, что застыл? - добродушно поддразнил старик Кирилла
= Дядя Федя, не могу войти, - пожаловался тот
= Слыханое ли дело, - обратился хозяин дома, не прекращая своей работы, к увеличившимся в количестве по ту сторону забора зрителям и слушателям, - очки, значит, на мне а плохо видишь ты. Как такое может быть? - взрыв смеха подростков, детей и взрослых прервал его речь на добрых полминуты - Вот она, калитка, перед тобой. Толкай вперёд и входи.
Кирилл в удивлении закрыл глаза и затем снова открыл: калитка была прямо перед ним. Парень недоуменно почесал голову и воспользовался приглашением.
= Ну, что, касатик, - обратился дед Фёдор к подошедшему гостю, - давай, не спеша, как я тебя учил, грейся. Хочешь, надень рукавицы, чтобы руки не осушить от топорища: оно временное, дубовое. Работай осторожно! Справишься?
= Справлюсь, дядя Федя, - ответил юноша, надевая рукавицы и поднимая топор.
Кирилл хорошо помнил стариковские уроки и старался делать всё правильно: не размахивался из-за спины, ноги держал на достаточной ширине для лучшей опоры и не спешил для сохранения энергии и сил.
= У тебя хорошо получается. Принесу тебе свой плащ - похвалил пожилой мужчина, заходя в дом.
Осталось всего три плахи - три достаточных удара, когда один из друзей, Максим, крикнул с лавочки:
= Кирюха, а одной рукой слабо расколоть?
= Нет, не слабо! - ответил парень товарищу, - просто так делать нельзя!
= А вот и слабо, раз гнилые отмазки лепишь, - поддержал Максима Андрей, самый задиристый из их компании. - Слабо, слабо, слабо!
= Да чтоб тебя! - огрызнулся парень, встал по-другому, перехватил топор одной рукой, сделал размах и с силой опустил. Большая инерция, недостаток опыта, неправильная траектория удара, всё ещё не разогретые мышцы и банальное невезение сыграли с юношей злую шутку: Кирилл увидел, словно в замедленной съёмке, как орудие труда для колки дров даже не задев половинку полена, стоящую на колоде, пронеслось мимо самой колоды, врезаясь в ткань, разрубая кожу, кромсая мышцы, ударяясь в кость. Парень ещё не осознал что именно произошло и завороженно наблюдал как ярко-алая кровь пропитывала джинсы, текла по топору, смешивалась с бурой ржавчиной и возвращалась назад. Кирилл с недоумением вытащил колун из своего бедра, посмотрел на него и отбросил в сторону. Лишь через несколько долгих, словно сама жизнь, секунд пришла боль: вначале далёкая, тупая и незаметная она начиналась из места, где металл соприкоснулся с костью, поднималась сквозь растерзанную плоть и затем охватила всё, порождая крик. Юноша повалился на землю, обхватив пострадавшую конечность руками. Он беззвучно рыдал, пытаясь в бессильных слезах найти утешение произошедшему и не слышал вопросы товарищей, бестолково переминающихся с ноги на ногу и не находящих в себе мужества подойти поближе.
Неожиданно всё изменилось: старческий голос одним словом прекратил всю пустую суету, творящуюся вокруг и расчистил себе дорогу прямо к лежащему парню:
= Разойдись!
Дед Федор в одно мгновение оценил ситуацию, сел на колени рядом, осматривая рану. План действий возник в голове моментально: любыми способами остановить кровотечение и спасти жизнь. Короткими, понятными приказами он занял окружающих людей и каждому дал задание, причем всё это заняло всего десяток секунд, пока пожилой мужчина умело оказывал помощь. Как бы ни спешили добровольные помощники, они опоздали. Издав влажно-сытый звук, рваная рана, медленно и неохотно, затягивалась сама собой, выталкивая наружу осколки кости, попавшую грязь и свернувшуюся кровь. Через несколько секунд горячая кожа парня стала ровной и гладкой, словно никогда и не была повреждена а ещё спустя пару мгновений юноша открыл глаза. Дед Федор вздрогнул, словно не подозревающий розыгрыша ребенок - во вгляде, некогда принадлежавшего человеку не осталось ничего человеческого. Это был взор хищника, изучающего новую, ещё невиданную добычу перед тем, как наброситься на неё и попробовать на вкус
= Хочу есть, - хрипло сказал Кирилл, бывший Кириллом лишь только внешне. Где-то там, в глубине души этого создания, людской разум вёл борьбу с первобытным инстиктом и пока ни та ни другая сторона не могла взять верх. Любая мелочь, маленькая случайность могла навсегда изменить этот хрупкий баланс, превратить человека в зверя или наоборот.
Парень, дрожа всем телом, поднялся на ноги. Друзья, товарищи и просто знакомые уже со всех сторон бежали к нему, бросая по пути с таким трудом найденные предметы, о которых просил старик. Те, кто заметили состояние юноши списывали всё на слабость после потери крови, нервы или простую усталость, но большинство из не обращали внимания ни на что.
= Я же говорил, что ему слабо, - нагловатый голос Андрея вывел Кирилла из состояния равновесия. Из груди парня раздался низкий рык, показывающий проигравшего во внутренней борьбе: свет разума был загнан в самый тёмный уголок его естества и восставшая из небытия животная агрессия торжествующе подняла флаг победы.
Зарождающееся чудовище согнуло ноги в коленях, подобно пружинам, готовясь к прыжку. Его губы кривились в угрожающем оскале, пальцы рук сгибались в кулаки для того, чтобы снова разжаться и с каждым таким движением ногти всё больше напоминали когти дикого хищника. Бывший хороший человек, сын, товарищ и друг прыгнул, но тот, о ком всё уже поспешили все забыть, успел первым. Старик, до сих пор так и не вставший с колен, схватил крепкой хваткой обеими руками трансформируещееся существо и дёрнул на себя изо всех сил. Лишившись опоры, недоборотень упал с высоты собственного роста, ударившись головой в осиновое полено и затих.
Дед Федор подошёл к павшему нечеловеку, оценивая ситуацию: тот, кто был ещё недавно улыбчивым и весёлым парнем ещё меньше напоминал такового. Пробивающаяся тут и там шерсть, острые когти, меняющее форму тело - всё говорило о том, что ещё немного и человек в Кирилле умрёт, повинуясь жуткому злу тех времён, когда древние люди жались поближе к костру и прислушивались к каждому звуку, сидя в пещере. В наступающей темноте в серебристом свете луны бродили чудовища, жутким воем парализуя добычу.
Старик оглянулся вокруг: и мрак деревенской ночи, плюющей на далёкий электрический свет фонарей был ему ответом: требовалось закончить дело, каким бы горьким оно ни было.
** ** **
= Итак, Вы утверждаете, что спасали личность и жизнь потерпевшего, Кирилла Одинцова, с целью непревращения его в оборотня? - следователь внимательно посмотрел на обвиняемого - нечёсанного, небритого и благоухающего сложным запахом навоза, костра и пота старика. Трудно было определить: в своём ли уме данный человек, хотя экспертиза определила: психически здоров, отдаёт отчёт своим действиям.
= Да, всё так и было - ответил подозреваемый неожиданно глубоким, словно корни дерева, голосом. - Я рубил его топором столько раз, чтобы наверняка убить а затем воткнул ему осиновый кол в сердце, пригвоздив к земле. Мне не хотелось смотреть, как мой воспитанник, почти что внук, превращается в чудовище. Кстати говоря, где мой колун?
Следователя передёрнуло. Ещё ни разу, за всю свою карьеру, он не видел совершившего преступление человека настолько спокойного и уверенного в своей правоте.
= Конвой! - громко произнёс слуга закона и, дожидаясь когда ему откроют двери одиночной камеры, продолжил: - На мой взгляд, чудовище - это Вы. А топор Ваш в надёжном месте - в экспертной лаборатории.
Следователь вышел и за ним громыхнула стальная дверь, запираемая на массивный замок.
Старик прислушался. Где-то там, за стенами его тюрьмы раздался волчий вой.
Конец.
Парня жалко. Так вот откуда оборотни в погонах пошли.
А может всё таки не конец?
Сначала то что на виду:
"… шуршащие ковры расстИлились ...",
— наверное опечатка.
"… Пройдёт ещё немного времени и темная громада леса, неожиданно неприветливого и враждебного, окружит каждое село и деревню в мрачном кольце своей неприступности..."
— это предложение я не понял.
"… разнокалиберные поленья ...",
— мне кажется не очень удачно про поленья языком артиллериста.
"… Этот парень в будущем мог превратиться во весьма крупного мужчину: уже сейчас он отличался среди своих сверстников шириной плеч, высоким ростом и прорисовывающейся через футболку мускулатурой. Явно не по погоде: уже давно не лето, ветер резкий а мелкий дождь зарядил, видимо, надолго..."
— Вот тут, одно предложение не связано со вторым. Понятно что футболка не по погоде, но написано невнятно. Непонятно что не по погоде.
"… Упомянутые им кусалки умудрились сверкнуть благородным металлом в скудном свете дня."
— Вот чуждо смотрится стиль предложения в общем контексте. Я споткнулся, слишком много экзотики для одного предложения, тут и кусалки и благородный металл и скудный свет. Многовато. По одному в разных предложениях сойдет за стиль изложения а так перебор.
"… Кирилл попытался войти во двор и замер в нерешительности: молодой человек никак не мог найти вход — штакетник забора казался сплошным безо всякого намёка на дверь или калитку."
— Вот зачем вам Кирилла вдруг обозвать молодым человеком? Не хотите повторяться? А читатель будет думать откуда тут еще один персонаж. Ну уберите этот штамп и предложение станет легким вот так: " Кирилл попытался войти во двор и замер в нерешительности — никак не мог найти вход. Штакетник забора казался сплошным безо всякого намёка на дверь или калитку."
Далее, по моему в рукавицах колоть или рубить дрова опасно, сам я всю жизнь этим занимаюсь и никогда не одевал и мои соседи тоже, даже в сильные морозы. Дело в том что пот или кожный жир на руке служит прочному сцеплению ладони с топором, а в случае с рукавицей, топор может выскользнуть ( нет сцепления, только за счет сильного сжатия а это лишняя трата сил и опасно) и будет беда. Так при работе с любым опасным инструментом рукавица разрывает связь между вами и инструментом.
"...= Кирюха, а одной рукой слабо разрубить?".
— А вот тут сложнее. Дело в том что рубят дрова всегда одной рукой а колют двумя. Все зависит от размера поленьев. Вот я сегодня с утра колол дрова, большие, толстые поленья колол колуном двумя руками а те что поменьше тем же колуном но одной рукой а второй придерживал полено, в идеале одной рукой надо топором надо.
Ладно сделаем перерыв. Вы скажите автор, если мой разбор не нужен то продолжать не буду. Чтобы я зря время не тратил. После разбора дам вам свои впечатления о вашей работе.
Старый дом был не похож на другие сельские строения: простые бревенчатые стены, крыша из потемневшего от времени шифера, окна в деревянных рамах. ( первое предложение вполне себе, читается легко, визуалка есть) Среди аккуратных рядов современных коттеджей, соревнующихся друг с другом в красоте и дизайне, эта избушка каким-то образом не казалась страшным или уродливым строением: напротив, сюда тянуло каждого прохожего обещанием уюта и дружелюбного тепла. ( второе предложение громоздко и невнятно передает вашу мысль о том что среди дорогих современных котеджей старенький бревенчатый дом смотрелся уютным и приветливым)
Вы не объяснили, чем именно избушка притягивала прохожих и вызывала у них чувство уюта и дружелюбия. Может резными окнами, орнаментами вызывающими ностальгию по давно ушедшим временам детства у взрослых, а у детей своей сказочной необычностью среди урбанизированных современных домов.
День за днём, в любую погоду, ватага ребятни собиралась на лавочке возле забора: большие и маленькие, парни и девушки, в разной одежде и достатка лишь для того, чтобы перекинуться парой слов с хозяином — дедом Федором.
Коряво, не логично. Почему «день за днем», а не каждый день или очень часто или почти каждый день?
Смотрите пример: «День за днем проходило лето и незаметно наступила весна.» В этом предложении ваше «день за днем вполне уместно и несет информацию неумолимо уходящего времени. В вашем случае, вы показываете о том что у дома деда часто собирались жители района послушать его истории, и это выражение неуместно.
Далее — „ватага ребятни“, тоже не сюда. Режет слух Нужно что то другое.
Далее — „большие и маленькие, “ тут не понятно то ли по росту то ли по возрасту, звучит не очень. Дайте подробнее характеристику типа пацаны дошкольники и постарше а то и вовсе взрослые, ну сами придумайте.
Далее — » в разной одежде и достатка ", достатка что? Тоже разного? Коряво, надо доработать. И потом, если вокруг дорогие ультрасовременные дома то вряд ли такой уж разный достаток, вот если бы рядом была бедная рабочая слободка, тогда другое дело, но у вас об этом ничего не сказано.
Далее — «перекинуться парой слов с хозяином», они что все поболтать к нему ходили? А может послушать его истории?
По первому предложению все.
«Никто не знал, сколько ему лет, но родители каждого из этих детей и подростков сами могли бы поклясться на чем угодно, что во времена их детства дядя Федя был точно таким же: седым, подвижным стариком, в котором сочетались доброта и строгость.»
А что, родители, дети которых не ходили к Федору, о нем не слышали? Или бездетные взрослые?
Поклясться на чем угодно — корявый штамп.
"… стариком, в котором сочетались доброта и строгость..." И это о старике который кого то зарубил топором?
«Некоторые из предков сами нет-нет, да и приходили сюда вспомнить молодость, другие относились к таким посиделкам достаточно нейтрально: они говорили, что старый хрыч безобиден, хоть и с некоторыми заскоками.»
— выражение «Некоторые из предков » звучит нехорошо, это авторский текст а не говор персонажа.
— «приходили сюда вспомнить молодость», тоже не очень. Нет информативности, понятно что они тосковали по историям деда, но об этом так и надо написать.
— «достаточно нейтрально», канцеляризм, писать так конечно можно, но с точки зрения литературы это не айс.
Серьезно, большое спасибо. Мне это предложение не по душе самому
«Третья (и самая меньшая) часть родителей считали хозяина дома настоящим психом.», вот делить родителей на части не самый удачный вариант, это не математика.попробуйте по другому типа: Многие, некоторые и т.д.
«Этому мнению поспособствовал недавний рассказ старика в летних сумерках у костра о том, что он верит в оборотней и однажды одного из них лично убил своим топором для колки дров.»
— «рассказ старика в летних сумерках у костра », вот здесь лишнее уточнение. Слишком много всего в одно предложение. Постарайтесь писать по принципу одна мысль— одно предложение.
У вас тут в идеале три предложения. В идеале одно но без подробностей.
— " поспособствовал", плохо звучит, как милицейский протокол.
— " своим топором", понятно что не чужим, «своим» лишнее уточнение.
— «рассказ старика в летних сумерках у костра о том, что он верит в оборотней» вот тут все спешано, так он рассказывал как видел и убил оборотня или о том что верит в оборотней. Неясна мысль.
" С тех самых пор дед рубит только осиновые поленья чтобы древесина сточила всю кровь оборотня, якобы впитавшуюся"
— вроде и ничего предложение, разве что «якобы впитавшуюся» надо бы уточнить кто так считает, я прнимаю что дед, но в предложении это написано косвенно и читатель теряется. Ну и само предложение не очень гладко построено, попробуйте перестроить, ну к примеру вот так: «С той поры, дед старался колоть только осиновые поленья, поскольку верил, что кровь оборотня впиталась в топор, а осина, по его мнению, очищала от нечисти.» Ну вот в этом духе.
«Тот вечер был уже далёк и неспешно приближалась осень, разукрашивая всё вокруг яркими красками, звуками и запахами: великолепные, шуршащие ковры расстилились под стволами деревьев, чинно роняющих листву от малейшего дуновения всё ещё тёплого ветерка; где-то в садах доспевали на ветках разноцветные плоды поздних сортов яблок и ягод, распространяя вокруг тот самый неповторимый аромат с небольшой кислинкой.»
Тут вы меня напугали. Сочинить такое многоэтажное словесное строение не каждому под силу. И я думаю, что не стоит этого делать. Мысль теряется, читатель захлебывается. Я ранее писал: Одна мысль — одно предложение. Запишите и на видное место! Будем разбирать по частям.
— «Тот вечер был уже далёк и неспешно приближалась осень...»
Сразу ставите читателя в тупик. Это же какой вечер? Который был или будет и где его искать. Мысль потеряна. И сразу «приближалась осень.», и опять читатель спотыкается и не понимает куда вы клоните.
— «разукрашивая всё вокруг яркими красками»
Какими яркими, насколько? Дайте метафоры, сравнения, нарисуйте картинку читателю.
— «великолепные, шуршащие ковры расстИлились под стволами деревьев, »
Ну, опечатку вы видите. Опять неинформативная фраза, что за шуршащие ковры? Почему? Там что ежики?
— «чинно роняющих листву от малейшего дуновения всё ещё тёплого ветерка; „
Почему чинно роняют я так и не понял, но зачем уточнение что ветерок все еще теплый, и все в кучу. Хотите сказать о теплом ветре осенью, то отдельным предложением, а здесь у вас мысль о падающей листве и каким ветром ее сдувает, вопрос второй.
— “доспевали на ветках разноцветные плоды поздних сортов яблок »
И тут сложно, дайте описание яблок, каких цветов они и прочее, и не надо уточнять что это плоды.
— «вокруг тот самый неповторимый аромат с небольшой кислинкой. „
Не нужно писать “ тот самый», иначе придется написать какой именно тот самый, с чем вы его сравниваете. Просто пишите: «неповторимый аромат с небольшой кислинкой.» и это уже хорошая информативная фраза.
— "
«День за днём прохлада всё больше остужала землю и воду, белила по утрам траву, нехотя отступая под лучами всё ещё изредка ярких лучей солнца.»
— Можно сказать удачное предложение, если бы не концовка: «лучами всё ещё изредка ярких лучей солнца.» Немного коряво. Понимаете, предложение оно как мелодия, вы его читаете и ощущение мелодии. В этом предложении у вас почти получилось.
Продолжайте!
«Пройдёт ещё немного времени и темная громада леса, неожиданно неприветливого и враждебного, окружит каждое село и деревню в мрачном кольце своей неприступности.»
— Это предложение не понял совсем. Почему темная громада леса стала враждебной и тем более неприветливой? По тексту ничего такого не предполагается. Концовка предложения и вовсе ошарашила. Как это: «Пройдёт ещё немного времени и темная громада леса, неожиданно неприветливого и враждебного, окружит каждое село и деревню в мрачном кольце своей неприступности.» С чего вдруг лес или село стали неприступными?
Автор, это самое неудачное предложение в вашем рассказе, пока во всяком случае.
"= Вот они, помощнички, — ворчал старик, весьма бодро раскалывая разнокалиберные поленья тяжёлым колуном. "
— " весьма бодро раскалывая", это как,
— «разнокалиберные», поленья мерять калибром?