Соната
отрывок:
"…Домой он вернулся почти по темноте. Усадьба уже угомонилась, засыпала. Окна людской светились красным, там жгли лучину. Прижимистая Степанида строго следила за расходом свечей, даже сальных. На ночь дозволялось оставлять огонь только в гостинной и на кухне, где постоянно пыхала хмельными пузырями бадья с дрожжевым тестом, которое требовало частого пригляда. Азаров привычно шел по давно знакомой дорожке, его никто не встречал.
Но спали не все: в гостиной слышен рояль, плавно и одновременно сильно и торжественно. «Варенька!» — растроганно подумал Иван Сергеевич. Тихонько прошел вовнутрь, остановился в дверях зала, оперся спиной о косяк. У подставки для нот ажурный канделябр с тремя прозрачными свечами. Полукруг света, яркий в центре, расходился в стороны, терял силу, мягко оттеняя простую обстановку. У раскрытого окна рояль. Варенька играла свою любимую сонату. Девушка нежно прикасалась к узким пластинам клавиш. И мрачный рояль, в ответ на ласку ее пальчиков, отзывался дивной по красоте мелодией.
Она взволновала замершего в восторге Азарова. Выливалась из разверстого чрева рояля в полумрак гостиной, в раскрытые окна, терялась в грандиозности наступающей ночи: грустно, томно, тревожно.
Сердце защемило. Но это была не физическая боль, а томление усталой души, отдавшейся на волю прекрасного, необъяснимого мира, который существует рядом с тем, в каком он живет сегодня. Как жаль, что только в редких случаях, между этими мирами нарушается эфемерная граница и уводит человека в чудесные дали неземного бытия.
Музыка оборвала тончайшие грани, разделяющие эти миры. Азаров слушал. Ему стало очень грустно. Сейчас, он до боли в сердце жалел всех-всех, кто жил на этом свете, и, особенно, себя самого. По его лицу, второй раз за день, потекли слезы. Но он не стыдился их. Напротив! Ивану Сергеевичу хотелось одного, чтобы никогда не утихали чарующие звуки музыки, и не прекращались его слезы, потому как, и то и другое - было святым, очищало огрузневшую от тяжести жизни душу…
...Он не заметил, как ночь вальяжно растворила подаренный ей последний аккорд. Варенька, вероятно, находясь под впечатлением сыгранной сонаты, замерла, мечтательно смотрела в окно. Тихо. Только ветерок играет язычками свечек и кисеей занавесок: поднимет, вздует невесомым пузырем и снова, мягко, вернет на место.
В углу заскреблась мышь. Варенька испуганно вздрогнула и нечаянно хлопнула клавиатурной крышкой.
Иван Сергеевич воровато оглянулся по сторонам, и спиною назад, попятился в коридор…
Ну… спиною назад, попятился в коридор — можно поменять на — попятился в коридор, Всё!
В данном случае слово «спиною» использовано для стиля, а не для уточнения. То есть, для связки слов, если так будет понятнее.
Как говорится, столб это хорошо отредактированное дерево.
Када мы идём вперёд, спина у нас иде? сзаду.
А ежли попячиваемся, то расположение спины по отношению к направлению перемещения меняется на куды? пральна, она терь напередЕ. Такшта, если темболе упоминается коридор, он же калидор, то пятиться в него он мог тока спиной вперёд, вот.
Ладно б ещё была б главнее комната, ну так и быть, возможно, допустимо подаваться из комнаты, ну или пусть даже из дверного проёма, спиной действительно назад. Назад по отношению к комнате.
Подаваться из. Но не пятиться, тобешь по определению перемещаться вперёд пятками.
Вывод — спину однозначно снести нафигг. Оставить тока одно попячивание. Дабы не усугублять.
Если же говорить о содержательной, сюжетной части… А нет её. Отрывок…
Это на мой взгляд единственные огрехи.
Ну, не знаю вот, насчет «стоит ли писать языком классиков в наши-то времена?», но в целом, конечно понравилась зарисовка.
Интересно стало, кстати, отчего в первый раз у Азарова-то слезы текли?)
Хочетца продолжению!
«Как жаль, что только в редких случаях, (лишняя запятая) между этими мирами нарушается эфемерная граница и уводит человека в чудесные дали неземного бытия».
«Сейчас, (лишняя запятая) он до боли в сердце жалел всех-всех, кто жил на этом свете, и, (лишняя запятая) особенно, (лишняя запятая) себя самого».
«По его лицу, (лишняя запятая) второй раз за день, (лишняя запятая) потекли слезы».
«Ивану Сергеевичу хотелось одного, чтобы никогда не утихали чарующие звуки музыки, (лишняя запятая) и не прекращались его слезы, потому как, (лишняя запятая) и то (запятая) и другое — (лишнее тире) было святым, очищало огрузневшую от тяжести жизни душу…»
«Только ветерок играет язычками свечек и кисеей занавесок: поднимет, вздует невесомым пузырем и снова, (лишняя запятая) мягко, (лишняя запятая) вернет на место».
«Иван Сергеевич воровато оглянулся по сторонам, (лишняя запятая) и спиною назад, (лишняя запятая) попятился в коридор…»
Я бы ещё кое-где поубирала, но не буду настаивать.
Усадьба уже угомонилась, засыпала. … Угомонившись, засыпала.
Вот усадьба угомонилась, а на рояле бахали — сильно???
…
Спиной о косяк? Вот мне интересно кто часто о косяк спиной упирается… обычно плечом…
…
У подставки для нот ажурный канделябр с тремя прозрачными свечами. — Автор Вы рояль «вживую» видели? Где подставка для нот, и как туда ставить канделябр, туда и рюмку с водкой не поставишь, ибо упадёт!
…
У раскрытого окна, спиной к нему, сидела Варенька… Представил… Окно. сидит Варенька у окна… а где рояль? на сквозняке?
…
Девушка нежно прикасалась к узким пластинам клавиш.… а чо клавиши то узкие??? КИтайские?.. и потом если выше рояль был СИЛЬНО И ТОРЖЕСТВЕНно… То как нежно… На рояле в прЫнцыпе нежно не играют, есть такое понятие как звукоизвлечение…
......Она взволновала замершего в восторге Азарова.
… Кто взволновал… Варенька своей спиной, или рояль узкими клавишами?..
.....Варенька испуганно вздрогнула и нечаянно хлопнула крышкой рояля… Надеюсь прищемив себе нежные пальчики, не заматерилась?
…
Иван Сергеевич воровато оглянулся по сторонам, и спиною назад, попятился в коридор…… Как шешЬ он спиной то, если она к косяку прислоненайая?
С таким и стол не надо, слева запивон, справа вкусняшки
мне слово резануло как смыслом, так и несоответствием общей стилистике текста.
Фет — знаю, он очень прост и точен в выражениях… остальное домыслит воображение читателя…
Да, неудачно, что сидела у окна. Если рояль стоял у окна, то сидеть от него ближе двух метров не получится. Про канделябр тоже странно. «У» подставки для нот нет места. Это не «на», где тоже места нет. Логично, что канделябр должен стоять где-то выше. Скорее «над». Возможно, там ещё есть место при открытой крышке.
Ещё один момент — хлопнула крышкой рояля. Давайте называть вещи своими именами: крышка рояля — это такая огромная криволинейные фигня сверху, которую открывают, чтобы лучше был слышен звук. Если бы Варенька «случайно» хлопнула крышкой рояля, то сбежался бы весь дом, прямо в ночных чепчиках.
Кое-где нарушение гармонии текста неуместными словами. Вот эти «узкие пластины клавиш'», «разверстое чрево рояля» — это скорее смешит, чем впечатляет.
Не обошлось и без банальностей, про которые я сказал, что их меньше, чем обычно. Но есть. Чарующие звуки музыки, томление усталой души… тьфу! Это что, упражнение по банальностями?
Ну и ошибки. Многовато лишних запятых, больше десяти, наверное. На такой короткий текст.
В целом — мне понравилось. Но целостности не хватило. Единства стиля, гармонии формы и содержания.
Ну. Полшажочка ж буквально до «чресел», и понеслась
Друг мой, не говори красиво. Лучче ба — правильно.
ну значт и мнение «всякого» стоит, наверное, по возможности принимать во внимание. Раз всяк плюётся на излишнюю томность-вычурность, то мошть в унитаз её? излишнюю по крайней мере.
Я про это и говорил в своём комментарии, что я больше воспринимаю в целом картину. Эмоционально…
Но здесь — сковородка. Тут люди приходят жарить, критиковать. Жёстко!
И Ворона критикует как может, то есть делает то, в чём разбирается.
Она грандмастер-заклёпочник. Видит все мельчайшие винтики.
«Выливалась из разверстого чрева рояля в полумрак гостиной, в раскрытые окна, терялась в грандиозности наступающей ночи: грустно, томно, тревожно.» —
мне не хватило уточнения, что выливалась? Я бы добавила слово «музыка» или «соната» или просто «звуки»… А так, всё хорошо.
А, ещё тут:
«Тихонько прошел вовнутрь, остановился в дверях зала, оперся спиной о косяк.» — Может, лучше, «опершись», а не «оперся»? Но это дело вкуса
Отрывок мне понравился! Я люблю такие эпизоды — они атмосферны, романтичны и мечтательны
угомониться — Толковый словарь Даля