Соната

  • Самородок
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
  • Жаренные
Автор:
vasiliy.shein
Соната
Текст:

отрывок:

"…Домой он вернулся почти по темноте. Усадьба уже угомонилась, засыпала. Окна людской светились красным, там жгли лучину. Прижимистая Степанида строго следила за расходом свечей, даже сальных. На ночь дозволялось оставлять огонь только в гостинной и на кухне, где постоянно пыхала хмельными пузырями бадья с дрожжевым тестом, которое требовало частого пригляда. Азаров привычно шел по давно знакомой дорожке, его никто не встречал.

Но спали не все: в гостиной слышен рояль, плавно и одновременно сильно и торжественно. «Варенька!» — растроганно подумал Иван Сергеевич. Тихонько прошел вовнутрь, остановился в дверях зала, оперся спиной о косяк. У подставки для нот ажурный канделябр с тремя прозрачными свечами. Полукруг света, яркий в центре, расходился в стороны, терял силу, мягко оттеняя простую обстановку. У раскрытого окна рояль.  Варенька играла свою любимую сонату. Девушка нежно прикасалась к узким пластинам клавиш. И мрачный рояль, в ответ на ласку ее пальчиков, отзывался дивной по красоте мелодией.
Она взволновала замершего в восторге Азарова. Выливалась из разверстого чрева рояля в полумрак гостиной, в раскрытые окна, терялась в грандиозности наступающей ночи: грустно, томно, тревожно.

Сердце защемило. Но это была не физическая боль, а томление усталой души, отдавшейся на волю прекрасного, необъяснимого мира, который существует рядом с тем, в каком он живет сегодня. Как жаль, что только в редких случаях, между этими мирами нарушается эфемерная граница и уводит человека в чудесные дали неземного бытия.

Музыка оборвала тончайшие грани, разделяющие эти миры. Азаров слушал. Ему стало очень грустно. Сейчас, он до боли в сердце жалел всех-всех, кто жил на этом свете, и, особенно, себя самого. По его лицу, второй раз за день, потекли слезы. Но он не стыдился их. Напротив! Ивану Сергеевичу хотелось одного, чтобы никогда не утихали чарующие звуки музыки, и не прекращались его слезы, потому как, и то и другое - было святым, очищало огрузневшую от тяжести жизни душу…

...Он не заметил, как ночь вальяжно растворила подаренный ей последний аккорд. Варенька, вероятно, находясь под впечатлением сыгранной сонаты, замерла, мечтательно смотрела в окно. Тихо. Только ветерок играет язычками свечек и кисеей занавесок: поднимет, вздует невесомым пузырем и снова, мягко, вернет на место.
В углу заскреблась мышь. Варенька испуганно вздрогнула и нечаянно хлопнула клавиатурной крышкой.
Иван Сергеевич воровато оглянулся по сторонам, и спиною назад, попятился в коридор…

+15
501
21:38
+3
лично я плюсанул первым, так что чего там жарить, не понимаю, мне понравилось
21:46
+1
не отлынивай… devil
22:01
дык ента, шабат жа, я хошь и не яврей, но лень работать в субботу jokingly
22:37 (отредактировано)
тогда — на метле полетай… шабаш, говорят — по субботам… всё развлечение… yahoo
22:39
Ды и ни баба, ни Яга ваапще-та я Кот, сам па сибе Кот, гуляю, иде хачу и я ни линивай, я энергосберегающий tongue
22:45
+2
с тобой говорить — гороху накушаться… поговорка… glass
23:13
дык чяво с харошим чилавекам ни пагаварить, или жа с Катом drink
21:40 (отредактировано)
+3
Да что ж такое… Давайте по второму разу! Замечательно! Превосходно! Дайте кнопку плюсануть ещё раз!
Ну… спиною назад, попятился в коридор — можно поменять на — попятился в коридор, Всё!
22:21
+1
А зачем? Менять…

В данном случае слово «спиною» использовано для стиля, а не для уточнения. То есть, для связки слов, если так будет понятнее.
22:39
+1
Александр прав: лишнее слово… бывает, рубишь текст — жалко! По живому! А прочтешь — лучше вышло, яснее, чётче…
22:42
+2
Возможно. Но простое убавление количества слов, на мой взгляд, не делает текст лучше. Потому что если удалять из предложения все слова, без которых смысл текста не изменится, то так постепенно можно удалить своё творчество.

Как говорится, столб это хорошо отредактированное дерево.
22:08
+1
(попятился)… да… смысл тот же… принимается: я описал двумя действиями — одно… лишнее… unknown
12:48 (отредактировано)
+1
да не, со смыселом тут дело скользкое.
спиною назад попятился в коридор

Када мы идём вперёд, спина у нас иде? сзаду.
А ежли попячиваемся, то расположение спины по отношению к направлению перемещения меняется на куды? пральна, она терь напередЕ. Такшта, если темболе упоминается коридор, он же калидор, то пятиться в него он мог тока спиной вперёд, вот.
Ладно б ещё была б главнее комната, ну так и быть, возможно, допустимо подаваться из комнаты, ну или пусть даже из дверного проёма, спиной действительно назад. Назад по отношению к комнате.
Подаваться из. Но не пятиться, тобешь по определению перемещаться вперёд пятками. wink
Вывод — спину однозначно снести нафигг. Оставить тока одно попячивание. Дабы не усугублять. tongue
22:18 (отредактировано)
+2
Уровень исполнения — полный восторг. Я не про качество русского языка и всякие косяки со стилем, которые могут при желании накопать люди, которых я называю «заклёпочниками», я именно про выразительность. Это восхитительно!

Если же говорить о содержательной, сюжетной части… А нет её. Отрывок…
22:30 (отредактировано)
+1
спасибо… думаю, через месяц — другой закрою тему полностью… пока — извините… хотелось проверить стиль, он несколько старомодный, что ли… unknown
22:43
+1
Эксперимент удачный, как по мне.
22:26
+2
Можно указать только ошибки:«Гостинной» -пишется с одним «н».
Но это была не физическая боль, а томление усталой души, отдавшейся на волю прекрасного, необъяснимого мира, который существует рядом с тем в котором он живет сегодня.
— Пропущена запятая перед словом «в котором».
Он не заметил как ночь торжественно растворила подаренный ей последний аккорд.
— Пропущена запятая перед предлогом " как".
Это на мой взгляд единственные огрехи.
22:33
+1
грешен, Валентин… беда тянется со школы: литература — отл… русский — тройка… бумаг по жизни исписал много, но как правило — печатали секретари… так что, с пунктуацией — беда… unknown
22:41
Ничего страшного)) Все мы грешны.
22:39 (отредактировано)
+4
Красиво, образно и… старинно!) Как в антикварную лавку сходил!)) thumbsup
Ну, не знаю вот, насчет «стоит ли писать языком классиков в наши-то времена?», но в целом, конечно понравилась зарисовка. bravo
Интересно стало, кстати, отчего в первый раз у Азарова-то слезы текли?) unknown
Хочетца продолжению! dance
22:48
+2
здесь, на слоне есть первая часть романа «Фантасмагория»: проверяю на стиль и реакцию читателя… вот вы уже подметили — старомодно… но по иному эту тему не раскрыть… буду дорабатывать, осталось пять — шесть глав…
00:13
+4
«Но спали не все: в гостиной слышен рояль, плавно, (лишняя запятая) и, (лишняя запятая) одновременно, (лишняя запятая) сильно и торжественно».
«Как жаль, что только в редких случаях, (лишняя запятая) между этими мирами нарушается эфемерная граница и уводит человека в чудесные дали неземного бытия».
«Сейчас, (лишняя запятая) он до боли в сердце жалел всех-всех, кто жил на этом свете, и, (лишняя запятая) особенно, (лишняя запятая) себя самого».
«По его лицу, (лишняя запятая) второй раз за день, (лишняя запятая) потекли слезы».
«Ивану Сергеевичу хотелось одного, чтобы никогда не утихали чарующие звуки музыки, (лишняя запятая) и не прекращались его слезы, потому как, (лишняя запятая) и то (запятая) и другое — (лишнее тире) было святым, очищало огрузневшую от тяжести жизни душу…»
«Только ветерок играет язычками свечек и кисеей занавесок: поднимет, вздует невесомым пузырем и снова, (лишняя запятая) мягко, (лишняя запятая) вернет на место».
«Иван Сергеевич воровато оглянулся по сторонам, (лишняя запятая) и спиною назад, (лишняя запятая) попятился в коридор…»
Я бы ещё кое-где поубирала, но не буду настаивать.
02:47
+1
Спасибо Вам… потом, сяду и буду разгребать… unknown
03:16 (отредактировано)
+1
Три года назад, член СП России Виолетта Б — рецензировала повесть «Дар Купалы»… текст одобрила, стиль, подачу отметила положительно… Но пришла в ужас от пунктуации… были еще две рецензии от членов СП, и все повторилось, один в один: нужно искать корректора…
00:44
+1
Домой он вернулся почти по темноте.… Это в какое время суток? Почти ночь или почти вечер? Луна светила. или солнце последний лучик кидало из-за горизонта? Вот как то тут не литературно, поэзии бы добавить, на пол страницы…
Усадьба уже угомонилась, засыпала. … Угомонившись, засыпала.
Вот усадьба угомонилась, а на рояле бахали — сильно???

Спиной о косяк? Вот мне интересно кто часто о косяк спиной упирается… обычно плечом…

У подставки для нот ажурный канделябр с тремя прозрачными свечами. — Автор Вы рояль «вживую» видели? Где подставка для нот, и как туда ставить канделябр, туда и рюмку с водкой не поставишь, ибо упадёт!

У раскрытого окна, спиной к нему, сидела Варенька… Представил… Окно. сидит Варенька у окна… а где рояль? на сквозняке?

Девушка нежно прикасалась к узким пластинам клавиш.… а чо клавиши то узкие??? КИтайские?.. и потом если выше рояль был СИЛЬНО И ТОРЖЕСТВЕНно… То как нежно… На рояле в прЫнцыпе нежно не играют, есть такое понятие как звукоизвлечение…
......Она взволновала замершего в восторге Азарова.
… Кто взволновал… Варенька своей спиной, или рояль узкими клавишами?..
.....Варенька испуганно вздрогнула и нечаянно хлопнула крышкой рояля… Надеюсь прищемив себе нежные пальчики, не заматерилась?

Иван Сергеевич воровато оглянулся по сторонам, и спиною назад, попятился в коридор…… Как шешЬ он спиной то, если она к косяку прислоненайая? crazy

02:31 (отредактировано)
+1
thumbsupкласно прошелся… спасибо thumbsupвсе о чем говорите я вижу сам, но не стал засорять текст подробностями, тем более, расписывать прелести вечера… читатель, вникая в тему — должен включать свое воображение, а не просто водить глазом по тексту… на это и расчет: сотрудничество автора и читателя… а когда читатель не желает вникать, ради бога… оставь и иди туда, где все лежит на полочках… как то так...(на косяк дверей — можно опираться еще и задом, или головой (если зудит)) laugh
03:53 (отредактировано)
Про подставку для нот. Там же какая-то дощечка типа держалки? Да? Загуглил! На этом место есть не на одну рюмку! danceОни (рояли) оказывается разные бывают!
С таким и стол не надо, слева запивон, справа вкусняшки dance
05:05
Таким роялем — запросто, слона забить можно! Если уронить с баобаба… macho
11:26
Саш, это была проверка атора на знание предмета, на пианино нет места на подставке, на рояле куча. только рядом, а не на! music
12:28
+1
а у него штоле разве «на»? unknown
У подставки для нот ажурный канделябр
дык «у» и есть рядом-окыла, ну. Возле подставки для нот. think
12:54
+2
а… ну точняк! Ну это нюанс tongue
00:55
одиозность ночи — это выше моего понимания.
01:03
тю… это када вы спите, а тут сосед решил на гармошке за стенкой заиграть Амурские волны.
01:08
источник неприятия в этом случае сосед, но не ночь. одиозный вообще на время суток как-то не налазит, в моем понимании.
мне слово резануло как смыслом, так и несоответствием общей стилистике текста.
02:33
вы правы: здесь — ОПЕЧАТКА...(грандиозность) конечно исправим… замечание существенное, совершенно изменило смысл предложения…
04:52
" ((гран)… одиозности) наступающей ночи " так это исправление было?.. читала первый раз, слегка споткнувшись о скобочки,
05:07 (отредактировано)
не стал убирать по живому… раз есть (замечание) комменты — пусть поживет и ошибка… конечно выровняю… у меня было — ОДИОЗНОСТЬ… ужасно… хорошо что заметили…
01:10
+1
Да нормально написано, чего пылите критиканы. Толково автор пишет. Рукоплещем, типа.
01:12 (отредактировано)
аха… кому и кобыла невеста… Ильф и Петров.
01:27 (отредактировано)
Твое что ле почитать, уж больно прыткий ты критик, вродь три класса у тебя, сам бахвалился давеча, шедевры должен ваять, а вот читнул твоего и загрустил, в одном слове по две ошибки роняешь. Критик однако.
Комментарий удален
12:01 (отредактировано)
а чо узже на ты? сам ты прыткый eyes… Три класа абразавния гавариш, так эта у тибя с ЧЮ праблемки, маей ничитай шоп больше не заггрустить савсем, тваего вапсче нивизжу творчиства акромя кыпиша пат другими работами. так чито писши исчо
01:17
Автор принес произведение на критику, автору важна вычитка, дабы максимально улучшить текст, а не овации. Ну или я неправильно поняла принцип местной «сковородки».
01:23
Да все правильно, если видите косяки то конечна, на свет оных, я критик попроще, ничего не нашел.
02:34 (отредактировано)
конечно… вот вы, заметили очень грубую ошибку к которой я «привык» и не замечал… спасибо… rose
02:45
+1
Прочитал еще раз, а ведь не нужно более ничего, отрывок работает сам по себе, и возможно он ярче самого романа, ибо в таком стиле сотню страниц читать сложновато, а отрывок получился легкий, воздушный. Ну мелкие ляпы конечно присутствуют, но не это главное, о главном сказал фет, за это мы ценим литературу а не за вилизанные правильные фразы.
02:52 (отредактировано)
верно, Д thumbsupед… я ответил критику: читатель должен работать с автором, включать мозг и воображения… зачем жевать лишнее и толкать кучу ненужных пояснений… Вот вы — поняли все верно…
Фет — знаю, он очень прост и точен в выражениях… остальное домыслит воображение читателя…
02:48
Это как картина художника, там нет сюжета а только фрагмент и в этом фрагменте все! Этим и сильна живопись. Ваш отрывок как картина, легко визуализируется.
03:11
+1
иначе как в мексиканском сериале: две серии несут кружку, остальные пять — наливают кофе… unknown
06:06
+2
Здесь я почти не заметил характерную для автора страсть к штампованным описаниям и странным словосочетаниям. По крайней мере, не настолько, как в некоторых других работах, которые я читал. Желание написать красиво — да, есть. В этом случае обычно трудно не перейти грань между красивым и чрезмерным. Тем более что эта грань у каждого своя. На мой взгляд — почти не перешёл. Про занавески несколько избыточно, ещё кое-где, но многое мне реально понравилось. Про бадью с тестом хорошо, например. И ещё хорошо подана атмосфера, ритм текста помогает почувствовать (а не только увидеть) картину. Вот это «угомонилась, засыпала» — как надо.
Да, неудачно, что сидела у окна. Если рояль стоял у окна, то сидеть от него ближе двух метров не получится. Про канделябр тоже странно. «У» подставки для нот нет места. Это не «на», где тоже места нет. Логично, что канделябр должен стоять где-то выше. Скорее «над». Возможно, там ещё есть место при открытой крышке.
Ещё один момент — хлопнула крышкой рояля. Давайте называть вещи своими именами: крышка рояля — это такая огромная криволинейные фигня сверху, которую открывают, чтобы лучше был слышен звук. Если бы Варенька «случайно» хлопнула крышкой рояля, то сбежался бы весь дом, прямо в ночных чепчиках.
Кое-где нарушение гармонии текста неуместными словами. Вот эти «узкие пластины клавиш'», «разверстое чрево рояля» — это скорее смешит, чем впечатляет.
Не обошлось и без банальностей, про которые я сказал, что их меньше, чем обычно. Но есть. Чарующие звуки музыки, томление усталой души… тьфу! Это что, упражнение по банальностями?
Ну и ошибки. Многовато лишних запятых, больше десяти, наверное. На такой короткий текст.
В целом — мне понравилось. Но целостности не хватило. Единства стиля, гармонии формы и содержания.
17:28
Принято: грамотно, подробно, непредвзято… спасибо, вы мне помогли… полезная сковородка (если без ёрничества)… пробуждает критическую самооценку…
11:53
Да, действительно, «томление души» маленько излишне, для современного писателя.
12:59 (отредактировано)
+1
ага. Мало того, повторюшка ешо. Там строчкой выше уже растворялось
грустно, томно, тревожно
Кста, томное с тревожным фигово монтируется, бо томность означает вааще расслабленность. Истомы полный, устало-нежный. Вялый, дряблый, мечтательный. Тревогу такшта кагбэ нипришей. no

«разверстое чрево рояля» — это скорее смешит
Ну. Полшажочка ж буквально до «чресел», и понеслась laugh
Друг мой, не говори красиво. Лучче ба — правильно.
13:47
Тут уж кому как: кто о песне а кто об унитазе… всякому свое видится…
13:53 (отредактировано)
тема — далека от современности почти на два века… пример: сериал 300 спартанцев, Спартак, другие фильмы, есть и книги — в них — язык солдат, рабов — круче чем у любого философа, на уровне высокого интеллекта нашего времени… Меня — это шокирует… Стиль языка — отражение времени…
14:51
+1
дак а вы ж не себе пишете?
ну значт и мнение «всякого» стоит, наверное, по возможности принимать во внимание. Раз всяк плюётся на излишнюю томность-вычурность, то мошть в унитаз её? излишнюю по крайней мере.
15:33
+2
Ворона — профессионал. Я не шучу. С ней лучше дружить, она может очень хорошо помогать в творчестве…

Я про это и говорил в своём комментарии, что я больше воспринимаю в целом картину. Эмоционально…

Но здесь — сковородка. Тут люди приходят жарить, критиковать. Жёстко!

И Ворона критикует как может, то есть делает то, в чём разбирается.

Она грандмастер-заклёпочник. Видит все мельчайшие винтики.
15:37
+1
Неееет. Стиль, которым написан Ваш отрывок, говорит не о высоком интеллекте того, кто может таким стилем пользоваться. Это скорее прикольный музейный экспонат. Лично я люблю всякие такие диковинки, потому даже не стал придираться к недостаткам, до того понравилось…
17:20
это верно: мы, сами себе не пишем! Клюйте, слетайтесь! Выклевать лишнее — только на пользу! thumbsup
17:22
Это мне и нужно: но больше, беспокойство вызывает стиль и язык… но как, обрисовать иначе, то что на три века ниже нас во времени! Вот и думаю, вы не первый говорите: старомодность… unknown
13:18
+1
Отрывок мне понравился. Атмосферно, по стилю мне лично напомнил Тургенева. Вот в этом предложении:
«Выливалась из разверстого чрева рояля в полумрак гостиной, в раскрытые окна, терялась в грандиозности наступающей ночи: грустно, томно, тревожно.» —
мне не хватило уточнения, что выливалась? Я бы добавила слово «музыка» или «соната» или просто «звуки»… А так, всё хорошо.
А, ещё тут:
«Тихонько прошел вовнутрь, остановился в дверях зала, оперся спиной о косяк.» — Может, лучше, «опершись», а не «оперся»? Но это дело вкуса angel
17:24
+1
Нужен ли сегодня Тургенев с Аксаковым? Вопрос! unknown
22:42
+2
Тургенев нужен начинающему писателю, чтобы научиться писать, точно так же, как любому ребенку нужна азбука, чтобы научиться читать. glass
22:47
Копия конечно не нужна, но такой масштаб — безусловно.
20:59
Отрывок атмосферный, стиль отправляет воображение в те времена. Однако, если Вы используете литературный стиль в духе Тургенева, то почему же проникли современные словечки в текст? Например, “усадьба угомонилась”. В данном контексте лучше не использовать это слово, а то как-то картинка порушилась pardonЕщё мне показалось, что предложения шероховатые, неплавно как-то согласованы. На ошибки не обращала внимание, тк это всё замечается при тщательной вычитке (у самой бывают ух какие смешные опечатки jokingly)
Отрывок мне понравился! Я люблю такие эпизоды — они атмосферны, романтичны и мечтательны ok
20:21
+1
02:17
угомониться — УГОМОН’ИТЬСЯ, угомонюсь, угомонишься, ·совер. (к угомоняться) (·разг. ). Успокоиться, утихнуть. Дети не скоро угомонились. Толпа угомонилась. | Прийти в спокойное, уравновешенное состояние. «Но как ни буен был отец., угомонился наконец.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова.
угомониться — Толковый словарь Даля
18:32
Да, мне это известно) Я просто сказала «современно», наверное, потому что сама часто использую это слово)) Но всё равно, мне кажется, что в данной ситуации «угомонилась» звучит «разговорно». Ну я бы предложила его поменять просто. «Сладкая дремота медленно окутывала усадьбу» или «Жители усадьбы готовились ко сну» — что-то такое) Но не претендую на то, что мои варианты правильны) wink
Загрузка...
Литбес №1