Кукша

  • Жаренные
Автор:
Нитка Ос
Кукша
Аннотация:
Рассказ написан по созданной мною для конкурса картинке
Текст:

Люди порой задаются вопросом, откуда берутся стихи и мелодии, что превращаются в гимны, способные пробуждать массы и вести в бой, или, наоборот, навевать вселенскую печаль, вплоть до самоубийства. Думаю, у каждого есть любимая композиция, она с первой ноты зовёт пуститься в пляс, либо погрузиться в медитативный полёт от реальности. Мелодия, изменяющая не только сознание, но и пространство-время.

А что если певцы и музыканты служат биотрансмиттерами? Преобразуя некую закодированную материю в звуковые волны необходимой амплитуды и частоты. Что если это рудименты далёкого прошлого, где высшие силы и человечество существовали бок о бок?

***

Эта история началась летом две тысячи двадцать третьего года. В тот день фолк-рок группа «Медведь», выехала на гастроли по Вологодской области. Путь лежал в Кириллов. Но прежде, друзья решили заехать в Горицы. Что подтолкнуло коллектив взойти на вершину Мауры – неизвестно. Встав босой ступнёй в следовой камень, фронтмен запел. Голос его был настолько густым и сильным, а напев мощным и зычным, что природа затихла, внимая песне. Было в мотиве и яростное желание противостоять злу, и мечта возродить мир в доброте и любви. Нет, то была не песня, а отчаянный зов к древним богам – вернуться и возглавить народ, созданный ими, но позабытый.

Покинув гору, «Медведь» продолжил путешествие в сторону Кириллова, не зная – там, наверху, под сводами деревянного скита сам собой зазвонил колокол, а диковинный след засиял призрачным ореолом.

Мауру окутал плотный туман. Белёсая пелена поднималась от земли, постепенно укрывая величавые сосны. Вот и крон не видно. Побитая непогодой дверь часовни скрипнула, отворив тёмный проход в комнату с низким потолком. Через порог на крыльцо ступил человек. Длинный серый плащ с капюшоном скрывал фигуру. Хотя пола слева чуть топорщилась, приподнятая ножнами меча. Пришелец явно кого-то высматривал. Не найдя, сошёл на мягкий ковёр травы. Туман мало-помалу рассеялся, пропало свечение на следовом камне, в мир вернулись звуки: щебетание птиц, шум густого леса. Разведчик присел на корточки, осмотрел утоптанную дорожку. Чуткие пальцы скользнули по примятой хвое, подобрали раздавленную шишку, покрутили. Незнакомец устремил взгляд вниз по тропе, словно видел на тысячи километров вокруг. Он уже знал, кто здесь был и куда отправился.

Неторопливо поднялся, раскинул руки. Полы плаща взметнулись, подхватив сонмы рыжих иголок, пожухлых травинок и бурых шишек. Те повисли в воздухе непроглядным коконом, а после закружили в чудовищном вихре. Сосны зашумели под налетевшим ураганом, застонали, раскачиваясь, будто в магическом танце. В небе над Маурой нависли тяжёлые облака. Ещё чуть-чуть и на ветхий скит обрушится гроза с проливным дождём.

***

Дмитрий Ульянов, с лёгкой подачи сослуживца получивший позывной «Бер» – солист и основатель группы, а также автор и музыкант, уверенно вёл по шоссе минивэн, прислушиваясь к рифмам, роящимся в голове. Новая песня, что зарождалась сию минуту, занимала все его мысли. Он впервые испытал подобное в армии, когда измученное нагрузками тело двигается, будто марионетка, на одном только честном слове. Нет, не том, которым подгоняет новобранцев старшина. А ободряющем «держись» в пару с протянутой рукой, или подставленным плечом. В такие мгновения сила воинского братства, его дух, затаённая мощь, складывается в песнь, громкую, резкую, словно рык зверя. Аккордами служит звон оружия, а ритмом – топот ног в тяжёлых берцах. И ты снова бежишь, повторяя про себя слова, чтобы не забыть, а главное – не сбить строй.

Взглянув через зеркало на спящих в салоне музыкантов, Бер потихоньку свернул на обочину, и, заглушив мотор, потянулся к бардачку.

За стеклом что-то быстро мелькнуло, и на капот приземлилась птица. Чуть меньше галки, песочно-серая с рыжими подпалинами, макушка и щёчки тёмные, будто шлем надет.

– Сойка, что ли? – бас-гитарист, дремлющий рядом на пассажирском сидении, приоткрыл глаза.

– Нет, – Бер, стараясь не спугнуть птаху, достал блокнот, – это Кукша.

Текст ложился ровными строчками. Было ощущение – музыка уже звучит, тихо, едва уловимо, словно издалека. Он осмотрелся. Дорога пуста в обе стороны. Кругом дремучий лес, высокое небо и птаха на капоте. Но, та сидит молча, изредка поглядывая на людей сквозь лобовое стекло. Смешная.

– Ну, всё, кыш! – фронтмен отложил записи и завёл машину.

Птица испуганно вспорхнула, покружила над шоссе и спикировала в ближайший кустарник.

Скоро будет заправка, там за чашкой кофе и бутербродами, можно обсудить с товарищами новую песню. Он представил, как загорятся глаза спутников: барабанщик Рустам начнёт постукивать по столешнице ложечками, нащупывая темп, Дима бас-гитарист перебирать невидимые струны, Верочка и Алина напоют бэк-вокальную партию. Эта композиция может стать жемчужиной альбома. Или даже лучшей за всю историю группы.

На заправке было немноголюдно: две фуры, да легковушка с прицепом. Бер подрулил к свободной колонке и пока открывал бак, вставлял пистолет и ходил в кассу, команда проснулась. Он смотрел на друзей и улыбался. Сколько лет вместе, а не перестают удивлять. Дима бас-гитарист плечистый, бородатый с пудовыми кулаками даже в современной одежде напоминает былинного богатыря. Рустам – барабанщик, остроумный непоседа, с неисчерпаемым запасом энергии, наверное, внутри этого парня встроен портативный ядерный реактор. Алина, стройная гибкая словно берёзка, обладает высоким певучим голосом. Верочка – статная, с хитринкой в глазах, магия домры подвластна только ей.

Завжикали молнии рюкзаков и сумок, музыканты намерились умыться и перекусить.

– Тебе что взять?– выглянул из-за машины Дима и щёлкнул по банковской карте. – Как обычно?

Солист кивнул, поправив упавшую на лицо прядь длинных волос. Шланг под рукой дрожал, перекачивая топливо «до полного бака», бежали цифры на табло, сменяя друг друга, отсчитывая литры. Первой отчалила легковушка с прицепом, за ней потянулись фуры. Ребята давно скрылись в здании заправки, и вокруг стало совсем пусто. В какой-то момент фронтмен почувствовал взгляд. Кожей ощутил – позади притаилось нечто огромное, чуждое, готовое к прыжку. Пересилив себя, обернулся. Никого. Тряхнул головой, сбрасывая наваждение, и тут же услышал из-за спины:

– Здоров!

Он вновь обернулся, чтобы встретиться взглядом с бездонной пропастью. Чернильный омут с водоворотом мерцающих звёзд, холодный, пропитанный сыростью подземелий. Настолько глубокий, что захватывает дух. Ещё слышны вопли тех, кто упал до тебя. Малейшее движение на краю и обратной дороги не будет… Тёмный ад в мгновение сузился до величины зрачков. Фронтмена пристально рассматривал незнакомый парень. На сгибе руки мотоциклетный шлем, возле бедра хромированный, украшенный рунной вязью байк.

– И ты здрав будь, – удивлённо ответил Бер, уж рёв мотора он бы услышал.

Взор байкера потеплел. Парень улыбнулся и покатил мотоцикл на парковку. Приземистый, моложавый, на вид лет двадцать пять – тридцать, в тёмно-серой кожанке-косухе, надетой на оранжевую футболку, в песочно-серых джинсах и чёрных клёпанных берцах. Странный прикид для короля дорог, и мотоцикл у него странный, невозможно вот так с ходу марку распознать.

Бер тоже отогнал минивэн в сторону и почти одновременно вошёл с незнакомцем в здание автозаправки. В воздухе витал запах кофе. За столиком команда вовсю шутила, обсуждая грядущий концерт. Над чашками поднимался ароматный парок. Музыканты то и дело тянулись к тарелкам с домашними бутербродами и купленными уже здесь кусочками пиццы. Расплатившись за бензин, Бер присоединился к товарищам.

– Давай, – Дим нетерпеливо хлопнул себя по коленям, – показывай, чего понаписал?

Он вынул из кармана блокнот и протянул другу. Повисла тишина, девочки придвинули стулья поближе к бас-гитаристу и склонились, посмотреть.

– Ну, что там? – Рустам жестом поторопил друзей.

Записи перекочевали к барабанщику. Отложив пиццу и, обтерев пальцы салфеткой, он бережно принял блокнот и начал читать, не переставая жевать при этом. Взгляд перебегал от строчки к строчке, а пластиковая ложечка уже выстукивала ритм по краешку стола.

– М, – Рустам одобрительно кивнул, – мм! – и поднял большой палец вверх.

Музыканты тихо загомонили, предлагая различные варианты партитуры. Увлечённые обсуждением песни не сразу заметили подошедшего байкера:

– Вы не против? – тот слегка махнул хот-догом, показывая на свободный стул.

– Угу, – фронтмен чуть подвинулся и протянул руку, – Дмитрий Ульянов, можно – Бер.

Тот с лёгким кивком пожал широкую пятерню солиста и уселся рядом:

– Кирилл Ушаков. Для друзей – Кукша. Знаете, – парень задумчиво покрутил стаканчик с кофе, – я слышал разные коллективы, но только ваши песни одинаково хорошо звучат для прошлого, настоящего и будущего. Особенно мне нравится эта.

Он запел ту самую, что буквально полчаса назад Бер исполнял на Мауре. Тихо вкрадчиво. Голос незнакомца был необычным, словно в унисон поёт несколько человек, в одной тональности. С каждой нотой звук наполнял помещение, распирая пространство изнутри. Панорамные окна стали похожи на дрожащие стенки мыльного пузыря, искажая видимый мир: шоссе, деревья, заправочные колонки, даже небо. По земле скользнула тень, в окне появился полупрозрачный огромный шагоход. Он размеренно переставлял ноги, двигаясь по шоссе. А на башне, покачиваясь в такт шагам, восседал арбалетчик в сермяге и накинутом капюшоне.

Песня оборвалась, но отзвуки ещё тянулись, удаляясь, или нет – растворяясь в повседневном шуме. Байкера след простыл, только стаканчик с холодным кофе и нетронутый хот-дог напоминали о его недавнем присутствии за столом.

– Вы это видели? – Рустам, как всегда, отреагировал эмоционально. – Нет, серьёзно?!

Друзья задумчиво кивали, не находя объяснений происшедшему. Либо это коллективный бред, либо гипноз. За кассой как ни в чём не бывало суетилась заправщица, разбирая блоки шоколада и жвачки. К колонкам подъехали новые посетители. Они хлопали дверцами, о чём-то перекликаясь. Вдалеке пророкотал раскат грома. Приближалась гроза.

Музыканты составили посуду на край стола и поспешили на улицу.

***

Каждый год в Кирилло-Белозерской обители проходит военно-исторический фестиваль. Сюда съезжаются реконструкторы с разных городов и областей. Палят пушки, льётся рекой сбитень, идут на штурм отряды. И конечно, звучат древние напевы.

Вечером в крепости было особенно людно. Повара еле успевали готовить, а снующие официанты сбивались с ног, лишь бы не пропустить очередной заказ. За столиками смешались участники в исторических одеждах и обычные зрители. Они весело галдели, чествуя победителей, обсуждая поединки, фотографируясь на память. Но вот, в сумраке монастырского двора вспыхнули огни и раздались первые аккорды. Софиты осветили не только сцену, но и поле перед ней, где расположилось немало народа. Кто стоял, кто сидел прямо на траве, а кто-то притащил брёвна и устроился на них с комфортом.

Зрительское море всколыхнулось, разразилось звонкими аплодисментами. С галереи фанаты наперебой выкрикивали названия желанных песен, скандируя: «Медведь – Медведь».

Бер подошёл к микрофону и поприветствовал собравшихся:

– Вечер добрый, други!

Рёв толпы сотряс крепость до основания. Никогда ещё группа не слышала такого, словно гудели переполненные трибуны многотысячного столичного спорткомплекса, но ни как не крохотная площадка провинциального монастыря.

На стойку порхнула знакомая птичка, покосилась на фронтмена и клюнула микрофон. Беру показалось – птаха что-то сунула внутрь. Бегло осмотрев сетку, и не заметив повреждений, он дал отмашку Рустаму:

– Раз, два, три…

Сильный голос фронтмена прокатывался волной по монастырскому двору, ударяясь о стены и взвиваясь в темнеющее небо. Публика ахала, замирала, чтобы в следующее мгновение подхватить песню. Люди раскачивались, горланя знакомые слова, приплясывали, а кто-то уже кружил хоровод. Пространство наполнилось звуком от края и до края. Буруны барабанной дроби взъерошили мягкое течение клавишных, рассекли стремительный поток акустики, подняли лодочки бэк-вокала, и, сопровождая ладью основной партии, обрушились на ревущую от восторга толпу.

– Катунь! – пронеслось до ворот и обратно.

В затишье между куплетами Бер услышал тревожный шёпот бас-гитариста:

– Посмотри наверх!

Софиты слепили, но даже так фронтмену удалось увидеть высокий прозрачный, похожий на мыльный пузырь, купол. Но, не это было причиной беспокойства, а едва заметные в тёмной вышине гигантские лица, что склонившись, разглядывали происходящие в стенах обители.

Грохот залпа возвестил об окончании фестиваля, концертную площадку заволокло туманной дымкой от холостого выстрела пушки. У сцены образовалась толчея желающих сделать фан-селфи и получить автограф на мерче. Кто-то настойчиво дёргал за рукав рубахи, Бер оглянулся. Алина и Верочка тянули его к ступеням. За кулисами мелькнул Кукша. Он улыбался.

Глубоко за полночь друзья закончили грузить инструменты и сумки в минивэн. Решался вопрос: ехать дальше, или остаться до утра, когда рядом с Алиной возник здоровенный не совсем трезвый мужчина.

– Блондиночка пойдёт со мной, – он бесцеремонно обхватил девушку за шею и прижал к плечу. – Спокойно!

На попытку музыкантов двинуться с места выхватил пистолет.

– Отпусти её, – сбоку от бугая из темноты вышел Кирилл.

Не успел сделать и шага, ствол развернулся в его сторону. Прогремел выстрел. Посреди лба появилась тёмно-красная точка. Алина вскрикнула, а парень плашмя упал на асфальт. И замер с удивлённым лицом.

Бер чувствовал – сжатые до хруста кулаки наливаются тяжестью. Словно подвешенные к плечам на цепях пудовые гири. Да только как идти врукопашную против огнестрела?

– Ещё желающие есть? – дуло по очереди смотрело на каждого.

Но друзья, опешив, наблюдали за покойником. Тот приподнялся на локте, и ощупывал лоб, разглядывая перепачканные в крови пальцы.

– А! – прорычал мужик и оттолкнул от себя Алину.

Девушка бы упала, не подхвати её Дмитрий бас-гитарист.

– Потомок вымершего рода! – бугай отбросил пистолет и принялся закатывать рукава. – Что, никак вымереть не можешь? Так это мы мигом!

Дальнейшие события развивались воистину стремительно. Тело мужика взбугрилось мышцами, разрывая одежду, обрастая чёрной шерстью. Лицо вытянулось в зубастую волкодлачью морду. В руках Кукши блеснул серебром рунический меч. Парень сходу ринулся на врага, хоть и выглядел карликом на его фоне. Лезвие просвистело по дуге, и по всем законам, должно было рассечь оборотня наискосок, от плеча до подмышки. Но, чудовище превратилось в чёрный дым. Меч прошёл насквозь, не причинив вреда. Обретя прежний облик, зверь полоснул Кукшу лапой. В свете фар блеснули крючковатые когти. Послышался треск ткани. Выкинутая вперёд морда, громко клацнула зубами, по которым, смачно получила рукоятью. Отпрянув, соперники медленно двинулись по кругу, разглядывая и оценивая. И вновь сошлись. Серебристое лезвие мелькало с такой скоростью, что воздух прочертил витиеватый узор. Он опутывал оборотня, будто магическая сеть. Таял и возникал снова. Зверь рычал, пытаясь зацепить противника. Когти скрежетали по асфальту, оставляя глубокие борозды.

Зрелище было потрясающим и одновременно жутким, музыканты оцепенении, не в силах оторваться. Бер теснил их к машине, и почти заталкивал внутрь. Какое-то время он силился завести стартёр. А снаружи бушевал кровавый ад. Два существа не уступали друг другу в ловкости. Чудище стремилось прорваться к добыче, а байкер, встав на пути, выверенными ударами теснил прочь.

Шум боя потонул в рёве мотора. Взвизгнув покрышками, минивэн сорвался с места, унося коллектив в непроглядную ночь. Только на шоссе Бер почувствовал дрожь. Сил вести машину не осталось. На очередной попавшейся по пути автобусной остановке он съехал в карман и остановился. Достал из багажника пятилитровку воды, жадными глотками отпил, а остальное вылил на голову.

Первой из машины выбралась Верочка. Подала рулон бумажных полотенец. За её спиной топтался Дима, помогая выйти Алине. Рустам тревожно вглядывался в темноту шоссе.

– Может, мы зря остановились? – чуткий слух барабанщика ловил ритмичный постук, – похоже, там кто-то бежит. И это не Кирилл!

Чудовище выскочило из леса, дико рыча и стряхивая ветки. Не успели музыканты испугаться – мимо пронёсся хромированный байк.

– Пой! – прокричал Кукша и с разлёту врезался в волкодлака.

Сплетясь в клубок, человек, мотоцикл и зверь покатились в кювет.

Бабахнуло так, что заложило уши.

– Пой, леший тебя дери! – прорвалось сквозь звон в голове.

Бер подбежал к машине, чуть не сломал дверцу бардачка, достал блокнот. Но, только затянул мотив, как страницы вспыхнули, опалив пальцы.

– Пой…, – это был уже не клич, а предсмертный хрип.

И он запел. Закрыв глаза. На память. Слова сами всплывали огненными рунами на веках. Пел так, как никогда в жизни. Не лёгкими и горлом, и даже не сердцем. Фронтмен полностью превратился в звук, стал им.

Удар в грудь выбил дыхание, свалил с ног. Над Бером нависла ощеренная пасть.

– Веелеес…? – протянул волкодлак, сжимая когтистой лапой хрупкое человеческое горло. – Ты Веелеес?

Земля дрогнула. Раз. И ещё. Туша чудовища взмыла вверх. Через минивэн переступили ноги деревянного шагохода, уносящего за край реальности зажатого в захвате волкодлака. Фигура, сидящая на башне, приветственно отсалютовала арбалетом.

***

На опушке весело потрескивал костёр.

– Так он что, стал богом? – Денислав свесился с шагохода, под которым его друзья-пограничники устроили привал.

– Насколько я знаю, нет, – Андрей подал под розлив рожок. – И если Кукша их не убедит, то парень так и будет до скончания века гастролировать с концертами.

– Странное имя – Бер. Это на англицкий манер, типа «медведь»? – презрительно фыркнул кто-то из бойцов.

– Не, – Андрей набил длинную трубку и раскурил от уголька. – Сокращённое от «берендей».

Денислав присвистнул:

– Ну, с медведем-то мы угадали!

Он с грустью посмотрел на парящий в небе кусок земли, что когда-то отторгла Явь – моря и континенты внутри мыльного пузыря. Шанс рождения человека с голосом бога трёх миров – один на тысячу лет. Шанс, что этот человек споёт нужную песню, в нужной точке пространства – ещё меньше.

Парень перевёл взгляд на бескрайние дали фантастической Яви. На крыши теремов легендарного и забытого резного города. После того как на местах силы стали проводиться иные обряды, врата захлопнулись, замуровав Навь и Правь. Теперь они так же пусты. Лишь пара разрозненных кучек кочует туда-сюда, да погранцы, потомки древних, пресекают стычки.

– Эх, – Денислав отложил арбалет и съехал с шагохода к костру, – вот бы уговорил!

+7
802
20:45
+1
Вот, это ужу лучше. Читал другой рассказ к этой же картинке. Тот не очень понравился. А данный рассказ более соответствует картинке и написан интересно, сюжет цепляет, особенно развязка. Но, я считаю, это все же на любителя. Я бы такое читать не стал, будь это крупно-форматной прозой. А как рассказ — очень даже зашел. Хорошо. thumbsup
22:42
Благодарю за отзыв! Все рассказы на том конкурсе были абсолютно разные, чаще – наоборот. Нитка боялась, что придётся читать одну историю, но в разных исполнениях. Рада, что такого не произошло, всё благодаря таланту авторов. На картинке прифотошоплены знакомые ролевики, мне было проще, чем конкурсантам, Нитка придумала приключения для своих друзей. А теперь это всё выливается в книгу, и мне страшно не потянуть, я же не писатель sorry
21:49
+3
Если бы автор просил хвалить, я бы сказала, что рассказ похож на картину в стиле импрессионизма, написанную резкими, необузданными мазками, в которых угадывается движение и мощь, прорисован общий контур. А вот детали размыты, где-то еле намечены, где-то стёрты. И стоишь ты перед этой картиной, вроде и хочется восхищаться, а о чём конкретно- непонятно… unknown
Теперь насчёт прожарки… певцы и музыканты служат биотрансмиттерами? — интересная идея. В целом, в рассказе она получила развитие и завершение.
Однако, на мой взгляд, необходимо проработать отдельные детали, сгладить углы. Например, для чего фронтмер послал «отчаянный зов богам» на горе? Ни с того ни с сего такие вещи не делаются. Тут нужно хоть что-то, его мысли, настрой, внешнее влияние. «Сами не поняли зачем» — не катит…
Потом, из избушки, как я понимаю, «разбуженный» пением или «зовом богам» появился странный тип, вызвавший облака с дождём. Кто он и для чего дождь? Мне непонятно.
Алина, Верочка — второстепенные герои, а их образ дан подробно, когда как о главном герое — очень скупо.
«Он вновь обернулся, чтобы встретиться взглядом с бездонной пропастью». — я думала, там раскрылся портал, по меньшей мере. А оказалось, это глаза байкера. Мне кажется, надо сначала про глаза, потом про бездну, чтобы не пугать читателя jokingly
Вы видели когда-нибудь музыкальную группу, которая сидит обособленно в кафе и вдруг к ним подходит совершенно посторонний незнакомый человек, а они его встречают, как родного, называют свои имена… Тут я, вслед за Станиславским, воскликнула бы: «Не верю»))
А что за оборотень такой, который схватил Алёну? Это тот тип, который вызвал дождь на горе? Или нет? И зачем ему именно Алёна? Какая у него миссия? Непонятно…
"– Отпусти её, – сбоку от бугая из темноты вышел Кирилл." — какой такой Кирилл? Может, это опечатка? Не Кирилл, а Кукша?
Когда Кукша прокричал: «Пой!» мне, лично, не хватило слов песни. Хотя бы пары строк, хотя бы намёка на что-нибудь исторически-героическое…
Почему монстр свалил Бера, с вопросом, не Велес ли он, у него же изначально были претензии к Кукше? И куда, кстати, делся сам Кукша? unknown
Кстати, когда читала рассказ второй раз, для прожарки, поняла, что написано хорошо, сочно. Картинка яркая — для меня это главный показатель качества. Так что, чуть-чуть разжевать детали для особо непонятливых читателей — и будет супер!
Надеюсь, я «прожарила» на совесть blush

22:43
+1
Ого! Спасибо! Вот это – взгляд со стороны, Нитка в восторге yahoo
По поводу «не подойдут просто так» – подходят и ребята отвечают, знакомятся, фотографируются, автографы дают. В рассказе реальная Вологодская музыкальная группа.
О «взгляде» – в том и задумка, чтобы обескуражить, ведь запевала действительно сначала увидел бездну.
В остальном всё методично задокументировала – буду думать. Ещё раз спасибо огромное!
18:44
+1
Очень рада, что вам понравилась моя рецензия. скоро меня тоже будут жарить. Приглашаю Вас принять участие. blush
19:12
С удовольствием! Только Нитка здесь гость редкий, если можно, пришлите личное сообщение о начале прожарки, сервис маякнёт на почту, я увижу thumbsup
22:22
+1
немного вольно, но это мы все чуточку фантасты, а так вроде даже и получилось, хотя снова скомкано малость
22:44
+1
Да я до сих пор не могу понять, как вы их пишете unknownМагия какая-то
23:01
+2
кого? рассказы? сажусь и пишу, а передо мной как кино проходит jokingly
23:32
+1
не, тут другое, какой-то компонент, что заставляет меня читать не отрываясь, а закрыв книгу, скучать по персонажам и миру
00:21
+1
вот я же прочитал, значит и у вас он есть, а словами не рассказать blush
23:09
+1
Я так же жене своей объясняю! rofl
23:11
я своей и не даю читать всё это, да она и не хочет
22:41 (отредактировано)
+2
«Пришелец»«разведчик» — Человек только что просто вышел из часовни, с чего он так сразу пришелец? Сначала кажется, что вы вообще еще кого-то имеете ввиду, и в кустах сидит зеленый гуманоид. Разведчик на данном этапе — тоже рано. Вы слишком в лоб извещаете читателя: «Эта вот пришелец-разведчик, ну вы поняли, что дальше он будет делать». Персонажа надо раскрывать через действия, а не табличкой на груди.
Непонятно зачем был нужен смерч. При первым знакомстве образ Кукши подан слишком демонически.

А, погодитя! Мы жарим или хвалим?! А то наговорю тут щас!

Вижу, норм.

Дальше:
Непонятно, зачем волкодак напал на блондинку, зачем она ему? Цели? Убить Бера? Так у него в руках пистолет, ему ничего не мешало. Кто такой волкодак и зачем тоже не ясно толком.

Хочется больше объема и деталей, но тут уже воля автора.
Мне в целом рассказ понравился, возможно даже очень)
Я такое люблю, люблю многоуровневость действия. Нравится как вы выписываете процес пения, творчества — очень зримо, даже талантливо.
Творческих успехов.)
23:28
+1
Ух ты! С «пришельцем» косяк, вы правы.
Нитке стыдно sorry
А Кукша действительно демоническая личность, несмотря на критику, рада, что это чувствуется.
По поводу, почему волкодлак напал на блондинку – да кто их пьяных мужиков поймёт? Увидел девочку симпатичную на сцене, ну, и решил попонтоваться, провинция же pardon
За похвалу и оценку – спасибо! Воодушевляет rose
23:48 (отредактировано)
+2
Жарить надо…
Эх…

Я не понял.
Что-то сразу не зашло, а что понять не могу.
Попробую разобраться по-ходу.
Во первых — вступление. Его надо убрать. В нём остаётся намёк на версию устройства этого Вашего мира (чуть ли не все ответы). И слово там это… Биотрансмиттеры… Я в прошлом немного пел и играл. И сразу на эту версию (где вы говорите, мол… «а что, если...») у меня сразу появилось «нет». И через призму этого «нет» я читал дальше.
Поэтому, первой сценой должны были идти пограничники, которые в конце появляются. И они у костра тянут спички — кто пойдёт за фронтменом. Кирюха — с температурой, но короткая спичка достаётся ему. Он, чертыхаясь, берёт свой потёртый, видавший виды «Урал», садится на него и со словами:
— Что б вам всем пусто было. — уезжает в портал…
Я бы так сделал.
И должна быть причина, по которой им (и миру всему этому) нужен фронтмэн (кто это такой, кстати? солист?) с его этой песней, которая раз в три тыщи лет… и всё-такое). Нужна веская причина. Обоснование.
Дальше.
Музыканты. Очень рафинированные ребята. 2023 год… Очень культурные. Очень… прям, я не знаю. Не поверил я почему-то. Я не говорю, что надо компанию разбавить подонком… Но вот, блин… Чего-то не хватает.
Ещё.
Обычно у сильного коллектива есть некая концепция (у лидера обычно, который и является её, этой концепции, носителем), которую он (и вся команда) реализует в своём творчестве. А зачастую — не только концепция, но и философия. Рок — это протест. Я не увидел бунтарей. И я не увидел, что они хотят-то дать миру?
Их мотивация к творчеству и ко всему вот этому вот в чём? Зачем они это делают? Не понял я.
Дальше… Упырь с пистолетом.
Он откуда и почему появился? Бабах! Это моя девушка! Сейчас съем! smileЭффект внезапности удался, но не обоснован. Или это там у них, в Вологодской области так принято?
Байк… Загадочный Кирилл, в глазах тьма… (я не понял, кстати, он вроде неплохой парень). Патетично. Очень много патетики. Прям — ух!
Все — мачо. Красота.
Вопрос, откуда их столько в одном месте? Я подумал, а вдруг это мутация?
Может вдруг, наконец-то, случилось чудо и цивилизация стала лучше?
Но не может же быть? Столько тысячелетий мы сходили с ума и вдруг, за два года…
Вирус, не иначе. :)

Только прошу не обижаться. Я про свои восприятия сейчас. Я могу очень сильно ошибаться. Могу признать даже, что не разбираюсь в людях и что мой жизненный опыт чертовски эксклюзивен. Но он мне подсказывает, что тут нужно прописывать.
Мне не хватило обоснования и реализма.
Простите, если сможете.
00:04
+1
Зря вы наговариваете на себя, отзыв очень информативный – как точка зрения музыканта. Низкий поклон!
Да, коллектив без бутузов, так сложилось. Уверенная, спокойная группа с притягательной магией глубинной силы. В отличие от драйвового Кировского HMR. Кстати, Нитка фанатка Сидорова и Волкова, у меня все три книги серии «Рок Зоны» с автографом Лёши. Я и Тима просила, но он ответил, мол, Нитка, представь, сколько будет стоить пересылка книги из Казахстана. Не, «Медведь» абсолютно другой и история про него другая.
Вы не думайте, что я отмахнусь от критики, эти рекомендации помогают увидеть текст вашими глазами. Ведь вы пишете для читателя, я тоже хочу так. Очень хочу.
Спасибо за подсказки. Нитка всё исправит.
02:08
+1
Вот не увидел притягательной этой… глубинной… Названо, но…
19:13 (отредактировано)
+1
поняла о чём вы, буду думать
и всё же, как слушатель Нитка уверена, вы — музыканты — удивительный народ
19:30 (отредактировано)
+1
Когда ты на сцене воспринимаешь отклик зала на композицию, когда происходит это взаимодействие… ты-ребята-гармония-зал… Общение с публикой…
Перед тобой что-то большое, некое гигантское существо, которое понимает тебя…
Это выбрасывает куда-то… Ты, будто выходишь за границы тела и становишься больше. Это даёт некий опыт, который вообще не с чем сравнить. Ты прикасаешься к чему-то, что в обычной жизни не доступно.
И там открываются какие-то… я не знаю, как это описать. Но это чертовски сильные ощущения.
Поэтому, я думаю, сцена так затягивает.
Вот это общение с большим количеством людей…
:)
19:53
+1
Вах! musicВот после всего этого вы будете утверждать, что музыканты не могут быть биотрансмиттерами? Вы аккумулируете и передаёте запредельную энергию, мы-то слушатели на себе не раз испытали подобный шквал, и заряда хватает очень надолго.
20:26 (отредактировано)
+1
Я думаю, это некое единение и общение на другом уровне. Энергия, скорей всего, изначально в нас (не только в музыкантах).
А композиция… Лишь основа для её гармонизации и обмена :))
19:48
Столько запредельной энергии за раз сгенерировать? unknown
01:12 (отредактировано)
+1
Такая вот фантастика — с бластерами, арбалетами и борьбой Миров — вот совсем не мое. Поэтому сама себе удивилась, когда на одном дыхании дочитала до конца. Девушки как второстепенные героини подробнее описаны, чем главный герой? Так правильно, они же в действии практически не задействованы, им себя для читателя проявить нет возможности. А главный герой ярко прорисован через действие, наверное, подробное описание внешности мне бы даже помешало. Очень понравилось, что на заправке герой сначала ощутил ужас бездны, а потом встретился с миролюбивым взглядом. Кажется очень логичным такое инстинктивное восприятие чего-то, что ты не в силах осмыслить в своей реальности. То, что чудище схватило девушку — да сколько угодно объяснений, от банального ужаса «поразвлекаться» до возможности приманить к себе Кукшу.
Теперь о глобальном. Сама идея предназначения музыки очень зашла. Сама не музыкант ну вот совсем, не играю — не пою, комплексую и работаю со своей музыкальной психотравмой jokinglyВозможно, именно поэтому музыку чувствую хорошо и все, о чем написано во вступлении, прочитала не как фантастическую завязку, а как простое объяснение происходящего. И раскрыта тема в духе «это было, есть и будет». Отлично!
Прожарка? Чуть-чуть! Завязка самого действия меня, честно говоря, запутала. Как-то все навалилось резко и сразу: непонятные пока еще действия музыкантов, географические названия (один за другим: Вологодская область, Кириллов, Горицы, Маура) Для чего? Масштабы описанного действия таковы, что такие подробности не очень существенны. Появление пришельца тоже, на мой взгляд, перегружено подробностями. В небольшом абзаце перед читателем приоткрывается и проход в иной мир, и детальное описание костюма, и буйство природы. Может быть, укрупнить детали? Читатель еще не готов к такому натиску образов, лучше сделать упор на тайну, интригу.
Все, что пошло потом — прочиталось легко, отключив критическое мышление. Спасибо, было здорово!
19:14
+1
Спасибо за отзыв! Приятно было его читать. По поводу названий, Нитка очень любопытная и мне нравится узнавать о таинственных местах, особенно если автор рассказывает о своём городе. Непременно лезу гуглить, смотреть фото, либо искать документальные статьи. Словно это всё добавляет достоверности происходящему. Вот и применила подобное в этой истории. Сожалею, если ввела в заблуждение.
04:58 (отредактировано)
+1
Для меня важно, в первую очередь, как написано. От того как, зависит, будет ли мне интересно, о чём.
Написано нормально. Да, хочется дочитать, интрига закручивается с самого начала, и стиль приятный, читаемый.
Однако рассказ увлёк не стилем, а сюжетом. Под конец увлёк основательно. Что касается текста, то он не совсем совершенен.
Попадаются ошибки, в основном, лишние запятые. «Но» — не вводное слово, не нужна запятая. «да» в значении «и» — не нужна запятая. Однородные члены («приподнялся на локте, и ощупывал», «теснил их к машине, и почти заталкивал внутрь») — не нужна запятая. И особенно огорчила вот эта: «Выкинутая вперёд морда, громко клацнула зубами». Морда, запятая, клацнула. Если бы я в начале увидел запятую между подлежащим и сказуемым, вряд ли бы стал читать дальше.
Есть и другие придирки по тексту. Пытался завести стартер? Понятно, что писала женщина.
Довольно много шаблонов. Мягкий ковёр травы, сжатые до хруста кулаки, словно подвешенные гири, и т.п. Но, вместе с тем, попадаются и неплохие яркие фразы (Буруны барабанной дроби взъерошили мягкое течение клавишных). Только мало. В целом, текст показался мне тускловатым. Точнее, обычным. Хорошо, но не очень привлекательно с художественной точки зрения. Сам текст не порадовал, хотя и не разочаровал.
Но сюжет увлёк.
Разве что некоторые моменты вызывали гримасу недовольства.
Кукша сунула что-то в микрофон, но герой ничего не нашёл. Так было что? Об этом не говорится. Так это важно или нет? Если нет, то зачем об этом упоминать, если да, то почему не объясняется. Само по себе это событие — кукша села на микрофон — уже странное. Пугливая лесная птица никогда не появится в людном месте. Странно, что герои даже не удивились.
Появление «хулигана» очень разочаровало. Конечно, как же себя должен ещё вести злодей? Только хватать самочек за горло и стрелять в первых попавшихся молодцов. То, что он оборотень, ничуть не оправдывает автора.
Вообще, сама битва выглядит ненужной. Это ради экшна. Ради зрелищности. Лучше бы яснее раскрыть суть. Для чего послужил волшебный голос Джельсомино героя? Победить оборотня? Но тогда древний герой подозрительно слаб или его противник подозрительно силён. В конце вроде проясняется, что миссия певца несколько глобальнее. И вот здесь бы раскрыть подробнее, а не комкать, словно в спешке.
Диалоги в финальной сцене не стилизованы. «Англицкий» не считается. Не должны древнерусские пограничники (пусть и сказочные) разговаривать, как зрители современного концерта. И курить трубку не должны. Поэтому лично у меня именно финал вызвал отторжение. До этого всё было более-менее интересно, а главная идея оказалась подана невнятно.
Однако в целом читать было интересно, герои понравились, текст оставил приятное впечатление.
19:16
+1
Благодарю за столь подробный разбор! Стыдно признаться, но с правописанием и пунктуацией у Нитки большие проблемы. Если бы не Орфограммка… хоть в сеть не выходи. Сожалею, что испортила впечатление, но это неисправимо, так бывает.
По поводу шаблонов – читала рекомендации — не отказываться от них совсем, т.к. для читателя штампы несут больше узнаваемой информации, чем гигатонны текста, не злоупотреблять, но и не выпалывать их напрочь.
Про микрофон – согласна, уберу.
Про стилизованные диалоги — нет, категорически. Это не древнерусские персонажи. При всей любви к фолк-фэнтези Нитка терпеть не может «гойесей».
Ещё раз спасибо вам огромное за потраченное время, поверьте, я это очень ценю!
05:37
+2
Да, штампы иногда нужны. Они очень удобны тем, что моментально дают нужный образ.
Ошибки — дело исправимое. И их не очень-то много.
Про «гойесей» непонятно. По антуражу они всё-таки некие воины, очевидно славяне, очевидно древние. Откуда-то из мира Кукши. Но мне про них непонятно. Поэтому и хотелось бы более членораздельного объяснения.
06:29
+1
Они не древние, они с шагоходом, там альтернативный мир, но едва показанный, потому не ок. Смысл вводить такой широкий пласт информации, как альтернативная реальность, но не давать ей толком сыграть?
06:59
+1
Да, понятно, что альтернативный. И верно, что о нём ничего неизвестно.
Мне вот увиделось, что это древние славяне.
19:50
Это отличная идея! Нет, правда. Обязательно использую её. По задумке в том мире находят отражение все действия прогресса. Т.е. жители умеют пользоваться транспортом и гаджетами.
«Мы, конечно, древние славяне, но не дремучие» — чем не ответ?
Спасибо! Непременно вставлю куда-нибудь в диалоги thumbsup
10:28
+1
Рассказ читается легко. Но в начале кажется немного скучновато и непонятно, затем сюжет захватывает и вызывает интерес, но а в финале, честно говоря, разобраться не просто. Такое впечатление, что автор попытался уместить богатый фантастическими идеями сюжет в маленькую историю, которая стала понятной только для него. Поэтому после её прочтения остается много вопросов и чувство не удовлетворенности. Наверное если будет продолжение, тогда всё встанет на свои места. А так, bravo
19:18
Благодарю, мне приятно! Продолжение есть, но только в черновиках в ВК pardon
16:57
+1
Слишком неровно написано. Вроде бы всё на своём месте – а всё же не на своём. Есть некоторые зацепочки, позволяющие определить происходящее не как цельное произведение, а как сумбурную смесь.
Прежде всего – смешение реальностей. Вроде бы начинается православная история: и гора с часовней, и камень с отпечатком стопы св. Кирилла (я прогуглил – с антуражем всё нормально, и гора, и часовня, и камень реально существуют). А вот затем откуда-то появился ни к селу ни к городу шагоход. Это что-то из «звёздных войн»? А потом и вовсе языческие боги подоспели, плюс волкодлак… Ни завязки понятной, ни развязки. К чему текст?
Есть и мелкие придирки. «а диковинный след засиял» — что в нём «диковинного»? След приписывается св. Кириллу, стало быть, вполне человечий. Тут бы иное прилагательное нужно. «пола слева чуть топорщилась, приподнятая ножнами меча» — хотя каноны прямо этого и не воспрещают, но по устоявшейся православной традиции в храмы с оружием заходить нельзя. «гигантские лица, что склонившись, разглядывали происходящие» — первое: «происходящЕе», второе: непонятна реакция зрителей. Они что, ничего не заметили? «музыканты оцепенении» — оцепенели.
Короче, мне явно не хватило достоверности происходящего. Да, даже в фэнтези, фантастике и сказке должна присутствовать достоверность и логическая завершённость.
19:19
+1
Спасибо, что заглянули! Очепятки поправлю, ох, стыдно за них.
Признаюсь, была удивлена и польщена, что вы нашли в сети упомянутые места. Нитка любит Мауру и тоже стояла на том камне. К слову, есть легенда, что след был оставлен задолго до Кирилла, т.ч. «диковинный» мне всё же нравится больше rose
14:53
+1
Слова «есть легенда» ни о чём не говорят: в рассказе об этом не упомянуто. А вот наличие часовни наводит на мысль, что след таки Кириллов. Да и интернет того же мнения. Логично предположить, что в честь языческого отпечатка культовое христианское строение возводить не будут. Разве что подмена истории? Когда старый языческий пантеон объявляется бесами, а след некоего условного «велеса» — следом Божьего угодника… Но об этом опять же ни слова.
15:16
+1
Подмена, однозначно.
19:51
однозначно glass
17:39
+2
Автор, что вы делаете? Читайте вот эти четыре предложения:
В тот день фолк-рок группа «Медведь», выехала на гастроли по Вологодской области. Путь лежал в Кириллов. Но прежде, друзья решили заехать в Горицы. Что подтолкнуло коллектив взойти на вершину Мауры – неизвестно.
В каждом предложении – топоним или название, о котором я знать ничего не знаю. Про Вологодскую область знаю, что она существует и могу показать на карте, на этом все. Чо за фолк-группа, где описано, что они там все друзья, а не враги, какой Кириллов, какие Горицы… вам все равно, что читателю обо всем этом ничего не известно, а мне, читателю, в ответ пофигу, что вы там пишете.
Встав босой ступнёй в следовой камень, фронтмен запел.
Для начала, конечно, «следовой камень» и «фронтмен» просто дивно смотрятся в одном предложении рядом друг с другом. Чо за камень, кто фронтмен, как повествование из Кириллова через Горицы донырнуло до босой ноги – неизвестно.
Вы не ввели ни персонажей, вы не описали, куда они попали и что вообще происходит, почему мужик стоит на камне и поет. (Он обкурен? Он пьян? Он маг?) Из-за этого следующий фрагмент текста не работает и смотрится смешно и напыщенно:
Голос его был настолько густым и сильным, а напев мощным и зычным, что природа затихла, внимая песне. Было в мотиве и яростное желание противостоять злу, и мечта возродить мир в доброте и любви. Нет, то была не песня, а отчаянный зов к древним богам – вернуться и возглавить народ, созданный ими, но позабытый.
Все, что я знаю, это что он «фронтмен». Что такое «фронтмен», я не знаю, не знаток фолк-групп, вообще в тексте, где я его только не встречал, слово смотрится чужеродно, очень неизящный синоним для обозначения героя. Да, герой. Мне неведомы ни его мотивы, ни цели, ни даже характер, а вы хотите, чтобы я проникся яростными желаниями и отчаянным зовом? Напрасно.
В общем, что изгаляться, все начало, до самых первых звездочек должно быть втрое длиннее, нужно минимальное введение персонажей, нужно описание вершины горы и какая-то атмосфера до того, как началось действие и песни, мотив нужен хотя бы в виде намека. Градус пафоса бы снизить, потому что в таком виде как есть это смешно.

Дальше гораздо лучше. Введен, насколько я понял, главный герой, наконец, появилось описание пространства. Знаете, вот если б он сейчас запел, я бы поверил.
Немного не ясно, почему в повествовании песня упоминается, но из нее не озвучено ни строчки, это могло бы добавить достоверности в происходящее, дать настроение и настрой, а то – абстрактная «песня».

Дальше пошло совсем хорошо, я прямо обрадовался. До следующего броска в натужный пафос:
встретиться взглядом с бездонной пропастью. Чернильный омут с водоворотом мерцающих звёзд, холодный, пропитанный сыростью подземелий. Настолько глубокий, что захватывает дух. Ещё слышны вопли тех, кто упал до тебя. Малейшее движение на краю и обратной дороги не будет… Тёмный ад в мгновение сузился до величины зрачков.

Ну это воспринимается просто на грани пародии: чернильный омут, ад, бездонная пропасть… о, хрустик на заправке стоит. Ваше дело, конечно, но я бы не стал.
За столиками смешались участники в исторических одеждах и обычные зрители.
Цивилы, я полагаю. Если уж у вас фокал на тех, кто в теме (не той теме!).

Итак, вы продолжаете рассказывать о поющих людях, не упоминая ни строчки из их песен. Как-то оно уже странно. Хотя повествование достаточно ровное.
До сцены с пистолетчиком. Сцена с пистолетчиком эмоционально сухая как Гоби.
Она как будто пересказана рыбкой из анекдота: «Люди идут… люди идут… люди… А–а–а!!! Носорог насилует человека!.. О, люди идут… и там люди идут…». Это место, как мне кажется, вы задумывали как напряженное или хотя бы драматическое. Я прочитал и не понял, что прочитал.

В сцене с внезапным оборотнем я не понял ни черта. Как так вышло, что за время, в которое музыканты успели оцепенеть, потесниться к машине, затолкаться внутрь и завестись, оборотень ничего не сделал мужику с мечом? Это что, компьютерная игра, где ты колотишь мечом по оборотню, пока он не загорится? Ну или лупишь когтями по мужику, пока у него не кончится хп?
Выкинутая вперёд морда, громко клацнула зубами, по которым, смачно получила рукоятью
Вы понимаете, что в этот момент мужик подошел к оборотню так близко, что его можно было загрести одной рукой? И на такой дистанции меч уже не работает, на такой дистанции обгрызается лицо.

Сцена на дороге, с песней, получилась хорошо. Слишком смазанно, по-быстрому, но в целом хорошо.
Деревянный шагоход поверг в шок. ВТФ мы только что увидели?
Он с грустью посмотрел на парящий в небе кусок земли, что когда-то отторгла Явь – моря и континенты внутри мыльного пузыря. Шанс рождения человека с голосом бога трёх миров – один на тысячу лет. Шанс, что этот человек споёт нужную песню, в нужной точке пространства – ещё меньше.
А вот это самое прикольное место рассказа. Фантдоп отличный, сама история, задумка – отличная. Исполнение и, особенно, текст – простите, кошмар. Местами схематично и оттого скучно и сухо, местами просто смешно.
19:23
+2
Признаюсь, Нитка зашла на страничку каждого критика, оставившего комментарии в прожарке «Кукши». С удовольствием почитала рассказы, стихи, эссе. Во-1, мне хотелось узнать, что вы пишете, во-2 — что для каждого из вас ценно в текстах, ведь это то, что вы все ищете в моём, в-3, я рада, что похожа и непохожа на вас, что нам есть что обсудить, о чём поспорить. Нитка не будет следовать вашим рекомендациям досконально, но и мимо ушей не пропустит. Я поняла, что вы хотели сказать и учту это, не сомневайтесь.
19:35
+1
Мудро! :)
Спасибо.
23:04 (отредактировано)
+1
У меня что, профиль закрыт и не виден? Сейчас пошел, посмотрел в настройках — вроде, должно быть все открыто.

Читайте блоги с оленями. Там изложена моя точка зрения с наглядными примерами.
19:52 (отредактировано)
Наведалась к оленям. Что-то уже слышала, а что-то взяла на вооружение. Нитка тоже красит тексты jokingly
Беда в том, что у вас писателей всё встроено изначально, а мне приходится пользоваться программами фоносемантического анализа
10:44 (отредактировано)
+1
Рассказ, мне кажется, на любителя.
Впрочем, как и любое художественное произведение. Лично от меня далековато.Но!
Считаю, что написано неплохо, язык хорош, слог ровный. К стилю претензий нет, понравилось. Правда, есть проколы. Зачем было писать про то, что Кукша что-то положил в микрофон, если эта тема дальше не развивается?
Встречаются грамматические ошибки, описки, несерьезные.
А вот по содержанию у меня вопросы. Допускаю, что что-то не так поняла, но смысл всего действа непонятен.
В чем идея-то? В борьбе со злом в виде насильника- волколака путем распевания песен? Где и зачем гастролирует «Берендей»? Вообще, для чего произошли описываемые собыьтия?
19:53
Благодарю!
Загрузка...
Светлана Ледовская