Семён Ильич ( фрагмент)

  • Жаренные
Автор:
Naa_tata
Семён Ильич ( фрагмент)
Аннотация:
​Иногда любовь может стать не благословением, а проклятьем.
Текст:

- Дался тебе этот старик, – ворчал пришедший с работы Валера. Он уже выслушал рассказ жены и сейчас с раздражением наблюдал, как Маша собирает ужин, чтобы отнести соседу.

-Мы не обязаны его кормить, у него сын есть, вот пусть он и кормит.

Валера любил, чтобы вечера Маша посвящала только ему, и не хотел, чтобы она уходила. Тем более, что Анечка уже спала и он рассчитывал на неспешное вечернее чаепитие в обществе жены.

-Я быстро. Ты пока подумай, где взять котёнка.

-У нас на заводе этого добра полно, завтра принесу одного,– отмахнулся муж.

Валера смотрел на ладную тонкую фигурку Маши и видел по чуть опущенным линиям плеч и суетливым движениям, что ей неловко от того, что она уходит, но упрямая линия поджатых губ говорила о том, что отговаривать бесполезно. Вообще, Валере нравилось смотреть на жену. У неё была настолько говорящая, живая мимика, что она ничего не смогла бы скрыть, даже если захотела. «Как ребёнок» - иногда с раздражением думал он о жене. Больше всего Валере нравилось, когда вечерами, уложив Анечку, жена присаживалась напротив него на самый кончик стула, напоминая встревоженного воробушка на ветке, готового вспорхнуть при малейшем шорохе. Валера понимал, что его жена предпочла бы его обществу книгу и сидит с ним из вежливости, карауля момент, когда можно будет уйти в комнату читать. Сколько он знал Машу, столько видел в её руках книгу. Второго такого человека, оторванного от реальной жизни и погруженного в чтение, он не знал. Сам Валера не прочитал в жизни ни одной книги, кроме специальной литературы по работе. Машу он увидел в первый раз во дворе дома своего друга Витьки. Она сидела на лавочке, читая книгу и задумчиво откусывая маленькие кусочки от большого зелёного яблока. Он невольно засмотрелся на точёный профиль девушки, на тонкую нежную линию шеи, переходящие в чуть сутулые изящные плечи. «Девушка, не горбитесь» - сказал он тогда громким весёлым голосом. Она вздрогнула, завертела головой, глаза у неё были большие, серые, с тёмной радужкой, светлеющие к зрачку, а по радужке виднелись раскиданные рыжие точки. «Будто солнышко брызнуло лучом», - подумал вдруг Валера и под ложечкой у него засосало точно так же, как тогда, когда он готовился к своему первому прыжку с парашютом. «Здорово!» - крикнул вышедший из подъезда Витька, испортив очарование момента. «Машка, читаешь всё? Смотри, всех женихов упустишь, в книгу пялившись» - насмешливо сказал он девушке. «Маша, значит Маша…» - от этой мысли у Валеры вдруг разлилось тепло в груди, захотелось подпрыгнуть и засмеяться, как в детстве от счастья. С этой минуты он думал только о Маше с солнышком в светлых глазах. Позже, на свадьбе, друг Витька напился и плакал на плече, признаваясь, что сам хотел жениться на Машке, но очень, очень рад за друга… А Валера смотрел на молодую жену, которая вежливо присутствовала на собственной свадьбе, ожидая момента, когда её оставят в покое и можно будет продолжить чтение. И у него закралось подозрение, что, если бы Витька подсуетился бы вперёд него, то был бы сейчас на месте жениха, что Маше по большому счёту все равно, кто сидел сейчас рядом с ней…

-Я ненадолго. – тихо сказала Маша, выходя с кухни.

Семён Ильич терпеливо сидел в густеющих сумерках и прислушивался к звукам за дверью. Недавно проснувшись, он вспоминал, как мама поила его молоком с хлебом, и не мог понять, приснилось это ему или нет. Ему так отчаянно хотелось, чтобы мама пришла, что он сидел тихо- тихо, стараясь даже громко не дышать, чтобы не пропустить её приход. Семен Ильич смутно помнил, что что-то его недавно ужасно расстроило, но не мог вспомнить, что именно, осталось только ощущение непоправимой беды. И что потом появилась мама, своим появлением закрыв беду, как щитом. Старик осознавал, что в сегодняшнем материнском образе существует какая – то неправильность, но предпочитал не задумываться об этом, боясь потерять ощущение счастья от её присутствия. Тихо щелкнул замок, в комнате зажегся свет.

-Добрый вечер, я вам покушать принесла. Почему вы сидите в тишине? – услышал он тихий женский голос, несомненно, принадлежащий маме. Семен Ильич даже не удивился её : «вы сидите». Конечно, мама знала, что он сидит со своими страхами, и пришла их прогнать.

-Как хорошо, что ты пришла, мама. – голос старика дрогнул от волнения. Смахнув слезу он проморгался и пожалел, что так мутно видит. Пришла мысль о не купленных каплях, от которой Семён Ильич растерялся, силясь вспомнить, что за капли пришли ему на ум.

-Давайте будем есть кашу. Открывайте рот, я вам помогу. – вскоре услышал он мамин голос. Так ничего и не вспомнив о каплях, старик послушно открыл рот. Каша была теплая и сладкая, от мамы пахло шампунем, кажется, ромашковым и Семён Ильич чувствовал себя счастливым, не впуская ни одну постороннюю мысль в своё состояние, очерченное вкусом каши, мамиными руками и запахом ромашки. Позже, лёжа в кровати, он держал маму за руку и, чувствуя, что проваливается куда –то в широкий гулкий туннель, цеплялся за её руку, шептал: « Мама, не уходи».

Старик лежал такой беспомощный и жалкий, доверчиво держа её за руку, и Маша всё не решалась уйти. Она переменила неловкую позу на краешке кровати, от чего Семён Ильич , всхлипнув, забормотал: «Не уходи, мама». Маша пожала его руку, успокаивающе поглаживая другой. Вскоре старик затих, лицо его расслабилось, он спокойно и глубоко задышал, улыбаясь чему – то во сне. Осматриваясь, молодая женщина заметила большое выцветшее фото в рамке на противоположной стене. На ней были мужчина и женщина, совсем молодые. Женщина, во всем облике которой сквозила стремительная лёгкость, со смеющимися глазами смотрела прямо в объектив, а мужчина смотрел на неё с таким обожанием и волнением, будто перед ним была лесная фея, готовая в любой момент вспорхнуть прозрачными крылышками и умчаться. «Верно, это Семён Ильич с женой Тоней» - подумалось Маше, и она горестно вздохнула, пожалев, что красивая, полная жизни женщина погибла такой молодой, а её муж теперь стал старым, жалким и одиноким. Над кроватью Маша заметила стопку писем на маленькой деревянной полке. Конверты были небольшими, немного пожелтевшими. Потянув пальцами верхний конверт, Маша увидела на нем несколько наклеенных марок с темно – синими силуэтами спортсменов и круглыми печатями, на которых хорошо читалось «Почта СССР». В конверте что -то прощупывалось. Заглянув, Маша увидела засушенный цветок. Вытряхнув его на ладонь, разглядела, что это полевой мак. Его лепестки казались на просвет прозрачными сиреневыми крылышками мотылька, такими нежными и хрупкими, что страшно было держать их на ладони. «Цветок со временем становится бледной тенью самого себя» - подумала молодая женщина. В конверте лежало письмо и Маша, отмахнувшись от назойливой мысли: «Чужие письма читать нельзя», вытащила согнутый пополам лист, успокоив себя тем, что это старое письмо – уже история, и читать его можно.

« Нежная моя девочка, Таточка-конфеточка, ты невозможный сорванец!» - прочитала она первую строку и улыбнулась таким взаимоисключающим сравнениям. «Ты так внезапно нас оставила, умчавшись в свою командировку, что всё вокруг кружится в хаосе, будто от взмаха гигантского крыла. Перемешалось всё, быт, люди, события и я не понимаю, где мне сесть, где лечь, когда и что делать без тебя. Сегодня третий день, как проводил тебя, сделав глубокий вдох, когда поезд тронулся, увозя сияние твоих глаз. И теперь я боюсь выдохнуть, потому что придётся делать следующий вдох, а это уже будет воздух твоего отсутствия. Ты знаешь, я заметил, что солнце в небе яркое, но как будто неживое, вроде прожектора в театре, имитирующего солнце. Ярко, но не то… Сегодня смотрел на карте твой Северск. Как же он далеко от дома, но главное, я понял. Солнце переместилось туда, за тобой, в твой этот северный Северск. И теперь светит там. Если бы не необходимость находится с сыном, я бы сегодня же сел в поезд, чтобы ехать туда, где воздух, солнце… где ты, любимая моя Таточка. Сегодня шел по нашему пустырю, увидел мак, наверное, самый первый этим летом. Посылаю его тебе и жду встречи, жду невыносимо…»

Прочитав письмо, Маша ещё долго сидела, глядя на фотографию на стене. Ей приходилось читать в книгах различные жизненные истории, но не одна не потрясла так, как эта. «Наверное, потому, что эта история из жизни, она настоящая, а не выдуманная» - размышляла молодая женщина. Она силилась вспомнить какую-нибудь историю, равную по силе драматизма этой и не могла. Все её драмы были прочитанные, а не прожитые в реальной жизни. Машу вдруг потрясла мысль о том, что она, сколько себя помнила, проживала жизни книжных героев, мало обращая внимание на свою собственную! Ей вдруг стало горько от того, что жизнь проходит, а она так ничего в ней и не прочувствовала. Сидя сгорбившись рядом с заснувшим стариком, она разглядывала высохший цветок у себя на ладони и думала о том, что этот цветок, прежде чем засохнуть, был живым и ярким, а её, машина жизнь, с самого начала и была маловыразительной тенью. Позже, вернувшись домой, она внимательно посмотрела на мужа, будто впервые его увидела. Как Валера появился в её жизни? Она не могла, как ни силилась, вспомнить ни одной яркой эмоции, связанной с его появлением. Подойдя к кроватке дочери, Маша долго с нежностью разглядывала спящего ребенка, но тоже не могла уловить в себе каких – то особых, как их называют, материнских высоких чувств. Анечка просто была, как были в её жизни воздух или пища. «Почему я никогда не испытываю взрывов эмоций, таких, как в письме соседа к своей жене?» - с обидой думала она. Лежа в постели, она долго вспоминала любимых героинь из прочитанных ею романов, пока не пришла к выводу, что у всех у них чувства просыпаются с приходом любви. «Мне надо влюбиться!» - от этой простой мысли Маша даже села.

+9
346
23:26
+3
У меня почему-то мурашки побежали после прочтения. А ведь правда, уходя от реальности в выдуманные миры, теряем себя и умение жить настоящим. Очень понравилось. Спасибо!
08:15
+1
Спасибо за отзыв. А ведь моей героине удалось вернуться в реальность. Однако, что из этого вышло, вы можете прочитать в полной версии рассказа на моей странице.
16:41
У неё была настолько говорящая, живая мимика,
вау… эротика!
17:15 (отредактировано)
+3
Очень красиво написано, читал и погружался в историю. Случай с цветком и письмом очень трогательный. Автор, вы так хорошо пишете, вы меня увлекли. Это рассказ о любви и я с нетерпением жду его продолжения.
Мелкая опечатка: "… но не одна не потрясла так, как эта." В этом контексте НИ ОДНА
Спасибо за трогательную историю.
18:25 (отредактировано)
+4
Нда…
Сковородка.
Поэтому буду жарить.

Задачка та ещё…
Что мы видим на картине?
Девушка. Живёт в мире книг. Видимо, пытается там что-то найти. Позитивная. Кормит дедушку. Замужем. Есть дочь. Все (!) персонажи позитивные. Абсолютно. Что же мне так не зашло?

В этом всём есть логические парадоксы, которые заставляют меня думать, что мы не всё знаем о ГГ. О её состоянии.
А точнее о том, что ею движет (о её намерениях и мотивах).
Ухаживает за дедом — молодец. Почему она это делает? Что толкает её на этот поступок? Жалость? Любовь к людям? А не понятно мне…
Ведь, прочитав какое-то старое письмо (кстати, я не увидел там «настоящего такого взрыва настоящей любви». Поэтично — да. Романтично — да. Но не потрясающе… до такой степени, что это может стать целью и образцом для ГГ, под впечатлением которого, она вдруг возьмёт и бросит свою семью (обесценит любовь к ним).
Так вот, прочитав это вот «письмо из прошлого», она вдруг прозрела! Блин!!! Я их не люблю!
А значит — она никого никогда не любила до этого, что ли? Но в любви разбирается?
О ужос! (Тут у меня трещит голова)
А как могла появиться Аня? Вот… не могу себе представить, реально.
Что там в письме этом такого-то? В этом деде с погибшей супругой? Что? Текст письма так повлиял?.. Да ладно! Чей-то жизненный путь дороже собственных ощущений в жизни?
Что-то не так с ГГ — напрашивается у меня вывод сам собою.
Она стесняется…
Ей неудобно…
Муж ей, как не родной…
Доча!!! Ей не нужна по-итогу доча!!! Да как же так-то?

Простите, но… она не живая, получается. И… у меня лично она не вызывает симпатии.

Хочется взять её за плечи, встряхнуть и (если она придёт в себя) по-новой познакомить с мужем и дочерью.
И наказать строго-настрого: книги сожги. Все. А вот об этих людях (муж и дочь) — заботься на всю катушку. Это твоя любящая тебя семья.

Простите, конечно. При том, что написано изумительно красиво, я вот… не понял, что же Вы на самом деле хотели этим сказать?

Ведь помощь другим (деду) — однозначно важна и нужна! Однозначно!
Идеалы, романтизм, настоящие чувства и ощущения — всё это блин прекрасно! И надо стремиться…
Но!!! Не такой же ценою, блин!

Это всё моё личное ИМХО.
Я странный читатель, простите если сможете.
Это (Спарта) Сковорода.
:)
Помощь другим для нее панацея. Для нее комфорт внутренние эмоции, которые согревают ее сознание и ум.
20:50
+1
Так а что ж она так с мужем и дочей?
Это она им так помогла?
Не верю :)
Вопрос в другом… мужу и ребенку хорошо с ней или всё-таки им чего-то не хватает от неё? Она такая какая есть. Почему она должна стать другой? Муж ведь её полюбил такой.
16:40
+2
Портрет был не полный.
Целиковый текст рассказа (там ссылка есть) добавил все недостающие данные к истории и портрету ГГ.
17:01 (отредактировано)
+2
Я читала раньше. И могу сказать, что она сына старика не любила. Просто Миша в себе носил энергию темного света, в которой было мало добра. Возможно из-за болезни. Это очень сильная энергия, которая может вцепиться вот в такую романтического склада ума женщину. Что и случилось. Она ведь боялась его и не понимала, почему любит его не любя. Ей не с кем было посоветоваться про это. Вокруг нее было добро, она сама была добро. И это добро никто не научил защищаться.
19:07
Спасибо, что разгадали суть моей Маши. Она ведь действительно любила не любя. Чуткий и понимающий читатель — счастье автора rose
18:47
Огромнейшее спасибо за такой подробный разбор!
Вы действительно, самый что ни на есть, настоящий Гроссмейстер)
пожалуйста очень вас прошу прочитайте мой рассказ целиком, он есть у меня на странице мне важно знать ваше мнение.
Возможно, ваше мнение о главной героине изменится, когда вы прочитаете весь рассказ.
20:57 (отредактировано)
+5
Осторожнее с критиками, выполните все их рекомендации и пожелания и от вашего творчества ничего не останется. Будьте собой, и то что некоторые критики не видят чего то своего, им нужного, ничего не значит. Грамматика, стилистика, да, тут критика полезна а вот идеи вашего творчества судить никто не может это ваше, не позволяйте выхолостить вас и превратить в занудного графомана, серого и невзрачного и похожего на тысячи других. Подсознательно критики пытаются вас усреднить и сделать серым и похожим на других, привычных для из понимания.
Удачи вам.
22:11
+2
Спасибо за бесценный совет и пожелание удачи!
01:52 (отредактировано)
+2
Прочёл. И решил написать здесь.
Моменты, которые лично мне показались спорными… Ну, скажем так, пятьдесят на пятьдесят так не бывает.
Умер от удара сковородкой по голове… Блин. Не часто от сковородок гибнут люди. Вы уж меня простите. Понимаю, что нужно было так для сюжета.

Валера. Блин… Вот как можно, чутко относясь к животным и понимая их настолько, что даже выхаживать… Как можно было не почувствовать, что у Миши чердак не на месте? Ни он ни его родители ничего всю дорогу не заподозрили. Миша — антисоц с низким уровнем этики (отношение к женщинам). Он уже в детстве проявлялся (случай с котёнком, машинкой и т.д. видимо там не единичные были)… А такие люди не умеют дружить. Они одиночки. Приходится поверить, что никто ничего не заметил и не ощутил.

Маша… влюбилась. Ну, возможно. Такое случается вдруг и внезапно и не подчиняется логике… Но вот Аня? Дети обычно чувствуют «плохих» людей… Тем более таких, которые уже против женщин накосячили… Тут так выходит, что Аня вообще с дядей Мишей не пересеклась ни разу.

Я понимаю, что объём не позволяет учесть все моменты полностью.
Расстраивает история. Лишний раз показали, насколько люди не разбираются в мотивах и в поведении людей. Насколько оторваны от понимания жизни и ситуаций.
Реализм, что сказать.

По Маше стало яснее, конечно. Но проблема её в том, что она отгораживается от мужа. Они не до конца понимают друг друга. Могли бы этого всего избежать, если бы общались и если бы у них были общие цели. Я тут тоже этого не увидел.
Но если бы так было, конечно, этой истории бы не было.
Ладно. Это можете пропустить, это лишнее уже. :))

Маша реабилитирована. И выжила, спасибо автору.
:)
10:21
+2
мне кажется что, каким бы ни было произведение, как бы ни прекрасно были выписаны герои, их образы и характеры, но, всё-таки оживляют их читатели своим эмоциональным откликом. Так что спасибо вам за ваш прекрасный разбор, вы говорите о моих героях, как о живых людях. Для меня, как для автора, это очень много значит. Что касается сковородки, то поверьте, чем только люди не умудряются прикончить друг друга. У меня дед был криминальным журналистом, так что я это знаю не понаслышке.
Что касается мотивации героев, мне кажется, у моих даже побольше её, чем
в какой-нибудь услышанной реальной истории. Люди порой настолько алогичны, что их мотивы не поддаются вообще никакому разбору и никакой логике.
16:32
+2
Пожалуйста.
Читатели оживляют, да.
Если перед этим автор их оживил. :)
19:56
+2
Автору несомненно удаются нестандартные речевые обороты. Кое-где (в письме, например) очень красиво. Правда, судить по фрагменту о целом не совсем правильно: можно стать в тупик от чего-то, что объясняется в другом месте. Я к тому, что мне не совсем ясен характер Маши.
Видно, я совершенно не понимаю женщин. Как можно согласиться выйти замуж за настолько чуждого твоему внутреннему миру человека? Ярый книгочей – и рядом не прочитавший ни одной книжки… Тезис этой чуждости подтверждает фраза «Маше по большому счёту все равно, кто сидел сейчас рядом с ней».
«Она не могла, как ни силилась, вспомнить ни одной яркой эмоции, связанной с его появлением» — ну да, а дочка появилась, само собой, тоже без эмоций? Размазня какая-то, а не женщина!
Далее: «глаза у неё были большие, серые, с тёмной радужкой» — серые глаза – это и есть радужная оболочка такого цвета. Вряд ли серый цвет можно назвать таким уж тёмным (тем более с вкраплениями рыжины)… И вдруг «Маша с солнышком в светлых глазах» — тут бы определиться, светлые они или всё же тёмные… Или они у неё разные?
«Ей приходилось читать в книгах различные жизненные истории, но не одна не потрясла так, как эта» — а что такого уж потрясающего в письме? Ну, разлука. Обычное дело. Мне вот тоже довелось прожить с женой порознь два года, мотался туда-сюда каждый месяц… Ничего. Житейское дело. Так что это не такая уж «драма», как меня пытаются уверить.
Итог: написано технически неплохо, но неубедительно. Возможно, это лишь впечатление от фрагмента, а в целом история будет выглядеть достоверней. Дай Бог, чтобы так и было.
22:22
+2
Люди все разные. Я не понимаю, откуда такое стремление загнать Машу в некие рамки. Она такая, как есть. Кстати, писалась с вполне конкретного, живого человека.
Насчёт письма… У всех нас разные триггеры, в этом всё дело. Кому-то кажутся пустяком вещи, переворачивающие жизнь другим… Смотря какая почва подготовлена под зерно.
Что касается глаз, сама радужная оболочка светло-серая, а по самому краю- тёмный ободок, усыпанный рыжими точками. Глаза тоже «списаны» с живого человека.
И да, лучше прочесть историю целиком, прежде, чем делать какие-то выводы.
litclubbs.ru/articles/26847-semyon-ilich.html
10:03 (отредактировано)
+2
Как раз потрясение от прочитанного письма, мне кажется, вполне объяснимо.
Это привычное для Маши состояние проживания чужой жизни героев книг. А письмо, как-никак, написано высокохудожественно, да еще и тесно переплетается с реальной жизнью.
Вот эта неожиданное сочетание выдуманного и реального и потрясло героиню.
16:38
Спасибо, именно так!
01:36
+1
Аж сердце защемило, очень эмоционально.
09:52
Спасибо rose
12
08:25
+1
Социопат-библиофил — очень интересно. Мне все понравилось, но оч много «вшей», вернувшись, сгорбившись и т.п. Сама этим грешу.
09:53
Спасибо за ценное замечание, действительно, не замечала за собой «вшей» jokingly
09:58
+3
Мне рассказ понравился, написано хорошо, ровно, но возникли некоторые вопросы.
Как случилось, что Валера не прочитал «ни одной книги кроме специальной литературы»? Верится с трудом, так как он учился в школе, где на уроках литературы читать обязательно. Очень большая натяжка.
Затем. Почему Маша вышла замуж за совершенно чужого ей человека, нелюбимого? Допускаю, что полная версия рассказа содержит ответ на этот вопрос. Здесь же это повисло в воздухе.
Индиффирентное отношение к дочери тоже странно.Вообще, Маша — довольно странное существо. Я думаю, дело просто в том, что это выдержка из рассказа.
Трудно «жарить» часть произведения, невозможно выявить логические цепочки.
Но плюс поставлю за легкость исполнения и владение словом.
19:22
+1
Да, вы правы, лучше прочитать произведение целиком.
Что я хочу сказать насчёт Валеры: У меня есть такой приятель, интеллигентнейший человек, приятный в общении, поддержит любую тему. Однако, про него с уверенностью могу сказать: «Не прочитал ни одной книги». Да, в школе всех нас заставляли читать. Однако, тут ключевое слово — «заставляли». А мой приятель ( следом за ним и Валера) после школы добровольно не взял в руки ни одной художественной книги. Мой разум заядлого книгочтея отказывается это понимать, но это так и есть.
А Маша любила Валеру, просто до поры не сознавала это.
10:03
Мой совет: добавьте всего два слова. «После школы». И с чтением все прояснится.
Да я таких Валер толпами встречаю. Более того, находятся среди них такие, которые этим бахвалятся
11:50
+1
Хорошо пишете, увлекательно. Да, не без огрехов ( а у кого ж без них?!), но вы очень выверенными фразами все подаете и в процессе чтения «заминки» сглаживаются. Желаю успехов в творчестве! thumbsup
16:40
Спасибо большое!
Загрузка...
Литбес №1