Запах смерти. Участь научной фантастики.
Запах смерти. Судьба современной фантастики.
Блуждая по просторам интернета, можно наткнуться на десятки мёртвых литературных сайтов. Словно руины крестьянских посёлков, отмечающие гибели русской деревни, они намекают на смерть литературы. Не отдельного жанра – авантюрного романа или любовной лирики, а всего многообразия творчества, связанного с текстом. Текст нынче не в чести, особенно длинный и нагруженный информацией. Праздная публика ещё может осилить десяток предложений поста, размёщённого под красивой картинкой или дочитать до половины рассказ с кричащим, обещающим насилие и секс, названием. И это всё! Это та максима, на которую может рассчитывать автор, в мире, где переизбыток информации, сделал её дешёвым товаром. В литературе прогрессирует кризис перепроизводства и последствия его печальны.
Как быть фантасту в такой непростой ситуации? В своё время мистические рассказы Эдгара Аллана По взорвали застой викторианской эпохи. Читатели бредили потусторонним, ужасались запретному и любили ужасное. Десятки эпигонов моментально заполнили перспективную нишу вполне достойными текстами-подражаниями. Затем настал час научной фантастики и Толкиена, возродившего чарующую нордическую мифологию в современном толковании. "Путешествие героя" с тех пор стало избитым шаблоном, которым пользуется каждый второй писатель в жанре фэнтези. Пожалуй самый богатый урожай нам дали 60-70 годы XX века, когда начинали творить Братья Стругацкие, Филип Дик, Клиффорд Саймак. Целая плеяда выдающихся фантастов, отбрасывая тонны пустой породы, добывала алмазы новаторских текстов, и постепенно жилы драгоценной руды уходили всё глубже, становясь практически юбилей уже было трудно разглядеть настоящие шедевры.
Благо отечественный читатель был не привередлив и употреблял любой продукт, сдобренный магическими специями и космическим антуражем.
К 2021 году ситуация постепенно изменилась. Во-первых, читать стали меньше. Визуальный контент интернета катком прошёлся по бумажной книге. Во-вторых, необходимость выживать в условиях дикого капитализма, заставила издателей, сместить приоритеты с настоящей глубокой фантастики, в сторону ходовог невыгодно и неинтересно для издательства. К тому же новых тем для разработки стало гораздо меньше. Развитие Стим Панка и Киберпанка наглядно показало, что среди фантастов назрел кризис идей.
Все эти факторы в совокупности и стали причиной смерти литературных сайтов фантастики. Непреодолимая пропасть разделила издателей и писателей. Никто уже не говорит про институт литературных скаутов, которого никогда не существовало в России, но издателям стоило бы изредка устраивать смотрины, отбирать перспективных авторов, позаботившись о завтрашнем дне. Старые метры, избалованные немыслимыми гонорарами ленятся и постепенно сходят со сцены, а "поцелуи вампира" и сотня бездарных книг вселенной "Метро", где герои общаются исключительно через на**й и йоп твою медь, не смогут в будущем удовлетворить спрос.
Литературный ширпотреб обеспечивает запросы только части читающей публики. У людей же привыкших к серьëзной фантастике, обилие бумажного мусора на книжном рынке вызывает сначала недоумение, а затем отторжение. Я перестал читать новую фантастику лет пять назад. Стало противно, глядя на потуги раскрученных авторов, добавить что-то меняя стиль подачи. Словно маньеристы, они погнались за символом и нестандартностью формы, не утруждаясь созданием принципиально новых миров и сюжетов. А писатели попроще выдавали продукт такого уровня, что его было невозможно читать. Оказалось, что между издателем и читателем тоже пролегла пропасть. Издатели, ориентируясь лишь на рейтинги и коммерческий успех, подпилили сук на котором сами же и сидели.
Современная ситуация выглядит так – у писателя нет непосредственного контакта с издателем, и хорошая литература ложится в стол или уходит на помойку, а откровенное говно всплывает на поверхность в шорт листах престижных премий. Издатель думает что знает что нужно читателю на основании математических расчëтов рейтинга и лайков в соцсетях, а читатель в недоумении чешет в затылке – где же хорошая фантастика, и будет ли она вообще?
В настоящее время в жанре НФ однозначно кризис, но не думаю, что он умирает. По большому счету мы не даже знаем состояние: вы правы — издательства работают только с коммерческими проектами, деньги победили.
Если следовать концепции Галиной, то НФ настоящего времени отражает наш мир — мир потребления, доступности — зажратости, как следствие, вялости ума, отсутствие необходимости думать, размышлять, напрягаться, если есть иные доступные адаптированные формы получения инфы, где тебе разжуют и в рот положат. С другой стороны НФ перестала быть литературой комфорта — опять же читать надо до-о-олго, думать надо, размышлять, вникать — все это заставляет выйти из зоны комфорта.
Получается, надо менять саму концепцию НФ, видимо. Может быть, давать читателю то, что он не сможет получить в другом месте — Дж Мартин смог, например (как бы я лично не любила фэнтези, я запоем читала Песнь льда и пламени, хотя он ее все еще не дописал, зараза).
Десяток предложений поста — это не правило поведения в краткой форме.
— вот максима для авторов.
автор может рассчитывать максима на десяток, минима — на пяток.
Кому они, простите, сдались? Это конкуренция. Не можешь удержать публику — иди к чёрту.
Литнет и Автор.тудей цветут и пахнут. Литрес и Ридеро тоже не бедствуют.
Во-первых, читать стали меньше.
Статистику в студию, уважаемый!
Всё остальное тоже мимо. Спрос рождает предложение, и так было всегда. Капитализм тут ни при чём. 95% людей нафиг не сдалась хорошая литература, ни сейчас, ни в 20 веке, ни в Древней, мать её, Греции. Массе нужен проходняк в мягких обложках. А для остальных пишут Уоттс, Уир, Робинсон, Кори, Цысинь… Вам мало? Ну сходите на АТ, почитайте, млин, Скумбриева. Вы его не знаете? Тогда претензии уже к вам. Литература в принципе уходит из издательств в сеть. Бумага никому не нужна. Идите и смотрите, ищите и обрящете.
Dixi.
Старый сенсей.
Петя Дрюкин.
Вася Пупкин.
(планетарное НФ, несмотря на жанр, указанный на обложке)
Моя жена.
Вельзевул.
Минкультуры РФ.
Зюганов.
Ну и боюсь, парочкой проблему не решить, их просто изнасилуют «писатели». Пока что живем по принципу: «спасения утопающих»…
Удаленный коммент — это я же и с тем же
Среди моих знакомых, например, нет никого, кто знал бы даже об Автор.Тудэй, не говоря уже о БС и прочих платформах. Как максимум — знают про Литрес, один, кажется, даже книжки там покупает. Клитрпг.
Это не потому, что у меня окружение тупорылое и вообще ничего не читает. Хотя читателей мало, чудовищно мало. Но те, кто читает — не могут тратить время на поиск хорошего в тонне говна. Мы по старинке, знаете — идём в книжный (или в сетературный книжный, это неважно) и там ищем топы. Видим, что в топах какое-то говнище, жмем плечами и идём в полочку с зарубежным чтивом. А там Корнуэлл.
Ясен хрен, я возьму Корнуэлла, я все его книги скупил уже, несколько зарплат оставил в Читай-Городе. Потому что это качество, это бренд, это гарантия, что ты хорошо проведёшь время.
А ещё это грамотная зарубежная раскрутка автора, потому что на самом деле таких, как Корнуэлл (и его литнегры) и в России полно. Просто у нас сейчас в стране, похоже, идёт раскрутка отнюдь не интеллектуального искусства. Поэтому в топах любой отрасли, от музыки до книг — те, на кого вменяемый человек смотрит как-то так:
Плохо быть вменяемым. Грустно.
Это я к чему — мы гниём изнутри не потому, что все вдруг писателями стали, а потому, что плохая пропаганда в массах. Если у тех такой шикарный пиар, этим нужен не хуже, или кораБЬ утонет.
Хотя вот это… раскрутка интеллектуальной литературы. Ну не бывает так. Все определяется ЦА. Какой заказ — такая музыка. Вообще сейчас что угодно, где угодно найти можно. А про писало-читателей, ну это проблема нашего узкого круга.
Вот, например, в киноискусстве на государственных уровнях давно и усердно продвигаются деградантские понятия, чтобы формировать у людей ещё более фекальные и непритязательные в то же время вкусы. Это зачем? Потому что в искусстве как виде бизнеса проще ориентироваться на массы, объединённые общим порывом к низкопробе (такое и делать проще, и бабло мыть куда дешевле). Логично — надо как можно больше людей привести к осознанию, что им вовсе не надо стремиться ввысь и что-то искать, развиваться, чтобы достигнуть уровня искусства (который по идее должен быть чуть выше, чем средний уровень человечества, ибо его призвание — развлекать И образовывать). Вон говно, иди жри, хуле ты, как баба? ©
А результат один.
Никогда не стоит недооценивать силу тупизны.
Пока живы её любители, будут писаться и издаваться новые книги.
А в какой именно форме, не суть важно, имхо.
Понимаете, в чём прикол. Фантастика конкретно в России не умерла — сдохло книгоиздательство, и по весьма банальной причине — у людей нет денег покупать книги. Еды бы купить нормальной… Из-за финансовой ситуации в России, одним словом, которую к-вирус только усугубил. Это моё мнение…
А с авторами всё нормально. Могу обсудить с Вами несколько книг, научно-фантастических, которые вышли совсем недавно и являются настоящими шедеврами, жемчужинами жанра.
Впрочем, как и всегда…
А во-вторых, с какого перепуга закрытие литсайта — смерть литературы? Да-да, а закрытие онлайн-магазинов — смерть коммерции, конечно. Уважаемый, литература родилась без литсайтов, и спокойно без них будет жить всем на зло.
Опять эти наезды на секс и насилие в литературе. А в классике типа все добренькое-пушистое, с розовыми пони и котятками, да-да-да… Опять этот плачь про капитализм. Да потому что сама литература перестала быть уделом элиты, и ушла в народ. Но во все века сами же читатели решали, что стоящее, а что будет предано забвению. И сейчас ничего не поменялось (опустим нюансы с рекламой и продвижением).
А именно на книжном рынке (давайте не будем путать рынок и литературу) как в любой сфере — есть массмаркет, есть условное «лухари». Не хотите первое — ищите места, где второе.
Соглашусь только с тягой читателя к простоте. Ребят, серьезно — вы уже бесите своим «тут слишком длинные предложения». Харош деградировать, 1,5 стоки — это НЕ длинное предложение.
Вы вот прежде чем эти выводы делать, статистику подбивали? А я — да. В прошлом году я собирал базу литпорталов, насчитал где-то около 25-ти штук, из них где-то 6 не работающих, примерно столько же — вяло рыпающиеся, где сидит кучка «кому за» стишата-фельетоны пописывает. Такое не жаль, если наконец-то сдохнет.
Большинство крякнуло по причине отхода от дел администрации (ну, не всю же жизнь тем же самым заниматься, интересы меняются), ухода основного костяка, актива, а также банального устаревания. А вовсе не по указанной причине. Ибо новичков надо еще привлечь, а когда видишь жуткий громоздкий интерфейс а-ля «мойдветыщседьмой», засранный недо-анегдотами (которые афтыри искренне считают литературой) — уже не охота влезать.
Давайте хотя бы определитесь — вы хотите читать годную фантастику или взрывать рынок шедеврами? А то смешались в кучу кони-люди, опять умозрительные выводы между несвязанными между собой вещами. Не пытайтесь объять необъятное, целостная картина куда сложнее, чем вы пытаетесь описать. И уж точно не настолько тленно-драматичная.
По вашим данным из 25 сайтов 6 не работают, ещё 6 влачат жалкое существование (я насчитал больше), и это хорошая статистика? В сухом остатке половина литсайтов в улёте.
Вы пишите, что я путаю рынок с литературой – вполне возможно. Девять классов церковноприходской школы не позволяют мне объять необъятное. Однако, возникает маленький вопрос: как шедевры должны попадать к читателю, минуя при этом рынок. Если произведения не изданы, то они и не прочитаны. Сколько талантливых авторов пишут «в стол»? Конечно, есть бесплатные площадки Ридеро или ЛитРес, но это совсем не то. Можно рассчитывать на 200-300 прочтений, ладно, пусть даже на тысячу-две. Разве это хороший показатель? Вы говорите о годной фантастике и противопоставляете её коммерческим проектам. Мне кажется странная позиция. Годная фантастика должна издаваться и доходить до читателя, а не пылиться на сайтах электронных библиотек. За рубежом так и происходит. В комментариях скинули множество фотографий хороших фантастических книг. И сколько из них написано отечественными авторами?
К тому же я высказал своё субъективное мнение, и записал его сходу, не претендуя на создание целостной картины. Поэтому запись сделана в блоге. Если задел чьи-то нежные чувства, прошу простить великодушно.
Да в курсе я особенностей, как и в курсе того, что такое книжный обзор — это вот не он. Хотите порассуждать над проблемами — вон блоги есть.
Сегодня как раз прочитал новость о том, что закрывается очередной сайт для творчей. Потому что админы не могут им заниматься. Вот и все При этом только за год куча новых наоткрывалось. Это проекты, построенные на энтузиазме отдельных людей и ожидании хоть какого-то мало-мальского профита. Тут даже литература ни при чем.
У меня вопрос другой — зачем шедевры куда-то должны попадать? Люди читают то, что хотят читать. Все то, что за последние год было на хайпе, все эти «Властелин колец», «Оно» и «Цвет из иных миров» (читатель увидел кинцо и вдруг вспомнил, что это ж такие книги есть!) — когда-то были уделом узкого круга поклонников. А сейчас нате вам — мировые шЫдевры, куда бы деться. Что шедевр, а что нет — кто это решает? Да читатель. Ну и маркетолог еще.
Кстати про зарубеж!
Портал Ваттпад вам о чем-то говорит? Некоторые авторы, которые собрали там аудиторию, сейчас публикуются издательствами и продаются в книжных. Это зарубежная площадка с русскоязычным сегментом. АСТ публикует серию книг «Хиты Ваттпад». А проза жизни такова, что сейчас любой творч продвигает сам себя. Хочешь, чтобы тебя публиковали — собирай аудиторию, лезь в конкурсы, делай что-нибудь. Никто не будет искать Петю Дрюкина с его нетленкой, потому что никто ничего никому не должен. И за рубежом — именно так. Люди на краудфаундинговых площадках собирают бабло на издание книги. И да, у нас такое тоже есть.