Друг

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Водопад
Друг
Аннотация:
Если друг оказался вдруг
Текст:

Держал ты паузы накал,

И замер зал...

В горах я кровью истекал

И замерзал.

Ты получил оваций зал

И пьедестал.

Я до последнего стрелял

И перестал.

Со мной за партой ты сидел

И другом был.

ВысОко метил и прицел

Ничуть не сбил.

Успех свой видел впереди,

Его искал.

Ты на коне, а я среди

Снегов и скал.

Ты шёл вперёд по головам,

И я помог.

Сказал в суде свои слова,

От них комок...

Взял на себя вину твою.

Ты не забыл?

И ты в «раю», а я в краю

Гнедых кобыл.

А в час, когда пришли враги,

Ты был далёк.

Шептали: «Боже, помоги!»,

Но взвод полёг...

Один патрон, и тот в стволе.

Последний вдох...

Во имя мира на земле,

Спаси вас Бог!

Другие работы автора:
+17
11:20
1409
13:30
+4
Очень пронзительно. Глубокая тема личного выбора. Лирический Герой жалеет, что помог другу? Взял на себя вину — почему? Просто так такие поступки не совершают. Что за этим стоит? Более успешный друг — почему предатель?
Насколько я поняла, Герой оказался на войне. Почему, вместо тюрьмы или после тюрьмы? Как ему мог помочь на войне друг, выступая на сцене?
Вопросы, вопросы…
15:59
+3
Ну, это просто люди совершенно разные.
Один идёт по головам, для него дружба — пустой звук. Подставить или облапошить друга — пара пустяков.
Другой дружбой дорожит, готов ради друга на всё. Для него есть слово долг, поэтому он и воевать пошёл, чтобы отдать долг родине.
Второго интересует только успех, на остальное ему наплевать. В том числе и на того, кто считает его другом.
21:29 (отредактировано)
+1
Из самого стихотворения нельзя сделать вывод, что тот, кто на сцене — предатель. Возможно, он просто не знает о судьбе друга и о том, что тот воюет. Да даже если бы и знал, то что бы он должен был сделать, пойти воевать, встать рядом? Тогда надо было дать какой-то намёк читателю на выбор пути.
По-сути, для меня, стихотворение — это жалоба Лирического Героя на собственный неправильный выбор, то есть сейчас, под пулями, он жалеет, что спас друга, потому что друг оказался более успешен. Но разве это его вина?
04:36 (отредактировано)
+1
Это не рассказ, где можно подробно описать героев. В стихах нормальна некоторая недосказанность, иначе получится длинно и нудно. Читатель может сам строить догадки, автор совершенно не против.
Здесь даны только намётки характеров. Один готов идти по головам и преступить закон. Другой готов пожертвовать собой.
Дальше можно домыслить.
Но одно скажу точно, здесь нет сожаления героя. Но есть обида. И обвинения. И злость.
И ещё, не забывайте, что в поэзии не обязательно понимать всё буквально (но можно). Вообще-то сюжет стихотворения аллегоричен.
05:34 (отредактировано)
+1
Возможно, в этом всё и дело, в недосказанности. В Вашем стихотворении дан очень сильный эмоциональный посыл, но нет выхода. То есть, Вы бросили читателя на пике этой эмоции — злость, обида и читатель пошёл мучиться.
06:28
О, хорошо сказано!
Считаю, стихотворение удалось, если читатель остался на пике эмоций.
08:02 (отредактировано)
Да, Вам удалось пробудить чувства.
Но какие?
Читатель должен чему-то научиться, уйти с надеждой, ведь в этом миссия поэта.
Ещё Александр Сергеевич говорил: «И чувства добрые я лирой пробуждал»…
Чему призвано научить Ваше стихотворение?
09:23
+3
Я не думаю, что читатель что-то должен.
И тем более не верю в миссию поэта.
Автор говорит то, о чём хочет сказать, что его волнует или вызывает интерес. Автор создаёт художественное произведение, которое по определению вызывает эмоции.
Я лично ценность художественного произведения оцениваю по накалу эмоций.
Парадокс в том, что отрицательные эмоции более яркие, чем положительные, поэтому трагедия вызывает больший отклик, нежели комедия.
09:39 (отредактировано)
+5
Простите, что вмешиваюсь, но прямо зацепил комментарий, особенно финальный вопрос ))Читатель должен чему-то научиться, уйти с надеждой, ведь в этом миссия поэта.
Может, не стоит нагружать поэтов миссиями? Каждый сам волен решить, для чего он пишет: пробуждать чего-то там или нет.
Поэт дал вам эмоцию ещё и вывести из неё должен? Так, мне кажется, тут читатель сам вполне способен поработать со своим состоянием. Прекрасная миссия, кстати, заронить эмоцию и подтолкнуть к самостоятельному её переживанию.
Чему призвано научить Ваше стихотворение? Ох, прямо школой повеяло. А по-моему, автор вправе ничему не учить, А просто рассказать историю, передать настроение, зафиксировать, в конце концов, собственное состояние. А если кому-то обязательно из каждого стиха извлекать поучение — так пусть сам придумает, какое именно ))
09:47
Спасибо!
09:48
Так, вроде, не за что. Просто мнение))
09:49
За то, что drinkоно совпадает с моим.
09:53
А действительно! laugh
09:57
Не буду мешать вашей взаимности. Как мило и трогательно.
Как тут не вспомнить Крылова с его: " Кукушка хвалит петуха."
10:14 (отредактировано)
+4
Но ведь и в самом же деле, а кто кому и что должен?
Творчество — это самовыражение. Если мы говорим о творчестве в искусстве, то это самовыражение с помощью художественных образов, изображённых на холсте, звучащих в музыке, отточенных движением, написанных в столбик (строчку). И ещё много вариантов на тему четырех основных видов искусств.

Самовыражаясь, никто из творцов не должен задумываться, а что он принесёт миру этим своим творением, понимаете? Он просто делает то, что хочет и может. Было б странно, если б сидел Бах за своим органом или клавесином и такой думал: «Ща я вам как забабахаю музлишко, чтоб вы все обалдели от его высокодуховности. Ну и чтоб в музыкалках своих мучались с моей полифонией».
Но ведь это абсурд.
Да, безусловно творец выражает свои идеи, но смысл задумываться о последствиях?
Если б Дали и Пикассо в своих поздних периодах задумывались, какое влияние их работы могут оказать на психику человека, вряд ли эти работы вообще увидели свет.

И слова Пушкина, которые вы привели в пример, имеют не совсем ту коннотацию, которую предлагаете вы. Это скорее подведение итогов творчества, обращение к музе, ну и акт самолюбования. Последнее, о чем хочет сказать Пушкин, так это то, что он задумывался, какое значение для людей будет иметь каждая его строчка и что он кому этим даст. Ну серьёзно.
10:15
Ну, по поводу похвальбы вы мимо. Учитывая, что мнения о стихотворении я не высказывала. А мнения на околопоэтические темы могут совпадать у совершенно разных людей. Или, наоборот, не совпадать — у очень похожих unknown
10:24
А кто кого хвалил?
10:27 (отредактировано)
+1
Да, вот только хотел добавить, что стихи — такое же искусство, как живопись. Что хотел сказать художник своей картиной, чему может научить зрителя «Три богатыря»? А танец с саблями? А песня Моргенштейна, извините?
10:32
+1
Да, в принципе-то, могут и учить. Почему б и нет. Только вот — чему, это для себя решает каждый воспринимающий произведение: согласно своему опыту, знаниям, эмоциональному интеллекту и пр. А от автора требовать ответа не вижу смысла.
10:36
+2
Не, ну конечно, могут научить ценить прекрасное (или ненавидеть убогое), но всё равно каждое произведение искусства ценится теми эмоциями, которые оно даёт.
А лозунги о том, что должен поэт или художник, исходят к соцреализму и плакатному творчеству.
10:41
+1
Да просто тут у нас, похоже, вырисовывается группа безответственных творцов. Как любит шутить мой папа: «Кому я должен — всем прощаю!» Предлагаю сделать девизом ))
10:50
+1
Если учесть, что все тут одним хобби мазаны, так вообще, Искусство в большом долгу))))
10:52
Неоплатном))
10:53
А вот чему хотел творец научить своим творением нам расскажут искусствоведы) причём скорее всего их мнения будут отличаться)))
10:53
от мнения нормальных людей))))))))))))))))
10:58 (отредактировано)
11:00
Да ладно уж нормальные люди) они б между собой ещё договорились)))
11:02
ты меня сегодня моими фобиями добить решила))))))
11:04
Ну ладно всякие членистоногие… можно понять… но сказка тебе чем не угодила?)))
11:05
а ты не боялась этого момента?
11:06 (отредактировано)
+1
У Стругацких один из героев заявлял так: «Писатель (ну, и поэт, соответственно) никого и ничему не должен учить. Для этого есть учителя. Писатель — это больная совесть общества. Что делает совесть — просто болит. И все».
Это не дословно. Спорное, конечно, мнение, если посмотреть, о чем болит душа у современных авторов. Но все равно в этом что-то есть.
11:14
+1
Это он сгоряча))))
11:30 (отредактировано)
Мммм… не помню)))))) меня вообще эта сказка раздражала ужасно… «что воля, что неволя...» тьфу, то же мне мамаша!
11:37
Че-то ты Варвару-красу с Марьей-искусницей попутала)))))
11:56
))) ах, должок — это из Варвары)) ну вот так вот… нефанат сказок с детства)))
12:20
+1
«Три богатыря» учат гордиться своей страной, «Танец с саблями» — восхищаться красивым танцем и ритмом, получать удовольствие от ритма в конце-концов, так же как и песня дарит положительные эмоции.
А Ваш стих принёс сильные эмоции, но они отрицательные. Я не понимаю, для чего я их прожила и Вы не оставили никакого выхода, эмоционального выбора ни для своего Героя, ни для читателя.
Мне кажется, всё-таки, что больше ценятся те произведения искусства, где изначально заложен посыл добра.
12:30 (отредактировано)
+3
Вы извините, больно предмет дискуссии любопытен.
«Танец с саблями» — это не просто красивый танец под красивую ритмичную музыку (когда бы Музыка была неритмичной?), это вообще-то лишь небольшой фрагмент из балета «Гаянэ». И вот вопросы, которые ставятся в этом балете, несколько отличаются от пресловутой полемики добра и зла. Смысл там весьма неоднозначный и для каждого свой.
Далеко не каждая песня позитивная, дарящая радость.
зачем ограничивать себя в спектре получаемых от искусства эмоциях? Они должны быть разными, только тогда человек может соотнести счастье с горем, радость с грустью. Просто требовать от автора только позитива — это несколько не про творчество. Это скорее про то, что лично вам, как читателю хочется одного типа эмоций, а другой вы переживать не хотите в силу каких-либо личных обстоятельств. Да, вы такая не одна, но и не все такие же, как вы)
12:46
+2
Хороший поэт — он как хороший психотерапевт. может двумя строками излечить, а может усилить внутренние проблемы. Всё таки, у Поэта есть миссия. Он должен быть человечен, в первую очередь потому, что ему дано больше, чем другим. Поэт обладает Даром заставить других чувствовать то, что близко ему.
Возможно, меня глубоко затронул этот конкретный стих потому, что в моей жизни был подобный опыт. Я сказала — Бог тебе судья и жила дальше. С обидой, да. Возможно, автор тоже пережил подобный опыт, но правильно ли носить в себе обиду? Ведь поэзия — искусство превращений, трансформации, надежды. Почему бы было не дать намёк на надежду? Что хорошего в такой вот обиде, которой так резко оборвалось стихотворение?
12:57 (отредактировано)
+3
Интересный взгляд…

На самом деле странно, если к определенному возрасту человек не познаёт таких социальных явлений, как любовь, дружба, предательство…
Но почему вы считаете, что автор должен выступать в качестве психотерапевта для кого-то? Во многом творчество (а это самовыражение) — есть сублимация и отражение автором собственного восприятия мира, опыта, боли, радости, обид. И во многом автор — сам себе психолог. Но никак не для кого-то стороннего. Вы (я, или кто угодно) можем лишь принимать или не принимать тот опыт, который передаёт автор в своих текстах. Один и тот же поэт может нам в каких-то произведениях не нравиться, а в каких-то — быть отражением и наших переживаний. Все многогранно.
И потом автор вообще может иметь иной опыт, нежели чем его лирический герой. На мой взгляд, большая ошибка считать, что автор выдаёт исключительно то, что прожил сам. Иногда — это чужой опыт и фантазия на тему.
12:57
Ох, как вы сильно верите в человеческое творчество! Это опасно даже
13:02
Хм. А если «Три богатыря» не вызывают у меня чувства гордости, если я, вообще, патриотических чувств лишена, могу ли я сказать, что автор написал картину как-то не так, оставил зрителя в замешательстве, не растолковал, как должно?

Каждый больше ценит то, что находит у него отклик, А уж какой там посыл — второй вопрос. Кстати и касаемо этого стихотворения: тут о том, каким не должен быть друг. Что мешает сделать вывод от противного — каким должен? Что мешает вычленить позитивную мысль? Неужели лучше готовые ответы — тут патриотизм, тут добро?
А кой посыл добра в Демоне Врубеля, в Гернике Пикассо, в Иван Грозный и сын его Иван Репина? Его (посыл), кстати, во всех этих вещах найти можно, но явно не на первом плане — надо тоже определенный путь осмысления пройти, для каждого индивидуальный. А не по шаблону — это про то, а это про это.
13:12
Виктория, может, я просто привыкла читать хорошую литературу?
13:14
Ну, тогда мне в принципе странно это. Это напоминает Стаса, который тут от всех непременно «Смерть чиновника» требует.
13:14
+1
Кроме шаблона, есть ещё эмоциональный отклик, интуиция.
Я чувствую, что данному стихотворению чего-то не хватает.
Давайте думать, что это моё личное мнение. Я его никому не навязываю.
13:20
+1
Тогда, скорее, это вам чего-то не хватает в стихотворении. Вам. Не стихотворению. Не автору. Такой момент вполне понятен. Ведь отклик — это не «что хотел сказать автор» и не «что автор должен». Отклик — это " что увидел/почувствовал я".
13:30
+1
В вашей яростной защите не хватает чего-то главного. Получается, Поэту наплевать на своего Читателя и он бросает его наедине со своими переживаниями.
Это неправильно.
13:36
+3
Мысль изречённая есть ложь ©
Что бы и как бы вы ни сказали, читатель поймёт вас неправильно. И понимать правильно не захочет, потому что картина в его голове уже сформировалась. Получается, и читателю наплевать на поэта?)
13:45
С языка снял)))
13:47
Я никого не защищаю.
Я не поэт, но если грубо, то да — мне наплевать. Не на читателя, а на то, какими будут его эмоции. Но при этом они мне интересны. А так — я эгоист в творчестве. И за каждого не отвечаю. Мне интересен процесс написания, работа над произведением, мои собственные мысли и эмоции от. И этим я делюсь, если хочется. А читатель — каждый — своё находит, не раз убеждалась. Если я буду раздумывать, а как именно и кто именно может распереживаться, фиг я что напишу.
И с этой позиции я и чужое творчество рассматриваю: не ожидаях, чтоб автор заботился о моих чувствах.
13:51 (отредактировано)
+2
Почему вы считаете, что поэт должен думать о читателе, а читатель о поэте? Каждый в конечном счете думает о себе.
Это не кабинет психотерапевта, это литературный портал. Тут никто не должен лечить ваши травмы бесплатно, а вы в свою очередь тоже не можете этого требовать от людей, которые просто захотели, да написали что-то.

или вы считаете «Красную туфельку» манифестом добра или чего-то чистого, непорочного и позитивного? Увы, я как читатель, могу вам сообщить, что там читается меж строк. Но! Это будет исключительно мое восприятие, и требовать от вас чего-то иного я просто не могу.
творчество — индивидуально, мысли человека — это его собственность, лирический герой — это не сам поэт/писатель.
Требовать излечения собственных душевных ран — не по адресу. Этим занимаются специалисты своей области, а не люди, для кого творчество — хобби.
13:52
и он бросает его наедине со своими переживаниями

Ну а как вы хотели? Работа с переживаниями — это внутренняя работа читателя, ну или специалистов, если человек не справляется. А то знаете, десяток человек получат каждый свою эмоцию, а автор всё это должен разрешить? А зачем это автору? У него, поди, и своих переживаний хватает )
15:14
Ну хорошо, можно не заботиться о чувствах читателя, но можно попытаться позаботиться о собственном произведении, довести его до совершенства а не бросать вот так, с недомыслием.
15:19 (отредактировано)
Вот оно — слово которое я ждала!
Значит, для вас творчество- хобби?
Очень плохо творчество должно быть Храмом для души.
А то что туфелька жмет — ну извините, сами сказали, что писателю плевать на читателя.
15:20
Тут уже сказали, но я повторю: вы путаете понятия, не автор учит, а вы этому учитесь. Всё это вы находите сами. А другой найдёт другое. Художника картина научит рисовать, мне покажет, например, образцы древнего вооружения. А кто-то, может, из танца с саблями возьмёт урок, как правильно рубить головы. Ну а если песни Моргенштейна вам дарят положительные эмоции, то извините…
Всё, что вы чувствуете — это ваше. Автор только чутт-чуть подтолкнул. И не обязательно в ту сторону. Сколько бывало — смешно напишут и обижаются, что читателю смешно. Оказывается, трагедия. Плакать надо. Вот мы и плачем от смеха.
Но здесь у, вас возникли те эмоции, которые мне кажутся уместными. Значит, мне-автору удалось их передать. Я не хочу, чтобы они были положительными, потому что тот самый посыл добра, о котором вы говорите, появится только в случае, если вы, разделите с героем его эмоции.
15:22
+1
Давайте думать, что это моё личное мнение. Я его никому не навязываю.

Давайте, все-таки, думать, как вы предложили. Не навязывая.
15:26
Что мысли кончились, решили поиграть словами?)
15:27
+2
Господи, сколько у вас штампов! Храм для души! Ещё про писать кровью вспомните.
А то что туфелька жмет — ну извините

То есть в отношении себя вы «писатель должен» не применяете?
Двойные стандарты пошли, миленько.
15:35
+1
Вы меня прекрасно поняли. Потому и пытаетесь принизить )
15:38
+1
Счастлива, что вы в своей демагогии чего-то дождались)
И да, в отличии от вас я реалист, так что да, хобби. И у вас литература — хобби. Это профессия только для тех людей, которые заканчивали литературный институт. Для всех остальных — просто приятное времяпровождение.
Успехов в творчестве) хотя нет, без разницы.
15:38
+1
Это уже даже не забавно)))))) а как-то печально
15:46
+1
Можно, конечно, всплакнуть. Но я не хочу отчего-то ))
16:09
+1
Не, пусть непризнанные гении рыдают по своим текстам, написанным кровью, потом и прочими жидкостями человеческого организма.
19:56 (отредактировано)
Слава богу, что на сайте есть Вы, буду равняться на Ваше оригинальное, лишенное штампов мышление.
Что касается туфельки, что должна была, я в неё и вложила.
19:56
Взаимно)
15:06
Удивительный накал страсти и прощения… thumbsup
10:29
+2
Сильно. Да. Жизненная драма. С такими друзьями врагов не надо))
10:29
Точно!
12:53
На эту тему есть интересная песня БГ «Жаль, подмога не пришла». Предупреждаю — там три матерных слова имеется! Ностальгическая вещица.
21:11
+1
Ну вот, накинулись все вместе на одну Naa_tata, которая имеет собственное мнение и смело его отстаивает!
Имеет право!
Хотя, спорить не о чем. Все люди разные и каждый видит мир со своей колокольни.
И это прекрасно.
21:44
+1
+1. Пусть цветут все цветы.
21:29
+3
Мне кажется, что сцена тут — метафора. Сцена, как жизнь. Разные роли у людей, разное отношение к «спектаклю», который сами же и ставят
05:42
+2
Ну конечно!
Ай молодца!
Но можно и буквально понимать, как кому хочется. Метафоры и аллегории тогда хорошо работают, когда представимы.
Загрузка...

Другие публикации