Друг
Автор:
Водопад
Текст:
Держал ты паузы накал,
И замер зал...
В горах я кровью истекал
И замерзал.
Ты получил оваций зал
И пьедестал.
Я до последнего стрелял
И перестал.
Со мной за партой ты сидел
И другом был.
ВысОко метил и прицел
Ничуть не сбил.
Успех свой видел впереди,
Его искал.
Ты на коне, а я среди
Снегов и скал.
Ты шёл вперёд по головам,
И я помог.
Сказал в суде свои слова,
От них комок...
Взял на себя вину твою.
Ты не забыл?
И ты в «раю», а я в краю
Гнедых кобыл.
А в час, когда пришли враги,
Ты был далёк.
Шептали: «Боже, помоги!»,
Но взвод полёг...
Один патрон, и тот в стволе.
Последний вдох...
Во имя мира на земле,
Спаси вас Бог!
Насколько я поняла, Герой оказался на войне. Почему, вместо тюрьмы или после тюрьмы? Как ему мог помочь на войне друг, выступая на сцене?
Вопросы, вопросы…
Один идёт по головам, для него дружба — пустой звук. Подставить или облапошить друга — пара пустяков.
Другой дружбой дорожит, готов ради друга на всё. Для него есть слово долг, поэтому он и воевать пошёл, чтобы отдать долг родине.
Второго интересует только успех, на остальное ему наплевать. В том числе и на того, кто считает его другом.
По-сути, для меня, стихотворение — это жалоба Лирического Героя на собственный неправильный выбор, то есть сейчас, под пулями, он жалеет, что спас друга, потому что друг оказался более успешен. Но разве это его вина?
Здесь даны только намётки характеров. Один готов идти по головам и преступить закон. Другой готов пожертвовать собой.
Дальше можно домыслить.
Но одно скажу точно, здесь нет сожаления героя. Но есть обида. И обвинения. И злость.
И ещё, не забывайте, что в поэзии не обязательно понимать всё буквально (но можно). Вообще-то сюжет стихотворения аллегоричен.
Считаю, стихотворение удалось, если читатель остался на пике эмоций.
Но какие?
Читатель должен чему-то научиться, уйти с надеждой, ведь в этом миссия поэта.
Ещё Александр Сергеевич говорил: «И чувства добрые я лирой пробуждал»…
Чему призвано научить Ваше стихотворение?
И тем более не верю в миссию поэта.
Автор говорит то, о чём хочет сказать, что его волнует или вызывает интерес. Автор создаёт художественное произведение, которое по определению вызывает эмоции.
Я лично ценность художественного произведения оцениваю по накалу эмоций.
Парадокс в том, что отрицательные эмоции более яркие, чем положительные, поэтому трагедия вызывает больший отклик, нежели комедия.
Может, не стоит нагружать поэтов миссиями? Каждый сам волен решить, для чего он пишет: пробуждать чего-то там или нет.
Поэт дал вам эмоцию ещё и вывести из неё должен? Так, мне кажется, тут читатель сам вполне способен поработать со своим состоянием. Прекрасная миссия, кстати, заронить эмоцию и подтолкнуть к самостоятельному её переживанию.
Чему призвано научить Ваше стихотворение? Ох, прямо школой повеяло. А по-моему, автор вправе ничему не учить, А просто рассказать историю, передать настроение, зафиксировать, в конце концов, собственное состояние. А если кому-то обязательно из каждого стиха извлекать поучение — так пусть сам придумает, какое именно ))
Как тут не вспомнить Крылова с его: " Кукушка хвалит петуха."
Творчество — это самовыражение. Если мы говорим о творчестве в искусстве, то это самовыражение с помощью художественных образов, изображённых на холсте, звучащих в музыке, отточенных движением, написанных в столбик (строчку). И ещё много вариантов на тему четырех основных видов искусств.
Самовыражаясь, никто из творцов не должен задумываться, а что он принесёт миру этим своим творением, понимаете? Он просто делает то, что хочет и может. Было б странно, если б сидел Бах за своим органом или клавесином и такой думал: «Ща я вам как забабахаю музлишко, чтоб вы все обалдели от его высокодуховности. Ну и чтоб в музыкалках своих мучались с моей полифонией».
Но ведь это абсурд.
Да, безусловно творец выражает свои идеи, но смысл задумываться о последствиях?
Если б Дали и Пикассо в своих поздних периодах задумывались, какое влияние их работы могут оказать на психику человека, вряд ли эти работы вообще увидели свет.
И слова Пушкина, которые вы привели в пример, имеют не совсем ту коннотацию, которую предлагаете вы. Это скорее подведение итогов творчества, обращение к музе, ну и акт самолюбования. Последнее, о чем хочет сказать Пушкин, так это то, что он задумывался, какое значение для людей будет иметь каждая его строчка и что он кому этим даст. Ну серьёзно.
А лозунги о том, что должен поэт или художник, исходят к соцреализму и плакатному творчеству.
Это не дословно. Спорное, конечно, мнение, если посмотреть, о чем болит душа у современных авторов. Но все равно в этом что-то есть.
А Ваш стих принёс сильные эмоции, но они отрицательные. Я не понимаю, для чего я их прожила и Вы не оставили никакого выхода, эмоционального выбора ни для своего Героя, ни для читателя.
Мне кажется, всё-таки, что больше ценятся те произведения искусства, где изначально заложен посыл добра.
«Танец с саблями» — это не просто красивый танец под красивую ритмичную музыку (когда бы Музыка была неритмичной?), это вообще-то лишь небольшой фрагмент из балета «Гаянэ». И вот вопросы, которые ставятся в этом балете, несколько отличаются от пресловутой полемики добра и зла. Смысл там весьма неоднозначный и для каждого свой.
Далеко не каждая песня позитивная, дарящая радость.
зачем ограничивать себя в спектре получаемых от искусства эмоциях? Они должны быть разными, только тогда человек может соотнести счастье с горем, радость с грустью. Просто требовать от автора только позитива — это несколько не про творчество. Это скорее про то, что лично вам, как читателю хочется одного типа эмоций, а другой вы переживать не хотите в силу каких-либо личных обстоятельств. Да, вы такая не одна, но и не все такие же, как вы)
Возможно, меня глубоко затронул этот конкретный стих потому, что в моей жизни был подобный опыт. Я сказала — Бог тебе судья и жила дальше. С обидой, да. Возможно, автор тоже пережил подобный опыт, но правильно ли носить в себе обиду? Ведь поэзия — искусство превращений, трансформации, надежды. Почему бы было не дать намёк на надежду? Что хорошего в такой вот обиде, которой так резко оборвалось стихотворение?
На самом деле странно, если к определенному возрасту человек не познаёт таких социальных явлений, как любовь, дружба, предательство…
Но почему вы считаете, что автор должен выступать в качестве психотерапевта для кого-то? Во многом творчество (а это самовыражение) — есть сублимация и отражение автором собственного восприятия мира, опыта, боли, радости, обид. И во многом автор — сам себе психолог. Но никак не для кого-то стороннего. Вы (я, или кто угодно) можем лишь принимать или не принимать тот опыт, который передаёт автор в своих текстах. Один и тот же поэт может нам в каких-то произведениях не нравиться, а в каких-то — быть отражением и наших переживаний. Все многогранно.
И потом автор вообще может иметь иной опыт, нежели чем его лирический герой. На мой взгляд, большая ошибка считать, что автор выдаёт исключительно то, что прожил сам. Иногда — это чужой опыт и фантазия на тему.
Каждый больше ценит то, что находит у него отклик, А уж какой там посыл — второй вопрос. Кстати и касаемо этого стихотворения: тут о том, каким не должен быть друг. Что мешает сделать вывод от противного — каким должен? Что мешает вычленить позитивную мысль? Неужели лучше готовые ответы — тут патриотизм, тут добро?
А кой посыл добра в Демоне Врубеля, в Гернике Пикассо, в Иван Грозный и сын его Иван Репина? Его (посыл), кстати, во всех этих вещах найти можно, но явно не на первом плане — надо тоже определенный путь осмысления пройти, для каждого индивидуальный. А не по шаблону — это про то, а это про это.
Я чувствую, что данному стихотворению чего-то не хватает.
Давайте думать, что это моё личное мнение. Я его никому не навязываю.
Это неправильно.
Что бы и как бы вы ни сказали, читатель поймёт вас неправильно. И понимать правильно не захочет, потому что картина в его голове уже сформировалась. Получается, и читателю наплевать на поэта?)
Я не поэт, но если грубо, то да — мне наплевать. Не на читателя, а на то, какими будут его эмоции. Но при этом они мне интересны. А так — я эгоист в творчестве. И за каждого не отвечаю. Мне интересен процесс написания, работа над произведением, мои собственные мысли и эмоции от. И этим я делюсь, если хочется. А читатель — каждый — своё находит, не раз убеждалась. Если я буду раздумывать, а как именно и кто именно может распереживаться, фиг я что напишу.
И с этой позиции я и чужое творчество рассматриваю: не ожидаях, чтоб автор заботился о моих чувствах.
Это не кабинет психотерапевта, это литературный портал. Тут никто не должен лечить ваши травмы бесплатно, а вы в свою очередь тоже не можете этого требовать от людей, которые просто захотели, да написали что-то.
или вы считаете «Красную туфельку» манифестом добра или чего-то чистого, непорочного и позитивного? Увы, я как читатель, могу вам сообщить, что там читается меж строк. Но! Это будет исключительно мое восприятие, и требовать от вас чего-то иного я просто не могу.
творчество — индивидуально, мысли человека — это его собственность, лирический герой — это не сам поэт/писатель.
Требовать излечения собственных душевных ран — не по адресу. Этим занимаются специалисты своей области, а не люди, для кого творчество — хобби.
Ну а как вы хотели? Работа с переживаниями — это внутренняя работа читателя, ну или специалистов, если человек не справляется. А то знаете, десяток человек получат каждый свою эмоцию, а автор всё это должен разрешить? А зачем это автору? У него, поди, и своих переживаний хватает )
Значит, для вас творчество- хобби?
Очень плохо творчество должно быть Храмом для души.
А то что туфелька жмет — ну извините, сами сказали, что писателю плевать на читателя.
Всё, что вы чувствуете — это ваше. Автор только чутт-чуть подтолкнул. И не обязательно в ту сторону. Сколько бывало — смешно напишут и обижаются, что читателю смешно. Оказывается, трагедия. Плакать надо. Вот мы и плачем от смеха.
Но здесь у, вас возникли те эмоции, которые мне кажутся уместными. Значит, мне-автору удалось их передать. Я не хочу, чтобы они были положительными, потому что тот самый посыл добра, о котором вы говорите, появится только в случае, если вы, разделите с героем его эмоции.
Давайте, все-таки, думать, как вы предложили. Не навязывая.
То есть в отношении себя вы «писатель должен» не применяете?
Двойные стандарты пошли, миленько.
И да, в отличии от вас я реалист, так что да, хобби. И у вас литература — хобби. Это профессия только для тех людей, которые заканчивали литературный институт. Для всех остальных — просто приятное времяпровождение.
Успехов в творчестве) хотя нет, без разницы.
Что касается туфельки, что должна была, я в неё и вложила.
Имеет право!
Хотя, спорить не о чем. Все люди разные и каждый видит мир со своей колокольни.
И это прекрасно.
Ай молодца!
Но можно и буквально понимать, как кому хочется. Метафоры и аллегории тогда хорошо работают, когда представимы.