Болеро

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Ирина Хазарина
Болеро
Аннотация:
В провинциальном городе Энске постоянно происходит что-то странное...
История о волшебной (и не всегда доброй) силе искусства, о любви и о выборе.
Текст:

Едва открыв дверь квартиры, Юля услышала знакомую музыку. «Болеро» Равеля. Она уже давно ненавидела его лютой ненавистью.

Юля со злостью швырнула ключи и сумку на тумбочку. Одно и то же каждый день почти три месяца! Даже не заходя в комнату можно было с уверенностью сказать, что Димка снова неподвижно сидит, уставившись на картину. Ее Юля ненавидела так же, как «Болеро».

А еще Юля чувствовала, что скоро начнет ненавидеть и Димку. Жена – хорошо, не жена, подруга – вернулась с работы, а он не может хотя бы на минутку оторваться от созерцания идиотской мазни. Занят он, медитирует, видите ли!

Девушка оперлась о стену и стала неторопливо расстегивать босоножки. Может, пришло время опять закатить скандал и высказать сердечному другу все, что она думает о его поведении? Но это раньше Димка ужасно расстраивался и просил прощения, даже когда не был виноват. Теперь он лишь молча выслушивал все обидные слова, отстраненно глядя куда-то в сторону, кивал, вновь усаживался в развернутое к стене с картиной кресло и надевал наушники, в которых ритмично билось «Болеро». Так он мог сидеть часами, пока прямо тут же не засыпал.

На кухне было душно. Юля распахнула окно и, поставив в раковину чайник, открыла кран, но даже сквозь уличный шум и фырчанье льющейся воды навязчиво пробивались звуки «Болеро». На прошлой неделе Димка купил через Интернет старый проигрыватель и черную поцарапанную пластинку с бумажной наклейкой. Стоило это не очень дорого, но в тот день Юле пришлось услышать много неприятного от клиента, не получившего вовремя заказанный Димке сайт. Озверев, она наорала на безучастного возлюбленного и уехала на выходные к подруге на дачу. Сейчас ей казалось, что Димка не заметил ее отсутствия. Интересно, он хоть вспомнил, что надо поесть?

Подруга Иринка открытым текстом советовала обратиться к психиатру, но Юле было страшно представить, как она будет объясняться с Димкиными родителями: «Знаете, ваш сын свихнулся. Не ест, не моется, не разговаривает, со мной не трахается, только все пялится на картину – помните, он из Москвы привез? – и Равеля слушает». Они и так считают, что Юля Димке не пара, а после такого просто скажут: «Довела мальчика, стерва!», возьмут его в охапку и увезут к себе. А Димка, если родители прихватят с собой мазню и патефон, возражать не будет. Какая ему теперь разница, где медитировать. Зачем, ну зачем он притащил в дом эту дрянь?

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что сначала картина девушке тоже нравилась. Квадрат примерно сорок пять на сорок пять в узкой гладкой деревянной раме, приглушенные краплак, охра и ультрамарин с прочерками белил и сажи, размытые то ли спирали, то ли концентрические круги, пронизанные плавно изогнутыми линиями – короче, приятная абстракция, напоминавшая Юле примеры оптических иллюзий из «Занимательной физики» Перельмана. Димка с забавной таинственностью рассказывал, как продавший ему картину художник с Арбата уверял, что это якобы очень хорошая копия с полотна XVI века, привезенного его предками из-за границы, и что с оригиналом, по семейным преданиям, была связана какая-то мутная история о загадочном исчезновении. Юля, втихомолку посмеиваясь, делала вид, что верит, за что впоследствии себя ругала.

Абстракция мирно провисела полгода, став обыденной частью интерьера и не привлекая особого внимания, пока однажды Димка не предпринял очередную попытку приобщить Юлю к шедеврам классической музыки. Тогда она впервые услышала «Болеро», сочла его на редкость нудным и с трудом дослушала только чтобы не огорчать любимого. Но вопреки обыкновению Димка не стал подробно объяснять, в чем именно заключается красота произведения. «Знаешь, какая странная штука… – задумчиво сказал он, глядя мимо Юли на стену. – Мне тут померещилось, что картина… там что-то двигалось».

«С этого все началось, – подумала Юля, – с этого самого момента. Эта проклятая картина и эта проклятая музыка встретились и свели Димку с ума. Не знаю как, но свели. А он сводит с ума меня. Я уже в собственном доме боюсь заходить в собственную комнату, потому что они там вместе – Димка, картина и «Болеро», а я лишняя. Интересно, если я закричу, он услышит?»

– Я так больше не могу, – сказала она вслух и неожиданно поняла, что на кухне темно. Она даже не заметила, насколько долго просидела неподвижно на жесткой табуретке.

Мгновенный испуг тут же сменился злостью. Юля вскочила, бросилась в комнату и крикнула с порога:

– Ну, все! Хватит! Вырубай свою шарманку, слышишь?! Вырубай, а то я разнесу ее на фиг! Ты понял?!

Что-то не так было с наполнявшей темноту комнаты музыкой и с самой комнатой было что-то не так.

Юля ударила по выключателю. Яркий свет резанул по глазам, она заморгала, сгоняя навернувшиеся слезы, и не сразу поняла, почему привычная обстановка вдруг стала казаться чужой и опасной.

Димки в кресле не было.

Ступая осторожно, как будто боясь провалиться сквозь пол, Юля подошла ближе и потрогала пустое кресло. Промятая обивка словно сохранила очертания тела.

– Дима… – шепотом позвала Юля и огляделась. – Ты где?.. Димочка… мне страшно…

На столике рядом с креслом проигрыватель старательно крутил пластинку. После каждых трех-четырех оборотов игла цепляла невидимую щербинку, звукосниматель с тихим щелчком подпрыгивал, возвращался немного назад и все повторялось: клочок мелодии – и щелчок, клочок – щелчок, клочок – щелчок…

Юле почудилось какое-то движение совсем рядом, она резко повернулась и прямо перед собой увидела картину. Маленькое полотно неузнаваемо изменилось – тусклые краски засияли насыщенным цветом, круги медленно вращались, искрясь и пульсируя в четком ритме «Болеро», и в самом центре, там, где сходились мерцающие ленты, сверкала невыносимой чернотой… точка? Или, может быть, дыра…

От этого кружения и мерцания у Юли закружилась голова и тошнота подступила к горлу. С трудом заставив себя отвести взгляд, она отступила и, пошатнувшись, зацепилась за угол столика, едва не повалив его. Игла проигрывателя дернулась, царапнула с противным взвизгом пластинку и музыка оборвалась.

Некоторое время Юля, крепко зажмурившись и заткнув уши, сидела на полу. Потом на четвереньках, старательно не глядя на картину, выползла из комнаты и сделала то, что всегда делала в непонятных ситуациях: позвонила Иринке.

– Чего тебе? – недовольно спросила подруга. – Я тут «Звездные врата» смотрю…

– Димка исчез.

– Как это – исчез? Ушел, что ли?

– Нет. Просто исчез.

– Не поняла. Давай-ка подробнее.

Юля открыла было рот и тут же осознала, что вряд ли сумеет объяснить, почему она точно знает, что с Димкой случилась беда. И еще она знала – Иринка ей не поверит. Слишком уж ее подруга материалистка для этого.

– Ладно, не переживай ты так, – по-своему поняла ее молчание Иринка. – Никуда твой оболтус не денется. Прогуляется и вернется.

– Ага, – сказала Юля. – Вернется.

– Конечно, вернется. А ты ложись спать и ни о чем таком не думай. Все, заканчиваем, тут сейчас самое интересное будет.

– Ага, – снова сказала Юля и, не прощаясь, нажала кнопку.

Тишина дергала нервы сильнее, чем осточертевшее «Болеро». Возвращаться назад, к картине, было страшно. Трястись на коврике в прихожей – противно.

Юля заставила себя подняться. Прошаркала на кухню. Вытащила из-под сложенных в шкафчике посудных полотенец пачку сигарет. Прикурила дрожащими руками и, присев на подоконник, стала размышлять, стараясь не разреветься, куда же мог деться Димка. Получалась полная ерунда. Входная дверь видна из кухни и, как бы глубоко Юля не задумалась, не заметить Димку она не могла. Балконную же дверь она собственноручно изуродовала, прибив к косяку полудюжиной десятисантиметровых гвоздей, как раз на случай, если Димке захочется полетать с двенадцатого этажа. Открыть ее без инструментов и шума было очень сомнительно.

Вывод: уйти незаметно Димка не мог.

Факт: в доме его нет.

Когда-то Димка иронично заметил, что Юле поверить в сверхъестественное так же трудно, как средневековой монашке в межзвездные путешествия. Но если двери надежно закрыты изнутри, а тайных ходов в современных многоэтажках не предусмотрено, то возможно – каким бы бредом это не казалось – что человек исчез потому, что прошел сквозь стену.

Или что его затянуло в картину, которую оживила музыка.

Юлю затрясло еще сильнее. Перед глазами почему-то возник лес, засыпанный снегом, тянущий тощие голые стволы к тусклому серому небу… и Димка, испуганно озирающийся, замерзший… и неясная тень, мелькнувшая за черным кустарником… Дима, обернись! Ди-има!

Она пришла в себя от собственного крика. По лицу текли слезы, сердце ломало ребра, их осколки застревали в легких, мешая дышать, и невыносимо хотелось бежать прочь из чужого и жуткого места, в которое превратился их с Димкой дом.

– Вот скотина поганая… ненавижу… – шепотом пробормотала Юля, сама не зная о ком и, в последний раз всхлипнув, вытерла лицо ладонью. – Ну на фига же мне…

Ей никто не ответил.

Юля глубоко вздохнула и встала. Ей было нехорошо, но это уже не имело никакого значения. Она и так потеряла много времени, а надо собираться: найти дорожную сумку, запихнуть в нее Димкины теплые вещи и какую-нибудь еду, написать эсэмэску Иринке, одеться самой…

… а потом опустить иглу старого проигрывателя на щербатую пластинку, сесть в кресло напротив тусклой картины и ждать, слушая треклятое «Болеро».

Другие работы автора:
+7
09:38
1241
10:23
+1
Привлекло название.
Я как раз Болеро Равеля люблю, но зачарованно могу смотреть только на танец, сидеть и слушать – нет)
Однако три месяца день за днём – тут от любой мелодии рехнёшься)

Ещё смутило упоминание исчезновения от продавца картины. Оно как бы заранее проспойлерило сюжет. Но вообще рассказ понравился. Особенно самой вот этой мыслью, вписанной в последние два абзаца) Оно очень так… по-женски, по нашему: «люблю дурака, что ж, надо идти выручать» )))

А вопрос можно?
Зачем Димка купил патефон? Качество воспроизведения на современной аппаратуре куда выше, не надо вставать и заново ставить иглу на начало пластинки… Наушники к патефону (если «жена» опять начнёт скандалить) не подключишь… В общем, мне кажется, есть какая-то связь между старой пластинкой и тем, что у парня «получилось», но в рассказе она лишь очень тонким намёком. Или же связи нет?

И вот тут что-то пошло не так:
«Ступая осторожно, как будто боясь провалиться сквозь пол, Юля поторожно, словно боясь провалиться сквозь пол, юля так. сткой табуретке.шенные краплак, охра и ультрамарин»
13:44
+2
Спасибо за добрый отзыв!
Согласна, с одной стороны, упоминание исчезновения — спойлер, но с другой — если бы не байка продавца, Дима вряд ли бы задумался об экспериментах с картиной — и никакой истории не случилось бы.
За вопрос отдельное спасибо. Надо будет подумать, как этот момент доработать напильником, чтобы связь стала четче и очевиднее.
Текст поправила… но что это было — сама не поняла.
15:19
+1
Ирина, благодарю!
Все ясно, картинка рисуется, я уже чувствую героев, я уже мысленно читаю им нотации, нафига им жить вместе, если они настолько разные, беги, девонька, под Болеро не медитируют, там что-то нехорошее. Потом оказалось, да, намек на исчезновение, какое-то неяркое для меня переживание ГГ, параллельно думаю, в каком виде Димка явится домой и из какой стены… и вдруг — внутренняя тишина и на предпоследнем абзаце понимаю, что я прям вгрызаюсь в текст с единственным вопросом «ну что?!» (как, знаете, клад ишещь, уже что-то под пальцами в земле нащупываешь и скорей, скорей, копать-откапывать)))) и оппа, концовка, которая лично мое восприятие очень устраивает.
простите, что длинно и не очень похоже на комплимент, но это он и есть!
Простенько и незамысловатенько вы меня так зацепили, что я оторваться не могла, пока не дочитала. я такое очень уважаю, для меня это прям круть))))
rose

Спасибо за лестный отзыв, очень ему рада blush
15:42
+1
Хороший рассказ, я такие люблю читать!

Зачем Димка купил патефон?


Наверняка это ему «голос из картины» нашептал, иначе, магия не сработала бы.
07:55
+1
Спасибо!
Да, в какой-то степени так и есть.
16:33 (отредактировано)
Достаточно приличный рассказ. И концовочка интересная. Автор знает толк в исчезновениях, женах декабристов жертвенности и верности.

Вычитка.
От этого кружения и мерцания у Юли закружилась голова

А так, в общем, неплохо.
Спасибо за доброжелательный отзыв!
От сурового критика — особенно приятно.
09:46 (отредактировано)
+1
Хороший рассказ.
Симпатичная концовка, вполне реальная — в данных обстоятельствах.

Несколько мелких замечаний.

1.
Юля со злостью швырнула ключи и сумку на тумбочку. Одно и то же каждый день почти три месяца! Даже не заходя в комнату можно было с уверенностью сказать, что Димка снова неподвижно сидит, уставившись на картину. Ее Юля ненавидела так же, как «Болеро».

Лучше оставить фокус на героине, тогда станет более цельно.
Даже не заходя в комнату, она могла с уверенностью сказать

2.
«Знаете, ваш сын свихнулся. Не ест, не моется, не разговаривает, со мной не трахается, только все пялится на картину – помните, он из Москвы привез? – и Равеля слушает»

Сильная реплика, но — слишком большое преувеличение. Если так продолжается три месяца, то Димка уже или труп, или святой. Стоит снизить пафос высказывания, хотя бы так —
«Знаете, ваш сын свихнулся. Почти не ест, не моется...


3.
Она пришла в себя от собственного крика. По лицу текли слезы, сердце ломало ребра, их осколки застревали в легких, мешая дышать

Мощное описание, мне нравится. Но тогда героиня должна немедленно умереть, задохнувшись собственной кровью. По-моему, тут автору стоит наступить на горло собственной песне и снизить пафос. Ведь сила этого рассказа именно в реалистичности. Героиня — девушка практичная, приземлённая, даже музыку классическую не слушавшая до знакомства с приятелем. А тут такое поэтическое преувеличение! Не вписывается в картинку.
Спасибо за отзыв и замечания по тексту!
17:28 (отредактировано)
Ирина, спасибо! Читала с удовольствием. Сразу захотелось включить Равеля и прочитать рассказ вслух под Болеро, записывая на диктофон. Я так и сделала. Как классно получилось! Текст написан довольно гладко — легко читать вслух. Были некоторые моменты, но это преодолимо. Я была уверена, что это только начало и будет продолжение. Будет? Очень понравилось.
Спасибо огромное за добрые слова! Очень рада, что понравилось.
Продолжение пару раз пыталась сочинять… но не пошло, к сожалению, получалась вымученная пародия на «Снежную королеву» — и я махнула на это рукой.
Запись под Болеро — это здорово! С удовольствием бы послушала…
20:20
Ирина, ура, мою озвучку уже разместили здесь youtu.be/2k1BnJUyD8s можно послушать
20:24
Скоро появится в журнале
20:56
Спасибо, Виктория.
Очень здорово получилось! Спасибо rose
11:46
Есть, конечно, огрехи, я бы хотела, чтобы здесь меня покритиковали. Поэтому постараюсь разместить здесь запись.
17:49
Да, прочитав на три раза, я заметила расхождение. Три месяца звучала музыка, а проигрыватель и пластинка куплены на прошлой неделе?
Дима поначалу слушал обычный плеер — «вновь усаживался в развернутое к стене с картиной кресло и надевал наушники, в которых ритмично билось «Болеро»» — а уж после перешел на живую музыку.
08:34
+1
Неплохая мистика. Я бы даже сказал, классическая.

Загадочная картина, зацикленная мелодия и одержимый человек. Все элементы соблюдены, качество исполнения хорошее. Приятно прочесть для бодрого начала дня.
Спасибо!
Загрузка...
Андрей Лакро

Другие публикации