25 бакинских кондиционеров (3 часть)

  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Lev Dunin
25 бакинских кондиционеров (3 часть)
Текст:

После возврата военкому десяти тысяч, у нас осталось пятнадцать тысяч четыреста пятьдесят рублей, из которых четыреста пятьдесят рублей являлись результатами нашей “горшочной” деятельности.

Мы с Иваном собирались снять со счета десять тысяч, рассчитывая, что этих денег должно хватить на поездку и покупку двадцати аппаратов БК-1500, но Рая настояла, чтобы мы обналичили все деньги.

Вновь она оказалась права. Отправиться за тысячу километров в чужой город, где нет ни друзей, ни знакомых и чтобы для завершения сделки не хватило немного денег, это мягко говоря очень обидно.

Немного радовало, что поездка предстояла в Баку, а не в в Ташкент. Дело в том, что первоначально строительство первого в Советском Союзе завода по производству кондиционеров, планировалось в Ташкенте, но Гейдару Алиеву, имевшему дружеские отношения с Брежневым, удалось уговорить генсека перенести строительство такого важного завода в столицу своей республики.

Единственный на весь СССР завод бытовых кондиционеров построили в Баку в 1975 году. Довольно быстро завод вышел на проектную мощность и выпускал почти полмиллиона аппаратов в год, став крупнейшим производителем кондиционеров не только в Европе, но и в Азии. Но несмотря на это, в Советском Союзе всегда сохранялся высокий спрос на кондиционеры и они уверенно занимали верхние строчки в списках дефицитных товаров.

* * *

Картинка за окном плацкартного вагона поезда “Ростов-Баку” за три часа нашего путешествия уже приелась своей однообразностью. Луга, поля и перелески с редкими вкраплениями дорог сменяя друг друга, проносились вдали.

Мы с Ваней сидели на нижней полке и с выражением огромного интереса, пялились в грязное окно вагона, наблюдая за мелькавшими за стеклом деревьями.  И всё для того, чтобы не вступать в бурную дискуссию развернувшуюся в нашем плацкарте.
 
При других обстоятельствах мы наверное поучаствовали бы в общем разговоре, но во-первых не очень понимали суть этого спора, а во-вторых, что было намного важнее, сильно напрягали пояса с деньгами, спрятанные у нас под рубашками. По тому как Ваня всё время ёрзал, пытаясь почесать живот, я понимал, что ему тоже не очень уютно.

А спорили наши спутники о Карабахе.
По правде сказать я до этого вообще ничего не знал ни о Карабахе, ни тем более, о сложных отношениях между армянским и азербайджанским населением проживавшим в тех местах.

Из рассказа нашего соседа по плацкарту, старика-азербайджанца, жителя одного из сел Карабаха, выходило что ситуация накалилась до такой степени, что в любой момент мог вспыхнуть межнациональный конфликт.

Старик и его внук, здоровый крепкий парень, ростом под два метра, но со смешным тонким голосом, наперебой рассказывали как усиленно вооружаются обе конфликтующие стороны. Послушав их получалось, что особенно преуспели в этом армяне.

- Армяне бетеэр у военных украли! Такое возьможьно? – возмущался внук здоровяк, повышая голос и непроизвольно срываясь на фальцет - Бетеэр это, что иголька? Как такое возьможьно?

- Не знаю, что там где украли, а вот автомат Калашникова при желании, у военных купить можно. - с уверенностью знатока, заявил мужик в спортивном костюме.

- Ой Господи, как бы беды не вышло. Народ горячий, так еще и с оружием – переживала старушка с бокового места.

- Да не волнуйтесь вы, ничего не будет! Загонят войска, всех разоружат, зачинщиков пересажают и всё будет нормально - уверенно сказал инженер-нефтяник из Грозного, залезая на верхнюю полку.

За окном быстро темнело, близилась ночь. Поезд прибавил ход, наверстывая дневное отставание от графика, периодически пугая окрестности мощным гудком.

Разговоры в вагоне понемногу стали затихать. Некоторые пассажиры выстроились в очередь в туалет, кто-то отправился в тамбур покурить, но большинство уже забрались на свои полки и готовились ко сну.
Мы с Ваней наконец тоже смогли прилечь и ослабить, надоевшие за день, денежные пояса под рубашками.

Вскоре к мерному перестуку колес добавилось поскрипывание плацкартных полок, а мощный храп соседа с верхней полки прозвучал как сигнал к отбою.

Я медленно погружался в сон, в сознании мелькали картинки прошедшего дня и где-то далеко, затихая, рефреном звучал тонкий голос молодого азербайджанца “Бетеэр украли, это, что иголька?”


Выйдя из вагона одними из последних мы оказались на быстро пустеющем перроне. Два бедных студента приехавших в плацкартном вагоне не сильно заинтересовали местных таксистов и после нескольких дежурных попыток “отвезти недорого” нас оставили в покое.

Апрельская весна в Баку очень напоминала июньское лето в Ставрополье. Очень похоже, только слишком ветрено. Тёплый ветер резко налетал, появляясь ниоткуда и также быстро уносился прочь, прихватив с собой добычу в виде каких-нибудь оберток, фантиков и другого легкого мусора. 
А утреннее бакинское солнце уже припекало, вызывая желание быстро спрятаться где-нибудь в тени.

- Серёга, давай перекусим чего-нибудь, а то потом фиг знает когда получится?

Ваня смотрел на меня с такой надеждой, что отказать было просто невозможно.

Я знал, что в вопросах связанных с едой с Ваней лучше не спорить. Он славился в нашей компании, как большой любитель хорошо и вкусно поесть. Отказав сейчас Ване , мне пришлось бы целый день ходить со злым и недовольным всем на свете другом.

- Ок, давай позавтракаем. Ваня, только я тебя очень прошу, мы будем завтракать, не обедать и не полдничать. Простой скромный завтрак, договорились? И не забывай про нашу легенду – шеф отправил подрабатывающих на его предприятии бедных студентов на поиски кондиционеров.

- Да, я помню всё, Серег. Понял, простой лёгкий завтрак.

Пройдя немного в сторону от вокзала, неподалёку от товарного двора, мы нашли то самое кафе, о котором говорил носильщик на перроне. 
Назвать это строение “кафе” можно было с очень большой натяжкой.
Небольшой саманный домик со свежепобеленными стенами, красной черепичной крышей, и крохотным палисадником утопающим в цветах, скорее походил на жилье милой доброй старушки, чем на заведение общепита.

Здесь в окружении складов, товарных вагонов и постоянно гудящим и снующим туда-сюда маневровых локомотивов этот деревенский дом смотрелся очень неестественно. Но прибитая над входом фанерная табличка с синей надписью «кафе «Встреча» и ряд ящиков со стеклотарой около дома, указывали на то, что это все таки предприятие общепита.

У входа, упершись плечом в дверной косяк, стоял высокий, черноволосый, худой мужчина с выразительным орлиным носом и пышными усами. Он крутил в пальцах костяными чёткаии и внимательно рассматривал нас.
Я решил заговорить первым.

- Здравствуйте, а кафе работает?

- Конечно, брат.

- Мы хотели перекусить у вас, - неуверенно продолжил Ваня, пытаясь разглядеть что находится внутри помещения.

Было видно, что он не очень впечатлён этим местом.

- Присаживайтесь.

Немногословный азербайджанец указал нам на столики между несколькими деревьями и исчез внутри кафе.

Мы сели за стол с двумя широкими скамейками, на которых лежало несколько небольших подушек, наверное призванных смягчить жесткость деревянных сидений. Одним боком стол прижимался к шершавому стволу незнакомого нам дерева.
Тонкие гибкие ветви с множеством небольших, темно-зеленых, остроконечных листьев, заканчивались на концах кувшиноподобными ярко-красными цветками. Нависая над столом ветви закрывали от солнечных лучей, и дарили тень и прохладу обедающим.

Невысокий плетённый забор , закрепленный между несколькими такими же цветущими деревьями, очерчивал территорию летнего кафе, создавая уютный зеленый оазис около товарного вокзала.

- А чё, прикольно. Как будто на деревню к дедушке приехали.

Ваня пытался устроиться на скамье с максимальным комфортом, подложив под себя сразу две подушки.

- Вань, сделаешь заказ?

Я кивнул в сторону кафе.
Дважды просить его не пришлось, Ваня подскочил и быстрым шагом зашагал в сторону саманного домика.
Я крикнул вслед удаляющемуся другу:

– Ваня, легкий завтрак!

Ваня вернулся минут через пять, с виноватой улыбкой и двумя бутылками пива.

- Серёг, представь, самое легкое из всего, что есть в меню, это люля-кебаб. Ну я и подумал, что люля наверное будет лучше пивом запивать, чем чаем.

Только я собрался высказаться о легком завтраке из люля-кебаб и пива, как из двери кафе появился усатый хозяин кафе с подносом. Он видимо совмещал в одном лице сразу три должности - повара, официанта и шефа кафе.

Выставив на стол перед нами лепёшки, две чашки с простоквашей и большую тарелку с сыром, творогом, овощами и зеленью, он молча удалился.
Я вопросительно взглянул на друга, но Ваня пожав плечами, набросился на еду и меня уже не замечал.

Через какое-то время к нашему столу снова подошел хозяин кафе, на этот раз с двумя пиалами на подносе.
«Шурпа» коротко произнёс он, разгрузил поднос и ушёл обратно.

Восхитительный аромат исходящий от бульона и созерцание в нём аппетитного куска мяса, обильно посыпанного зеленью на несколько секунд отвлекли меня от действительности.

- Иван, что это такое!? – тихо, но отчетливо проговаривая каждое слово, прошипел я, указывая на пиалы.

Иван от изумления и неожиданности застыл с куском мяса в руке.

- Серёг, это шурпа, ну, мясной бульон по-нашему. Вкусно очень, попробуй.

- Я знаю, что такое шурпа! И представь себе, знаю, что такое люля-кебаб! Так вот, это совершенно не одно и тоже. Ваня, скажи мне, друг мой, что ты нам заказал на завтрак?

- Серега, да я клянусь тебе, только две порции люля по 2 рубля 30 копеек, и два пива. Всё! Больше ничего!

- А чего он нам тогда носит и носит? – я кивнул в сторону кафе.

- Я не знаю. А может у них так принято? Ну типа, гостеприимство. - предположил Ваня, но кусок мяса всё же вернул обратно в пиалу.

Нужно было разъяснить ситуацию. Кто его знает, как у них тут всё работает. Накрутит всё в счёт, как потом разбираться, когда уже всё съели. Я окликнул возившегося у мангала хозяина кафе.

- Извините уважаемый, можно уточнить один момент?

- Мамед. – сказал азербайджанец останавливаясь около нас.

- Что?

- Моё имя. Что-то не понравилось? – он был слегка озадачен.

- Нет, нет, Мамед, всё очень вкусно, только вот мы это всё не заказывали, - я обвёл рукой стол. – Ваня заказывал только две порции люля-кебаб.

- Да, и два пива. – добавил Иван.

- Ай брат, что ты говоришь! Это азербайджанский завтрак и шурпа для аппетита, пока я люля-кебаб делаю.

Мамед впервые заулыбался демонстрируя крупные крепкие зубы.

– Через 5 минут люля будут готовы.

И правда, минут через пять, как раз к тому моменту как мы покончили с шурпой и мясом, подошел наш шеф-повар неся тарелку с нарезанным кольцами луком, помидорами, зеленью и двумя шампурами люля-кебаб.

- Такого завтрака у меня никогда в жизни не было! Спасибо большое! – от души поблагодарил я хозяина кафе, рассчитываясь за обед.

- Ага, а я таких вкусных люля-кебаб никогда в соей жизни не ел. – поддержал меня Ваня.

Мамед, всё время такой сдержанный и немногословный, польщенный нашими похвалами весь светился от счастья.

- Приходите еще, всегда вам буду рад. Сделаю вам мой фирменный шашлык из ребрышек молодого барашка. Вы в Баку долго будете? По делам приехали?

Мы с Ваней переглянулись и я решил рассказать о цели нашего приезда.
Чем-то приглянулся мне этот спокойный и молчаливый азербайджанец, но озвучить я решил только нашу «легенду».

- Наш шеф дал задание, найти по хорошей цене кондиционеры для предприятия. Мы перерыли весь наш Ставропольский край и не смогли ничего найти, и тогда он отправил нас в командировку сюда.
Оказывается в Союзе кондиционеры производят только в Баку.

- Это да, завод только у нас есть. А много надо?

- 20 штук.

Наш новый знакомый на какое-то время задумался. Движение неизменных чёток в его руке ускорилось, словно они пытались угнаться за мыслями, мечущимися сейчас в голове Мамеда. Вдруг лицо его озарила улыбка.
Сказав нам «Я скоро» он торопливо удалился в сторону вокзала.

- Серёг, прикинь, он даже кафе не закрыл. Всё нараспашку оставил.

- Ага, я тоже заметил. Интересно, это доверие или наивность?

Минут через десять мы заметили Мамеда быстрым шагом идущего со стороны вокзала в сопровождении невысокого толстяка, который пытаясь не отстать, смешно бежал за ним вприпрыжку. Подойдя к нам Мамед указал на запыхавшегося от быстрой ходьбы, но все равно улыбавшегося во весь рот, своего спутника.

- Это Артур, мой брат. Он вам поможет.

+2
01:54
598
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Alisabet Argent

Другие публикации