Ток-Шоу

Автор:
Pashket
Ток-Шоу
Аннотация:
Рассказ с конкурса НФ21, отредактированный.
Текст:

Двадцать тридцать по московскому времени, рука нащупывает пульт, нажимает кнопку, экран вспыхивает рекламным роликом. Палец жмет кнопку с двойкой. На экране поплыла заставка — эквилибрирующая композиция из геометрических фигур и линий, сопровождаемая мрачными звуковыми модуляциями. Они стихают, и на весь экран взрывается объемная серебристая надпись названия ток-шоу «Здесь и сейчас». Следом слышен шквал аплодисментов, представлена панорама студии с ведущим в ее центре. Он в бежевом с лоском костюме и планшетом в руках.

- Добрый вечер, дорогие друзья! – кричит он скороговоркой в микрофон, - я Андрей Шмелев, и мы в прямом эфире с радостью приветствуем Вас в нашей студии на очередном ток-шоу «Здесь и сейчас», где с нашими гостями и говорим о самых важных и интересных событиях за прошедшие дни и недели! Как всегда, поприветствуем наших гостей и экспертов.

Ведущий рукой обводит зал, раздаются аплодисменты.

- Ну и как вы уже догадались, сегодня, разумеется, мы будем обсуждать трагедию в Австралии, случившуюся недавно при очень необычных, я бы сказал неожиданных обстоятельствах и вызвавшую международный скандал, - зал стих,

- Напомню, что погибло шестнадцать геймеров, среди которых было двое россиян. Речь идет о недавно реализовавшемся экспериментальном проекте «New Lands», где приняло участие одна тысяча добровольцев из разных стран. Ньюландс – это новая онлайн игра, разработанная целой командой программистов и ученых за последнее десятилетие на основе классических стратегий таких как «Empire200» и «Virtual Populations».

Ведущий оживленно жестикулирует.

- Мы знаем, что на проект было потрачено более тридцати миллиардов долларов и задействованы лучшие программисты, ученые, режиссеры и представители многих других творческих профессий. Главная особенность этого глобального проекта в том, что игроки уже не сидят по домам в своих виртуальных шлемах, а существуют в режиме стопроцентного body active – ходят, бегают, строят, охотятся, воюют и так далее на конкретной местности – в данном случае в саваннах центральной Австралии. Ну в общем, как говорили в старые добрые времена – все как в жизни!

Аплодисменты.

- Но даже и не это главное. Впервые был испытан новый VR-шлем. По истине это революционная технология! Наконец родилась первая нейро-цифровая система, вступающая в активное взаимодействие с человеческим мозгом и способная вызывать самые настоящие чувства и переживания, не уступающие по своей интенсивности реальным. Это чудо науки и техники годами создавалось в самых передовых лабораториях и не имеет аналогов в ряду ведущих брендов виртуальной реальности. Давайте посмотрим ролик…

В студии шум аплодисментов.

Картинка на экране меняется на изображение шлема. Он серебристого цвета в общем похож на мотоциклетный шлем с той разницей, что лицо тоже полностью закрыто. Шлем медленно вращается в пустоте, голос за кадром:

- Компания «Apple-Chine» представляет новую революционную технологию на базе нейро-цифровой матрицы, работающую от мощного аккумулятора (стрелочка указывает на несколько более массивную затылочную часть) и предназначенную для полноценной виртуальной жизни. Новый шлем виртуальной реальности создает образ полноценной действительности по вашему желанию. Теперь каждый может сам выбирать себе тот мир, в котором он хочет жить. Ведь уникальная нейро-цифровая матрица способна вызывать в вашем мозгу совершенно любые переживания от самого яркого оргазма и эйфории до острой боли или глубокой душевной тоски!

Картинка меняется. Видна некая пустынная местность, по которой двигаются люди в шлемах, совершая различные действия. Одни повторяют движения лесоруба с топором, другие напоминают лучников, двое друг перед другом размахивают невидимыми мечами и подставляют под удары невидимые щиты, кто-то пронесся мимо на лошади, одна женщина, сидя на земле, совершает какую-то ручную работу, иной просто танцует, а кто-то, раскинув в стороны руки лежа животом на земле, похоже парит. Голос продолжает:

- А как круто стало теперь геймиться! Вы просто загружаете любимую игру и вперед! Вас окружает полноценная 3-D виртуальная реальность, нейро-цифровые модули, воздействуя на определенные отделы вашего мозга, вызывают самые настоящие ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и даже вкус! Вы полностью погружаетесь в новый мир, полный самых невероятных чудес и фантастических переживаний!

На экране снова студия и заинтриговано-озабоченное лицо ведущего, отрывающего взгляд от монитора в зале. Аплодисменты стихают.

- Да, невероятно! – ведущий развернулся и заглянул в планшетку, - было бы все так здорово, если не так грустно. Напомню, что четыре дня назад стартовал грандиозный международный проект – сотни игроков в шлемах подключились к онлайн стратегии на арендованной территории в Австралии. Это грандиозное мероприятие планировалось на год. Добровольцы проходили отборочный конкурс среди самых продвинутых геймеров планеты, таким образом для игры было отобрано одна тысяча человек. Как и в обычной стратегии игроки строят поселения, государства, завоевывают, отвоевывают, порабощают и так далее. Но буквально позавчера при первой же битве погибло шестнадцать человек. Проект пришлось срочно приостановить.

В зале гул. На мониторе показаны улыбающиеся лица молодых людей в черных рамках на вид лет от четырнадцати до двадцати.

- Среди них – двое наших парней – восемнадцатилетние Даня и Онфим.

На экране остаются эти двое. В зале тишина.

- Как могло это произойти, если битва происходит в виртуальном мире?! – зал взрывается возмущенным возгласом.

- Тишина! Нам сообщили, что у молодых людей произошел сердечный приступ. Их тела уже в Москве, и точных данных от медиков пока нет. Мы знаем, что виртуально одного забили каменным топором, а другого пронзила стрела. Неужели смерть могла произойти только от болевых ощущений? Ведь при поражении игра предусматривает моментальную остановку и выход из программы. Или мы имеем дело с пока еще совершенно неизвестным психофизиологическим феноменом? Давайте разбираться с этим! Пожалуйста, тишина! – зал смолк, - к нам приехали родители Даниила и Онфима, встречайте! – раздаются умеренные аплодисменты.

На диваны для гостей рассаживаются: пара – мать и отец Даниила и мать Онфима. Первая из матерей в слезах, остальные гости в тяжелом, подавленном состоянии. Ведущий подошел к полноватой заплаканной женщине лет пятидесяти. Она в черной блузке и длинной черной юбке, на голове платок.

- Пожалуйста, успокойтесь, - начал ведущий, - Как Вас зовут?

- Зинаида Альбертовна.

- Расскажите о Вашем сыне, о Дане. Откуда Вы? Как он попал в игру?

Господи… - женщина обтерла слезы, - мы из Новосибирска. Он очень умный, любознательный был мальчик. Всем интересовался, а когда все это началось...

- Что именно?

- Эта гонка вооружения. Тогда же как было? Помните? Все жили по формуле: «покажи свой смартфон и я скажу, кто ты». А мы с мужем в НИИ нашем работали, денег мало было и не то, что на новый смартфон, на квартплату не хватало. А его гнобили постоянно в классе, травили. У всех была пятнадцатая, а у него тринадцатая модель. Он закрылся, ушел в себя, стал, как выражаются, «ботаником». Все зубрил, зубрил... с отличием окончил школу, поступил в наш университет на физ-мат, потом перебрался в Москву, где учился на программиста. Потом стал играть и стал много зарабатывать на играх. И вот, затянуло…, - она закрыла лицо руками и затрясла плечами.

Ведущий успокаивающе взял женщину за плечо.

- Принесите в студию воды!

Затем обратился к отцу:

- Как Вас зовут?

- Тищенко Дмитрий Михайлович, - худощавый, в очках, - никто не мог предполагать тогда, как далеко все это могло зайти. Все это так быстро развивалось, как снежный ком. Я хорошо помню эпоху первых мобильных телефонов, но поздно понял, что эволюция техники стремительно опережала развитие... ну.. личности что ли. Никто ничего не успел толком понять, как Интернет захватил все. Даня отстранился, изолировался, быстро нашел виртуальных друзей, и уже почти не отходил от компьютера. Знаете, наше поколение было такое демократическое, я его ни в чем не ограничивал, всегда поощрял его творческую свободу самовыражения. Пусть делает, что нравится, потому что сам застал совок, это постоянное давление и безысходность... в общем, понимал что к чему.

- Да, Вы же из тех, кто первыми ощутил все прелести цифровой эпохи. Стационарные компьютеры, первые мобилы, гаджеты, планшеты…

- Да я себя трехлетнего помню, как отец привез из Польши первый в нашем доме компьютер. Я тогда в змейку научился играть. Не оторвать было.

- О, да! Я вот гораздо позже рос – где-то на уровне второго Doom-а осознавать себя начал.

В зале отдельные смешки. Ведущий предупредительно бросает в аудиторию взгляд.

- Черт знает куда этот прогресс катится… - отмахнулся отец. Ведущий пересел на второй диван, на самый краешек:

- Искренне сочувствую Вам. Как Вас зовут?

- Мария Геннадиевна, мы из-под Петрозаводска, - худощавая женщина тоже лет пятидесяти, скромно по деловому одетая в темно синее, - мой сын тоже рано с головой ушел в игры, а заниматься им у меня времени не было. Приходилось много работать. Я всегда была против этих гаджетов, ничего в этом не понимаю и не люблю. Но куда деваться? Работы в провинции давно нету, все хозяйство разрушено, вот вся молодежь и бежит в столицы. А где деньги крутятся? – женщина возбуждалась, угловато жестикулируя рубящими движениями сухих ладоней, - правильно, в интернете. Как только появились у нас эти смартфоны лет двадцать назад, тут пошло-поехало! Не оторвать! До скандалов, до драк. Раньше у нас какая холера была? – она вопросительно обратилась в зал, - правильно, водка и наркотики. А нынче что?

- Да-да, - понимающе соглашался ведущий.

- Я вот свое детство помню – у нас леса, скалы, озера еще с рыбой, какие-никакие предприятия. В девяностые-нулевые сначала поселки, а потом и города вымирать начали. Но люди общались, дискотеки, пели, дружили! Да – пили почти все, но жили! Хоть многие и не долго! А теперь повальная виртуализация, все по углам... и главное, так резко всех накрыло!

- Скажите, а…, - пытался прервать ее ведущий.

- Я говорю у нас народ способный! Нет чтобы хозяйством заниматься, строить, развивать! Так нет! Все этот интернет проклятый! Хуже наркотиков!

- Сын же помогал Вам…

- Да, помогал. Выигрывал большие деньги, присылал. А на что они мне? У нас и купить-то нечего. В Москву я не хочу. В Финляндию? А кому я там нужна? А у нас теперь только этот… как его… экотуризм. Я ему говорила, мол, возвращайся, играй у нас. Интернет же везде. Пускай наша молодежь играет. Может потихоньку и поднимем Карелию. А у него там в Москве друзья, тусовки и пятое-десятое. Вот и пропал…, - женщина начала всхлипывать, еле удерживая слезы, - утонул в этом омуте бесовском… лихой был, как отец его покойный… алкаш…

- Сейчас реклама. Не переключайтесь! – ведущий встает с дивана.

Рука на пульте нажимает кнопку отключения звука. Пять минут мельтешения яркого света, белизны квартир, счастливых лиц и улыбок, потоков йогуртов с вишней и малиной, кишечников с зубастыми бактериями, деревенских домиков на изумрудных полях в потоках молока, плавающих головок с семью лезвиями, блестящих авто, стай летящих прокладок на фоне лазурного неба. На экране снова взрывается заставка с надписью «Здесь и сейчас». Оживленная студия, ведущий с проникновенным взглядом, аплодисменты.

- А теперь давайте обратимся к нашим экспертам. У нас в гостях известный блогер и геймер Таймураз Фарухаджиев по прозвищу Феромон.

- Сволочь! – слышится откуда-то выкрик, ведущий поднял указательный палец.

В первом ряду, среди экспертов развязано сидит молодой человек, одетый во что-то модно-пестрое пижамоподобное, волосы с боков головы выбриты, их остатки собраны на темени в маленький черный клубочек. Небрит, взгляд черных чуть раскосых глаз спокойный, несколько нагловатый. На щеках и лбу татуировки. Ведущий сует ему микрофон, спрашивает:

- Привет Феромон, ты писал в твите, что знаком с некоторыми участниками. Что можешь рассказать про этот проект?

- Ну, короче, это типа игры-эксперимента. Все участники там проходят тестирование, заполняют какие-то юридические бумаги и разбиваются на команды. Каждому игроку дается десять опций на выбор.

- Что это за опции?

- Ну типа ты выбираешь себе внешность, оружие, физические возможности и все такое. Команда – это как бы племя из сорока человек.

- Ага! И всего получается двадцать пять племен.

- Ну да. Каждому выделяется участок земли, набор ресурсов и все.

- А в чем цель игры?

- В конце должно получиться такое как бы гармоничное, идеальное общество, где нет никаких конфликтов и войн. В этом вся фишка эксперимента.

- А разве такое возможно?

- Судя по этому трешу, случившейся после первом же мочилове на второй день – нет.

- А если бы проект удался и идеальное общество удалось бы построить?

- Тогда все участники получи ли бы типа солидное вознаграждение – по миллиону баксов.

- Круто!

- Еще бы! Да я сам мог бы там участвовать! Я бы там одну грамотную фишку запилил, - при этих словах видно, как некоторые эксперты усмехаются, - и все бы при бабках были!

- Не прошел конкурс?

- Так они меня на первом же этапе срезали! Потому что я, блин, самый крутой геймер. У меня более двадцати миллионов подписчиков! А у них там по ходу какой-то блатняк нарисовался…

В зале шум и хохот.

- Ну не забывайте, что проект международный. Хорошо, - ведущий переходит к следующему эксперту, юристу и адвокату Барщову Михаилу Юрьевичу, пожилому, седовласому усатому мужчине в сером костюме и малиновом галстуке - как по-вашему, правомерно ли проводить подобные эксперименты над людьми?

- Добрый вечер! Смотрите, мы живем в эпоху повальной глобальной цифровизации. Развитие несется с такой скоростью, что юридическая практика просто не успевает за всеми новшествами. Пока мы пишем нормативные документы для первой версии игры, выходит уже пятая. Это с одной стороны. А с другой все участники подписывали необходимые бумаги, где ответственность за жизнь и здоровье полностью снималась с организаторов. Более того, мы знаем, что значительная часть игроков не подпадала под ограничение восемнадцать плюс!

В зале гул возмущения, ведущий замер.

- Да-да! Половина всех геймеров – это дети!

- А как же…

- А так, что работала какая-то подпольная фирма по подделке документов, персональных данных и все такое прочее. Кто ее финансировал, и где все эти концы – это отдельный вопрос.

- Какой ужас!

- То-то и оно! Понимаете, в чем тут дело! Категория 18+ - это, говоря продвинутым сленгом – олды. Как игроки они неконкурентоспособны относительно десяти-двенадцатилетних подростков. Поэтому конкурс прошла некая усредненная группа от четырнадцати до двадцати лет. Мы отлично знаем как внешне современная молодежь медленно взрослеет в физическом плане. У меня самого сын, ему тридцать два года, а выглядит он как восемнадцатилетний пацан!

- Выходит, что дети подделывали свои персональные данные и так пролезли в проект?

- Именно так! Они же самые пассионарные..

- Простите?

- Ну задвинутые по полной программе на всех этих играх!

- А-а, понял. Значит, вы хотите сказать, что серьезных юридических последствий для организаторов проекта не будет?

- Кроме компенсации семьям погибших, нет.

- А подпольные документы?

- А кто их теперь найдет?

- Это невероятно… мы вернемся после рекламы! Впереди все самое интересное! Оставайтесь с нами!

Палец давит кнопку выключения звука на пульте. Туалет. Кухня. Чашка кофе. Снова тахта и пульт.

Камера откуда-то сверху летит на ведущего, останавливается, дает крупный план небритого лица.

- И снова добрый вечер, дорогие друзья и гости студии! Я Андрей Шмелев, и мы продолжаем обсуждать трагедию. Напомню, что в результате виртуальной битвы в центральной Австралии погибло шестнадцать игроков. Почему? Как? Кто во всем этом виноват? Вот вопросы, на которые мы с нашими экспертами пытаемся найти ответы, и я даю слово нашему уважаемому гостю, профессору, психологу, психофизиологу Старобогатову Матвею Платоновичу.

Микрофон берет респектабельного вида мужчина с бородкой в хорошем сером костюме и галстуке цвета морской волны.

- Добрый вечер. Примите мои глубочайшие соболезнования, - он обращается в сторону родителей, прижав руку к груди и сделав легкий поклон, - на сегодняшний день мы столкнулись с целым рядом социальных феноменов, не имеющих аналогов в истории. Речь идет не о тривиальном поколенческом или культурном расколе. Мы говорим о появлении принципиально нового типа, если хотите, вида людей. И это не просто цифровая зависимость – поскольку зависимость предполагает возможность избавления от нее – это какой-то техно-психический симбиоз. Новое поколение четырех-пятилетних малышей и выше – это существа неспособные прожить и десяти минут без какого-нибудь гаджета, подключенного к интернету. Уже есть экспериментальные данные, что пребывание некоторого времени без гаджета вызывает серьезные психические расстройства, что в конечном итоге непосредственно сказывается на самых базовых физиологических функциях.

- Невероятно!

- По сути все высшие нервные функции, такие как ощущение, восприятие, мышление, чувство, воля и вплоть до сознания, постепенно оккупируются компьютерными процессорами, а человеческая единица превращается в белковую пульсирующую оболочку.

- Это же как в Матрице!

- Да, в этом смысле фильм был пророческий. Именно этим объясняется такой ажиотаж у молодежи вокруг этих шлемов – детский мозг крайне жаден до всяких новшеств, так как активно развивается, будучи уже глубоко интегрированным в глобальную нейро-цифровую эволюцию. Информация от разработчика моментально распространилась еще до появления самой первой модели, в тот период, когда была создана уникальная плата для психо-цифровых модулей.

- Да, напомним, что именно эта технология позволила напрямую взаимодействовать мозгу с компьютерными программами.

- Совершенно верно. Я поясню. Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем через органы чувств – глаза, уши, нос и так далее. Шлем сам генерирует нервные импульсы, согласно правилам той или иной компьютерной программы, и вы способны увидеть совершенно любую 3-D картинку, услышать любой звук, даже почувствовать запах весеннего леса или альпийских лугов.

- Да уж! Прямо какое-то три-дэ-вятое царство!

В зале смех.

- Короче говоря, смысл в том, что эта технология стала главной приманкой для всех самых продвинутых фанатов компьютерных игр. Информация миновала все СМИ, все организации, институты. Разработчики из засекреченных лабораторий сразу вышли на своих клиентов и придумали этот уже прогремевший на весь мир проект. Потом уже все обросло спонсорами, инвесторами и прочее...

- Да организовали лихо, даже родители не успели толком спохватиться.

- Да, никто не заметил. Кто-то как бы на отдых в лагерь уехал, кто-то на экскурсию с классом, кто-то у друзей ночует, а сколько сбежавших от проблемных родителей… да чего там говорить – современная молодежь! Раньше энергия куда девалась? Беготня по дворам днями на пролет, футбол, общение, танцы, драки, а теперь на рвачество, изворотливость и хитрость, ради очередной «игровой дозы». Как моя внучка говорит — хват-цап! - гость делает хватательный жест руками, в зале смех, - а на любую свободную энергию, то есть по сути – спрос, обязательно найдется предложение — новая крутая игра.

- Да, законы экономики никто не отменял. Но возникает главный вопрос – как возможно, чтобы виртуальная смерть стала реальной? Все раны, увечья виртуальны. И стало быть смерть тоже.

- Конечно, теоретически так, но мы не постигли всех тайн работы головного мозга. Во-первых. А во-вторых, не все же поверженные войны погибли в реальности.

- Это да, и у нас особый гость впереди… но в чем же дело?

- Вы представьте, что идет схватка. Совершенно реальная для вас. Это со стороны вы выглядите полным идиотом, размахивающим в пустоте руками, а на деле все по-настоящему. Тяжелые доспехи, удары меча, наступающие монстры, страшный рев и все такое прочее. А то, что боль совершенно настоящая – это как? Вы полностью погружены в фантастический мир с совершенно реальными переживаниями. Не все же геймеры в плане психофизиологии одинаковы. Кто чуть послабее – инфаркт или инсульт просто от лавины мощных впечатлений, не говоря уже о болевом шоке.

Зал гремит. Слышен выкрик «это бесчеловечно!». Ведущий обращается к возмущенной гостье – известной актрисе Лидии Шишкиной.

- Это чудовищно! Вы понимаете, что все просто сошли с ума!

Зал бушует.

- Наших детей, как подопытных крыс хватают на эксперименты, как в холокосте! За такие вещи надо строжайше судить!

- Да Вы же сами с гаджетом сидите! – отреагировал Феромон. Актриса поспешно убрала смартфон, выдохнула, покачала головой. Ведущий поднырнул к писателю – Дмитрию Рыкову, который поднял руку.

- Я вот что хочу сказать, дорогие мои, - перекрикивая зал начал он, похожий на полноватого гусара с бакенбардами и усами, в черной футболке с рисунком человечка, пристроившимся к шлему со стороны затылка и надписью «don’t fuck my brain» и серой жилетке вассермановке, - братцы, дело не в шлемах, не в гаджетах, а в той тотальной внутренней пустоте, которая образовалась в каждой, а теперь уже коллективной душе современного человечества к началу нового тысячелетия! Совершенно справедливо отметил наш гость, отец мальчика — техническая эволюция опережает эволюцию духовную. Мы не успеваем осмыслить происходящее. Личность не воспитывается, а подменяется аватаркой. И если раньше мы, следуя Ницше, говорили о смерти Бога, то теперь вынуждены констатировать смерть человека как носителя частички божественного. Да! Мы действительно превратились в пульсирующие белковые оболочки, которые помимо нашей воли наполняются пестрым, но совершенно бессмысленным содержанием, высасывающим из нас энергию самых примитивных инстинктов. Мы, жалкие остатки мыслящей и чувствующей части общества, наблюдаем последние всхлипы и вздохи агонизирующих смыслов самых основ бытия! Человечество превратилось в бессмысленную, пустопорожнюю перманентно вконтактирующую биомассу. И я хочу объявить вот здесь и сейчас смерть человека! Того, который звучит гордо и пишется с большой буквы «Ч»! Я убежден, что проект «человек» успешно завершен, и собственно не вижу смысла в продолжении рода! Извините.

- О! Не волнуйтесь, - встрял кинокритик Ян Подольский в стильных круглых очках и бородке, сплетенной в косичку, в ухе серьга - все к этому идет. Слыхали, в Японии уже изобрели систему, симулирующую половой акт? Живой человек, ухаживания, волнения, признания в любви, добивание взаимности, брак, какие-то дети — да кому сейчас нужна эта архаическая головомойка? Вы просто... ну за большие деньги, конечно, приобретаете куклу-робота, одеваете тоже какой-то VR-шлем и вперед! Каждый день новая партнерша или партнер, на любой вкус. Ощущения, я вас уверяю, более чем реальные!

- А Вы что, пробовали? - поинтересовался Рыков.

- Очень смешно! Просто поймите, что мы скоро все во всем этом будем. Уже в этом! Раньше споры велись во дворе, на кухне, теперь все это транслируется в онлайн режиме и любой малообразованный бездельник — эксперт. Интервьюеров развелось! Уже интервью брать не у кого — вчерашние журналисты с центральных каналов друг друга интервьюируют по ютубу, все значимые темы исчерпали дошли до науки и философии, там все прикончили, и теперь на подростковые темы рассуждают про новые приложения. Взрослые люди одеваются как четырнадцатилетняя пацанва, следят за молодежной модой, сленгом и так далее - все для расширения аудитории, просмотров и лайков. Скоро до пятилетних опустятся, будут дурачиться и кривляться, если рождаемость не упадет. А эти тик-ток лекции? Курс квантовой физики из тридцати пяти тысяч роликов, каждый по тридцать секунд! Или уроки английского. И то просмотры не из-за контента, а потому что училка танцует перед камерой в откровенном одеянии. Тик-ток шоу!

- Но это же бред! Человек приходит в этот мир не только для, извините, жранья и траханья! Постижение глубин, основ мироздания, великая тайна бытия! Бесконечность божественной гармонии! Искусство, наконец! Это все, по-вашему, для кого, для машин? Извините за пафос.

- Ага! Вы про духовность? Так езжайте к индейцам, бушменам или к папуасам! – выкрикнул из своего места антрополог и ютуб-блогер, неряшливо одетый, бородатый в очках похожий на монаха, Станислав Добровольский.

Ведущий подскочил к нему:

- Почему Вы так считаете?

Тот начал скороговоркой, чуть сбиваясь:

- Вы хотите духовности? Так пожалуйста! Знаете, где ее полно? Пожалуйте в леса Амазонии и джунгли Новой Гвинеи! Там еще остались люди, живущие в каменном веке. Во! Правда некоторые из них уже заводят свои странички в соцсетях и организуют энтографический бизнес, но богам еще молятся. Шаманизм у них и резьба по дереву пока есть. А еще лучше в Тибет к буддийским ламам или примите ислам. Если разрешат. Во!

- Я непременно последую Вашему совету, но только в том случае, если вы разденетесь до гола, отрастите шерсть и хвост и обратно залезете на дерево, откуда сколько вам угодно можете швыряться вашим бандерложьим калом.

Шум и смех.

- И зря смеетесь. Вы, ученые, все время забываете, что вся ваша наука зародилась в монастырях Европы!

Антрополог замолчал. Ведущий передал микрофон священнику, сумрачному, бородатому отцу Амвросию. Тот отвлекся от смартфона, поспешно перекрестив его.

- Во всем нужна мера! Это как грех чревоугодия. А власть Интернета - проклятье за наши грехи! Это расплата за весь двадцатый век войн, тоталитаризма, атеизма и научно-технического прогресса! Сказано: «И все, что делаете, делайте для Господа, а не для человеков» и «И все, что приключается нам, бывает за злые дела наши...»

Ему не дали продолжить — со стороны молодежи стали слышны выкрики о коррупции, чрезмерной роскоши, случаях растления в церковной среде и постоянном раскалывании церкви. В зале начинался скандал, ведущий уже не пытался перекричать всех и, наконец, беспомощно застыл, опустив микрофон и планшет. Через некоторое время рявкнул в микрофон:

- Так! Тишина в студии! Уходим на рекламу!

Большой палец вновь давит кнопку выключения звука. Кухня. Кола плюс виски.

- Итак, мы возвращаемся в нашу студию. Мы видим, накал растет, и у нас писатель, философ и политолог Панкрат Захаров.

Бритый наголо бугай, с печальным взглядом одетый в просторный коричневый свитер и камуфляжные штаны начинает нервно тараторить.

- Меня снова обвинят в конспирологии, но я не устаю повторять. Наша планета не резиновая. Благосостояние в целом растет, следовательно население растет, ресурсов не хватает. На Луне люди пока жить не могут. Ежу понятно, что политика со стороны власть имущих мира сего будет направлена на сдерживание роста численности всеми способами. Повальная виртуализация жизни приведет к снижению плодовитости, национального самосознания и образования. Правильно здесь говорили — это хуже наркотиков, потому что за ширмой прогресса не выглядит очевидной патологией. Тихо! Я Вас не перебивал! Все эти шлемы, гаджеты, игры, эксперименты – это пронюхивание различных путей того, как эффективней управлять массами, минуя государственные границы. Задача нашей страны – я не устаю это твердить из эфира в эфир – опустить не железный, а стальной занавес! Не орите на меня!!... а что повальная цифровая зависимость – это не тоталитаризм по-вашему?! Мы должны сохранить наш суверенитет!

Священник встал и добавил:

- И веру православную!

- Сорокинщина!!!

В рядах студии началась активная перепалка, переходящая во взаимные оскорбления.

- Что Вы можете сказать по поводу всего этого? - ведущий пролез к депутату Госдумы — Митюшину Сергею Аркадьевичу. Строгий костюм, выбритое лицо, волосы зализаны на лоб, ничего не выражающее лицо.

- Ну, знаете..., тут как говорится..., не знала баба клопоту, купила баба порося..., - забубнил он в микрофон, - здесь есть несколько моментов. Во-первых, мы должны понимать важность самой проблемы. И всю проблемность положения. То есть важности. Потому что если мы не будем понимать, тогда как и зачем? А когда мы не знаем, тогда что? И вообще ничего не поймем. Задействованы не только современные технологии, но и политические, юридические, и какие еще? Экономические, да... социальные рычаги. Везде всем надо разбираться отдельно. А иначе как? Мы не можем брать на себя ответственность в слепую, что называется. А то для этого необходима соответствующая база. Нужно создавать компетентную рабочую группу из специалистов соответствующих по каждому вопросу в отдельности. Это во-первых. И это немаловажно с точки зрения масштабов задачи. Во-вторых, необходимо принять меры для разработки правовых основ, по которым будут подготовлены определенные нормативные акты. А то тут, понимаешь, потом как затаскают по международным судам! Туда-сюда и пятое-десятое! Оппозиция опять же руки нагреет, либералы прозападные, санкции очередные... В третьих...

- Простите, уважаемый Сергей Аркадьевич, но у нас не так много времени, - снова перекрикивает зал ведущий. Слышен возглас женщины, по виду домохозяйки из рядов:

- Пока вы там свои основы продвигаете, у нас всех детей перезомбируют!

- Правильно! Надо принимать решительные меры!

- Выключить этот Интернет к чертовой матери!

Писатель рассмеялся:

- Предлагаю устроить массовую акцию — ритуальное сожжение всех гаджетов на Красной Площади!

Закричала известная этно-кулинарная блогерша и путешественница Маша Ивлева:

- Ага, щас! Так мы Вам и позволили! У меня вообще-то бизнес в сети. А сколько людей на моих роликах лаве поднимают !

- Ха-ха! Тридцать копеек за лайк! - смеялся Феромон.

- Стоп-стоп-стоп! Прекращаем, друзья! Давайте, действительно, послушаем лучше молодежь. В нашей студии популярный интервьюер Юрий Зудь.

Склока переходит в аплодисменты. Худощавый, похожий на только что вылупившегося птенца молодой человек с торчащими красными волосами взял микрофон. Желтая кенгуруха, зеленые шаровары, мощные белоснежные кроссовки.

- Всем привет!, - бодро закрякал он, - друзья, давайте не будем сгущать краски. Вы, почему-то, все время переводите дискурс на свой манер. Смотрите, никакого заговора нет. Это раз! С прогрессом мы ничего поделать не сможем. Это два! Человечество зашло в тупик. Это три! Проект создан для того, чтобы попытаться создать модель нового общества без войн и распрей. Это четыре! Новые образы или аватарки позволяют избавиться от всех этих устаревших национальных культурных кодов, всякого ненужного мракобесия, социального неравенства и прочих архаичных гештальтов. Это пять! И это офигительно важная история! Не перебивайте!... Я еще не договорил! На счет духовности — а кто сказал, что в игре не может быть смыслов там, религии и всего такого? Придумают! Обязательно! Понятно, что религиозные инстинкты они как бы врожденные, без них типа никуда, - это оценил психолог одобрительным кивком, а Юрий продолжал выкрикивал в зал, - вот пускай эта игровая цивилизация придумает себе богов и когда там все наладится — будет один Бог, или для каждого свой, одна религия, или для каждого своя, один язык, одно мировоззрение и это... Вы можете не орать мне в ухо! Я говорю это будет как бы идеальная модель социума, по которой можно выстраивать реальную жизнь. Я как-то так это вижу. И проект по-моему просто суперский! Если конечно не считать трагические моменты.

- Это утопия, - констатировал Рыков, - и нужна ли уже будет эта Ваша «реальная жизнь»?

- Сколько тебе заплатил Госдэп?! - рявкнул Захаров.

- Нисколько! Я хочу выразить искренние соболезнования семьям погибших

и добавить! Хватит на меня орать! В любом деле, тем более таком масштабном случаются непредвиденные траблы. Шлем надо дорабатывать, совершенствовать. Я вообще не понимаю зачем в нем предусмотрены предсмертные ощущения...

- Да просто в этом вся имбовость. Иначе это будет обычная игруха, которая всех давно задолбала, - пояснил Феромон.

- Ну, блин, люди гибнут!

- Пипяо! А по другому у тебя не будет драйва. Ты чего не играл давно? Адреналин у всех геймеров давно в минусе. Понарошку гаматься зашквар. Типа вырубился-врубился кнопкой!Загрузил, перезагрузил жизу... Отстой! Ты когда со скалы на резинке в пропасть прыгаешь чего ты хочешь зафорсить в офлайне?

- Крутяк ништячный! Но...

- Вот то-то и оно. Это крипово. Геймер, который по ноутбуку закрошил немереную толпу гоблинов, и геймер, махающийся с монстром, зная что ему реально руку или ногу могут отхреначить — это две большие разницы, втопил? Вот поэтому вся фишка в этом шлеме. Поэтому все самые имбовые геймеры планеты на немереном хайпе были по поводу этого контента!

- Вау! Я хочу такой шлем! - не выдержала Ивлева.

- Фера, блин, ты понимаешь, что это просто дико! - не отступал Зудь, - мы так ссолдимся в каменный век! Нельзя юзать чуваков ради хайпа! Это грешно!

- Вот поэтому ты и такие как ты всегда останутся прыгающими на резинках зашкварниками. Ха-ха!

- А ты-то сам!? - не на шутку начал злиться Зудь, вставая, - ты и на резинке-то не джампился!

- Э-э! Чувак, не надо ангриться. Это ж грешно, грешно! - язвил Феромон, еще больше раззадоривая Юрия, который уже замахнулся своим смартфоном на Феромона. Тот азартно улыбаясь соскочил с места, стал пританцовывать, увлекая в потасовку.

- Парни, прекратите! Охрана! - позвал ведущий. Камера пошла в сторону, обозревая бушующий зал.

Начался очередной рекламный ролик.

Полудрем. Вспышка сознания из-за оглушительного звука ролика, в десять раз превышающего громкость передачи. Кнопка выключения звука. Глоток коктейля.

- И снова мы в студии ток-шоу «Здесь и сейчас»! И у нас эксклюзивный гость — чудом выживший в той битве игрок Герман. Он буквально вчера прилетел к нам из Сиднея. И мы слушаем его историю!

Зал моментально смолк. В студию входит долговязый молодой человек лет двадцати в белой футболке на выпуск и джинсах. На голове вязаная малиновая шапочка из-под которой торчком торчат жесткие пепельного цвета волосы, на запястьях фенечки Он садится на диван, с каким-то возбужденным недоумением и непониманием обозревая студию.

- Герман, расскажите о себе, сколько Вам лет, чем занимаетесь, откуда, как попали в проект?

- Мне двадцать два года, я из Питера, программист. Опытный геймер. В проект попал, как все, по онлайн конкурсу еще в период изоляции. Мы проходили тестирование в несколько этапов. Я очень хотел попасть, когда узнал про шлем и выигрыш. И я попал. Наша IT-компания отправила меня в командировку в Австралию... фу-х... чуть не сдох, блин..., - Герман поправляет волосы под шапкой.

- Слава богу обошлось. Расскажите подробнее о самой игре. Как все было?

- Ну нас в аэропорту в Сиднее встретила куча автобусов. Весь день тащились по огромной саванне. Мы кенгуру видели! Прикольные... Жарища была! Короче высадили, там база у них - много построек, склады, генераторы, вышки, я не знаю что именно. Территория окружена проволочным забором. Потом накормили, провели лекцию, выдали всем шлемы — дали попробовать.

- Ну и как впечатления?

- Ах-рен-неть! Через пять минут ты о нем полностью забываешь! Я себе сразу загрузил морское побережье и искупался.

- И как водичка?

- Натурально! Ощущения пипец какие мощные! Они даже сильнее, чем в обычной реальности. Краски ярче, контрастнее. Все такое четкое, яркое, объемное. Звуки и запахи более отчетливые, смачные.

- А как загружать реальность?

- Просто даю словесную команду и называю код.

- Ясно. А как вы там жили, спали, ели?

- Там построили типа бараков с минимальным набором удобств, а кормили питательными смесями. Но в игре это могли быть деревянные дома или пещеры или дворцы, а еда самая разнообразная.

- А что за питательная смесь?

- Ну это такой батончик из протеинов, жиров и углеводов и коктейль с витаминами и минеральными солями. Сами по себе они на вкус ничего не представляют, а в шлеме мы наслаждались рябчиками, жареной на огне ягненком, осетриной, паштетом из соловьиных язычков и молодым вином. Экзотические фрукты, мороженное... А каким свежим и ароматным был хлеб из местной пекарни! М-м-м...

По залу прошел вздох умиления.

- Короче в игре мы были как в раю. В сказке. Вокруг живописная природа — горы, реки, леса, озера. Климат мягкий, субтропический, по типу как в Сочи там или Майами, хз.. Вокруг блага - фрукты, мед, щедрая охота, рыбалка кристально чистые родники.

- А вы-то кто были?

- А, ну да. Нас разбили на двадцать пять как бы видов человекоподобных существ. Мы выбирали себе сказочные образы. Ну фентези все ведь смотрели? Наши были типа люди-драконы. С хвостами и рожками на голове. Жили все в деревне, в горах. Другие народы были тоже человекоподобные существа — кто с рогами, кто с шипами, кто с когтями, кто с клыками. В общем все отличались какой-то своей особенностью, но в целом вели себя как обычные люди. У каждого такого вида была как бы своя территория со всеми необходимыми ресурсами.

- Общались как?

- По-английски. Как еще?

- А как работали шлемы?

- А он от аккумулятора, который подзаряжали во сне от обычного электричества. Самое забавное, что никто снов не видел!

- Ну так сама жизнь — сон!

- По всей видимости, сновидение, как компенсирующая функция мозга, в данном случае утратило свое значение, - заметил психолог.

- Да-да... но я не понимаю, - продолжил ведущий, - получается все жили в раю, всего хватало, места и ресурсов полно. Какие проблемы? Проживи спокойно так всего-то год и получи миллион баксов! Что случилось?!

- Да никто ничего как бы не понял. Внезапно налетели эти.. люди-саранча — они прыгать высоко умели — и покрошили половину наших!

- Завоевать хотели? Зачем?

- Они вроде как предъявили, что мы на их территорию залезли, хотя никаких границ не было. Просто один из наших пошел на охоту. Поблизости дичи не было, он ушел за пригорок, а там этот, прыгун. Козел, блин. Притаился в лань какую-то целится из лука. Начался срач, лань ускакала. А потом они всей оравой налетели на нас внезапно и вот... мы отчаянно защищались, ихних тоже полегло прилично. Потом, когда очнулись, поняли, что очнулись не все. Меня еле-еле откачали. Игру сразу остановили. Вот как-то так.

- Да-а-а теперь на месяца следствие затянется..

В студии оживление.

- Расскажите, а как это с тобой случилось? Что чувствовал?

- Блин! Это вообще треш! У нас у всех оружие есть всякое, но на выбор не более двух. У меня арбалет и меч. Но до своей лачуги я не успех добежать, а с собой только меч был и хвостами мы умеем очень мощно бить. А они только типа прыгают. Ну, короче, они налетели, я двоих покрошил, и тут мне кто-то прямо в спину стрелой, блин! Так пронзительно больно! Все как бы изнутри наружу выворачивается от боли. Ноги подкосились и жажда, почему-то. Ну у меня сознание тает, короче, все плывет и, знаете, перед глазами полетели все картинки из прожитой жизни, как положено перед смертью — все аккаунты, странички какие посещал: ролики, клипы, фотки там, вконтакты, тик-токи, инстаграммы, телеграммы, твиты, фэйсбуки, одноклассники, все игры потоком, все уровни, реклама, окна всплывающие, месседжи, комментарии, блин... Такой дикий шквал всего этого контента, не успевал лайки ставить!

Потом замелькали более старые сайты, странички, ролики, мультики какие-то — так много! Даже не знал... потом почему-то пароли, буквы, символы и цифры, цифры, цифры!.. и, знаете, меня начало дико тошнить и вдруг захотелось сбросить шлем, вырваться из всего этого, освободиться!

Зал ахнул.

- Я схватился руками за шлем, но не мог стащить. Я слабел и понял, что реально подыхаю в потоке цифр, заливающем все мое сознание. И мне кто-то помог снять шлем и я пополз по песку и так блевал! О-ой...

- Ужас... а что потом?

- Потом начался кипиш. Вызвали медиков, а когда выяснилось, что с ними едет и полиция, все погрузили в автобусы, удрали в ближайший аэропорт и разлетелись по домам.

- После всего этого как ты сейчас себя чувствуешь?

- По-моему, я до конца еще не пришел в себя, но во мне что-то надломилось. Такое ощущение, что я только что очнулся.

- Заново родился.

- Наверное. Я начинаю видеть окружающий мир как бы по-другому, не как раньше.

- А как раньше?

- Раньше мир был серый и однообразный с надоевшими проблемами быта, работы, общения. Ну как препятствие для перехода на новый уровень. А теперь я вижу, как он огромен, сложен, удивителен! Например, Австралия — это ж целый контент!

- Вы хотели сказать континент.

- А, ну да! А эти кенгуру, эти саванны! Там вообще все не как у нас! А еще сколько стран и удивительных мест на земле!

- Это точно!

Раздаются аплодисменты.

- Люди, любите жизнь такую какая она есть на самом деле, без гаджетов!

- Прекрасно! А мы снова уходим на рекламу, и после нее мы подведем итоги. Не переключайтесь!

Кнопка выключения телевизора, подводный мир кораллового рифа. Рыбы клоуны мелькают между живописных актиний. Тишина...

***

Итоги... какие еще итоги! Итак все понятно. Тысячный раз смотрю эту запись. Писатель будет рассуждать о смысле жизни и истине. Антрополог о проблеме соотношения биологического и социального. Психолог о тайнах мозга, акселерации и загадках психики. Священник о нравственности и вечно живой душе. Юрист о правовой ответственности в условиях цифрового пространства. Политик о необходимости государственного регулирования. Патриот политолог о самоизоляции. Молодежь о свободе самовыражения и все такое. Все сведется к проблеме взаимодействия людей — бесконечному колебанию между враждой и дружбой разных наций, социальных групп, профессий, поколений, полов...

А я Иван Иваныч Иванов, запилившийся на этом Германе, кусок виртуального дерьма, по миллионному разу буду крутить передачи, фильмы, клипы. Играть, умирать, рождаться, любить... делать то еще что? Ведь этот парень — Герман, теперь череп подо мной. Скелет в шлеме. Все кончилось или началось, когда мы сто четыре года назад разом цифранули наши души, наши Я, сделав их вечными... ну как вечными? До тех пор пока батарейка от солнца заряжается. Будет ток - будет шоу. Такая вот религия. А солнце погаснет и мы на фиг все повыключаемся и кино кончится... А может все раньше крякнет — кто знает? Мне в общем по х..., и пока я кайфую и ни фига не боюсь, ничего меня не тревожит. К боли все давно привыкли — целый бизнес делали на предсмертных ощущениях. Оргазмы, правда тоже притупились... но тут один контентил о каком-то другом особом кайфе, каком-то не физиологическом. Про какое-то блаженство души говорил — радость, свет, ликование, вечность, слезы счастья, чистая экзистенция... надо списаться... попробовать...

Или обнулиться, перезагруз и все по новой?...

Другие работы автора:
+1
08:15
600
18:15
«для игры было отобрано одна тысяча человек» не так что-то с этим предложением.И еще в церкви «постоянные расколы», не «раскалывания». А так рассказ замечательный. Такие живые диалоги, и сленг не мешает, из контекста понятно значение слов, незнакомых мне. Вы молодец.
19:21
Спасибо Вам большое! Вот так всегда — правишь, правишь, по двадцать раз, а все равно какие-то огрехи остаются.
Загрузка...
Alisabet Argent