Садовник
Автор:
А.А. Вознин
Текст:
- Смущённо кашлянув в кулак, я предупреждаю:
- — Понимаете, я в этом совсем ничего не смыслю...
- Старый садовник довольно потирает сухие мозолистые ладони.
- — Ничего страшного, все когда-то начинали, а земля — она внимание любит и ласку.
- Местный питомник раскинулся на доброй сотне аров, но среди ровных рядов саженцев, рассады и горшков с цветами мы ходим лишь вдвоём. Зарядивший с утра нудный дождик распугал всех потенциальных покупателей и теперь без устали кропит лишь благодарно тянущиеся вверх растения.
- — Для начала я бы посоветовал вам посадить пару стволов черешни. У нас земли хорошие — суглинок, и для моих саженцев это самое то. В яму, глубиной чуть менее полуканна, на дно положите дренаж, сверху перегной...
- Пока садовник подробно пересказывает секреты обустройства мест для высадки черешни... Затем груши... Затем клумб с цветами... Я неторопливо брожу по рядам, рассматривая богатейшую коллекцию растений. Крепкие саженцы, сочная рассада, красивые цветы — чувствуется, что старик-садовник в своём деле дока и знает много профессиональных хитростей.
- Этот питомник напоминает небольшой наполненный жизнью городок, за которым присматривает в одном лице местный царь и бог. Благодаря его неустанным заботам каждый "житель" может спокойно тянуться навстречу Солнцу, радоваться благодатной почве и ждать нового хозяина, которого одарит богатствами будущих урожаев.
- — Чёрный Жак, — увидав, что я остановился перед чёрным тюльпаном, гордо поясняет селекционер.
- — А это... Моё высшее достижение — Heterocera.
- Старик нежно гладит огромный развалившийся бутон терпко пахнущего алого цветка. Надоедливая болтовня легко объясняется трёхдневным ненастьем, отвратившим постоянных клиентов, и я пока выступаю единственным слушателем. Ясные, солнечные дни установятся только через два дня, и вот тогда здесь будет ни протолкнуться.
- Пока разглядываю живые цветы, садовник без жалости выдирает несколько сорняков да увядшие от неведомой болезни саженцы и аккуратно складывает в телегу с надписью "Отходы".
- Наконец, всё осмотрев и выслушав — как, что и когда, я рассчитываюсь за покупку, крепко жму узкую жилистую ладошку. А уже на выходе сталкиваюсь с рыжеволосой и зеленоглазой Софи — жизнерадостной внучкой садовника, весело шлёпающей босыми ногами по лужам. В её по-детски полном красок восприятии даже ненастный день и нудный дождь представляются отличной погодой для прогулки. Знакомый берестяной туесок в руке заполнен нехитрой снедью для любимого дедушки. Потрепав малышку по рыжим локонам, я галантно пропускаю её вперёд.
- Достаточно далеко отойдя от питомника, выбрасываю всю купленную рассаду в яму на обочине дороги и налегке направляюсь домой, рассчитывая на богатый в будущем урожай.
- Через семь дней настойчивый стук отрывает от позднего ужина.
- — Санитар! Санитар!
- За дверью стоит посыльный — мальчишка лет десяти. Нестриженые вихры растрепались от бега, худая грязная шея торчит из давным-давно надорванного ворота рубашки. Этакий бесёнок, пританцовывающий нетерпеливо на моём крыльце.
- — Срочный вызов к доктору! Много больных. — Протараторив заученное послание, он было собирается бежать дальше.
- Плюнув на серебряную монетку, я натираю её до блеска о рукав и протягиваю посыльному за работу. Тот быстро выхватывает вознаграждение и, даже не сказав грацие, мчится по улице прочь. Я быстро одеваюсь и спешу в больницу.
- Дневное светило совсем недавно нырнуло за горизонт, и портовый город начинает стремительное погружение в ночную тьму. Редкие фигуристые фонари только-только запалили, и теперь они скупо льют неяркий свет на заполненные горожанами улицы. Празднично разодетая толпа прохаживается по набережной, смеётся и веселится призрачному своему счастью.
- Я же, продираясь сквозь безмятежных гуляк, начинаю ощущать непостижимое присутствие, незримо вызревающее, наливающееся силой и мощью. Пронизывающий тысячелетний холод проявляется пока лишь усиливающимся Бора, но совсем скоро Оно вырвется на свободу и смрадным дыханием коснётся каждого жителя этого городка. Тогда на смену безмятежности и веселью придёт страх. Страх смерти. Он расползётся по квартирам и домам, отравляя немудрёный быт, пристраиваясь за обеденными столами, ныряя в родительские спальни и тёплые детские кроватки...
- — К нам поступило несколько больных. — Доктор строго смотрит на прибывших по вызову, и тревога проскальзывает по его лицу, ощущается в сбивчивой скороговорке слов. — Явно выраженные симптомы воспаления лёгких. Но инфекцию пока не определяю. Что-то не нравятся мне увеличенные лимфатические железы Софи. Как бы это ни была...
- Он на миг замолкает, страшась произнести вслух диагноз, за которым всех ожидает зияющая пропасть...
- — Обязательные к ношению средства защиты: маски, перчатки. Уже есть первые проявления лихорадки. Но даст Бог минует нас чаша сия...
- Небольшая палата заполнена больными. И хуже всех чувствует себя внучка садовника — восьмилетняя Софи. Она беспрерывно мечется на жёсткой больничной кровати. Скрученное жгутом одеяло валяется, сброшенное на пол. Роскошная копна огненно-рыжих волос разметалась по подушке, а сама девочка что-то невнятно тараторит в горячечном бреду. Под задравшейся рубашкой хорошо видны страшно набухшие шишаки. Пожилая санитарка едва успевает вытирать обильно выступающую на губах ребёнка кровавую пену...
- Остальные пациентки визуально выглядят получше, но за лихорадочным блеском их глаз легко угадывается стремительно поднимающаяся температура.
- В мужской палате совсем тяжелые пока отсутствуют. Но это лишь дело времени. А пока пациенты, собравшись кружком, над чем-то громко хохочут. Завидев вошедших медиков, неторопливо рассаживаются по кроватям.
- Доктор внимательно осматривает одного за другим, простукивает грудные клетки, напрасно силясь различить привычную пневмонию. Всё более мрачные думы уже не покидают его. Больные же настойчиво пытаются вызнать свою судьбу:
- — Доктор, что со мной?
- Но вряд ли они захотели бы услышать правду.
- — Как самочувствие? — вопросом на вопрос за доктора отвечаю я.
- — Слабость... Мышцы ломит.
- Один из обследуемых неожиданно начинает кашлять, и на губах выступает кровавая пена. Мужчина, испуганно косясь на доктора, вытирает её рукавом пижамы…
- Дни летят стремительной чередой под жуткую мелодию ножниц Морты: новые пациенты, вызовы на дом к безнадёжным и смерти. Смерти повсюду... Чума подобно лесному пожару один за другим поглощает ростки жизни, особо не разбирая, кто становится её очередной жертвой: взрослый полный сил работяга, немощный старик или розовощёкий ребенок...
- Город, охваченный эпидемией, постепенно умирает. Я направляюсь по очередному вызову, не надеясь застать хозяев живыми. Повсюду опустевшие дома. Им уже никогда боле не наполниться теплом и детским смехом. И лишь тёмные провалы окон неотрывно следят за одиноким прохожим. Изредка в окошках мелькают призрачные, белесые фигуры. Но завидев идущего, они мгновенно исчезают в глубине комнат. На городских улицах теперь безраздельно хозяйничает только неугомонный ветер — метёт по пустынным тротуарам сорванные листья и какой-то оставшийся от людей сор, хлопает незапертыми ставнями, вращает ныне никому не нужные флюгеры.
- В конце улицы замечаю знакомую телегу из питомника, под завязку заполненную трупами — обнажённые тела свалены как попало, в разные стороны торчат руки, ноги. Когда же останавливаюсь напротив, на меня бельмами остекленевших глаз неотрывно смотрит мёртвый старик-садовник. И помощь доктора ему уже не требуется...
- Тощая обессилевшая лошадь замерла, безучастно опустив голову. А два уборщика в чумных масках сидят, безвольно откинувшись на деревянные колёса телеги, и не шевелятся. Судя по всему, смерть их настигла прямо во время работы. Какая жуткая ирония — кто же теперь их закинет в повозку?
- В палисаднике ближайшего дома за невысокой, словно игрушечной, оградой неожиданно проявляются несколько фигур в длинных чёрных балахонах, и широкие капюшоны надёжно укрывают лица в сумраке тени. И я сперва решаю, что это выжившие горожане, но... Балахоны невесомо парят над землёй, медленно приближаясь к одинокому прохожему. Лошадь резко взбрыкивает, чуя иное присутствие, и затравленно бьётся в упряжи. Но скорбный груз надёжно держит её мёртвой хваткой.
- Я понимающе усмехаюсь— не успел труп города окоченеть, а "сорняки" уже тут как тут, подъедают остатки чужого пиршества. Приблизившись почти вплотную, синхронно замирают, словно принюхиваются. Складки балахонов непрерывно шевелятся, создавая иллюзию жизни... Внезапно «сорняки» резко шарахаются в сторону и быстро исчезают в зарослях разросшейся сирени.
- Неторопливо освобождаю затравленно всхрапывающую лошадь от упряжи и хлопаю по крупу, чтобы бежала без оглядки прочь.
- Совсем уже скоро в городе не останется ни единой живой души. Только эти...
- — Луций!
- Услышав свое имя, останавливаюсь, вопросительно смотрю на доктора.
- — Больные сказали, что после твоих молитв многим становится лучше.
- Я пожимаю плечами:
- — Всё в руках божьих, а я лишь проводник его воли.
- — Но как ты это делаешь? — Голос едва слышен, а после чумной маски кажется, что измождённое лицо доктора вытянулось, приняв форму уродливого клюва.
- — Молюсь, прошу небесной защиты.
- — А можешь сделать так, чтобы больной полностью выздоровел?
- — Не в моих это силах...
- За последние дни лихорадка сумасшествия надёжно обосновалась в блеклых глазах доктора. И теперь он готов хвататься за любую «соломинку». Но напрасно. Не помогают ни привычное кровопускание, ни вырезание бубонов с прижиганием калёным железом, ни чудодейственные настои трав. Ни молитвы священников.
- — Луций, город обречён. — Доктор нервно теребит рукав рабочего халата с безобразными пятнами крови. Похоже, что кому-то из умирающих больных он утирал исходившую изо рта пену. — Я бы советовал тебе уходить.
- — А как же вы?
- — Я врач, и если суждено, то утону в море чумы вместе с городом.
- — Я подумаю над этим. — Безразлично пожимаю плечами.
- Когда отворачиваюсь, чтобы вернуться к своим делам, слышу за спиной тихий вздох:
- — О Боже, но почему только два ребенка...
- — Санитар!
- Останавливаюсь перед молодой женщиной. Лихорадка мутила её разум, и кажется, что это само безумие смотрит красивыми небесного цвета глазами. В ожидании чуда...
- — Помолись за меня... Мне страшно. Что ждёт меня там?
- Я встаю на колени пред кроватью, ощущаю в ладонях жар горячей руки больной. Тонкие дрожащие пальцы, призрачная кожа, сквозь которую можно разглядеть затейливый капиллярный рисунок.
- Закрываю глаза. Ожидаю...
- Пульс. Неторопливый. Тяжёлыми ударами беззвучного колокола... Накатывающий огромными тёмными волнами. Объединяющий всех — и кто лежит в больнице, и кто умирает в кроватях по притихшим домам, и даже тех, кто уже гниёт в телеге или давно растворился в земле...
- Это словно дыхание. Чудовища. Древнего ненасытного монстра. И стоит только изменить восприятие, как огромный чумной эгрегор легко проступает сквозь внешний фасад реальности. Шевелится. Нетерпеливо ворочается, томимый бесконечным голодом. Дай ему полную власть, и он легко пожрёт всё живое вокруг.
- Привычно распахиваю сознание. И чудовище жадно тянется навстречу, воспринимая меня очередной жертвой...
- Легко покидаю своё материальное тело, и уже в виде крылатого имаго разворачиваю навстречу добыче призрачные щупальца, оплетая и сковывая тварь. Безжалостно протыкаю зыбкую плоть тонким хоботком и с тихим присвистом тяну в себя...
- После столетнего перерыва снова наслаждаюсь этим незабываемым вкусом — сочным, с приятным послевкусием свежей черешни. Отличный урожай с восхитительным ароматом! Еды более чем достаточно, и можно не ограничивать себя. И я рву огромными лоскутами эту нежную шевелящуюся энергетическую вуаль. Необъятное чудовище корчится, пытается противостоять напору безжалостных щупалец, избежать уколов жадного хоботка. Но куда там — нашло с кем соревноваться в жоре! Чуждая энергия эгрегора бубонной чумы растекается сладкой истомой, заполняя лакуны, образовавшиеся в моей призрачной оболочке, поднося в подарок саму Вечность...
- Теперь я способен воспринимать сознание каждого из миллионов, что были поглощены этим древним порождением самого Ада. Реальности и Времени больше не существует. Чума Фукидида, Юстинианова, чёрный мор... Буквально тону в безграничном океане информации, заключенном в жадно поглощаемой плоти. Стоит только захотеть, и можно легко черпать бесценные знания многих поколений…
- Наконец, ещё полностью не удовлетворив вечный голод, останавливаюсь — мне ни к чему чудом выздоравливающие после "молитвы". Лишнее внимание всегда имело неприятное свойство быстро перерастать из обожания в ненависть и обвинение в колдовстве. А затем или медленное умирание на кресте, или быстрое и мучительное в пламени костра.
- Открываю глаза и поднимаюсь с колен.
- — Спасибо, ты волшебник... — Пациентке становится гораздо легче. Жар на время спадает, и она умиротворённо засыпает.
- Я иду по палате, переполненной чумными больными. Великолепный экземпляр штамма стоил всех затраченных на его выращивание усилий.
- Этот образчик повстречался совершенно случайно в далёкой Азии. Бивак, разбитый возле дороги, был брошен вместе с пятью окоченевшими торговцами пряностями, уже отдавшими Богу души. Лишь у шестого, бьющегося в предсмертной агонии, удалось перехватить маленький хилый росток. Я долго держал его при себе, выхаживал в груди, пока не оказался в этом городке. Пускай небольшом, но жители оказались просто прекрасной почвой для культивирования. И я высадил его здесь...
- Теперь, имея пару прекрасных мощных саженца, можно двигаться далее и превратить уже крупный город в личный питомник с Чёрным Жаком и Heterocera. Где нового урожая хватит надолго.
- Взяв за руки Софи и мальчишку-посыльного, покидаю обречённый город, а в моей котомке лежит геральдический ключ от города Мессины. Как сказал бы человек: "На добрую память."...
Интересно.
Не отвратительно. Но тема в минус.
Идея отличная.
Сюжет отличный.
Нет интересных героев.
Слово эгрегор — ошибка.
Пунктуация.
Ужасные предложения. Плохой стиль.
Пунктуацию проверял нейросетью. Но и она могла накосячить, куда уж мне.
Что с темой не так? Обыкновенное использование людей для своих специфических целей? Так в нашем мире это сплошь и рядом. Как бы про то и рассказ. Простые люди лишь почва для достижения целей сильных мира сего.
Про ужасные предложения и плохой стиль — все может быть.))
На БД-21 в Самиздате рассказ из 153 участников занял 8-12 место, Андреем Лазарчуком оценен на 5 по 7 бальной шкале, как «заслуживающий внимания».
Сейчас напишу подробно.
Тема отвратительная — про болезни.
1) Люди боятся болезней. Это отвратительная тема. Коснитесь больного и заразитесь. Отвратительно. В рассказах нельзя писать отвратительные темы.
2) Недавно был ковид, у людей умерли близкие. Читайте ещё раз и вспоминайте про тот страшный кошмар.
Но в данном рассказе удачно получилось немного это обогнуть. На этом рассказ смог дойти до среднего уровня. Но выше ему не прыгнуть из-за выбора темы.
Эгрегор — термин Головачёва из 90-ых. У людей после 1990-ых годов это в голове связалось с: гадалками, мошенниками, телеэкстрасенсами. С криминалом, короче говоря. Помните ту жопу из 90ых? Это = эгрегор. Головачёв удачно использовал неграмотное общество, которое кинулось в гадалок и потомственных ведьм.
Использовал тьму в народе. Эксплуатировал класс мошенников, которых по хорошему мало расстрелять. Ведь им часто старушки несут последние деньги. Головачёв не развивал общество, не рассказывал про дальний космос и достижения, про подвиги и науку. Он использовал неграмотность и усиливал её.
Лично я ненавижу криминал, мошенников и гадалок. И термин неудачно наложился в моей голове на эпоху.
Сама придумка термина в вакууме — наверное удачная, наверное хорошая. Но несвоевременная и попала в руки человеку, который направил пистолет в руке в не ту сторону.
В итоге, у вас есть 10 знакомых, которые верят, что эгрегор — реально существует. Что чёрную кошку надо бояться. Что гадалка может проклясть. Что 2х2=5. Что двигатель в машине крутится магией. Что дома не падают потому что похожи друг на друга. Что ракеты падают — не из-за них, не из-за того, что они тупые, неграмотные, необразованные. 10 счастливых человек, которые завтра понесут вас на костёр за круглую Землю.
Мысль надеюсь, донёс.
Интересный мир. Введены новые существа — сумма эмоций, боги болезней. Но вот здесь не раскрыто.
Интересный сюжет с переворотом.
Нет эмоций персонажей.
Не развитые герои. Кто они, почему они этим занимаются? Какие у них мысли. Какие причины ими двигают. Мотивация. Внешний вид. Кто он? Его прошлое? Его желания?
Из мотивации выходят ошибки достоверности. Зачем герою убивать людей самому? Есть битвы. Есть обычные заболевания, эпидемии.
По стилю — передумал. Стиль нормальный. Неплохой. Не увидел, ошибся.
Про тему — мне на Самлибе тоже писали, что жаль — рассказ хороший, но тема болезни не позволит ему высоко подняться. В итоге финал и середина в финальной группе.)) Да и в общем голосовании участников из 150 — 11 место. Вполне нормальный результат.
Упомянули Головачева, у меня диплом за его подписью за 2 место в конкурсе Литрес.))
У меня нет такой стойкой ассоциации эгрегора с Головачевым. В моем мироощущении эгрегор некая надличность определенной группы. Ну, прям как в Википедии.
Мы с другом роман замутили, где затрагивается тема Садовников, как сущностей, выращивающих на обширном людском биополе паразитические «растения».
По героям. Вопросами напомнили классический учебник по литературному мастерству. Я уже кому-то писал, что есть 2 типа писательского творчества — один, это когда автор садится и подробно прописывает план произведения, с героями, мотивацией и прочим, и потом творит. Второй, когда просто садишься, имея в голове примерную тему, и просто пишешь. По Садовнику у меня была в голове только идея сравнения двух садовников.
Про пунктуацию согласен, много огрехов.
Андреев скорее развил и лал четкое определение уже существующему термину.
Атору всё льзя.
Делимся знаниями и мнениями.
Не совсем поняла ваш вопрос.
Что же касается Мессины, то искать в фэнтези расказе исторические соответствия не стоит.
Дальше пошёл обмен мнениями
«Эгрегор — термин Головачёва из 90-ых» — не совсем так. Термин использовал, например, Д. Андреев в «Розе мира», которую написал в 1958 году. А вообще-то это ещё более старый термин: википедия говорит «Одним из первых авторов, использовавших слово «эгрегор» в современных языках, был Виктор Гюго («Легенды веков», 1859), термин был упомянут как существительное с неясным значением. Древнегреческим словом ἑγρήγορος, буквально «бодрствующий», иногда обозначали ангелоподобных духов. Встречается в Книге Еноха (апокриф)».
Чего мне лично критически не хватает? Антураж для меня слишком вне времени и пространства. Загадочный город крупными штрихами, вне эпохи, вне страны. Нет четкого окружения — нет базиса для моих ощущений, не от чего отмерять шкалу ценностей. Мистические сущности — оставаясь непонятными, не несут для меня интеллектуальной нагрузки, интриги. Только мрачные эмоции. Но, подчеркиваю, это личное, очень узкое, восприятие.
Опечатка
Скорее крапает на, не знаю насчет «кропит», но предлог, наверное, нужен
Проникновение в чужое восприятие, но оно здесь не нужно. «Полном красок» — это банальность, перегружает фразу.
«в будущем» скорее всего лишнее. Вся эта фраза странная. Потом вроде ясно, какого рода урожай. Но причем тут обычная рассада?
Некрасивая последовательность быстрого и медленного, кроме того, доходя до пламени костра уже теряем первоначальную мысль.
Это лишь для примера, там еще есть подобные мелкие погрешности.
И первая часть дана как сравнение двух садовников — ботаника и некой сущности, для которой люди лишь почва для выращивания чумы.
Важное пояснение, видимо, читатель должен это заранее знать.
Да, но привязка к эпохе — очень вскользь, слабо. Если не в теме — это все мимо. Мне нужна детализация, общая картина, обстановка, погружение. Вот абзац Вики это дает прям полностью.
Ну, если оно не превращается в сюжет, не дает обстановки эпохи, то лучше вообще убрать. Но в моих глазах «заземленный» в реальную Мессину сюжет сильно выигрывает.
Ну здесь понятно — фэнтези. Достоверности не будет, но антураж — почему нет. Пелевин вон в последнем романе целый Рим всунул, а китайский фантаст один (Задача трех тел) — Константинополь.
В подтверждение — ваше восприятие: неизвестно когда и где события происходят.
Да, в том все и дело, я тоже не увидел антуража, а Мессину вообще поначалу не воспринял.
Опять же, близость Сциллы и Харибды в дальнейшем как-то видимо обыграем.))
Рассказ Садовник изначально написан на конкурс БД-21 на Самиздате, где в финале занял середину списка.
В дальнейшем товарищ предложил главного героя перенести в наше время и включить в роман, который мы с ним на тот момент писали на пару. Поэтому в переработанном виде рассказ хотя и является самостоятельным произведением, некоторые отсылки распространяет на роман.
Посмотрите мои замечания и примените их к остальному тексту.
2. Мессина, пряности, чума — ок, но вот это: Торговцы прибыли из Крыма. Под далекой Азией вы понимаете Индию, Китай и Среднюю Азию? Где Мессина и где далекая Азия. Что в принципе дает упоминание Азии?
3. Морта (la morte secca/смерть-старуха), но вы говорите об эпидемической смертности — Мориа (moria). Нравится Морта, пусть будет.
4. Текст
— Понимаете, я в этом совсем ничего не смыслю… — предупредил я, смущённо кашлянув в кулак.
На дно ямы, глубиной чуть менее полуканна, положите дренаж, сверху перегной...
Пока садовник подробно пересказывает секреты обустройства мест для высадки черешни, груши, клумб с цветами — я неторопливо брожу по рядам, рассматривая богатейшую коллекцию растений.
— А это… моё высшее достижение, Heterocera.
Лучше перефразировать, можно так:
Ясные, солнечные деньки установятся только через два дня, и вот тогда здесь будет ни протолкнуться.
Не стихи конечно, но «каккогда» не очень хорошо.
Наконец, всё осмотрев и выслушав — как, что и когда — я рассчитываюсь за покупку, крепко жму узкую жилистую ладошку.
ГГ пропускает вперед куколку? Мысль ясна, но плохо сформулирована. О том, что она милая, мы прочли вначале. Если очень нравится «куколка», то добавить лучше там — «зеленоглазой куколкой, Софи».
Потрепав малышку по рыжим локонам, я галантно пропускаю её вперёд.
Достаточно далеко — сколько метров достаточно? Ненужное уточнение «теперь».
Прилично отойдя от питомника, выбрасываю всю купленную рассаду в яму на обочине дороги и налегке направляюсь домой, рассчитывая на богатый в будущем урожай.
*
Курсивом дала варианты правки без изменения вашего стиля речи.
Примерно также вычитывайте текст дальше.
Убирайте все тире, оставив их только в диалогах. Многоточия заменяйте точками.
5. Финал
Зачем нужна Мессина?
Теперь, имея пару прекрасных мощных саженцев, можно двигаться дальше и превратить очередной крупный город в личный питомник с Чёрным Жаком и Heterocera. где нового урожая хватит надолго.
Взяв за руки Софи и мальчишку-посыльного, покидаю обречённый город. В котомке лежит геральдический ключ — как сказал бы человек: «На добрую память!»
Мессина, один из городов Италии, сильно пострадавших от Чумы. Вроде как даже Черная смерть в Европе в четырнадцатом веке началась оттуда.
Ну, я и писал выше, что это часть романа, где речь идет о таких вот Садовниках.
Это же художественное произведение. Тут дело, так сказать, в ощущении автора, не всегда, впрочем, верного. ))
Положите (что?) дренаж (куда?) на дно (дно чего?) ямы, (ямы какой?) глубиной чуть менее полуканна.
И не спора ради, а токмо волею пославшей мя жены…
Скорее тогда уж — В яму, глубиной..., на дно положите…
Рассказ великолепен! Есть несколько вопросов.
Набрал целую портянку, да она глюкнула, не сохранилась. Лимфатические железы. Это лимфоузлы? Почему врач тщетно пытается простукать привычную пневмонию? Если привычная, так он и диагноз ставит на раз-два. Вооружите его еще прослушиванием, раз флг и кт недоступны.
Еще предложение про перекрученное одеяло. Кривоватое оно. Перефразируйте.
В конце. Что? Пара. Пара чего? Саженцев…
Благодарю за внимание…
…
Мой соавтор суд-мед эксперт, в чуме не очень шарит.))
Это место. Простукивание (перкуссия) — метод исследования, направленный на постановку диагноза.
На это несоответствие, на мой взгляд, и обратил внимание.
Судмедэксперту привет
…
…
ТЫК. Обратить внимание на комментарий автора показалось существенным. Возможно изначально неверно представляла площадку совместным обсуждением критиков.
По переписке весьма непросто понять собеседника. А уж переубедить в дискуссии — вообще из области фантастики! Околонаучной…
;))
…
Вообще начало подсократила бы, там как-то однообразно и много смысловых повторений.
Вот с момента заражения уже получше дело пошло, описания более яркие, образные.
Но резанули глаза несколько слов. Тот же эгрегор, как будто вообще из другой оперы. Визуальный слишком современно звучит, ну и тд.
Про плавающее время с эгрегорами и штаммами — Садовник, некая сущность существующая без четкой привязки ко времени. Я и сам не знаю, кто он таке. Допишем 2-й роман, там может прояснится.))
Возможно, но тогда надо совсем отвязать от исторических событий. Сейчас как-то хз
Прожил жизнь, позади атомные лодки и куча умных мощных железяк, а я только понял, что надо было быть садовником и выращивать мои любимые фиалки…
Садовник кусочек из романа про судебно-медицинского эксперта, который срочку служил на ПЛ.
Там есть ситуация, когда его пьяного случайно запирают в холодильнике морга, а тот спокойно укладывается на «шконку» и, ощущая себя на штормующей в Северных морях подводной лодке, спокойно засыпает.))