Садовник

16+
  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
А.А. Вознин
Садовник
Аннотация:
Посадить росток в благодатную почву, чтобы рассчитывать на богатый урожай...
Текст:
Смущённо кашлянув в кулак, я предупреждаю:
— Понимаете, я в этом совсем ничего не смыслю...
Старый садовник довольно потирает сухие мозолистые ладони.
— Ничего страшного, все когда-то начинали, а земля — она внимание любит и ласку.
Местный питомник раскинулся на доброй сотне аров, но среди ровных рядов саженцев, рассады и горшков с цветами мы ходим лишь вдвоём. Зарядивший с утра нудный дождик распугал всех потенциальных покупателей и теперь без устали кропит лишь благодарно тянущиеся вверх растения.
— Для начала я бы посоветовал вам посадить пару стволов черешни. У нас земли хорошие — суглинок, и для моих саженцев это самое то. В яму, глубиной чуть менее полуканна, на дно положите дренаж, сверху перегной...
Пока садовник подробно пересказывает секреты обустройства мест для высадки черешни... Затем груши... Затем клумб с цветами... Я неторопливо брожу по рядам, рассматривая богатейшую коллекцию растений. Крепкие саженцы, сочная рассада, красивые цветы — чувствуется, что старик-садовник в своём деле дока и знает много профессиональных хитростей.
Этот питомник напоминает небольшой наполненный жизнью городок, за которым присматривает в одном лице местный царь и бог. Благодаря его неустанным заботам каждый "житель" может спокойно тянуться навстречу Солнцу, радоваться благодатной почве и ждать нового хозяина, которого одарит богатствами будущих урожаев.
— Чёрный Жак, — увидав, что я остановился перед чёрным тюльпаном, гордо поясняет селекционер.
— А это... Моё высшее достижение — Heterocera.
Старик нежно гладит огромный развалившийся бутон терпко пахнущего алого цветка. Надоедливая болтовня легко объясняется трёхдневным ненастьем, отвратившим постоянных клиентов, и я пока выступаю единственным слушателем. Ясные, солнечные дни установятся только через два дня, и вот тогда здесь будет ни протолкнуться.
Пока разглядываю живые цветы, садовник без жалости выдирает несколько сорняков да увядшие от неведомой болезни саженцы и аккуратно складывает в телегу с надписью "Отходы".
Наконец, всё осмотрев и выслушав — как, что и когда, я рассчитываюсь за покупку, крепко жму узкую жилистую ладошку. А уже на выходе сталкиваюсь с рыжеволосой и зеленоглазой Софи — жизнерадостной внучкой садовника, весело шлёпающей босыми ногами по лужам. В её по-детски полном красок восприятии даже ненастный день и нудный дождь представляются отличной погодой для прогулки. Знакомый берестяной туесок в руке заполнен нехитрой снедью для любимого дедушки. Потрепав малышку по рыжим локонам, я галантно пропускаю её вперёд.
Достаточно далеко отойдя от питомника, выбрасываю всю купленную рассаду в яму на обочине дороги и налегке направляюсь домой, рассчитывая на богатый в будущем урожай.

Через семь дней настойчивый стук отрывает от позднего ужина.
— Санитар! Санитар!
За дверью стоит посыльный — мальчишка лет десяти. Нестриженые вихры растрепались от бега, худая грязная шея торчит из давным-давно надорванного ворота рубашки. Этакий бесёнок, пританцовывающий нетерпеливо на моём крыльце.
— Срочный вызов к доктору! Много больных. — Протараторив заученное послание, он было собирается бежать дальше.
Плюнув на серебряную монетку, я натираю её до блеска о рукав и протягиваю посыльному за работу. Тот быстро выхватывает вознаграждение и, даже не сказав грацие, мчится по улице прочь. Я быстро одеваюсь и спешу в больницу.

Дневное светило совсем недавно нырнуло за горизонт, и портовый город начинает стремительное погружение в ночную тьму. Редкие фигуристые фонари только-только запалили, и теперь они скупо льют неяркий свет на заполненные горожанами улицы. Празднично разодетая толпа прохаживается по набережной, смеётся и веселится призрачному своему счастью.
Я же, продираясь сквозь безмятежных гуляк, начинаю ощущать непостижимое присутствие, незримо вызревающее, наливающееся силой и мощью. Пронизывающий тысячелетний холод проявляется пока лишь усиливающимся Бора, но совсем скоро Оно вырвется на свободу и смрадным дыханием коснётся каждого жителя этого городка. Тогда на смену безмятежности и веселью придёт страх. Страх смерти. Он расползётся по квартирам и домам, отравляя немудрёный быт, пристраиваясь за обеденными столами, ныряя в родительские спальни и тёплые детские кроватки...

— К нам поступило несколько больных. — Доктор строго смотрит на прибывших по вызову, и тревога проскальзывает по его лицу, ощущается в сбивчивой скороговорке слов. — Явно выраженные симптомы воспаления лёгких. Но инфекцию пока не определяю. Что-то не нравятся мне увеличенные лимфатические железы Софи. Как бы это ни была...
Он на миг замолкает, страшась произнести вслух диагноз, за которым всех ожидает зияющая пропасть...
— Обязательные к ношению средства защиты: маски, перчатки. Уже есть первые проявления лихорадки. Но даст Бог минует нас чаша сия...
Небольшая палата заполнена больными. И хуже всех чувствует себя внучка садовника — восьмилетняя Софи. Она беспрерывно мечется на жёсткой больничной кровати. Скрученное жгутом одеяло валяется, сброшенное на пол. Роскошная копна огненно-рыжих волос разметалась по подушке, а сама девочка что-то невнятно тараторит в горячечном бреду. Под задравшейся рубашкой хорошо видны страшно набухшие шишаки. Пожилая санитарка едва успевает вытирать обильно выступающую на губах ребёнка кровавую пену...
Остальные пациентки визуально выглядят получше, но за лихорадочным блеском их глаз легко угадывается стремительно поднимающаяся температура.
В мужской палате совсем тяжелые пока отсутствуют. Но это лишь дело времени. А пока пациенты, собравшись кружком, над чем-то громко хохочут. Завидев вошедших медиков, неторопливо рассаживаются по кроватям.
Доктор внимательно осматривает одного за другим, простукивает грудные клетки, напрасно силясь различить привычную пневмонию. Всё более мрачные думы уже не покидают его. Больные же настойчиво пытаются вызнать свою судьбу:
— Доктор, что со мной?
Но вряд ли они захотели бы услышать правду.
— Как самочувствие? — вопросом на вопрос за доктора отвечаю я.
— Слабость... Мышцы ломит.
Один из обследуемых неожиданно начинает кашлять, и на губах выступает кровавая пена. Мужчина, испуганно косясь на доктора, вытирает её рукавом пижамы…

Дни летят стремительной чередой под жуткую мелодию ножниц Морты: новые пациенты, вызовы на дом к безнадёжным и смерти. Смерти повсюду... Чума подобно лесному пожару один за другим поглощает ростки жизни, особо не разбирая, кто становится её очередной жертвой: взрослый полный сил работяга, немощный старик или розовощёкий ребенок...
Город, охваченный эпидемией, постепенно умирает. Я направляюсь по очередному вызову, не надеясь застать хозяев живыми. Повсюду опустевшие дома. Им уже никогда боле не наполниться теплом и детским смехом. И лишь тёмные провалы окон неотрывно следят за одиноким прохожим. Изредка в окошках мелькают призрачные, белесые фигуры. Но завидев идущего, они мгновенно исчезают в глубине комнат. На городских улицах теперь безраздельно хозяйничает только неугомонный ветер — метёт по пустынным тротуарам сорванные листья и какой-то оставшийся от людей сор, хлопает незапертыми ставнями, вращает ныне никому не нужные флюгеры.
В конце улицы замечаю знакомую телегу из питомника, под завязку заполненную трупами — обнажённые тела свалены как попало, в разные стороны торчат руки, ноги. Когда же останавливаюсь напротив, на меня бельмами остекленевших глаз неотрывно смотрит мёртвый старик-садовник. И помощь доктора ему уже не требуется...
Тощая обессилевшая лошадь замерла, безучастно опустив голову. А два уборщика в чумных масках сидят, безвольно откинувшись на деревянные колёса телеги, и не шевелятся. Судя по всему, смерть их настигла прямо во время работы. Какая жуткая ирония — кто же теперь их закинет в повозку?
В палисаднике ближайшего дома за невысокой, словно игрушечной, оградой неожиданно проявляются несколько фигур в длинных чёрных балахонах, и широкие капюшоны надёжно укрывают лица в сумраке тени. И я сперва решаю, что это выжившие горожане, но... Балахоны невесомо парят над землёй, медленно приближаясь к одинокому прохожему. Лошадь резко взбрыкивает, чуя иное присутствие, и затравленно бьётся в упряжи. Но скорбный груз надёжно держит её мёртвой хваткой.
Я понимающе усмехаюсь— не успел труп города окоченеть, а "сорняки" уже тут как тут, подъедают остатки чужого пиршества. Приблизившись почти вплотную, синхронно замирают, словно принюхиваются. Складки балахонов непрерывно шевелятся, создавая иллюзию жизни... Внезапно «сорняки» резко шарахаются в сторону и быстро исчезают в зарослях разросшейся сирени.
Неторопливо освобождаю затравленно всхрапывающую лошадь от упряжи и хлопаю по крупу, чтобы бежала без оглядки прочь.
Совсем уже скоро в городе не останется ни единой живой души. Только эти...

— Луций!
Услышав свое имя, останавливаюсь, вопросительно смотрю на доктора.
— Больные сказали, что после твоих молитв многим становится лучше.
Я пожимаю плечами:
— Всё в руках божьих, а я лишь проводник его воли.
— Но как ты это делаешь? — Голос едва слышен, а после чумной маски кажется, что измождённое лицо доктора вытянулось, приняв форму уродливого клюва.
— Молюсь, прошу небесной защиты.
— А можешь сделать так, чтобы больной полностью выздоровел?
— Не в моих это силах...
За последние дни лихорадка сумасшествия надёжно обосновалась в блеклых глазах доктора. И теперь он готов хвататься за любую «соломинку». Но напрасно. Не помогают ни привычное кровопускание, ни вырезание бубонов с прижиганием калёным железом, ни чудодейственные настои трав. Ни молитвы священников.
— Луций, город обречён. — Доктор нервно теребит рукав рабочего халата с безобразными пятнами крови. Похоже, что кому-то из умирающих больных он утирал исходившую изо рта пену. — Я бы советовал тебе уходить.
— А как же вы?
— Я врач, и если суждено, то утону в море чумы вместе с городом.
— Я подумаю над этим. — Безразлично пожимаю плечами.
Когда отворачиваюсь, чтобы вернуться к своим делам, слышу за спиной тихий вздох:
— О Боже, но почему только два ребенка...

— Санитар!
Останавливаюсь перед молодой женщиной. Лихорадка мутила её разум, и кажется, что это само безумие смотрит красивыми небесного цвета глазами. В ожидании чуда...
— Помолись за меня... Мне страшно. Что ждёт меня там?
Я встаю на колени пред кроватью, ощущаю в ладонях жар горячей руки больной. Тонкие дрожащие пальцы, призрачная кожа, сквозь которую можно разглядеть затейливый капиллярный рисунок.
Закрываю глаза. Ожидаю...

Пульс. Неторопливый. Тяжёлыми ударами беззвучного колокола... Накатывающий огромными тёмными волнами. Объединяющий всех — и кто лежит в больнице, и кто умирает в кроватях по притихшим домам, и даже тех, кто уже гниёт в телеге или давно растворился в земле...
Это словно дыхание. Чудовища. Древнего ненасытного монстра. И стоит только изменить восприятие, как огромный чумной эгрегор легко проступает сквозь внешний фасад реальности. Шевелится. Нетерпеливо ворочается, томимый бесконечным голодом. Дай ему полную власть, и он легко пожрёт всё живое вокруг.
Привычно распахиваю сознание. И чудовище жадно тянется навстречу, воспринимая меня очередной жертвой...
Легко покидаю своё материальное тело, и уже в виде крылатого имаго разворачиваю навстречу добыче призрачные щупальца, оплетая и сковывая тварь. Безжалостно протыкаю зыбкую плоть тонким хоботком и с тихим присвистом тяну в себя...
После столетнего перерыва снова наслаждаюсь этим незабываемым вкусом — сочным, с приятным послевкусием свежей черешни. Отличный урожай с восхитительным ароматом! Еды более чем достаточно, и можно не ограничивать себя. И я рву огромными лоскутами эту нежную шевелящуюся энергетическую вуаль. Необъятное чудовище корчится, пытается противостоять напору безжалостных щупалец, избежать уколов жадного хоботка. Но куда там — нашло с кем соревноваться в жоре! Чуждая энергия эгрегора бубонной чумы растекается сладкой истомой, заполняя лакуны, образовавшиеся в моей призрачной оболочке, поднося в подарок саму Вечность...
Теперь я способен воспринимать сознание каждого из миллионов, что были поглощены этим древним порождением самого Ада. Реальности и Времени больше не существует. Чума Фукидида, Юстинианова, чёрный мор... Буквально тону в безграничном океане информации, заключенном в жадно поглощаемой плоти. Стоит только захотеть, и можно легко черпать бесценные знания многих поколений…
Наконец, ещё полностью не удовлетворив вечный голод, останавливаюсь — мне ни к чему чудом выздоравливающие после "молитвы". Лишнее внимание всегда имело неприятное свойство быстро перерастать из обожания в ненависть и обвинение в колдовстве. А затем или медленное умирание на кресте, или быстрое и мучительное в пламени костра.

Открываю глаза и поднимаюсь с колен.
— Спасибо, ты волшебник... — Пациентке становится гораздо легче. Жар на время спадает, и она умиротворённо засыпает.
Я иду по палате, переполненной чумными больными. Великолепный экземпляр штамма стоил всех затраченных на его выращивание усилий.
Этот образчик повстречался совершенно случайно в далёкой Азии. Бивак, разбитый возле дороги, был брошен вместе с пятью окоченевшими торговцами пряностями, уже отдавшими Богу души. Лишь у шестого, бьющегося в предсмертной агонии, удалось перехватить маленький хилый росток. Я долго держал его при себе, выхаживал в груди, пока не оказался в этом городке. Пускай небольшом, но жители оказались просто прекрасной почвой для культивирования. И я высадил его здесь...

Теперь, имея пару прекрасных мощных саженца, можно двигаться далее и превратить уже крупный город в личный питомник с Чёрным Жаком и Heterocera. Где нового урожая хватит надолго.
Взяв за руки Софи и мальчишку-посыльного, покидаю обречённый город, а в моей котомке лежит геральдический ключ от города Мессины. Как сказал бы человек: "На добрую память."...
Другие работы автора:
+7
03:57
643
02:18
+2
Рассказ понравился.

Интересно.
Не отвратительно. Но тема в минус.
Идея отличная.
Сюжет отличный.
Нет интересных героев.

Слово эгрегор — ошибка.
Пунктуация.
Ужасные предложения. Плохой стиль.
17:14 (отредактировано)
+1
Спасибо. Про эгрегор не понял — ошибка в слове или применение самого слово неправильное?
Пунктуацию проверял нейросетью. Но и она могла накосячить, куда уж мне.

Что с темой не так? Обыкновенное использование людей для своих специфических целей? Так в нашем мире это сплошь и рядом. Как бы про то и рассказ. Простые люди лишь почва для достижения целей сильных мира сего.

Про ужасные предложения и плохой стиль — все может быть.))
На БД-21 в Самиздате рассказ из 153 участников занял 8-12 место, Андреем Лазарчуком оценен на 5 по 7 бальной шкале, как «заслуживающий внимания».
22:22 (отредактировано)
+1
Писал ночью уставший.
Сейчас напишу подробно.

Тема отвратительная — про болезни.
1) Люди боятся болезней. Это отвратительная тема. Коснитесь больного и заразитесь. Отвратительно. В рассказах нельзя писать отвратительные темы.
2) Недавно был ковид, у людей умерли близкие. Читайте ещё раз и вспоминайте про тот страшный кошмар.
Но в данном рассказе удачно получилось немного это обогнуть. На этом рассказ смог дойти до среднего уровня. Но выше ему не прыгнуть из-за выбора темы.

Эгрегор — термин Головачёва из 90-ых. У людей после 1990-ых годов это в голове связалось с: гадалками, мошенниками, телеэкстрасенсами. С криминалом, короче говоря. Помните ту жопу из 90ых? Это = эгрегор. Головачёв удачно использовал неграмотное общество, которое кинулось в гадалок и потомственных ведьм.
Использовал тьму в народе. Эксплуатировал класс мошенников, которых по хорошему мало расстрелять. Ведь им часто старушки несут последние деньги. Головачёв не развивал общество, не рассказывал про дальний космос и достижения, про подвиги и науку. Он использовал неграмотность и усиливал её.
Лично я ненавижу криминал, мошенников и гадалок. И термин неудачно наложился в моей голове на эпоху.
Сама придумка термина в вакууме — наверное удачная, наверное хорошая. Но несвоевременная и попала в руки человеку, который направил пистолет в руке в не ту сторону.
В итоге, у вас есть 10 знакомых, которые верят, что эгрегор — реально существует. Что чёрную кошку надо бояться. Что гадалка может проклясть. Что 2х2=5. Что двигатель в машине крутится магией. Что дома не падают потому что похожи друг на друга. Что ракеты падают — не из-за них, не из-за того, что они тупые, неграмотные, необразованные. 10 счастливых человек, которые завтра понесут вас на костёр за круглую Землю.
Мысль надеюсь, донёс.

Интересный мир. Введены новые существа — сумма эмоций, боги болезней. Но вот здесь не раскрыто.
Интересный сюжет с переворотом.

Нет эмоций персонажей.
Не развитые герои. Кто они, почему они этим занимаются? Какие у них мысли. Какие причины ими двигают. Мотивация. Внешний вид. Кто он? Его прошлое? Его желания?
Из мотивации выходят ошибки достоверности. Зачем герою убивать людей самому? Есть битвы. Есть обычные заболевания, эпидемии.

По стилю — передумал. Стиль нормальный. Неплохой. Не увидел, ошибся.
07:54
+1
Спасибо за подробное изложение. Теперь более-менее понятно.

Про тему — мне на Самлибе тоже писали, что жаль — рассказ хороший, но тема болезни не позволит ему высоко подняться. В итоге финал и середина в финальной группе.)) Да и в общем голосовании участников из 150 — 11 место. Вполне нормальный результат.

Упомянули Головачева, у меня диплом за его подписью за 2 место в конкурсе Литрес.))

У меня нет такой стойкой ассоциации эгрегора с Головачевым. В моем мироощущении эгрегор некая надличность определенной группы. Ну, прям как в Википедии.

Мы с другом роман замутили, где затрагивается тема Садовников, как сущностей, выращивающих на обширном людском биополе паразитические «растения».

По героям. Вопросами напомнили классический учебник по литературному мастерству. Я уже кому-то писал, что есть 2 типа писательского творчества — один, это когда автор садится и подробно прописывает план произведения, с героями, мотивацией и прочим, и потом творит. Второй, когда просто садишься, имея в голове примерную тему, и просто пишешь. По Садовнику у меня была в голове только идея сравнения двух садовников.
23:00
+5
Вынужден вмешаться, хоть и не собирался. Эгрегор — это из «Розы Мира» Даниила Андреева. Не надо вешать на деда Васю Головачёва.
Про пунктуацию согласен, много огрехов.
00:09
+2
И даже еще раньше. У Гюго, например.
Андреев скорее развил и лал четкое определение уже существующему термину.
00:42
+3
Совершенно не согласен, что термин «эгрегор» придумал Головачев. Термин происходит от древне-греческого ἐγρήγορος «бодрствующий" и встречается в ветхом завете (книга Еноха). В современных языках у Гюго, Леви и различных оккультных орденах, в разных странах, в прошлом и позапрошлом веке. При чём тут гадалки, мошенники и экстрасенсы? Термин гораздо шире.
01:31
Саня Лисицына, можете просветить, в чем суть спора — эгрегор из Гюго, Мессина в Юж.Италии, садовник в саду. И что?
01:34
+4
Нет отвратительных тем. Во всяком случае среди тех, что не противоречат УК.

Атору всё льзя.
01:38 (отредактировано)
+2
Тут не спор, а беседа.
Делимся знаниями и мнениями.
Не совсем поняла ваш вопрос.
Что же касается Мессины, то искать в фэнтези расказе исторические соответствия не стоит.
03:04
+1
Не поняла зачем спор ради спора jokingly
07:25
+2
Мессина один из городов, изрядно пострадавших от чумы.
12:32
Просто критик АА.Вознин обвинил В.Головачёва невесть в чём, присовокупив и идею эгрегоров.
Дальше пошёл обмен мнениями
16:13
«Люди боятся болезней. Это отвратительная тема. Коснитесь больного и заразитесь. Отвратительно. В рассказах нельзя писать отвратительные темы» — вздор. А как же «Раковый корпус» Солженицына?
«Эгрегор — термин Головачёва из 90-ых» — не совсем так. Термин использовал, например, Д. Андреев в «Розе мира», которую написал в 1958 году. А вообще-то это ещё более старый термин: википедия говорит «Одним из первых авторов, использовавших слово «эгрегор» в современных языках, был Виктор Гюго («Легенды веков», 1859), термин был упомянут как существительное с неясным значением. Древнегреческим словом ἑγρήγορος, буквально «бодрствующий», иногда обозначали ангелоподобных духов. Встречается в Книге Еноха (апокриф)».
23:57 (отредактировано)
+4
На мой взгляд, текст сильный, яркий. Огрехи и опечатки есть, но по мелочи, укажу для примера. Для меня в тексте многое неясно — но, наверное, так и должно быть, я не погружен в подобную тематику. Скажем, про «сорняки» в капюшонах я совсем ничего не понял. Болезнь и ужас переданы великолепно. Мистическая подоплека — превосходно. Вспоминается «Чума» Альбера Камю, но там заданы глубокие философские смыслы, здесь — ой, не знаю.

Чего мне лично критически не хватает? Антураж для меня слишком вне времени и пространства. Загадочный город крупными штрихами, вне эпохи, вне страны. Нет четкого окружения — нет базиса для моих ощущений, не от чего отмерять шкалу ценностей. Мистические сущности — оставаясь непонятными, не несут для меня интеллектуальной нагрузки, интриги. Только мрачные эмоции. Но, подчеркиваю, это личное, очень узкое, восприятие.

сотне аров

Опечатка
«кропит лишь благодарно тянущиеся вверх растения»

Скорее крапает на, не знаю насчет «кропит», но предлог, наверное, нужен
её по-детски полном красок восприятии даже ненастный день

Проникновение в чужое восприятие, но оно здесь не нужно. «Полном красок» — это банальность, перегружает фразу.
теперь на богатый в будущем урожай.

«в будущем» скорее всего лишнее. Вся эта фраза странная. Потом вроде ясно, какого рода урожай. Но причем тут обычная рассада?
неприятное свойство быстро перерастать в… медленное умирание… быстрое и мучительное в пламени костра.

Некрасивая последовательность быстрого и медленного, кроме того, доходя до пламени костра уже теряем первоначальную мысль.
Это лишь для примера, там еще есть подобные мелкие погрешности.
07:43
+1
Спасибо. «Сорняки» даны для намека на сущность санитара, что он ох как непростая личность. ))
00:10
+2
Понравился рассказ. Единственно — не поняла зачем он ходил к садовнику.
07:41
+1
Первое предложение — кашлянул-пожал, это передача инфекции.

И первая часть дана как сравнение двух садовников — ботаника и некой сущности, для которой люди лишь почва для выращивания чумы.
00:12
+3
Текст мне понравился, главным образом плавностью и изяществом разворачивания сюжета. Он «держит», и интрига сохраняется до самого конца. Чего не поняла, так это Мессину. Город был разрушен землетрясением, а не выкошен чумой )
01:34
+2
Чего не поняла, так это Мессину. Город был разрушен землетрясением, а не выкошен чумой )
Мессина — город не разрушен, людей не стало.
07:39
+1
Из Вики: Октябрь 1347 года, Мессина. Хотя генуэзские хроники хранят полное молчание о распространении чумы в Южной Италии, регион пострадал от неё не меньше остальных. Сицилийский историк фра (итал.)рус. Микеле де Пьяцца (фр.)рус. в своей «Светской истории» подробно рассказывает о прибытии в порт Мессины 12 генуэзских галер, принёсших с собой «смертельный бич». Это число, впрочем, варьируется, кто-то упоминает «три корабля, гружёных специями», кто-то четыре, «с командой из заражённых моряков», возвращавшихся из Крыма[67]. По свидетельству де Пьяцца, «трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто-либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мёртвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто-либо желал войти туда, никто не преграждал ему путь». В скором времени генуэзцы были изгнаны, но это уже ничего не могло изменить.
07:46
+2
Мне это не нужно, я прекрасно знаю суть вопроса.
07:52
+1
Спасибо за понравился.)
08:10 (отредактировано)
+3
Из Вики: Октябрь 1347 года, Мессина.

Важное пояснение, видимо, читатель должен это заранее знать. dance
08:13
+3
TNTim, ну если не в теме, желательно ознакомиться jokingly
08:25
+3
Если бы я это знал, или, еще лучше, это звучало бы в тексте (как часть сюжета), читать было бы в пять раз интереснее.
08:28
+2
Так в тексте были — и бубонная чума, и Мессина, и торговцы пряностями.
08:39
+2
Так в тексте были....

Да, но привязка к эпохе — очень вскользь, слабо. Если не в теме — это все мимо. Мне нужна детализация, общая картина, обстановка, погружение. Вот абзац Вики это дает прям полностью.
08:41
+3
Поэтому и сказала, что нужно убрать упоминание Мессины. Кто в теме — догадается, кто не в теме — будет читать как фэнтези.
08:42
+2
привязка к эпохе — очень вскользь, слабо
Здесь вообще не важен год/эпоха.
08:51 (отредактировано)
+3
убрать упоминание Мессины

Ну, если оно не превращается в сюжет, не дает обстановки эпохи, то лучше вообще убрать. Но в моих глазах «заземленный» в реальную Мессину сюжет сильно выигрывает.
08:57
+3
Мессина в отличие от Милана, потеряла половину населения. В рассказе не уточняется, просто «покидаю обреченный город», но я всегда за что-то одно — или историческая достоверность, или придумки автора.
08:58 (отредактировано)
+3
Сейчас выяснилось, что это часть романа — нам дали только главу почитать.
09:04
+2
или историческая достоверность, или придумки автора

Ну здесь понятно — фэнтези. Достоверности не будет, но антураж — почему нет. Пелевин вон в последнем романе целый Рим всунул, а китайский фантаст один (Задача трех тел) — Константинополь.
09:55
+3
Достоверности не будет, но антураж — почему нет.
Можно, конечно, но я его не прочувствовала совсем. То ли потому что в теме, то ли описательной части недостаточно. Показалась, что Мессина просто вставлена в последний абзац.
В подтверждение — ваше восприятие: неизвестно когда и где события происходят.
10:01
+2
но я его не прочувствовала совсем

Да, в том все и дело, я тоже не увидел антуража, а Мессину вообще поначалу не воспринял.
10:06
+3
Об этом и речь) Для исторической атмосферы не достаточно только упомянуть название реального города.
10:20
+1
В изначальном варианте никакой Мессины и не было, она появилась, когда соавтор предложил вставить Садовника в роман, т.к. в нем эти самые Садовники упоминаются. И чтобы дать привязку к Садовнику из романа, покопался в гугле в поисках городов, наиболее пострадавших от чумы.
10:28
+1
Объясните, что за роман, что за Садовник и какое место в нем занимает то, что мы сейчас читаем.
10:30 (отредактировано)
+1
покопался в гугле в поисках городов, наиболее пострадавших от чумы.
Но Мессина не столь сильно пострадала, например: Милан вымер весь, насколько я помню.
14:32
+1
Милан все-таки крупный город и возможно цель дальнейшего путешествия Садовника.))

Опять же, близость Сциллы и Харибды в дальнейшем как-то видимо обыграем.))
14:40
+1
Роман «Поминая былое», написан с моим другом и одноклассником судебно-медицинским экспертом. Так вольная интерпретация реальных случаев из его большой практики. Все-таки мы с ним еще при СССР в армиях служили. Я в ментовке уже давно не работаю, будучи пенсионером МВД, а он до сих пор трудится, пополняя базу будущих расследований нашего судмедэксперта.))

Рассказ Садовник изначально написан на конкурс БД-21 на Самиздате, где в финале занял середину списка.
В дальнейшем товарищ предложил главного героя перенести в наше время и включить в роман, который мы с ним на тот момент писали на пару. Поэтому в переработанном виде рассказ хотя и является самостоятельным произведением, некоторые отсылки распространяет на роман.
20:55
+1
В дальнейшем товарищ предложил главного героя перенести в наше время и включить в роман
Правильно понимаю, что в романе события происходят в наше время? И Мессина для названия города употреблена в романе 1 раз — только в написанной вами главе?
01:26 (отредактировано)
+2
А.А. Вознин, здравствуйте) зачем притащили на прожарку cote de boeuf/rare glassдовести до углей и белой кости?
07:38
+1
Не уловил иносказания.)) unknown
07:45
+2
Хороший рассказ, поэтому спросила, что хотите от прожарки?
08:03
+1
Это часть романа про судмедэксперта с мистикой и прочей инфернальностью. Потому хотел понять — удачно-неудачно. Автору, понятно, что все нра, а вот полный критики взгляд со стороны это совсем иное.
08:09
+2
Мне понравился, но с текстом нужно поработать.
Посмотрите мои замечания и примените их к остальному тексту.
01:57 (отредактировано)
+3
1. Пролог — есть, повествование — ок, финал — детский.

2. Мессина, пряности, чума — ок, но вот это:
Этот образчик повстречался совершенно случайно в далёкой Азии. Бивак, разбитый возле дороги, был брошен вместе с пятью окоченевшими торговцами пряностями, уже отдавшими Богу души.
Торговцы прибыли из Крыма. Под далекой Азией вы понимаете Индию, Китай и Среднюю Азию? Где Мессина и где далекая Азия. Что в принципе дает упоминание Азии?

3. Морта (la morte secca/смерть-старуха), но вы говорите об эпидемической смертности — Мориа (moria). Нравится Морта, пусть будет.

4. Текст
Смущённо кашлянув в кулак, я предупреждаю:
— Понимаете, я в этом совсем ничего не смыслю...
— Понимаете, я в этом совсем ничего не смыслю… — предупредил я, смущённо кашлянув в кулак.
В яму, глубиной чуть менее полуканна, на дно положите дренаж, сверху перегной...
На дно ямы, глубиной чуть менее полуканна, положите дренаж, сверху перегной...
Пока садовник подробно пересказывает секреты обустройства мест для высадки черешни… Затем груши… Затем клумб с цветами… Я неторопливо брожу по рядам, рассматривая богатейшую коллекцию растений.
Пока садовник подробно пересказывает секреты обустройства мест для высадки черешни, груши, клумб с цветами — я неторопливо брожу по рядам, рассматривая богатейшую коллекцию растений.
— А это… Моё высшее достижение — Heterocera.
— А это… моё высшее достижение, Heterocera.
Ясные, солнечные дни установятся только через два дня, и вот тогда здесь будет ни протолкнуться.
Лучше перефразировать, можно так:
Ясные, солнечные деньки установятся только через два дня, и вот тогда здесь будет ни протолкнуться.
Наконец, всё осмотрев и выслушав — как, когда и что, я рассчитываюсь за покупку, крепко жму узкую жилистую ладошку.
Не стихи конечно, но «каккогда» не очень хорошо.
Наконец, всё осмотрев и выслушав — как, что и когда — я рассчитываюсь за покупку, крепко жму узкую жилистую ладошку.
Потрепав милую куколку по рыжим локонам, я галантно пропускаю её вперёд.
ГГ пропускает вперед куколку? Мысль ясна, но плохо сформулирована. О том, что она милая, мы прочли вначале. Если очень нравится «куколка», то добавить лучше там — «зеленоглазой куколкой, Софи».
Потрепав малышку по рыжим локонам, я галантно пропускаю её вперёд.
Достаточно далеко отойдя от питомника, выбрасываю всю купленную рассаду в яму на обочине дороги и налегке направляюсь домой, рассчитывая теперь на богатый в будущем урожай.
Достаточно далеко — сколько метров достаточно? Ненужное уточнение «теперь».
Прилично отойдя от питомника, выбрасываю всю купленную рассаду в яму на обочине дороги и налегке направляюсь домой, рассчитывая на богатый в будущем урожай.
*
Курсивом дала варианты правки без изменения вашего стиля речи.
Примерно также вычитывайте текст дальше.
Убирайте все тире, оставив их только в диалогах. Многоточия заменяйте точками.


5. Финал
Теперь, когда имеется пара прекрасных мощных саженца, можно двигаться далее, чтобы превратить какой-нибудь крупный город в личный питомник с Чёрным Жаком и Heterocera. Где нового урожая хватит надолго…
Взяв за руки Софи и мальчишку-посыльного, покидаю обречённый город, а в моей котомке лежит геральдический ключ от города Мессины. Как сказал бы человек— На добрую память...
Зачем нужна Мессина?
Теперь, имея пару прекрасных мощных саженцев, можно двигаться дальше и превратить очередной крупный город в личный питомник с Чёрным Жаком и Heterocera. где нового урожая хватит надолго.
Взяв за руки Софи и мальчишку-посыльного, покидаю обречённый город. В котомке лежит геральдический ключ — как сказал бы человек: «На добрую память!»
07:36
+1
Спасибо. До таких высот стилистической грамотности мне далековато.))

Мессина, один из городов Италии, сильно пострадавших от Чумы. Вроде как даже Черная смерть в Европе в четырнадцатом веке началась оттуда.

Ну, я и писал выше, что это часть романа, где речь идет о таких вот Садовниках.
07:44
+2
Милан пострадал больше. Вопрос — зачем вообще употреблять название конкретного города, вы же исторический очерк пишите?
07:48 (отредактировано)
+1
Тогда встречный вопрос — почему бы и нет? ))

Это же художественное произведение. Тут дело, так сказать, в ощущении автора, не всегда, впрочем, верного. ))
07:52
+2
Да в принципе некритично) Нравится, оставляйте. Только Азию уберите (см. комментарий)
07:47
+1
Первое предложение сам момент передачи инфекции — кашлянул затем пожал.
07:48 (отредактировано)
+2
Допустим, тогда нужно перефразировать, в нем неудачно «предупреждаю».
07:59 (отредактировано)
+2
Перефразировала, см. вариант в основном комментарии.
08:36
+1
Согласен, так получше будет.))
08:39
+1
Правда меняется акцент — у меня на заражении, а в вашем случае на то, что герой ничего не смыслит. Тоже не айс. Надо покумекать.
08:44
+2
Почему не смыслит? Я просто соединила 2 предложения в 1 диалог, не меняя ни 1 слова.
10:16
+1
Мое личное восприятие — когда диалог в начале, акцент на нем, когда вначале кашлянул — по прочтении всего текста становится понятно, что таким образом ГГ передал инфекцию, на что акцент в начале и делается. Конечно, чисто в авторской голове. Текст это все-таки синергия авторской фантазии и фантазии читателя. И потому как оно будет зачастую непонятно.))
10:27
+2
У вас визуальное предубеждение перед диалогом. Дело не столько в синергии автор/читатель, сколько в правильности построения синтаксических конструкций русского языка. Но текст ваш и вы вольны как угодно им распоряжаться.
14:01
+1
Начал правки, и понял что «На дно ямы, глубиной...» звучит двусмысленно — дно бывает некой глубины?
18:34 (отредактировано)
+2
оригинал
В яму, глубиной чуть менее полуканна, на дно положите дренаж, сверху перегной...
замена
На дно ямы, глубиной чуть менее полуканна, положите дренаж, сверху перегной...

Положите (что?) дренаж (куда?) на дно (дно чего?) ямы, (ямы какой?) глубиной чуть менее полуканна.
19:46 (отредактировано)
+1
Не так.)) Дно ямы — это именно дно, а не яма, и потому глубиной скорее относится ко дну, а не к яме. Лично моё ощущение. Не претендую на истину в последней инстанции.
И не спора ради, а токмо волею пославшей мя жены…

Скорее тогда уж — В яму, глубиной..., на дно положите…
19:49
+1
Да и вообще — прямая речь, а старик может безграмотен, впрочем каким и должен быть садовник в средние века.)))
19:58
+1
Пожалуй, хотя кто его знает, нас там не было)
18:21
+2
Да, уважаемый автор. Какую отвратительную личность начертали здесь вы! Такой себе бактериолог-вирусолог неизвестного генеза…
Рассказ великолепен! Есть несколько вопросов.
Набрал целую портянку, да она глюкнула, не сохранилась. Лимфатические железы. Это лимфоузлы? Почему врач тщетно пытается простукать привычную пневмонию? Если привычная, так он и диагноз ставит на раз-два. Вооружите его еще прослушиванием, раз флг и кт недоступны.
Еще предложение про перекрученное одеяло. Кривоватое оно. Перефразируйте.
В конце. Что? Пара. Пара чего? Саженцев…

Благодарю за внимание…


03:40
+2
Это часть романа, объяснения автора — ТЫК
11:57
+2
Про диагностику чумы — так он и не ставит диагноз пневмонии)))
Мой соавтор суд-мед эксперт, в чуме не очень шарит.))
12:42 (отредактировано)
+1
Понимаю. Спорить не буду. Просто так считал. Он же простукивал?
Доктор внимательно осматривает одного за другим, простукивает грудные клетки, напрасно силясь различить привычную пневмонию

Это место. Простукивание (перкуссия) — метод исследования, направленный на постановку диагноза.
На это несоответствие, на мой взгляд, и обратил внимание.
Судмедэксперту привет wink
12:57
+1
Весьма любопытный ТЫК. Спасибо. Коммент стараюсь оставить до знакомства с таковыми других пользователей. Чтоб автор получил моё мнение, а не микс с примесью чего-то, навеянного коллегами по комментаторскому цеху с верхних этажей. Где-то, может, и повторю уже сказанное. Но так… хммм… честнее, что ли…

13:37 (отредактировано)
+2
Передам.)) Я у него специально это место уточнять, так как мне кто-то уже комментировал, что так пневмонию не определить. По большому счету, врач и так уже чуму определил, и все его потуги более похожи на психологическую защиту от страшного будущего, уже нависшего над городом.
18:40
+3
Робинзон Крузов, аналогично чужие комментарии читаю после того, как написала свой. Считаю это не только честным, но и проявлением уважения к автору.

ТЫК. Обратить внимание на комментарий автора показалось существенным. Возможно изначально неверно представляла площадку совместным обсуждением критиков. unknown
19:21
+2
Совместное обсуждение приветствую. Не об этом речь. Обращайте внимание, комментируйте, дискутируйте. Для того комменты и существуют.
По переписке весьма непросто понять собеседника. А уж переубедить в дискуссии — вообще из области фантастики! Околонаучной…

;))
18:26
+2
Еще капюшоны. На головах можно смело опустить. Где ж еще они могли находиться, скрывая лица…

11:56
+2
Согласен.
23:12
+3
Прочитала с интересом. Пожалуй, сюжет надо осмыслить. Из замеченного: черешня это дерево. Потом странное про бутон. Что значит развалившийся? Он раскрылся? Тогда это уже не бутон. Он лежит на земле? Странно про цветок.
Вообще начало подсократила бы, там как-то однообразно и много смысловых повторений.
Вот с момента заражения уже получше дело пошло, описания более яркие, образные.
Но резанули глаза несколько слов. Тот же эгрегор, как будто вообще из другой оперы. Визуальный слишком современно звучит, ну и тд.
12:05 (отредактировано)
+1
Про черешню согласен, но куст звучит в тексте предпочтительнее. )) Ради красного словца…

Про плавающее время с эгрегорами и штаммами — Садовник, некая сущность существующая без четкой привязки ко времени. Я и сам не знаю, кто он таке. Допишем 2-й роман, там может прояснится.))
12:08
+2
ну какое-то странное красное словцо)

Про плавающее время с эгрегорами и штаммами — Садовник, некая сущность существующая без четкой привязки ко времени. Я и сам не знаю, кто он таке. Допишем 2-й роман, там может прояснится.))


Возможно, но тогда надо совсем отвязать от исторических событий. Сейчас как-то хз
11:32 (отредактировано)
+2
А мне понравилось.

Прожил жизнь, позади атомные лодки и куча умных мощных железяк, а я только понял, что надо было быть садовником и выращивать мои любимые фиалки…
11:54
+2
Приветствую. Я на Камчатке срочку служил 86-89 на ПСКР, стояли в бухте Соленое озеро в Петропавловске-Камчатском. К атомачам пару раз заходили азотом заправляться.
Садовник кусочек из романа про судебно-медицинского эксперта, который срочку служил на ПЛ.
Там есть ситуация, когда его пьяного случайно запирают в холодильнике морга, а тот спокойно укладывается на «шконку» и, ощущая себя на штормующей в Северных морях подводной лодке, спокойно засыпает.))
18:47
+3
спокойно засыпает.))
Пероральная анестезия проведена грамотно jokingly
Загрузка...
Андрей Лакро