Миропонимание Рыжего Клоуна

Миропонимание Рыжего Клоуна
Аннотация:
Наброски к учебнику клоунады
Текст:


РОЖДЕНИЕ КЛОУНА

Когда-то театральная богема без почтения и без зависти взирала на рождение этого хулигана.
А он - молодой, задорный, насмешливый, парадоксальный – платил ей тем же. Живой, здоровый, непосредственный он шумно и бесцеремонно утверждал себя на задворках официальных искусств, там, где бурлила настоящая, не выхолощенная жизнь.
Ему, бесспорно, нравилось это непрерывное кипение жизни. Она сопровождала его раскатистым смехом. Такого звонкого хохота, такого шумного веселья, такой живой, сочной "простонародной" речи еще не знали.
(Следует отметить, что вплоть до наших дней клоун представляет собой своеобразный театральный феномен.)
Он держался с непринужденностью, самонадеянностью и даже с нарочитой развязностью. Он говорил - о чем хотел и как хотел. Суждения его были более честны и правдивы, чем принято традициями, потому во многом он представлялся ограниченным и односторонним. Суждения выглядели смехотворными в своей наивности, а его оценки нередко вызывали чувство внутреннего протеста. Одновременно же было чрезвычайно трудно противиться обаянию этой насмешливой, задорной натуры.
Он высвобождал скрытую энергию жизни, обнаруживая ее везде, практически во всех неодушевленных предметах.
А что еще было делать, если мирный клоун и по сей день живет в молчаливом (это заговор молчания!), почти всегда по отношению к нему враждебном окружении различных бытовых предметов? Борьба с ними (ожесточенная с попеременным успехом) долгое время составляла основное содержание его жизни. До тех пор, пока у него не появился партнер… (Но об этом позже.) А пока клоун воюет с предметами, вселяя в них души...
Суматошный, деятельный, суетливый, шумный, бесцеремонный, клоун бушует, находя характеры людей в вещах. Конфликтуя с ними, он превращает мир в веселый ералаш.
И во всех баталиях, конфликтах - шутливых и гротескных, он был реалистом, первым настоящим реалистом в мире.
Хотя иногда казалось, что реальность отступала перед яркой выдумкой и иронией, что клоун ничуть не заботится о правдивости создаваемых им картин. Но в конечном-то счете эти картины оказывались куда правдивее, чем жизнь в ее обыденном облике. Скольких людей заставил он смеяться до слез, но все это для него оставалось лишь техникой, а не сутью творчества. Он еще не задумывался о сути…

КТО ОН

Действительно, кто он?
Разночтение мнений слишком велико. Можно считать, что Клоун - бесполое существо, инопланетянин - чужак, которому кажется, что он свой на этой планете. Он чужак, хотя существует с момента зарождения жизни, и всей своей царапанной душой стоит за эту жизнь.
Он общепризнанный гражданин галактики, но ему глубоко начхать на это гражданство.
Клоун - это взрыв. Разрушитель.
Это вызов окружающей действительности, ее кривое зеркало.
Это диверсия под шаблоны и стереотипы.
Это умение преподнести знакомое, привычное под новым совершенно неожиданным углом, вскрыть проблему или разрешить ее, но обязательно так, как никто до этого не делал, заглянуть в суть вещей, и тут же превратить все в фарс.
Это уникальность во взгляде на жизнь.
Это непредсказуемость.
Это путь бесконечных открытий, подчас таких же старых, как мир. Это непрерывность усилий в бесконечных попытках открыть людям глаза на многообразие, многокрасочность этого мира, и, вместе с тем, на удивительную несуразность, неустроенность его.
Но...
Но все это, если клоун - действительно - Клоун (с большой буквы), а не ремесленник...

ЦЕННОСТИ КЛОУНА

Люди по-разному относятся к жизни и даже к самой ее ценности, к труду, к преобразованию бытия, смыслу человеческого существования, к радостям жизни, к нравственным нормам. Временами возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают и умирают свои ценностные ориентации.
Свободное существо, не имеющее не только определенной программы существования, но и точек, на которые мог бы опереться – вот, что такое Клоун.
Данная коллизия глубоко трагична. Своей наивности он близок к Адаму только что выгнанному из Рая и теперь плохо ориентирующемуся в миру. У него нет плана деятельности. Ему не ясна система отношений в обществе. “Изгнанный”, ставший “вольноотпущенником природы” (так назвал человека Гердер), он оказывается существом свободным: не имеющим позитивной программы существования.
Ценности клоуна – это не столь “осознанное”, как материальное. Они характеризуют его как ничто лучше, поскольку пропущены через его личность, через его внутренний мир. Это личностное и особо окрашенное (какой подбор красок!) отношение к миру, которое возникло не столько на основе знания и информации, как собственного опыта.
А уж жадного стремления набраться опыта ему не занимать! Пусть наивно, по-детски, но он вырабатывает личный, собственный, диктуемый стилем поведения.
Можно оспорить. Его ценности не всегда находят прямое отражение в его практике. Он может, например, воспринимать доброту как ценность, однако реальных добрых поступков не совершать. То есть, иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации не подкреплять реальными поступками.
Не имея четких жизненных ориентиров и программы (кроме инстинкта, который ведет его удивительными зигзагами), не ведая, как вести себя в конкретных условиях с пользой для себя, он бессознательно стал присматриваться к другим, более прочно укорененным в природе, и пытается копировать их. Но как! После нескольких «провалов», он уже с опаской относится к чисто умозрительным рекомендациям партнера, но все равно им следует – и будет обманут в очередной раз.
Он деятелен, чрезвычайно деятелен, если способен погрузиться в теплый мир мечты, то лишь на секунду.
Он бессмертен. Но ведет себя так, словно и не знает это. Он боится боли. По детски. Но сунет палец в пламя свечи, проверить насколько оно горячее.
Воспринимает ли он жизнь как некую ценность?
Как только он увидит ужасы и скорби мира, так смысл жизни для него потеряется. Стоит только повседневной действительности войти в его сознание, она станет восприниматься с отвращением. Всюду абсурд и ужасы бытия. Жизнь при этом условиях утрачивает ценность...
Но, по счастью, клоун «видит – не видя». Его мироощущение трактует все иначе. Земля для него полна жизни и красоты, сама жизнь прекрасна и таинственна… полна загадок, которые ему не терпится отгадать.
Клоун не просто перебирает ценности, не зная, что с ними делать. Он придает им различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе. Но его ценностные ориентации нередко противостоят, противоречат друг другу.
Процесс смены ценностей у человека, как правило, длителен. Но не у клоуна. Его ценностные ориентации могут мгновенно меняться, возвращаться и обретать новое звучание. У него нет некого фонда абсолютов и святынь. Он постоянно (мгновенно) воспроизводит определенные жизненные ситуации, с которыми люди встречаются во все времена. Идет ли речь о проблемах долга, любви, жертвы, трагедии, героизма, смерти. Разумеется, и поведение человека в этих ситуациях далеко не одинаково. Каждая культура несет на себе отпечаток ценностно-нравственного ядра. Но клоун и здесь – чемпион.
В период, когда происходит бурное отвержение традиционных ценностей, нарождение новых ориентаций одновременно усиливает его меру ответственности. Поляризация ценностей ставит Клоуна в положение нелегкого выбора собственных жизненных установок...

Казалось бы, навечно ушли от нас клоуны, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.
Или, может быть, мы идеализируем прошлое?
Нет! Скорее мечтаем о будущем.
Действительно, почему бы, не помечтать? Ростки нового, живого прорастают рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена…

О КЛОУНЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

(От автора: Фамилии и Имени его еще нет – возможно, они Ваши…)

…этот Клоун – несомненный гений – ворвался в цирковую комедийную культуру, как «беззаконная комета». До того как снизойти до клоунады, всего лишь несколько человек знало о его существовании, а через несколько месяцев он уже мог считать себя самым знаменитым комедийным актером.
На закате эпохи, в период безвременья и идейных брожений его незамысловатые клоунады пришлись, как нельзя кстати, – в них была мощь, была жизнеутверждающая сила, которой явно недоставало анемичной, деградирующей культуре тех лет.
Рассказывали, как обычно невозмутимый профессор Н…, по случаю занесенный в цирк, даже пустился в пляс перед своими остолбеневшими студентами с криком: «Вот это клоун! Наконец-то клоун!».
В этом начинающем актере молниеносно признали властителя дум, признали огромный, граничащий с гениальностью талант, который с яркостью творит невиданные, яркие, манящие миры.
На фоне всеобщей деградации он вдруг поднял планку ценностей, и то, что это было сделано не столпами от … искусств, а именно клоуном, чье ремесло должно было традиционно принижать, а не возвеличивать, вдруг совпало с курсом Возрождения – пример, что такое возрождение способно происходить давлением снизу пресытившегося отклонениями человечества. Спешно доставалось затоптанное в грязь и очищалось от навешанных ярлыков.
Конечно, нашлись у него и противники (главным образом деграэстеты из лагеря Х…), но и они не смели отрицать дарование всеобщего любимца, а нападали на комика осторожно, исподтишка, укоряя за безыскусность стиля, а то (уж совсем безосновательно с их стороны) за вульгарность. Они пытались судить о нем по имеющимся критериям, не замечая, что теперь с его появлением критерии изменились.
Однако очень скоро к виртуозному мастерству Клоуна попривыкли, ощущение новизны притупилось… но ему снова повезло - в ход пошли критерии политические, тем более что своих пристрастий «Железный Клоун» никогда не скрывал. Его идеи, увлекшие многих, были весьма просты…
(Мы не будем перечислять их здесь – сегодня они всем известны, у всех «на слуху».)
На какое-то время эти «азбучные истины» совпали со всеобщими умонастроениями, с веяниями эпохи, но уже в конце …тых годов, когда наметился разрыв между официальной идеологией и устремлениями большей части недовольной интеллигенции, его комедийные проповеди начали резать слух, а упорное нежелание Клоуна идти в ногу со временем навлекло на него раздражение былых единомышленников.
Разрыв мнений увеличился. От «абсолютно сверхъестественного таланта» до «терпеть не могу…»
В прессе по привычке еще обязательно добавляли несколько дежурных комплиментов. Но менее щепетильные уже называли его «комедийным хулиганом».
Дальше – больше: «…этот жупел, посмешище, олицетворение всего ретроградного и антигуманного…» Наконец, ему даже отказывают в самом праве числиться по ведомству клоунады
Были ли для подобных инвектив реальные основания?
Он всегда оставался художником, а не пропагандистом (каким хотели его видеть) и, следовательно, сохранял суверенное право быть судимым «по законам, им самим над собою признанными», о чем забывали его противники. В результате Клоун и современная ему культура все более и более отчуждались друг от друга, и между ними росла стена взаимонепонимания и взаимоотвращения.
Изоляция Клоуна достигла высшей точки после … в ххх году, когда господствующее положение в комедийных жанрах заняли модные комики …исты, демонстративно не желавшие замечать «мастодонтов» «прошлой» культуры – этой «стухшей цивилизации». Его стали попросту игнорировать.
И когда в 20хх году «забытую знаменитость» хоронили в … (честь, которой удостаиваются немногие), в торжественной церемонии не согласился участвовать ни один крупный деятель от искусств того времени – для культуры похороны «Железного Клоуна» состоялись несколькими десятилетиями ранее.
Трагедия Клоуна – художника, пережившего свое время и так и не сумевшего с этим смириться, - в большой степени определялось тем, что в первом столетии нового тысячелетия мало кто сумел рассмотреть его внимательно и непредвзято.
Это сейчас записи его выступлений разошлись миллиардными тиражами. Сотни и сотни подражателей, клубы и престижные международные премии его имени.
Да и кому могла тогда прийти в голову идея вглядываться в его работы, искать в них и его непревзойденной пластике потаенный смысл? Ведь либеральные критики (и консервативные защитники) уже заранее знали, о чем будет петь «этот комик …изма», а молодым ниспровергателям основ и авторитетов было абсолютно неинтересно, как работает любимый клоун их собственного детства.
Инерция идеологического неприятия, впрочем, оказалась значительно более стойкой, чем инерция неприятия эстетического.
Хотя не угасающая полемика последующих лет вокруг Клоуна, в конечном счете, лишь не позволила его забыть (ведь, на протяжении десятилетий о бездарях не спорят!), вернула ему утраченную славу крупнейшего художника столетие следующее…
Ситуация сложилась уникальная: за целый век критика не смогла выработать объективную, уравновешенную оценку творчества Клоуна, который, по ее же критериям, был то ли прост чуть ли не до примитивности, то настолько сложен, что едва ли сам понимал смысл того, что делает. Критика так и не смогла определить его место в мировой культуре.
Но Клоуна вопреки всем приговорам критики, продолжают смотреть в …записях в разных странах мира. (Причем в некоторых даже, несмотря на строгий запрет.)
В различные годы собирались различные международные консилиумы, пытаясь разобраться - каким образом, положительным или отрицательным, он может повлиять на неокрепшие умы. Видно, есть в его выступлениях некая таинственная магнетическая сила – это Клоун с загадками, ключи к которым еще предстоит подобрать.
Чтобы разгадать «феномен Клоуна», необходимо прежде всего обратиться к его биографии.
Известно, что клоунадой и комедийными жанрами он занялся уже не по годам зрелым человеком, с оформившимся мировоззрением, со сложившейся системой ценностей. Проявив уникальные способности в … И в …
… почти мгновенный успех, казалось бы, должен был удовлетворить его амбиции, но…

(От автора: «К сожалению, дальнейшие записи не дошли из будущей эпохи…»)


© Copyright: 2002
Свидетельство о публикации №1202260040

0
10:58
604
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Анна Неделина №2

Другие публикации