Мишель Уэльбек – Покорность (2015)
Кто ж не знает Уэльбека? В паре с Бегбедером шагают, зло выплёскивая недовольство современным западным мирком. Чаще всего измываясь над родной Францией (но, конечно, заглядывая и в заморские края).
И не первый раз Уэльбек кидает свои взоры в будущее. На сей раз будущее очень недалёкое. Такое впечатление, что он просто экстраполировал существующие тенденции миропорядка, заглянув в глазок на несколько лет вперёд. Получилось забавно. Может, с лёгкой грустью. Может, со злорадным хихиканьем.
Но пнул он своих сограждан (и себя, конечно, тоже) изрядно.
Покорность. И этим всё сказано. Даже самые агрессивные липененовцы в романе попрятались толерантно в кустики. Смирились с экспансией ислама. Послушно доверились новым порядкам.
Да-да, власть совершенно демократическим путём получают мусульмане. Такие, цивилизованные, культурные, но с неизменными атрибутами: многожёнство, закрытые двери для неверных, полное неравноправие женщин и тому подобное.
Характерная деталь – одна из героинь ради лучшей жизни уезжает в постоянно взрывоопасный Израиле, с лёгкостью жертвую родной Францией. Там [в Израиле] хотя бы сопротивляются.
Хоть плачь, хоть смейся. Похоже не на фантастику, а на кривоватое зеркало сегодняшнего дня. Революции не случилось. Позиции сданы без боя. Привет, о дивный, новый западный Мир.
Герой, как всегда у Уэльбека – пассивный наблюдатель, бредёт в мутном временном потоке, не сопротивляясь, вместе со всеми. Эротические вкрапления, географическая точность и неизменные гастрономические подробности присутствуют. Франкофоны будут довольны. Но аккуратнее, можно и огорчиться.
Хочется спросить — книга действительно с сюжетом, главными героями и какой-то интригой? Или скорее размышление?
Сюжет очень размыт. Скорее, наблюдения Уэльбека из окна. За будущим.
Цивилизованные, культурные мусульмане не выделяются «закрытыми дверя для неверных», «полным неравноправием женщин» и «тому подобным». Нельзя смешивать лицемеров и настоящих представителей Ислама: так делают только те люди, кто используют слова не заботясь об исконном значении, опираясь на поверхностные знания.