Во чрево китово...

Автор:
Dorian
Во чрево китово...
Аннотация:
Обзор тетралогии Рика Янси "Монстролог"
Текст:

Честно говоря не ожидал я от Рика Янси - создателя попсовой “Пятой волны” и всяких подростковых фэнтези романа в жанре хоррор, триллер, мистика или что бы оно там ни было.Это как будто бы узнать о том что Достоевский писал детективы. Ах, да...

Ну ладно, давайте разберемся что тут есть.
Время действия - конец 19 века. Шерлок Холмс, Тарзан, Арсен Люпен, Аллан Квотермейн…
Теперь вот монстрологи.

В каждой книге герои сталкиваются с разными видами мифологических существ. О многих их них вы слышали или могли слышать.
В первой книге, к примеру, это антропофаги. В “Баудолино” Умберто Эко, к примеру встречалась их добрая версия. Выглядят почти как Крамм из “Настоящих монстров”, если помните таких. Существа без головы с огромной пастью на груди, быстрые, смертоносные, кровожадные.
Но даже если с антропофагами вы нигде в литературе и кино не сталкивались, то центральный монстр второй книги, возможно, вендиго.
Почему “возможно”? Дело в том что обрамление повествование это история автора, который новеллизирует случайно попавшие к нему дневники охотника на монстров и попутно пытается разобраться в его прошлом, отделить правду от вымысла.
При этом события условно происходят в нашем с вами реальном мире. А монстры это редкие, иногда вымирающие виды. При этом автор в повествовании хитро переплетает выдумку с реальностью, например кандиру (вы могли слышать о такой рыбке, которая может заплыть в уретру и… В итоге на сосисочную вечеринку вас уже не позовут) это реальность, а титанических размеров змея-убийца - нет. Или, о черт…
В третьей книге встречаются кровавые дожди и весьма экзотическое и безо всяких монстров место - Сокотра.

Главный герой - мальчик двенадцати лет (это в первой книге, дальше он старше) - Уилл Генри ассистент, своеобразный Доктор Ватсон для широко известного в узких кругах монстролога с весьма непривычным именем Пеллинор Уортроп.
Имя взято у короля из Артуровского цикла, который одолел Артура то ли Кларент то ли Экскалибур. а позже стал его хорошим другом. И автор несколько раз сам подсвечивает это в тексте.
Даже развязка судьбы Уортропа сильно перекликается с одной из версий судьбы Короля Пеллинора.
И если Уилл Генри - Ватсон, то Уортроп - Холмс от мира Монстрологии.

Как вы наверное поняли из моего рассказа тетралогия полна отсылок к мифологии. Но не только, на страницах не раз появляются и упоминаются личности “разной степени историчности”.
К примеру учитель Пеллинора - фон Хельрунг, состоящий в переписке с неким Стокером...И это одно из самых безобидных камео.
Герою всего 12 лет - скажете вы, это очередная подростковая история. Отнюдь, повествование может довольно сильно напугать и изобилует кровавыми и жуткими подробностями. При этом мотивы и подоплека многих поступков героев далеко не так очевидны как иногда может показаться.
На протяжении четырех книг герой меняется, взрослеет и развивается. И каждое серьезное событие оставляет на его душе шрамы.
Учитывая количество событий, душа эта - один сплошной рубец.

Несмотря на то что книга о монстрологах и изобилует чудовищами (вовсе не такими уж фантастическими) автор через персонажей и события беседует с читателем кто же настоящий монстр - невероятное животное, которое пусть и кровожадно, но скорее близкое к стихийному бедствию или все же человек, способный творить зло по своему желанию. И каждая книга все больше углубляется в эту тему отходя от приключений к психологизму.
При этом Янси ведет вивисекцию весьма тонко, демонстрируя, что разумные, прагматичные действия иногда выглядят вопиюще бесчеловечно.
И с каждым романом автор только углубляется эту тему, превращая все в некую притчу.

Четвертой историей Рик завершил серию. Полагаю как раз из-за промашки с целевой аудиторией, для детей книга оказалась слишком жестокой и полной ангста, взрослых оттолкнул герой подросток. И очень даже зря, Уилл Генри невероятно здравомыслящий и разумный персонаж.
Финал получился несколько отрывочным, будто после того как куколка стала имаго, и герой перестал развиваться писать стало не о чем. Мол, приключения - тела - ничто, важнее всего претворения духа.
Да, важно помнить Уилл Генри - невероятно недостоверный рассказчик. Это касается и событий и того как он оценивает других людей.

Итак стоит читать, если ты любишь мрачные истории, конец 19-го века, ужасы и когда автор так и не раскрывает всех карт, оставляя место для загадки.
Однозначно не стоит читать, если ты склонен к кошмарам, тебе не нравятся кровавые убийства, жестокость, ситуации в которых нет и не может быть правильных решений.

+3
33
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...