Память, Скорбь и Терн

Автор:
Dorian
Память, Скорбь и Терн
Аннотация:
Обзор трилогии Тэда Уильямса "Орден манускрипта".
Текст:

ерия Тэда Уильямса “Память, Скорбь и Терн”, которая в русском переводе получила название “Орден манускрипта”, у русскоязычного читателя известна гораздо меньше чем у западного. И очень даже зря, потому что книги, которыми по собственному признанию вдохновлялся Мартин при написании “Песни льда и пламени” как минимум достойны внимания.

Кстати, при этом сам Мартин старше Уильямса на 8 лет.

Я сразу обращу внимание, что на “Песнь...” “Орден манускрипта” совершенно не похож. Если вообще уместно сравнивать, то ближайшее по духу и стилистике произведение это “Властелин колец” Профессора.
И вообще если кто-либо просит посоветовать нечто похожее на “Властелина…” предлагают кто на что горазд Урсулу ле Гуин, Клайва Льюиса, Терри Брукса, Дэвида Геммела… Я же после прочтения однозначно советую Уильямса.

Что на мой взгляд роднит эти серии.
Это тщательно выписанный мир с огромным количеством культурологических отсылок.
Для начала мир “Ордена…” называется Светлый Ард, ничего не напоминает?
А вот дальше общего меньше.
Местные фэйри названы ситами в соответствии с кельтской традицией и им невыносимо холодное железо. Среди эльфов нет единства, и хотя у всех их есть счеты к людям, не все они враждебны.
Темные названы по-скандинавски - норнами, хотя на сестриц они не похожи, а скорее на нечто шумерское. Это не толкиновские эльфы и их психология значительно отличается от человеческой. Да и человеческие герои мыслят понятиями вполне средневековыми.

Однорукий Джошуа, возможно, аллюзия Нуаду. Мартин ведет к его образу Джейме. Фингил - тоже отсылка к еще одному персонажу кельтских мифов, Фингалу. Да, такое смешное имя, а вернее прозвище Финна Мак Кумала, и казалось бы при чем тут Время приключений… Есть и более явные отсылки, например к царству Пресвитера Иоанна, Королю Рыбаку из артуровских легенд, христианству, у Уильямса верят в Узириса Эйдона, правда Иисуса тут немного скрестили с Вотаном и Озирисом. А еще можно заметить Избушку на Курьих Ножках и Аматерасу.

Сам Престер Джон, кстати, хотя и отсылает Именем своим к Пресвитеру Иоанну правителю мифического царства, имеет много общего с королем Артуром. Это король объединитель, великодушный к врагам и, самых достойных из них делает друзьями и соратниками. Другой важный персонаж Камарис - несомненно Ланселот, пересекается с ним во многих спойлерных фактах биографии.

Местные тролли не похожи на злобных гигантов, которые обращаются в камень с первыми лучами солнца, это невысокие дружелюбные существа, наездники на баранах и отличные охотники. Среди наций легко можно узнать кочевников, норманнов, римлян и других.
Праздники тоже знакомы Йоль и Белтейн.

Все это совершенно не похоже на Толкина, но родство в более общей, основной черте, Уильямс много внимания уделяет быту, укладу, культуре, истории, сказкам и легендам выдуманных народов и эти объемные отступления прорисовывают детальность и глубину мира, при этом… Вы можете поспорить и бросить в меня гнилым помидором, делают повествование более вялым.

Что еще роднит этих писателей. Постепенное, едва заметное развитие героев. Разве стал Фродо великим воином, проучившись в Ривенделле пару лет, и было ли это описано всего парой страниц? Нет. Герои проходят через испытания и приключения, и хотя они кажутся статичными, между было и стало пролегает пропасть.
Так центральный персонаж - Саймон, начинает наивным ленивым ребенком и на выходе… Нет, мы не получаем великого воина, герой взрослеет постепенно, учится, в том числе и обращаться с оружием, но очень медленно, как в реальной жизни, мы получаем умелого и перспективного подростка. И на это потребовалось четыре книги.
Как Арагорн уже в начале повествования подан как умелый воин, так и Джошуа с самого старта умеет сражаться. Изменения происходят в мировоззрении, понимании своего места в жизни.

Магия в мире Уильямса такая же редкая вещь как и у Толкина. Да есть персонажи, которые колдуют и постоянно происходят мистические вещи, по вот повсеместного швыряния фаерболами нет. Магия большей частью незримая и могущественная. И представляет собой временную отмену законов мироздания. Очень немногие на это способны и требует это невероятных усилий и колоссальных знаний.
Собственно русскоязычное название цикла “Орден манускрипта” и отсылает к организации магов-ученых которые собирают и делятся знанием. Каждый из ордена это энциклопедия полезной информации. А один из центральных злодеев - отступник него же.

Кстати, злодеи проработаны очень хорошо. Несмотря на ужасы что они творят, узнав подноготную понимаешь, почему они это делают. И периодически хочется их обнять и плакать. Есть в них некоторое жуткое благородство. Кроме Прейратса, его хочется пытать и убить.
Кстати любимым персонажем у меня стал Кадрах, который сперва выглядит как персонаж эпизодический, бессовестный и при этом жалкий аферист и пьяница, он, пожалуй, раскрывается глубже всех и оказывается самым многогранным персонажем. А уж его итоговая роль… Нет, слишком большой спойлер.

Сюжет развивается от плохого к худшему, несмотря на все старания героев и локальные победы, мир катится к пропасти, но заканчивается все как и во “Властелине…” - эвкатастрофой, то есть катастрофой, только наоборот. В детали вдаваться не буду и так разболтал...

Оригинально название это имена трех великих мечей “Память, Скорбь и Терн”, которые играют важную роль в сюжете.
Несмотря на общую сказочность помимо фабульного содержания Орден оказывается не безыдейным. Он поднимает вопросы чести и честности, желаний и долга, взросления. Вот так вырвав эти пару слов из четырех книг, конечно, звучит пошло, но раскрыто здорово.

Тетралогию стоит читать тем кто любит эпичное фэнтези в которое можно погрузиться с головой, тщательно продуманный мир, вдумчивое развитие персонажей. Тем кто ждет бесшабашных приключений и героев способных в одиночку выкашивать толпы врагов вряд ли понравится, как и тем кто не любит все эти песни-пляски под луной и описания быта, для кого Толкиновский слог перенасыщен посторонними деталями.

+1
126
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...