Сто лет прошло, а пьеса та же...

Автор:
Dorian
Сто лет прошло, а пьеса та же...
Аннотация:
Обзор романа Михаила Булгакова "Белая гвардия"
Текст:

“А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко” (С) Булгаков

Ох, не знаю не будет ли моветоном писать рецензию на булгаковскую “Белую гвардию”. Поумнее и пообразованнее меня люди разбирали, но почему бы и нет. Творчество писателя изучают в школе и хотя бы поверхностно с содержанием знаком если не каждый, то очень многие. Позже роман был переделан в “Дни Турбиных”, во многом он автобиографичен, прототипами персонажей стали реальные люди, близкие и друзья. Да и в тексте описывает он свой дом. В Киеве ныне там музей.
но об этом лучше чем я сможет рассказать Википедия, она же подскажет, что Турбины — девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери.

“Гвардия” описывает события чуть более чем 3-х месяцев с 11 ноября 1918 по 6 февраля. Но основные события укладываются в несколько дней. Есть дни главы, а есть дни - строчки.
Когда читал я часто замечал что это не тот знакомый мне по “Собачьему сердцу”, “Мастеру…”, “Ивану Васильевичу” и “Роковым Яйцам” Булгаков. Это ранний Булгаков, в нем еще мало сатиричности, оттого что, наверняка события ноющей болью отдавались в сердце.

Итак, события романа рваные и сумбурные как сама революция. Автор описывает конкретные исторические события, но при этом дает предпосылки-условия и контекст из которого даже человеку который не разбирается в том кто такие Скоропадский, Петлюра, Директория и что происходило в Киеве в 1918-1919 годах становится понятно. Даже не имея каких-либо фоновых знаний, легко представить Город в смуте.
Повествование начинается с похорон и траурное настроение проходит через весь роман. Он полон тягостным ожиданием, ужасом неизвестности, страхом перемен, ностальгией по старым дням и, как ни странно надеждой.

Так же в романе очень много символов: снег, часы, лампа, крест. Часы, лампа - домашний уют, там где хорошо. Наступающий снег - накатывающая волна революции, крест обращается в меч...
Человеку рациональному сложно соотнести сакральное и… Ой, ладно, мне как материалисту сложно сопоставлять некоторую “магию” в повествовании - реальность переданную снами, символы предсказывающие грядущее, как часть исторического повествования.
Фокус постоянно скачет с центральных персонажей на второстепенных, на старшего Турбина, на Елену, на антагониста, на усатую Василису, на младшего Турбина… Такое перемещение в определенные моменты позволяет создать серьезное напряжение "клифхэнгерами" Неизвестным становится участь любого персонажа, который вышел из “кадра”. Потому что за дверями дома Турбиных кромешный хаос.
Сам дом был поделен на Высокое и Низкое еще до “Собачьего сердца”.

Революция, перестрелки, погони, семейная драма, любовная линия в романе есть все за исключением, пожалуй, самой “Белой гвардии”.
Критики и современники Булгакова, булгаковеды утверждают что роман должен был стать первой частью трилогии, но как и с “Братьями Карамазовыми” или “Мертвыми душами” не сложилось. Пилотный выпуск зашел, сняли один сезон, он не собрал рейтингов, но оказал большое культурное значение. Есть петлюровцы, есть коммунисты, есть гетьмановцы, а белых офицеров нет. Есть те кто ими были и может впоследствии стать.

Автор очень по-человечески рассказывает о русской интеллигенции, с симпатией, но без идеализации. Пьют, ругаются, мерзнут. Офицеры и трусят и преодолевают себя и бегут и сражаются до последнего.
У Булгакова есть и яркие контрасты - “настоящий офицер” Най-Турс и тайно бежавший штаб Скоропадского, есть и полутона, офицеры, которые предупредили и распустили состав. Жизнь во всем многообразии.

То как разрозненные события складываются в единую мозаику и формируют историю современному читателю может напомнить фильмы Гая Ричи. А некоторые описания рождают в голове картинку взлетающей над городом камеры, чтобы проскользить над панорамой и взять в фокус другое событие.

“Гвардия”, как и другие произведения Булгакова давно растащена на меткие цитаты, например довольно известная:
“Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом - вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни,” - оттуда, сказана, кстати о плохом учителе который стал успешным военным.

Не могу не заметить, что пройдет без малого сто лет и Город потрясет схожая напасть. Актеры другие, а пьеса - та же.

Кому читать: тем кто интересуется историей, кто любит Булгакова и крепкое образное слово, кто хочет приобщиться в классике и не хочет продираться через толщу скучного вялотекущего текста. Я не думаю что если кому-то не понравились другие произведения Булгакова приглянется “Белая гвардия”, стороной ее стоит обойти тем кто свято верит в исключительно благородный образ белого офицера, кого смущает описание состояний измененного сознания и сложные развернутые метафоры.

+2
09:35
534
21:59
+1
Думаю, моветона не случилось. А случился вполне достойный, современный обзор/рецензия.
Прочитал с интересом.
09:52
Спасибо!
Загрузка...
Анна Неделина №2