Взгляни, взгляни в глаза мои суровые...

Автор:
Dorian
Взгляни, взгляни в глаза мои суровые...
Аннотация:
Обзор первой книги трилогии Андрея Лазарчука и Михаила Успенского "Гиперборейская чума" - "Посмотри в глаза чудовищ".
Текст:

В далеком 1997 году, года вашему покорному слуге было всего 10 лет вышел роман двух фантастов Лазарчука и Успенского в популярном сейчас жанре криптоистории. Тогда тайная история не была таким уж популярным приемом и роман стал новаторским, повлияв на многих других авторов, упоминают, например, Быкова, но сам судить не берусь, за что купил за то и продал. А позже стал трилогией “Гиперборейская чума”, но рассматриваю я пока только первый роман.

Расскажу о нем подробнее. Роман повествует о похождениях пережившего свой расстрел Николая Гумилева. Пережил он его не благодаря приобретенному навыку уклоняться от пуль, а только лишь от того, что его выкупило тайное общество магов Пятый Рим и дальше пошло-поехало.

История начинается в конце ХХ века, с того что поэт спасает от неправильных цыган, ворующих детей дочку подруги жены. Сразу понятно да? Чтобы помешать ему цыгане накладывают проклятье на жену и ребенка Гумилева (нет не Льва, другого, нового). А все потому что за похищениями стоит тайная раса ящерюков. Собственно история и представляет из себя расследование этого заговора.
Повествование не линейное и постоянно прерывается флэшбеками в прошлое Гумилева, рассказывает о его жизненном пути и пересечениях со всякими занимательными личностями. Не связанные на первый взгляд отрывки впоследствии оказываются частью загадки.

Повествование под завязку набито разными историческими личностями и мифическими персонажами от шумерских царей до современных исполнителей. Учитель Гумилева - Яков Брюс, среди сподвижников Михаил Скопин-Шуйский, среди любовных интересов - Марлен Дитрих. Николай встречает Роберта Говарда, Говарда Лавкрафта, Агату Кристи, Ярослава Гашека...
И это только вершина айсберга, в тексте имена исторических личностей и персонажей утрамбованный настолько плотно, что мало какая эрудиция может в этом справиться. Я например не редко сверялся с википедией. Серьезно на каждой странице имена упоминаются едва ли не десятками.
И все эти персонажи накручены на мистический сюжет об истинных процессах которые направляют развитие человечества. А значит что всевозможных тайных заговоров и мистификаций больше чем в выпусках Рен-ТВ за неделю. Только НЛО не хватает (нет), остальное в наличии: Тибет, подземные ламы, Шамбала, древние цивилизации, Атлантида…
Это калейдоскоп современных мифов. Как будто Геймановско-Пратчетовский антихрист опять взялся за старое.

Особенно любовно приписаны главы-флэшбеки, она закончены и последовательны.

Повествование же конца ХХ века, которое, казалось бы, должно резюмировать все происходящее, выглядит на фоне откровенно слабым техно-триллером с суматошным экшеном. Герои ведут между собой диалоги похожие на нечто среднее между армейщиной и плохим переводом англоязычного детектива.
В общем, казалось бы, там где должен получиться красочный карнавал вышло нечто менее внятное.
При этом ближе к концовке читатель может почувствовать сильнейшее расстройство, как оказалось в патронах того ружья, что должно было выстрелить в конце, порох отсырел.

Могущественная древняя раса почти полностью вымерла, потому что кладки ее яиц сожрали крысы, Спящие Бога, которых они дожидались - давно умерли во сне. А главный антагонист - судорожно пытающаяся выжить альтернативная эволюционная ветвь.
Злодеев как таковых нет. Древние боги побивали друг друга и спрятались залечивать раны, для охраны себя создали и запрограммировали другую расу биороботов-ящерюков. Биороботы должны были защищать своих и убивать чужих, по возможности проникнуть в гробницу враждующих Спящих и убить их, с задачей успешно справились обе стороны и остались без хозяев. Но пользуясь безграничными знаниями решили создать новых из людей, для этого собственно и создали людей, была и другая попытка в единичном экземпляре. А люди захотели оставаться людьми вместо того чтобы быть всемогущими почти бессмертными существами. Потому что могли от того потерять человечность. А могли и не потерять. Альтернативная ветвь эволюции хотел плодиться и размножаться, так как одному ему бессмертному ему было грустно и скучно как Чудовищу доктора Франкенштейна. Не получилось.

Антагонистами являются собственно вышеназванный индивид, и еще некий экстремист, уничтожающий кладки яиц биороботов и добывающий из них философский камень. Экстремист ворует детей, делает из них бронированных зомби-убийц.
На его фоне главный герой со сподвижниками должен выглядеть хорошим парнем и настоящим офицером. По крайней мере я полагаю, именно это задумал автор, но в реальности вышло иначе.

Образ Гумилева прописан с опорой на его произведения, местами - хорошо, местами - хуже. В общем он производит впечатление “настоящего полковника”, но, но… Ниже под катом спойлеры с примерами.


Пришел спасать детей от незавидной участи, всех торговцев порешил, кроме одного цыгана, который оказалось, его старинный друг. Не убивать же друга из-за того что он сдавал детей для бесчеловечных экспериментов? Не по братски это.

Довел Маяковского до самоубийства, пришел стал оскорблять вызвал на дуэль. Володя в русскую рулетку и проиграл.

Общество, которое спасло Николая, запретило общаться и даже показываться на глаза старым знакомым, а уж тем более друзьям, жене и детям. Только вот все члены общества в 1970-х потеряли память и ничто ему не мешало встретиться со Львом, который умер в 1992.

Я уж не говорю о таких вещах как месть личным врагам и соблазнение чужих жен. Ну и то что стал невольной причиной гибели своей родственницы (бабки правнучки, а вот дочь или не дочь, прямо не сказано), тут и правда случайность.

А уж наглому таксисту за то что плохо о Гумилеве отзывался не заплатить - сам Бог велел, вообще оборзели...
При этом метапосыл книги сводится, собственно, к типичному разговору в такси: “До чего страну довели....”

Авторы не стесняются давать резкие оценки историческим личностям и трактовать их сильно в угоду своему видению и сюжету, очень полярно, без присущей живым людям глубины.

Идея - хорошая, реализация - не ровная.

Резюмируя, книгу рекомендую тем кто интересуется современной мифологией: теориями заговоров и т.п. (ради вас же самих, надеюсь вы не относитесь к ним серьезно), любит городское фэнтези и экшн. Любителям творчества Гумилева нужно быть осторожными, с одной стороны он все же какой-никакой а герой, и о нем отзываются “он не поэт серебряного века, а последний поэт века золотого”, с другой стороны все это - один большой фанфик на его личность. Книгу однозначно следует обойти, если с большой симпатией относишься к советской власти или фыркаешь каждый раз при упоминании всякой “Шамбалы”.

+2
111
22:45
Читала сие творение стопятьдесят лохматых лет тому назад. Помню, что не понравилось, оставило ощущения чего-то скомканного, многообещающего и малодающего. Очень чувствовалось соавторство, как двумя левыми пятками писаное. Хотя, Лазарчук мне понравился тогда своими «Опоздавшими к лету». Я бы книгу не рекомендовала никому.
13:45
Я бы не был так категоричен, т.к. в книгу заложен мощный культурный пласт, который почему-то разрабатывают в очень серьезном ключе, хотя само действо абсурдистско-юмористическое.
14:50
Вот это и смущает, когда материал сильнее трактовщиков
15:12
А мне вот очень понравился роман. Вторую часть, правда до сих пор не дочитал. Зато гиперборейская чума, вроде бы из того же цикла очень своеобразная и самодостаточная вещь. Запомнилась мне надолго
15:35
Это всегда очень индивидуально
Загрузка...
Дарья Кулыгина №1