И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя...

Автор:
Dorian
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя...
Аннотация:
Обзор романа Джеймса Кори (Даниэля Абрахама и Тая Френка) "Пробуждение Левиафана"
Текст:

Привет.
Прочитал первую книгу серии “Пространство” Джеймса Кори - “Пробуждение Левиафана”. Вообще это два человека - Дэниэл Абрахам и Тай Френк. Они как Олди двуедины в одном лице. И хотя это открывающий роман серии, он не обрывается на полуслове и вполне себе отдельное произведение.

Жанр. В “Пробуждении” есть и элементы хоррора (местами давящего на отвращение боди-хоррора) и боевика и детектива, но основное - то ли космоопера, то ли твердая научная фантастика.
По масштабу события ближе к космоопере, но авторы так серьезно подошли к научной базе и оставили так мало фантастических допущений, что получилась научная фантастика.
картинка DopuaH
Серьезных допущений два - двигатель работающий на еще неизвестной нам технологии и протомолекула плюс все что она может. Все остальное - закономерное развитие существующих технологий.

Приведу примеры:
в вакууме нет сопротивления воздуха поэтому корабли для полетов в космосе без посадок - летающие кирпичи абсолютно не обтекаемой формы;
сила тяжести создается либо кориолисовой силой (благодаря вращению) - чем ближе к центру вращения тем ниже, либо линейным ускорением;
информация не передается быстрее скорости света, сигнал на большие расстояние поступает с существенными задержками (квантовая запутанность в передатчиках не используется);
планеты и станции очень уязвимы для любых предметов движущихся на субсветовых скоростях;
люди выросшие на Марсе или на астероидах гораздо большее хрупкого сложения, выше и хуже переносят перегрузки.
Таких деталей много, продуманы очень многие физические, физиологические и социальные аспекты космоса в ходе человеческой экспансии.

Некий марсианский гений изобрел двигатель нового поколения благодаря которому человечество покорило солнечную систему.
К моменту начала романа три основные действующие силы: Земля, Марс и Альянс Внешних Планет (АВП) - сообщество астеров (людей выросших на астероидах), который две основные силы сперва не воспринимают всерьез.
Собственно эти три стороны авторы и сталкивают лбами, действуя руками… Ах спойлеры…
В центре столкновения оказывается один астерский детектив, будто созданный для космического нуара: цинизм, сарказм, алкоголизм и шляпа прилагаются, и команда корабля “Кентербери” (на самом деле не совсем) под руководством первого помощника.
картинка DopuaH
Сюжет закручивается очень лихо и есть пара впечатляющих экшн сцен.
Все события происходят в космосе, но параллели проследить очень просто - холодная война между Землей и Марсом, “страны третьего мира” - астероиды и станции, которых обложили налогами, и пользуясь торговыми и технологическими преимуществами “доят”. Социальное неравенство, ксенофобия, дискриминация. Все то же, что происходит в современном мире, но немного иначе.
Не дискриминация по цвету кожи или национальности, но по тому вырос ли ты в “гравитационном колодце” или среди “астеров”. Новые сленги и гетто. Все это очень здорово продумано и хорошо накладывается на нынешние реалии.

Еще авторы проводят очень серьезную социальную полемику о свободе информации. Этот вопрос поднимается несколько раз. Нам он знаком по Сноудену. По сути: нужно ли обществу знать обо всем? Один персонаж отстаивает позицию что нужно, тогда обладая всей полнотой информации люди смогут принять правильные выводы и все катастрофы и социальные потрясения происходят от того что люди информацию утаивают. Он мужественно следует этому кредо и становится причиной военного столкновения. В поведении героя есть резон, очень честная и открытая позиция, и если бы ей следовали бы все, возможно для общества действительно было бы лучше.

В вопросе скользит и христианская подоплека: если каждый будет относиться к другому так как хотел бы чтобы относились к нему самому, у человека и человечества не останется врагов. Но так как далеко не каждый способен так себя вести…
Второй же едва ли не цитирует агента Кея из “Люди в черном”: “Человек разумен. А толпа — это тупой, склонный к панике опасный зверь,” - и: “Всегда будет арквеллианский линейный крейсер, или корреллианский луч смерти, или чума, предназначенная на уничтожение всей жизни на этой несчастной маленькой планете, и единственный способ для этих людей продолжать жить — это не знать об этом!”
А сейчас, посмотрите внимательно на этот предмет...
картинка DopuaH
Это конечно не единственное интересное размышление, проскакивает тема наследственности в технологии и развитии, мелькает тема искупления, взаимоотношения цели и средств, да много чего... Я просто пытаюсь сказать, что это не просто безыдейный космический экшен.

Мир “Пространства” похож на более раннюю или реалистичную “Схизматрицу” Стерлинга. В нем практически отсутствует виртуальность которая играет важную роль и у Суэнвика, и у Симмонса, и у Стерлинга, и у Гибсона. Читал обзоры, где “Пространство” называют новым “Гиперионом”. Мне кажется, авторы отбивают Симмонсу легкий поклон, открывающий роман тетралогии сравнивали с “Кентерберийскими рассказами” Чоссера, один из кораблей, который появляется вначале “Пробуждения…” называется “Кентербери”.
“Гиперион” - скорее притча о человек, человечности, и постчеловеке, разуме и Боге. Открывающий роман “Пространства” этой притчевости лишен. Но это очень крепкий сюжет с мощной научной базой.
Авторы активно пользуются библейскими аллюзиями (как будто название не тизерило).

За перипетиями интересно наблюдать, интересно читать про “заклятых друзей”, которые вынуждены работать вместе и на дух друг друга не переносят. В романе целых два рыцаря: Холден - в сверкающих доспехах и Миллер - в ржавых.
картинка DopuaHПри этом второй, при всем присущем ему мудачизме мне гораздо больше импонирует. Он делает то что должен, пока другие рефлексируют.
Холден - однозначно отсылка к Сэлинджеру. Рефлексии, правдорубство, да, это выросший Колфилд.

Внимательный читатель, полагаю, без труда предугадает судьбу персонажей уже после первой трети, если не раньше. Но недостатком это не становится. Во время чтения мне так же показалось, что в тексте несколько кульминаций (вот такая странность), но роман законился до того как эти горки стали утомлять.

Итак, я советую эту книгу (тут все будет донельзя просто) всем кто любит фантастику: космооперу, научную, социальную и тем кто хочет познакомиться с современной фантастикой. Ее точно не стоит читать тому кому не интересен космос и фантастика, кого пугает боди-хоррор.

0
10:25
684
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Владимир Чернявский