Дезертир (После редакции).

  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Александр Добсон
Дезертир (После редакции).
Аннотация:
Первоначальную версию рассказа написал всего за 3 часа. Неожиданно вспомнил, что сегодня последний день сдачи рассказов на турнир и стал бешено строчить. Косяков было много и я благодарен читателям за то, что мне на них указали. Рассказ писался на основе реальной истории, рассказанной моим дедом. Но к сожалению на момент написания рассказа я не мог уточнить у Деда кое-какие детали, поэтому после многое пришлось менять: возраст Саши, имя пса, название речки и т.д. Теперь стало гораздо лучше...
Текст:

Предыстория.

Посвящаю рассказ моему деду - Федосееву Александру Петровичу.


В основе рассказа лежит история из жизни моего Деда.
Его отец, мой прадед, Федосеев Петр, занимал должность начальника районной почты. Но по доносу подчиненного был признан распространителем контрреволюционных идей, объявлен врагом народа и сослан в Сибирь. Семья (моя прабабушка, Дедушка и его сестренка) осталась без кормильца. Вскоре сгорел их дом (Дед говорит, что его подожгли соседние мальчишки) и семья была вынуждена переехать в глухую деревушку где их приютили добрые люди. 
Мама каждодневно работала в поле. Дедушка был один на хозяйстве, да еще и присматривал за младшей сестрой. 
Был у него друг Валерка (он и сейчас жив и здоров), с которым они все делали вместе. Был у деда и пёс - Ошмель (в переводе с горномарийского "белая грудь")  , о котором рассказ. 
Ошмеля и вправду призывали на войну. Собак призывали в армию для обучения подрыву вражеской техники. Да, надевали на них мины и пускали под танки. А Ошмель и вправду оказался "дезертиром" . Через три месяца после того как дедушка Саша отдал его на войну, Ошмель вернулся домой. Сам! Без чьей-либо помощи. Скорее всего сбежал. Так его в деревне и прозвали "Дезертиром". Из этой истории родился рассказ. 
Мой прадед - враг народа, был отправлен на войну. В штрафбат. Он погиб в начале 1942 года. Узнали об этом уже после войны. 
Дедушка Саша и его друг Валера всю жизнь оставались друзьями. Да и сейчас дружат. Вместе они закончили школу. Вдвоем обрабатывали целое поле с экзотическим африканским растением (госэксперимент - из растения хотели получать что-то типа резины), за что оба впоследствии получили звание "ветеран труда в войну".  Сплавляли, двигаясь на плотах по Волге, лес до Астрахани. Вместе отучились в педагогическом училище. Одновременно увлеклись писательским ремеслом! Дедушка Саша писал рассказы про войну, даже публиковался в региональных газетах (так что я продолжаю дело Деда), а Валерка  написал несколько книг о родной деревне и является довольно известным (в узких кругах) марийским писателем.   И я на недавнем юбилее Деда даже пил вместе с дедом Валерой виски). 
Дедушка Саша после окончания педучилища преподавал историю в школе-интернате и активно участвовал в общественной жизни. История его трудовой жизни напечатана в книге почета школы. 
Клеймо "враг народа" с прадедушки было снято в 70-х годах. Дед Саша долго собирал документы и ходил по инстанциям, но всё-таки добился своего.
Дед очень много работал и даже сейчас, в свои 85 лет, когда здоровье уже подводит, ему нелегко сидеть без дела. 
Рассказ я для Дедушки Саши напечатал на бумаге и задарил. Он сделал несколько замечаний, дескать "инопланетян-то не было!" (он реализм больше любит), но рассказ одобрил. После чего рассказал мне ещё парочку историй и благословил меня на продолжение моей скромной (пока) деятельности.

Дезертир.

Лето 41-го года выдалось жарким. Где-то очень далеко от Сашиной деревни шла война. Так же далеко был и Сашин отец. Когда его забрали слетловолосому мальчугану было всего шесть лет. А сейчас уже девять с половиной. Он был старшим и единственным мужчиной в доме. Мама постоянно была на работе в поле. Саша днем присматривал за младшей сестрёнкой и занимался хозяйством. Лишь только когда поздно вечером мама возвращалась с работы, Саша мог заняться своими мальчишескими делами: пройти в темень через кладбище на слабо с другом - Валеркой, накопать червей на воскресную рыбалку, пользуясь старой керосинкой для освещения, и поиграть в догонялки со своим псом - дворнягой по кличке Ошмель.

В этот вечер Валерка ещё болел. Он не выходил на улицу уже неделю и Саша проводил всё свободное время с Ошмелем. Нет, конечно, в деревне были сверстники Сашиного возраста, но дружить им с Сашей запрещали родители. Поэтому был Ошмель. Саша разговаривал с ним как с другом, доверял свои тайны. Казалось, что Ошмель всё понимал и даже иногда отвечал. Отвечал, конечно, так как это умеют собаки - вилял хвостом, поднимал мохнатые брови, тёрся слюнявой мордой о костлявые бока мальчишки.

Саша и Ошмель сидели на берегу Юнги – маленькой речки протекавшей около деревни. В небе висела луна, похожая на огромное наливное яблоко. Несметное количество звёзд, мерцало, вспыхивало и тускнело, складывалось в узоры. Лягушки затихли. Их в вечернем концерте сменили сверчки.

- Эх, жаль Валерки нет с нами. Уж мы бы вдвоем их сосчитали. Я до мильёна умею считать и Валерка до мильёна... Смотри, Ош, что там?

Ошмель, замерев смотрел туда куда указывал Саша. Собака вытянула шею и навострила уши. Высоко в небе двигалось что-то очень яркое. Во много раз ярче и больше любой звезды.

- Звезда падает. Загадывай желание, Ош. – шепотом сказал Саша и потрепал пса за ухо.

Звезда «падала» очень медленно, под острым углом к земле и меняла траекторию. Необычно было то, что яркость ее не угасала и не возрастала. Саша и Ошмель сидели не шелохнувшись. Звезда летела в их сторону. Прошло еще секунд двадцать и от звезды до приятелей оставалось около полутора километра. Саше стало страшно, хотелось зажмуриться, но не мог оторвать глаз. Еще мгновенье и звезда уже пролетала над головами мальчика и пса. Яркий свет ослепил наблюдателей. Ошмель надрывно залаял, как это делают все собаки в ситуациях когда им что-то не понятно. А небесное тело, пролетев еще с десяток километров упало в лес. Перед приземлением оно сбавило скорость и опускалось плавно, будто утиное перышко, которое Саша любил запускать с чердака дома.

- Ты это видел, Ош? Вот это да! Завтра днем надо будет взять Валерку и пойти туда где она упала. Запомнил место? – обращался ошарашенный Саша к еще более ошарашенному псу.

Ошмель заметался. Он вилял хвостом, лаял и носился туда-обратно от Саши и в сторону, туда куда упала звезда.

- Эх ты, простофиля. Это же тебе не палка – её ты так просто не принесешь в зубах. Завтра вместе пойдем. А сейчас скорее домой, Мама будет браниться.

И приятели побежали в деревню.

- Пришел, гулёна? Садись, сынок, поешь. Я картошку сварила. – усталая Мама поставила деревянную плошку на стол.

- Мамочка, мама. Мы сейчас с Ошмелем такое видели! – начал тараторить Саша. – Представляешь, звезда упала в лес за Юнгой.

- Опять на реку ночью ходил? Сколько раз тебе говорить, что нельзя? Там волки. Забыл уже, как они Никитку Ивановского загрызли в прошлом году? Догулялся. Ух я тебя! – мама схватила Сашу за шкирку и начала тряси.

- Ну, мам. Ну Валерка болеет, нам скучно было.

Серо-зеленые глаза мамы вдруг задрожали, она отпустила сына и закрыло лицо руками.

- Мама, ты чего, не плачь. Я не пойду больше. – Саша подошел к маме и обнял ее.

- Ты понимаешь, что ты у нас один мужчина остался. Папка твой сгинул и весточки нет. – сквозь слезы говорила мама.

Саша заплакал тоже.

Ночью на печке он думал о папе, об упавшей звезде и о том, что нужно сказать Валерке о падении звезды и отправить с ним Ошмеля, который укажет ему место. Сам он не пойдет – пообещал маме.

Прошло два дня. Валерка так и не выздоровел. Поздно вечером, мама вернулась с работы.

- Саш, сегодня наш староста ездил в райцентр. Завтра велено всем семьям, у кого есть собаки, привести их к военкомату. На войну наш Ошмель отправляется.

Утром Саша попрощался с мамой. Она в этот день осталась дома. Саша отвязал Ошмеля от столба, к которому его привязывали на ночь и приятели двинулись в путь. До райцентра было около пятнадцати километров. Саша по пути объяснял псу, что это большая честь идти на войну. Что если он будет хорошо служить, то ему дадут медаль и возможно покатают на танке. А если уж очень повезет, то на самолете. Становилось жарко. Ошмель носился за бабочками, обнюхивал почти все кустарники и столбы, вилял хвостом и не понимал куда они идут.

Наконец, друзья оказались у военкомата. Собралось человек семьдесят. Здесь были люди и собаки из райцентра и из окрестных сел и деревень. Собаки то и дело вступали в перепалки, пытались перелаять друг друга. Их хозяева тоже, вслед за дерущимися собаками, принимались выяснять чья собака начала первой. Словом, у военкомата стоял невероятный гвалт. У входа в двухэтажное здание были припаркованы две полуторки, в кузовах которых размещались клетки для собак. Тут же в землю был вбит плакат, на котором было написано: «Пункт осмотра и приема животных». Рядом с плакатом стояло двое военных в форме. Они давали знак хозяину, тот вместе с собакой подходил к ним, после чего производился осмотр собаки. В большинстве случаев принималось решение о том, что пёс годен, хозяину выписывался специальный документ о том, что его питомец призван в Красную Армию и собака отправлялась в клетку к остальным новобранцам.

Очередь дошла до Саши и Ошмеля. Военный с большими усами подозвал Сашу.

- Имя?

- Саша я.

- Не твое. Имя собаки?

- А. Ошмелем кличут.

В это время второй военный, с такими же большими усами начал осматривать молодого и крепкого пса.

- Годен – отрапортовал второй.

- Дяденька, военный. А Вы на войне были? – решился спросить Саша.

- Конечно.

- А Ош, что там на войне будет делать? Ведь там же люди воюют? А не собаки. А он ведь даже кусается не больно.

Усатый военный помолчал и через некоторое время вдруг стал принялся выдавать несусветицу:

- Ке со ко линз блинз тру си става. Кринс блинз коли снава, салос малос палоинс.

- Что?

- Ка ро, ке со ко линз блинз тру си ста… - повторил командир.

Но его оборвал второй военный:

- Товарищ командир, портсигар! – полушепотом сквозь зубы сказал второй и указал на нагрудный карман командира.

Командир округлил глаза и хлопнул ладонью по карману.

Затем он достал портсигар и открыл его. Саша увидел, что внутри портсигара командира были не папиросы. Были в нем светящиеся красным цветом полоски и странные значки. Военный провел пальцем по этим значкам и цвет их изменился на синий. После чего портсигар был убран на место.

- Я говорю, что Красная Армия найдет твоему Ошу применение. Вот, держи. – командир выписал документ и выдал его Саше. Командир и его подчиненный переглянулись.

Ошмеля погрузили в клетку. Саша смотрел на него, а пёс на Сашу. Он не лаял, он просто смотрел на Сашу не отрываясь. Саша помахал ему рукой и пошел назад в деревню.

По дороге назад мальчику стало очень тоскливо.

«Эх, Ош - Ош. Ты уж там воюй. Побеждай там этих врагов проклятых и возвращайся. Пойдем на Юнгу рыбачить» - думал мальчик.

Тут он вспомнил: «Юнга! Звезда! Я же как раз сейчас рядом с тем местом. Я только ненадолго загляну и пойду дальше.»

Саша свернул с дороги в сторону леса и направился туда, куда, упала звезда. Шел он долго и признаки звезды не попадались ему на глаза. Мальчик шел дальше, точно зная, что идет в нужном направлении. Лес неожиданно закончился и перед мальчиком оказалось озерцо.

«Ёксель-моксель! Пруд» - думал Саша. Он обрадовался своему открытию, ведь это новое место куда можно будет отправиться на рыбалку с Валеркой.

- Мальчик. Мальчик! Помоги! – вдруг послышался детский голос с другой стороны озера.

Саша присмотрелся и увидел вдалеке у берега девочку. Она махала руками и звала его. Он побежал. Обогнув озеро, Саша подбежал к девочке. Девочка была очень напугана и указывала на воду.

- Мальчик. Там мой брат. Он тонет. Спаси его.

Саша хорошо плавал и нырял, и очень гордился тем, что делает это лучше Валерки. Он быстро разделся и нырнул туда куда указала девочка. Открыв глаза под водой, Саша заметил фигуру мальчика, в руке у него был сачок. Саша схватился за сачок и стал что есть мочи грести вверх.

Ещё мгновение Саша вытащил мальчика на берег. Брат был недвижим.

- Он не дышит. – испуганно сообщил Саша.

- Сейчас задышит. – ответила Девочка.

Она сняла маленькую сумочку с плеча и достала из нее овальный предмет, похожий на белый камень-голыш, только идеально ровный, размером с ладонь. Камень она положила на грудь брату.

- Что это ты делаешь? – спросил Саша.

- Увидишь. Тише – ответила девочка и приложила палец к губам, требуя тишины.

Камень вдруг начал переливаться разными цветами от красного до фиолетового, казалось, что он слегка дергается на груди у мальчика и даже испускает маленькие молнии. Прошла минута и брат, лежащий на берегу озера бездыханный, вдруг резко кашлянул. Изо рта у него вышла вся вода, которой он наглотался.

- Спасибо, добрый мальчик. Ты спас моего брата – девочка заулыбалась.

- Спасибо тебе большое – очнувшись начал говорить брат девочки. Затем он встал и отвесил Саше низкий поклон по старорусскому обычаю. После поклона он выпрямился и уставился на Сашу, будто ища ответ, правильно ли он выразил благодарность.

Девочка и ее брат были примерно одного возраста с Сашей. Оба они были светловолосые, имели прическу под каре и одеты были в странные отливающие серебром одежды. Девочка была очень красивая, голубоглазая, ухоженная и сразу Саше понравилась, он даже немного застеснялся. Мальчик тоже был ухоженным, голубоглазым, но с виду казался хилым и Саша даже подумал, что если бы он был его другом, а не Валерка, то Саша бы всегда побеждал его и в догонялки, и в шуточной драке, а плавать так тот вообще не умеет. Иными словами, с таким лучшим другом было бы скучно.

- Вы кто? И что делаете здесь? – стал спрашивать Саша.

- Мы…эээ… мы из деревни. Ловим бабочек. – сказала девочка.

- Врете. Ближайшая деревня – наша. А соседних деревень с нами нет, только райцентр. И вы не из нашей деревни.

Девочка и мальчик переглянулись.

- Хорошо. Давай скажем ему правду. Он ведь меня спас – сказал мальчик сестре.

- Но нам нельзя. Родители же сказали не говорить никому – ответила девочка.

- Эх, девчонки! Ладно, я расскажу, пусть меня наказывают, если что. – ответил мальчик.

- Я – Паминс. Это моя сестра – Горзел. Мы с другой планеты. Наш дом находится у другого Солнца. И мы правда ловим бабочек. – начал Паминс.

- А я – Саша. А-а-а. Так вот, что это за звезда приземлилась за Юнгой. – догадался Саша.

- Юнгой?

- Это речка наша так называется.

- Да. Мы прилетели несколько дней назад. Пока взрослые работают, мы решили половить местных бабочек. И вот Паминс так увлекся, что угодил в вашу воду. Ну а дальше ты всё знаешь. – ответила Горзел.

- Да уж, ловить бабочек у вас плохо получается – сказал Саша и все втроем засмеялись.

- Вообще-то, да. У нас бабочек нет – ответил Паминс.

- И кошек нет. И собак. – вздохнула с сожалением Горзел.

- Вам очень не повезло. А вот знаете какая у меня собака? Ошмель! Самый храбрый пёс на Земле. Знаете какой он у меня? Сильный как медведь. Умный как человек. Однажды он даже нашел украденныевещи, когда жулики обокрали нашу деревню.

- Ого. Вот бы с ним познакомиться! – выкрикнул Паминс.

- Не получится. Он сегодня на войну пошел. – с грустью сообщил Саша.

- На войну?

- Да. Я его сегодня отвел в военкомат, теперь его отправят воевать.

Горзел снова вздохнула и посмотрела на Паминса. А Паминс смотрел на неё. Он знал к чему был этот вздох.

- Ясно. А какой он из себя? Опиши его, пожалуйста.

- Ну. Вот такого роста. Сам коричневый. Грудь белая. А! У него ухо правое рваное. Это наша кошка – Муська его наказала, за то, что в дом сунулся. И хвост как метла.

- А ошейник у него есть?

- Да. Веревочный ошейник. Я ему сам делал.

- Всё ясно, Саша. - Горзел улыбнулась и делалась ещё красивее. - Прости нас, но мы должны улетать скоро. Спасибо тебе за то, что спас Паминса. Мы за это тебя отблагодарим.

Саша хотел было расспросить о жизни у детей с другого Солнца, но не успел. Его новые знакомые исчезли за деревьями.

Валерка наконец выздоровел! И жизнь вернулась на круги своя. Они гуляли вместе по вечерам. Проходили на спор в темноте сквозь кладбище, рыбачили и вспоминали об их товарище – Ошмеле. Воображали, что на войне Ошмель в атаке кусает фашистов и что они тут же сдаются в плен их храброму другу. За это пса награждают медалями и возят на танке, а может быть на самолете. Мальчишки смеялись и радовались своему большому маленькому миру.

Прошло три месяца. Саша с Валеркой пошли на рыбалку. Было уже холодно и скоро на Юнге должен был встать лед. Простояв несколько часов с удочками, они так ничего и не поймали. Пошли домой. Вдруг где-то сзади, со стороны речки послышался лай. Саша и Валерка обернулись и увидели Ошмеля! Да, Ош бежал к ним радостно виляя хвостом и лаял от радости.

- Вернулся! Ура! – кричали мальчики.

Саша стал гладить Ошмеля и заметил, что на шее у него новый ошейник из неизвестного материала. Ошейник украшала какая-то металлическая коробочка темного цвета. Саша провел по ней пальцем она открылась. Внутри лежала бумага, на которой было что-то написано.

«Твой друг скучал без тебя. Дети с другого Солнца».

В деревне узнали о возвращении Ошмеля. Все думали, что он сбежал из армии и прозвали его «Дезертиром». Только один Саша, ну и Валерка, по секрету, знали, что Ош – единственный пес, который побывал на другой звезде и вернулся. 
Другие работы автора:
0
00:15
874
11:22
-1
Текст рваный, слабо вычитан и периодически это режет глаз. Логика хромает на обе ноги. Постоянно появляются вопросы от действий персонажей, «Почему», «зачем», «откуда»…
Средне.
Загрузка...
@ndron-©