Золото, рабы и слоновая кость.

Автор:
Dorian
Золото, рабы и слоновая кость.
Аннотация:
Обзор романа Уилбура Смита «Божество реки»
Текст:

Золото, рабы и слоновая кость.

Холодным ветром еще в конце лета напрочь сдуло последнее тепло, сентябрь ворвался преждевременно. Дождь застучал в окно.
Но дома меня не было, я раскрыл книгу и ушел под знойное солнце Египта.


картинка DopuaH
Если собираетесь читать серию.
С удовольствие прочёл первую книгу Египетского цикла Уилбура Смита “Божество реки”. Залез в аннотации следующих и задумался... Оказывается, историю автор рассказывал не линейно, но первую книгу я ухватил правильно.
С порядком чтения мне помог отзыв пользователя Sova Luka

Я позволил себе внести в него изменения и переставил “Седьмой свиток “ в самый конец, потому что действие происходит в настоящем. Получилось так:
1. Божество реки;
2. Божество пустыни;
3. Чародей;
4. Миссия;
5. Седьмой свиток.

Но поговорим (вернее это я буду рассказывать, а вы читать и комментировать, ну, или нет) о первом романе “Божество реки”. Это исторический приключенческий роман. Действие происходит где-то в в XVIII веке до Нашей Эры.
Египтянами освоена бронза, у них развитая и устоявшаяся рабовладельческая культура. Мифология знакомая нам со школы, тоже сформирована, египтяне отличные зодчие и строители, но еще не знают колеса (хотя и исользуют катки)
Название отсылает к божественному покровителю Нила - Хапи (в книге это бог гермафродит, всюду в литературе пишут что мужчина).


картинка DopuaH

Уилбур Смит смешал в романе историю и выдумку, например правдоподобно описал обычаи и традиции, верования и образ жизни, но переврал некоторые исторические детали в пользу сюжета.

Приведу пример, считается, что лошадей египтяне знали и до гиксосов, но их появление и освоение в книге - фантастически прекрасный эпизод. Или железный меч у Смита, по сравнению с бронзовыми, едва ли не кладенец.


картинка DopuaH
Сам сюжет повествует о придворной жизни в Древнем Египте, интригах, войнах и приключениях. Книгу, пожалуй можно было бы поделить на три арки:
1. Разбойники.
2. Исход.
3. Возвращение.
Аннотация предвещает войну с гиксосами, исход и возвращение египтян, но на практике оказалось, что это только вторая половина книги, а первая посвящена введению читателя в мир Древнего Египта - нравы, обычаи, верования, интриги и приключения.

А заодно и знакомит с героями, такая-себе расстановка фигур.
Вот лукавый мудрец Таита - умный и самовлюбленный, вот отважный и безрассудный Тан, вот прекрасная Лостра, вот коварный Интеф, а это в образе Николая Второго - фараон Мамос. 


картинка DopuaH
Собственно, это ровно половина книги.
На последующие приключения, где Таита и Ко “моисеили” египетский народ, приходится вторая половина.

Повествование ведется от первого лица, и Смит безуспешно пытался создать мистификацию, что мол все правда, его друг археолог нашел свитки, а сам Уилбур лишь литературно обработал их для современного читателя.
В сопроводительных текстах к последующим романам автор разоблачил себя сам, потому что все больше скатывался в сторону фэнтези.

Да и в “Божестве Реки” тоже присутствуют мистические элементы, минимальные, которые можно было бы списать на спорные толкования и любовь рассказчика (Таиты) приукрасить.

Главный герой вышел очень удачно. Он хитрец и трикстер, это очень здорово, обычно таковыми становятся наставники, друзья или помощники главного героя, и вечно кажется, что в тексте их слишком мало. А тут вот - целый протагонист (ну… почти целый, будете читать - разберетесь).
Как-то в романе Таита заметил, что главные ценности это “золото, рабы и слоновая кость”, но сам своим же существованием доказывает, что еще это знания и информация.


картинка DopuaH
Если есть трикстер, то есть и те, кто останутся в дураках, таковы уж условия жанра (в последней на данный момент книге Скотта Линча “Республика воров” - “состязание” двух аферистов - было жарко), но автор уравновешивает несомненное интеллектуальное преводходство героя неблагоприятностью ситуации в которую он попал, и расстановкой сил.

Несмотря на несколько легкомысленную приключенческую основу, где “хорошие” герои с помощью ума, хитрости и верного меча побьют “плохих”, действо “Божества Реки” довольно кроваво. В книге несколько очень жестоких моментов.
После начальной интриги с Лострой, Фараоном и Таном сюжет сколько-нибудь удивлять не будет, все произойдет размеренно и предсказуемо, как в эпосе, но проделки Таиты (такого себе Сунь-Укуна египетского розлива), неизменно радуют.

Из недостатков могу отметить, что иногда речь героев в романе Смита выглядит излишне осовремененной. На фоне Таиты большинство других персонажей смотрятся дурачками (именно так, снисходительно), кроме Интефа и Мемнона.
Гиксосы - излишне демонизированы, хотя это можно списать на то, что сам рассказчик очень уж плохо к ним относится.

Так же из повествования можно сделать вывод, что рабство это в общем-то “норм”. Как ипотека, только работу потерять не боишься.
Кстати, может я не обратил внимания, но в книге нет ни одной кошки, не считая гепардов.


картинка DopuaH
В итоге книгу я советую тем, кто любит приключенческие романы и романы про древний Египет. Думаю, их не так много, сразу вспомнил только “Синухе, египтянин” и “Фараон” Пруса, если подумать, наверное больше всплывет, но все же…Так же интересно будет тем, кто хочет почитать про героя-трикстера, не воина, но обманщика. Читать не стоит тем, кто ратует за полную историческую достоверность и кого будет коробить вполне современный язык в устах героев. Так же стоит обойти, если условности приключенческого жанра набили оскомину.

+1
10:20
861
19:08
На вскидку можно вспомнить египетские романы Хаггарда.
Загрузка...
Светлана Ледовская №2