Господин без бонуса
Автор:
Green_tea
Текст:
Он давно насквозь один,
Получив от жизни в морду,
И сидит как господин:
Бомж – звучит, и также – гордо!
Как без бочки, Диоген,
Лучшее давно все в прошлом,
И как бонус - каждый день,
А о счастье думать – пошлость.
Лишь бы до весны дожить -
Люди станут чуть добрее,
Снег ручьями убежит,
Тучный хлеб в полях созреет…
Только ждать невмоготу,
Леденеют даже мысли,
Не проснется поутру,
Знает: всё, силенки вышли…
Как гражданская лирика это тоже слабый стих т.к. он не передаёт трагедию человека + выглядит как побасенка, а не как призыв к чему-то или как выражение позиции.
Конструктивная часть комментария: автор, попробуй написать в ритмике стиха «Мой дядя самых честных правил» написать что-нибудь душераздирающее. А потом такое же душераздирающее в ритмике «Не выходи из комнаты». Это поможет почувствовать, как ритмика стиха влияет на смысл при прочтении
Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца».
Или это тоже не поэзия?
Трагедия? Это жизнь. Один из ее вариантов. Да, крайне неприглядный. Жизнь бомжа прозаична, он в истерике не бьется, пьет чаще всего, пока не помрет. И в этом то как раз весь ужас — обыденность происходящего. Душераздерающе — это про что-то другое: она его любила, а он подлец, обесчестил и бросил — и т.д., и т.п.
На мой взгляд автор как раз про эту обыденность, обыкновенность и пытался сказать. Вся жизнь у ГГ — как бы день прожить. Все.
Вот что значит человеческий, не зашоренный и не формальный взгляд. Ната, спасибо за понимание!
А про то, что этот стих не поэзия — да, это не поэзия. Потому что поэтичный стих — такой стих, в котором расширяется смысл слов, в котором находят неожиданные образы, в котором изобретают новую форму стихосложения, в котором есть попытка выразить невыразимое.
Здесь же этого ничего нет. Разберём подробнее Ваш комментарий.
«Трагедия? Это жизнь.» © — как я понял, здесь Вы со мной не согласились, что такое состояние человека, это трагедия. Однако дальше Вы пишите: «И в этом то как раз весь ужас — обыденность происходящего.» ©. Соответственно, трагедией всё же признаёте.
«Душераздерающе» — во-первых, про душераздирание я не говорил. А во-вторых, дешкераздирание не обязательно про любовь, но про трагедию гения, трагедию взаимоотношения поколений, про дружбу, и много про что. Но как бы там ни было — душераздирание вовсе не показатель поэтичности, и откуда Вы это взяли из моего комментария — непонятно.
И если следовать Вашей логике, то этот стих хорош только благодаря тому, что в нём поднята тема бездомных людей в сочувственном ключе. Тогда, получается, не может быть плохих стихов про войну, не может быть плохих стихов про инвалидов, не может быть плохих стихов про маму. Но это не так. Большинство таких стихов — показатель очень доброго, нравственного, и просто замечательного человека. Но это же самое большинство таких стихов — полная бездарность в плане поэтичности. Это так же мило, как поделка из начальной школы ко дню матери — мило до головокружения, но как искусство — пустышка. И это нормально.
Говоря, что здесь нет трагедии, я имела ввиду нет как раз того самого «на разрыв». Еще раз повторюсь — эта очень обыденная история. И на мой взгляд передавать ее нужно вот именно так, очень просто. Хотя я и не могу сказать, что это произведение гениально. Но и перечеркивать его как поэзию я бы тоже не стала. Про «Душераздирающе» — Вы предлагали автору пробовать писать об этом в разных ритмах, поэтому я и сказала, что это к данному стихотворению не имеет отношения, потому что здесь этого нет и, опять же, на мой взгляд, не надо. А вообще я критик-обыватель, поэтому с моей точки зрения стих хорош тогда, когда он меня чем-то трогает. Ну и соблюден обязательный минимум: ритм, рифма, грамотность. Поэтому уж тут я, простите, не понимаю — где Вы в моем комментарии обнаружили логику, ведущую к тому, что все стихи про бездомных и т.п. хороши?
Вот где трагедия.
:((
Впрочем, это я занудствую… или завидую)))
Но где этот трагизм, про который Вы пишите, выражается в тексте? Может здесь:
«И сидит как господин:
Бомж – звучит, и также – гордо!» ©
Эти строки выглядят скорее как насмешка т.к. по лексическому значению фраза «И сидит как господин» говорит о насмешке над предметом обсуждения. И именно это ужасно.
Чтобы не быть голословным, напишу пару строк, которыми передавался бы трагизм бездомного:
Он докуривает бычок,
Тлеет сам.
От скамейки уходит взгляд
К небесам.
Здесь есть и глубокий образ жизни (его жизнь коротка, как бычок сигареты\\ его жизнь так же не возвышенна, как бычок сигареты\\ и он прекрасно понимает, что это и без того короткая жизнь «докуривается»), и многогранный образ смерти (взгляд уходит к небесам не только потому, что он ночует на скамейке, но и потому, что не долго ему осталось, и он думает о том, что будет после смерти).
Не знаю, что там на счет лексического значения, но это для меня очень точная передача образа. За всех бомжей не скажу, но про то что знаю — именно так переживается падение, путем закрывания глаза на действительность, путем придумывания какого-то оправдания, типа, ну и что, зато я свободный человек, и т.п.
И я соглашусь с Ташей, приведенный Вами вариант для меня это вообще про что-то другое, наверное, про очень поэтичного бомжа. Возможно есть и такие, но я не встречала.
И именно в этом и выражается умение воспринимать критику — когда мы можем говорить о тексте, безотносительно к автору, и безотносительно к теме текста. В противном же случае мы рискуем назвать ужасный текст хорошим только потому, что в нём поднята важная тема, либо только потому, что его написал знакомый\великий автор.
Есть ли трагедия в бездомных? Очуметь сколько этой трагедии там. Есть ли передача этой напряженной трагедии в тексте? Нет.
Но согласитесь, если б автором не были переданы определенные эмоции и настроения, читатель не смог бы проникнуться глубиной поднятой темы, разве нет?
Ну вот понимаете, здесь слишком много вокруг да потому и образ человека без определенного места жительства не виден. Так вообще можно написать практически про каждого одинокого человека…
Но, как я и говорил, это дело вкуса. А на вкус и цвет все фломастеры разные.
Да, фломастеры разные, это понятно, только мне кажется, что вокруг никудышного стиха и дискуссия бы не завязалась;)
Черт, Вы меня раскусили...;)