Р-166-0,5 Микроволновка с миллионом функций

Автор:
Ковалёв
Р-166-0,5 Микроволновка с миллионом функций
Аннотация:
Обзор на армейскую командно-штабную радиостанцию, в свое время опубликованный на Военном Обозрении в ВК в 2014 году, но по просьбе "трудящихся" статью пришлось удалять. Сейчас прошло уже достаточно много времени, и эту версию слегка отредактировал знакомый из "Звезды". Так что проблем с публикацией возникнуть не должно. Если вам не интересна специализированная военная техника, скорее всего вам будет скучно это читать. Если вы фанат приемников, передатчиков и фидеров, надеюсь вам понравится.
Текст:

Р-166-0,5 или «микроволновка с миллионом функций».

В 2005 году отечественная промышленность представила новейший и до сих пор самый продвинутый комплекс связи радиостанцию р-166-0,5 на базе передатчика "Артек". Заявленные возможности впечатляют. Заводчики шёпотом с придыханием говорят: две такие машины могут держать связь на разных полюсах земли!

В 2011 эта машина массово поступила в войска, и с ноября 2012 начинается моё личное знакомство с радиостанцией. У меня она вызвала ассоциации с профессиональным фотоаппаратом или микроволновкой, которую купили не для работы, а домой. Почему? Сейчас всё объясню по порядку. Я расскажу о том, как новинка повела себя в части и какие проблемы возникали при её эксплуатации.

Во-первых, давайте разберёмся, что же собой представляет р166-0,5. Основные рабочие элементы это сами передатчики. В сто шестьдесят шестой их три: коротковолновый Артек и две цифровые УКВ станции р-168, знакомые многим связистам в формате носимых ранцевых передатчиков. На других версиях, могут быть иные передатчики, в частности на базе МТЛБу установлен р-164-5(БЯ11). В машине установлены соответственно р-168-100у и р-168-25у, где последние цифры являются индексом мощности и соответственно дальности связи. И если двадцать пятая станция мало чем отличается от ранцевого собрата, и имеет выход на штыревые антенны, то сотая получила дополнительный усилитель и выход на специализированную УКВ антенну, устанавливаемую на девяти метровую составную мачту, что, в теории, значительно увеличивает дальность УКВ связи.

Думаю, прелесть УКВ станций известна всем радиолюбителям - их излучение поддается кодировке, благодаря чему мы можем использовать цифровые программируемые станции. Тут вам и устойчивый сигнал, и подавитель помех, и техническая маскировка. Можно общаться на одной частоте в режиме ТМ и не мешать друг другу, вклиниваясь в эфир соседей. А главное защитить свои каналы о прослушки потенциальных противников. Всё это в комплексе позволяет посредством УКВ средств обеспечить надёжной, защищенной, устойчивой к средствам РЭБ связью подразделения уровня: роты, батареи и даже при необходимости батальонов и дивизионов. Однако ограничение по дальности сигнала, накладываемое его физической природой, резко сужает области применения.

Для дальней связи необходимы КВ передатчики. Для тех, кто не знаком с технической стороной вопроса, напомню школьный курс физики: коротковолновое излучение имеет прекрасную способность отражаться от ионосферы обратно на землю. С одной стороной это позволяет при сравнительно малых энерго-затратах вещать на весь мир, а с другой делает невозможным или почти невозможным оцифровку и форматирование сигнала.

И в Р-166-0,5, что называется, из этого «почти» выжали всё что можно. КВ станция способна работать в адаптивной сети и на защищённых каналах по пакету частот. В теории, это означает, что две радиостанции действительно могут общаться друг с другом на разных концах земного шара, и никто им не сможет помешать. Почему я делаю упор на примечание «в теории»? Потому что на практике это получалось не всегда, но об этом подробнее расскажу чуть позже. А пока, вернемся к устройству станции.

Помимо передатчиков радиостанций и пультов их управления в машине установлены необходимые для адаптивной связи устройства: БАУС - блок автоматизации управления связью, он то и отвечает за адаптивные режимы, такие как работа, в радиальной сети (одна главная - остальные подчинённые станции до 31 машин) иди корреспондентской радиосети («каждый с каждым» до 15 машин), работа по селективному пакету частот в режиме противодействия РЭБ, опрос сети, рассылка служебных команд и т.д. Для корректной работы БАУС необходим БЭЧ - блок частотно временной привязки, позволяющий синхронизировать работу удалённых друг от друга радиостанций.

В комплект входят два приёмника Гелиос. По крайней мере, два было на моей версии в шасси К1Ш1. Позже я видел и четыре в варианте на безе КАМАЗа.

Далее: адаптивный компенсатор помех, модем, а так же средства защиты связи. Пульт начальника радиостанции, и пульты командира машины, планшетиста и так далее. В комплекте имеются два телефонных аппарата для адаптивной связи. Но не те ТА-57, которые соединяются кабелем полёвки, а специализированные аппараты на многожильном кабеле. Вся структура может управляться как вручную, так и через бортовой компьютер — непосредственно из машины, или дистанционно (в реальности дистанционное управление практически никогда не используется, так как большую часть агрегатов все равно приходится включать и отключать вручную, а постоянно держать их работающими нельзя.)

Машина имеет две складные мачты для антенн: телескопическую на 13 метров и составную на 9. Кто хоть раз устанавливал эти мачты на время имеет право считать себя настоящим связистом. В развёртывании позиции именно установка мачт является самым трудоёмким процессом. Посредством тренировок, нашему экипажу из трёх человек удалось сократить время установки самой тяжёлой — телескопической - мачты до 20 минут, общее время развёртывание экипажем из трёх человек составило 30 минут при норме развёртывания станции экипажем из 4х человек в 40 минут.

Радует возможность питания систем от промышленной сети в 380 вольт. Очень удобно при базировании в местах постоянной дислокации. Также в наличии дизельный электрогенератор. Стоит отметить, что на одной виденной мною МТЛБу генератор стоял бензиновый, что очень не удобно. К счастью наши штатные генераторы на БТР с удовольствием питались соляркой. Хочу отметить недочёт на мой взгляд серьёзный. В комплекте силовых кабелей отсутствует переходник на штекеры меньшего сечения, применяемые на переносных бензиновых электрогенераторах. Когда у нас сломался в части «Поросёнок», а другого двойника не было, мы попытались включить две машины параллельно в сеть. Одной была наша р-166-0,5, а другой релейная станция на КАМАЗе. Увы, разъёмы штекеров оказались не унифицированными, а штатных переходников не оказалось на месте. Пришлось работать от своего генератора и жечь солярку.

Машина существует в трёх вариантах шасси. На базе КамАЗа - самая удобная и комфортная версия. В кунге радиста даже помещалась штатные кровать и кондиционер, что очень удобно при круглосуточном боевом дежурстве. Вся аппаратура расположена удобно вдоль правой стены кунга. Штатная укладка фидер и антенных растяжек, дополнительных приспособлений также очень удобна и легкодоступна.

На мой взгляд, пользователя и оператора, связисты, получившие в своё распоряжение сто шестьдесят шестую на КАМАЗе - баловни судьбы. Единственный недостаток этой версии - отсутствие какой-либо защиты. Однако, учитывая, что и броня БТР не даёт защиты даже от ручных винтовок и пулемётов, недостаток этот спорен, учитывая несомненные плюсы в виде не маловажного комфорта.

Вторая версия — станция на базе МТЛБу. Можно сказать промежуточный вариант, и довольно не популярный из-за гусеничного шасси. В большинстве случаев применения предпочтительным оказывалось более мобильное колёсное шасси КАМАЗ или БТР, так как в условиях современной войны переброска мобильных сводных отрядов и бригад осуществляется преимущественно по дорогам и шоссе.

Другая версия, на которой пришлось работать мне, установлена на базе БТР-80 вариант корпуса К1Ш1 для машин специализированного назначения. Она диаметрально противоположна предыдущей в плане комфортабельности. Это именно боевой спартанский вариант. Из плюсов компоновки аппаратуры - везде можно дотянуться, не вставая с вращающегося кресла начальника РС. Приборы включаются последовательно против часовой стрелки - никогда не ошибёшься и не перепутаешь. Но на этом достоинства компоновки кончаются. Укладки крайне неудобны. Чтобы достать их, нужно не мало постараться, а чтобы уложить и того больше. А главное, укладка никогда не влезает на своё штатное место полностью. Одна сумка с растяжками всегда окажется лишней, как бы вы её не запихивали.

О возможности выспаться - её нет. Единственное кресло, раскладываемое в кровать, это кресло начальника станции. И естественно, во время боевого дежурства оно занято. Сменный радист может проявлять чудеса гибкости. Мы спали: на креслах водителя и командира, в кресле планшетиста, но, по общему мнению, удобнее всего было спать на столе планшетиста, положив вместо подушки скатку с фидерами.

Если кто-то скажет, что возможность нормально выспаться это роскошь и излишество, мы ответим: вы не знаете что такое боевое дежурство. Когда радист сутками вслушивается в эфир со всем вниманием, чтобы в шуме помех и позывных услышать свой позывной и вовремя ответить. Усталость и недосып сильно снижают внимание. Но это, конечно, не является технической проблемой станции, и в теории можно уйти поспать в другое место. Но это в теории. На практике, экипаж практически всегда находится внутри машины до окончания полевого выхода или дежурства.

А технические проблемы так же есть, точнее недоработки. Касаются они, прежде всего, адаптивного режима. А именно, его подготовки и настройки. Чтобы лучше понимать о чём идёт речь, рассмотрим как происходит адаптация связи.

Выше было сказано, для работы БАУС необходим БЧЭ синхронизированный с другими машинами. Синхронизация должна быть точной до миллисекунды. По документам существует два способа синхронизации БЧЭ — автоматический и ручной, но по факту он только один — ручной. И это первая техническая проблема. Автоматический алгоритм синхронизации использует систему ГЛОНАСС, для позиционирования машин и определения точного времени. Но сигнал спутника запаздывает ровно на две секунды, делая синхронизацию невозможной. Сами заводчики признают, что этот механизм не работает, но его не убирают, надеясь рано или поздно исправить проблему со спутником.

Остаётся только ручной метод адаптации. Он заключается в том, что приёмник настраивается на сигнал точного времени. Частота легко запоминается: 9999. И далее, используя штатный осциллограф, мы ловим в перекрестие пик этого самого сирнала— такой всплеск диаграммы, как сердцебиение. И эти удары сердца должны точно попадать на центральную отметку. Когда это сделано и на обеих машинах блок настроен в соответствии с СТВ, наши электронные часы практически готовы. Они идут синхронно с часами второй машины. Остаётся только наладить их показания, чтобы они ещё и показывали одинаковое время. И вот тут начинается вторая техническая проблема — нужно дать счёт — произнести в слух какие сейчас БЭЧ показывает часы и секунды: одна, две, три… Чтобы остальные под них подстроились.

Если две машины стоят рядом, можно просто докричаться до соседа. Мы так и делали, когда готовили колонны к движению из Б....а в Б....х и обратно. Но это возможно, только если две машины перед заданием находятся рядом или в одном парке. Можно использовать УКВ передатчик, если докричаться нельзя. Но если машины очень далеко и УКВ не доступно? На этот вопрос заводчики разводят руками. Можно постараться состыковаться в неадаптивном режиме КВ. Один из них предложил созваниваться по обычному мобильному телефону для синхронизации. Но естественно, никому из связистов такая глупость в голову придти не могла, данное действие прямое нарушение устава. Во многих частях использовать мобильную связь в служебных целях категорически запрещено. Так как она легко прослушивается дешовыми стредствами РЭР (радио электронная разведка), которые кстати не легально, но доступно продаются на современном рынке охранных систем. То есть практически любая организация, у которой достаточно финансов и связей, может вас слушать. И это даже не фсб или милиция, а например ЧОПы охраняющие банки, или аналогичные учреждения.

Однако если всё же вам удалось настроить адаптивную сеть хотя бы на двух машинах начинается сказка! Связь чистая, без помех, без вклинивания. Можно задать селективный пакет частот, - то есть список от одной частоты до ста, и компьютер сам выберет частоту, проходимость сигнала на которой выше, без участия оператора. Таким образом работа станций РЭБ или РЭР идёт впустую. Стоит постановщику помех забить одну частоту, станция сама переходит на другую — чистую. И эти салки могут длиться вечно без ущерба для связи. Разорвать такую сеть может только момент ионизации или ионный фронт образованный ядерным взрывом или банальной грозой. Во время учений в КапЯре мы попробовали связаться с оставшимися в Д ребятами. Связь была чистой и стабильной. Мы слышали друг друга, словно стоим рядом несмотря на огромное расстояние.

В адаптивном режиме доступны все встроенные в станцию опции. Однако фактически они не применяются. Равно как и сама адаптивная связь использовалась нами крайне редко. За два года службы мой экипаж использовал адаптацию ровно два раза. Первый — в рамках учений КАВКАЗ-20хх. А второй раз — во время режима усиления КТО в 20хх году, для сопровождения и координации колонн передвигающихся в республике. Отмечу капризность и ненадёжность модема. Он сломался сразу же! И даже после ремонта заводчиков продолжал капризничать и работать скверно. Более ни разу адаптация не применялась в решении поставленных задач. Просто не было такой потребности.

И здесь я хочу вернуться к аналогии с микроволновкой. Дело в том, что машина оказалась на тот момент слишком хорошей для нашей армии. У нас не было ни одного специалиста умеющего работать на них. Заводчики приезжали пару раз, чтобы починить неисправные узлы, и от них мы впитывали крохи информации. Обучение персонала не было налажено вовсе. Весь процесс обучения состоял из самостоятельного чтения инструкции и попыток разобраться методом научного тыка. В таких условиях решающим фактором было наличие во взводе срочников с высшим образованием, способных самостоятельно понять как и что работает. В противном случае, экипаж просто не был способен освоить машину. Лишь под конец службы я дождался прихода молодёжи из учебки, которая должна была изучать эти машины с инструкторами. Уровень их подготовки удручил даже таких самоучек как мы. Во многом из-за того, что кандидаты в связисты не проходили какого либо отбора. Гребли всех без учёта навыков и способностей. В то время, как для работы с подобной техникой изначально нужно отбирать контингент ещё на уровне военкомата, отсортировавшая кандидатов, если не с техническим, то хотя бы технологическим или IT-шным образованием. Понятное дело, что гуманитарий или экономист, или строитель будут смотреть на эксплуатационную инструкцию, как на китайскую грамоту. А ведь наверняка, где-то бывшие на гражданке инженерами-телефонистами копали траншеи в сапёрных или мотострелковых батальонах, в место того, чтобы применять свои навыки по назначению.

Что же получилось? По сути для решения задач, которые нам ставились, все изыски и плюсы радиостанции оказались не нужны. Мы работали по старинке — в неадаптивном режиме. То есть слушали общий эфир, дежурили сутками в наушниках, пользовались криптографическими таблицами и так далее.

Основной нашей задачей была поддержка связи с колоннами курсирующими между пунктами А и Б, а так же взаимодействие с узлами связи ПВО по всему ЮВО. В обоих случаях боевое дежурство велось в обычном неадаптивном телефонном режиме.

Плюсы и достоинства машины этим были сведены на нет! Её по сути использовали в том же качестве, что и старую р-142. Позже, я часто слышал критические отзывы от офицеров, мол они не хотят принимать новые машины, предпочитая выжимать старые изученные до последнего винтика р-142, в то время как с новой незнакомой машиной легко попасть впросак. Но принимать сто шестьдесят шестую всё равно заставляли из-под палки.

Получалась ситуация, когда дорогую профессиональную микроволновку с миллионом функций покупали домой, а в итоге пользовались только одной кнопкой: разогреть! Но ведь это может и р-142! Многие резонно полагали, что целесообразнее вместо БТР с 166-0,5 купить УАЗик с простой КВ станцией. И эффект будет тот же за меньшие деньги!

В чём-то они были правы. Новая станция действительно по началу была весьма капризна. Первым вышел из строя модем, спустя четыре месяца после принятия машины. Его ещё успели починить, пока заводчики были в части. А вот когда машины повезли на учения ПВО в Капустин Яр в поле отказали другие системы. А именно: из строя вышло зарядное устройство бортового компьютера. Через него можно было управлять машиной только пока хватало батарейки. А потом только вручную. Следующий неприятный подарок принесли УКВ станции. На р-168-100у из строя вышел усилитель. По сути машина лишилась дальней УКВ связи. Это окунулось во время во время стрельб батареи комплекса ОСА, которой мы были приданы.

В Капустином Яру очень плохая проходимость УКВ сигнала. Ходит байка, что в советское время там испытали маломощные ядерные снаряды, навсегда испортив проходимость радиоволн. Действительно, там не ловит ничего от мобильников, до спутниковых телефонов.

Из-за аварии усилителя использовать мощную станцию не получилось. Пришлось работать на 25той. Получить связь с «вышкой» не удалось. Только под самый конец стрельб мы смогли связаться с соседями, и уже через них с «вышкой». Если бы помимо нас батарее не была бы придана дублирующая релейная станция — боевая задача была бы сорвана.

Кстати, во время стрельб выяснился ещё один недостаток станции. У неё отсутствует прямой радиовынос. То есть нельзя, как на старой доброй р-142 протянуть длинную полёвку в любую точку и поставить на конце ТА-57, чтобы можно было связаться из любого удобного места. А в бою это необходимо. Радиовынос во время стрельб тянется в командирскую машину батареи. Ведь командир не может метаться между двумя машинами. «Вышка» даёт обратный отсчет готовности перед пуском ракет. Единственный радиовынос заточен исключительно под адаптацию, и в неадаптивном режиме просто не работает. Что самое интересное — клемы под полёвку есть! Но переключить на них радиостанцию невозможно. Они просто превращают БТР в один большой ТА.

И опять заводчики признались — их косяк! Чтобы выйти на связь в обычном неадаптивном режиме действительно нужно быть внутри машины. Выход нашли простой — соединили два обычных ТА-57, и радист просто дублировал в телефонный аппарат всё что слышал по ГГС. Я позже увидел интересный самодельный девайс. Ребята из соседней бригады перепаяли под переходник на полёвку шнур от гарнитуры Пульта начальника радиостанции. Действительно, если включить громко говорящую связь ГГС, то можно обойтись без наушников, а выход под наушники перевести на ТА-57. Но такое кустарное решение доступно не всем и не всегда. Хорошо, когда есть в части самоделкин, дружащий с паяльником. А если такого нет?

Позже уже после службы, не раз слыша критические отзывы о р-166-0,5 от бывших сослуживцев, я выделял одну и ту же претензию: «Нет радио выноса! Как сделать радио вынос!?» Для решения насущных задач, этот изъян оказался наиболее заметным и проблемным. Ходил слух, что в варианте на МТЛБу или КАМАЗ всё же есть нормальный радиовынос. Правда эти или нет, мне так и не удалось узнать.

Подводя итоги можно сказать. Р-166-0,5 опередила своё время. Она появилась раньше, чем наша армия оказалась способной её принять. Из всех доступных опций использовались одна две максимум. А конструкторские просчёты усложняли выполнение и этих задач. Остаётся надеяться либо на то, что в ряды нашей доблестной связи внезапно придут высококвалифицированные специалисты, либо на то, что заводчики наконец исправят проблему автоматизированной адаптации и штатных устройств для простого радиовыноса, чтобы станцией мог эффективно пользоваться и слабо подготовленный срочник, либо на место не желающих учиться и развиваться офицеров придёт новое поколение, открытое новым технологиям. Но в это верится с трудом.

2014 г.

Другие работы автора:
+2
39
21:59
Написано увлекательно, хотя и не понял половины терминов. Обзор, с чувством и переживаниями очевидца и участника всегда хорош, а этот еще и исполнен на хорошем уровне. (+).
22:47
Я предупреждал, что будет скучно и непонятно. Статья для довольно узкой аудитории. И к сожалению, не очень свежая. Но тут лучше перебдеть, чем не добдеть.
22:58
Скучно не было точно.
01:49
+1
Надо фантастику писать, используя такой материал.
Рассказы из жизни Звездного Десанта.
Загрузка...