Раздумья о человке

Автор:
Татьяна Королева
Раздумья о человке
Аннотация:
Так что есть человек?
Текст:

Однажды, путешествуя по Италии, я остановилась в маленьком городке. Мне понравились его улочки с разноцветными домиками, утопающими в зелени садов. Погода располагала к прогулке, и я сняла номер в небольшой гостинице, чтобы отдохнуть и осмотреть окрестности.
Наняв провожатого для прогулки, чтобы не заблудится, отправилась на экскурсию.
Вскоре городок отступил, и нам открылся великолепный вид – повсюду расстилались невысокие холмы, укутанные зеленой пушистой шалью лесов. Тонкие извилистые тропинки разбегались между холмами, зовя за собой.

Мой провожатый уверенно пошел по одной из них. За каждым поворотом открывалось что-то новое: то голубое озерцо пряталось между деревьями, то поляна с высоким разнотравьем посреди леса. Обойдя очередной холм, я взглянула на открывшийся пейзаж и замерла. Я никогда не видела такой загадочной монументальной красоты разрушений: далеко внизу лежали руины какого-то огромного готического здания. Разрушенные стены, фрагменты колонн и арок, казалось, рвались вверх из крепких объятий леса, который опутывал их. И тут же, прижавшись к развалинам, ютился маленький домик.
- Что это за руины? – воскликнула я.
- Это все что осталось от некогда процветающего аббатства – ответил провожатый. – О его гибели существует легенда. Если хотите, я могу рассказать. -
- Да, расскажите, пожалуйста – попросила я

И он начал рассказ.
- Это было давно.
Так давно, что никто из местных не помнит, когда было построено это аббатство.
Так давно, что уже лес вырос на его развалинах.
Молва говорит, что дело было так.
Однажды поспорили Бог и Дьявол о природе человеческой.
- Я создал прекрасное существо - человека. Человек - добрый, великодушный, честный, разумный! Познавать великие тайны бытия, создавать великие произведения искусства, любить может только человек! Человек – лучшее существо на Земле – утверждал Бог.
Дьявол, усмехаясь, отвечал – Ну, конечно, лучшее существо - человек! Только человек может быть предателем, вором, скрягой, фанатиком, уничтожающим любую живую мысль, убийцей и садистом! Ненавидеть и уничтожать все вокруг себя может только человек! Человек – худшее существо на Земле.
- Ты не прав, Дьявол, человека делают таким обстоятельства и духовная неразвитость. Если человек высоко духовно развит, он никогда не опустится до подобного.
- Да ладно, Бог – засмеялся Дьявол. Пороки заложены в сущности человека и при первой же возможности они проявляются. Человек самое несовершенное существо на Земле, которое ты сотворил, признайся!
- Я могу доказать тебе, Дьявол, что ты неправ! – воскликнул Бог.
- Доказать? – спросил Дьявол – Интересно, как? Ну докажи.
- Хорошо! Вот сейчас мы испытаем духовного человека и проверим силу его духа.
- Хм… и кому же ты пошлем испытания?
Они прислушались. Вокруг тишина. Вдруг вдалеке они уловили чуть слышные звуки органа и стройное пение мужского хора.
Дьявол поморщился. Бог улыбнулся. – Вот – сказал он. – Слышишь поют в аббатстве? Это святое место. Вот я и испытаю силу духа монахов. Пойдем-ка посмотрим, что там сейчас происходит.
Они как два крыла невидимой птицы спустились с небес и очутились в аббатстве.
Сегодня в аббатстве отпевали епископа. Пятьдесят лет он возглавлял этот монастырь. И хотя монастырь существовал уже ни одно столетие, при нем он достиг пика расцвета. Все работы, кроме самых насущных, были прекращены, люди прощались с епископом.
- Печальное зрелище – сказал Бог, - но он был хорошим человеком и духовным наставником. Душа его найдет достойное место в высших мирах.
- Хм, ну вот и славненько, - потер руки Дьявол – одним святошей на Земле меньше. Слушай, Бог, а давай пошлем им в испытание нового епископа, который будет не столь праведен как прежний? Хотел бы я посмотреть, что с ними станет!
- Ничего с ними не станет. Ничто не может уничтожить духовное начало в человеке! – ответил Бог.
- А вот мы и посмотрим! –
- Ну хорошо. Пошли.

И через секунду они оказались в огромном зале, в котором шло заседание высшего духовенства.
- Братья, решается вопрос о назначении нового епископа в аббатство на смену оставившего нас.
- Предлагается кандидатура Михаэля. Это достойный святой отец, прославившийся великими духовными делами. - Есть другие предложения?
- Нет, нет, других предложений нет, - откликнулись из зала. - Это достойнейший епископ!
Демон щелкнул пальцами…и вдруг послышался голос: - А я предлагаю отца Юлия! И хотя он совсем недавно у нас, но показал себя очень доброжелательным и мягким человеком, который со всеми может найти общий язык. Это исключит возможные ссоры среди монахов в такое непростое для них время! -
В зале все стихло. Через несколько секунд послышался сначала едва слышный, затем все усиливающийся гул голосов.
– Да отец Юлий, похоже лучший вариант.
- Выберем отца Юлия.
- Как мы раньше не подумали про него! Он лучше всех подходит на эту должность.
Несколько голосов, которые продолжали поддерживать кандидатуру Михаэля, потонули в общем шуме.
Председательствующий растерянно молчал. – Хорошо - наконец, сказал он – Будем голосовать!
Голосование прошло быстро. Большинством голосов был избран епископом в аббатство отец Юлий. Его кандидатуру направили Папе на утверждение.
- Вот это называется, бес попутал – смеялся Дьявол. Бог, нахмурившись наблюдал.

Новый епископ прибыл в аббатство через два дня в ясное солнечное утро. Пораженный величественностью стен монастыря вошел в ворота. Он шел, опираясь на посох, по мощенной площади, небольшого роста, кругленький, с большой лысиной и мягкой улыбкой. Маленькие глазки его внимательно осматривали все вокруг и казалось, что ничто не может укрыться от них.
Первое собрание новый епископ провел в тот же день.
- Приветствую вас, Братья! Я рад, что буду нести службу Господу нашему вместе с вами! Меня поразило великолепие аббатства, то разнообразие наук и искусств, которым вы посвящаете свое время. Да будут благословенные ваши дела!
Однако, Братья! Меня также поразила скудость вашего стола и одежды! Такие достойные монахи вправе питаться и носить одежды, которые соответствует их высокой нравственности.
И посему, я предлагаю несколько сократить занятия науками и искусством, и часть времени направить на мирские дела. Думаю, нам нужно построить пивоварню и продавать пиво местному населению, что существенно повысит доход аббатства, а значит обеспечит более достойное питание и одежду всем членам братства! –
Стало очень тихо. Вдруг раздался чей-то растеренный голос: - Как же так? Ведь мы хотели сделать пристройку к библиотеке и расширить зал иконописи? Почему пивоварню? -
Постепенно возникающий гул становился все сильнее. Появились даже спорящие: одни встали на сторону нового епископа, другие говорили о необходимости духовных занятий и об удовлетворении только минимальных потребностей, что приветствуется в монастырской жизни.
- Братья! Не спорте! – с мягкой улыбкой обратился к присутствующим отец Юлий.
- Я не хочу вводить что-то новое против вашей воли! Пусть те, кто считает возможным, большую часть своего времени посвятить физическому труду, займутся этим, а остальные пусть занимаются тем, чем и прежде! Собрание закончено. Прошу разойтись по своим делам. Останьтесь только те, кто согласен уделить больше времени мирским делам.

- Вот так все и началось – вздохнул мой рассказчик. Он помолчал, задумчиво глядя на развалины.
- Неужели такое незначительное разногласие привело к гибели аббатства! – удивилась я.
- Не значительное? Не скажите. Епископ разделил людей. Слаб человек, и, когда он добровольно вступает на путь монашества, человеческие слабости ему не чужды, не у всех хватает сил их победить.
Ну слушайте дальше. Как говорят, разделивши монахов, он разделил и их материальное содержание. Епископ считал справедливым, что если монах приносит больше дохода аббатству: растит и печет хлеб, варит и продает пиво в округе, следит за козами, занимается другим трудом, то значит он в большей степени, чем другие имеет права на этот доход: больше заработал – лучше питаешься, добротнее и теплее одеваешься. Получилось так, что простые мастеровые в монастыре ходили в теплых одеждах, ели сытно и даже пили вино, чем те монахи, что занимались духовной работой и не приносили большого дохода. В аббатстве появились раздельные столы с различными блюдами, различные одежды, различное убранство в кельях… Зависть и обида – плохие советчики, начались ссоры и дрязги среди монахов. И вот однажды в шуме очередной ссоры завязалась драка. Накопившаяся многомесячная обида вырвалась наружу, снеся все на своем пути. Гвалт, крики, ругань и вдруг ужасный мужской вопль огласил монастырь. Все оцепенели. В мертвой тишине было слышно, как бьется шмель в стекло окна… Люди попятились к стенам, в центре зала на полу, неестественно вывернув голову, лежал мертвый мужчина. Над ним стоял монах с искаженным от бешенства лицом и сжатыми кулаками. Далекий дьявольский хохот не услышали люди, с ужасом смотря на труп. Послышался крик, он нарастал, нарастал и уже казалось, от ужаса кричат даже стены аббатства – это кричали, обезумев от страха люди. Этот крик отрезвил убийцу. Он недоуменно посмотрел на лежащего, ужас охватил и его. Лицо его стало мертвенно белым, схватившись за голову, он в отчаянии бросился бежать. Все бросились врассыпную. Только два монаха остались на месте. Они медленно подошли к погибшему брату и встали на колени. Всю ночь молились около него, прося простить их, а едва различимый лик Бога печально смотрел на них.

***

- Вот такие дела – вздохнул рассказчик. - Так был покинут монастырь. Говорят, что утром епископ, убегая, чтобы скрыть следы преступления, взорвал пивоварню. Она находилась как раз рядом с тем зданием, где убили монаха. Оно тоже пострадало от взрыва, камнями засыпало весь зал, едва не убило и тех двоих, что читали над убитым отходную. Но они выжили. Вон видите маленький домик? Это они построили. Не захотели уходить. Монахи уже состарились здесь и ходят слухи, что в их домике собраны сокровища! Они всю жизнь по крупицам собирали из-под обломков уцелевшие рукописи, иконы и восстанавливали все что можно было восстановить. А с позапрошлого года они открыли тут воскресную школу. Посмотрите, там у дороги сидят двое. Это они. Наверное, ждут своих учеников.
- Вот и получается, что выиграл Дьявол? – горестно спросил провожатый. -
- А может и не выиграл, ведь если бы все отвернулись от духовных дел, то и не было ссор и обид. И не было бы этих двух монахов, которые, не смотря, ни на что, собирают по крупицам реликвии и передают их ученикам.
Долго в моей голове еще звучал рассказ провожатого и странные вопросы не давали мне покоя.
Так что есть человек – совершенство мира, его венец, его надежда или все самое подлое и низкое, что есть на свете?
Как может человек вмещать в себя несовместимое?
Быть может человек, это и есть та самая птица, у которой два крыла – крыло Бог и крыло Дьявол. Не научившись еще хорошо летать, птица заваливается то на одно, то на другое крыло, падает и бьется в бессилии? И как птица, овладевшая полетом, летит свободно и легко, и становится настоящей птицей, так и человек, подчинив своих демонов и богов, сделается истинно свободным, и станет по-настоящему Человеком?

Что будет с Человеком, когда он станет истинно свободным? Куда направит он свой путь? Что захочет сотворить? Только ему одному, это известно…

Другие работы автора:
0
01:45
698
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Владимир Чернявский

Другие публикации