Мой опыт НФ-2018, или Кое-что о профдеформации

Автор:
Ольга В.
Мой опыт НФ-2018, или Кое-что о профдеформации
Текст:

Редактор – существо беспощадное и непрошибаемое. Проработав выпускающим редактором много лет, я привыкла никак не реагировать на эмоциональный посыл в текстах. Впрочем, иногда при прочтении очередного опуса я испытывала сильные эмоции. Обычно очень хотелось при встрече с «йуным аффтаром» крепко схватить за шкирку и тыкать, тыкать носом в эти погадки, приговаривая: «Кто это сделал, а?! Будешь ещё?!»

В научной среде не принято щадить чужие чувства. Редактор в лучшем случае скажет: «Ладно, пойдёт…» - и это высшая похвала. А может и швырнуть красную от правок распечатку, комментируя: «Сплошная вода! Резать и резать, а первый абзац – просто ахинея, кто вас вообще рекомендовал?!» Пройдя такую школу жизни, начинаешь абсолютно любую критику воспринимать конструктивно, находя зерно истины в каждом отзыве.

Так вот, первое открытие на НФ для меня в качестве автора: это необычайная деликатность, с которой писали отзывы на мой рассказ. Каждый из авторов применил обороты вроде «впечатлило, интересно, приятно читать». Сроду такого не слыхав про свои тексты (в научной среде эмоции – проявление если не дурости, то слабости), я впала в некоторое смущение, но даже не оттого, что вышла в группе на 4-е место по баллам, почему-то обогнав рассказ, который заведомо считала победителем (кстати, странно, что он не прошёл дальше). Смутило меня ощущение, похожее на укол совести – я-то свои отзывы писала, как привыкла, то есть беспощадно. Профдеформация, знаете ли…

А второе открытие внесло свою лепту в извечный спор на тему «Что лучше – идеально вычитанный фуфел или замусоренный шедевр?» Матёрый редактор способен прочитать и понять смысл любого текста, какое бы «многабуковье» не развёл автор. Но отношение к тексту будет соответствующее. И вот я наткнулась на рассказ, состоящий из кучи стилистических и грамматических ошибок, щедро приправленных невпопад рассыпанными по строчкам запятыми и многоточиями. В поисках сюжетной лини понемногу вчиталась… Вдруг весь этот мусор отступил, как грязная пена прибоя, и за ним открылось море чувств и переживаний автора. Да, написано это было несовершенно, но именно так, сбивчиво и очень лично, рассказывают по-настоящему берущие за душу истории.

Вы когда-нибудь видели живое сердце, бьющееся в распахнутой грудной клетке? Я – видела. На первом курсе биофака. Незабываемые впечатления. Похожее чувство я испытала, когда читала этот рассказ. Только закончив чтение, я поняла, что всё это время слёзы текли по лицу. Да, отмороженный редактор плакал над текстом начписа, и не от смеха, а от искреннего сопереживания. Просто невероятно, что это произошло.

Эти два удивительных открытия заставили меня сделать важное признание. Не знаю, хватит ли мне пороху участвовать в НФ-2019, но читать я определённо буду, комментарии обещаю по-прежнему объективные, но куда более добрые. Чес-слово!

+11
21:36
841
21:45
+2
Сдается мне, вас деформировало вторично. Теперь вы знаете — другой мир существует.
21:46
+4
Вот и я о том же crazy
21:59
+1
А можно узнать- какой из рассказов слезами отозвался? И ваш рассказ я бы прочла с удовольствием. Профессиональный редактор — это должно быть интересно!
16:45
«Так не бывает», 8 группа. Он стоит прочтения. И не только я это увидела, посмотрите комментарии и таблицу отзывов, там тоже народ со слезами пишет. Кстати, первоначальный вариант прустовской рукописи «В поисках утраченного времени» выглядел приблизительно так же: обилие перегруженных предложений и многоточий, за это ему отказали все издательства, в которые он обращался.
22:04
+1
Любопытное наблюдение.
Хотя мне кажется, здесь Вам посчастливилось столкнуться с исключением из правил. Редко когда безграмотно изъясняющийся человек может выстраивать гладкое повествование.
Вам очень повезло и это прекрасно!:))
P.s. Мне тоже любопытно, о каком рассказе Вы говорите…
22:24
Это все хорошо, но вы написали блог, а не публикацию. Нужно бы перенести куда надо.
16:15
+1
Согласна, но пока что не нашла, куда и как. Я тот ещё пользователь. Поэтому выбрала раздел «Другое», хорошо, хоть не «Поэзия».
23:24
+2
Ни в коем случае не переходите в группу восторженных читателей, нас тут и так предостаточно, а вот хороший редактор — это дефицит!!! Вы нам нужны! Буду рада любому, даже самому жесткому разбору.
16:20
+1
Хорошо, учту)))
23:34
+3
От лица пишущих начписов выражаю благодарность! Мало у кого слёзы брызжут из глаз! всё чаще кровавые
Таким отзывом вы провоцируете людей на совершенствование! Спасибо )
00:23
«Комментарии обещаю по-прежнему объективные, но куда более добрые. Чес-слово!»
Объективные и добрые — это антонимы. Или объективные, или добрые
Если человек графоман, как вы ему об этом скажете по-доброму?
16:17
В следующем комментарии за меня уже ответили.
01:05
+2
А мне кажется, любую критику, в том числе объективную, можно и нужно выражать корректно. Это не значит, что нужно осыпать автора незаслуженными похвалами, но это значит, что обратную связь нужно давать без желчи, сарказма и перехода на личности. И, разумеется, с конкретными примерами. А то когда некоторые комментаторы, например, из коммента в коммент обвиняют авторов в одном и том же (злоупотреблением неологизмами, например), но примеров не приводят, остается заподозрить таких комментаторов либо в незнании того, что такое тот самый «неологизм», либо в том, что тексты-то, на самом деле, особо не читаются.
Мне друзья с психфака рассказывали, что, чтобы критика принесла максимум пользы, ее нужно строить по принципу бутерброда (плюс-минус-плюс), то есть сначала сказать какие-то добрые слова, найти, за что похвалить, потом подробно с примерами объяснить, что не так, а потом опять сказать что-то одобряющее. Тогда критический комментарий будет правда полезен, а не покажется негативом ради негатива. Как-то так.
И согласна с комментатором выше: профессиональный редактор, готовый помочь советом, это очень ценно :)
01:11
+2
Точно неологизмами? Не канцеляризмами?))
01:24
+4
Интересное у вас наблюдение, да. Попробую сейчас сформулировать своё.

В обсуждениях к моему рассказу некоторые товарищи развели срач. Другие приходили за тем, чтобы выстроить свои предположения по поводу личности автора, а не обсудить текст. Третьи обвиняли автора в чём-то, указывали ему о чём можно писать, а о чём нет, бгг. Были даже явные или неявные оскорбления автора. То есть меня, да.

Вкладку с отзывами я открывала в ожидании такой же вакханалии. Но — нет! Большая часть из них оказались адекватны, вменяемы и вообще нормальны. Нашлись даже те, кто правильно понял рассказ. На контрасте с тем, что я наблюдала до этого, я мысленно пожала им руку. bravo
01:32
+2
У меня, кстати, тоже очень приятное впечатление об отзывах. Почти все (за, по-моему, буквально одним исключением) были очень конструктивны, по делу — причем и положительные, и не очень положительные) Все корректно указывали на недостатки, давали полезные советы. А вот в комментах и вправду бывало всякое, в том числе и вещи, похожие попросту на провокации.
Видимо, с комментами дело в публичности просто и в возможности задеть донести что-то до автора еще до подведения итогов этапа.
01:41
+2
Ну, в отзывах у меня было побольше неприятных исключений, но в сравнении с тем, что было — можно сказать, что их и не было)

По комментам у меня сложилось впечатление, что дело не сколько в возможности донести что-то до автора, сколько в возможности повлиять на оценки контрольной группы. Ну, то есть как бы вот зайдёт человек из оценивающей группы, чтобы написать отзыв, прочитает комментарии остальных, ну и фиг знает не повлияют ли они на его мнение и оценку рассказу.

Во всяком случае те неприятные исключения в отзывах были будто кратким пересказом срача под рассказом, оценки были соответствующие. Ну, и результаты отборочного этапа показали, что срач в комментах разводил как раз товарищ с моей же группы. Видимо, ему это казалось тогда гениальным стратегическим ходом)
01:49
+1
Да, к сожалению, эта тема с влиянием отзывов на мнение оценивающих явно имела место… Но неясно, как ее можно было бы избежать — разве что полностью закрыв и комментарии, и возможность ставить плюсы-минусы к конкурсным работам.
01:51
+3
Увы, но такой вариант совсем не выход(
02:05
+1
Согласна!
02:46
+2
А я говорил, да? Я же всем говорил!!! За ошибками может скрываться та самая душа и если ее найти и отдать текст корректору или другу у кого норм с ошибками, будет ништяк
22:53
+2
Просто… Огромное спасибо. Здесь и правда случай не совсем типичный… ))))) (Намётанный глаз редактора))))). Как так вышло… Если интересно. В процессе размахнулся на повесть — роман — а когда дошло, что 1 — вторичность всё же некоторая, 2 — «эй, тормози — конкурс же»!!! Эх. На вычитку и (пере)компоновку — облегчения конструкций (тяжеловесные кой где до жути, да) не было времени — сил — получилось очень «сыро». С языком — совершенно верно — ну слишком сложно. Ничего, мне уже напинали. Да и вообще — здесь, в мире фантастики — я начпис. Свои правила. Так что комментарии против, даже неколько, э, предвзятые )) — тоже принял. Но вы… Вы не из фейри сами-то будете, Ольга? =))) Кстати… Так бывает =))). Но вы только никому не говорите). Пруст… Ой. Нет. Слишком круто. Начпис. Небезнадёжный. Нужны техника — работа, работа — техника. Впрочем, это я уже говорил. Спасибо!!! С огромным уважением. Да, не зря пыхтел около недели. Вот точно — не зря. Хороший портал!!! И конкурсы интересные!!! smile И люди. =)
01:03
+1
Теперь пишите роман. Верю, что получится)))
11:36
+1
Успехов в творчестве вам. Я тоже биофак. Приятно познакомиться)))))))
21:31
Спасибо, коллега!
11:57
А почему не в блогах?
21:31
Да я с удовольствием исправлю локализацию. Вы подскажите — как?
21:38
Боюсь, исправить не получится. Разве что продублировать в блог.
15:01
НФ оно такое, затягивает...
/впрочем кое-кто тоже предвкушал весь год с НФ 2016… но не пришел даже почитать /
15:17
Право слово, какие люди! Сара на огонек заглянула! Приветики))
13:54
Загрузка...
Светлана Ледовская №2