Линия жизни.Глава шестая. Верхотурье. 1957год.

  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Владислав Погадаев
Линия жизни.Глава шестая. Верхотурье. 1957год.
Аннотация:
Что представляла собой школа-интернат №46 города Верхотурье в 1957году.
Текст:

Новое трёхэтажное здание школы меня впечатлило, показалось огромным, интернат также пришёлся по душе. Неожиданно? Казалось бы, мальчишка из таёжного посёлка должен был растеряться и потеряться, но, во-первых, я не терялся даже в тайге; во-вторых, с Платины прибыл не один, а в составе целого коллектива одноклассников; в-третьих, очень быстро перезнакомился со всеми сверстниками, съехавшимися с других территорий района.

Особенно подружились мы с Витькой Козловым с разъезда «Актай», так как были примерно равны физически, ну и по способности к озорству наши натуры тоже совпадали идеально. Скоро к нам примкнул и Коля Заплатин с нашей же Платины. Дом Заплатиных стоял на правой стороне посёлка, я жил – на левой, а, значит, по всем негласным законам мальчишеской жизни Колька был человеком из другого, как бы вражеского лагеря, но здесь, в Верхотурье, мы оба считались платинскими, и это нас объединяло. Кроме того, вскоре его семья переехала на разъезд «Коптяки», что расположен ближе к Серову, поэтому какие-то бывшие разногласия быстро стерлись, и мы сдружились.

Немного погодя, наша троица стала инициатором и организатором всех художеств и развлечений в интернате. Естественно, все ребята нашего возраста примкнули к нам.

На тот момент у меня обнаружилась прекрасная память: я отлично запоминал всё, что рассказывал на уроке преподаватель, если, конечно, не баловался и не был с этого урока удалён, что частенько случалось. Поэтому учебники обычно даже не раскрывал.

После школы ребята и девчонки собирались в общей учебной комнате интерната и делали домашнюю работу. Быстро выполнив письменное задание - куда от него денешься – я доставал из кармана резинку с пульками, скрученными из бумаги, и начинал расстреливать задумчиво склонённые головы своих однокашников. Вероломно атакованные, они, естественно, тут же пытались нанести обидчику ответный удар своей артиллерией. Воспитатель быстро вычисляла организатора перестрелки, что, учитывая сложившееся у неё за этот короткий период времени определённое мнение обо всех обитателях интерната, было, в общем-то, несложно. Я получал по шее – существовал такой педагогический приём – и за плохое поведение, а также с целью обеспечить остальным ученикам возможность бесперебойно впитывать знания, удалялся с занятий, чего, собственно, и добивался. Вслед за мной, немного погодя, выметались и Колька с Витькой. Обеспечив себе таким способом свободное время, мы до ужина шли шататься по посёлку или убегали играть на какую-нибудь стройку.

Учебная неделя у нас была пятидневной, и каждую пятницу, после окончания уроков, мы на электричках отправлялись по домам, а в воскресенье днём возвращались обратно. Бабушка давала мне на билеты десять рублей. (После денежной реформы шестьдесят первого года это стал один рубль.)

Получив деньги на проезд, билеты мы, конечно, не покупали и бдительно следили, чтобы не попасть в капкан ревизорам, которые начинали обход либо с первого, либо с последнего вагона. Обнаружив контроль, мы организованно отступали в середину состава, а на остановке выскакивали на платформу и перебегали в уже проверенный вагон. Проколов не случалось никогда, и тратили мы сэкономленные десять рублей уже на какие-либо свои радости в течение недели обучения.

Прибыв к месту дислокации и имея в запасе ещё полдня свободного времени, мы небольшим коллективом наиболее отчаянных парней шли в город Верхотурье. Напрямую – не по дороге – это было всего километра три.

Больше всего нам нравилось проводить время на берегу Туры, там, где за толстыми крепостными стенами Верхотурского кремля размещалась МТС. Внутри стен с давних времён были устроены проходы – идеальное место для игр.

Ещё мы очень любили забираться на стены Свято Троицкого собора, в котором тогда располагался какой-то склад. На куполе колокольни и одном из куполов собора сохранились покосившиеся ажурные кресты, сверкавшие позолотой; с других кресты были сбиты, и поблёскивали в траве недалеко от храма у заброшенных и заросших могильных плит. Помню, с левой стороны, если смотреть с городской площади, там, где крепостная стена примыкает к стене храма, находился вход в подвал: две небольшие железные дверки, напоминавшие большие печные заслонки. Пролезши через них, мы могли вставать в полный рост. Через несколько метров ход упирался в большую дверь, заваренную намертво. Нам очень хотелось попасть туда и узнать, куда же она вела, но это, конечно, было бесполезно. А ведь ходили слухи, что подземные ходы соединяли не только кремль с монастырём, но и, проходя под дном реки, вели на тот берег. Где-то в конце века, после реставрации, я пытался найти этот вход, но он был заложен и заштукатурен.

По винтовой лестнице колокольни мы добирались до самой звонницы, вот только колоколов там уже не было, но всё равно было страшно интересно: ведь это самое высокое место в городе, и всё Верхотурье с него – как на ладони.

С высоты хорошо просматривался расположенный по соседству Свято Николаевский монастырь. Окружённый крепостной стеной, он в то время был превращён в колонию для несовершеннолетних преступников. Мы часто видели их на монастырских стенах, затянутых колючей проволокой, пытались даже перекрикиваться, но под окриками охранников убегали. Было как-то неуютно и жутковато видеть ребят чуть постарше нас в таком положении.

Но вернёмся к школьным делам. К середине учебного года я уже полностью освоился – учёба давалась мне легко; правда, ей мешало озорство, из-за которого меня частенько удаляли с уроков, но, в основном, всё шло нормально.

В интернате нас приучали к полной самостоятельности. Ежедневно в корпусе оставалось четверо дежурных: по «мужской» и «женской» половине и по кухне – в школу они в этот день не ходили. Обязанностью дежурных было вымыть полы, истопить печи (топили углём), натаскать в умывальники воды и прочие хозяйственные дела. Девочки помогали на кухне. Дежурили все по очереди. Руководила всем процессом кастелянша, которая жила в маленькой комнатке при интернате вместе со своей дочерью. Мы, пацаны, считали кастеляншу «вредной», но, как я сейчас понимаю, именно благодаря этой «вредности» в нашей жизни поддерживался определённый порядок. Вообще, это была одна большая семья, и когда ребята приходили из школы, в интернате было чисто, тепло, готов ужин. Все вместе чистили во дворе снег, заливали небольшой каток. Если привозили уголь, мы, разделившись на небольшие звенья, сгружали его в дровяник. Эти правила были одинаковы для всех, никакие отказы не принимались. Разве что по болезни. Все интернатские были из простых рабочих семей, с детства приучены к домашнему труду, поэтому относились к исполнению обязанностей с пониманием.

+6
18:57
463
18:46
+1
К середине учебного года я уже полностью освоился – учёба давалась мне легко; правда, ей мешало озорство, из-за которого меня частенько удаляли с уроков, но, в основном, всё шло нормально.

здесь, на мой взгляд, можно убрать часть про
из-за которого меня частенько удаляли с уроков
потому что про этот факт уже выше оговаривалось. идет как ненужное повторение, так как читатель уже осведомлен о частом удалении гг с уроков)
побродила по интернету, почитала про Верхотурье))))
спасибо!
Добрый день, Рената! А я при помощи этой книги нашёл свою соседку по интернату — на ОК! В конце марта она приезжала в Екатеринбург и мы вместе съездили в Верхотурье, навестили нашу школу. Интерната там, правда, уже нет — даже здание не сохранилось. А Вам понравилась история про чудесное спасение иконы?
У нас на Урале исторических памятников немного, а вот на Литнете есть автор Алекс Ларь — пишет исторические романы. Он живёт в городе, где история — буквально под ногами: начнут коммунальщики рыть траншею — и попадут в какое-нибудь подземелье. Я от души завидую мальчишкам этого города!
За подсказку — спасибо! обязательно проверю!
20:59
+1
я пока не читала про спасение. я медленно иду по вашей «Линии») смакую)
рада, что вы встретили соседку. очень хорошо получилось.
Это уже было в главе «Красная горка» — про чудесное спасение иконы Спаса Нерукотворного из горящего Троицкого собора. Она упала в реку и доплыла до села Красногорское, где и хранится до сего дня. Вот цитата: Село Красногорское — это одно из старейших на Урале русских поселений. Оно было основано на высоком живописном месте первопроходцами Сибири — казаками атамана Ермака Тимофеевича.
Первый сельский храм был деревянным и сгорел от пожара в 1730 году. Вместо него был построен другой деревянный храм, который за ветхостью разобрали в 1820-м.
Также в селе усердием купца Петра Пинягина была построена часовня для древнейшего, особо почитаемого образа Нерукотворного Спаса, находившегося в селе Красногорском с 1738 года. В том году в Верхотурье случился пожар, в котором сгорело 242 дома. Древний Троицкий собор был объят пламенем. Церковное имущество и иконы были вынесены на берег Туры за крепостную стену. В числе прочих была вынута из иконостаса икона Спасителя, которая упала в реку и по течению приплыла в село Красногорское. Явление иконы сопровождалось чудотворениями. Образ был принят с подобающей честью.
Третий, каменный красногорский храм был заложен в 1802 году. Центральный придел был освящен в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А первый придел, освященный гораздо раньше, был назван в честь Великомученицы Екатерины.
Строился храм на добровольные пожертвования и трудами прихожан под наблюдением местного священника Стефана Земляницына, который был и архитектором. В 1821 году храм был обнесен каменной оградой, а спустя полвека был заложен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая и через год освящен.
С 1922 года в храме прекратились богослужения, здесь были склад, клуб, магазин, спортзал. Только через 70 лет, в апреле 1992-го здание возвратили Екатеринбургской епархии…
Это есть в бумажном варианте в виде сноски (исторической справки) Из интернет-версии я все сноски удалил
22:08
А мы в школу ходили пешком в соседнюю деревню за 8 километров! А вам слабо?
13:33
+1
Эх, а я добегала до школы за минуту. А если через забор, что я частенько делала, то еще быстрее
13:36
+1
Очень интересная глава, Владислав. Столько нового у вас — самостоятельная жизнь в интернате, другой детский коллектив, монастырь, ви на детскую колонию. А язык вдруг сделался очень официальным и канцелярским. Про детские шалости можно написать по другому, чтобы читалось не как отчет преподавателя средней школы, а как воспоминания мальчишки
Видимо, всё же уже не мальчишки(((, а взрослого дядьки, поднаторевшего строчить отчёты)))
21:58 (отредактировано)

Я — самый модный, в вельветовой куртке на молнии))
Загрузка...
Владимир Чернявский

Другие публикации