Линия жизни. Глава восьмая. До всеобщей реформы образования.

  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Владислав Погадаев
Линия жизни. Глава восьмая. До всеобщей реформы образования.
Аннотация:
Советская школа конца пятидесятых
Текст:

Про учёбу в шестом классе что-то особенное сказать не могу, она прошла спокойно, без каких-то ярких, засевших в памяти моментов. Правда, два преподавателя запомнились на всю жизнь. Это учитель математики Васнина Валентина Васильевна и учитель истории Попов Александр Васильевич.

Валентина Васильевна каждый урок начинала с устного счёта. Она называла два числа и действие, которое необходимо с ними произвести; ученик, первым давший правильный ответ, получал плюс, за неправильный – минус. Тот, кто набирал пять плюсов, получал пятёрку; четыре - соответственно, четвёрку. Единицы, двойки и тройки не ставились. Положительная мотивация!

Валентина Васильевна научила нас быстро считать в уме, производя арифметические действия без каких-либо письменных вычислений. Такая разминка длилась около десяти минут, затем начиналась новая тема. Чаще других победителями в этой экспресс викторине оказывались Володя Коптяков, Витя Лобанов и я.

Другие одноклассники в этом аттракционе частенько от нас отставали, а мне он не раз помогал исправить колы и двойки, полученные за «подвиги» на уроках математики: за плохое поведение я частенько выметался с урока, попутно огребая единицу в журнал. Несмотря на это, алгебра и геометрия были моими любимыми предметами, так как их не нужно  тупо зубрить: достаточно логически мыслить, а этому Валентина Васильевна нас научила.

История тоже была предметом, к которому я, благодаря Александру Васильевичу, неравнодушен до сих пор. Это был учитель от Бога: он так преподносил материал, что не слушать было невозможно! Кроме того, к каждому изучаемому в соответствии со школьной программой историческому периоду или событию Александр Васильевич подбирал художественные произведения, в доступной и интересной форме повествующие о той эпохе. Порой я не мог дождаться конца уроков, чтобы первым бежать в библиотеку.

Из-за особенности строения черепа у историка было прозвище «Кумпол» - необидное, наоборот, с оттенком уважения. Несмотря на очень плохое зрение, он был прекрасным спортсменом: отлично играл в волейбол, подвязав - для надёжности - верёвочкой очки с толстенными линзами.

Ещё хочу упомянуть о том, как проводились  уроки физкультуры – никакого сравнения с тем, что происходит сейчас. У нас было всего два урока в неделю, но мы знали, что такое кольца и брусья, умели прыгать через «козла». Зимой бегали на лыжах. Помню, как-то раз, после прохождения дистанции, учитель, взглянув на мои уши, принялся растирать их снегом. Уши начали гореть огнём, а потом распухли – отморозил.

Когда на реке вставал лёд, катались на коньках-дутышах, благо, этого добра у нас было – хоть завались. В то время в Верхотурье работал завод, выпускавший коньки. Впоследствии его перепрофилировали на выпуск кроватей, а в наше время, благодаря достаточно большому количеству брака, мы имели то, что тогда мог купить далеко не каждый. Вся бракованная продукция завода вывозилась на свалку, которая находилась на повороте дороги, ведущей от станции в центр города. Вот тут мы, как и всё Верхотурье, отоваривались коньками любых размеров, а затем, разрезав на ленточки сыромятные гужи от старых хомутов, привязывали дутыши к валенкам и устраивали гонки.

На уроках начальной военной подготовки нас учили стрелять из малокалиберной винтовки – мелкашки, для чего на пришкольной территории был при участии старших школьников построен тир.

Так же, при участии школьников, был разбит школьный сад. Мы сами копали лунки под саженцы, насыпали на дно «пирамидки» питательной смеси и сажали плодовые деревья. Я и сейчас мог бы указать, где растёт «моя» яблоня.

В первую половину года моя школьная жизнь проходила относительно спокойно: боялся, что вытурят из интерната. Как всегда, по пятницам разъезжались по домам, в воскресенье возвращались, используя свободное время для путешествий в Верхотурье. Осенью обследовали Свято Троицкий собор и стены кремля, зимой катались на коньках или лыжах. «Новый год» тоже прошёл без эксцессов, а вот второе полугодие, особенно его окончание, опять было отмечено несколькими «подвигами».

Весной вообще наметилось некоторое равнодушие к учёбе: сказывалась накопленная за зиму усталость. Сжатая пружина должна была в конце концов расправиться. Мы начали коллективно прогуливать занятия и ещё больше баловаться на уроках, добиваясь удаления из класса. Моя соседка по парте Аля Яценко была и моей главной жертвой – именно её я допекал своими выходками. В итоге опять получил предупреждение о том, чтоб на следующий год на проживание в интернате не рассчитывал.

+6
21:49
486
13:24
+2
Вот я вроде все внимательно читала) даже перечитала)
но никак не могу понять, почему ЛГ живет в интернате, при полной-то семье?
всё спросить хочу)
Спасибо за очередную главу!
Добрый день, Рената! Рад Вам! Про «полную семью»- это слишком. Не знаю, как у других, но в данном случае мачеха не стремилась заменить ГГ мать. А интернат потому, что в посёлке была только начальная школа, именно этим тот интернат и отличался от интернатов, с которыми я сталкивался в 70-80-х в г.Екатеринбурге. В этих интернатах обучались либо слабовидящие, либо слабослышащие, либо УО дети. Ещё вариант — социально запущенные. Интернат в Верхотурье изначально был предназначен для детей железнодорожников, попадали туда и дети из таёжных посёлков, где не было школ-десятилеток. В силу возраста Вы вряд ли помните книгу и фильм «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» — повесть Рувима Фраермана, написанная в 1939 году. Впервые была опубликована в литературном журнале «Красная новь», затем вышла отдельной книгой в издательстве «Детгиз». В 1962 году по мотивам повести снят фильм Юлия Карасика «Дикая собака Динго». В 2013 году повесть включена в список «100 книг», рекомендованный школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтенияю. Там — интернат для детей оленеводов и полярников, здесь — интернат для детей железнодорожников и работников лесоучастков.
21:00
+2
Благодарю за пояснения.
Про полную семью я имела в виду состав) чисто математическую составную)
Да я понял — так уж, повыпучивался. )))
09:31
+2
интернаты почти при всех средних школах были, это только в последние пару десятков лет появились школьные автобусы.
Не знал. Спасибо за информацию!
12:26
+2
ну так зато и позакрывали повсеместно восьмилетки, даже начальные не везде оставили. Одна средняя на полрайона, и свозят за двадцать км, а частенько и подальше, хоть и не положено.
Да, об этом знаю не по наслышке. На родине моего тестя, в Поволжской деревне, сельчане, чтоб школу не закрыли, содержат учителя на собственные средства. Так управление образования заставляет его платить за лицензию на право использования в работе образовательных программ!!! Иначе образование детям засчитано НЕ БУДЕТ!!! Как Вам это?
13:31
+3
маразм крепчает. Оптимизация всего и вся зачастую перерождается для некоторых в об-темя-звездацию.
Вот такого я ещё ни от кого не слышал!!!
13:16
+1
Как минимум с двумя преподавателями вам повезло. Ну и с физкультурником повезло, как я понимаю.
По-моему у Чудакова в «Ложится мгла на темные ступени» я читала, что в местах ссылок были очень хорошие преподаватели из числа ссыльных. Из числа, действительно, интеллигентных и образованных людей.
Совершенно верно! С учителями везло всю жизнь! Везде. А вот про то, как они попадали в наши края, меня впервые заставили задуматься именно Вы. Примерно год назад на ОК я нашел свою соученицу, и мы с ней съездили в родную школу. В школе есть музей. Знал бы раньше — поинтересовался бы биографиями педагогов.
Кстати, к вопросу о ссыльных. Среди выпускников нашей школы очень много немецких фамилий. Одно время даже была идея списаться с ними и сделать сборник семейных историй.
Загрузка...
Alisabet Argent

Другие публикации