Данила Катков №2

Новенький

Новенький
Работа №2. Тема дуэли: Сон разума рождает чудовищ
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Текст:

Свет настольной лампы охраняет раскрытую на столе книгу, очерчивая её магическим кругом, за пределами которого чудовища из моего воображения корчатся в бесплодных попытках нарушить зыбкую границу реальности. Я люблю читать по ночам в тишине и одиночестве, когда никто не мешает погрузиться в опасные, но увлекательные приключения героев.

Скрип двери вырвал из мира грёз.

– Сынок, – голос сипловатый, но бархатистый и обволакивающий, вызывающий доверие к говорящему. Как у Джигарханяна.

– Что? – я неохотно оторвался от книги.

Несколько шаркающих шагов, и на стол легли тяжёлые руки в сложных узорах вен. Свет лампы задрожал, запрыгал.

– Не найдётся ли у тебя какого-либо действенного средства от червей? – вошедший принёс с собой густой запах крепкого махорочного табака.

– Что? От каких червей?

– От таких червей, что внутри живут.

– От глистов, что ли? – я усмехнулся.

– Негоже смеяться над стариком… – вошедший придвинул стул и тяжело опустился на него, опираясь рукой о спинку.

– Да не, я просто не понял… – смутился я, рассматривая лицо старика. Седая не щетина уже, но ещё не борода, крупный мясистый нос, сердитые брови, похожие на заиндевевшие пучки травы. Глубоко запавшие глаза никак не рассмотреть в полумраке, кажется, что их и вовсе нет в чёрных воронках глазниц. Оттого некрасивое лицо моего визави выглядит жутковато. Сколько ему лет? Не скажешь наверняка, с одинаковым успехом может быть и шестьдесят, и восемьдесят.

– По всему заметно, ты здесь новенький? – речь обладателя джигарханяновского голоса несколько старомодная, книжная, будто он только что сошёл с раскрытой перед ним страницы и материализовался за пределами освещённой реальности. – В таком случае, я должен поведать тебе свою историю.

Рассказчик откинулся на спинку так, что лицо его снова растворилось во мраке, и только руки остались на виду, натруженные руки землекопа или молотобойца, никак не подходящие обладателю правильной грамотной речи.

– Лет мне много, – начал старик. – Так много, что скажу – не поверишь. Родился я в крестьянской семье и с малых лет своих приучен был к тяжкому труду. Однако получил от Господа не только крепкую стать, но и пытливый ум, посему рано овладел грамотой и каждую свободную минутку проводил за чтением книг мудрёных. Особо влекла меня загадка души человеческой. Как так – удивлялся я – что за моей богатырской внешностью сокрыта оказалась трусливая душонка, подобно мыши, в страхе улепётывающая в норку при малейшей опасности?

Руки на столе помогали рассказчику, иллюстрируя его эмоции: нервно постукивали пальцами, беспомощно расходились в стороны или горестно сжимались в кулаки. Следить за пантомимой рук было интересно, а слушать хорошо поставленный голос – приятно.

– Я страдал от своей робости невыразимо и в один момент в отчаянии запустил в душу кошек.

– Кошек? – переспросил я.

– Именно, потому как они есть самое верное средство от мышей. Или не так?

– Ну… так, – я вспомнил, где нахожусь, и перестал воспринимать серьёзно слова собеседника. – И что? Помогло?

– Помогло! – старик вроде и не думал шутить. – От мышиной душонки я избавился и долгое время пребывал в прекрасном расположении духа, женился, обзавёлся хозяйством и наследниками. И всё бы хорошо, только к некоторому моменту стало снова мне невыносимо тошно, погано и отвратно настолько, что прежние страдания ни в какое сравнение не шли.

– Вот как? – мне стало по-настоящему любопытно. – И почему же?

– А кому ж приятно, когда на душе кошки скребут? – руки выразительно повернулись ладонями кверху.

– Да… верно, – надеюсь, лица моего тоже не было видно и старик не заметил улыбки. – И что же дальше?

– Не в силах более терпеть душевные муки, я раскрыл душу и запустил туда собак. Что тут началось! Меня натуральным образом бросало на стены, но, когда всё закончилось, стало поистине хорошо. Собаки угомонились, и я наслаждался душевным покоем. Некие перемены в характере воспринял как должное, однако окружающие и моя тогдашняя супруга не смогли принять меня таким, как я стал.

– И каким же?

– Каким… злым! Бросался на всех, как цепной пёс, лаялся по малейшему поводу, глотку готов был перегрызть за любую обиду. Тогда я впервые оказался в стенах подобного заведения, – руки описали круг, – но скоро научился усмирять животную злобу и довольно долго жил как все, пока…

Рассказчик вдруг умолк, словно к чему-то прислушиваясь.

– Пока что? – прервал я затянувшуюся паузу.

– Черви! Они грызут изнутри, съедают душу, они везде! – широкая ладонь с размаху хлопнула по столу и смахнула на пол что-то невидимое, лампа подпрыгнула и чуть не перевернулась. – Сынок, есть у тебя средство от червей?

Я перестал улыбаться. Хоть врач и говорил, что это отделение не для буйных, но… мало ли. Что там мне советовали? Что на всякий случай нужно с ними во всём соглашаться?

– Вы знаете, у меня нет, но утром я спрошу у доктора, и он обязательно что-нибудь найдёт. А сейчас давайте я вас провожу.

Старик покорно позволил себя поднять, и я довёл его до двери сестринской, аккуратно придерживая за плечи.

В коридоре горели только две лампы дежурного освещения в конце и в начале. Мы медленно брели по истёртому линолеуму, я подстраивался под шаркающий шаг пациента и думал о том, на что способен спящий разум психбольного. Наверное, так можно трактовать известное выражение. Разум спит и не способен отличить вымышленных чудовищ от реальности. Человек уверен, что внутри него кошки, собаки, черви и видит их на самом деле. Может придумать себе другую жизнь и свято веровать, что она и есть настоящая. Нет, чертовски увлекательная наука – психиатрия! Вот я на первом своём дежурстве уже встретился с уникальным случаем. Вполне можно по нему курсовую написать.

– Черви… чёртовы черви… – бормотал старик и время от времени стряхивал воображаемых гадов с рукавов.

Массивная решётка посередине коридора оказалась незапертой.

– Эта палата? – я заметил, что одна дверь приоткрыта и из неё в коридор просачивается жидкая полоска света.

Над входом с той стороны неярко горел ночничок. Можно было рассмотреть шесть коек вдоль стен, одна из них без матраца, на другой откинуто одеяло.

– Спокойной ночи! – я попятился к выходу.

– Спокойной ночи… – эхом отозвался старик, и только теперь стало видно, что он почему-то одет в белый халат.

– Подождите… – я остановился. – Но вы ведь так и не рассказали, куда делись собаки и откуда взялись черви.

– А это тебе самому лучше знать! – получил я неожиданно грубый ответ, и дверь захлопнулась перед моим носом.

Торопливо повернулся ключ в замке. Я недоуменно смотрел на освещённое ночником белое дверное полотно и понимал, что меня провели как мальчишку.

– Э! – забарабанил я кулаками в дверь. – Открой! Я санитар!

– Это я санитар, а ты – дурак! – ответили с той стороны голосом Джигарханяна.

– Да я тебя… – вскипела во мне злость, и вдруг я обратил внимание на свои руки. Большие натруженные руки в узлах вен.

А ещё невыносимо больно стало внутри, черви копошились и грызли душу, проедали сердце, шевелились в голове. Я вдруг вспомнил, как разрывалась в тоске душа и выла на луну, как нещадно кусали меня собаки, так нещадно, что ради прекращения этой муки я готов был на всё. И наглотался стрихнина, но меня каким-то чудом спасли, зато все собаки сдохли как одна. Вспомнил и своё отчаяние после того, как трупы собак начали поедать черви…

Я почувствовал, что плачу, как мальчишка от смертельной своей детской обиды, утёр слёзы рукой, ощутив уколы жёсткой щетины, и в ладони осталась пара мерзких копошащихся личинок.

– Не-ет! – в бессильном отчаянии закричал я.

– Эй, дед! Новенький! Заткни пасть и ложись спать! – грозно одёрнули с кровати у окна, а в противоположном углу кто-то безудержно разрыдался. 

Конкурс завершен:
Да
+11
22:02
686
04:45 (отредактировано)
+3
Роскошный рассказ, но лебединое озеро понравилось больше.
16:46
+2
Спасибо!
Совершенно не буду спорить.
06:17 (отредактировано)
+1
А я даже знаю, откуда сп… взята идея. laugh

Здесь тема прямо в лоб и всё разжёвано. Тема раскрыта, и всё понятно. Даже неинтересно… А загадка где?
Написано уверенно, грамотно, но есть к чему придраться. Где-то повтор, где-то не сразу ясна суть. Например, по первой реплике старика можно подумать, что он отец героя.
09:12
Переселение душ? Классно! bravo
Шикарная история, и написано здоровски! thumbsup
10:46
+2
Переселение душ?
Да нет. По-моему просто особая форма сумасшествия.
16:47
+1
10:03
+2
Не, хорошо подано. Не прямо вот совсем уж отлично (например, про Джигарханяна не совсем попадание, по мне), но очень неплохо. Концовка (не обмен, нет), а именно последнее предложение очень понравилось.
05:00
+1
Мне тоже описание голоса Джигарханяна показалось неточным.

Но, наверное, великий артист мог по-всякому. Помню его озвучку игры «Вивисектор». Вот там похоже.
17:06
+1
Последнее предложение — как вишенка на торте laugh
Сам гордюсь.
Жаль, что с Джигарханяном не наглядно получилось, как я задумывал.
10:46
+2
Наверное, так можно трактовать известное выражение.
Ай, больно! Автор, не надо так… До этой фразы сидел и думал — ах как раскрыта тема, настолько в лоб, что уже даже не в лоб. А тут… Не надо этих пояснений. Читатель дурак, но не настолько.

Ох… Не, автор, простите, исправляюсь. Стирать не буду, чтобы вы видели ход моих мыслей при прочтении. Но вот концовочкой вы меня покорили. Нет, это конечно не шик как оригинально, но здесь вам удалось так натурально показать старика, что финальный твист оказался неожиданным. респект.
10:54
+2
ГОЛОС, за шикарно прописанное сумасшествие!
16:53
+1
Ага, спасибо за иллюстрацию хода мыслей.
Здесь я несколько рисковал, шёл ва-банк, так сказать. К этому моменту ещё не понятно, у кого какие мысли настоящие и кто вообще есть кто. Поэтому взятие темы «в доб» выглядит грубо. Кстати, я люблю именно «в лоб». Мне кажется, что название чуть ли не цитироваться должно. Но здесь это ход конём. Вроде в лоб, и одновременно намёк на финал.
Я надеялся, что умный читатель оценит прелесть балансирования на лезвие ножа.
И спасибо за голос!
20:03
+2
Хорошо)))
Не совсем мне нравятся перевёртыши да и рассказы в рассказе мне не вскгда заходят — это динамику тормозит. Но здесь исполнено хорошо. Но лично меня не зацепило.
16:56
+1
Спасибо!
Не сказал бы, что это классический перевёртыш, ведь герои меняются местами только в представлении рассказчика. Да и рассказом в рассказе это не назвать.
Хотя внешне похоже.
22:44
+2
Жаль, что не переселение душ…
Но всё равно ГОЛОС этому рассказу. Понравилось, как обыгран сюжет, понравились герои (я их увидела и услышала), очень понравился язык, не знаю, как вы это делаете, но чтение доставляет огромное удовольствие. Спасибо, автор!
16:59
+1
Спасибо, Светлана!
Секрет прост — могу открыть.
Дело в мелодичности фраз. Я очень серьёзное внимание уделяю ритму и мелодике текста. Вряд ли получится объяснить, что я имею в виду, но люди, которые эту мелодику слышат, получают удовольствие от чтения.
19:52
+1
Секрет прост? Я тоже так хочу! unknown
23:30
+3
Увлекательно.
Думал поругать, за то что так в лоб раскрыты мышиная душа и кошки скребут, а потом и сам задумался, как до червей дело дошло?
Так что прием автора сработал в точности как надо.
Рассказ качественный, есть «Вот это поворот», атмосфера сумасшествия и отчаяния. Очень круто. Автору респект.
17:01
+1
Спасибо, Ярослав!
Я не совсем понял, как сработал приём, но рад, что текст понравился!
15:11
+3
Обожжжаю обмен телами-сознаниями-душами, очень придирчиво отношусь к описанию превращения и таки да, здесь поверила. Умные слова сегодня не со мной, так что просто спасибо и ГОЛОС автору!
17:02
+1
Спасибо!
Выходит, не зря старался.
И пусть здесь не про обмен телами и сознаниями, но всё равно приятно, что читателю понравилось.
Ах!!! вот уж как читатель воспримет- не угадаешь!!!
неправильно я поняла, значит. но то, как мне нарисовалось и представилось- понравилось.

срочно всем меняться телами! н crazyе доводите друг друга до психушки!!!
17:13 (отредактировано)
+4
Очень сильная работа. Впечатлила. Верю автору. Очень точное описание сумасшествия. Мысли становятся тяжёлыми и плотными, как материя. Последовательность эмоциональных тонов в деградации тоже точна. Автор, ты крутой! thumbsup
PS. Пожалел, что сам в этой дуэли не участвовал.
17:04
+1
Я крутой! yahoo
Про психов вообще сочно получается.
Спасибо!
21:33
+3
– Сынок, – голос сипловатый, но бархатистый и обволакивающий, вызывающий доверие к говорящему. Как у Джигарханяна. ??? Это не тот ли голос… Из фильма «Место встречи...»…
— Небойся, мил человек, мы тебя не больно зарежем… чик и ты уже на небесах!

21:51
+3
хз… по мне так предсказуемо… напомнило вот это…

Вот даже не знаю: круто или жутко?
01:55
+1
Я бы не сказал, что здесь предсказуемо.
Когда дочитываешь до конца, понимаешь, что идея не нова, вспоминаешь что-то похожее, но на протяжении всего рассказа ничего не предвещает.
18:43
+2
Очень хорошо написано, ровно выстроено, но, действительно, Джигарханян здесь лишний. Такое обращение к читателю пробивает четвертую стену. Выходишь из пространства рассказа и начинаешь вспоминать как он говорил, потом думаешь, а зачем автор это сделал, мог же и так всё сказать.
А больше придраться и не к чему. laughБраво автору!
09:30
+1
Спасибо!
Всё ещё непонятно мне про Джигарханяна.
Здесь это обычное сравнение. Для наглядности. Если написать, что герой смуглый, то каждый представит своё, а если добавить, что смуглый, как… кто у нас смуглый?.. ну, как арап Петра Великого, например, то все представят конкретный образ.
Здесь такая же фишка — героя наделяем узнаваемой чертой и используем её в дальнейшем. Голос, как и руки — признак идентификации.
19:13
С одной стороны да, согласен, узнаваемая черта. Но с другой стороны, меня лично это немного сбило. То есть вы точно передали своё вИдение голоса героя, но у меня пространство рассказа иное, цельное, и такая отсылка к реальному миру «пробила дырочку в шарике».
Сначала вообще упоминается нереальность с зыбкой границей. Нет особого указания на время действия, на страну. Я сначала вообще думал, что это не в России происходит. И тут бац — Джигарханян. Советское время? Наши дни? Непонятно.
Потом опять немного про размытую реальность.
Потом «лет мне много… родился в крестьянской семье...» и такая речь, будто ему минимум лет… 150? Сбиваются опять указания на время действия. Может это довоенное ещё что-то? Или всё-таки наше?
Вот так и сбивается весь рассказ. Поэтому я и не вижу большого греха в том, что каждый читатель представит себе что-то своё.

И кстати. Вот в конце
– Это я санитар, а ты – дурак! – ответили с той стороны голосом Джигарханяна.

Они уже поменялись телами? Но ведь голос — это индивидуальная функция тела, зависит от связок, устройства гортани и т.д. Голос должен был перейти вместе с телом, по идее.
03:58
Они уже поменялись телами? Понятно, всё дело в неправильной интерпретации. Всё-таки читатель видит здесь обмен телами.
Но как отличить? Для этого я дал подсказки. Рассуждения героя про разум сумасшедшего, старомодная речь старика, не изменившийся голос собеседника. Если подумать, что не было никакого обмена, а вся ситуация — всего лишь видение (видения) больного рассудка, то всё встанет на свои места и нелепости станут логичными. Например, при обмене телами голос должен тоже поменяться, а если весь разговор — плод воспалённого воображения, то нет.
Видать, недостарался. Или наоборот, перемудрил с заумностью.
Впрочем, вряд ли иное решило бы итог дуэли.
21:13 (отредактировано)
+3
Очень созвучен этот текст мои старым идеям, вот просто до каких-то поразительных деталей. Чтобы не быть пустословной:
Он сидит, не шевелясь,

И почти не дышит,

В его теле, не таясь,

Завелись две мыши.

Он мышонку имя дал — Вечная Усталость.

Нервы тот ему сглодал, — Больше не осталось.

Мышь вторая уж сыта

Мозгом до отвала,

Эта мышка — Суета

Сердце доедала.

В клетку посадил мышей,

Приманил на крошки.

В тот же миг в его душе
заскреблись две кошки

это в 2017…
Мне рассказ понравился
09:24
+1
Вот это очень интересно!
И это доказывает, что идеи витают в воздухе…
Эту историю я взял из своего «синего блокнотика», который забросил ещё в школе. Очень давно.
Там, правда, было для поржать и заканчивалось на собаках.
Но чем не идея-фикс для сумасшедшего?
00:38
+3
На мышку — кошка, на кошку — собаки, на собак — черви. Кто на новенького червей? И новенький нашелся.
Мне рассказ понравился. Короткий, но душный от концентрации сначала непонимания, а потом ужаса. Детали такие: вены на руках, щетина, и по кругу…
Мощно написано. И не размазано при этом.
17:04
+2
Душный… отлично сказано!
Спасибо, Рена!
Загрузка...
Светлана Ледовская