Владимир Чернявский

Отдавая должное

Отдавая должное
Работа №3. Тема дуэли: Победа любой ценой
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Автор дышал тяжело, как после долгого бега. Как после километров и километров долгого бега, он тяжело дышал, дышал с хрипом, и сердце колотилось-колотилось в груди. Мир застыл, пыль не двигалась в солнечных лучах, книги молчали на полках.

На столе перед ним лежал новенький, только что законченный рассказ. Солнечные лучи падали прямо на него, будто указывая: вот он, вот он! «Вот он, вот он!» - стучало в голове.

Он был великолепен. Он был неоспоримо, неопровержимо хорош, он был лучше, чем все, что когда-либо написал Автор.

И Автор не знал, что с ним делать.

***

- Привет! – сказала Агент. – Чем порадуете?

Агент была действительно хороша в своем деле. Она умудрялась продвигать даже таких бездарных авторов, как этот.

Автор стоял на пороге и смотрел. Рассказ лежал в его ладонях, запеленатый в белую папку, и будто светился спокойным, ровным светом.

- Я принес Рассказ, - гордо сказал Автор и протянул свое творение. И по самому тону его голоса Агент поняла, что рассказ был великолепен.

- Я принес рассказ, - промямлил Автор.

«Очередное убожество», - пронеслось в голове Агента. Но вслух она сказала:

- Всего один? Боже, Вы же знаете: максимум, на что можно надеяться, это публикация в каком-нибудь электронном журнале. В лучшем случае неэлектронном.

Автор вздохнул. Он баюкал свое детище в ладонях и топтался на пороге. Он не хотел этого, не хотел отдавать лучшее, на что была способна его душа, в эти руки с красными ногтями, помещать его на страницы электронного журнала, бесплатного, никому не нужного. Агент выжидающе протягивала руку, Автор мучился сомнениями.

Рассказ светился. Он знал, что и в электронном виде будет хорош.

Белая папка мягко легла на ладонь, коснулась запястья, закрыла подушечки пальцев.

- Я позвоню.

***

В комнате был бедлам, бедлам был в квартире. Автор расхаживал из кухни в спальню, наматывал круги по гостиной.

Телефон не звонил.

«У нее много дел, - говорил себе Автор. – У нее много дел, много клиентов, много рассказов, и повестей, и романов, которые нужно читать. Ей не до меня».

Ей не до меня, говорил он, потому что не может же быть такого, чтобы ей не было дела до его Рассказа, до его лучшего рассказа, до самого дорогого, что теперь было у Автора на всем белом свете.

Автор старался говорить и думать как можно тише. Он знал, что другие рассказы, другие повести и неоконченный роман слушают, затаили дыхание. Только написав и распечатав, Автор унес свой лучший рассказ в другую комнату, чтоб он не затмевал их, чтоб не смущал их и не задевал. Они были неказисты, некоторые глупы, большинство скучны и несовременны, но все они были его дети и не виноваты в том, какими уродились.

Рассказ не человек. Он не может посмотреть в зеркало, решить, что недостаточно хорош, и пойти в тренажерный зал подкачаться.

А Автор не мог сделать их лучше.

Зазвонил телефон. Автор долго смотрел на него, прежде чем решился взять трубку. Пока телефон звонил, еще ничего не было ясно, и его Рассказ был лучшим рассказом, и автор был Автором, но кто знает, что скажет человек на том конце провода? Кто звонит – Хвалитель или Критик? И Автор сжался, уже слыша голос Критика внутри себя. И взял трубку.

***

Агент сидела на крутящемся кресле, поднятом на максимальную высоту, а по другую сторону стола сидел Автор и смотрел на нее грустными, вечно грустными глазами. Белая папка лежала на столе между ними – соединяла их и разделяла. Агент не сводила с нее глаз.

Автор он был паршивый, впрочем, видала она и похуже. Этот, по крайней мере, писал грамотно, не рассыпал запятые по тексту в случайном порядке и не истязал диалоги маркированными списками. Он никогда не присылал ей фанфиков, этой радости молодых и зубной боли поживших читателей и авторов, но никогда не выдавал и значимых, чего-то стоящих произведений. Он писал много, всегда о прошлом, всегда поднимая темы, которые уже кто-нибудь да поднимал, описывал историю такой, какой видел ее он, потомок, тогда как узор ее давно уже был выткан современниками, действующими лицами и свидетелями прежней боли и счастий. Он просто не мог сказать ничего нового.

Рассказ лежал на столе, новенький, сияющий, непохожий ни на что, написанное этим автором прежде. Он был смелым и искренним, дышал молодостью и жизнью, и Агенту не хотелось отводить от него взгляд, встречаться с усталыми, потухшими глазами автора.

Он лгал ей.

- Это не Ваш рассказ.

***

Она долго, долго выпытывала, чей же рассказ – светлый, тонкий, чудесный, поднесенный ей на белом матовом блюдце-папке – чей рассказ Автор пытался выдать за свой. Кто этот талант. Талантище.

Он молчал, долго, долго, молчанием заполняя каждую паузу ее фраз, каждый короткий выдох между вопросом и восклицанием. И когда слушать стало просто невыносимо, когда неверие ее, ее жестокость дотянулись практически до сердца, почти схватили его, поцарапали красными когтями, Автор разомкнул губы. Она задержала дыхание.

- Рассказ – мой.

Больше Агент ничего ему не сказала. Не пригрозила, не попросила, не посоветовала сознаться. Не насмехалась, не злилась, не потребовала доказательств – хотя у него были доказательства, но разве смогли бы они убедить ее – ничего.

Она только перестала быть его Агентом.

В другое время это могло бы показаться Автору очень глупым, несправедливым, каким-то попросту нереальным. В другое время – да, но сегодня, сейчас у него был Рассказ, этот Рассказ, родной, потрясающий, удивительный, и одновременно странно, непонятно чужой, словно из другой Вселенной даже, пробрался через прореху миров, оттуда, где Автор, видно, был автором действительно хорошим и писал такие изумительные вещи. Рассказ был неопровержимо хорош, и Автор любовался им, с нежностью гладил страницы, перечитывал – раз, другой, третий, вслух, про себя. Слова Рассказа, какие-то нездешние, может быть, из другого мира, может быть, из другого века, а может быть, из самой настоящей души Автора, слова эти отпечатались в сознании, словно на изнанке мозга поставил кто-то огненное тавро, и Автор видел их теперь постоянно, везде.

Автор был болен этим рассказом, а лучше всего сказать, что он был влюблен. Он проглотил бы этот Рассказ, если б мог, извлеченное из своего разума – нет, души – нет, нутра – извлеченное из его самое он втащил бы сетями обратно. Но так уже было нельзя, Рассказ был рожден. И Автор не знал, что с ним делать.

***

По субботам Автор ходил в один литературный клуб, ходил регулярно, упорно, упорно читая там свои монотонные, скучные рассказы, всегда получая монотонные, скучные отзывы от собравшихся. В клубе он был старожилом, все его там прекрасно знали и уже давно, давно не ждали от него ничего интересного.

Автор принес Рассказ, заботливо упрятав среди прочих бумаг в старом, затертом портфеле из искусственной кожи. Свои творения читали другие, а Рассказ лежал, укутанный, и будто тайно светился, и Автор будто говорил ему мысленно: «Слушай, слушай. Смотри, насколько ты лучше, чем они». И когда подошла очередь Автора, он дрожащими руками достал Рассказ и прочитал дрожащим голосом, с сердцем, колотящимся сильно и будто где-то у горла. Пока он читал, стояла тишина, и тишина была ему ответом, когда он закончил и поднял глаза. Выражения лиц собравшихся были разные, губы у кого плотно сжаты, у кого разомкнуты, глаза у кого сощурены, у кого широко распахнуты. Выражения лиц были разные, но первое высказанное мнение все присутствующие, очевидно, разделяли:

- Это не Ваш рассказ.

***

Оставалось еще кое-что. То, что Автору очень не хотелось делать. Но…

Автор любил свой Рассказ. Вместо белой папки он запеленал бы его в шелк, в расшитый жемчугом бархат, он бы отправил его сразу же на какую-нибудь очень значимую премию, один этот рассказ, который был так прекрасен, что мог бы наверняка в одиночку, малыми своими знаками выиграть и Нобелевскую, и Гонкуровскую, и какую угодно премию. Но Рассказу не повезло, вот как-то не случилось родиться у какого-то выдающегося, маститого писателя, с именем и званиями, и Автору было жаль его и даже немного стыдно, что он, Автор, оказался совсем не готов к его появлению.

Он долго решался, долго. Расхаживал из кухни в спальню, наматывал круги по гостиной. Размышлял.

Может быть, ну правда, все, что ему, Автору, было нужно, это победа? Маленькая победа?

Страшно, жалко отдавать любимейшее свое творение на откуп неизвестных, на чужой суд, но, может быть, это было лучшее, что Автор, такой Автор, мог для этого Рассказа сделать. Положить его на алтарь, чтобы услышать, наконец, про себя что-то в самом деле хорошее. Отдать Сети лучшее, на что пока был способен, чтобы обрести силы, чтобы, кто знает, обеспечить однажды этому возлюбленному своему детищу будущее, которого оно было достойно.

Чтобы снова однажды, подводя новый рассказ к развязке, начать задыхаться, как от долгого бега, и, откинувшись на спинку стула, унимая разбушевавшееся сердце, понять: великолепно!

И автор отправил рассказ.

+11
09:03
2609
16:39
+2
Я плачу и смеюсь. Хорошо. Спасибо.
17:14
+2
Я успокоилась)))
ГОЛОС. За жизнь, сухую прямоту и хлёсткую пощёчину.
Ну и я люблю, когда чтение вызывает противоречивые эмоции. Здесь такое есть.
Ещё раз спасибо автору.
22:56
+1
Ты и тут меня нашла)) inloveСпасибо за голос!
04:41
+1
Никого я не искала)))
Хороший рассказ, мне больше всех понравился rose
11:35
Это я образно)
15:06 (отредактировано)
+3
какой молодец всё-таки Автор! )))) причём оба)))
и да будет Читатель понимающ, тонок и чуток и да поверит он каждому слову Автора. Аминь.

Эмоции так выписаны, мысли так переданы, что я верю от первой до последней буквы. и сочувствие этой наивно-трусливой, но и отчаянно смелой душе.
благодарю в любом случае, хорошая работа!

ГОЛОС пожалуйста посчитайте сюда.
для меня наиболее тонкое в эмоциональном плане произведение.
по мне это даже не муки творческого человека, а выполнение роли, которую прописала Судьба.
22:57
+1
Даже добавить нечего) Спасибо за голос!
21:39 (отредактировано)
+1
Хосспади… Опять страдания, творческие муки и ввалившиеся от ожидания благой вести глаза.
Не хватает только револьвера и мозга на стенке.
Но написано хорошо.
22:58
+1
Не опять, а снова crazy
10:39
+2
Да-да, вот именно так — ты так любишь свой рассказ, что явно понимаешь — он не твой
12:51
+1
Даже не знаю. Я вот не вижу в тексте ни борьбы, ни победы собственно у Автора. Автор какая то мямля. Он не борется, не доказывает что это его произведение, что бы его признали Автором наконец. И в итоге он его просто отправил на конкурс и все. В чем победа? Себя пересилил? сомнительная победа, он и до этого публиковал свои рассказы, вон даже агент у него был.

23:00
+2
Правильно, что не видите, их тут и нет. А почему, собственно, они должны быть? И правда, победы тут еще нет (а может, и никогда не будет). Но намерение победить ценой лучшего своего рассказа — есть.
16:35
+1
Понравилось. Очень полезно почитать и про муки творчества, и про наконец-то получившийся шедевр во всех отношениях. Но ПАЧИМУ у Автора глаз не горит, когда он своё детище продаёт? ПАЧИМУ его руки плетьми висят вдоль безвольного тела? Иде огонь? Как-то всё слишком гладко-гладко, ровно-ровно, ни всплеска. Так и хочется камень кинуть, что б круги пошли и волны побежали. Если тема «победа любой ценой», он должен биться! А не перечислять возможные варианты пристроить детище. Или такова цена победы — авось, кто-то, кто тебя не читал никогда, как раз и очаруется, и продвинет чудо-рассказ? Это называется рефлексия? Поправьте меня, если что.
23:18 (отредактировано)
+3
Рассказ — этакое исследование на тему «Что если вроде как бездарный автор вдруг напишет гениальный рассказ?». И вот герой не таков, чтоб биться и стремиться, если бы я вдруг ему такое поведение прописала в рассказе на 7500 знаков, то первая же и кричала бы «Не верю!». Он понятия не имеет, что делает, он тычется туда и делает то, что ему доступно.
09:23
+1
Теперь всё встало на свои места. У меня нет опыта с муками творчества, потому что я не писатель. Поэтому не смогла целиком проникнуться состоянием ГГ. А ведь Вы правы! thumbsup
17:24
+3
У меня какое-то предубеждение в отношении рассказов об авторах, о внутренней кухне, о хождении по литагентам, литклубам и так далее. Рефлексии очень много, трепетного чувства к рассказу, а сюжета как-то очень мало. И опять непонятна финальная точка — куда же он отправил рассказ? Что это решает? Не понимаю… pardon
18:29 (отредактировано)
+3
ни в чем нельзя быть уверенным, но… Это Петя Дрюкин crazy
23:06
+3
Я вот как-то ошибочно посчитала, что сама дуэль — недаром юбилейная — такова, что предполагает выход темы за рамки текстов рассказов. Прям ожидала, что дуэлянты будут напропалую использовать «хромых собачек», ломать четвертую стену, писать про «Бумажный Слон», что уже не раз бывало, про писателей и творчество… В общем, что «Победа любой ценой» — это не только тема для рассказа, но еще и возможность для авторов наиграться вдоволь. Кажется, наигралась я одна… Ну, и то ладно)
02:06
+3
Получается, что я не люблю свои рассказы, раз так не страдаю sad
Но чувства человека рефлексирующего переданы хорошо. Веришь и одному автору, и другому. Во всяком случае к этом рассказу нет столько вопросов, как к другим. Это хорошо.
23:08
+2
Ну, это что-то в духе: «ты же для меня подвигов не совершаешь, значит, не любишь» smileДа и герой-то страдает больше не от любви, а от ощущения собственной недостаточности.
16:42 (отредактировано)
+4
Раз грешу пописыванием, то скажу, что актуально. Конечно, не в таком масштабе, но чой-то такое есть. Дело в том, что душевно-здоровые отношения, это полноценное общение писателя и читателей. А когда этого нет, то у писателей начинает кукушка ехать. Вот здесь как раз про это. Это начало сумасшествия писателя, вызванного аберрациями общения с читателями, а именно, отсутствие от них подтверждения. Вот в чём ОСОБЕННО нуждается каждый писатель — это подтверждение. Не получив подтверждения человек может заболеть, оказаться в психушке, взять ружьё и пойти всех расстреливать и т.д.… или отказаться от авторства, как здесь… всё, что угодно.
23:20
+4
Конечно, круто, что Вы это увидели, потому что я этого намеренно не закладывала. Люблю читательские трактовки :3 Хотя вот вроде бы максимально прозрачный на этот раз написала рассказ (видимо, нет).
18:56
+2
Все понял. Герой мается. Писательское дело тяжелое. Плюс рассказу поставил. Написано грамотно. Но зря мается. Мой — не мой рассказ. Какая разница? Получилось и люди читают — удался рассказ. Не читают — учись писать лучше. Я например учусь. Уже на два конкурса послал рассказы. И не думаю — хорошие или плохие. Жюри скажет.
23:21
Может, и зря crazyПравда, не о том он мается.
09:47
Правильно. Цель любого конкурса — дать стимул к творчеству. Рассказы в любом случае останутся с Вами.
Загрузка...
Владимир Чернявский