Забудь, где я стою
Текст:
Забудь, где я стою.
Трава сокроет путь,
Туман развеет суть.
Забудь.
Внемли моим словам:
Прогнать врага с земли
Отныне не моли.
Внемли.
Согрей огнём очаг.
Оставь мне птиц, зверей:
Чей пепел всех серей.
Согрей.
Простись со мной навек.
В объятья неба, ввысь
Лети, поторопись.
Простись.
Оценивать качество этой работы не возьмусь, это долго, нудно и все об одном и том же, да по тем же самым местам. Попробую в двух словах объяснить, почему незачет.
У стихо нет единой мысли, единого сюжета, выложенного образными символами. Тут мне некоторые пытаются приписывать свое (несколько ограниченное) понимание сюжета в стихотворных формах, но я сейчас не про отсутствие схемы типа «пошел Сидор на гору — нашел Сидор потерянную козу». Немного тоньше, и да, я перегнул с двумя словами, нужно больше. Символы и красивости, всячески выписанные в стихотворении, должны как в формочку, укладываться в отсылку к какому-то событию, очерку о каком-то персонаже, действии и тому подобном. В исходных «Волках и воронах» нет сюжета в прямом его понимании, но клубящиеся образы все же складываются в единую картину, когда «весело наощупь, да сквозняк на душе». Здесь у вас, простите, вышел укороченный и урезанный «Воин вереска». Надрыв есть, картины нет, подоплеки нет, потому и плохо, потому и не верится.
Вон как бывает. Ладно. Попробую посмотреть под другим углом.
О чем этот стих? О птичках? Похоже…
Это для рифмы и для размера? А смысл? Почему пепел птиц и зверей всех серей?
А если корову сжечь, ее пепел зеленым будет? От чего, от съеденной люцерны?
В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Даже поток сознания обычно о чем-то. А здесь как-то ни о чем.
ГОЛОС.
Каменный болванчик-истукан и ворон… Кмк, что к римской империи, может быть отсылкой, что к русичам.
Хотя, складывается ощущение, что суть не в них. Картинка, скорее — напутствие. Некий штришок, обозначающий атмосферу. А она, вот, ровно такая, каким видится небо. Тревожно-напряженная. Можно сказать, несущая ощущения беды.
Забудь, где я стою…
Вероятно, здесь понимать нужно, не дословно. Стою, нахожусь, покоюсь. Место битвы не может не оставить за собой безымянных могил. Это означает, что спустя время — никто не вспомнит ни расположения… ни причин битвы, не смысла происходящих событий. Забудь.
Внемли моим словам…
Лирический герой, павший в битве, осознает, очевидно, бессмысленность попыток, предпринятых при жизни. Осознает свой проигрышь. И предлагает разделить его упаднические настроения. Внемли.
Согрей огнем очаг…
Павший в битве, предлагает живым вернутсья домой. Прекратить этот бесконечный круговорот насилия, не ведущего ни к каким осязаемым результатам, кроме разрушения.
Птици и звери, в данном случае, видятся мне, скорее людскими пороками, и некоторой аллюзией к устоявшимся выражениями, вроде «ворон ворону», «стая товарищей» и иже с ними. То есть, необходимо оставить на месте битвы пороки, приведшие к катастрофе и жить дальше. Без них. Согрей.
Простись со мной навек…
Подчеркивая вышесказанное, ЛГ, отпускает читателя, окончательно выталкивая того в голубизну синего неба — безоблачного будущего. А себя, ровно, как и постыдное прошлое, предлагает забыть. Простись…
Что же, похоже, дело было так. Хотя, возможно, я все перепутал и автор мне скажет, что я — ничего непонимающий мудак.
Но! Покуда этого не случилось, можно подискутировать, а именно:
Я, вот, не согласен, что уроки прошлого нужно, прям, забывать. Без памяти — нет роста. Нельзя убежать в своетлое завтра, забыв о вчерашних ошибках. Иначе, очень скоро мы их повторим… История спиралевидна и всегда повторяется… Вероятно, именно по причинам, описанным в данной работе.
Пока писал, вот, еще один смысл увидел… Хм. Любопытно.
Трава сокроет путь,
Туман развеет суть.
Забудь.
Интересная рифмовка:
Первое — слово (наказ) выделяется повтором в конце формы и задает рифмовку. Это усложняет задачу, что иногда отражается на смысле. Размывается он. С ритмом здесь просто и сложно. Потому как двусложные предпочтительно слова с одной стороны работают на стиль ЗАВЕТА, Заговора, с другой они ж и ставят рамки. Опять же рамки — это хорошо. Работать в рамках жанра, образа, стиля, проще добиться качества, чем писать пространное в манере мальчуковой песни.
Я не вижу картину борьбы. Даже под слоем времени. Я вообще не вижу здесь конфликта внешнего. Он внутренний, от усиленного контраста, перевертывания слов. Смысловой подмены.
Ну, картинка, конечно, определяет восприятие. Не знаю, выстроился бы образ без нее. Может быть. Капище. Идолище поганое. Последний зов. Этакое прощание. Но призыв на самом деле. «Забудь», как «запомни». Вера уходит. Идол теряет силы. Этакий упрек поклоннику, служителю, для разжигания фанатизма.
Простите что влезаю в ваш диалог
влезайте, влезайте, мы почти все)
Да бросьте… Вы ещё так молоды…
Я просто оставлю это здесь.
Вы мне смешно делаете. Автор там уже до нервной икоты хохочет.
Потому как помогатор из меня… как из вас следователь по особо важным комментаторским делам)
Остается присоединиться к классному комментарию.
Ну и работе тоже —
Спасибо за разбор!
Ну там как корабли бороздят просторы Большого театра…
шекелейпредложений. Можем рассмотреть вариантыP.S.
А то немного претит уже голосование за опоясывающую рифмовку или неведомую глыбь строк, понять которые могут не только лишь все… Хочется, как-то, конкретики:)
Проще самому было переписать, чем додумывать какие-то новые смыслы там, где они не закладывались, или заложились так глубоко, что из стены только две дырки выступают, как в анекдоте про Пятачка и розетку.
Может, с какого-то угла так и видно. Спасибо за разбор!
«Согрей огнём очаг…
Оставь мне птиц, зверей...»
можно воспринимать как жертвоприношение идолу, но жертвоприношение последнее. Звери — волки, птицы — вороны. Они остаются вместе с идолом позади, а герой идет вперед. Мне кажется, что в стихотворении что-то недосказано — может быть, реакция героя, слова о «врагах»…
Понравилось как первое слово повторяется в конце строфы и становится намного сильнее.
В стихотворении, конечно, можно увидеть разные смыслы, но в любом случае оно красивое и вызывает эмоции. Спасибо) Сюда ГОЛОС.
На брезентовом поле
Нашли обличителя…
Смех способствует увеличению продолжительности жизни.
Как уже отметили многие, здесь затронута тема прощания язычества и переход в христианство (возможно). Причем прощается идол или идолы на капище. И вот чем это навеяно.
Он (идол) говорит забудь меня, забудь дорогу сюда, не проси больше ни о чем, не обращайся больше к силам природы, птицам, зверям, оставь их мне. А сам иди себе домой, зажги лампадку и надейся вознестись на небо за жизнь праведную. На самом деле здесь надо было тему дуэли в эпиграф поставить. Очень уж подходит. Самые верные товарищи идола — волки да вороны.
А вот прямо в процессе написания навеяло
«Между нами все порвато
И тропинка затоптата.
Не играй в мои игрушки!
И не ...» ©
Плюс.
Сплошные ценности!
Весна! Время экспериментов. Я в предвкушении бархатного сезона.
Это стихотворение — … я ничего не понимаю в стихах… это стихотворение? По-моему, просто набор слов в рифму, без смысла, с претензией на глубину. Но не факт. Если начать вдумываться, то ощущение, что это либо мысли пятилетки: то забудь, то прости, то согрей, то отвали, я хочу поплакать; либо человека, знающего ряд иностранных слов и просто перебирающего их по принципу созвучности в надежде попасть в масть. Смысл не уловлен даже после третьего прочтения, поэтому удачи вам, автор, в творчестве!