Светлана Ледовская №2

Пятый лишний

Пятый лишний
Работа №1 Тема дуэли: Пятое блюдце
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Вагон монорельса был пуст в такой поздний час. Оттого внезапно включившийся рекламный ролик испугал Софи. Она была настолько увлечена собственными мыслями, что не включила голофон в начале поездки, и теперь вынуждено смотрела на красочную проекцию. Девушка не понимала, что именно рекламируют, но пристально следила за сюжетом.

Образцовая семья: родители и двое детей. Такой состав семьи установлен законодательно. Больше двух детей — запрещено, меньше — не разрешено. За бездетность грозит ежегодный штраф, третьего ребенка не разрешат оставить, даже если дети выросли и завели собственные семьи. Единственное исключение - смерть во время природной катастрофы. А они к слову случались все чаще и чаще.

Актеры сидели, мило беседовали и фальшиво улыбались. А чай им разливал петмэн новой модели. Наверное, его и рекламировали. Ловкий и аккуратный робот-помощник, разительно отличающийся от Билли.

Своего помощника Софи приобрела, когда переехала от родителей в свою крохотную квартиру на окраине городе. Продавец всячески ее отговаривал, ведь модель старая, побывавшая в нескольких семьях и даже на заводе. Нужен был постоянный ремонт и уход, не по карману одинокой девушке. Но Софи настояла на своем и ни разу не пожалела — надежней помощника попробуй найди.

Рекламный ролик закончился, но через несколько минут начался заново. К концу поездки Софи уже не могла смотреть на эту «счастливую семью» и их нового петмэна.

- Билли, ты у меня самый лучший, - сказала она роботу, когда они вышли из вагона.

- Как скажите, - согласился Билли и послушно последовал за хозяйкой.

Идти долго не пришлось. Дом, в котором жила Софи, находился рядом со станцией. А единственное окно выходило на опоры монорельсного пути.

- Поставь коробки в углу, - распорядилась Софи и включила дополнительное освещение. Она не любила стандартный приглушенный свет. Неэкономно, зато светло.

Запах краски и растворителя въелся, казалось, даже в старые бетонные стены. Свободного места не оставалось — все пространство занимали заготовки или черепки. На столе остался незаконченный сервиз.

Софи, скинув на ходу куртку, подошла к столу и посмотрела на выстроенные в ряд пять пока еще бесцветных чашек. Взяла одну из них в руку, повертела и с размаху запустила в стену. Осколки разлетелись по всей комнате, несколько из них попали в петмэна, замершего до новых распоряжений.

Казалось бы, избавившись от лишней чашки, должно стать легче. Но пятое блюдце так и осталось среди чайного сервиза. Лишнее. Никем невостребованное.

Всему виной это пятое блюдце и пятая чашка. Лишняя пара в чайном сервизе. Почему Софи вообще решила, что такой ход привлечет покупателей, а не оттолкнет. Стандарт — набор на четверых. И не каждая семья позволит себе сервиз, да еще ручной работы. Куда проще и доступней сделать заказ в 3D-маркете.

Софи вспомнила, как вдохновенно водила кистью по белому боку чашки. Взмах, росчерк — и вырисовывался фантастическая картина. Пейзажи из чужих миров или события далекого прошлого. Как покрывала рисунки закрепителем собственного изобретения и как ждала, пока жар в печи сделает ее творения крепче.

Каждая чайная пара была уникальной. В ней был свой стиль и и характер. Она должна была отражать индивидуальность своего владельца. Раскрывать его лучшие качества, напоминать об успехах или значимых событиях.

Мода на чаепития вернулась внезапно. Собраться в узком семейном кругу за чашечкой ароматного чая теперь считалось не просто обыденностью, а приятным времяпрепровождением. Это было время для общения без голофонов, виртуальной сети и постоянной работы с информацией.

Пятую чашку и пятое блюдце сначала Софи хотела добавить про запас. Мало ли у кого дрогнет рука или случится очередное землетрясение?

Но вышло все иначе. Первая же покупательница на всю ярмарку возмутилась «неправильным» сервизом. Ее примеру последовала вторая. И третья. А через какое-то время ее место обходили стороной. И как Софи не старалась завлечь покупателей, никто не не хотел покупать ее работы. Хотя до этого случая все нахваливали ее посуду и милые безделушки.

Придется пропустить все рождественские ярмарки, чтобы слухи улеглись. И больше так не экспериментировать. Вернуться к игрушкам, украшениям или цветочным вазам, которые у нее неплохо получались.

А может, пересилить себя и вернуться на завод? Ее ведь звали обратно. Даже несколько раз. Но Софи была слишком горда и самоуверенна. Она и от родителей съехала, потому что была уверена, что как только заживет собственной жизнью, то сразу встретит достойного человека и создаст свою семью. А еще ей было нужно место и время для творчества.
Но время шло, а достойные люди в ее жизни так и не появились. Нет, она не чувствовала себя одинокой. Для одиночества у нее просто не было времени - каждую свободную минуту она уделяла кистям, краскам и хрупкой керамике. И к тому ж с ней рядом всегда был Билли.
Но сейчас среди черепков и засохшей краски она впервые почувствовала себя разочарованной и уставшей. Она хотела выпить чаю. Не в одиночестве, а в семейном кругу.
На ходу надиктовывая сообщение родителям , Софи попыталась привести себя в порядок. Не может же она с порога показать все свои неудачи. И лишь получив в ответ анимированные картинки, означавшие непередаваемую радость, она направилась к двери.

- Билли, возьми коробку с сервизом и пойдем. Нет, вызови мобиль, хочу побыстрее оказаться… дома.

- Мы так рады тебя видеть! - заявил отец, когда Софи переступила порог квартиры, в которой выросла.

- Давно ты у нас не была, - покачала головой мама, расцеловав дочь.

Тэд довольно улыбнулся и хлопнул сестру по плечу.

- Удивлен, что твой петмэн до сих пор не развалился! - заявил Тэд, осматривая робота Софи. В каждую встречу он так делал, порывался полную диагностику провести, но не получал разрешения.

- Я хорошо забочусь о нем, - возмутилась Софи, погладив помощника по пластиковой спине.

- Тебе просто повезло, что он из первых линеек. В них самые живучие модели были.

- Дети, оставьте робота в покое! Вроде бы уже взрослые, а в игрушке не наигрались, - пристыдил их отец и обратился к петмэну. - Билли, поставь уже коробку на стол и можешь подзарядиться.

- Мне не требуется подзарядка, мистер Джей, - ответил робот, и оставив коробку, и отошел к стене.

- Это твоя новая работа, Софи? - спросил отец, распаковывая сервиз. - Красивый!

- Здесь пять чашек! Как оригинально! - всплеснула руками мама, отвлекшись от выбора блюд в пищевом конструкторе.

- А пятая для кого? - удивленно проговорил Тэд и посмотрел на сестру, а потом на восхищающихся творчеством дочери родителей.

Софи растерялась. И все придуманные по пути объяснения стерлись из памяти. А для кого она действительно сделала пятый комплект? Он ведь не был запасным. Она-то точно это знала.

- Для Билли. Он ведь почти член семьи, как любой петмэн, - неловко объяснила Софи и подвела петмэна к столу.

Робот послушно опустился на стул. Его датчики мигали, считывая информацию.

- Возьми чашку, - скомандовала Софи и продемонстрировала как.

- Софи, вы же помните, что горячая жидкость плохо скажется моих компонентах? - напомнил робот.

- Просто возьми, - попросила девушка. И вместе со всеми, затаив дыхание, наблюдала, как петмэн своими манипуляторами аккуратно захватывает ручку чашки и отрывает ее от блюдца. - Вот так и держи.

И первая не выдержала, засмеявшись. За ней расхохотался Тэд и улыбнулся мистер Джей. Только миссис Джей не увидела в этой ситуации ничего смешного. Она разлила по чашкам горячий ароматный напиток и заявила:

- Давайте пить чай!

Другие работы:
+13
00:00
1045
03:51
+2
Тоже симпатичный рассказ, только финал можно было бы чуть усилить, если бы ГГ вдруг осенила мысль провести рекламную кампанию комплекта из пяти чашек — где пятая как раз для домашнего робота.
Какой хороший рассказ) И ГГ хорошо представлена, и особенности мира, в котором живёт ГГ и её семья, и причины, по которой пятый комплект в сервизе — лишний. Единственный момент — это в самом конце бы хоть слово про блюдце сказать. Робот берёт чашку, а про блюдце (всё-таки тема дуэли именно блюдце), не сказано. А так — мне понравилось smile
10:00
Рассказ читается легко, интересно, но он словно из реальной жизни. На фантастику указывает только домашний робот и демографические ограничения. А где НФ? И пятому блюдцу, теме дуэли, внимание не уделено.
10:14
+1
Просто примеры.
«Своего помощника Софи приобрела, когда переехала от родителей в свою крохотную квартиру на окраине городе. Продавец всячески ее отговаривал». Уберите лишние местоимения и избавитесь от повтора и неопределённости (Кого отговаривал продавец? Квартиру?).
«Свободного места не оставалось — все пространство занимали заготовки или черепки. На столе остался незаконченный сервиз». Ну неужели трудно подобрать синонимы?
«избавившись от лишней чашки, должно стать легче», — грубый ляп, деепричастный оборот при безличном предложении.
«В ней был свой стиль и и характер. Она должна была отражать индивидуальность своего владельца».
«Взяла одну из них в руку». Попробуйте взять в ногу.
«никто не не хотел».
В общем, невнимательно написано. И без какого-либо литературного шарма. Обычно, неброско, даже уныло написано.
Идея хорошо подкреплена логикой правила двух детей. Но из этого можно было сделать интересный конфликт. Развить идею, дать героине пойти наперекор, придумать причины и последствия своеволия. Но увы, получилась всего-навсего унылая и скучная антуражка.
14:53 (отредактировано)
+1
Понравилось про рекламу в начале. И про семью главной героини неплохо — не идеальная семья, но и не ужасная. Вроде и любят друг друга, но и покритиковать случая не упустят. За это плюс. Ну и в целом добрый рассказ, это тоже хорошо.
Но вот все ядро рассказа выглядит недостоверно. Во-первых, почему именно два ребенка? Нужно поддерживать количество граждан постоянным? А для чего? Вот это бы как-то объяснить. И что, люди соглашаются? А как же те, кто не могут найти супруга или разводятся? Или не могут зачать? Их что — в лагерь всех? Ну а с обязательным количеством чашек еще более неестественно — а если гости зашли в конце концов? В общем, не смогла я поверить в ваш посудный тоталитаризм, автор. Может быть, надо было больше внимания этому уделить и сделать рассказ более гротескным. Но тогда бы он не получился, таким добрым(

В данном случае должно быть «как скажЕте».
17:49
Казалось бы, избавившись от лишней чашки, должно стать легче.

Употребление деепричастных оборотов.
Есть еще ошибки. Но не критически.
Рассказ читается хорошо. Да и вообще — неплохая работа.
19:22 (отредактировано)
Да. Есть ошибки вычитки. Поскольку остальные рассказы не произвели на меня сильного впечатления, отдам свой ГОЛОС за эти сюси-пуси.
Здесь миленькая история, которая хорошо читается перед сном. Особенно, когда валяешься с температурой. Голову не напрягает и глаза не царапает почти.
19:38
+1
Пэтмен, пэтмен… Почему не питомец или помощник? Каждый раз спотыкался на этом слове, в конце рассказа вытесненным обыкновенным роботом.
На самом деле весьма странный конфликт в основе рассказа. А если бабушка зашла в гости, пить чай будут только четверо, одного внука за дверь выставим? А вдруг гости нагрянут, аль не положено? Слишком сыро и необдумано, простите.
19:54
Дочитал до… среди черепков и засохшей краски…
Где конфликт?
Где история?
Что у нас происходит с дуэлью?
:((
20:38
Героиня хорошая, и отношения её с роботом мне нравятся. Нравится то, что она вернулась в семью, хотя бы на время. Ошибки немного испортили впечатление. И конфликт не разрешился, да он и непонятно какой именно, их тут несколько. И здесь скорее пятая чайная пара, не блюдце, так что с точки зрения темы промашка вышла.
Вот чуть не дотянули по всем параметрам. pardonА так хорошо.
05:58
+1
Казалось бы, избавившись от лишней чашки, должно стать легче. Но пятое блюдце так и осталось среди чайного сервиза.

— Здесь пять чашек!

Автор забыл, что ГГ разбила чашку об стену? Или я не поняла.
По сюжету. Очень неловкое введение в мир. Героиня с чего-то вдруг начинает думать про регулируемую законом семью. Я пониманию, что автору хочется как-то подать мир. Но ваша ГГ там живет. С чего бы ей это объяснять и кому? Как это раскрыто в рассказе?
Что-то сказано про природные катастрофы. И опять потеряно.
Слухи на ярмарке преувеличены Это скорее из мира фэнтези, чтоб прямо возмущались на всю ярмарку и потом еще и слухи были. Сильно выбивается.
Как я поняла, основная мысль была принять робота в семь. Но настолько это размыто все… Сюжет не проработан совершенно. Истории нет. Робота мы не видим. Отношений к нем контрастных тоже. Ну, Тэд немножко посмеивается. Ситуационное топтание на месте. Ехали в одну квартиру. Поставили коробку. Взяли коробку поехали в другую… Рассказ это история. Вот вы рассказываете про какой-то случай, ну вы же не говорите при этом про все подряд, упуская главное. А здесь так и выходит.
По тексту много былизмов, повторов слов. «Как скажЕте» — опечатка.
На мой взгляд, слабо.
Неплохая идея, но пятую чашку она разбила, откуда же она снова? Там кажется только блюдце осталось crazy. Читается на одном дыхании, но в конце немного разочаровывает (бедному роботу чашку дали, а пить нельзя). Все-таки рассказ понравился больше других ГОЛОС rose
Простая история. Легкая даже немного романтическая. Но если разобраться, то уж слишком простая. У девушки есть хобби. Есть небольшая проблема с хобби. Проблема решена в семейном кругу. Всё.
Написано интересно, но не более
11:46
Вот про магическое четыре, а пять ужас-ужас — мне понравилось. Как идея. А всё остальное, как-то невзрачно.
14:23
Мило))) чайная пара для робота))))
Мысли ГГ понятны, эмоциональная отдача вроде есть, сюжет даже какой-то… трогательный что ли)))
Но: ошибки. Причем какие-то совсем школьные. На вычитку времени, видимо, не хватило.
Про пятую вроде разбитую чашку уже вам написали, поддерживаю. в принципе, эта чашка объяснима (другой сервиз), но меня (и не только, оказывается, меня) это застопорило.
И автор запустил очень много линий, которые вроде как играют на обрисовку мира, на погружение в атмосферу, но при этом брошены. Это не смертельно, но оставляет много вопросов. Понимаю, что в этом объёме их все не закроешь, не завершишь, так и просится продолжение.
С другой стороны, здесь тот случай незавершённости, которая [для меня] срабатывает на желание узнать продолжение. А это не так уж плохо для автора — читатель хочет знать, что дальше — это же успех))))
за милоту и тепло плюсую)))
20:06
Временами рассказ напоминает демографическую пропаганду с налогом на бездетность, что немного тревожит (меня лично как «категорически бездетного»). В целом же неплох… но не более. И почти ни о чем. Хотя робот хороший, видимо.
21:29
Лёгкий такой текст. Сначала подумала, что будет конфликт — на тему демографии, потом — на тему статуса роботов, но всё как-то прозрачно у автора получилось — акварельная зарисовка. В целом очень мило. Плюс.
11:08
Как-то мне вот этот момент с всеобщим неприятием пятой пары в сервизе кажется очень неправдоподобным. Можно, конечно, сказать, что это аллегория такая. Но кроме этого больше ничего аллегоричного, выбивается. Очень ровный рассказ, монотонный, как мне показалось.
14:47
Конфликт милый, но натужный. Вот стали покупатели кричать, что это за пятая чашку тут у вас — возьми и спрячь ее под прилавок и продавай дальше! Или обыграй как запасную, да, или как тут выше заметили, как для гостей.
Чуть-чуть бы дотянуть в мелочах, и было бы весьма хорошо! ok
19:12
Условия созданного автором мира слегка друг с другом не женятся. Начало — классическая антиутопия, показывающая тоталитарное государство, плюющее на права своих граждан в угоду «чего-то там». Даже «лишних» детей забирают. В тоже время главная героиня мыслит и ведет себя слишком «свободно» — захотела и уволилась с завода, захотела и открыла свою лавку, захотела и съехала от родителей, захотела и на завод не возвращается. Штрафы за бездетность, наверное, тоже не платит. Бунтарка. Ну пусть. Решение ведения бизнеса по стратегии «я так желаю» (лепить 5 тарелочек с чашечками в комплект) кажется неправдоподобным в ситуации «всеобщего страха пятой чашки» (почему люди должны этого боятся — загадка). Но вот чего я действительно не понимаю, так это желание считать робота частью семьи. Ведь робот, как бы он не выглядел, условно, супер-пупер-модифицированный пылесос. Но в реальной жизни мы же не считаем пылесос частью семьи, даже если он умеет забавно ругаться. В общем как то так. Но написано неплохо, за это автору респект))
19:16
А всё-таки сюда ГОЛОС, потому что рассказ имеет глубину. Хоть и огрехов много, но за гуманистический (или пост-андроидо-гуманистический в антигуманистическом обществе) посыл, так сказать!
Очень милая история. Оригинально выкрутилась с лишней парой. Но пятая пара, а не пятое блюдце.
Вот еще в глаза бросилось:
Каждая чайная пара была уникальной. В ней был свой стиль и и характер. Она должна была отражать индивидуальность своего владельца. Раскрывать его лучшие качества, напоминать об успехах или значимых событиях.
— Чтобы отражать индивидуальность владельца, пару надо делать на заказ. Или не комплектовать в сервизы, а чтобы каждый мог выбрать только ту пару, которая ему по душе. Но это уже не будет пятое колесо в телеге.
Плюс.
20:09 (отредактировано)
Симпатичная история. Немножко Азимова.
Мне кажется, сюжетные ниточки «семья из 4-х человек», «изготовитель керамики», «домашний робот» связаны не отчетливо. Очевидно, что пятая чашка не для роботов, они же от этого портятся. Поэтому финал получился не отчетлив, ничто не завершилось.
Как скажите, — согласился Билли...
Надо бы «как скажете»?
20:30
Немножко резко оборвался рассказ. Здесь я соглашусь с Соней — можно было дотянуть так или иначе. Однако же, рассказ мне понравился. В первую очередь, раскрытием темы. С одной стороны, совершенно в лоб — блюдце и блюдце. Но чёрт, через это блюдце раскрыт целый мир. И это очень классный приём. Плюсую.
21:23
+1
История лёгкая, тёплая, хотя закидывает удочки и в социальные вопросы (демографические ограничения) и в философские (робот — часть семьи?). Но научности во всём происходящем не так много. Хоть бы про теорию одного миллиарда озвучили или про формулу идеального сервиза.
Если задуматься над фандопом, то невольно возникают вопросы: а что будет с теми семьями, которые не могут иметь детей? С детьми, которые остались без родителей? Но это лежит за рамками сюжета.
В центре героиня и её маленький мир, окунуться в который было приятно.
Заключение: милая история про семейные ценности, а фантастика здесь так, для галочки.
21:29
+1
Почему для галочки? Идея — «очеловечивание» робота. Это идея итоговая. Разве это не НФ? Просто в социалку пошел рассказ.
Загрузка...