Светлана Ледовская №1

Интервью с ​Сергеем Мусанифом

Интервью с ​Сергеем Мусанифом
Интервью с ​Сергеем Мусанифым

1.Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

У меня двое маленьких детей, так что увлекаюсь я в основном пирамидками, кубиками, сортерами, машинками, конструкторами лего, песенками про синий трактор и прочими адскими кукутиками, кто их только придумал, дай им бог здоровья. А занимаюсь я кормлениями, сменой памперсов, прогулками, одеванием, раздеванием и прочим мытьем голов (вот где настоящий ад-то, они ж орут).

2. Почему Вы вдруг начали писать?О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

О, я не помню, почему вдруг. С детства хотелось. Первым был детективный рассказ на две, по-моему, тетрадных страницы. Я не помню сюжета, но в конце там автомобиль врезался в витрину магазина, а молодой лейтенант полиции героически подставлял грудь под бандитские пули, прикрывая собой пожилого комиссара. В школе я много писал от руки, а потом бабушка на день рождение подарила мне печатную машинку, и тут-то все и завертелось.

Потом я все это выкинул, конечно.

3. Где вы черпаете идеи для произведений?

Где придется. Где попало, если точнее. Читаю книгу, смотрю фильм, стою в пробке, иду по улице, и тут – бац. Вот она, идея. До воплощения, правда, доходит процентов десять, если не меньше.

Но вообще, идеи мне не очень интересны. Я больше люблю ситуации. Берешь героя, загоняешь его в ситуацию. А потом вместе с ним думаешь, как из всего этого вылезать. Зачастую в начале книги я понятия не имею, чем она закончится.

4. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Наименее удачных мог бы назвать несколько штук. Наиболее удачных… нет, что-то одно выделить не смогу.

5. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Могу. Две. Но очень вяло и медленно, без драйва. Если же драйв есть, то только одно.

6. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Разумеется. Но дальше винчестера моего ноутбука (или местной свалки в те времена, когда у меня еще не было компьютера) они не пошли.

7. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Это сложный вопрос. Литературы много, она разная, в какой-то важно одно, в другой – совершенно иное. Какая-то литература учит, рассказывает что-то новое, какая-то заставляет думать, какая-то просто развлекает или помогает коротать время в общественном транспорте. Разные цели, разные задачи, соответственно, важные вещи там тоже разные.

8. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Имя им – легион. Нет, на самом деле, там же огромный список, неужели можно привести несколько (или десяток) фамилий и на этом остановиться?

9. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Это больше философский вопрос. Тут надо или отвечать трактатом страниц на двести, либо молчать. Людей много, жизнь у всех разная.

10. Что Вам дает творчество?Вы чем-то жертвуете ради него?

Чувство глубокого морального удовлетворения (иногда). Недовольство собой (часто) Бессонные ночи.

Жертвую в основном временем. А это, как известно, самое дорогое, что у нас есть и вот это вот все.

11. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

Сейчас я работаю над историей про супергероев. По крайней мере, я усиленно ее обдумываю. Такая ситуация – в нашем (почти нашем) мире появились супергерои, и что из этого вышло. Они, конечно, не такие крутые, как в комиксах, да и называются несколько иначе, и богов среди них нет, и никто не летает в железном костюме, заталкивая ядерные бомбы в нуль-порталы, и даже лазерами из глаз никто стрелять не может, по крайней мере, пока. Мне хочется добавить в это дело (сейчас смешно прозвучит) какой-то реалистичности. И немного логики. Потому что, например, Халк бесконечно силен, но не может поднять молот Тора, и это выглядит очень круто, но не очень логично. Хотя… Это тоже можно обосновать, я пока это описывал, уже почти придумал, как.

12. Вставляете ли вы самого себя в произведения, основаны ли некоторые ваши персонажи на авторе, сюжеты – на личном опыте?

Вставлял себя персонажем пару раз в эпизодических ролях. В эпилоге к «Правилам стрелка» и в «Людях и бегемотах», по-моему.

Что касается героев книг, так они, по идее, все основаны на мне, потому что я про них пишу. Хорошие, плохие, никакие… Но у них, как правило, свои истории, а я – человек достаточно скучный, и вряд ли мы с ними в чем-то совпадаем.

Сюжетов, основанных на личном опыте, нет. Да и в принципе, много ли найдется фантастов, которые на личном опыте могут описать звездные войны, убийства драконов или приключения мага в каком-то другом мире? Отдельные эпизоды, основанные на личном опыте, конечно, есть, но, как правило, они касаются каких-то бытовых вещей. В «Цивилизации страуса», например, поход главного героя по психиатрам и наркологам почти полностью списан с прохождения мною медкомиссии для получения справки на продление водительских прав.

13. Сериальность это благо или вред для автора?

Ну, это смотря, для какого автора. В финансовом плане, конечно, это благо. Читатель привык к миру, к героям, читатель хочет продолжения, издательства такое любят. Да я и сам такое люблю, в плане почитать. «Темная башня» Кинга, «Песнь льда и пламени» Мартина, много чего еще.

Но как писатель, я от сериалов устаю уже книге к третьей. Особенно, если они без перерыва идут, одна за другой. Садишься за ноутбук и думаешь, черт побери, опять кого-то мечом рубить (или бластером стрелять), а хочется уже чего-то другого. Поэтому у меня нет циклов больше четырех книг (их всего два), а остальное короче. «Гвардия», например, это вообще один здоровенный роман, а выходил в двух книгах только потому, что так решило издательство для достижения каких-то стратегических целей. (И мы знаем, каких).

А про других авторов я вам ничего не скажу.

14. Как Вы относитесь к критике?

Раньше очень болезненно относился, потом попустило. Это, конечно, зависит от того, кто и где критикует, знаю ли я этого человека, как я к нему отношусь. Ну а если кто-то пальцем в логический ляп ткнет или в технические неточности, то я только благодарен буду.

15. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

Сейчас реально задумался. На самом деле, там либо наш мир, либо мир, стоящий на грани катастрофы. Звездные войны, вторжения, интриги какие-то постоянные, неспокойно там, если в целом. Так что меня и наш мир вполне (за некоторыми исключениями), устраивает.

16. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

По большей части, равнодушно. Я как-то наткнулся на яойный (может, ошибаюсь в терминологии, но это вот когда мальчики с мальчиками) фанфик по «Имперской трилогии», прочитал два абзаца, а потом мне стало скучно, и я не стал дальше читать.

Я, наверное, сейчас страшную вещь скажу, но к тому моменту, как я заканчиваю работать над книгой (правки, редактура, вот это все), мир становится постылым, герои надоели до чертиков, история для меня заканчивается, и что там будет дальше мне уже не особенно интересно.

17. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

«Цивилизацию страуса», наверное. Там действие происходит в нашем мире, там что много декораций рисовать бы не пришлось. Ну и если бы у меня было право выбора, я предпочел бы не фильм, а не слишком длинный сериал. А если так, как у нас сейчас фантастические фильмы снимают, то лучше вообще не надо.

18. Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

Никакого. Потому что зачем этому миру второй Брюс Виллис? (шутка).

Если серьезно, то… никакого. Из меня получился бы очень плохой актер.

19. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Ну, я написал цикл книг в соавторстве, больше, пожалуй, не хочу. Я, как выяснилось, игрок не слишком командный.

20. Какие концовки книг у вас любимые?

Открытые.

21. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Переписать – нет. Отредактировать, может быть. Но повода пока нет, так что пусть все останется, как есть.

22. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Да, но таких единицы. Я не способен.

23. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

А что такое «полезная трата времени»? Конкурсы – это определенная школа, это дополнительное внимание к твоему творчеству, это общение, да там просто бывает весело. Почему бы нет?

24. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Да. См. выше.

Ну и когда твой роман критикует профессионал, это всегда полезно.

25. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Честный ответ будет грустным, так что я промолчу.

26. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Восемьдесят на двадцать. Талант талантом, но как бы гениален ты ни был, если не будешь часами долбить пальцами по клавишам, то ничего не выйдет.

27. Какова, по-Вашему, формула удачной книги?

Если бы она существовала, то неудачных книг вообще бы не было, не так ли?

28. Должен ли автор учитывать в своих текстах политическую конъюнктуру?

О, ну это индивидуально и исключительно от целей автора зависит. Если он творит для, так сказать, вечности, то и черт бы с ней, с конъюнктурой, кто потом вспомнит, что это вообще было двадцать лет назад? А если хочет что-то сказать прямо сейчас, вызвать какую-то реакцию, поднять какую-то тему или просто выплеснуть накопившееся раздражение (или дать выход счастью), то почему нет?

29. Задайте сами себе вопрос, которого Вам ни разу не задавали на интервьюировании и ответьте на него.

– Сколько будет дважды два?

– Четыре.

30. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Не против.

31. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Не против.

http://samlib.ru/w/witalij_f/

+3
10:33
275
11:08
+3
Замечательный папа-автор! bravo
14:59
+1
ваш папа? wonder
15:16
+2
Эмм… Нет, Влад.
16:15
+2
Влад, же только берет интервью, читать ответы его никто не обязывает)))
22:22
+1
Эмм… Нет, Влад.

При всем уважении, я точно не Ваш папа blush
07:35
+2
Эмм. Вы о чём?
11:48
+2
о факте
15:02
+2
«Чай со Слоном. Третья чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_tretya_chashka/
15:19 (отредактировано)
+2
Думаю, в заголовке ошибка: МусанифОм, а не МусанифЫм. Так?
16:05
+1

И вы совершенно правы.
13:21
+2
вот, терь правельна.
А то, когда бегом проглякала новинки, до меня даже и не дошло, с кем ваоще это таким интервью!
08:33 (отредактировано)
+3
Блиин! Я думал похожая фамилия! Это что же, Влад, ты у Мусанифа интервью брал??? wonder
Все книги читал от корки до корки. Даже про людей и бегемотов)
Гвардия таки вовсе шедевр на мой взгляд!
Замечательный автор! Прекрасное, без понтов, чувство юмора! И вместе с тем может такую драму навести, что мама не горюй!
Плохо, что нового пока неть. Почитал бы с преогромным удовольствием!
П.С.
Эльфа в глаз стрелой было жестоко sad
Впрочем, автор — барин blush
11:19
+3
ну, брал unknownа что тут такого?
12:43
+3
Осталось взять Казань, следовательно! ok
12:49
+3
и Кемску волость?
Я! Я!
Кемска волость! rofl
Молоток, котэ! thumbsup
13:34
+3
котэ ваще практичьски кувалд, как известно.
Тока Слёзки и Шпульника очень уж редко кладёт, а мну аператифка слабенька — вертаться приходится, перечитовать.А времени и так нету нифига. sorry
13:53
+3
quietШпака не я брал…
13:54
+3
wonderВы меня читаете?
13:55 (отредактировано)
+3
дыкть мошть и здря! магнитофон отечественный два штука, ну! плохо поди! laugh

А, не, отечественный эт портсигара три, а митафоны без определённой географической принадлежности. Но тоже три! надо было брать, да. quiet

Дык канеш читаю, об чём и базар! thumbsupтока со спотычками, с большими и длинными, што очень жаль.
14:39
+2
таки да, отечественными были портсигары, замшевыми куртки, магнитофоны — импортными
скоро выложу «Шпулечника»
«Кукушкины слезки», в связи с изданием, уже больше выкладывать не буду sorry
14:43
+2
скоро выложу «Шпулечника»
bravo
«Кукушкины слезки», в связи с изданием, уже больше выкладывать не буду
sad_накрылась халява…
Ну эт кому чего, автору-то по-любому — поздравляши! thumbsup
15:25
+2
sad_накрылась халява…
blushхлебушек то подорожал на 40 %, автору надо на него зарабатывать
15:29
+2
та хтош спорит-та! эта харашо, что хоть на хлеб удаётся, большинству ж своё приходится на публикацию тратить laugh
15:35
+2
ну, я тоже свое на публикацию трачу — время. между прочим, невозобновляемый ресурс…
15:39
+2
у вас, у пишущих — охота пуще неволи rofl
21:16
+1
Птиц сильный и свой; почётный Птиц с «700 граней» начинал)))
10:52
+1
таки все относительно
10:52
+1
«700 граней» давно стали классикой андеграунда
11:59
+1
И то верно.
13:30
+3
скока дофига всего хорошего надо читнуть, вот и Криса раз восторгнулся, значт, точно надо брать.
А когда?..
Копуха я копуха, двоешница неуспеваюшая… ых… у целого Мусанифа мелочь тока какую-то глякала сто лет назад… ых-ых…
А он ешо и без апшыбак пачишта пишет ктамужа, судя даж по интервью. Не то што, не будем пальцом. Патамушта не хватит пальцов: )
Брошу нафигг всё, уйду Стравуса четать, вот.
Каркунь, я тя абажаю! kissing
Держись там! drink
13:39
+3
04:21
+3
А я не знаю такого автора…
Не читала.
11:57
+1
главное, знаете Костромина, остальное приложится wink
Загрузка...
Ирис Ленская №1
Голосуйте за лучший РАССКАЗ недели №172
  • 1. №1 Пессимист - Автор: Первый - 3 (21.4%)
  • 2. №2 Neo-Theo — Автор:Лоторо - 5 (35.7%)
  • 3. №3 Ведьма — Автор: КотБаюн - 6 (42.9%)
  • 4. №4 Воин степи — Автор: Irynne - 0 (0%)
Проголосовало: 14
Голосуйте за лучшее СТИХОТВОРЕНИЕ недели №172
  • 1. №1 Чернобыль - Автор: Дмитрий Федорович - 5 (23.8%)
  • 2. №2 А у осени моей… — Автор: Renata - 3 (14.3%)
  • 3. №3 Не сейчас — Автор: Александр Добсон - 5 (23.8%)
  • 4. №4 Ночной таксист — Автор: Prilipala - 3 (14.3%)
  • 5. №5 Сигарета — Автор: Хагок - 5 (23.8%)
Проголосовало: 21
Голосуйте за лучший БЛОГ недели №172
  • 1. №1 Теория интересного - Автор: slavindo - 3 (15%)
  • 2. №2 Никогда не рано: Пабло Пикассо — Автор: Лис_Уильямс - 5 (25%)
  • 3. №3 Книголожество: Трумен Капоте — Автор: Лоторо - 0 (0%)
  • 4. №4 Как НЕ пишутся рассказы — Автор: Андрей Ваон - 10 (50%)
  • 5. №5 «Заморские гости» Николая Рериха — Автор: Наталья Швец - 2 (10%)
Проголосовало: 20